М. Л. Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному: имманентный анализ не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный учитывающий сторонний м



жүктеу 77.26 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі77.26 Kb.
Имманетный анализ текста
как элемент подготовки
к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе – один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к его сдаче – очень тяжелая задача для учителя-словесника. Наиболее сложным процессом при подготовке к экзамену, на мой взгляд, считается анализ лирического текста. Мне очень помогает в этом имманентный анализ лирического текста. Изучив теорию имманентного анализа, апробировав на практике, я разработала свою версию , схему имманентного анализа стихотворения.

Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность.

В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов.

М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному: имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.



В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.

При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, например:

1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?

2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?

3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?

4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.

5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?

6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?

7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.

Из каких этапов состоит данный вид анализа стихотворения?

1.ВОСПРИЯТИЕ:

Это стихотворение посвящено…

Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…

Можно сказать, что лирический герой…

Стихотворение представляет собой…

2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:

1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать, что…

Здесь высказано мнение автора

2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда)

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

3. Мотив(грусти, печали, одиночества)

… звучит мотив…



3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Предметный состав (все существительные, т.е образы):

В первой строфе возникают образы(существительные)…

Во второй строфе автор ведет речь о…



4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)

Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…

Сквозь строфы тянется цепь тропов…

Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…

Здесь автору помогает использование…

Немаловажную роль играют…



5. Действия и состояния в художественном мире произведения

(анализ глаголов(т.е. проблем)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

6. Как выражено пространство, время

1. Пространство представлено весьма интересно

( описание комнаты и всего что в ней,

от общего к частному,

от частного к общему,

описание представлено сверху вниз,

описание пространства в ширину,

выход на уровень неба, космоса…)

2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)

7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

Лексика

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику



Рифма

Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…

Стихотворение написано с использованием…рифмовки…

Строфы имеют…рифмовку…



Синтаксис

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

Используемые предложения построены …

Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее



8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …

В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…

Размер стихотворения - ...



-аллитерация (преобладание согласных звуков)

-ассонанс(преобладание гласных звуков)

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Все вышеперечисленные моменты я отразила в клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе:

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к …лирике

Стихотворение представляет собой яркий пример ..лирики

Стихотворение может быть отнесено к … лирике


Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Можно сказать, что лирический герой…



Тема - вопрос, которого касается автор

Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о…

Идейный уровень(идея, эмоция)

Автор хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

… звучит мотив грусти…


Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

Стихотворение состоит из … строф…

Произведение построено…

Оно имеет четкую структуру..

Кульминация стихотворения приходится на…



Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов(существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…




Художественно-выразительные средства

Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…


Действия и состояния(глаголы-проблемы)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)



Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

Используемые предложения построены …



Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…


Приведу пример имманентного анализа стихотворения Ивана Бунина

«Настанет день - исчезну я…»

Настанет день – исчезну я

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.

В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности).

Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.

Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать).



Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности.

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет