«Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии» Курсовую работу



жүктеу 395.61 Kb.
бет1/5
Дата30.04.2016
өлшемі395.61 Kb.
  1   2   3   4   5
: study
study -> Методические рекомендации по подготовке путевой информации и экскурсий
study -> 2 билет. Своеобразие и периодизация р/л 18 века.(в тетради) 3 билет. Творчество Капниста
study -> В любом языке ударение характеризуется силой, высотой, длительностью. Ни один из аспектов не существует самостоятельно
study -> Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства
study -> 18. Сложные вопросы трактовки фонем
study -> 17. Поэтика новел Проспера Мериме
study -> 1. Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира
study -> Вопрос смысл понятия романтизм. Предпосылки. Романтизм
study -> Закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»


Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра теории и практики перевода

« Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии»

Курсовую работу выполнил

студент группы АЯ-34д

Лисогор Э.В.


Научный руководитель:

Ст. преподаватель кафедры ТПП

Кабанова Н.Е.

Севастополь


2007

Оглавление


Введение………………………………………………………………...………....3
Глава 1. История становления антиутопии как жанра
1.1.Утопия как исходная жанровая форма…………………………………..…..4

1.2.Причины появления антиутопии как жанра…………………………...…....5

1.3. Характерные черты антиутопии……….…………………............................7

1.4. Тоталитаризм как центральная проблема антиутопии………...................11


Глава 2. Судьба личности в тоталитарном обществе
2.1. Личность и «идеальное общество» в романе Е.Замятина «Мы»………...15

2.2. «Естественный человек» и «светлое будущее» в романе О.Хаксли

« О дивный новый мир»………………..……………………………………......21

2.3. Черты антиутопии в романе Пера Вале «Гибель 31-го отдела»………....25

2.4. Типологические параллели романов…………………………………..…..28
Заключение……………………………………………………………..……..….32

Список использованной литературы……………………………………..….....34



Введение

Роман антиутопия занимает особое место в литературе ХХ века. Антиутопические произведения являются как бы сигналом, предупреждением о возможном скором закате цивилизации. О романах антиутопиях написано множество критических трудов, однако, в отечественном литературоведении, жанр антиутопии недостаточно исследован, еще многое остается несказанным. Сегодня мы имеем возможность взглянуть на роман - антиутопия по-новому, иным взглядом, свободным от идейного давления, которое иногда заметно в работах советских критиков.

Цель данной работы – рассмотреть судьбу личности в тоталитарном обществе на основе романов антиутопий и провести типологические параллели между ними. Эта цель и определила круг задач:

- рассмотреть историю появления утопического жанра

- проанализировать причины появления антиутопии как жанра

- выявить характерные черты антиутопии

- исследовать тоталитаризм как центральную проблему антиутопии

- рассмотреть судьбу личности в романах антиутопиях

- провести типологические параллели романов

Материалом для исследования послужили: роман Е. Замятина «Мы» - как один из самых первых и самых типичных романов антиутопий, роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», так как Хаксли один из немногих писателей антиутопистов, чьи прогнозы сбываются уже сегодня; роман Пера Вале «Гибель 31-го отдела», так как этот роман отличается от типичных антиутопий. Роман был издан в то время, когда события, в нем описанные, еще казались сказкой, фантасмагорией. Сегодня, спустя 40 лет, это уже не сказка, а реальность.



Глава I. История становления антиутопии как жанра.
1.1. Утопия как исходная жанровая форма
Утопия (от греч. ou – не, нет и topos – место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu – благо и topos – место, т.е. благословенное место) – литературно-художественное произведение, содержащее картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства.1

В утопической литературе отразилась общественная потребность в гармонизации отношений между личностью и обществом, в создании таких условий, когда бы интересы отдельных людей и всего человечес­кого сообщества были слиты, а раздирающие мир проти­воречия разрешились бы всеобщей гармонией. Как жанр, утопия зародилась еще в эпоху возрождения. Английский писатель Томас Мор опубликовал книгу, где описывал устройство государства Утопия, вместе с тем вскрывая пороки и недостатки современного ему уклада жизни. Уже в XVI-ом веке встала проблема несовершенства общества, и пути её разрешения писатели пытались найти в создании идеальных миров. Так, у Т. Мора в воображаемом идеалистическом государстве все материально равны, не существует ни классовых делений, ни привилегированных чинов, более того, излишнее богатство, изобилие драгоценных камней и металлов является атрибутикой воров и нарушителей закона. Томас Мор пытался сквозь безупречный, «дивный новый мир» показать бесполезность многих современных порядков, донести до читателя наиболее совершенную на его взгляд, модель государства. Подобная линия четко прослеживается в таких утопических произ­ведениях эпохи Возрождения, как «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Ат­лантида» Ф. Бэкона и др. Позже эта линия пройдет через произведения Вольтера, Руссо, Свифта и через уто­пическую фантастику XX века.

В XX веке развитие европейской и, в частности бри­танской, утопической традиции продолжалось. В основе расцвета утопии в первые десятилетия XX века лежала овладевшая в это время общественным сознанием «науч­ная эйфория» — когда интенсификация научно-техничес­кого прогресса и, главное, резкое усиление влияния на­учных достижения на качество жизни населения породи­ли на уровне массового сознания иллюзию возможности неограниченного совершенствования материальной жизни людей на основе будущих достижений науки и, главное, возможности научного преобразования не толь­ко природы, но и общественного устройства — по моде­ли совершенной машины. И символической фигурой, как в рамках литературы, так и в рамках общественной жиз­ни первых десятилетий XX века стал Г. Уэллс — созда­тель утопической модели «идеального общества» как об­щества «научного», целиком подчиненного научно под­твержденной целесообразности. В своем романе «Люди как боги» (1923) Г. Уэллс несовершенству земного бытия, где царит «старая концепция социальной жизни государ­ства как узаконенной внутри определенных рамок борь­бы людей, стремящихся взять верх друг над другом»2, противопоставил подлинно научное общество — Утопию (сам выбор названия свидетельствует об опоре Г. Уэллса на традицию, идущую от Т. Мора).

Особого внимания заслуживают отразившиеся в лите­ратуре первых десятилетий XX века утопические моде­ли, в основу которых легла идея «творческой эволюции», то есть осознанного изменения человеком собственной природы, направления собственной эволюции в то или иное желаемое русло.




1.2. Причины появления антиутопии как жанра.

Социальные утопии первых десятилетий XX века в значительной степени предполагали непосредственную взаимосвязь между правом человека на достойную жизнь — и его ко­ренным изменением (как правило, при этом оказывается допустимой и социальная селекция). В значительной сте­пени подобная двойственность утопического сознания в контексте базовых ценностей гуманизма и легла в основу сознания антиутопического. И эта же двойственность утопии определила и некоторую размытость антиутопи­ческого жанра. По самому определению жанр антиуто­пии предполагает не просто негативно окрашенное опи­сание возможного будущего, но именно спор с утопией, то есть изображение общества, претенду­ющего на совершенство, с ценностно-негативной сторо­ны.3 При определении более частных базовых черт анти­утопии можно в определенном приближении руковод­ствоваться характеристикой жанра, данной Шишкиным4 — с его точки зрения, для антиутопии ха­рактерны:

1) Проекция на воображаемое общество тех черт современного автору общества, которые вызывают его наибольшее неприятие.

2) Расположение антиутопи­ческого мира на расстоянии — в пространстве или во вре­мени.

3) Описание характерных для антиутопического общества негативных черт таким образом, чтобы возни­кало ощущение кошмара.

Однако в реальных произве­дениях антиутопического жанра — именно в силу двой­ственности утопии — зачастую общество, представлен­ное как в целом антиутопическое, одновременно раскры­вается и со стороны своих обретений. Так, не случайно в целом антиутопический мир из романа О. Хаксли «О див­ный новый мир» вобрал в себя ряд черт, которые - с некоторой корректировкой — станут и частью уто­пического мира из его же романа «Остров» (1962). В равной степени и произведения утопического жанра мо­гут содержать в себе антиутопический элемент (Г. Уэллс, «Люди как боги», И. Ефремов, «Час Быка»).




  1   2   3   4   5


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет