Литература западной европы 19 века (общий характер литературного процесса) Где приют для мира уготован?



жүктеу 334.9 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі334.9 Kb.
түріЛитература
:




Зарубежная литература. Материалы электронного учебника И.Ю. Осмоловской, М.В. Осмоловского
http://zarubezhka-totl.narod.ru/index.html
ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 19 ВЕКА

(общий характер литературного процесса)
Где приют для мира уготован?

Где найдет свободу человек?

Старый век грозой ознаменован,

И в крови родился новый век.

Ф. Шиллер
Сорвите с Европы блистательную

вуаль и вы увидите страшную

картину ее нищеты и пороков.

С. Родригес
На рубеже 18-19 веков крах феодализма был очевиден. Французская буржуазная революция, обещавшая, что миром будут править Свобода, Равенство и Братство, привела к победе буржуазного строя, однако очень скоро стало ясно, что этот строй не может обеспечить всеобщего счастья.

Сил не имея сделать одного

Счастливым, им они пренебрегли

И стали счастия искать для всех

(Дж. Леопарди)
Оказалось, что французская революция людей, «лишенных хлеба, превратила в людей, лишенных еще и нравственности».

19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг.

В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым  знатным), но породил множество других несправедливостей. К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. Это привело к тому, что героями практически всех произведений становятся люди глубоко безнравственные (Жорж Дюруа, Гобсек, Цахес, Клод Фролло).

Противоречия жизни естественным образом переносится в литературу. Центральным для художественных направлений эпохи становится вопрос не только о том, как человеку выстоять в этом мире, но и в том, как активно участвовать в историческом процессе, как влиять на него, то есть быть человеку «молотом или наковальней» (Гете).

Литературный процесс первой половины 19 века весьма своеобразен по сравнению с предыдущими эпохами. Увеличивается скорость развития литературы. Новые художественные направления возникают и формируются в целостные системы очень быстро (требуются не столетия, а десятилетия). При этом появление нового метода вовсе не означает полное отрицание старого. Поэтому характерной чертой эпохи становится сосуществование полярно противоположных направлений в искусстве:


  1. романтизма (стремление уйти в иной, идеальный мир);

  2. реализма (попытка проанализировать, а затем изменить этот мир).

Романтизм

Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

В 18 веке этот термин имел другое значение: романтическим называлось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся чаще в книгах, чем в действительности. На рубеже 18-19 вв. это слово использовалось для обозначения нового художественного направления, противоположного классицизму.

Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе, с которым были связаны большие надежды, так как это общество предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века» Альфред де Мюссе в своем романе «Исповедь сына века» писал: «Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило». Пушкин говорил, что бедой всего романтического стала преждевременная страсть души: «Нет: рано чувства в нем остыли» (Евгений Онегин).

Человек оказывается выпавшим из социальных отношений  возникает иллюзия свободы личности от жизненных обстоятельств, создается миф о том, что один человек способен преобразить мир (личность Наполеона).

Неудовлетворенность современной действительностью приводит к появлению двоемирия (мир реальный и мир идеальный, мир мечты). Большое внимание романтики уделяют детству. Детство осмысливалось как идеальный мир, мир гармонии, чья глубина и прелесть притягивает к себе взрослых. «Взрослость» - это время, утратившее непосредственность и чистоту детства.

Романтизм отвергал один из основных принципов просветительской литературы – «подражание природе». Романтики считали, что автор должен быть абсолютно свободен, он должен творить только по своим собственным законам. Оскар Уайльд писал: «Не приписывайте художнику нездоровых тенденций, ему дозволено изображать все».

Эпоха романтизма характеризуется обновлением художественных форм и всей системы литературных жанров, происходит реформа сцены (сращение лирики и драмы). Создаются новые, переходные жанры (лиро-эпические и лиро-эпико-драматические), заново создается романтическая поэма (символическая, нравоописательная, фольклорная), романтическая драма обращается к традициям Шекспира и Кальдерона, появляются «драматические поэмы» (Байрон, Шелли). Необычайного расцвета достигает лирика (слова ассоциативны, многозначны, метафоричны). Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, синтез искусства, религии и философии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. Из лироэпических жанров наиболее популярна баллада, в прозе преобладают поэтические формы – сказка, лирическая новелла.

Проза романтизма развивалась по многим жанровым направлениям. Романтизм использовал и классическую новеллу, и рыцарский роман («Граф Монте-Кристо» Дюма-отца), и элементы плутовского романа, и восточную сказку рококо. В 30-40 гг. складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э.Сю, В. Гюго), появляется фантастическая повесть. Исторический роман, существовавший в предыдущий период, был коренным образом переработан и стал одним из центральных жанров.

Реализм

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – это художественный метод, который предполагает правдивое и объективное изображение действительности в художественных образах.

В русле реализма складывалось творчество большинства писателей 19 века, и хотя писатели-реалисты первой половины 19 века не причисляли себя к единому направлению, это не означало, что такого направления не существовало. В 10-20 гг. оно уже созревало в недрах романтизма, в 30-40 гг. заявило о себе в разных странах Европы как о заметном явлении. К 40-м гг. реализм – это уже самостоятельное и значительное направление в европейских литературах.

Реалисты стремились проникнуть в суть социальных процессов, они хотели не только открыть новый мир, но и исследовать его законы и связи. Человек для реалистов был интересен и как уникальная личность, и как типичное явление, и как историческое лицо – не в том смысле, что он играл какую-то важную роль в истории, а в том, что он принадлежал истории, сам того не осознавая.



НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ.

О, как я хотел бы окунуться

В те глубины, что огонь таят,

Ангелам зовущим улыбнуться,

Вновь увидеть счастья дивный град!

В. Мюллер
В Германии романтизм начал формироваться в последние годы 18 века и очень скоро стал одним из важнейших направлений в литературе и искусстве.

Основные принципы теории романтизма сформулировал Фридрих Шлегель (на иллюстрации) в работе «Фрагменты». Вместе с ним стали работать его брат Август, Людвиг Тик, Вильгельм Ваккенродер и Фридрих фон Гарденберг (псевдоним - Новалис). Также важную роль в формировании романтической эстетики сыграли философы Фихте и Шеллинг. Эта группа писателей и поэтов работала в университетском городе Йена, в результате чего и получила название йенская школа. Это был первый этап немецкого романтизма.

Йенские романтики были врагами всего застывшего и традиционного, поэтому обращались к эстетическим ценностям прошлого и художественным открытиям других народов. Ф. Шлегель называет романтическую поэзию универсальной, а под универсальностью понимает способность поэта – романтика постигать мир в его целостности и многогранности, видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Оскар Уайльд писал: «Искусство – это зеркало, изображающее того, кто в нем смотрится, а вовсе не жизнь. Пусть критики расходятся во мнении, художник остается верен себе». Йенские романтики считают, что поэт наделен неограниченными возможностями, он все способен предвидеть. Новалис: «Истинный поэт всеведущ: он действительно вселенная в малом преломлении». Романтики утверждают исторический подход к литературе, то есть пытаются осмыслить литературные произведения с учетом исторических событий. Большой вклад в разработку жанров внесли братья Шлегели: Август большое внимание уделял драматургии, а Фридрих ведущим жанром современной эпохи объявил роман.

Важным вкладом в развитие романтической этики стала книга Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любителя искусств», посвященная живописи и музыке. Он отвергает современное немецкое искусство за то, что оно утратило величие и задушевность, и печалится, что современный человек перестал заслуживать внимания художника. С Ваккенродера начинается переоценка места и значения музыки в ряду других искусств. Если теоретики классицизма эталон искусства видели в античной скульптуре, то романтики больше подчеркивают принцип живописности, а самым романтическим искусством провозглашают музыку. Гофман в статье о Бетховене писал: «Лира Орфея отворила врата ада». Нужно отметить, что в немецком искусстве первой половины 19 века именно музыка завоюет мировую славу.

Вторым этапом немецкого романтизма стало творчество гейдельберских романтиков. Освободительная война против Наполеона сформировала новые идеи, резко отличающиеся от суждений и взглядов йенских романтиков. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности и исторического сознания. Это и приводит к возникновению нового романтического движения, своеобразным центром которого стал город Гейдельберг. Там сформировался кружок поэтов и прозаиков, которых привлекало все истинно немецкое (искусство, культура и история).

Романтики второго этапа разбудили интерес к национальной старине. Именно в эти годы публикуются и комментируются памятники средневековой немецкой литературы, романтики обращаются к народной песне (сборник песен А. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика»). Высокого совершенства достигает лирическая поэзия. Ведущими прозаическими жанрами становятся фантастическая новелла и сказка («Детские и семейные сказки» братьев Гримм). Однако романтики предъявляют к сказке высокие требования. Гофман писал: «Целого арсенала нелепостей и чертовщины еще недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел».



ТВОРЧЕСТВО БРАТЬЕВ ГРИММ

ЯКОБ (1785-1863) ВИЛЬГЕЛЬМ (1787-1859)
Сказка – это рассказ или история в том виде, в каком она преподнесена в «Детских и домашних сказках» братьев Гримм.

В.Я.Пропп

Мы старались сохранить сказки во всей их первозданной чистоте. Ни один эпизод в них не выдуман, не приукрашен и не изменен, так как мы стремились избежать попыток обогатить и без того богатые сказочные сюжеты.

Братья Гримм
Народная сказка никогда не занимала почетное место в европейском искусстве. Так, в эпоху классицизма сказка считалась «низким» видом устного народного творчества, который не заслуживает серьезного внимания. Такое отношение к сказкам привело к тому, что об их сохранении и изучении перестали заботиться, и в начале 19 века сказки находились на грани вымирания.

Истории европейской литературы известны лишь несколько громких имен, связанных с собирательством и обработкой народных сказок. Во Франции в 1697 году поэт Шарль Перро издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни». Сборник был небольшой по объему (всего 8 сказок), но благодаря ему весь мир познакомился с Красной Шапочкой, Спящей красавицей, Синей Бородой, Котом в сапогах и другими героями. Во II половине 18 века уже в Германии вышел сборник писателя Иоганна Карла Музеуса «Немецкие народные сказки» в 8 томах (1782-1786), а в 1812 году выходит первое издание «Детских и семейных сказок» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм отличались от сказок Перро и Музеуса тем, что они не подвергались основательной литературной обработке и относятся скорее к народным, чем к литературным сказкам. В России традиции Перро, Музеуса и братьев Гримм в 19 веке продолжил А.Н. Афанасьев («Народные русские сказки» 1855)

Во времена Гримов интерес не только к сказке, но и к народному творчеству в целом проявился особенно ярко. Это объяснялось тем, что устное народное творчество не было затронуто цивилизацией, поэтому романтики и признали его красоту. Кроме того, в 1806-1812 гг. у немцев появилась еще одна веская причина обратиться к национальному творчеству – это захватнические войны Наполеона. Раздробленная Германия стремилась к объединению и, естественно, желала сохранить свое национальное богатство. Поэтому готовя свои сказки к изданию, братья Гримм считали, что это так или иначе приблизит возвращение иных времен. Не случайно еще в начале 1811 года (за год до издания сборника) Вильгельм Гримм писал: «Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней».

Сборник сказок братьев Гримм (I том – 1812, II том – 1814 год) вначале не имел четкого целевого назначения, так как он должен был удовлетворить запросы любых читателей (массовые читатели, люди науки, люди искусства)

Создавая сборник, братья Гримм часто обращались за помощью к пожилым людям, так как именно они могли рассказать подлинные, а не вымышленные народные истории. При этом братья Гримм столкнулись с определенными трудностями, потому что собранные ими сказки были получены из разных источников и разных областей, и, следовательно, сильно отличались одна от другой языком, колоритом, стилем и интонациями рассказчика. В результате братья Гримм решили не ограничиваться только собирательством сказок и составлением сборников, а найти свой простой стиль повествования, при этом сохраняя сказочные сюжеты в первоначальном виде, не нарушая строй и композицию сказок, а также особенности речи героев. Кроме того, братья Гримм хотели добиться впечатления, что все сказки рассказаны одним рассказчиком. Это в конечном итоге и определило существенное отличие второго издания сборника (1819) от первого, который кроме всего вышеперечисленного содержал сведения о том, где, когда, и в чьем пересказе была записана та или иная сказка. В дальнейшем Вильгельм Гримм продолжил литературную правку сборника, идя по пути «сказочной стилизации», несмотря на несогласие Якоба.

«Детские и семейные сказки» получили широкое распространение во всем мире. Тематика сказок была разнообразна. Это и волшебные сказки, и бытовые, и сказки о животных. Особое место занимали сказки, в которых сталкивается добрый, умный и смелый герой (часто простой крестьянин) со злодеями и чудищами, которые олицетворяли злое начало мира.

Заслуги братьев Гримм в истории немецкой культуры очень велики. Они изучали средневековую немецкую литературу, мифологию германских народов («Немецкая мифология» 1835 г.), заложили основы немецкого языкознания («Немецкая грамматика» 1819 г.) В 1838 году братья Гримм задумали выпуск академического издания – «Словаря немецкого языка», первый выпуск которого был осуществлен в 1852 году. Окончательный выпуск словаря был завершен лишь в 1961 году, спустя почти 100 лет после смерти Якоба и Вильгельма.
ЭРНЕСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН

(1776 – 1822)
Он был одинаково замечателен как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец.

Надгробная надпись


Фантастические

произведения

Сатирические

символико-фантастические произведения

Новеллы


Критика, опера

Сб. «Фантазии в манере Калло» («Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера»)

Сб. «Ночные повести» («Песочный человек», «Майорат»)

Сб. «Серапионовы братья» («Советник Креспель», «Девица Скюдери», «Дож и догаресса», «Фалунские рудники», «Щелкунчик и Мышиный король», «Чужое дитя», «Королевская невеста»)

Сб. «Последние рассказы»



«Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

«Повелитель блох»

«Эликсир дьявола»

«Житейские воззрения кота Мурра»



«Необыкновенные страдания одного директора театра»

«Угловое окно»

«Мастер Иоганн Вахт»

«Фермата»

«Аргусова зала»


«Жак Калло»

«Ундина»


(опера)

Для Гофмана центральной темой является судьба человеческой личности. Наибольшее внимание уделяется личности художника, так как в нем раскрывается все лучшее, что заложено в человеке и не испорчено корыстными побуждениями и мелочными заботами.

Главная тема – столкновение художника с окружающей его пошлой средой, так как художник вынужден служить тем, кто чужд настоящему искусству. Художник для Гофмана – не профессия, а призвание, поэтому им может быть человек, занимающийся тем или иным видом искусства, но способный видеть и чувствовать.

Герой Гофмана иронически воспринимает окружающий его мир, пытается вырваться из его оков, однако писатель показывает невозможность Героя укрыться в мире мечты, так как герой бессилен перед реальностью.


«Крошка Цахес» (1819)
Какого художника занимали когда-либо политические события? Он жил только своим искусством и только с ним шел по жизни. Но тяжелое, роковое время зажало человека в железный кулак, и боль исторгает из него звуки, которые прежде были ему чужды. Э.Т.А.Гофман
Сказка поражает своей причудливой фантастикой. Программный гофмановский герой Бальтазар принадлежит к числу романтических художников-энтузиастов, он способен проникать в сущность явлений и тайн, недоступных разуму обыкновенных людей. На протяжении всей повести этот герой ведет борьбу за истину, и в конечном итоге именно ему и его друзьям достается победа. Сюжетная линия Бальтазара и Кандиды имеет довольно счастливый финал, но он ироничен и именно эта ирония разрушает идиллическую концовку повести, которая была ориентирована на народные сказки, где добро всегда побеждает зло.

Образ Цахеса (как и образ Бальтазара) характерен для творчества Гофмана, у которого поэтическое видение мира сочетается с острой сатирой. Этот герой уродлив и внешне, и внутренне. История Цахеса помогает обличить не только бездуховность и злость его самого, но также трусость, равнодушие и верноподданничество немецких филистеров (филистер – это трусливый и самодовольный обыватель, мещанин, ханжа). Читателю предлагается поразмышлять над природой власти, над тем, как формируется общественное мнение, создаются политические мифы. Сказка о трех золотых волосках Цахеса приобретает зловещий обобщающий смысл, так как власть и сила заколдованных волосков безграничны и перед ними утрачивают значение таланты, знания, моральные качества, и даже любовь терпит крушение.

Образ Цахеса – один из пророческих в творчестве Гофмана. Он предсказывает появление диктаторской власти в Германии 20 века (диктатор – власть – толпа).

ПОЭЗИЯ ГЕНРИХА ГЕЙНЕ. «КНИГА ПЕСЕН»

Центральным произведением в творчестве Гейне стала "Книга песен", печатавшаяся на протяжении нескольких лет как отдельные циклы и стихотворные сборники. Впоследствии эти произведения были объединены автором в единый свод (1827). От цикла к циклу направленность стихотворений меняется. Ранние произведения находятся под влиянием готического "страшного" жанра, наиболее ярко представленного в романтической литературе "Ночными рассказами" Гофмана, а также поэзия Гейне испытывает сильное влияние фольклорной традиции. В дальнейшем влияние готической образности будет утрачено, и большое значение приобретет народный дух. Гейне составлял свою книгу, используя лучшие из своих стихотворений. Особенное внимание поэт уделял структуре сборника: расположение стихотворений в нем не случайно, каждый цикл идейно и тематически связан с другими. Каждое стихотворение имеет свой смысл, но смысл этот меняется, если рассматривать произведение в контексте книги в целом. История любви, которая, как кажется поначалу, лежит в основе сборника, перерастает в историю нравов бюргерского общества, в их сатирическую критику.



1) "Страдания юности" – в этом цикле ощущается сильное влияние романтической традиции и на уровне образов (таинственные, мистические персонажи, сны, адские силы, ожившие мертвецы), и на уровне приемов (контрасты, романтическое двоемирие). Но это лишь внешняя приверженность романтизму, без веры в состоятельность романтической идеи. Немецкие романтики не воображали несуществующего. Немецкий романтизм предполагал не создание нового, иллюзорного мира в творчестве, а вдумчивое отношение к существующему миру, и для него характерна идея наблюдения бесконечного в конечном. Романтики видят мир скованным конечными очертаниями предметов, но достаточно лишь пристально вглядеться в любой предмет – камень, лист дерева, узор на крыльях бабочки, чтобы увидеть движение вечной и бесконечной материи, почувствовать дыхание божества. В немецкой романтической эстетике (в отличие от английского романтизма) слабо развита категория воображения. Романтик настаивает, что виденные им чудеса не являются иллюзией, а представляют собой заново увиденный мир. Стихотворение, которое наглядно показывает сходства и отличия позиции Гейне по сравнению с романтиками – "Разговор на Падерборнском лугу". В этом стихотворении противопоставлены два героя: один мечтатель, фантазер, другой филистер (ограниченный, грубый, глупый и прожорливый мещанин). Стихотворение построено на гротескном контрасте образов: музыка, пасторальный пейзаж, образ любимой девушки и свиное хрюканье, гогот гусей, навязчивые и грубые звуки села. Люди, живущие исключительно материальными проблемами, становятся предметом насмешки Гейне на протяжении всего его жизненного пути. Герой-мечтатель у Гейне, однако, не пассивный созерцатель мира, это активный деятель, обладающий способностью к фантазии и острому восприятию действительности. В финале "Разговора..." лирический герой подтверждает, что многое в его картине мира вызвано мечтательностью и фантазией, присущими ему, но насмешки филистера не могут разрушить того мира, который создан в его душе. Герой Гейне видит несовершенство мира, но стремится не уйти от него, а жить, преодолевая это несовершенство, в борьбе с ним. Материальный мир оказывается тоже важен для Гейне: без любви к нему невозможна истинная, человечная духовность.

2) "Лирическое интермеццо" примиряет лирического героя с жизнью. Тоска по утраченной возлюбленной сменяется светлой печалью. Взгляд Гейне на мир в высшей степени оптимистичен. Поэт считает, что если жизнь несовершенна, это не значит, что ее не стоит прожить.

3) "Возвращение на родину" – стихотворения этого, наиболее объемного цикла представляют нам лирического героя словно возмужавшим, он пережил страдания жизни, но память о них не умерла. Однако то, что ранило впечатлительного юношу, вызывает в зрелом человеке насмешку. Над любовной темой начинает преобладать критика достижений буржуазной морали.

4) "Северное море" написано свободным стихом. Гейне при помощи верлибра стремился передать своеобразный ритм волн прибоя. Необычность избранной стихотворной формы (новой для немецкой литературы) вызвала восхищение читающей публики, и с той поры верлибр вошел в немецкую поэзию. Аналитическое начало "Книги песен" в последнем цикле усиливается. Герой стремится слиться с природой вдали от напрасных страданий и умствований. Однако природа у него не обожествляется, как у романтиков, она объективна, материальна и одухотворена. В "Северном море" герою Гейне открывается радость жить полными чувствами здорового и счастливого человека. Сам Гейне называл себя "последним романтическим принцем" своей "неромантической эпохи". Действительно, поэзия Гейне связана с романтической традицией. Но, в отличие от романтиков, Гейне сохраняет веру в здоровый, "дневной" взгляд на мир, веру в счастливое предназначение человека.



РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 19 ВЕКЕ
В английской литературе 19 века, как и в других национальных литературах этого столетия, борются 2 направления: романтизм и реализм. Романтизм пришел в Англию из Франции (влияние революции 1789-1794гг.) и подчинил себе первую половину 19 века, хотя некоторые литературоведы считают, что истинный романтизм существовал всего четверть века. Начало романтизма в Англии связывают с 1798 годом, когда У.Вордсворд и С.Кольридж выпустили книгу стихов «Лирические баллады». Закат же этого направления вызывает многочисленные споры. Одни считают, что под романтизмом подвела черту смерть Байрона в 1824 году, другие связывают это явление с творчеством У.Хэзлитта, У.Лэндора и Т.Карлейля, а это уже середина столетия. Романтизм как метод наиболее отчетливо проявился в поэзии, а в прозе неизменно присутствовали как черты романтизма, так и черты реализма.

В английском романтизме можно выделить 3 основных течения (поколения):

1. поэты «Озерной школы» («лейкисты») – У.Вордсворд, С.Кольридж, Р.Саути

2. революционные романтики – Дж.Г.Байрон, П.-Б.Шелли, Дж.Китс

3. «лондонские романтики» – Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант
Родоначальником английского романтизма является Уильям Блейк (1757-1827). Свои основные произведения Блейк создал еще в 18 веке («Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание неба и ада») В 19 веке написаны «Мильтон», «Призрак Авеля» и т.д. Блейк считается основоположником космического мировоззрения. Центральный принцип поэзии Блейка заключается в следующих строчках:
В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.
По жанрам и форме поэзия Блейка – это картина контрастов. Поэт отражает жизнь в ее движении и контрастности, он стремится увидеть в малом и повседневном всеобщее и бесконечное, передать борьбу Добра и Зла. Блейк, создавая свои произведения, опирается на Библию, античную мифологию и английские народные легенды. Основные образы его поэзии – образы космические, полные громадных страстей и титанических сил. Блейк умело сочетает в своих стихотворениях иронию и патетику, лирику и сатиру. В своем творчестве он предвосхитил многие явления в искусстве на рубеже 19-20 веков и подготовил появление философской поэзии Байрона и Шелли.
Поэты «Озерной школы»

«Лейкисты» заявили о себе в 90-е годы 18 века как представители наиболее консервативного течения английского романтизма. Возглавили эту школу У.Вордсворд, С.Кольридж и Р.Саути. Этих поэтов объединяло не только то, что все они жили в «Краю озер» – Кемберленде (отсюда и название школы), но и общие черты их творчества. В 1798 году Кольридж и Вордсворд издали сборник «Лирические баллады». Вордсворд написал к нему предисловие, которое и стало манифестом английского романтизма:

1. предметом поэзии должна стать сельская жизнь, так как в простой и скромной жизни с большей непосредственностью проявляются человеческие страсти и жизнь сердца, которые сливаются с красотой природы

2. следует описывать не только великие события, но и повседневную жизнь простого народа

3. необходимо обращаться к внутреннему миру человека, к противоречиям его души

4. взяли за основу творчество Шекспира (его обращение к национальным истокам и традициям Англии)

5. полное отрицание капиталистического прогресса, который уничтожил вековые традиции и обычаи Англии и привел простой народ к бедственному существованию. Прогрессу противопоставляется идеализированное прошлое патриархальной сельской жизни, а не идеи борьбы

6. прославление крестьянского труда, который в отличие от труда рабочих изображается легким, радостным, наполненным творчеством и песнями

7. смелое введение в поэзию разговорной лексики и простонародного языка.
Поэзия чартистов
Во второй половине 19 века в Англии набирает мощь первое массовое революционное движение рабочих (так называемое «чартистское»). В основу движения был положен документ «Хартия» (опубл. в 1838 году), в котором были изложены основные требования рабочего класса: отмена лордизма, борьба за избирательное право рабочих и женщин, борьба за отмену имущественного ценза и за повышение зарплаты. Данное движение породило особую литературу, которая была тесно связана с рабочим фольклором конца 18-начала 19 века. Также эта литература впитала в себя романтическое бунтарство Байрона и Шелли.

Наиболее ярким явлением в литературе чартизма была поэзия. Представители – Эрнст Чарльз Джонс, Уильям Джеймс Линтон (Спартак) и Джеральд Масси. Первоначально эти стихи задумывались как лозунги в поддержку чартистского движения. Например, «Не может быть британцем тот, кто смеет быть рабом». Поэты – чартисты призывали к бунту, они были уверены в правоте своего дела и считали, что свобода народа в руках самого народа. Они верили, что будущее Англии будут строить люди с честными сердцами. Очень красноречиво звучат названия произведений: «Наш вызов», «Ура!», «Марш свободы», «Наше предупреждение», «Гимн для лишенных избирательных прав», «Дух свободы», «Красное знамя» и т.д.


РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 19 ВЕКЕ
НОВЕЛЛИСТИКА ПРОСПЕРА МЕРИМЕ
Я хочу попросить Вас избрать героем подлинно великий характер… Может быть, Вы возразите, что мы живем в век малых страстей и всеобщего измельчания. Вот потому-то мне и хотелось бы величия.

П.Мериме
В своих новеллах Мериме пытается воплотить положительный идеал, который он хочет отыскать в народной среде и в странах, еще не испорченных буржуазной цивилизацией (например, на Корсике, в Испании). Однако, в отличие от романтиков, Мериме не идеализирует героев и их уклад жизни. Он объективно изображает героев: с одной стороны, он показывает героические и благородные стороны их характера, с другой – не скрывает их отрицательные стороны, обусловленные их дикостью, отсталостью и нищетой. Таким образом, у Мериме характер героя обусловлен внешней средой. И в этом писатель продолжает традиции реализма. В то же время Мериме отдает дань романтизму, и это проявляется в том, что в центре новелл писателя всегда стоит исключительная сильная личность.

В отличие от романтиков, Мериме подробно не описывает эмоции персонажей. Писатель очень лаконичен и рисует психологию человека, его переживания через внешние приметы – жесты, мимику, поступки. Повествование ведется от лица рассказчика, который делает это небрежно, нехотя, как бы скучая, то есть манера повествования всегда несколько отстраненная.

Композиция новелл всегда очень четкая, логически выстроенная. Как писатель-реалист Мериме изображает не только кульминационный момент, но и рассказывает предысторию событий, дает сжатые, но насыщенные характеристики героев. Контраст в новеллах Мериме проявляется в столкновении реальной действительности и драматичных, необычайных событий, разворачивающихся на фоне этой действительности. Вообще все новеллы построены на контрасте: с одной стороны, человеческие пороки и низменные интересы, а с другой – бескорыстные чувства, понятие о чести, о свободе, о благородстве.

В новеллах охват действительности максимально сужен, что позволяет Мериме более глубоко проникать во внутренний мир человека. Высокое эмоциональное напряжение, характерное для всех новелл, Мериме часто обрывает на полуслове. Например, после убийства сына Маттео Фальконе говорит жене: «Надо сказать моему зятю Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить». Мериме делает это не для того, чтобы подчеркнуть жестокость и бессердечие своих героев. Это объясняется тем, что, с одной стороны, Мериме боялся впасть в излишнюю чувствительность, а с другой – он, как писатель-реалист, хотел подчеркнуть, что какие бы страшные конфликты ни возникали среди людей, к каким бы жестоким последствиям эти конфликты ни вели, жизнь идет своим чередом.


СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ" ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА
Моё произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни чьи-либо взгляды... не остались забытыми.

Бальзак


Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объединенных общим замыслом и названием – «Человеческая комедия», состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога – деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием.
Большинство романов, которые Бальзак с самого начала предназначал для «Человеческой комедии», были созданы в период с 1834 по конец 40-х годов. Однако когда замысел сформировался окончательно, оказалось, что и более ранние вещи органичны для общей авторской идеи, и Бальзак включил их в состав эпопеи. В своем труде автор хотел всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров.

«Человеческая комедия» имеет четко выраженную структуру и состоит из 3 циклов:


1) «Этюды о нравах» (характеристика общества, данная через призму частной жизни современников). К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов:


а) «Сцены частной жизни» ("Гобсек", "Полковник Шабер", "Отец Горио", "Брачный контракт", "Обедня безбожника");

б) «Сцены провинциальной жизни» ("Евгения Гранде", "Прославленный Годиссар", "Старая дева");

в) «Сцены парижской жизни» ("История величия и падения Цезаря", "Банкирский дом Нусингена", "Блеск и нищета куртизанок", "Тайны княгини де Кадиньян", "Кузина Бетта" и "Кузен Понс");

г) «Сцены политической жизни» ("Эпизод эпохи террора", "Темное дело");

д) «Сцены военной жизни» («Шуаны»);

е) "Сцены деревенской жизни" ("Сельский врач". “Сельский священник").
2) «Философские этюды» (Бальзак хотел показать причины явлений): "Шагреневая кожа", "Эликсир долголетия", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта", "Драма на взморье", "Примиренный Мельмот".
3) «Аналитические этюды» ("Физиология брака", "Мелкие невзгоды супружеской жизни"). Здесь писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества.

«Человеческая комедия» представляет собой модель французского общества, создающую иллюзию полноценной действительности. Во всех романах рисуется как бы одно и то же общество, похожее на реальную Францию, но не вполне с ней совпадающее, поскольку это его художественное воплощение. Впечатление почти исторической хроники подкрепляет второй план эпопеи, где действуют реальные исторические лица той эпохи: Наполеон, Талейран, Людовик XVIII, реальные маршалы и министры. Вместе с вымышленными персонажами, соответствующими типическим характерам времени, они и разыгрывают спектакль "Человеческой комедии".

Эффект исторической подлинности происходящего подкрепляется обилием подробностей. Париж и провинциальные города даны в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры до мельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принадлежащих к разным социальным слоям и сословиям.

Романы "Человеческой комедии" объединяет не только единство эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел, приглашают одного и того же врача Бьяншона, в случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица. Вообще, подразделение на второстепенных и главных персонажей "Человеческой комедии" достаточно условно. Если в одном из романов действующее лицо находится на периферии повествования, то в другом – он и его история выводятся на первый план (Гобсек и Нусинген).

Один из принципиально важных художественных приемов автора "Человеческой комедии" – разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не заканчивается жизнь, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла, который состоит в следующем: главный герой "Человеческой комедии" – общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе, а как подробности всей картины.

Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном развитии, она принципиально не завершена, да и не могла бы быть завершена. Именно поэтому ранее написанные романы (например, "Шагреневая кожа"), могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания.

При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментов целого. Каждый роман – автономное художественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливает его выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами.

Новаторство такого замысла и методы его воплощения (реалистический подход к отображению действительности) резко отделяют творчество Бальзака от его предшественников – романтиков. Если последние ставили во главу угла единичное, исключительное, то автор "Человеческой комедии" полагал, что художник должен отображать типическое, находить общую связь и смысл явлений. В отличие от романтиков, Бальзак не ищет свой идеал за пределами реальной действительности, он был первым, кто за буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировский драматизм. Его Париж, населенный богачами и нищими, борющимися за власть, влияние, деньги и просто за жизнь, представляет собой захватывающую картину. За частными проявлениями жизни, начиная от не оплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчивая историей ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину, общие законы жизни буржуазного общества, проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры его персонажей.

В "Человеческой комедии" Бальзака, кроме людей, действует могучая сила, подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это – деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир – значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния.

Эту общую для "Человеческой комедии" коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских "Этюдов о нравах", почти каждый выдерживает маленькую битву с собой. В конце её либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз – на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека. Таким образом, нравы общества, характеры и судьбы его членов вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные, утверждает Бальзак в "Человеческой комедии". Его персонажи – Растиньяк, Нусинген, Гобсек подтверждают этот тезис.

Достойных выходов не так много – честная бедность и утешение, которое может дать религия. Правда, следует отметить, что в изображении праведников Бальзак менее убедителен, чем в тех случаях, когда он исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для его героев выбора. Спасением иногда становятся любящие родные и семья, но и она затронута порчей. Вообще, семья в "Человеческой комедии" играет немаловажную роль. В отличие от романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. Наряду с одиночными персонажами в "Человеческой комедии" перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты трагичной борьбы за власть и золото.
«ГОБСЕК»
из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото.

Бальзак
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Евангелие от Матфея
Тема влияния золота на внутренний мир человека всегда была актуальной в мировой литературе. К ней обращались Плавт («Горшок»), Мольер («Скупой»), Пушкин («Скупой рыцарь»), Гоголь («Мертвые души»). У Оноре де Бальзака с этой темой связаны многие произведения, входящие в цикл «Человеческая комедия», в частности, повесть «Гобсек», главный герой которой – это одна из версий образа «скупца» (символично, что по времени написания произведение Бальзака совпадает с трагедией А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» с центральным образом Барона, который служит золоту, «как алжирский раб, как пес цепной»).

Бальзак не просто называет героя своей повести «живоглотом», «человеком-автоматом», «человеком-векселем», но и пытается объяснить читателю, каким образом его персонаж превратился в такого человека. Гобсек окружен ореолом таинственности, чем несколько похож на романтического героя. Никто не знает, кто он, откуда, есть ли у него родные и друзья. Прошлое его тоже загадочно. В молодости он странствовал, был связан с пиратами, участвовал в войне за независимость США, служил в Индии, искал клад в Буэнос-Айресе. Однако Бальзак заявляет, что такое загадочное прошлое не предвещает великого будущего. Гобсек теряет свои романтические черты и во многом это объясняется его приземленной профессией – ростовщик.

Большое внимание Бальзак уделяет художественной детали. В этом он продолжает традиции Гоголя. Ярче всего это проявляется при описании внешности героя. Бальзак хочет показать, что его герой – холодный человек, так как в его портрете преобладают металлические оттенки (золото, серебро, бронза, свинец): «Его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Черты лица неподвижные и бесстрастные казались отлитыми из бронзы». Несмотря на неприметную внешность, Гобсек вызывает страх, потому что благодаря золоту он обладает чудовищной властью над людьми из разных слоев общества. Дряхлый старик может разрушить судьбу только ради прибыли, поэтому не случайно имя «Гобсек» переводится как «живоглот». Гобсек убежден, что человек человеку враг, поэтому его кредо: «…лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». От него нельзя ждать ни пощады, ни милосердия, ему безразличны человеческие несчастья так же, как и политические страсти. Ничто не может повлиять на его служение золоту. «Все человеческие страсти проходят передо мной, и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной ни малейшей власти – говорит о себе Гобсек (ср. слова пушкинского Барона: «Мне все подвластно! Я же ничему»).

Читателю кажется, что Гобсек бережет свою жизненную энергию так же, как бережет каждую монетку. Не случайно Бальзак говорит, что в груди у Гобсека слиток металла. Однако Гобсек не всегда спокоен: когда он взыскивает деньги по векселям, он бегает по всему Парижу. Радуется Гобсек тоже редко и только тогда, когда получает золото или бриллианты.

Однако Гобсека нельзя полностью назвать отрицательным героем: автор показывает его умным и даже по-своему честным человеком. В образе Гобсека как бы соединяются несоединимые понятия. Он и скряга, и философ, он может совершать подлые поступки и быть благородным. Это своеобразный возвеличенный злодей, «рыцарь наживы» (ср. со «Скупым рыцарем»)

В финале повести Бальзак развенчивает идею накопительства, когда описывает «сокровища» Гобсека. То, что стоило счастья многим людям, не принесло пользы Гобсеку и превратилось в прах.


«ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА»
Повесть «Шагреневая кожа» открывает цикл произведений Бальзака «Человеческая комедия», то есть является своеобразным предисловием. Бальзак писал так: «Шагреневая кожа – это отправная точка моего дела».

По жанру «Шагреневая кожа» – это философский этюд с элементами фантастики, это размышления автора о смысле жизни и закономерности смерти, о власти денег и о потере души. В центре романа – история молодого студента Рафаэля де Валантена, который приобрел кусочек шагреневой кожи (кожа особой выделки, напоминающая ослиную). Особенность этой кожи заключается в исполнении любых желаний владельца, однако взамен сокращается жизнь счастливого обладателя волшебной кожи: «Обладая мной, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Соразмеряй свои желания со своей жизнью».

Рафаэль де Валантен – фигура автобиографическая: Бальзак словно предсказал свою собственную судьбу, так как он укоротил жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой.

Среди литературных прототипов Рафаэля можно назвать Фауста (Гете) и Мельмота Скитальца (Ч.Метьюрен), которые заключили сделку с дьяволом.

В начале произведения Рафаэль – честолюбивый, но нищий молодой человек. Он носит титул маркиза, однако денег это ему не прибавляет. Лишившись состояния, герой решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги своим трудом. Он работает над двумя литературными произведениями, которые рассчитывает закончить в течение трех лет – веселую комедию и ученый трактат «Теория воли» (кстати, сам Бальзак считал, что воля является могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа) Однако случайная встреча заставляет героя изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. В результате, влюбившись в красавицу-графиню Феодору, «женщину без сердца», увлеченную только собой, Рафаэль забывает о творчестве и науке, оказывается без средств к существованию и в отчаянии хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно попадает в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит герою кусок шагреневой кожи. Вначале Рафаэль не верит в силу талисмана, но желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств, а кожа неумолимо уменьшается. Герой уже не хочет умирать, но перед ним стоит тяжелый выбор: жить в свое удовольствие и тем самым обречь себя на скорую смерть или умерить свое воображение и вести жизнь отшельника. Автор не случайно ставит героя перед таким выбором. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил, ведь сам он их тратил без счета, но при этом часто вспоминал философа Фонтенеля, который прожил сто лет, потому что экономил «свой жизненный флюид».

Чувство самосохранения оказывается для Рафаэля сильнее, и он отказывается от желаний, делая посредником между собой и миром старого слугу Ионафана, который должен предугадать желания своего господина раньше, чем они будут высказаны.

Данное произведение во многом напоминает роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея». В обоих произведениях показана деградация человеческой души, потому что по мере того, как исполняются желания героя, он становится все более несчастным. Нынешняя жизнь Рафаэля приносит ему меньше радости, чем та, когда он хотел покончить жизнь самоубийством. Когда герой становится наследником 6 млн., то не испытывает никакой радости: «Мир принадлежал ему, но он уже ничего не хотел».

Лишь на время Рафаэлю кажется, что он обманул судьбу. Встреча с Полиной Годен, любившей его еще в ту пору, когда он влачил жалкое существование, должна сделать его жизнь счастливой, ведь Полина обожает его без всякого волшебства. Но герой в очередной раз терпит фиаско. Жизнь полна мелких, порой незаметных желаний, кожа продолжает уменьшаться в размерах, и ее владелец чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны это сделать. Тогда Рафаэль просит врачей спасти его от преждевременной смерти, но и они бессильны. Единственной возможностью спасти себя, по мнению Рафаэля, становится уединение. Он поселяется в глухой деревушке, чтобы «приобщиться к внутренней жизни природы» и «освободиться от самого себя». Бегство Рафаэля – это своеобразная пародия на романтических героев, которые мечтали жить на лоне природы среди «естественных людей» и тем самым избавиться от мучающих их страстей. Однако сельская жизнь Рафаэля не представляет собой ничего поэтического: герой ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть.

В итоге Рафаэль понимает, что жизнь невозможно изменить, переписать набело. Он осознал, что окончательно потерял свою душу. Однажды, заглянув в себя, он увидел, что «она поражена гангреной, что она гниет». В результате герой приходит к страшному выводу, что даже с помощью талисмана он не совершил ничего великого: кожа выполняла лишь то, о чем он просил, а попросить чего-нибудь великого у него не хватало сил. Поэтому смерть героя является закономерным финалом. Вернувшись в Париж, он умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым.

Идея произведения состоит в том, что Бальзак хотел показать, как люди пытаются приспособиться к обществу, продать свою жизнь и чем заканчиваются эти попытки. Судьба Рафаэля де Валантена – это смерть в рассрочку, полное перерождение личности, которая одержима жаждой наживы.



АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА
Творчество О’Генри (наст. имя – Уильям Сидни Портер)
Творчество этого писателя начинает складываться в конце 90-х гг. 19 века–начале 20 века. Первоначально О’Генри никак не был связан с литературой – он работал кассиром в банке, но уже в это время его интересовали окружающие его люди, причем люди абсолютно разные. Однако постепенно наблюдательность будущего писателя и хорошее чувство юмора приводят к тому, что он начинает издавать еженедельный юмористический журнал «Роллинг стоун». Но скоро безмятежную жизнь О’Генри перевернула недостача в банке, и чтобы избежать ареста, писатель отправляется путешествовать и начинает профессионально заниматься журналистской деятельностью. Впоследствии эти материалы лягут в основу сюжетов многих произведений. Спустя некоторое время болезнь жены заставляет О’Генри вернуться, суд присяжных признает писателя виновным и на 5 лет отправляет в тюрьму. Именно там во время ночных дежурств О’Генри активно занимается написанием рассказов.

Первый рассказ был написан в 1899 году под названием «Рождественский чулок Дика-Свистуна». Всего О’Генри написал 287 рассказов, которые вошли в такие сборники, как «4 миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Голос города» (1908), «Деловые люди» (1910), «Коловращение жизни» (1910). В 1904 году он пишет авантюрно-юмористический роман «Короли и капуста».

Привлекательность рассказов О’Генри для американского читателя заключалась в том, что они были просты и понятны любому, а также потому, что героями рассказов были обычные люди: безвестные художники, машинистки, продавщицы, ковбои, клерки, мелкие аферисты, фермеры, биржевые маклеры и т.д. Их жизнь О’Генри описывает одновременно и с юмором, и с сочувствием, он умело проникает в глубины простых человеческих чувств. Кроме того, во многих рассказах реализуется так называемая «американская мечта» (вера в хэппи-энд). В связи с этим многие критики отмечали, что О’Генри сумел внести сказку в обычную жизнь, в бытовые жизненные ситуации.

О’Генри называют мастером короткого рассказа. Эти рассказы отличает четкая композиция, захватывающая интрига и неожиданная развязка, причем развязка не одна, а две (первая, как правило, ложная). Несмотря на такую неожиданную развязку, многие читатели верили в реальность описываемых событий.

Большинство рассказов писателя является юмористическими, причем в таких рассказах смех вызывает не только комическая ситуация, но и речь героев («Родственные души», «Вождь краснокожих», «Персики») Однако в творчестве О’Генри есть рассказы, в которых смех звучит сквозь слезы. Их сюжеты во многом определены капиталистическим устройством общества («Дороги, которые мы выбираем», «Дары волхвов», «Мишурный блеск», «Последний листок»)

Одним из привлекательных образов в рассказах О’Генри является образ благородного жулика (Джеф Питерс). С одной стороны, он нахал и жулик, а с другой – он иронически относится к себе, любит приключения и не лишен добрых порывов.


http://zarubezhka-totl.narod.ru/index.html

Зарубежная литература. Материалы электронного учебника И.Ю. Осмоловской, М.В. Осмоловского








©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет