Лекция на тему: Введение в специализацию «Легкая атлетика» ташкент 2010



жүктеу 1.03 Mb.
бет1/4
Дата02.05.2016
өлшемі1.03 Mb.
түріЛекция
  1   2   3   4
: lib
lib -> Пайдаланушыларға «Виртуалды библиографиялық анықтама» қызмет көрсетудің ережелері
lib -> Психологические труды
lib -> I-бап улыўма режелер q-статья. Усы Нызамны4 ма3сети
lib -> Ауыл шаруашылық ғылымдары
lib -> А. Ф. Зейнулина филология ғылымдарының кандидаты, профессор
lib -> Қазақстан халқы Ассамблеясы
lib -> М ж. КӨпеев шығармаларындағы кірме сөздер тарихы оқУ ҚҰралы
lib -> Исследование Тимура Касымовича Бейсембиева «Жизнь Алимкула. Местная центрально-азиатская хроника XIX века» выпущена в свет издательством «Рутледж Курзон»
lib -> Хазрат Инайят Хан Метафизика. Опыт души на разных уровнях существования
lib -> Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лекция на тему:

Введение в специализацию

«Легкая атлетика»





ТАШКЕНТ – 2010


Подготовила:
Шакиржанова К.Т. – кандидат педагогических наук, профессор.
Рецензенты:
Керимов Ф.А. – доктор педагогических наук, профессор.

Смурыгина Л.В. – кандидат педагогических наук, доцент.

Рассмотрена на заседании межвузовской научно-методи-ческой комисси при УзГИФК и рекомендованы к изданию.

© Издательско-полиграфический

отдел УзГИФК, 2010 г.




ПЛАН
1. Содержание, классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений.

2. Связь видов легкой атлетики с другими видами спорта.

3. Содержание и задачи курса "Теория и методика препо-давания легкой атлетики".

4. Оздоровительное и прикладное значение занятий бегом, ходьбой, прыжками, метаниями.

5. Презентация к лекции.

6. Вопросы и задания для контроля знаний.

7. Приложения

8. Список использованной литературы.


I. СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Во все времена люди стремились достичь гармоничного развития и физического совершенства. Это предопределено тем, что жизнедеятельность человека требовала успехов на охоте, во время ведения военных действий и т.д.

Еще в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в боьбе с таинственными силами природы зависело его охотничья удача, а значит – и жизнь. И так, уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания – упражнения составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта. Археологи, раскапывая стоянки древнего человека, находят много красноречивых свиде-тельств, тому, что уже на заре цивилизации эти навыки играли огромную роль в повседневной жизни человека. Конечно, в ту пору о спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древную Грецию. Программой этих соревнований была в соновном легкоатлетической. Поначалу их участники состязались лишь в беге. Начиная с 16-й Олимпиады (708 г. до н.э.) программа Игр обогатилась новыими видами – пятиборьем. Он включал бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья и борьбу.

Больших успехов чаще достигали те, кто обладал скоростью, выносливостью, силой и ловкостью.

Их называли атлетами.

Для достижения высокого уровня развития этих физических качеств применялись разные средства, которые совершенствовались в процессе изменений исторических формаций и развития человеческого общества. Средствами физического развития человека были бег, ходьба, прыжки, метания. Об этом свидетельствуют программы соревнований как древних Олимпийских игр, так и программ соревнований современности. Например, в античных Олимпийских играх, которые возникли задолго до нашей эры, весомое место занимают соревнования по бегу. Это бег на одну стадию (192 м 27 см), марафонский бег (42 км 195 м). Позже появились и другие разновидности бега, прыжков и метаний.

Новый значительный этап развития легкой атлетики начался с первых Олимпийских игр современности (1886 год, Афины). Во многих странах Европы и Америки начали проводить любительские соревнования по бегу, прыжкам и метаниям. Особенно популярным был бег.

В наше время легкая атлетика как вид спорта культивируется на всех континентах планеты, обретая все большую популярность в разных странах как средство физического воспитания и оздоровления.

В системе физического воспитания легкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Это наиболее массовый, популярный, доступный, прикладной и естественный вид спорта.


Классификация легкоатлетических упражнений
Легкая атлетика совмещает в себе огромное количество упражнений, которые характеризуются разными способами и вариантами выполнения. Для лучшего понимания сущности и содержания легкоатлетических упражнений применяются разные классификации. В основу каждой из них положен тот или иной основной признак (далее будут приведены классификации, которые встречаются чаще всего).

Упражнения легкой атлетики делятся на пять самостоя-тельных разделов: ходьба, бег, прыжки, метания, многоборье.

С другой стороны, виды легкоатлетических упражнений подразделяются на две группы: классические и неклассические.

К классическим упражнениям относятся те, которые внесены в программу официальных соревнований по легкой атлетике. В настоящее время в программу Олимпийских игр у мужчин входит 25 видов легкой атлетики, у женщин – 22 вида, в которых разыгрывается самое большое количество медалей. Таких видов было 47 на XXIX Олимпийских играх в Пекине в 2008 году (см. в приложении).

К неклассическим принадлежат не внесенные в программу официальных соревнований легкоатлетические упражнения.

Существует и такой способ распределения легкоатлетических упражнений на группы, когда выделяют специальные, подводящие и подготовительные упражнения.

Специальные упражнения – это те, что полностью подтверж-дают кинематическую и динамическую структуру двигательного действия (например, бег с низкого старта, прыжок в высоту с трех шагов и т.д.).

Подводящие упражнения имеют частичное подобие с основным движением (например, прыжки в длину с места толчком одной или двух ног, бег по разметкам и т.д.).

Подготовительные упражнения – это группа упражнений, которые отличаются целью их применения. Такой целью могут быть, например, подготовка мускульных групп и систем организма к интенсивной деятельности для предотвращения травм; функцио-нальная подготовка организма для повышения его специальной работоспособности. Классические и неклассические виды бега, прыжков и метаний применяются как основные или вспомога-тельные состязательные упражнения.

Вместе с этим все виды бега, прыжков и метаний могут использоваться и как средство решения прикладных значений в системе физического воспитания и специальных заданий – в других видах спорта.

Как было уже сказано, упражнения, которые применяются в легкой атлетике, являются средством разносторонней физической подготовки в разных видах спорта, а также используются во время специальной подготовки во многих профессиях, в том числе в военизированной подготовке допризывной молодежи и воинов вооруженных сил. Легкоатлетические упражнения широко применя-ются и в системе физической подготовки учащейся молодежи, и в группах здоровья, которые охватывают разные возрастные слои населения, и во время индивидуальных занятий (оздоровительный бег). Особая значимость всех разновидностей бега, прыжков и метаний в том, что в процессе их применения решаются оздоро-вительные, воспитательные и образовательные задачи.

Поэтому на базовом этапе обучения легкой атлетике в высшем учебном заведении изучаются почти все виды легкой атлетики, а также такие, которые обеспечивают профессиональную, военизиро-ванную, спортивную подготовку и способствуют решению оздоровительных задач в разных возрастных группах населения.


Разновидности ходьбы
К классическим разновидностям ходьбы относятся: ходьба по беговой дорожке стадиона (дистанции 3, 5, 10, 20, 50 км), по дорогам и шоссе (дистанция 20,30,50 км) и ходьба на время (часовая и двухчасовая).

К неклассическим видам ходьбы относятся такие виды передвижения на местности, как пешеходные прогулки, туристские походы, передвижение в профессиональной деятельности и т.д.


Разновидности бега
Бег – циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости.

К классическим разновидностям бега относятся:



  • спринт – бег на короткие дистанции (30, 50, 60, 100, 200, 300, 400 м);

  • бег на средние дистанции (500, 600, 800, 1000, 1500, 2000 м);

  • бег на длинные дистанции (3000, 5000, 10000 м), бег на время (час, двухчасовой); бег на шоссе (20 км, З0 км, 42 км 195 м (марафон); бег по пересеченной местности – кросс (500 м, 1 км, 2 км, 3 км, 8 км, 10 км, 12 км, 14 км);

  • барьерный бег – по структуре смешанный вид, требую-щий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60 м в манеже, 100 м, 400 м у женщин на стадионе, 60 м у мужчин в манеже и 110, 300 м и 400 м на стадионе;

  • бег с препятствиями – по структуре смешанный вид, тре-бующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и у мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин – 2000 м; дистанции у мужчин – 2000, 3000 м;

  • эстафетный бег – по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий прояв-ления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х100 м и 4х400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут прово-диться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты – мужчины и женщины). Попу-лярностью пользуются и так называемые шведские эстафеты: 800+400+200+100 м у мужчин и 400+300+200+100 м у женщин;

  • кроссовый бег – бег по пересеченной местности, смешан-ный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции – 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин – 1, 2, 3, 4 ,6 км.

К неклассическим разновидностям бега относятся: челночный бег, комбинированные эстафеты, бег с препятствиями (полоса препятствий), бег с препятствиями, бег в гору, бег с горы, бег как составная часть профессиональной деятельности (со служебной собакой, с пожарным шлангом и др.), бег по песку, водным путем, по снегу и т.д.
Разновидности прыжков
Прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальные препятствия и прыжки на дальность.

К классическим разновидностям прыжков принадлежат: прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, тройной прыжок, прыжок с шестом.

К неклассическим видам прыжков принадлежат: прыжок в длину с места толчком одной или двумя ногами, прыжок с места, прыжки в глубину, многократные прыжки (на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки с доставанием высоко подвешенных предметов головой, рукой, плечом, ногой, прыжки через препятствия /барьеры/. Перечисленные разновидности неклассических прыжков могут применяться в разных вариантах /например, прыжки через барьеры разной высоты, установленные на разных высотах/.

Разновидности метаний
Все метания относятся к ациклическим видам, требующим от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метания снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

В процессе развития спортивной и профессионально-при-кладной физической подготовки применяются классические и неклассические метания.

К классическим метаниям принадлежат: толкание ядра, метание диска, метание молота, метание копья, метение гранаты.

Следует отметить, что метание гранаты целесообразно при-менять как прикладной вид в военизированной подготовке допри-зивников, молодежи. Под этим углом зрения следует учить метанию гранаты с места и с разбега, с колена, из положения лежа и из окопа, а отдельно – метанию гранаты в цель (в окоп, в окно).

К неклассическим метаниям относятся: метание мячей (надувных, набивных и теннисных), метание ядер разного веса, метание гири, камней и других предметов.

Приведенное выше многообразие метаний широко использу-ется в качестве средства разносторонней подготовки разных слоев населения, начиная с раннего детского возраста и кончая пожилым возрастом.

Многообразие метаний в цель способствует совершенство-ванию кинематических и динамических характеристик движения, развивая в то же время ловкость.
Легкоатлетические многоборья
Классическими видами многоборья являются: у мужчин – десятиборье, у женщин – семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин – пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин – девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Особенностью выявления победителей является определение суммы очков по всем видам многоборья.


П. Связь видов легкой атлетики с другими видами спорта
Уровень результатов во всех видах спорта существенно зависит от физической подготовленности занимающихся. Относи-тельно этого следует отметить, что ее удельный вес в достижениях спортсменов в разных видах спорта неодинаков. Например, результат в марафонском беге зависит от уровня развития такого физического качества, как выносливость; в гимнастике достижения определяются уровнем технической и физической подготовленности спортсмена (силы, гибкости, быстроты); меньшей является значи-мость физической подготовленности в фехтовании и стрельба.

В системе физической подготовки спортсменов, которые специализируются в разных видах спорта, существенное место занимают прыжки, бег и метание. Следует выделить те виды спорта, в которых легкоатлетические упражнения применяются в присущей этому виду спорта деятельности. Например, в такой игре, как футбол, есть и прыжки (во время доставания мяча, в действиях вратаря и т.д.), и бег во всех вариантах, и метание (во время броска мяча из-за боковой линии).

В таких видах спорта беговые, прыжковые упражнения и метания применяются с большей вариативностю, с разными пространственными и временными динамическими характерис-тиками (например, бросок мяча из-за боковой линии, осуществ-ляемый с разных расстояний, с разной скоростью и точностью). В современном футболе большое значение имеет дальность броска мяча (расстояние до 35-40 м), такой бросок при условии его высокой точности нередко решает ситуацию. Отсюда возникает необходи-мость развития у футболистов гибкости (для увеличения дальности броска), координации движений (для обеспечения точности выпол-нения бросков). Это подтверждает необходимость использования тренерами упражнений из разных видов спорта и специальных знаний, необходимых им для развития специальной физической подготовленности занимающихся.

В некоторых видах спорта легкоатлетические упражнения используются в качестве средства специальной физической подго-товки. Например, в тренировке футболистов применяется кроссовый бег: в баскетболе, в волейболе, в гандболе – упражнения, направ-ленные на развитие ловкости, в боксе, борьбе, фехтовании – упражнения, направленные на развитие двигательной реакции. В отдельных видах спорта легкоатлетические упражнения использу-ются в качестве средства разносторонней физической подготовки и оздоровительного направления (например, в парашютном спорте, мотоспорте, шахматах, шашках и т.д.). Это подтверждает, что удельный вес и дифференцированный подход к разным видам легкой атлетики в разных видах спорта неодинаковы (табл. 1).


Таблица 1

Удельный вес бега, прыжков и метаний в видах спорта, внесенных в программу летних Олимпийских игр





Виды спорта

Бег

Прыжки

Метание

1.

Баскетбол

3

3

2

2.

Бокс

0

1

0

3.

Борьба

0

о

0

4.

Велоспорт

3

0

0

5.

Водное поло

0

0

2

6.

Волейбол

1

3

0

7.

Гимнастика спортивная

1

2

0

8.

Гимнастика художественная

1

3

I

9.

Гребля академическая

0

0

0

10.

Гребля на байдарках и каноэ

0

0

0


11.

Конный спорт



0

0

12.

Легкая атлетика

3

3

3

13.

Парусный спорт

3

0

0

14.

Плавание

0

0

0

15.

Плавание синхронно

0

0

0

16.

Прыжки в воду

0

2

0

17.

Ручной мяч

2

2

2

18.

Современное пятиборье

3

I

0

19.

Стрельба

0

3

0

20.

Теннис

1

I

0

21.

Теннис настольный

0

I

0

22.

Тяжелая атлетика

0

0

0

23.

Фехтование

0

I

0

24

Футбол

3

3

I

25.

Хоккей на траве

3

1

I


Условны обозначения: 1 – применяется редко,

2 – применяется, 3 – применяется часто.
Таблица 2

Удельный вес бега, прыжков и метаний в видах спорта, внесенных в программу зимних Олимпийских игр


Виды спорта

Бег

Прыжки

Метание

1. Бобслей

1

0

0

2. Горнолыжный спорт

0

I

0

3. Конькобежный спорт

0

0

3

4. Биатлон

3

0

0

5. Лыжные гонки

0

3

0

6. Двоеборье

0

2

0

7. Прыжки с трамплина

0

3

3

8. Санный спорт

3

0

0

9. Фигурное катание

3

2

3

10. Хоккей

3

0

2

Таблица 3


  1   2   3   4


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет