Конспект открытого урока по теме «Антропогенез»



жүктеу 111.66 Kb.
Дата30.04.2016
өлшемі111.66 Kb.
түріКонспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Конспект открытого урока по теме

«Антропогенез»

в рамках семинара заместителей директоров по УВР

Учитель: Шкаликова И.П.

г.о. Орехово-Зуево

2009-2010 учебный год
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об антропогенезе, выявить качество их усвоения школьниками.

  • Сформировать у учащихся убеждённость в том, что в основе процесса происхождения и исторического развития человека лежат естественные природные закономерности.

Развивающие:

  • Продолжить развитие мыслительных способностей учащихся, формирование у них умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.


Оборудование:

комплект палеонтологических моделей «Происхождение человека», цветные карточки (зеленая, синяя, красная), телевизор, DVD- плеер, диск «Звуки природы», фотографии рас человека, географические карты.


Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, ТРИЗ, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: география (работа в группах с использованием географических карт).


Структура урока


Методы и средства обучения

1.Организационный момент

Приветствие. Постановка целей и задач урока, психологический настрой на успешную и плодотворную деятельность.

На столах перед вам лежат цветные карточки. С их помощью ответьте мне на вопрос. С каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок?

Ученики поднимают карточки: зеленая – хорошее; синяя – плохое; красная – тревожное.


Вступительное слово учителя

2.Актуализация знаний

  • Что вы понимаете под термином «Антропогенез»?

  • К какому виду относятся все современные люди?

  • Что мы называем человеческими расами?

  • Какие факты доказывают происхождение человека от животных?




  • Выберите из предложенных вариантов биологические факторы антропогенеза.



  • Отметьте изменения в строении человека, возникшие под влиянием биологических факторов?



  • Выберите из предложенных вариантов социальные факторы антропогенеза.



  • Какой из социальных факторов можно назвать самым важным?



  • Как вы думаете, какие факторы биологические или социальные оказали наиболее сильное влияние на эволюцию человека?


Фронтальный опрос


Учащиеся работают у магнитной доски.


Беседа.

Учащиеся работают у магнитной доски.

Беседа.


3.Систематизация и обобщение знаний об антропогенезе
Проводится инструктаж по правилам работы в группах. Каждая группа выбирает 2 лидеров. Они совместно оценивают учеников (их активность или пассивность в обсуждении, знание учебного материала, оригинальность высказываемых идей и т. д.) Для этого на столе у каждой группы есть ведомость, которая сдаётся учителю в конце урока.
Задание 1 по теме: «Основные стадии антропогенеза»
Каждая группа получает текст. Определить по тексту, о какой стадии антропогенеза идёт речь, сообща дополнить эту характеристику, найти нужный бюст предка человека и по нему всё объяснить.

  • Вели стадный образ жизни, каннибалы, рост 130-150см.

  • Жили в ледниковый период, примерно 250 тысяч лет назад, владели зачаточной речью.

  • Объём мозга 1600 см³, возникновение искусства, религии.

План работы: 1.Чтение текста

2.Определение типажа.

3.Дополнение необходимых сведений.

4.Объяснение с использованием бюста.

Самостоятельная работа в группах.

(3 группы, формируются по рядам)

Группы работают одновременно.


Каждая группа выбирает из комплекта палеонтологических моделей «Происхождение человека», предка человека, в соответствии с заданием в карточке.



Подведение итогов работы в группах по 1 заданию


Заполнение сводной таблицы на доске.




Задание 2 по теме: «Человеческие расы»
Каждая группа получает карточку, где обозначены координаты точек на географической карте. Необходимо найти ареал обитания и определить, люди, какой человеческой расы там проживают, дать этой расе характеристику.


  • Координаты: 10 С.Ш , 20 В.Д. – по этим координатам определите расу. Свяжите с климатическими особенностями её основные признаки. Обратите внимание на то, какие признаки закреплялись в генотипе и передавались по наследству из поколения в поколение. Объясните.




  • Координаты: 40 С.Ш , 100 В.Д. – по этим координатам определите расу. Свяжите с климатическими особенностями её основные признаки. Что способствовало лучшей адаптации расы в определённых условиях. Объясните.




  • Координаты: 50 С.Ш , 20 В.Д. – по этим координатам определите расу. Свяжите с климатическими особенностями, наследственностью. Какие признаки повышали жизнеспособность расы? Объясните.



Самостоятельная работа в группах с использованием географических карт и фотографий рас человека.



Подведение итогов работы в группах по 2 заданию

Заполнение сводной таблицы на доске.




Задание 3 Решение творческой задачи
Группы перед работой инструктируются. Основное правило – никакой критики! Группа выбирает секретаря. Его обязанность – фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком).После обсуждения группа отбирает 2-3самых интересных решения. Затем выбирает спикера, который рассказывает о них всему классу и учителю.
Задача «Облик»

Известно, что с развитием цивилизации человеку всё реже приходилось, есть сырую пищу – в результате у него уменьшаются размеры челюстей, укорачивается кишечник. Людям всё чаще приходилось действовать сообща, в связи, с чем происходит сильное развитие речевого и мимического аппарата. Человек начинает регулярно пользоваться одеждой, тёплыми помещениями – и как результат поредение волосяного покрова.

Сейчас условия обитания многих людей опять меняются: городской и промышленный шум, радиация, опасность химического отравления, стрессы, преимущественно мелкая моторика рук и т. п. Попытайтесь путём коллективного обсуждения спрогнозировать облик человека будущего, исходя из следующего условия: сегодняшние условия сохранятся, их признаки будут лишь усиливаться в дальнейшем.


ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Самостоятельная работа в группах с последующей защитой своего варианта ответа.



Подведение итогов работы в группах по 3 заданию


Заполнение сводной таблицы на доске.


4.Проверка знаний учащих по теме: «Антропогенез» в виде контрольно – измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ.

Часть А ( с выбором одного правильного ответа)

1.Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:

а) ароморфоза;

б) рудимента;

в) атавизма;

г) идиоадаптации;
2.У человека в связи с прямохождением

а) когти превратились в ногти;

б) сформировался свод стопы;

в) срослись фаланги пальцев;

г) большой палец противопоставляется всем остальным;
3.В отличие от человекообразных обезьян у человека

а) имеется резус – фактор;

б) появилась рассудочная деятельность;

в) имеется четырёхкамерное сердце;

г) развито абстрактное мышление;

4.Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

а) возникших мутациях;

б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме;

г) происхождении человека от животных;
5.Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

а) использованию различной пищи;

б) наземному образу жизни;

в) жизни в различных природных условиях;

г) невосприимчивости к различным заболеваниям;
6. О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:

а) развитое мышление у млекопитающих;

б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;

в) питание растительной и животной пищей;

г) общественный образ жизни млекопитающих.
Часть В (с выбором нескольких верных ответов)

1. Результатом эволюции является:

а) дрейф генов

б) многообразие видов

в) мутационная изменчивость

г) приспособленность организмов к условиям внешней среды

д) повышение организации живых существ

е) борьба за существование

2. Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.

а) неандерталец

б) питекантроп
в) австралопитек
г ) кроманьонец

д) дриопитек



1

2

3

4

5


















Ответы.
Часть А

( за каждый правильный ответ 1 балл)


1

2

3

4

5

6

а

б

г

г

в

б




Тестирование с взаимопроверкой.

Работа сопровождается звуками природы (DVD – плеер)

Взаимопроверка.

Часть В

(за каждый правильный ответ 0, 5 балла)

1.б, г, д


2.

1

2

3

4

5

д

в

б

а

д



Критерии оценки:


«5» - 9-10 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

«2» -менее 5 баллов






5.Общее подведение итогов.


Учитель собирает ведомости с оценками у каждой группы. Сообщает оценки за работу ученикам на уроке.







6.Домашнее задание.

Дифферинцированое задание для подготовки к ЕГЭ из части С со свободным ответом.

На «3» - Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду?


На «4» и «5» - Почему у современных человекообразных обезьян не развилась членораздельная речь? Ведь они, как и предки человека, живут группами, и им тоже необходимо общаться друг с другом?

Вопрос учителя: С каким настроением вы уходите с урока?


Ученики поднимают карточки: зеленая – хорошее; синяя – плохое; красная – тревожное







Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Модель

открытого урока по биологии

«Антропогенез»

11 класс

Подготовила: Шкаликова Ирина Петровна, учитель биологии

Дата проведения: 23 октября 2008 г.
: DswMedia
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> «Энергетический обмен»
DswMedia -> Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения
DswMedia -> Положение об абазинском спортивно – техническом клубе местного отделения досааф россии г. Абаза республики хакасия 2012
DswMedia -> Абель Нильс Хенрик
DswMedia -> Комиссия не принимает документы абитуриента
DswMedia -> Малыш и компьютер
DswMedia -> Высказывания о русском языке




©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет