Лекционный комплекс



жүктеу 142.51 Kb.
Дата27.04.2016
өлшемі142.51 Kb.
Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия
Кафедра Общественного здравоохранения №2

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине «История медицины»
Для специальности 5В110400 – «Медико – профилактическое дело»
Курс: 1


2014 г.

Лекционный комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры

протокол № «____» от _____________2014г.

Зав.кафедрой,

д.м.н., и.о. профессора: Жаксыбергенов А.М.


  1. Тема: История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе


2.Цель: Сформировать у студентов знания об истории медицины и источников врачевания в первобытном обществе.

3.Тезисы лекции

М
История медицины


ЕДИЦИНА (лат.«medico» - лечу, исцеляю) – практическая деятельность и система научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности.







  1. медицина первобытно-общинного строя (приблизительно 2 млн. лет тому назад)

  2. медицина в период древнего мира (рабовладельческий строй, с IV тысячелетия до н.э. до 476 г.)

  3. медицина средних веков (феодальный строй, 476-1640гг.)

  4. медицина в период нового времени (капиталистический строй, 1640-1917гг.)

  5. медицина новейшего времени (с 1917 года до 1992 года)





  1. материально-археологические раскопки.

  2. письменные источники.

  3. переходные группы источников стоящих на грани между письменными и вещественными.

  4. этнографические источники.

  5. лингвистические источники.

  6. Кино фотодокументы.

На изменение первобытному обществу в истории человечества пришел первый классовый строй - рабовладельческий.

Рабовладельческий строй, хотя и основывался на жестоком притеснении человека человеком, создал условия для нового развития производительных сил сравнительно с первобытнообщинным: открылись возможности для разделения труда и его специализации, возникли разные ремесла, в обществе выделились ремесленники-профессионалы, в частности и врачи. Это все создало условия для расцвета культуры древнего мира.



4.Иллюстративный материал: презентация (прилагается 10 слайдов)

5.Литература:

  1. Лисицын Ю. П. История медицины: краткий курс: учебник . - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 32 экз.

  2. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.- 51 экз.

  3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник . - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. – 50 экз.

  4. Камалиев М. А. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана: учеб. пособие. - Алматы, 2004. – 49 экз.

  5. История медицины : учебник / П. Е. Заблудовский. - М. : Медицина, 1981.-16 экз.


Дополнительная литература

1. История кафедры медицинской биологии, фармакогнозии и химии: (к 30-летию открытия Южно-Казахстанской государственной медицинской академии) : ист. лит. / Южно- Казахстанская государственная медицинская академия ; под ред. А. К. Патсаева. - Шымкент : ЮКГМА, 2009. -5 экз.



  1. Биртанов А. Б. История медицины города Алматы (Городская клиническая больница скорой медицинской помощи - ГКБСМП): моногр.-Алматы, 1998.- 1 экз

  2. Шалхаров, С. История восточной медицины : моногр . - Алматы , 1998. – 2 экз.

  3. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.- 1 экз.Сорокина Т. С. История медицины: краткий курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : УДН, 1988. - 8 экз.


6.Контрольные вопросы (обратная связь):

        1. Что изучает история медицины?

        2. Какие источники изучения истории медицины вы знаете?

        3. Как вы понимаете периодизацию истории медицины?




  1. Тема: Медицина Древнего Востока

2. Цель: Сформировать знания у студентов об истории медицины древнего Востока, источников ее изучения.

3.Тезисы лекции

Профессиональная медицина, основываясь на достижениях народной медицины, обогащается новыми представлениями о причинах заболеваний и средствами лечения их в соответствии с общим прогрессом и изменениями в мировоззрении тогдашнего человечества. Развитие культуры и медицины в первых больших рабовладельческих государствах имело в каждой из них свою специфику в зависимости от социальных условий и географических особенностей. В это время появляются первые письменные труды медицинского содержания, которые дают наилучшее представление об опыте тогдашних врачей.

Имена многих видных ученых Древнего Рима вошли в историю мировой науки, в том числе географии и медицины. Развитие различных научных представлений в Римском государстве проходило под влиянием Древней Греции. Учениками греческих школ были многие виднейшие римские врачи: Асклепиад, Гален, Цельс и др.

В Древней Греции профессию врача можно было получить в специальных школах, в порядке индивидуального обучения у известных врачей, а также в учебных заведениях при храмах. Большой известностью пользовались школы в Книдосе и на Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ (460 — 370 гг. до н.э.), которого называют «отцом медицины».

Индия. На протяжении веков и тысячелетий в Индию проникали кочевники, земледельцы, торговцы. Поэтому формирование знаний об окружающем мире, хозяйственной деятельности людей, развитие научных представлений происходило не изолированно, а под влиянием других народов. Специалисты предполагают, что долина Инда была освоена раньше, чем долина Ганга.

Древний Китай. Древняя цивилизация Китая развивалась в основном в пределах Великой Китайской равнины, которая удалена от рассмотренных ранее цивилизаций на тысячи километров.

Древний Иран. Иран занимает большую часть Иранского нагорья; для него характерно чередование горных хребтов и обширных плоскогорий и впадин, господство сухого климата и преобладание пустынных и полупустынных ландшафтов. Почти весь регион беден водой. Лишь отдельные районы обеспечены ею в достаточном количестве. Озера сильно засолены. Они обычно окружены солончаками и болотами.

Мир древних Египтян На севере Африки среди песчаных и каменистых пустынь, пересекаемых величайшей рекой Нилом, сформировался один из древнейших очагов цивилизации — мир древних Египтян.

В развитии медицины Древнего Египта большую роль сыграло бальзамирование, методика которого была разработана древними египтянами. Дело в том, что древние врачи не имели представления о внутреннем строении организма, что затрудняло лечение, определение причин смерти и т.д. Бальзамирование открыло широкие возможности в накоплении первоначальных сведений о строении организма, отдельных органов.
До сих пор археологи находят древние сосуды с ароматическими маслами для растирания тела.

4.Иллюстративный материал: презентация (прилагается 7 слайдов)

5.Литература:


  1. Лисицын Ю. П. История медицины: краткий курс: учебник . - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 32 экз.

  2. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.- 51 экз.

  3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник . - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. – 50 экз.

  4. Камалиев М. А. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана: учеб. пособие. - Алматы, 2004. – 49 экз.

  5. История медицины : учебник / П. Е. Заблудовский. - М. : Медицина, 1981.-16 экз.


Дополнительная литература

  1. История кафедры медицинской биологии, фармакогнозии и химии: (к 30-летию открытия Южно-Казахстанской государственной медицинской академии) : ист. лит. / Южно- Казахстанская государственная медицинская академия ; под ред. А. К. Патсаева. - Шымкент : ЮКГМА, 2009. -5 экз.

  2. Биртанов А. Б. История медицины города Алматы (Городская клиническая больница скорой медицинской помощи - ГКБСМП): моногр.-Алматы, 1998.- 1 экз

  3. Шалхаров, С. История восточной медицины : моногр . - Алматы , 1998. – 2 экз.

  4. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.- 1 экз.Сорокина Т. С. История медицины: краткий курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : УДН, 1988. - 8 экз.




  1. Контрольные вопросы (обратная связь):

  1. Что характерно для медицины Древнего мира?

  2. Чем характеризуется медицина в древнем Египте?

  3. Как развивалась медицина в древней Индии?

  4. Какие источники информации о развитии медицины Древнего Китая вы знаете?




  1. Тема: Медицина Средневековья. (Арабских Халифатов и Казахстана)

2.Цель: Изучить медицину средневековья и Арабских Халифатов и Казахстана

3.Тезисы лекции

Термин «Средние века», точнее «Средний век», возник в Италии в ХV-ХVI вв. в среде гуманистов.

В истории средневековой Европы условно различают 3 периода


  1. Раннее Средневековье (V – середина ХI вв)

  2. Развитое, или классическое, Средневековье (середина ХI - Х V вв)

  3. Позднее Средневековье, или Раннее Новое время (Х V – ХVII вв)


АБУ БАКР ар-РАЗИ

(Разес)

Годы его жизни: 865-925

Родина: персийдский город Рея

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.
ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЭЛЛАДЫ):


  1. критомикенский, или эгейский

(III-II тысячелетия до н.э.).

  1. предполисный (XI – IX вв. до н.э.).

  2. архаический (VII – VI вв. до н.э.).

  3. классический (V – IV вв. до н.э.).

  4. элинистический (вторая половина IV в. до н.э. – середина I в. до н. э.).


4.Иллюстративный материал: презентация (прилагается 10 слайдов)

5.Литература:

  1. Лисицын Ю. П. История медицины: краткий курс: учебник . - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 32 экз.

  2. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.- 51 экз.

  3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник . - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. – 50 экз.

  4. Камалиев М. А. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана: учеб. пособие. - Алматы, 2004. – 49 экз.

  5. История медицины : учебник / П. Е. Заблудовский. - М. : Медицина, 1981.-16 экз.


Дополнительная литература

1. История кафедры медицинской биологии, фармакогнозии и химии: (к 30-летию открытия Южно-Казахстанской государственной медицинской академии) : ист. лит. / Южно- Казахстанская государственная медицинская академия ; под ред. А. К. Патсаева. - Шымкент : ЮКГМА, 2009. -5 экз.



  1. Биртанов А. Б. История медицины города Алматы (Городская клиническая больница скорой медицинской помощи - ГКБСМП): моногр.-Алматы, 1998.- 1 экз

  2. Шалхаров, С. История восточной медицины : моногр . - Алматы , 1998. – 2 экз.

  3. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.- 1 экз.Сорокина Т. С. История медицины: краткий курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : УДН, 1988. - 8 экз.




    1. Контрольные вопросы (обратная связь):

  1. Какие вы знаете особенности развития медицинского дела Византийской империи?

  2. Как возникли и развивались монастырские больницы?

  3. Чем характеризуется медицина Арабских халифатов VII-XII вв?



4.Тема: Медицина Нового времени. Западная Европа и Россия
2.Цель: Изучение истории медицины Нового времени, формирование знаний у студентов о медицине Западной Европы и России.

3.Тезисы лекции

Историко-медицинскими источниками являются:

Письменные (труды ученых, мед. документация), вещественные (мед. оборудование, инструменты, предметы ухода, наградные знаки и др.), фотодокументы (фотографии врачей и пациентов, мед. манипуляций, операций в процессе выполнения).



Медицинское образование. Высшие учебные заведения, клиники при университетах.

Госпитальные школы. В России – первая мед. библиотека (1756).



Этиология и патогенез. Шлейден и Шванн: клеточная теория. Мендель: учение о наследственности. Теория Дядьковского: этиология – нарушение целостности организма и природы, нарушение иннервации. Теория Сиденгама: этиология - острые болезни «от Бога», хронические – «от нас самих»; патогенез – «болезнь – усилие природы восстановить здоровье путем удаления болезнетворного начала». В психиатрии – теории «психиков» и «соматиков».

Методы диагностики и исследования. Опрос. Осмотр. Ощупывание. Уриноскопия. Аускультация. Новое: Термометры Фаренгейта, Реомюра, Цельсия. Перкуссия (Ауэнбруггер, Корвизар). Посредственная аускультация (Лаэннек). Поср. перкуссия с пом. плессиметра (Пьори). Глубокая методическая скользящая пальпация (Образцов). Рентгенологические методы.

Профилактика, санитарное благоустройство

Профилактика инфекций, школьная гигиена. Карантинные дома. Сжигание зданий после карантина. Комиссии по предупреждению и лечению инфекционных заболеваний. Санитарное просвещение населения. Государственная организация противоэпидемических мероприятий. Окуривание зараженных предметов. Развитие гигиены: научная, экспериментальная и общественная гигиена.

Характерные черты медицины

Становление гистологии, микробиологии, патологической анатомии, физиологии, эмбриологии, их интеграция с медициной. Функциональное клинико-экспериментальное направление в отечественной медицине (Боткин). Развитие земской медицины в России. Высшее медицинское женское образование. Дифференциация медицинских дисциплин: инфекционные болезни, дерматология и венерология, педиатрия, психиатрия, неврология и др.). Создано Международное общество Красного Креста и отдельные общества в государствах. Формирование гигиены как науки, возникает общественная (социальная) медицина.

Открытие и введение наркоза

Обезболивание при помощи природных одурманивающих средств растительного происхождения (мандрагоры, белладонны» опия, индийской конопли, некоторых разновидностей кактусов и др.) издавна применялось в странах древнего мира: Египте, Индии, Китае, Греции, Риме, у аборигенов Америки и Океании.

4.Иллюстративный материал: презентация (прилагается 13 слайдов)

5.Литература:


  1. Лисицын Ю. П. История медицины: краткий курс: учебник . - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 32 экз.

  2. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.- 51 экз.

  3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник . - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. – 50 экз.

  4. Камалиев М. А. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана: учеб. пособие. - Алматы, 2004. – 49 экз.

  5. История медицины : учебник / П. Е. Заблудовский. - М. : Медицина, 1981.-16 экз.


Дополнительная литература

1. История кафедры медицинской биологии, фармакогнозии и химии: (к 30-летию открытия Южно-Казахстанской государственной медицинской академии) : ист. лит. / Южно- Казахстанская государственная медицинская академия ; под ред. А. К. Патсаева. - Шымкент : ЮКГМА, 2009. -5 экз.



    1. Биртанов А. Б. История медицины города Алматы (Городская клиническая больница скорой медицинской помощи - ГКБСМП): моногр.-Алматы, 1998.- 1 экз

    2. Шалхаров, С. История восточной медицины : моногр . - Алматы , 1998. – 2 экз.

    3. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.- 1 экз.Сорокина Т. С. История медицины: краткий курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : УДН, 1988. - 8 экз.


6.Контрольные вопросы (обратная связь):

  1. Кто проводил опыты над растительными гибридами?

  2. Кто создал хромосомную теории наследственности?

  3. Как происходило развитие анатомии, биологии, гистологии и эмбриологии?


5.Тема: Медицина ХХ века. Медицина независимого Казахстана

2.Цель: Сформировать знания у студентов о истории медицины Казахстана ХХ века и независимого Казахстана

3.Тезисы лекции

Характерные черты развития медицины социалистического строя

- государственный характер

- профилактическая направленность

- бесплатность медицинской помощи

- общедоступность медицинской помощи
Обеспеченность населения Казахстана мед.учреждениями и мед. Работниками


1921 г



150 больниц на 7751 койку
87 врачебных участков
394 фельдшерских пунктов
257 врачей



1932 г





290 больниц на 8583 коек


Научно-исследовательские учреждения медицинского профиля Казахстана

Советской эпохи (1 этап)

1925г – Краевой санитарно-бактериологический институт им.Казцика

1931г – научно-исследовательский кожно-венерологический институт

государственный медицинский институт

1932г – институт охраны материнства и детства

1933г – казахский краевой офтальмологический институт

Александр Николаевич Сызганов

(1896-1980г)

Родился в г.Арск Татарской АССР в 1922г закончил Казанский университет с 1933-1963гг возглавлял кафедру оперативной и топографической анатомии Алматинского медицинского института.

В 1949г – Сызганов первый в Казахстане сделал операцию на легкие.

В 1958г – первым произвел операцию на сердце Под руководством А.Н.Сызганова были защищены 17 докторских, 13 кандидатских диссертации.
4.Иллюстративный материал: презентация (прилагается 12 слайдов)

5.Литература:

1. Лисицын Ю. П. История медицины: краткий курс: учебник . - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 32 экз.

2. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.- 51 экз.

3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник . - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. – 50 экз.

4. Камалиев М. А. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана: учеб. пособие. - Алматы, 2004. – 49 экз.

5. История медицины : учебник / П. Е. Заблудовский. - М. : Медицина, 1981.-16 экз.


Дополнительная литература

1. История кафедры медицинской биологии, фармакогнозии и химии: (к 30-летию открытия Южно-Казахстанской государственной медицинской академии) : ист. лит. / Южно- Казахстанская государственная медицинская академия ; под ред. А. К. Патсаева. - Шымкент : ЮКГМА, 2009. -5 экз.



  1. Биртанов А. Б. История медицины города Алматы (Городская клиническая больница скорой медицинской помощи - ГКБСМП): моногр.-Алматы, 1998.- 1 экз

  2. Шалхаров, С. История восточной медицины : моногр . - Алматы , 1998. – 2 экз.

  3. Сорокина Т. С. История медицины: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.- 1 экз.Сорокина Т. С. История медицины: краткий курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : УДН, 1988. - 8 экз.




    1. Контрольные вопросы (обратная связь):

  1. Кто является первым наркомом здравоохранения Казахской ССР?

  2. Каких ученых медиков Казахстана вы знаете?

  3. Какие цели и задачи ставит перед собой Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы?



: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Сабақтың тақырыбы: Спорттық ойын волейбол ойынға қосылған допты жоғарыдан немесе төменнен қабылдау
2014 -> Эй бир боорум! Менден бир нече насыйкат сурадың. Сен бир жоокер болгонуң үчүн, аскердик мисалдар менен айтылган сегиз чакан аңгеме аркылуу бир нече акыйкатты напсим менен бирге уккун
2014 -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі
2014 -> ЖҰмыс бағдарламасы пән: «Қоғамтану» Мамандығы: : 0301000
2014 -> Ұлт тарихы толқынындағЫ Ұлы тұЛҒалар
2014 -> Конкурс ережесі «Астана Опера»
2014 -> «Қостанай таңының» кітапханасы Сәлім меңдібаев




©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет