Лекция №2 по предмету «Основы духовности» Тема: Духовность и экономика, их взаимоотношение, место в жизни общества Лектор: кандидат философских наук



жүктеу 104.6 Kb.
Дата15.04.2016
өлшемі104.6 Kb.
түріЛекция
ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 1
Лекция №2 по предмету

«Основы духовности»

Тема: Духовность и экономика, их взаимоотношение, место в жизни общества
Лектор: кандидат философских наук,

старший преподаватель Атамуратова Ф.С.

Ташкент 2013
2 – тема: Духовность и экономика, их взаимоотношение, место в жизни общества.

План:

  1. Понятия экономика и рыночная экономика.

  2. Собственный путь развития Узбекистана.

  3. Взаимосвязь экономики и духовности.

  4. Политическое, экономическое, социальное и духовное укрепление независимости.

1. Все сферы развивающегося человеческого общества между собой. В обществе, основанном на высокой духовности, быстро развивается и экономика. Всем членам общества создаются необходимые условия для реализации возможности жить в достатке и согласии. Если в обществе преобладает низкая духовность, если в нем процветают воровство, коррупция, взяточничество, насилие и беззаконие, то необходимые для развития экономические условия имеются только для небольшой части людей. Они обеспечивают себе высокий уровень жизни, остальные же члены общества обрекаются в таких условиях на бедность, нужду, что в конечном итоге может привести к общественной нестабильности и беспорядкам.

Таким образом, высокий духовный потенциал позволяет создать необходимые условия для бурного развития экономики. Что такое экономика? Это совокупность производственных отношений в определенной общественной системе.

Процесс производства материальных продуктов человеком и отношения, которые возникают при этом, изучает экономическая наука. Абу Али Ибн Сина, характеризуя науки, относил экономику к числу практических наук, изучающих сферу ведения хозяйства. Абу Абдуллах Аль-Хорезми, который в средние века занимался характеристикой наук, также причислял народную экономику к числу практических философских наук, служащих хозяйствованию.

Абдулла Авлони в своем произведении «Туркий гулистон ехуд ахлок» («Тюркский расцвет, или нравственность») отмечал, что экономикой называются цены таких благ, как деньги и товар (вещь). Люди знающие цену товару не будут расточительно тратить ни копейки, но когда надо, не пожалеют денег.

Рост производства и взаимосвязей между людьми и странами порождают рыночные отношения. В Средней Азии рыночные отношения формировались уже в древние века. Как свидетельствуют исторические документы, тысячи лет назад торговцы Бухары и Хивы доставляющие людей товары и вещи в Индию и Китай, Россию и Западную Европу. Убедительным примером развития рыночных отношений в Средней Азии в древние времена может быть Великий шелковый путь. Азиатский способ производства, возникший в регионах поливного земледелия, зиждился на первоначальных формах рыночных отношений: на свободной торговле, обмены товарами. По этому страны Востока в своим развитии сначала ушли далеко вперед. Торговля, товарно – денежные отношения развивались быстро, в той степени, в какой позволял рынок того времени (Существование между Индией и Вавилоном торговых связей и судоходство за 2,5 тысячи лет до .н. э, а также наличие Великого шелкового пути подтверждает эту мысль).

В чем же сущность рыночной экономики? Рыночная экономика – историческая форма хозяйствования, основанная на многоукладной форме собственности с преобладанием частной. Рыночная экономика обозначает, в первую очередь, производство продукции с учетом перспектив общения, переговоров, заключения торговой сделки, определения цены, вывода цифр и резюме, удовлетворяющих другую сторону. Основное условие и требование рыночной экономики – это производство продукции как можно большого количества, как можно лучшего качества, как можно более конкурентоспособной.

Экономика развивается только на основе свойственных ей законов. Непризнание, нарушение законов рыночной экономики могут привести ее к тяжелым последствиям. Например, на протяжении более 70 лет в бывшем Союзе предпринимались попытка создать экономику, не имеющую никакого отношения к рыночным законам. Это очень дорого обошлось народу в тоталитарной системе.

2. После приобретения независимости перед Узбекистаном остро встал вопрос, каким путем должна идти дальше суверенная республика. Глава нашего государства Ислам Каримов пришел к твердому убеждению о том, что дальнейший путь независимого Узбекистана – это путь рыночных экономических отношений. Однако была и другая проблема, какой путь рыночных отношений наиболее целесообразен для нас, какой опыт мы должны выбрать для нашего перспективного развития. Это был трудный вопрос. Ведь переход на рыночные отношения в Англии осуществлялся на протяжении 200 лет, в других странах – в течении 100-150 лет, в Японии и Корее - 20-30 лет. Нам предстояло осуществить такой переход в значительно более короткие сроки.

Переход на рыночные отношения – это требование времени. Узбекистан – страна с большими возможностями. На этой земле имеются огромные природные богатства, плодородные поля, могучий экономический, научно-технический, человеческий и духовный потенциал. Уже в самом начале необходимо было решить, каким путем нашей независимой республики можно будет быстрее всего перейти на рыночные отношения для того, чтобы, обобщив и применив накопленный в мире передовой опыт, обеспечить благополучное будущее своего народа.

Под руководством руководителя нашей страны был разработан свой путь развития, который взял название «узбекская модель развития». Избранной для Узбекистана собственной путь нацелен на формирование социально ориентированной рыночной экономики, в наибольшей мире отвечающей интересам, условиям и особенностям республики.

На выбор собственного пути развития оказали влияние следующие факторы:



  • особенности национально - исторического образа жизни, обычаев и традиций

  • исламская религия

  • демографический фактор

  • многонациональный состав

  • благоприятное геополитическое расположение

  • хорошие природно - климатические условия

  • необходимость введения собственной валюты

  • особенности общего сознания и национальной психологии.

Концепция, основанные принципы и требования этого пути всесторонне изложены в книгах, речах и докладах Президента И.Каримова: « Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы, безопасности, условия и гарантии прогресса», « Узбекистан устремленный в XXI век ”

«Наша цель – процветание Родины, дальнейшее повышение благосостояния народа».

Сущность собственного пути развития раскрывается в пяти принципах, разработанных и выдвинутых Президентом Республики Узбекистан Каримовым. К ним относятся:



  1. Экономика должна преобладать над политикой и должна быть свободной от идеологии.

  2. Государство выступает главным реформатором.

  3. Обеспечивается приоритет закона, т.е. выше всего ставится соблюдение закона и законодательных актов.

  4. Осуществляется сильная социальная политика.

  5. Переход на рыночные отношения реализуется последовательно, поэтапно.

Следует помнить, что в процессе формирования развитой рыночной экономики основной целью всех наших реформ –и экономической, и демократической, и политической – является создание необходимых условий для обеспечения человеку достойной жизни и деятельности.

Отличает «узбекскую модель» от других моделей и то, что это не только путь экономического развития, но и модель национального возрождения и социального прогресса страны в широком смысле. Она включает в процесс коренной реконструкции наряду с экономикой государственного строительство, социальную сферу и культуру, все отрасли общественной жизни.

Модель экономических реформ в Узбекистане предлагает коренное преобразование экономической системы путем создания организованной рыночной конкуренции при обеспечении относительно безболезненного характера этого перехода.

Основная линия национальной модели экономических реформ в Узбекистане – это формирование организованных конкурентных рынков.

Реализация названных принципов построения собственной модели рыночных реформ в Узбекистане происходила в несколько этапов:

Первый этап охватывал 1989-1991 гг. когда каждая из республик бывшего Союза переходила на региональный хозрасчет исходя из своих потенциальных возможностей и специализаций.

Второй этап-1991-1992 гг. – этап упорных поисков собственного пути развития. Ведь в отличие от многих европейских или азиатских стран Узбекистан пережил эксперимент, именуемый «прыжком из феодализма в социализм, минуя капитализм».

Третий этап – 1993-1995 гг. – начало формирования полноценной узбекской модели. За это время были заложены основы создания рыночной инфраструктуры – нормативно-правовая база, система обслуживания новых структур – банковско-кредитные механизмы, налоговая политика, положено начало формированию частного сектора.

Четвертый этап – 1996-1999 гг., когда население Узбекистана окончательно уяснило, что избранный путь в форме узбекской модели не только приобрел реальные контуры и направления, но и верен по способам реформирования и механизмам реализации программ.

Пятый этап начался с 2000 г. и продлился до 2005 года. В течение этого периода республика должна сформировать в полном объеме импортозамещающие производства и переориентироваться на массовый экспорт.

3. Экономика и духовность тесно взаимосвязаны. Без духовности экономика не сможет подняться на более высокую ступень, а без экономике – духовность. Сильно ошибаются и заблуждаются те, кто считает, что сначала надо решить экономические вопросы и задачи, а потом заняться духовностью. Чем выше экономическое развитие страны, тем выше уровень духовности и просвещенности ее граждан. Страна, обладающая высокой духовностью и развитым просвещением имеет и могучую экономику. Следовательно, просвещенный человек с высокой духовностью глубоко чувствует возложенную на него ответственность перед страной и своим народом.

Некоторые люди утверждают, что в условиях свободной рыночной экономики нивелируется значимость духовно-просветительских и нравственных ценностей, культура превращается во второстепенную вещь, а общество обречено на духовную нищету. Нельзя подобным образом противопоставлять свободную рыночную экономику и духовность. Наоборот, они дополняют и обуславливают друг друга, потому что только духовно здоровое, сильное общество бывает готовым к реформам.

В условиях свободных рыночных отношений выбор экономического направления, экономическое становление и экономическое развитие осуществляются одновременно с духовным оздоровлением, духовным очищением и духовным возрождением нации.

4. Благодаря независимости, возрождается наша духовность, обычаи, ценности народа. Независимость для нас – это воспитание здорового поколения, способного поднять авторитет, честь и славу нашей нации и страны в мире, это формирование всесторонне развитых и самоотверженных юношей и девушек, это возможность увидеть их зрелость и счастье. Обязанностью каждого гражданина нашей Республики сохранить и укрепить независимость нашей страны.

Политическое укрепление независимости состоит не только в создании государственных структур и комплекса необходимых законов. Для этого, прежде всего, нужны новое сознание и свершено новая политическая культура.

Экономическое укрепление независимости предполагает, хорошее владение новым экономическим мышлением, рыночными отношениями, усвоение правовых и нравственных норм в увязке с рынком здоровой конкуренцией, использование духовных ценностей, связанных с развитием рыночных отношений на территории современного Узбекистана в далеком прошлом и нашим культурным наследием.

Укрепление независимости в социальном плане охватывает самые чувствительные и творческие сферы духовной жизни народа – имущественные, экономические, правовые, нравственные, культурные отношения среди социальных групп, многие сферы образа жизни – нравственные нормы, образование и воспитание, семью, науку литературу, искусство и др.

Укрепление независимости в духовном отношении подразумевает все нематериальные факторы, оказывающие влияние на развитие духовной жизни, в частности, политику государства в сфере образования и воспитания, культуры, идеологии, агитации и пропаганды.

Для обеспечения укрепления независимости необходимо развивать у людей чувств преданности общечеловеческим ценностям, духовному наследию нашего народа, создавать условия для свободного проявления человеком своих возможностей, усиливать патриотизм нации.



Используемая литература:


  1. Каримов И. «Узбекистан на пути к великому будущему» Т.: «Узбекистан», 1998.

  2. Каримов И. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса Т.: Узбекистан, 1992.

  3. Каримов И. Наша цель – процветание Родины дальнейшие повышения благосостояния народа. Т.: Узбекистан, 2000.

  4. Каримов И. Либерализация экономики – основа благосостояния. Т.: «Узбекистан овози», 2000.

  5. И.А. Каримов. Юксак маънавият – енгилмас куч. Т.: Маънавият, 2008.

  6. И.А. Каримов. Жаҳон молиявий – иқтисодий инқирози: Ўзбекистон шароитида уни бартараф этиш йўллари ва чоралари. Т.: Ўзбекистон, 2009.

  7. Каримов И.А. Узбекистан: национальная идеология, экономика, политика, идеология. Т.: Узбекистан, 1986, I – том.

  8. Каримов И.А. Основные приоритеты социально – политического и экономического прогресса Узбекистана. Т.: Узбекистан, 1995.

  9. Эркаев А. «Духовность – энергия независимости. Т.: «Маънавият» 1998.

  10. Жумабоев И.Ж. Тадбиркорлик ва маънавий камолот. «Иктисод ва хисобот», 1996, № 6.

  11. Зиёмухамедов Б. Маънавият асослари. Т.: Маънавият, 2000.

  12. Маънавият асослари. Маърузалар матни Т.: 2000.



2 - a theme: Spirituality and economy, their mutual relation, a place in a society life

The plan:

1. Concepts economy and market economy.

2. Own way of development of Uzbekistan.

3. Interrelation of economy and spirituality.


1. All spheres of a developing human society among them. In a society based on high spirituality, also the economy quickly develops. To all members of a society necessary conditions for possibility realisation are created to be well off and the consent. If in a society low spirituality if in it prosper larceny, corruption, bribery, violence and lawlessness economic conditions necessary for development are available only for a small part of people prevails. They provide to themselves a high standard of life, other members of a society are doomed in such conditions to poverty, need, that finally can lead to public instability and disorders.

Thus, the high spiritual potential allows creating necessary conditions for economy rapid development. What is the economy? It is set of relations of production in certain public system.

Growth of manufacture and interrelations between people and the countries generate market relations. In what essence of market economy does it? Market economy - the historical form of managing based on a multistructure pattern of ownership with prevalence private. The market economy designates, first of all, production taking into account prospects of dialogue, negotiations, and conclusions of commercial transaction, definition of the price, a conclusion of figures and the resume, satisfying other party. The basic condition and the market economy requirement is a production as it is possible a considerable quantity as it is possible better quality, as more as possible competitive.

The economy develops only on the basis of laws peculiar to it. Non-recognition, infringement of laws of market economy can lead to its heavy consequences. For example, throughout more than 70 years in the former Union were undertaken attempt to create the economy which does not have any relation to market laws. It has very much cost much to the people in totalitarian system.

2. Transition to market relations is a requirement of time. Uzbekistan - the country with the big possibilities. On this earth there are huge natural riches, fertile fields, mighty economic, scientific and technical, human and spiritual potential.

The choice of own way of development was influenced by following factors:

• features national - a historical way of life, customs and traditions

• Islamic religion

• A demographic factor

• Multinational structure

• A favorable geopolitical arrangement

• Good natural - climatic conditions

• Necessity of introduction of own currency

• Features of the general consciousness and national psychology.

The concept, the based principles and requirements of this way are comprehensively stated in books, speeches and reports of President I.Karimova: «Uzbekistan: the way of updating and progress», «Uzbekistan on a XXI-st century threshold: threats, safety, conditions and progress guarantees», «Uzbekistan directed in the XXI-st century”, «Our purpose - Native land prosperity, the further increase of well-being of the people».

The essence of own way of development reveals in five principles which developed and have been put forward by the President of Uzbekistan.

The concerns:

1. The economy should prevail over a policy and should be free from ideology.

2. The state acts as the main reformer.

3. The law priority is provided, i.e. above all observance of the law and acts is put.

4. Strong social policy is carried out.

5. Transition to market relations is realised consistently, stage by stage.



6. The economy and spirituality are closely interconnected. Without spirituality the economy cannot rise on higher step, and without economy - spirituality. Those who considers strongly are mistaken and mistaken, that at first it is necessary to solve economic questions and problems, and then to be engaged in spirituality. The country possessing high spirituality and the developed education has also mighty economy. Hence, the educated person with high spirituality deeply feels his responsibility for the country and the people.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет