Либерализация торговли и потоки пии 5



жүктеу 415.78 Kb.
бет1/6
Дата01.05.2016
өлшемі415.78 Kb.
  1   2   3   4   5   6


Торговая политика и вступление в ВТО в помощь экономическому развитию: применительно к России и странам СНГ

Модуль 15

Торговые аспекты инвестиционных мер (TRIMS)

и инвестиционный климат
Авторы:
Джорджо Барба Наваретти и Анжелика Сальви Дель Перо

Версия 15 июля 2004 г.


Содержание

1. Либерализация торговли и потоки ПИИ 5

2. Меры, регулирующие деятельность иностранных предприятий, и их влияние на торговлю 7

3. Влияние TRIMS на благосостояние страны 9

4. Соглашение ВТО о торговых аспектах инвестиционных мер (TRIMS) 12

5. Международная координация политики по ПИИ: возможно ли более широкое соглашение, чем TRIMS? 14

6. Потоки ПИИ в России 17

7. Почему так мало ПИИ? Инвестиционный климат России и соблюдение TRIMS 20

Приложение 1. Статьи Соглашения TRIMS 25

Приложение 2. Другие соглашения об инвестициях 27

Справочная литература 29

В данной главе изучается связь между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) и торговлей и как на эту связь может влиять торговая политика и меры, регулирующие деятельность иностранных фирм. Рассматриваются следующие вопросы.



    • Влияет ли либерализация торговли на приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ)?

    • Мешают ли торговле меры, регулирующие деятельность иностранных фирм (TRIMS)?

    • Что такое соглашение TRIMS в рамках ВТО?

    • Могут ли TRIMS быть оправданы причинами внутреннего благосостояния?

    • Есть ли место международным усилиям по координации мер политики и правил, касающихся прямых иностранных инвестиций, за рамками соглашения TRIMS?

    • Каков инвестиционный климат в России?

Вот основные извлеченные уроки.

Урок 1. Либерализация торговли благоприятствует потокам ПИИ. Либерализация торговых потоков и принятие стабильной торговой политики через вступление в ВТО оказывают положительное влияние на потоки ПИИ. В деятельности большинства международных предприятий (МНП) все больше наблюдается географическая фрагментация производства, особенно когда инвестиции осуществляются в странах с относительно дешевой рабочей силой. Инвестиции такого рода получили огромное распространение в девяностые годы. Они создают торговые потоки, а большим препятствием для них становятся высокие торговые издержки. Кроме того, в целом МНП являются основными игроками в международной торговле, на долю которых приходится почти три четверти мировых торговых потоков. Поэтому либерализация торговли является вероятным предварительным условием для увеличения инвестиционных потоков в Россию.

Урок 2. TRIMS, скорее всего, могут препятствовать торговым потокам. Но есть и обратная сторона медали: меры политики, регулирующие ПИИ, в частности, требования к инвесторам со стороны принимающих стран, стремящихся защищать и поддерживать отечественные отрасли или перераспределять прибыли, полученные иностранными инвесторами, в пользу собственных резидентов, препятствуют как ПИИ, так и потенциальным торговым потокам. Меры, оказывающие особенно искажающее воздействие на торговлю, определяются соглашением о торговых аспектах инвестиционных мер (TRIMS) и четко регулируются ВТО.

Урок 3. TRIMS редко улучшают благосостояние. TRIMS вносят искажения в местную экономику и зачастую мешают эффективному распределению ресурсов. Кроме того, они редко бывают эффективны в качестве "второго наилучшего" инструмента для корректировки существующих искажений.

Урок 4. Существуют большие возможности по применению международных правил по TRIMS. Включение TRIMS в рамки ВТО не позволяет странам увеличивать косвенные торговые барьеры в противоречие процессу глобальной либерализации торговли, согласованному в рамках ВТО. Более того, это создает обязательство избегать неблагоприятных исходов внутренней политической игры и благоприятствует международной гармонизации правил с тем, чтобы повысить прозрачность и сократить издержки, связанные с торговыми операциями.

Урок 5. Оказалось, что чрезвычайно трудно заключать многостороннее соглашение о ПИИ, выходящее за рамки соглашения TRIMS. Развивающиеся страны особенно противятся даже началу переговоров о соглашении по ПИИ, поскольку опасаются, что такое соглашение уменьшит их свободу маневра при взаимодействии с иностранными инвесторами. Вероятно, такое соглашение следует заключать вне рамок переговорного процесса ВТО.

Урок 6. С момента начала переходного периода Россия привлекла ограниченный объем ПИИ. Хотя с начала девяностых годов приток ПИИ увеличивается, объем ПИИ по-прежнему является ограниченным по сравнению с другими развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Эти инвестиции также малы по сравнению с масштабом российской экономики. Среди всех европейских стран с переходной экономикой Россия имеет наименьшее соотношение притока ПИИ к ВВП.

Урок 7. В России ПИИ в основном сосредоточены в немногочисленных городских зонах. ПИИ в России главным образом сконцентрированы в городских зонах Москвы и Санкт-Петербурга. Такое распределение отчасти объясняется масштабом местного рынка и обычными эффектами агломерации, но также и региональными различиями в регулировании и институтах.

Урок 8. Нормативная база по ПИИ противоречива; в ней сочетаются стимулы и ограничения в отношении иностранных инвесторов. Следует упразднить как ограничения, так и льготы в отношении ПИИ, а вместо них ввести упрощенную систему регулирования, основанную на правилах.

Урок 9. Ряд мер входит в противоречие с TRIMS. Существует ряд аспектов политики, противоречащих TRIMS, в частности, "местное содержание" и требования по поставкам на местный рынок. Поскольку Россия представила заявку на вступление в ВТО как развитая страна, эти несоответствия необходимо будет устранить в течение двух лет после вступления.

Урок 10. Хотя предпринимается много усилий к тому, чтобы расширить рыночное поле игры в российской экономике, в целом деловая среда пока не особенно способствует частным инвестициям. Стабилизация макроэкономической основы, начавшаяся в конце девяностых годов, дает важный положительный сигнал частным инвестициям. Однако политическая среда в целом по-прежнему характеризуется наличием дублирующего и запутанного законодательства, дающего большую свободу его толкования, а также отсутствием эффективного механизма урегулирования споров. Бюрократизм и относительно высокие торговые барьеры – все это факторы, которые расхолаживают в равной степени и отечественных, и иностранных инвесторов.

  1   2   3   4   5   6


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет