Литургия преждеосвященных даров



жүктеу 349.23 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі349.23 Kb.
: liturg
liturg -> Вопросы к экзамену основные этапы истории богослужебного устава. Студийский Устав, его возникновение, развитие, появление на Руси
ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского, совершается: — в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; — четверг 5-й седмицы Великого поста; — 24 февраля (1-е и 2-е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; — в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; — а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.
Приготовление Святых Даров
Hа полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготовляет, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Преждеосвященных Даров на грядущей седмице.

Каждый Агнец священник взымает и начинает со слов: «В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», а завершает прободением со словами: «Один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его».

Все Агнцы священник полагает на Дискосе, а затем взымает частицы и располагает их по чину. И бывает чинопоследование полной литургии.

Во время освящения Святых Даров все Агнцы освящаются как Единый Хлеб (Агнец). При возношении «Святая Святым» священник возносит все Агнцы вместе. Затем один Агнец, предназначенный для данной полной литургии, раздробляет по чину погружает часть «Иисус» в Чашу и вливает теплоту. Прочие же Агнцы священник с помощью лжицы напояет Святой Кровию и полагает их в Дарохранительнице печатью вниз.

Прежде часов идёт архиерей ко храму, и подходят к нему сослужащие: диаконы, священники и прочий клир. Протодиакон же близ архиерея позади со страны. Так же последуют за архиереем архимандриты, игумены, священномонахи, два по два.

Когда же приближается архиерей и входит во врата храма, встречают его два диакона с кадильницами и примикирий, неся лампаду «велику возжену», и поклоняются архиерею. И начинают певцы петь: Достойно есть: до конца. А если есть Владычний праздник, поют ирмос 9-ой песни. Архиерей же, входя во храм, глаголет тихим гласом:
Архиерей: Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём. Господи, путеводи меня в правде Твоей, уровняй путь Твой предо мною.

И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно ликовать будут, и Ты будешь покровительствовать им; и хвалить будут имя Твоё.

Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благословением, как щитом, Ты ограждаешь его.
Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдаёт жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Протодиакон возглашает: «Премудрость...», и читает: «Честнейшую Херувим...», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Высокопреосвещеннейший Владыка, благослови», «Аминь», — сообразуясь с возгласами архиерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Тебе, Христе Боже...», «Христос, истинный Бог наш...».

Певчие в это время поют: «Достойно...» (протяжно, со сладкопением).

В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея. Архиерей идёт перед Святые Двери к Алтаря и творит три поклона и идёт ко Владычней иконе читает тропарь:
Целуя икону Христа: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ты добровольно благоволил взойти плотью на Крест, дабы избавить создание Твоё от рабства вражьего. Потому благодарно восклицаем Тебе: Ты наполнил радостью всех, Спаситель наш, пришедший спасти мир!
Также идёт к иконе Богородицы, и сотворив поклон, читает тропарь:

Целуя икону Богородицы: Милосердия источник, милости удостой нас, Богородица, воззри на народ согрешивший и яви, как и прежде, силу Твою. Надеясь на Тебя, восклицаем Тебе «Радуйся!», как некогда Гавриил — бесплотных Архистратиг.
Также идёт к иконе храма и праздника, читая тропарь, целует икону, творя поклоны по чину и по обычаю. Певцы поют беспрестанно: «Достойно есть:».
Надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех предстоящих на три стороны при пении: Тон дэспотин кэ архиереа, Кирие, фалаттэ. (единожды). Ис пола эти, дэспота. (трижды). («Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета») и идёт на средину храма, на кафедру (облачальное место). Туда же переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться.
ЧАСЫ

По окончании пения на клиросе: «Ис полла...», священник возглашает: «Благословен Бог наш...», чтец: «Аминь», затем начинается чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец наших...», священник говорит: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Чтец же говорит: «Именем Господним, Владыко, благослови», вместо: «Именем Господним благослови, отче».
ОБЛАЧЕНИЕ

И по отпетии часов архиерей восходит на уготованное место, для облачения, последующие ему сослужители, по два, архимандрита, и прочий, творят поклон архиерею, он осеняет их рукою крестовидно, и входят во святый алтарь северными и южными дверьми по чину, и облачаются во священный одежды.

Протодиакон и второй диакон, с прочими диаконами, восходят на место. Архиерей встаёт и даёт пастырский жезл одному из чтецов, который держит его обеими руками. И певцы начинают петь: Свыше пророки: или: Царь Небесный: или что, дня или праздника.

Архиерей же только знаменует и целует стихарь. Протодиакон же над каждой одеждою говорит: Господу помолимся. И диаконы облачают его.

Приносят же и епитрахиль и приемлют. И протодиакон глаголет [кадя]: Господу помолимся. И архиерей, благословив и целовав епитрахиль, возлагает на шею. И на все остальные одежды.

И сходят протодиакон и второй диакон низу, и приемлют у клириков трикирий и дикирий, и подносят архиерею. Протодиакон глаголет: Так да просветится свет твой пред человеками: и прочая. Таже певцы поют: Тон дэспотин: до конца. И архиерей благословляет крестовидно с к востоку, к западу, к югу и к северу. И, отдав трикирий и дикирий протодиакону и второму диаконов, садится.

Тогда держа пастырский жезл и примикирий с лампадою поклоняются архиерею и отходят. И с жезлом стоит пред святою иконою Владыки нашего Господа Иисуса Христа, примикирий же с лампадою стоит на левой стране, близ великих лампад.

Также приходят протодиакон со диаконы к архиерею, и, отшедше, поклоняются.

Также первый архимандрит или игумен, или протопресвитер поклоняется архиерею и идёт во святый алтарь южною дверью. «И, вшед, повелит диакону царская врата отверстии». Протодиакон же идёт ко святым дверям и начинает велегласно:

Протодиакон: Благослови, владыка!

Архимандрит (взяв священное Евангелие обеими руками и мало подняв его, творит крест): Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков!(И полагает Святое Евангелие на святой трапезе).

(Царская врата затворяются.)

Народ: Аминь.

Чтец: Придите, поклонимся Царю нашему, Богу! Придите, поклонимся и припадём ко Христу, Царю, нашему Богу! Придите, поклонимся и припадём к Самому Христу, Царю и Богу нашему!

Сотворяет же и архиерей поклон, и глаголет: Аминь. Прийдите, поклонимся: трижды, и предначинательный псалом. Архимандрит начиная, стоя пред престолом, глаголет молитвы светильничныя, с 4-я молитвы.
«Благослови, душа моя, Господа. Благословен Ты, Господи. Господи Боже мой, Ты дивно велик. Благословен Ты, Господи. Ты облечён славою и величием. Благословен Ты, Господи. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий. Ты поставил землю на твёрдых основах; не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты её; на горах стоят воды. Дивны дела Твои Господи! От грозы Твоей бегут они, от голоса грома Твоего быстро уходят, восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины: между горами текут воды. Дивны дела Твои, Господи! Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращиваешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются дерева Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил. На них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, высокие горы — сернам; каменные утёсы — убежище зайцам. Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и бывает ночь; и в это время бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищи себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи, всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это море великое и пространное; там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время. Даёшь им — принимают; открываешь руку Твою — насыщаются благом; сокроешь лице Твоё — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в прах свой возвращаются; пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки, да веселится Господь о делах Своих. Призирает на землю, — и она трясётся; прикасается к горам — и дымятся. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Солнце знает свой запад; Ты простираешь тьму и бывает ночь. Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро. Слава Тебе Господи, сотворившему всё». Слава и ныне:

«Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже». (Трижды).


По исполнении же псалма протодиакон, держа тремя персты орарь, глаголет мирная благоговейно и косно, мерным гласом: Миром Господу помолимся: и прочая. (Царская врата отверсти.)
Протодиакон (Великая ектения): «В мире Господу, помолимся».

Народ (на каждое прошение Протодиакона): «Господи помилуй».

«О ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ наших, Господу помолимся».

«О мире всего мира, непоколебимом стоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся».

«Об этом святом храме и входящих в него с верою, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся».

«О святейших вселенских патриархах, преосвященных митрополитах, архиепископах и епископах, священниках, служащих в чистоте и святости, благоговейных диаконах, о всём церковном и монашеском чине и людях, Господу помолимся».

«Чтобы Господь Бог непримирительные сердца рабов Своих, пастырей всех церквей и всех христиан, вскоре привёл к единению, братолюбию и миру церковному, и тем сохранил Святую Свою Церковь от ересей, расколов и суеверий, Господу помолимся».

«Чтобы прекратил церковные раздоры и разделения, и силою Святого Своего Духа, обратил всех отступивших к познанию истины и присоединил к избранному Своему стаду. Господу помолимся».

«Чтобы просветил светом Своего Богопознания мысли омрачённых неверием; верных же Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в Истине, Господу помолимся».

«О Богохранимой стране нашей, об утверждении в ней мира, безмятежия и благочестия, Господу помолимся».

«О духовном процветании нашего города, всех городов и вселенной, и живущих в ней христиан, Господу помолимся».

«О благоприятней погоде, изобилии плодов земных и временах мирных, Господу помолимся».

«О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, пленных, заключённых и о спасении их, Господу помолимся».

«О подвизающихся в девстве и чистоте, о вдовствующих и сиротах, о живущих в супружестве и чадородии, воспитывающих детей в страхе Божием, Господу помолимся».

«Чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся».

«Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».



Народ: «Тебе, Господи».
Архиерей (молитва первого антифона): Господи, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Многомилостивый, услышь нашу молитву и внемли голосу моления нашего; сотвори с нами знамение ко благу; направь нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться Святого имени Твоего; ибо Ты велик и творишь чудеса; Ты — Один Бог и нет подобного Тебе между богами, Господи, благий в милости и сильный в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на святое имя Твоё.
Архимандрит: Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение. Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков.
Лик: Аминь. (Царская врата затворити.).
Во время 1-го антифона священник отлагает Св. Евангелие и поставляет его на горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает 1-ю светильничную молитву, а диакон исходит на амвон и говорит малую ектению.

Первая статия 18 кафизмы

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми. Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они – к войне. (Пс 119).


Возвожу глаза мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек. (Пс 120).

Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Вот, стоят ноги наши в воротах твоих, Иерусалим, – Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе»! Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.

Возвеселился я о сказавших мне: / «В дом Господа мы пойдём». / Стояли ноги наши / во дворах твоих, Иерусалим. / Иерусалим, созидаемый как город, / чьи здания сомкнуты вместе. / Ибо туда взошли колена, / колена Господни, во свидетельство Израилю, / прославлять имя Господне, / ибо там поставлены престолы для суда, / престолы в доме Давидовом. / Просите же того, что к миру Иерусалима; / и процветание – любящим тебя; / да будет же мир в силе твоей, / и процветание в крепостных башнях твоих. / Ради братьев моих и ближних моих / я говорил «мир» о тебе; / ради дома Господа, Бога нашего, / взыскал я блага тебе.

Пс 121


К Тебе возвёл я очи мои, / живущему на небесах. / Вот, как очи рабов – к рукам господ их, / как очи рабыни – к рукам госпожи её, / так очи наши – к Господу, Богу нашему, / доколе Он не помилует нас. / Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо с избытком мы насыщены презрением. / С избытком насыщена душа наша / поношением от благоденствующих и презрением от гордых.

Пс 122


Если бы не был Господь среди нас, / пусть же скажет Израиль; / если бы не был Господь среди нас, / когда восстали люди на нас, / то живыми они поглотили бы нас. / Когда возгорелся гнев их на нас, / то вода потопила бы нас! / Поток перешла душа наша. / Так, перешла душа наша / воду неодолимую! / Благословен Господь, Который не дал нас / в добычу зубам их. / Душа наша, как птичка, избавилась / из сети ловцов: / сеть порвалась, и мы избавились. / Помощь наша в имени Господа, / сотворившего небо и землю.

Пс 123


Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (3)

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Народ: Тебе, Господи.

Молитва второго антифона


Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам остальное время нынешнего дня мирное и безгрешное, как и всё время жизни нашей, по молитвам святой Богородицы и всех святых.

Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Во время чтения второго антифона совершается поклонение, каждение со свечой вокруг престола и снова – поклонение.

Вторая статия 18 кафизмы


Надеющиеся на Господа, как гора Сион: / не поколеблется вовек живущий в Иерусалиме. / Горы вокруг него, / и Господь вокруг народа Своего / отныне и до века. / Ибо не отпустит Господь жезла грешников / на жребий праведных, / чтобы не простёрли праведные / к беззаконию рук своих. / Сотвори благо, Господи, добрым / и правым сердцем; / а уклоняющихся в хитросплетения / отведёт Господь с делающими беззаконие. / Мир на Израиля.

Пс 124


Когда возвратил Господь плен Сиона, / мы сделались, как утешенные. / Тогда исполнились радости уста наши, / и язык наш – веселия. / Тогда скажут среди народов: / «Великое сотворил Господь над ними». / Великое сотворил Господь над нами – / мы стали радостны. / Возврати, Господи, пленных наших, / как потоки при южном ветре. / Сеющие в слезах / будут жать в радости. / Уходящие уходили и плакали, / неся семена свои, / а приходящие придут в радости, / поднимая снопы свои.

Пс 125


Если Господь не построит дома, / впустую потрудились строители; / если Господь не сохранит города, / впустую бодрствовал страж. / Впустую для вас встречать рассвет, / вставать после сидения, / вкушающие хлеб печали, / когда Он даст возлюбленным Своим сон. / Вот, наследие от Господа – сыновья, / награда – плод чрева. / Как стрелы в руке сильного, / так сыновья изгнанников. / Блажен, кто исполнит желание своё через них: / не постыдятся они, когда будут говорить с врагами своими в воротах.

Пс 126


Блаженны все боящиеся Господа, / ходящие по путям Его. / Плоды трудов твоих ты будешь есть, / блажен ты, и хорошо тебе будет. / Жена твоя, как виноградная лоза плодовитая / по сторонам дома твоего; / сыновья твои – как саженцы масличные / вокруг трапезы твоей. / Вот, так будет благословен человек, боящийся Господа. / Да благословит тебя Господь с Сиона, / и увидишь блага Иерусалима / во все дни жизни твоей, / и увидишь сыновей у сыновей Твоих. / Мир на Израиля.

Пс 127


Много раз ополчались на меня с юности моей, – / так да скажет Израиль; / много раз ополчались на меня с юности моей, – / и вот, не одолели меня! / На спине моей работали грешники, / продолжали беззаконие своё, – / Господь праведный рассёк шеи грешников. / Да постыдятся и обратятся вспять / все ненавидящие Сион! / Да станут как трава на кровлях, / которая, прежде чем её вырвут, засохла, / которой не наполнит руки своей жнец / и пазухи своей – собирающий колосья, / и не скажут проходящие: «Благословение Господне на вас, / благословляем вас во имя Господне!»

Пс 128

Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (3)

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Народ: Тебе, Господи.

Молитва третьего антифона


Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призовём имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою. Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Во время чтения третьего антифона совершается три поклона, Агнец переносится на жертвенник, – народ в это время простирается ниц; в чашу вливаются вино и вода, св. Дары покрываются, совершается каждение, перед Дарами ставится свеча и снова совершается поклонение.

Третья статия 18 кафизмы


Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, / Господи, услышь голос мой, / да будут уши Твои внимательны / к голосу моления моего. / Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, / Господи, кто устоит? / Ибо у Тебя умилостивление. / Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, / уповала душа моя на слово Твоё, / положилась душа моя на Господа. / От стражи утренней до ночи, / от стражи утренней да уповает Израиль на Господа. / Ибо у Господа милость, / и велико у Него избавление, / и Он избавит Израиль / от всех беззаконий его.

Пс 129


Господи, не возвеличилось сердце моё, / и не превознеслись очи мои, / и не вошёл я в великое, / ни в дивное, что выше меня. / Если я не смиренномудрствовал, / но возвысил душу мою, / как отнятое от груди дитя на мать свою, / так и воздашь Ты душе моей. / Да уповает Израиль на Господа / отныне и до века!

Пс 130


Вспомни, Господи, Давида / и всю кротость его, / как поклялся он Господу, / дал обет Богу Иакова: / «Не войду я в шатёр дома моего, / не взойду на устланное ложе моё, / не дам сна очам моим, / и векам моим – дремоты, / и покоя вискам моим, / пока не найду места Господу, / жилища Богу Иакова!» / Вот, мы услышали, что оно в Ефрафе, / нашли его на равнинах лесистых, / войдём в обители Его, / поклонимся месту, где стояли ноги Его. / Встань, Господи, на место покоя Твоего, / Ты и ковчег святыни Твоей, – / священники Твои облекутся в правду, / и святые Твои радостью возрадуются. / Ради Давида, раба Твоего, / не отврати лица помазанника Твоего. / Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: / «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём; / если сохранят сыны твои завет Мой / и эти свидетельства Мои, которым научу их, / и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём». / Ибо избрал Господь Сион, / выбрал его в жилище Себе: / «Это покой Мой во век века, / здесь поселюсь, ибо Я избрал его. / Добычу его благословением благословлю, / нищих его насыщу хлебом, / священников его облеку во спасение, / и святые его радостью возрадуются. / Там возращу рог Давиду, / приготовил Я светильник помазаннику Моему: / врагов его облеку стыдом, / а на нём расцветёт святыня Моя».

Пс 131


Вот, что так прекрасно или что так приятно – / как только жить братьям вместе! / Как миро на голове, сходящее на бороду, / бороду Ааронову, / сходящее на края одежды его; / как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, / ибо там заповедал Господь благословение / и жизнь навеки.

Пс 132


Вот, благословляйте ныне Господа, / все рабы Господни, / стоящие во храме Господнем, / во дворах дома Бога нашего. / Ночью поднимайте руки ваши ко святилищу / и благословляйте Господа. / Благословит тебя Господь с Сиона, / Сотворивший небо и землю.

Пс 133


Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (3)

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Народ: Тебе, Господи.

Молитва 4


Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни и наши уста хвалою Тебе, дабы возвеличить имя святое Твоё. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по молитвам святой Богородицы и всех святых Твоих.

Ибо Ты – Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Молитва 5


Господи, Господи, в пречистой Твоей руке всё держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни щедрость Твою и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам, по милости Твоей, и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от козней сохрани благодатью всесвятого Твоего Духа.

По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Молитва 6


Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом устрояющий всё! И блага этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству уже данными нам по милости благами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.

Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Молитва 7


Боже, великий и вышний, один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, всё творение создавший премудро, отделивший свет от тьмы и солнце поставивший для управления днём, луну же и звезды – для управления ночью, и удостоивший нас, грешных, в нынешний час предстать лицу Твоему с хвалою и вечернее славословие Тебе принести! Сам, человеколюбивый Господи, направь молитву нашу, как фимиам, – пред лицо Твоё, прими её как благоухание приятное; подай же нам нынешний вечер и наступающую ночь мирные, облеки нас в доспехи Света, избавь нас от страха ночного и от всякой опасности во мраке блуждающей, и сон, который Ты даровал для подкрепления немощей наших, соделай всякому наваждению диавольскому непричастным. Да, Владыка всего, благ Податель, – чтобы и на ложах наших сокрушаясь, мы вспоминали ночью имя Твоё и, размышлением о Твоих заповедях просвещаемые, встали в радости духовной славословить Твою благость, моления и молитвы Тебе, милосердному, принося о согрешениях своих и всех людей Твоих, которых Ты, по молитвам святой Богородицы, милостиво посети.

Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Затем поются псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами «на Господи, воззвах»; в это время диакон совершает полное каждение храма.

Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, / услышь меня, Господи. / Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, / внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе, / услышь меня, Господи. / Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, / возношение рук моих – как жертва вечерняя, / услышь меня, Господи. / Поставь стражу, Господи, к устам моим, / и дверь ограждающую для губ моих. / Не уклони сердце моё к словам порочным / измышлять оправдания грехам / с людьми, делающими беззаконие; / и не приобщусь я к избранникам их. / Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, / елей же грешника да не умастит головы моей, / а еще и молитва моя – на желания их. / У скалы поглощены были судьи их; / услышат слова мои, ибо они стали сладостны. / Как если бы земная толща разверзлась на земле, / рассыпались кости их при аде. / Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, / на Тебя я уповал, не отними души моей. / Сохрани меня от западни, что устроили мне, / и от соблазнов делающих беззаконие. / Падут в сеть свою грешники; / я одинок, пока её не перейду.

Пс 140


Гласом моим я к Господу воззвал, / гласом моим к Господу помолился. / Изолью пред Ним моление моё, / печаль мою пред Ним возвещу. / Когда изнемогал во мне дух мой, – / и тогда Ты знал стези мои; / на этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня. / Смотрел я направо и взирал, / и никто не признавал меня; / стало невозможно мне бежать, / и некому вступиться за душу мою. / Я воззвал к Тебе, Господи, / сказал: «Ты – надежда моя, / доля моя на земле живых». / Внемли молению моему, / ибо я унижен весьма; / избавь меня от гонящих меня.

Отсюда начинаются стихиры:


на 10: Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё.

Стихира

Меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне.

Пс 141

Стихира

на 8: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой.

Стихира

Да будут уши Твои внимательны к голосу моления моего.



Стихира

на 6: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление.

Стихира

Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё, положилась душа моя на Господа.



Стихира

на 4: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа.

Стихира

Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его.

Пс 129

Стихира

на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его все племена.

Стихира

Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек.



Пс 116

Стихира

Слава: Стихира

И ныне: Богородичен

Совершается вход с кадилом.

Диакон: Господу помолимся.

Народ: Господи, помилуй.

Священник произносит молитву входа: Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, на Тебя мы возложили надежду, да не постыдишь нас, Боже наш. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Народ: Аминь.

Диакон: Благослови, владыка святой вход!

Священник: Благословен вход святых Твоих, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Диакон (изображая крест кадилом): Премудрость! Станем благоговейно!

Вечерняя песнь Сыну Божию


Свет отрадный святой славы / бессмертного Отца Небесного, / святого, блаженного – Иисусе Христе! / Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, / воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. / Достойно Тебя во все времена / воспевать голосами счастливыми, / Сын Божий, дающий жизнь, / – потому мир Тебя славит.

Диакон: Будем внимать.

Священник: Мир всем.

Народ: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (такой-то); и поем прокимен Триоди.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Бытия чтение.

Диакон: Будем внимать.

Чтение св. Писания


Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (такой-то); и поем второй прокимен.

Диакон: Повелите!

Священник (держа свечу и кадило): Премудрость! Станем благоговейно!

(Осеняя крестообразно свечой и кадилом народ, лежащий ниц): Свет Христов просвещает всех!

Чтец: Притчей чтение.

Диакон: Будем внимать.

Чтение св. Писания


Священник: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Проповедь


Диакон: Премудрость.

Во время пения Пс 140:2,1,3–4 все лежат ниц, предстоятель стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник.

Канонарх: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, / возношение рук моих – как жертва вечерняя.

Народ: Да направится молитва моя:

Канонарх: Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, / внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе.

Народ: Да направится молитва моя:

Канонарх: Поставь стражу, Господи, к устам моим, / и дверь ограждающую для губ моих.

Народ: Да направится молитва моя:

Канонарх: Не уклони сердце моё к словам порочным / измышлять оправдания грехам.

Народ: Да направится молитва моя:

Канонарх: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё.

Народ: Возношение рук моих — как жертва вечерняя.

Молитва св. Ефрема Сирина


Господи и Владыка жизни моей, духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон)

Да, Господи — Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон)

Если полиелейный святой или храмовый праздник, то читается Апостол с прокимном и Евангелие с аллилуарием.

Сугубая ектения


Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего воззовём.

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Народ: Господи, помилуй. (трижды – здесь и далее)

Ещё молимся о святейшем патриархе нашем (имя) и о преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) нашем (имя) и о всём во Христе братстве нашем.

Ещё молимся о богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о братьях наших священниках, священномонахах, о всем во Христе братстве нашем.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих (имена), братьев и сестер святого храма сего (или: братии и прихожан святой обители сей), всех здесь предстоящих и молящихся, и всех благочестивых православных христиан.

Ещё молимся о блаженных и всегда поминаемых Святейших Патриархах православных и о создателях святого храма сего (или: святой обители сей), и о всех прежде почивших отцах и братьях (и сестрах) наших (и о рабах Божиих – имена, – и о всех) здесь и повсюду лежащих, православных.

Ещё молимся о приносящих пожертвования и творящих доброе во святом и всесвященном храме сем, о в нем трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и неистощимой милости.

Молитва усердного моления


Господи Боже наш, прими это усердное моление от Твоих рабов, и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя неистощимой милости.

Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Далее возможна заупокойная ектения и молитва.

Ектения об оглашаемых


Диакон: Помолитесь, оглашаемые, Господу!

Оглашаемые (если есть): Господи, помилуй.

Диакон: Верные, об оглашаемых помолимся, чтобы Господь помиловал их

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Огласил их словом истины.

Открыл им Евангелие правды.

Соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью.

Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатью.

Диакон: Оглашаемые, главы ваши пред Господом преклоните!

Оглашаемые (преклоняя головы): Тебе, Господи.

Молитва об оглашаемых


Господи Боже наш, Творец и Создатель всего, желающий, чтобы все были спасены и пришли к познанию истины! Воззри на рабов Твоих оглашаемых (имена), и избавь их от древнего обольщения и козней противника и призови их в жизнь вечную, просвещая их души и тела и сопричисляя их к духовному стаду Твоему, на котором наречено святое имя Твое.

Дабы и они с нами славили всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, всегда и во веки веков.



Народ: Аминь.

Оглашаемые и все не причащающиеся с благоговением покидают церковь.

До четвертой седмицы Великого поста:

Диакон: Все оглашаемые, выйдите! Оглашаемые, выйдите! Все оглашаемые, выйдите! Да никто из оглашаемых, а только верные, снова и снова в мире Господу помолимся!

Народ: Господи, помилуй.

Со среды же четвертой седмицы Великого поста вместо этих возгласов следует:

Диакон: Все оглашаемые, выйдите! Оглашаемые, выйдите! Все, готовящиеся к просвещению, приступите! Помолитесь, готовящиеся к просвещению!

Просвещаемые: Господи, помилуй.

Ектения о просвещаемых


Диакон: Верные, о готовящихся к святому Просвещению братиях и сёстрах и о спасении их Господу помолимся.

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Дабы Господь Бог наш утвердил их и укрепил.

Просветил их светом знания и благочестия.

Удостоил их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления.

Возродил их водою и Духом.

Даровал им совершенство веры.

Сопричислил их ко святому и избранному Своему стаду.

Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатью.



Диакон: Готовящиеся к просвещению, главы ваши пред Господом преклоните!

Просвещаемые (преклоняя головы): Тебе, Господи.

Молитва о просвещаемых


Яви, Владыка, лицо Твоё на рабах Твоих (имена), готовящихся ко святому Просвещению и желающих греховную скверну отринуть. Озари их разум, укрепи их в вере, утверди в надежде, усовершенствуй в любви и покажи достойными членами Тела Христа Твоего, отдавшего Себя в выкуп за души наши.

Ибо Ты – просвещение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков.



Народ: Аминь.

Диакон: Все те, кто к просвещению, выйдите! Те, кто к просвещению, выйдите! Все оглашаемые, выйдите!

Оглашаемые, просвещаемые и все не причащающиеся с благоговением покидают церковь.

литургия верных


Диакон: Да никто из оглашаемых, а только верные, снова и снова в мире Господу помолимся!

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.



Диакон: Премудрость!

Молитва верных первая


Боже, великий и достойный хвалы, животворящей смертью Христа Твоего из тления нас приведший в нетление! Ты все чувства наши от страстного омертвения освободи, приставив к ним благого наставника – внутреннее рассуждение. И пусть око уклонится от всякого дурного взгляда, а слух для слов праздных да будет недоступен, язык же да очистится от речей непристойных. Очисти наши уста, восхваляющие Тебя, Господи; сделай, чтобы руки наши от дурных дел удерживались, делали же одно Тебе угодное, все члены тела нашего и мысль укрепи Твоею благодатию!

Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся!

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мира, твердом стоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

Об этом святом храме и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Диакон: Премудрость!

Молитва верных вторая


Владыка святой, преблагой! Молим Тебя, богатого милостью, быть милостивым к нам, грешным, и соделать нас достойными принятия единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя Славы. Ибо вот, пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в нынешний час входящие, должны быть предложены на этой таинственной трапезе, множеством воинства небесного невидимо сопровождаемые. Даруй нам приобщение к ним не в осуждение, чтобы, чрез них оком разума просвещаясь, мы стали сынами света и дня.

По дару Христа Твоего, с Которым благословен Ты, с всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Вместо Херувимской песни поется особая входная песнь:

Народ: Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается.

Диакон же совершает каждение алтаря, читая про себя псалом 50.

Священник: Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается.

Диакон: С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа! (читается трижды)

И совершается перенесение св. Даров на престол с каждением перед ними. Весь народ лежит ниц. После входа в алтарь заканчиваем песнь:

С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!



Затем, по обычаю, читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами.

Просительная ектения


Диакон: Восполним вечернюю молитву нашу Господу.

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

О предложенных и преждеосвящённых святых Дарах Господу помолимся.

Дабы Человеколюбец Бог наш, приняв их на святой и превысший небес, и невещественный Свой жертвенник, как аромат благоухания духовного, ниспослал нам божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся.

О избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды,Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Вечера сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.



Народ: Подай, Господи.

Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.

Доброго и полезного душам нашим и мира миру у Господа просим.

Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.

Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.

Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Народ: Тебе, Господи.

Молитва после преставления св. Даров на престол и перед причащением


Боже неизреченных и невидимых Таинств, у Которого – сокровенные богатства премудрости и знания, Ты совершение этой службы открывший нам и поставивший нас, грешных, по великому Твоему человеколюбию, приносить Тебе дары и жертвы за наши согрешения и грехи неведения народа! Сам, невидимый Царь, творящий великое и непостижимое, славное и необычайное, чему нет числа, воззри на нас, недостойных рабов Твоих, предстоящих пред этим святым жертвенником, как пред Херувимским Твоим престолом, на котором покоится Единородный Сын Твой и Бог наш чрез предлежащие страшные Таинства. И освободив нас и верный народ Твой от всякой нечистоты, освяти души и тела всех нас освящением неотъемлемым, чтобы с чистою совестью, с непосрамленным лицом, с просвещённым сердцем причащаясь этих божественных святынь и ими оживотворяясь, соединиться нам с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим, сказавшим: «Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нём», чтобы при обитающем и ходящем в нас Слове Твоём, Господи, сделаться нам храмом Всесвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавившись от всякого коварства диавольского, в деле, или слове, или в мысли действующего, и получить обещанные нам блага, со всеми святыми Твоими, за все века Тебе благоугодившими.

И удостой нас, Владыка, с дерзновением, не в осуждение иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и возглашать:



Народ: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда, и во веки веков.

Народ: Аминь.

Священник: Мир всем!

Народ: И духу твоему.

Диакон: Главы ваши пред Господом преклоните!

Народ: Тебе, Господи.

Молитва главопреклонения


Боже, один благой и милосердный, на высотах живущий, и дольнее озирающий! Воззри милосердным оком на весь народ Твой и сохрани его, и удостой всех нас не в осуждение причаститься этих животворящих Твоих Таинств, ибо мы пред Тобою склонили главы свои, ожидая от Тебя неистощимой милости.

По благодати и милосердию и человеколюбию единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты, с всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Священник (тихо): Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и с престола Славы Царствия Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Ты, на высоте с Отцом восседающий, и здесь с нами невидимо пребывающий. И благоволи могущественной Твоей рукою преподать нам пречистое Твое Тело и драгоценную Кровь, и через нас – всему народу.

Священник и диакон: Боже, будь милостив ко мне, грешному. (3)

Диакон: Будем внимать!

Священник, касаясь руками верха покрытого св. Хлеба: Преждеосвящённые Святыни – святым! И отлагает воздух.

Народ: Один свят, один Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Причастен


Вкусите – и увидите, как благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Или другой, если праздник святого или храма.

Раздробление св. Даров, причастие в алтаре священнослужителей и запивка из потира (кроме потребляющего).

Диакон: Раздроби, владыка, святой Хлеб!

Священник: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и никогда не истощающийся, но причащающихся освящающий.

И влагает в св. потир частицу св. Агнца, ничего не говоря.

Диакон: Благослови, владыка, теплоту!

Священник (благословляя): Благословенна теплота святынь Твоих всегда, ныне и непрестанно, и во веки веков. Аминь.

Диакон, вливает в св. потир теплоту ничего не говоря.

Причащение в алтаре


С благоговением читаем молитвы перед св. Причащением.

Священник: Вот, я прихожу ко Христу, бессмертному Царю и Богу моему. Преподается мне, (имя) священнику, драгоценное, и всесвятое, и пречистое Тело и животворящая Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов моих и в жизнь вечную. (и причащается св. Тела и Крови)

Священник: Священнодиакон, приступи.

Диакон: Вот, я прихожу ко Христу, бессмертному Царю и Богу моему. Преподай мне, владыка, драгоценное, и всесвятое, и пречистое Тело и животворящую Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Священник: Преподается тебе, (имя), благоговейнейшему диакону, драгоценное и всесвятое Тело и животворящая Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов твоих и в жизнь вечную.

Затем священник трижды испивает из чаши и целует край ее, ничего не говоря, диакон же этого не делает, так же как и: священник, если он служит без диакона.

И раздробляется св. Агнец и влагается в св. Чашу для причащения верных.

Причащение народа в храме


Диакон: Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!

Народ: Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих.

Священник (причащая верных): Причащается раб божий (имя) драгоценного и всесвятого Тела и Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную.

Аминь.

По причащении


Священник (благословляя народ): Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое.

Народ: Хлеб небесный и чашу жизни вкусите – и увидите, что благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Священник, относя св. Чашу на жертвенник, тихо: Благословен Бог наш.

Возвышая голос: Всегда, ныне и непрестанно, и во веки веков.

Народ: Аминь. Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, дабы нам воспевать Славу Твою, ибо Ты удостоил нас причаститься святых Твоих, божественных, бессмертных и животворящих Таинств. Сохрани нас в святости Твоей, дабы весь день научаться правде Твоей. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Диакон: Станем благоговейно! Приняв божественные, святые, пречистые, бессмертные, небесные и животворящие, страшные Христовы Таинства, достойно возблагодарим Господа!

Народ на каждое прошение: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Вечер весь совершенный, святой, мирный и безгрешный испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Народ: Тебе, Господи.

Благодарственная молитва


Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все блага, которые Ты даровал нам, и за причащение святого Тела и Крови Христа Твоего, и молим Тебя, Владыка Человеколюбец: сохрани нас под кровом крыл Твоих и дай нам до последнего нашего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих, для просвещения души и тела и для наследования Царства Небесного.

Ибо Ты – освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Священник В мире выйдем!

Народ: Во имя Господне.

Диакон Господу помолимся!

Народ: Господи, помилуй.

Молитва заамвонная


Владыка Вседержитель, всё творение премудростью создавший, по неизреченному Твоему промыслу и великой благости введший нас в эти всесвященные дни – к очищению душ и тел, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения! Ты, через сорок дней вручивший скрижали, богоначертанные письмена служителю Твоему Моисею, даруй и нам, Благой, подвигом добрым подвизаться, путь поста завершить, веру нераздельной сохранить, главы невидимых змиев сокрушить, победителями греха явиться и без осуждения достигнуть поклонения святому воскресению.

Ибо благословенно и прославлено всесвященное и величественное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.



Народ: Аминь.

Молитва на потребление св. Даров


Господи Боже наш, введший нас в эти всесвященные дни и соделавший нас причастниками страшных Твоих Таинств, присоедини нас к духовному Твоему стаду и яви наследниками Царствия Твоего, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Народ: Да будет имя Господне благословенно отныне и до века (3)

И поем псалом 33. В это время бывает раздача антидора и просфор.

Буду благословлять Господа во всякое время, / хвала Ему всегда на устах моих. / В Господе восхвалится душа моя, – / да услышат кроткие и возвеселятся. / Возвеличьте Господа со мною / и вознесём имя Его вместе. / Я взыскал Господа, и Он услышал меня, / и от всех скорбей моих избавил меня. / Придите к Нему и просветитесь, / и лица ваши не постыдятся. / Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, / и от всех скорбей его спас его. / Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. / Вкусите, и увидите, что благ Господь, – / блажен муж, который уповает на Него. / Бойтесь Господа, все святые Его, / ибо нет недостатка у боящихся Его. / Богатые обнищали и стали голодать, / а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе. / Придите, дети, послушайте меня, / страху Господню научу вас. / Кто – человек, желающий жить, / кто хочет увидеть добрые дни? / Удержи язык свой от зла / и уста свои от коварных слов. / Уклонись от зла и сотвори добро, / взыщи мира и устремись к нему: / очи Господни – на праведных, / и уши Его – к молитве их; / но лицо Господне – на творящих зло, / чтобы истребить с земли память о них. / Воззвали праведные – и Господь услышал их, / и от всех скорбей их избавил их. / Близко Господь к сокрушённым сердцем / и смиренных духом спасёт. / Много скорбей у праведных – / и от всех их избавит их Господь. / Хранит Господь все кости их, / ни одна из них не сокрушится. / Смерть грешников зла, / и ненавидящие праведного погрешат. / Избавит Господь души рабов Своих, / и не погрешат все уповающие на Него.



Священник: Благословение Господне и милость да будет на вас, по Его божественной благодати и человеколюбию, всегда, ныне и непрестанно, и во веки веков.

Народ: Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе!

Народ: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.

Отпуст


Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, (святых храма и дня), и святых и праведных Иоакима и Анны, святого отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского, и всех святых, помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас.



Народ: Аминь. И поет многолетие.

И читаем Благодарственные молитвы.








©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет