Лекции по истории античной философии n 1 Архаика. Философия древних ионийцев. Гераклит



жүктеу 1.1 Mb.
бет1/5
Дата28.04.2016
өлшемі1.1 Mb.
түріЛекции
  1   2   3   4   5
:


Лекционный курс по истории философии.
Лекции по истории античной философии

N 1 Архаика.

Философия древних ионийцев. Гераклит Эфесский, учение об огне и логосе.

Элейское учение об онтосе (бытии) , истине и мнении; апории Зенона Элейского.

Пифагор. Пифагорейский союз. Учение о числе и монаде.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема периодизации: предфилософия?МИФ? /Эпоха архаики./ Классика./ Эпоха

эллинизма./ Христианско-философская мысль(условно до 529 г.).

Географическое положение Эллады , основные ареалы колонизации Средиземноморья, Понта Эвксинского, Меотиды (т.е. побережий Черного и Азовского морей): Иония - экономическое, культурное положение в архаическую эпоху (8-6 вв. до н.э.), греко-персидские войны; Италийские земли, Сицилия (Великая Эллада); Балканы - аттическая и дорическая Греция (Афины и Спарта).

АРХАИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ.

Древние ионийцы, италийцы и элейцы (элеаты). /Натуралисты (“физики”, или “фисиологи”) досократики.

ИОНИЙЦЫ. Истоки философской онтологии.

Местоположение Ионии.

Иония - район на Зап. побережье Малой Азии, населен греками (эллинами) ионийской группы племен. Экономический и культурный расцвет Ионии приходится на У11-У1 вв. до н.э.

Ионийский земли - родина таких мыслителей как Ксенофан (г.Колофон), Пифагор (остров Самос), Архелай (г.Милет), Анаксагор (г.Клазомен), Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (г.Милет), Гераклит (г.Эфес).

Историческая справка: 546 г. до н.э. - завоевание Ионии Персией /Кир Камбис и его походы/, финикийцы занимают наиболее выгодное положение среди персидских колоний, тогда как торговые связи Иона, в частности, с Египтом и Причерноморьем ослабевают; в 499 году ионийцы поднимают восстание против персов, оно заканчивается поражением, в 494 г. пал Милет, город разрушен, жители перебиты или взяты в плен ( в Афинах сочинена драма Фринихом “Взятие Милета”); к лету 493 года персами захвачены последние мятежные города. Только в результате длительной греко-персидской войны во второй половине У века Иония вновь обрела независимость, но никогда уже не была ведущей в экономическом и культурном отношении среди остальных эллинских колоний.

У1-У вв. до н.э. - это время бурь, страданий и одновременно расцвета архаической философской мысли древних “фисиологов”. “Пери фюсис” ( ) “О природе” - в основном так называются сочинения древних греческих мыслителей периода У111-У1 вв. до н.э. Фюсис=природа означает как натуру, свойство, характер, так и генезис, рождение, происхождение. Древние мыслители придают этому понятию еще одно значение - СУЩНОСТЬ бытия вещи.* (глаг.”фюо” или “фюомай” означает “рождать”, ”рождаться”).

Основные подходы(условно говоря, методы) в исследовании - это метод НАБЛЮДЕНИЯ (созерцания), на основе которого рождается представление о “незаинтересованном созерцании истины”, т.е. “ФЕОРИИ”=теории, а также метод стихийной диалектики, перерастающей в эпоху классики в диалогах Платона в “диалектикос”=искусство ведения спора через сталкивание противоположных суждений о предмете.*

*Т.о. “фисиологи”, натурфилософы, “великие милетцы”, первые онтологи - это различные словосочетания для обозначения одних и тех же имен - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, предшественников нарождающейся философской мысли античности.

Греческих фисиологов (натурфилософов) интересует прежде всего проблема ПЕРВОНАЧАЛА=АРХЭ ().

МИЛЕТЦЫ.

ФАЛЕС, его ученик и преемник Анаксимандр, последователь последнего Анаксимен.

Фалес - сын Эксамия из Милета, возможно финикийского происхождения, жил между 35 и 58 олимпиадами, т.е. между 640 и 545 или 625-547 гг. до н.э./7-6 вв. до н.э.).

Фалеса считают древним ученым. Диоген Лаэртский писал:” ... он измерил пирамиды по /их/ тени, подметив момент, когда /наша тень/ равна нашему росту.” К его НАУЧНЫМ заслугам относят: предсказание полного солнечного затмения /около 585 г. до н.э./, установление времени солнцестояния, равноденствий, годового движения солнца на фоне звезд, продолжительности года - 365 дней/переход на солнечный календарь/,то, что он первым вписал треугольник в круг и установил равенство вертикальных углов и углов у основания равнобедренного треугольника.(Вероятно, на математические и астрономические познания Фалеса оказало глубокое влияние его знакомство с тайными учениями египетских жрецов и вавилонян, однако, в чем в точности это влияние состояло, не знает сегодня никто). Как географ Фалес прославился сочинением “Морская астрология”. Фалеса называют в числе “СЕМИ ГРЕЧЕСКИХ МУДРЕЦОВ”. Чаще всего в эту значимую для древнего эллина “семерку” входили: Солон, Фалес, Питтак, Биант, Периандр, Хилон, Клеобул.

Примеры изречений древнегреческих “софой”(мудрецов).

“Мера лучше всего”/Клеобул/.”Ничего слишком”/Солон/. “Познай самого себя”. “Находясь у власти, управляй самим собой”/Фалес/.”Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам”/Питтак/.”Удовольствие - смерть”.Добродетели - бессмертие”/Периандр/.

ФИЛОСОФИЯ Фалеса.

1/Признание бессмертия души.

2/Признание всеобщей одушвленности космоса.

3/Принцип “АРХЭ”=ПЕРВОНАЧАЛА: в основе всего лежит подвижная стихия ВОДЫ.

/из Диог.Лаэрт., “Фрагменты ранних греч.философов” ч.1 М.Наука. 1989, С.100-101/

“по словам некоторых, он также первым сказал, что души бессмертны...Аристотель и Гиппий говорят, что он наделял душой(“псюхэ”) даже неодушевленное, заключая /о всеобщей одушевленности/ по магнесийсийскому камню/магниту/ и янтарю....Началом всех вещей он полагал ВОДУ, а космос - одушевленным/живым=эмпсюхос/ и полным божественных сил(даймонеос).”

Там же, С.103 “Он сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. “Так почему же,- спросил кто-то,- ты не умираешь?” “Именно потому, что разницы никакой”,- ответил он. На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: ”Ночь - одним днем раньше”. Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. /”не только совершить/, но и замыслить не может,”- ответил он....На вопрос, что трудно.- “Знать себя”. Что легко - “Наставлять другого”. Что всего слаще?-”Успех”. Что есть божество? - ”То, у чего нет ни начала, ни конца.” Какую невидаль удалось ему увидеть? - “Тирана, дожившего до старости.”

Аристотель передает о Фалесе такую легенду: “Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем /богатом/ урожае маслин, еще зимой...раздал/деньги/ в задаток за все маслодавильни в Милете и Хиосе. Нанял он их за бесценок, а ...когда пришла пора, и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению, и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся

АНАКСИМАНДР.(ок. 610-546 гг. до н.э.).

Основная идея: архэ всего сущего беспредельно и бесконечно, оно есть “АПЕЙРОН”.

/Из Диог.Лаэрт. Там же =Фрагменты...С.116/

“Анаксимандр, сын Праксиада, Милетец. Он утверждал, что начало (архэ) и элемент - бесконечное (то апейрон= ), не определяя /это бесконечное как “воздух”, “воду” или какой-нибудь другой определенный /элемент/; что части изменяются, а Целое=Универсум неизменно; что Земля покоится по середине /космоса/, занимая центральное местоположение /в силу шарообразности/, а также, что Луна сияет ложным светом и освещается Солнцем, а Солнце / по величине/ не меньше Земли и есть чистейший огонь.”

/Из Псевдо-Аристотеля, там же С. 119/

“Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, началом сущих полагает бесконечное: из него все возникает и в него все уничтожается. Поэтому и рождаются бесконечные /по числу/ космосы и снова уничтожаются в то, из чего возникли.”

“Он объясняет, почему оно безгранично (аперантон): чтобы никогда не иссякло наличное возникновение.

/Из Блаж.Августина, там же С. 123/

“Преемником Фалеса стал его слушатель АНАКСИМАНДР и изменил воззрение на природу вещей. Ибо не из одной вещи ( как Фалес, из влаги), но из своих собственных начал , думал он рождается всякая вещь. Он полагал, что эти начала единичных вещей бесконечны и порождают БЕСЧИСЛЕННЫЕ МИРЫ вместе со всем, что только в них возникает; миры же те, как он считал, то разлагаются , то снова рождаются - каждый сообразно своему жизненному веку (аэтас=айон), в течение которого он может сохраняться. Но и он также в этом творении вещей не уделил никакой роли божественному уму.”

АНАКСИМЕН./ок.588-525 гг. до н.э./.

Осн. идея - природа беспредельна и бесконечна, но она должна быть качественно определена, поэтому “апейрон” заменяет понятием “айрон”,т.е. “водух”.

/Из Диогена Лаэрт. Там же С. 129/

“Анаксимен, сын Эристрата, Милетец, был слушателем Анаксимандра(некоторые говорят, что он слушал и Парменида).Он считал началом ВОЗДУХ и БЕСКОНЕЧНОЕ.”

/Из Псевдо-Плутарха Там же С. 130/

“Сообщают, что Анаксимен полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен.Все вещи рождаются путем некоего сгущения (пюкносис) и, наоборот, разряжения (харайосис) воздуха. Что касается движения, то оно существует испокон века. Он говорит, что в процессе “валяния” /из/ воздуха первой возникнет Земля, весьма плоская, а потому вполне естественно, что она плавает по воздуху. И Солнце, и Луна, и прочие звезды берут начало и происходят из Земли. Так, он утверждает, что Солнце - это Земля, но только от стремительного движения она еще и преизрядно нагрелась”.

В книге одного из создателей квантовой механики Э.Шредингера ( «Наука и гуманизм. Физика в наши дни».1952) неожиданно идеи Анксимена получили научное обоснование как великое прозрение «фисиологическоой эпохи» античной культуры. Шредингер писал: «Каким образом к древним атомистам пришла идея атомизма материи? Сегодня этот вопрос представляет не только исторический интерес, он становится эпистемологически релевантным. Этот вопрос иногда задают в иной форме – с интонацией крайнего изумления: как эти мыслители, обладавшие крайне скудными знаниями законов физики и уж тем паче соответствующих экспериментальных фактов – как они вышли на правильную теорию состава материальных тел? .. Атомисты и их идеи не появились внезапно из ничего, им предшествовало большое развитие… Анаксимен из внимательного рассмотрения ежедневного опыта сформулировал тезис, что каждый кусок материи может находиться в твердом, жидком, газообразном и «огненном» состояниях; что изменение состояния предполагает изменение природы, а вызывается геометрически, как бы распространением одного и того же количества материи на больший объем ( разрежение) или, при обратном переходе, уменьшением или сжатием. Эта идея настолько уместна, что современные введения в физику могут перенять ее без каких–либо изменений. Более того, это определенно небезосновательная догадка, а результат тщательного наблюдения». Подчеркивая «загадочный характер континуума» и сложность в описании его с помощью «изолированных» точек, Шредингер далее замечал: «Атомисты знают…: частицы остаются неизменными, изменяется лишь их геометрическая конфигурация».

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ.

Акмэ (т.е. расцвет = 40 лет) приходится на 69-ую Олимпиаду(504-501 гг. до н.э.), родился он около 544 года до н.э., год смерти неизвестен. В древности был прозван “Темным” за трудность слога и его символичность, а также “Плачущим философом”, ибо каждый раз, как Гераклит выходил из дома и видел, по его словам, такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех.

По Диогену Лаэртскому, традиционное “Пери фюсис”(“О природе”) Гераклита делилось на три рассуждения: 1/о Вселенной;

2/ о государстве;

3/ о божестве

По Дильсу-Кранцу, сохранилось 145 фрагментов , 126 из них - сомнительные. Например, Богомолов предлагает разбить эти фрагменты по темам: об огне, логосе, о противоположностях (диалектика), о душе, о богах, о нравах и государстве.

/см. А.С.Богомолов Античная философия. М.МГУ.1985. /

Гераклит уже для своих современников, как например, для Сократа, шутившего, что для понимания эфесца нужен делосский ныряльщик, представлял загадку. Не менее любопытно обращение к символике Гераклита знаменитого “философа жизни” Ф.Ницше прежде всего в “Так говорил Заратустра”, а так же обращенность к гераклитовским высказываниям современной философской мысли , окрашенной в “хайдеггровские” цвета.

В словах, приписываемых Гераклиту, звучит общий для всего его стиля мышления пафос: /из псевдо-Гераклита/ ”О люди! Хотите узнать, почему я никогда не смеюсь?Не потому, что ненавижу людей, а потому что /ненавижу/ их пороки...С радостью буду жить не вдали от родины, а вдали от подлости.”

ОНТОЛОГИЯ.

Гераклит ставит, как и все фисиологи, проблему существования мира в гармонии всех его форм, т.е.“фюсиса”=природы космоса. Как хаос обретает хронос (время) и становится космосом - вот проблема проблем для влюбленных в соразмерность, в мировую гармонию античных греков (так видятся мне эти настойчивые поиски архэ гармонии во Вселенной).

До нас дошли следующие его высказывания/см. “Фрагменты...” С.193-195/

Природа любит прятаться”. “Тайная гармония лучше явной”. “Большая часть вещей ускользает от познания по причине невероятности /или неверия/.”Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские”./из Секста-Эмпирика/. “Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем”./из Диог.Лаэрт./.



Вывод: Гераклит считает, что существует две формы познания -глубинная, истинная, раскрывающая суть /скрытую/ вещного бытия и неистинная, поверхностная форма знания, т.е. делается различие между описательностью и пониманием в познании.

ОГОНЬ (“ПЮРРОС”) - одно из центральных, ключевых понятий гераклитовской мысли:

”Этот космос, один и тот же для всего /сущего/ не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.”/D.K.22B30/.

”Все обменивается на огонь и огонь на все, как на золото товары и товары на золото”/Там же В90/.



“Изменение есть путь вверх и вниз, и по нему возникает мир. Именно сгущающийся огонь исходит во влагу, уплотняется в воду, а вода крепнет и оборачивается землей - это путь вниз. И с другой стороны, земля рассыпается, из нее рождается вода, а из воды - все остальное( при этом почти все он сводит к морским испарениям) - это путь вверх”/из Диог Лаэрт. 1Х,8-9/

Ибо все, говорит он, грядущий огонь будет судить и осудит”/фрагмент 66/. “ВСЕМ ПРАВИТ МОЛНИЯ. ...ВСЕ ЖИВОЕ СПАСЕТСЯ МОЛНИЕЙ”/11 фрагмент/***



***Интересную интерпретацию «скачкообразности» в трактовке закона перехода из одного качества в другое через перерыв постепенности и нарушение меры дал Гегель, который неоднократно ссылался на Гераклита как на гениального провидца самой загадочной диалектической категории – «СКАЧКА». Когда человек родился, когда закончилась война и т.д. Ответы просты и сложны одновременно. Война может закончиться вместе с актом подписания мирного договора, а может лишь со смертью последнего фронтовика. Рождение человека может быть физическим, а может и духовным ( «второе рождение сознания»). По Гегелю на скачок можно указать как на некую границы меры, но нельзя описать сам скачок. По Гераклиту именно загадочный скачок- «вспышка молнии» правит миром и спасает все живое.

В конце 19 века в работах Ницше отзвуком гераклитовской молнии стал рефрен «молния из тучи человек» в книге «Так говорил Заратустра».

*Период, отсчитываемый мировыми пожарами, по Гераклиту, равен приблизительно 10.800 лет.

Недостаток есть по учению Гераклита - источник образоваания мира, переход меры, избыточность - источник мирового пожара.

Однако, по Гераклиту, мир мертв, пока он не “заговорит”, ибо закон бытия мира, вращающегося в огненном круге, есть ЛОГОС ().

“ЛОГОС” - это понятие переводимо с др.греч. как слово, речь, учение, счет,исчисление, соотношение, пропорция.

“Но хотя ЛОГОС всеобщ, большинство людей живет таак, как если бы они имели собственное понимание.”/В114,В2 по D.К./

“Хотя этот логос существует вечно, недоступен он пониманию людей ни прежде, чем они его услышат, ни когда услышат впервые. Ведь все совершается по ЭТОМУ ЛОГОСУ, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, так же, как они забывают то, что происходит с ними во сне.”/В.1/.

Гераклит делал вывод, что ВЕК (предположительно ,человека) - это “дитя, бросающее кости”, или “царство ребенка”(видимо, НЕВЕДЕНИЯ, НЕВИННОСТИ В ПОЗНАНИИ).

“Скрытая гармония” обнаруживала для “плачущего философа” текучесть, неостановимость всего сущего, его невидимо-видимую диалектику. Гераклит стихийный диалектик настолько, насколько стихийно текуч наш мир и все в нем существующее.

ДВИЖЕНИЕ В ФОРМЕ СТАНОВЛЕНИЯ (СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА).

В “Истории философии” Гегель восхищался стихийностью диалектического мышления Гераклита из Эфеса, и хотя “диалектикос” как столкновение противоположных суждений об одном предмете - это термин из платоновских диалогов в большей мере, чем следствие туманных рассуждений Гераклита о “текучести” бытия, тем не менее “диалектикос” действительно присущ “скрытой” природе мысли дошедших до нас фрагментов высказываний ионийского мудреца.

“Бессмертные смертны, смертные бессмертны,/одни/ живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают”./фраг.47/.

”Люди - боги, боги - люди. Ибо логос один и тот же”/фраг.47, Климент Алекс./.

Человек - свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию уснув”/фраг.48/.

Диалектичность рассуждений фисиолога о смертности и бессмертии приводила его к особой оценке “псюхэ”=души:

”Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ...ты не пошел: столь глубока ее мера (логос)” или “Душе присущ самовозрастающий логос”/фраг767, по DК47 ; 115 DК/, или “Сухая душа - мудрейшая и наилучшая”.

Гераклит видел диалектичность мира как в его потаенной духовной части, так и на “поверхности” вещного бытия:

”В одну и ту же реку нельзя войти дважды” или” На стоящего в реке набегают все новые и нвые воды”./В.91/

”Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом”/DК 42/

“Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость- отдых”./фраг.44/.”Война есть отец всего и мать всего”/фраг.В.53/

Гераклит и по сей день представляет глубокий и чистый источник для размышления над тайнописью великой книги природы.


ЭЛЕАТЫ.

Известны как древние ОНТОЛОГИ, выдвинувшие учение о едином БЫТИИ (онтосе), идею несуществования несуществования (небытия), а также как непредвзятые защитники ИСТИНЫ в познании от нападок и самоуверенности имеющих МНЕНИЕ, как создатели апорий против множественности, движения и сопутствующих движению пространства и времени, как классические логики, до возникновения логики использовавшие следствия из закона исключенного третьего, а также ход рассуждения, который можно назвать “доказательством от противного.”

К элеатам (или элейцам) относят обычно Ксенофана, Парменида и Зенона, однако, правильнее, назвать имена лишь двух последних,т.к. Ксенофан, в строгом смысле слова, онтологом не является, хотя именно ему прнадлежит идея об антропоморфном характере политеистических воззрений эллинов и убежденность в существовании единого=Бога

“Единое,Бог,высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже”...

Единое, по Ксенофану, видит, слышит, мыслит и все приводит в движение. Не энергия и не физическая сила делает людей и государства лучшими, по Ксенофану, но сила ума.

Ксенофан выражал свои мысли в поэтической форме, его оппонентами были , как правило, Гомер или Гесиод, которых он критиковал за антропоморфизм в изображении богов

“Но смертные полагали, что и Боги рождаются. Что имеют одежды, голоса и фигуры, как они. Все без разбору Богам приписывали Гомер с Гесиодом, что только срамом слывет и позором что люди считают,- Будто воруют они, совершают блуд и обман.” ( См. об этом в уч.Дж.Реале и Д.Антисери, Ч.1, С. 34-35).
*Элея - город в Ионии. По легенде, Зенон - ученик Парменида погиб как герой , отстаивая независимость своего родного Полиса.
ПАРМЕНИД /род. во второй половине У1 в.до н.э., умер в середине У века до н.э./.

Парменид основал в Элее свою школу, которой было суждено сыграть значительную роль в формировании европейского стиля мышления. Дал законы своему полису, испытал влияние пифагореизма; от его поэмы “Пери фюсис”(“О природе”) дошли до нас пролог, почти вся первая часть и фрагменты второй /лишь недавно стал известен бюст его изображающий: см. у Реале..., С.36/.

Справедливо замечено, что космология у элейцев становится настоящей философской ОНТОЛОГИЕЙ.

Свое учение Парменид вкладывает в уста некоей богини, олицетворения Истины, которая указывает на необходимость изучения “Единого” по трем основным путям: Путь абсолютной истины, Путь изменчивых мнений (лжи) и Путь мнений, достойных похвалы.

Основное положение учения Парменида: Бытие существует, и нет небытия. Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует.

Из Псевдо-Плутарха: ”Парменид Элейский, ученик Ксенофана, усвоил его воззрения, но в то же время занял противоположную позицию, он утверждает, что согласно истине вещей, универсум вечен и неподвижен: по его словам, он “един, единороден, незыблем и не рожден”...Он говорит, что если существует нечто помимо сущего /”того, что есть”/, то оно не есть сущее /”то, что есть”/. Но не-сущего /”того, что нет”/ нет во всей целокупности вещей..Так он приходит к допущению, что сущее /”то, что есть”/ не возникло /собственно “лишено генезиса”/.

...к разряду единого-и-сущего он относит умопостигаемую реальность, называя ее “сущим” как нечто вечное и неуничтожимое, а “одним” - как нечто подобное себе и неподдающееся дифференциации, а к разряду неупорядоченного и движущегося он относит чувственную реальность.

Из Теофраста: Парменид пошел по обеим дорогам. А именно, он доказывает, что Вселенная вечна /в то же время/ старается объяснить возникновение сущего, причем суждения его о том и другом двойственны, ибо он полагает, что поистине Вселенная едина, безначальна и шаровидна, согласно же мнению толпы, для объяснения возникновения он принимает два начала видимого /мира/ : огонь и землю, одно в качестве материи, другое в качестве действующей причины.

Можно сделать вывод, который делает в своих лекциях Богомолов: только сущее мыслится, о не-сущем нельзя ни мыслить, ни говорить. Видимо, внутренняя логика рассуждения и привела самого Парменида к его знаменитой “формуле”: “ОДНО И ТО ЖЕ МЫСЛЬ И ТО, О ЧЕМ МЫСЛЬ СУЩЕСТВУЕТ”.

/Небытия нет, но есть неистинное знание/.

Для простецов ( «идиотес») Парменид использовал образ «сфероса» : мысль – это сферос вне времени и пространства, потому что сам есть пространство и время одновременно,

конечное и бесконечное, начало и завершение, т.е. по существу все эти различия для него не нужны, движение лишь иллюзорный момент абсолютного покоя, в котором пребывает чистая мысль.

ЗЕНОН / элеец, приемный сын Парменида, пал в борьбе с тиранией Неарха(элейского тирана), его акмэ приходится на 78-79 олимпиады, т.е. на 60-ые годы У века до н.э.

Зенон поразил своих современников искусством диалектически мыслить, хотя все его доказательства опираются не на противоречие и его разрешение, а, напротив, на избавление от противоречий.

Противоречие=несуществование, поэтому обнаружение противоречивого означает для Зенона обнаружение ложности в суждении о сущем. Доказательство от противного путем приведения рассуждения к абсурду стало основанием для парадоксальных апорий Зенона, стало источником доказательств несуществования множественности, движения и сопутствующих движению атрибутов - пространства и времени.

Известны следующие труды Зенона: “Споры”, “Против философов” (т.е. пифагорейцев), “О природе” /все они не сохранились, однако до нас дошли некоторые из АПОРИЙ Зенона, поражавшие своей парадоксальностью уже его современников/.



  1   2   3   4   5


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет