Конспект урока по музыке в 2 классе по теме «Святые земли русской. Александр Невский»



жүктеу 74.64 Kb.
Дата27.04.2016
өлшемі74.64 Kb.
түріКонспект урока
: ld
ld -> -
ld -> Шпаргалка " Мұртты обалар" көп тараған аймақ "Ақ жалды жүйрік аттардың иелері" деп аталған тайпа "
ld -> Қазақстан тарихының тақырыбына шпаргалкалары Адамзат тарихы дамуының ең алғашқы кезеңі? Тас дәуірі
ld -> Разработка научно-технологических основ производства катализаторов дегидрирования для синтеза изопрена
ld -> Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета Казань 2004 Печатается по решению
ld -> Реферат Основные элементы и профессиональные правила оформления рекламного объявления
ld -> Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігінің ақпараттық жүйелерін «электрондық үкіметтің» шлюзімен біріктіру мүмкіндіктерін зерделеу жөніндегі жұмыс жоспары
ld -> Абай Құнанбайұлы Жүрегіңнің түбіне терең бойла
ld -> Төлеу Көбдіковтің елінде
Ирина Викторовна Балыбердина

учитель музыки Вятской православной гимназии
Конспект урока по музыке в 2 классе

по теме « Святые земли русской. Александр Невский».

22 октября 2007года.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Цели урока:

1. образовательные:

а) проверить, как учащиеся запомнили основные виды колокольного звона,

б) познакомить с жизнью и подвигами святого князя Александра Невского,

в) показать, как образ святого князя отразился в изобразительном искусстве, музыке и кино,

г) познакомить детей с именами мастеров русской культуры Павла Корина, Сергея Прокофьева, Сергея Эзенштейна.

2. воспитательные:

а) воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах,

б) прививать навык вдумчивого слушания музыки,

в) воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.



3. развивающие:

а) развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к лучшим образцам отечественного искусства,

б) развивать познавательный интерес учащихся,

в) продолжать развитие вокально-хоровых навыков и работу над ансамблем.


Подготовка к уроку:


  1. Оформить стенд «Народная хоровая музыка» с рисунками учащихся по теме предыдущего урока.

  2. Подготовить классную доску:

- вверху центральной части написать дату – «22 октября», ниже – оставить место для темы, а также для ключевых слов, описывающих характер музыки (мужественная, открытая, решительная, четкая, торжественная, собранная, степенная, неторопливая) , слева - оставить место для портрета Александра Невского, работы Павла Корина, карточек со словами кантата, Сергей Прокофьев, Павел Корин, Сергей Эйзенштейн.

- в левой части –карта Ледового побоища,

- мел, указку, магниты.

3. Подготовить музыкальный материал:

- CD с записями кантаты «Александр Невский»

- СД с записями колокольных звонов,

- Видеокассету с фрагментом фильма «Александр Невский».
4. Подготовить аппаратуру: телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон, видео.
5. Подготовить иллюстрации: карточки ключевых слов, описывающих характер музыки (мужественная, открытая, решительная, четкая, торжественная, собранная, степенная, неторопливая), слева портрет Александра Невского, работы Павла Корина, карточки со словами кантата, Сергей Прокофьев, Павел Корин, Сергей Эйзенштейн, датой «1242 год».
6. Подготовить классный журнал со списком учащихся.

Организационное начало учебного занятия:


Перед учителем – открытый классный журнал. Дети – в коридоре.

Звучит звонок. Дети входят в класс. Встают на свои места. Выкладывают на столы тетради, дневники, ручки.



Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь!» - дети садятся за парты.

Учитель: «Дежурный, пожалуйста, сообщите, кто отсутствует на уроке?» - дежурный называет имена отсутствующих, учитель отмечает их в классном журнале.
***

Проверка домашнего задания:


Учитель: «Мы продолжаем путешествие в удивительный мир музыки. Как вы знаете, в минувшее воскресенье наша Вятская епархия отметила свое 350-летие. Многие из вас в этот праздничный день вместе с родителями посетили наши храмы. В качестве домашнего задания я просила вас обратить внимание на колокольный звон. Слышали ли вы колокола? – дети отвечают: «Да, слышали». Тогда другой, более сложный вопрос: «Обратили ли вы внимание, когда звучали колокола? – дети отвечают: «Мы слышали колокольный звон, когда шли в храм на службу, когда в храм приезжали владыки, перед началом службы». Здесь учитель включает диск с праздничным звоном и говорит: «Сейчас я включу запись одного из видов колокольного звона. Пожалуйста, скажите, как он называется и когда звучит?» - дети отвечают: «Этот перезвон, он звучит при встрече в храме владыки, епископа, митрополита». Молодцы! Правильно!

***

Актуализация темы урока:



Учитель: Вам будет интересно узнать, что таким колокольным звоном в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом. Так весной 1242 года в городе Великом Новгороде люди встречали святого благоверного князя Александра Невского и его войско. Кто он такой? Какую победу он одержал? Что же такого он совершил для Руси? Чем дорога народу память об этом удивительном человеке?

***


Усвоение новых знаний и способов деятельности
Учитель: Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны в памяти народной вот уже в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный князь Александр Невский. Родился он в 1220 году в русском городе Переславле-Залесском. Как гласят рукописи, «рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по- гречески. Как и вы будете учиться в нашей гимназии греческому и церковнославянскому языку. Много читал о полководцах, сражениях, планы которых чертил палочкой на снегу или на земле. Стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла.

Мы с вами тоже много трудимся, пишем в тетрадках, и наши руки тоже должны быть сильными. Пожалуйста, встаньте и повторяйте за мной (учитель проводит физкультминутку «Стульчик ты из рук сложи, и детишкам покажи»).


Дети встают и вслед за учителем повторяют движения и слова.

Учитель: Пожалуйста, садитесь. Когда князь Александр вырос, пришло и его время защищать русскую землю от врагов (далее учитель подходит к карте Ледового побоища и продолжает рассказ). В те годы самым большим и богатым городом Северной Руси был Великий Новгород (показывает на карте). Многие иноземцы хотели им овладеть – и хитрые шведы, и хорошо вооруженные немецкие рыцари. Но всех их разбило русское войско, которым командовал князь Александр. Давайте посмотрим на его портрет, который написал художник Павел Корин (учитель прикрепляет на доску карточку с именем «Павел Корин» и описывает картину). На картине мы видим князя Александра. Художник изобразил его в полный рост, в военных доспехах, шлеме, княжеской красной накидке, с мечом в руках. За ним, на дальнем плане картины мы видим стены и храмы Великого Новгорода, а в правом углу – стяг с ликом Спасителя, под которым наши воины шли в бой. Эта картина говорит нам о характере князя Александра. Что вы можете сказать о нем? Каким он был?

Дети: Сильным, серьезным, грозным, суровым, мужественным, непреклонным, героическим…

Учитель: Молодцы, умнички. А теперь обратите внимание на меч князя Александра. Он не размахивает им над головой, но держит в ножнах и лишь чуть-чуть приподнял, глядя в сторону врагов. Художник этим подчеркивает, что русский воин не нападает, ему не нужно чужой земли. Но он решительно, твердо защищает свое Отечество и, если потребуется, готов отдать за него свою жизнь. Крылатыми стали слова князя Александра: «Кто придет на Русь, будет на смерть бит». Эти слова звучат в художественном фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Давайте посмотрим этот фрагмент и обратим внимание на музыку, которая звучит в этом фильме – «Какая она по характеру? Кто ее исполняет?» (учитель помещает на доске карточку с именем режиссера и включает видеомагнитофон и телевизор, фрагмент длится 2,5 минуты с 37.50 до 40.20, дети смотрят фрагмент, слушают музыку).
***

Учитель: Итак, я просила вас обратить внимание на музыку к фильму и ответить на вопросы: «Какая она по характеру?». На доске я разместила несколько карточек с ключевыми словами, описывающими характер музыки. Выберите те из них, которые подходят к этому фрагменту?» (учитель вызывает к доске Машу Порплик, Егора Марахина, Ваню Бадьина, Дашу Преснецову, дети выбирают нужную карточку и передают ее учителю, учитель показывает карточку ученикам и помещает рядом с портретом князя Александра Невского: торжественная, мужественная, решительная, громкая, собранная).
Учитель: Молодцы! Я думаю, что эта музыка созвучна характеру святого князя Александра Невского. Вы согласны со мной? А теперь скажите, кто исполнял эту музыку?
Дети: Мы слышали, как звучали колокола, как пел хор и солисты, как звучали музыкальные инструменты.
Учитель: Запомните, что музыкальное произведение, которое исполняет хор в сопровождении оркестра и солистов, называется кантатой (прикрепляет на доску карточку со словом «кантата»). В фильме, фрагмент которого вы только что видели, прозвучал хор из кантаты композитора Сергея Прокофьева «Александр Невский». Давайте послушаем его еще раз. Он называется: «Вставайте, люди русские!». Послушайте и скажите: «Благодаря каким музыкальным инструментам эта музыка звучит так призывно и торжественно?» (учитель помещает на доску карточку с именем «Сергей Прокофьев», включает СД-проигрыватель, дети слушают и отвечают: «Торжественный характер музыке придают колокола»).
Учитель делает вывод: Итак, говоря о святом князе Александре Невском, мы с вами увидели, что его образ не забыт. Художник Павел Корин воплотил его в картине, режиссер Сергей Эйзенштейн – в художественном фильме, а композитор Сергей Прокофьев в музыкальном произведении – кантате.
***

Этап первичной проверки понимания изученного



Учитель: Еще раз посмотрите на портрет князя Александра, вспомните фильм и музыку к нему. Скажите, почему, за что помнит его русский народ? Даже называет его святым князем? – дети отвечают: «Он был защитником русской земли».

***


Учитель: А сейчас, как будущие защитники родной земли, мы споем песню о России, поработаем над правильной интонацией – будем петь ее ласково, с любовью, нежно, неторопливо, как песню о маме – дети поют песню «У моей России длинные косички» под аккомпанемент учителя на бояне.
***

Этап закрепления новых знаний и способов действия



Учитель (показывая на пустые квадратики, нарисованные на доске): Здесь я спрятала новое для вас слово, которое вы узнали сегодня на уроке. Угадайте его!

К

А

Н

Т

А

Т

А

Это кантата. Кто запомнил, что это такое? – дети отвечают.
***

Этап информации о домашнем задании



Учитель: Пожалуйста, откройте ваши дневники и запишите вопрос для домашнего задания: «Какое слово спряталось в слове «КАНТАТА»? (ответ «кант» - песня). Вы также можете раскрасить рисунок из рабочей тетради, на котором изображена встреча святого князя Александра Невского в Новгороде после победы над немецкими рыцарями.

***


Этап подведения итогов занятия

Учитель: Наш урок подошел к концу. Считаю, что он достиг поставленных целей. В течение урока я поставила отличные оценки ______________________ ____________________________________________________________________ ,

на оценку «хорошо» поработали ________________________________________ .

Названных учеников прошу после звонка подойти ко мне с дневниками.

До свидания!











©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет