Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей пособие для педагогов и родителей М.; Издательство



жүктеу 0.72 Mb.
бет1/10
Дата28.04.2016
өлшемі0.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары






Куликовская Т.А.

Логопедические скороговорки и считалки.

Речевой материал

для автоматизации звуков у детей

пособие для педагогов и родителей


М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.
В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания.

Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.

Пособие адресовано педагогам (логопедам, воспитателям логопедических групп, гувернерам) и родителям.

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

ЧАСТЬ I
Чистоговорки для автоматизации звуков 6

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ 6

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ 9

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «Р» 15

ЧАСТЬ 2
Считалки для автоматизации звуков 19

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ 19

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ 22

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ» 25

ЧАСТЬ 3
Скороговорки для автоматизации звуков 31

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «С», «СЬ» 31

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ «З», «ЗЬ» 42

СВИСТЯЩИЙ ЗВУК «Ц» 48

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ш» 52

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ж» 62

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Ч» 68

ШИПЯЩИЙ ЗВУК «Щ» 76

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Л», «ЛЬ» 79

СОНОРНЫЕ ЗВУКИ «Р», «РЬ» 100



ВВЕДЕНИЕ


При систематических логопедических занятиях ребёнок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику, правильно воспроизводит трудные звуки, но часто пользуется старым, привычным произношением. Чтобы исправить это, необходимо закрепить поставленные звуки в речи. Любой звук традиционно сначала автоматизируется изолированно, а затем — на материале различных слогов, слов и текстов.

Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.



В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение изолированных звуков и слогов с ними в авторских чистоговорках. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки, выделенные полужирным шрифтом. Хорошо, если взрослый по ходу чтения каждой чистоговорки будет схематично рисовать в тетради ребенка маленькие опорные картинки. Ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Причем первое время ребенок будет воспроизводить чистоговорку с помощью взрослого, а затем — самостоятельно. Можно писать с ребенком буквы и слоги, называя их несколько раз.

Эта тренировка впоследствии поможет быстрее освоить произношение трудных звуков в словах и предложениях. Она послужит хорошим началом дальнейшей логопедической работы.



Во второй части пособия детям предлагаются для повторения и заучивания забавные логопедические считалки.

Введение

В третьей части пособия представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Герои многих скороговорок — разные животные и их детеныши. Это поддерживает интерес детей к работе с текстами. Проговаривание скороговорок сначала в медленном, а затем в быстром темпе способствует быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи.

Скороговорки составлены из слов с большим количеством звуков из какой-либо одной фонетической группы. Например, слова скороговорки содержат звуки из группы шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. Это позволяет акцентировать внимание ребенка на правильном произношении звуков данной фонетической группы и помогает ребенку ввести эти звуки в самостоятельную речь.

Звуки, слоги и слова с автоматизируемым звуком нужно повторять многократно, для того чтобы закрепить новый правильный уклад органов артикуляции. Тренировки по закреплению правильного произношения звука в речи лучше всего проводить в игре. Одним из эффективных игровых приемов может стать перекладывание в момент произнесения звука (например, «С») или слога (например, «СА») мелких предметов (пуговиц, палочек, маленьких игрушек и т.п.) из одной коробки в другую. И так до тех пор, пока все предметы не окажутся в новой коробке.

Буквы, обозначающие трудные звуки, выделены для удобства жирным шрифтом.

Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.

ЧАСТЬ I
Чистоговорки для автоматизации звуков

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ


1




С — поёт, течёт водичка,

Можно чисто вымыть личико,



С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.




Можно чай налить Серёже,

С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.




И в фонтане вода тоже,

С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.









2




С — течет вода из крана.




Много струек у фонтана.




С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.




На траве блестит роса.




Нам пропели струйки — СА.




Са-са-са-са-са-са-са-са.




Пьет жучок в саду росу.




Произносим слоги — СУ.




Су-су-су-су-су-су-су.




Вышло солнце — нет росы.




Повторяем слоги — СЫ.




Сы-сы-сы-сы-сы-сы-сы.




Рядом с садом есть шоссе.




Мы сейчас услышим — СЭ.




Сэ-сэ-сэ-сэ-сэ-сэ.




Где-то сдулось колесо.




Пропоет фонтан нам — СО.




Со-со-со-со-со-со-со.









3




Будет в доме жить лиса.




Произносим слоги СА.




Са-са-са-са-са-са-са-са.




Дом просторный у лисы.




Произносим слоги СЫ.




Сы-сы-сы-сы-сы-сы-сы.




Дом порадует лису.




Произносим слоги СУ.




Су-су-су-су-су-су-су.




Мы закончим стройку всю.




Произносим слоги СЮ.




Сю-сю-сю-сю-сю-сю-сю.




В гости мы придем к лисе.




Произносим слоги СЕ.




Се-се-се-се-се-се-се.









4




З — звенящий очень звук,




Позвонил в квартиру друг,




З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.




Или звонкий телефон,




З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.




Иль комар нарушил сон,




З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.









5




З — комарики звенят,




Они в поле к нам летят.




З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.




Закрывай скорей глаза:




Комары звенят нам — ЗА.




За-за-за-за-за-за-за-за.




Вьются сверху и внизу




И звенят все громче — ЗУ.




Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу.




Комары летят к козе.




Произносим слоги — ЗЕ.




Зе-зе-зе-зе-зе-зе-зе.




Нас, лошадка, отвези.




Комары пропели — ЗИ.




Зи-зи-зи-зи-зи-зи-зи.




Мы уселись на возы,

Уезжая, слышим — ЗЫ.






Зы-зы-зы-зы-зы-зы-зы.









6




Принесла шары коза.

Произносим слоги — ЗА.



За-за-за-за-за-за-за-за.




День рожденья у козы.

Мы напишем слоги — ЗЫ.






Зы-зы-зы-зы-зы-зы-зы.




Испекла коза безе.




Мы напишем слоги — ЗЭ.




Зэ-зэ-зэ-зэ-зэ-зэ-зэ.




Что подарим мы козе?

Мы напишем слоги — ЗЕ.






Зе-зе-зе-зе-зе-зе-зе.




Все поздравили козу.

Написали слоги — ЗУ.



Зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу-зу.






7

Ц — мы цыкаем подчас.

Тихо, дети спят сейчас,

Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.

Мы не будем льву мешать,




Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.

И птенцы хотят поспать.

Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.



8

Ц — прошу вас не шуметь:




Мы идем на птиц смотреть.




Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц.




У синиц есть сын — птенец.




Он поёт тихонько — ЕЦ.




Ец-ец-ец-ец-ец-ец-ец.




Очень нравится птенцу




Петь на воле звонко — ЦУ.




Цу-цу-цу-цу-цу-цу-цу.




Птицы, сидя на крыльце,




Распевают громко — ЦЭ.




Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ.




Скоро вырастут птенцы.




Пропоют нам дружно — ЦЫ.




Цы-цы-цы-цы-цы-цы-цы.




Опустело вдруг крыльцо,




Раздается в лесу — ЦО.




Цо-цо-цо-цо-цо-цо-цо.









9




На лугу стоит овца.




Пишем дружно слоги — Ца.




Ца-ца-ца-ца-ца-ца-ца.




Много корма у овцы.




Пишем дружно слоги — Цы.




Цы-цы-цы-цы-цы-цы-цы.




Подошел пастух к овце.




Пишем дружно слоги —




Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-цэ.




Нужно гнать домой овцу




Пишем дружно слоги — ЦЭ.




Цу-цу-цу-цу-цу-цу-цу.




Вот хозяйское крыльцо.




Пишем дружно слоги — ЦО.




Цо-цо-цо-цо-цо-цо-цо.





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет