Макарим Ширази Наше вероубеждение



жүктеу 1.07 Mb.
бет1/8
Дата02.05.2016
өлшемі1.07 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
: books
books -> -
books -> Білместікпен жасалған көпқұдайшылық (ширк) кешіріледі ме?
books -> Сайтының кітапханасынан иманның алты тірегі
books -> «ТӨрт қАҒида» түсіндірмесі Шейх Солих әл-Фәузан
books -> 8 зертханалық жұмыс Желілік хаттамаларды оқу №1 бөлім Жұмыстың мақсаты
books -> Европа Америка Австралия Литературно-библиографический справочник
books -> 100 великих спортсменов

Макарим Ширази



Наше вероубеждение




Краткое пояснение вероубеждения шиитов-имамитов



Учёные, принимавшие участие в усовершенствовании этого произведения:


  1. Мухаммад Риза Оштеани;

  2. Мухаммад Джа’фар Имами;

  3. Абдулрасул Хусейни;

  4. Сейид Шамсуддин Рухани;

  5. Мухаммад Асади;

  6. Мухаммад Мухаммади;

  7. Хусейн Туси.



Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!





  1. Все мы являемся свидетелями огромных и величайших преобразований и изменений, происходящих в наше время. Изменения, которые берут начало в одной из величайших небесных религий, то есть в религии Ислам. Наша религия Ислам, как бы находит своё новое рождение в настоящее время, мусульмане всего земного шара пробуждаются и возвращаются к своим основам. Они решают свои трудности и проблемы с помощью учения Ислам, его первостепенных и второстепенных основ, так как нигде в другом месте они не нашли решения всех этих проблем.

Где доказательства всех этих преобразований?

Тема нашего разговора не имеет никакого отношения к этому вопросу. Здесь важно то, что мы знаем о том, что след этих величайших изменений ясно виден во всех исламских и даже неисламских государствах. Именно по этой причине очень многие жители хотят знать о том, а что же говорит Ислам? Какие новые воззвания он имеет для людей нашей планеты. В этих особых условиях наша задача состоит в том, чтобы объяснить людям Ислам, таким как он есть. Не приукрашая его, поясняя простыми и понятными всем словами. Необходимо утолить эту духовную жажду людей, желающих быть более осведомлёнными и знающими о своей религии и религиозно-правовой школе. Своими истинными разъяснениями мы не должны дать разрешения другим, дабы они говорили от имени мусульман, и принимали за нас какие-то решения.



  1. Нельзя отрицать того, что в Исламе, как и в других религиях, существуют различные религиозно-правовые школы, каждая из которых обладает своими особенностями в вопросах вероубеждения, или же в практических заповедях. Однако, все эти различия, среди последователей этого вероучения, никогда не были препятствием для совместной работы. Наоборот, только при совместных усилиях, последователи Ислама могут противостоять напорам Востока или Запада, сохранить свою сущность, и не дать возможности своим противникам претворить в жизнь свои планы. Создание уверенного, глубокого и крепкого взаимопонимания, требует соблюдения основ и законов Ислама, следовательно здесь важно то, чтобы различные исламские течения и группы хорошо знали друг о друге, и освещали один для другого свои различия и особенности. Ведь только лишь хорошо познав друг друга, мы сумеем воспрепятствовать неверным понятиям и мыслям и создать путь для взаимного сотрудничества без препятствий и помех. Наилучший путь для этого взаимного познания – это когда мы будем знакомиться с вероубеждением любой религиозно-правовой школы, через наиболее известных и авторитетных исламских учёных. Иначе, в противном случае, прислушиваясь к неосведомлённым и незнающим лицам, или же к мнению наших врагов, наши симпатии и антипатии, пристрастия и предубеждения могут присоединиться к основной цели, изменив тем самым наше мышление, разочаровав и разъединив нас.

  2. Обращая внимания на два вышеизложенных момента, мы решили вкратце изложить исламское вероучение, его основные и второстепенные основы, относящиеся к особенностям религиозно-правовой школы последователей Пророка Ислама (ДБАР) и непорочным имамам его рода (ДБМ). Мы собрали всё в этой небольшой книге, которая обладает следующими особенностями: 1. Краткое изложение всех необходимых тем, изложенных и отражённых в данной книге, освобождает читателя от изучение и исследования других многочисленных источников, посвящённых этой тематике. 2. Вполне ясные и понятные диспуты, свободные от всяких неясностей и неопределённостей, а также воздержанность при использовании терминов, известных только лишь в научной и религиозной среде. В то же время эта работа не преуменьшает глубины данных научных диспутов. 3. Несмотря на то, что цель этой работы – высказывание об исламском вероубеждении, а не описание и разъяснение доказательств, мы, всё же несмотря на это, там, где у нас имелись возможности, приводим доказательства для сказанного нами, используя при этом книги, предписания и традиции Ислама, а также доказательства, основанные на разуме. 4. Книга свободна от всякого вида маскировки и утаивания, любезностей и учтивостей, дабы суметь отразить подлинную, реальную истину. 5. Сохранение литературных норм, чистоты пера по отношению ко всем религиозно-правовым исламским школам отражена и сохраняется на протяжении всей книги. Этот труд, отражающий и соблюдающий все вышеперечисленные моменты, был написан после паломничества к Священной Каабе, где было проведено немало научных диспутов и встреч с различными учёными. Надеемся и верим, что этой работой мы сумеем достичь тех целей, которые мы указали выше, и заготовить для себя сбережения, необходимые в День Суда.

Вознесём свои руки в молитве к Всемогущему, Всесильному Аллаху и попросим Его: «Господи наш! Мы слышали глашатая, который призвал к вере словами: “Уверуйте в Господа вашего!” и мы уверовали. Прости нам наши грехи и отпусти нам наши прегрешения, и упокой нас [вместе] с благочестивыми».1
1417 год по лунной хиджре, запретный месяц мухаррам.

Кум, Медресе «Имам Али, амир аль-муминин (ДБМ)».

Насир Макарим Ширази.

Дорогой читатель, при работе над книгой использован перевод Священного Корана М. О. Османова.



Первая часть




Познание Бога и единобожия




1. Существование Всемогущего Бога

Мы убеждены в том, что Всемогущий Бог - это и есть мироздание. Следы Его Величия, знания и силы явны и очевидны во всех существах этого мира, в нас самих, в растительном и животном мирах, небесных светилах, других мирах, в любом и каждом месте. Мы верим, что чем больше мы будем задумываться над тайнами создания существ нашего мира, тем осведомлённей мы станем о Его Пречистой Сущности, бескрайних знаниях, могуществе и силе. С прогрессом науки и знания, всё новые двери из Его знания и премудрости, открываются для нас, расширяя горизонты нашего познания. Это мышление ежедневно увеличивает источник нашей любви к Нему, и с каждым мгновением приближает нас к Его Святой и Пречистой Сущности, погружая в свет Его славы и величия. Господь в Священном Коране говорит нам следующее: «На земле есть знамения для тех, кто стоек в вере, есть они и в ваших душах. Неужели же вы не видите?».2

В другой суре Священного Корана говорится так: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения, для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лёжа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: “”Господи наш! Ты сотворил всё это не напрасно. Славен Ты. Охрани нас от мук огня». 3

2. Его атрибуты джамаль и джалаль.

Мы убеждены, что Пречистая Сущность Аллаха чиста и свободна от любого порока, недостатка или изъяна. Бог является абсолютным совершенством и совершенным абсолютом. Объясняя это другими словами можно сказать, что каждое совершенство и красота, имеющиеся в этом мире, берут своё начало из Его Пречистой Сущности. Священный Коран так говорит о Его Пречистой Сущности: «Он – Аллах, нет бога, кроме Него. Он – Властелин, Пресвятой, Дарующий безопасность, Надёжный, Хранитель, Великий, Могущественный, Возвеличенный, Пречист Он от того, чему поклоняются наряду с Ним. Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. Ему принадлежат самые прекрасные имена. Славят Его те, что на небесах и на земле. Он – Великий, Могучий».4 Эта часть относится к его атрибутам джамаль и джалаль.



  1. Его Пречистая сущность неограниченна.

Мы верим, что Аллах – неограничен с любой точки зрения, то есть с точки зрения знаний и силы, Вечно живой и Изначальный, поэтому Он неограничен во времени и месте, ибо любое место и время, какие бы они не были, ограничены. В то же время Бог присутствует везде и в любом времени, потому что превыше любого времени и места. Священный Коран, поясняет нам атрибуты Аллаха, говоря об этом так: «Он – Тот, кто Бог на небесах и на земле; Он – Мудрый, Знающий».5 В другой суре Преславного Корана сказано: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах всё, что вы вершите».6

Да, Бог ближе к нам, чем мы сами к себе. Он внутри наших душ. Он находится в любом месте, но в то же время Сам не имеет места. «Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы, более близки к нему, чем его яремная вена».7

Другой аят Священного Корана так говорит об атрибутах Всевышнего и Всемогущего Аллаха: «Он – и Первый и Последний, Явный и Сокровенный. Он ведает обо всём сущем».8 Именно поэтому если мы в другой суре Священного Корана встречаем такой аят: «Властелин трона, Достославный»,9 то в данном случае слово – трон, не имеет ввиду престол правителя, на котором он восседает. Так же в другом аяте сказано: «Милостивый Бог, который утвердился на троне».

Из некоторых аятов Священного Корана, можно сделать вывод, что престол Всевышнего Аллаха охватывает и небеса и землю, поэтому Его трон – весь материальный мир. «Трон Его охватывает и небеса и землю». Сура «Аль-Бакара» (Корова), аят 255.

Все эти аяты, никогда не имеют того значения, что Создатель имеет какое-то специальное, определённое место. Нет, они только лишь утверждают, что под властью Бога находится весь этот материальный мир. Ведь если бы мы определили для Аллаха какое-нибудь специальное место, то тогда Он был бы ограничен, и мы, как бы утвердили для Него атрибуты Его созданий. То есть, тогда бы Аллах был подобен другим вещам, в то время, как Священный Коран говорит о Нём: «Нет никакой вещи, подобной Ему».10 Или в другой суре Небесной Книге сказано: «И нет никого, равного Ему».11

4. Бог – это не материальное тело, и Его никогда невозможно узреть.

Мы убеждены в том, что Создателя никогда невозможно узреть, потому что, то что возможно увидеть должно быть телом, обладающим местом, временем, цветом, формой. Все эти качества присущи сотворённому, а Всевышний Аллах превыше того, чтобы обладать атрибутами сотворённых. Именно по этой причине вера в то, что Бога можно узреть является одной из разновидностей безбожия. Священный Коран говорит так: «Не один взор не постигает Его, а Он постигает [всё, что постигает] взоры. Он – Проницательный, Сведущий [обо всём сущем]».12

Когда иудеи, соплеменники Пророка Мусы (ДБМ) (Моисея), просили его показать им Бога, говоря: «О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию»,13 то Пророк (ДБМ) повёл их к горе Синай, и там повторил их просьбу. В ответ на эту просьбу, от Аллаха было ниспослано следующее: «Когда же Муса пришёл [на гору Синай] к назначенному Нами сроку, его Господь заговорил с ним и [Муса] попросил: ”О Господи! Яви мне Себя, чтобы я взглянул на Тебя.”[ Аллах] сказал: “Ты Меня не увидишь, но взгляни на гору. Если она устоит на своём месте, то и ты увидишь меня.” Когда его Господь явил Себя горе, Он обратил её в прах и Муса пал как громом поражённый. Когда он пришёл в себя то воскликнул: “Слава Тебе! Я обратился к Тебе с раскаянием, и я – первый из верующих”».14

Это было подтверждением того, что Всевышнего Аллаха никогда невозможно узреть. Мы уверены в том, что если в некоторых аятах Преславного Корана и хадисах речь идёт о возможности созерцать Создателя, то имеется ввиду созерцание глаз сердца и внутреннее созерцание. Всегда одни аяты Священного Корана поясняют другие: «Коран, поясняет одно другим». Это предложение очень известно и оно пересказано со слов Ибн Аббаса. Этот же смысл высказан повелителем правоверных Али бин Аби Талибом (ДБМ) в «Нахдж аль балага», но несколько иными словами: «Эта книга подтверждает одно другим». Вдобавок к сказанному, нам хорошо известен ответ повелителя правоверных Али бин Аби Талиба (ДБМ), когда к нему обратились со следующим вопросом: «О, повелитель правоверных! Видел ли ты Господа?». Его светлость ответил: «Разве я буду поклоняться тому, чего не видел?». Затем повелитель правоверных добавил: «Его невозможно явно узреть глазами, однако сердце, с помощью силы веры, воспринимает Его».15 Мы убеждены в том, что приписывание Аллаху атрибутов созданных творений, как например, вера в то, что Бог обладает телом, местом, находится в каком-то определённом месте, что его возможно увидеть – всё это и есть причина удаления от познания Создателя и безбожие. Бог превыше всего и всех этих атрибутов, и нет ничего подобного Ему.



5. Единобожие – дух всего исламского обучения.

Мы убеждены в том, что наиболее важный вопрос в познании Всевышнего – это познание вопроса монотеизма, единственности Чистейшей Сущности Аллаха. В действительности единобожие – это не только один из основных вопросов нашей религии. Нет, этот вопрос является духом и закваской всего исламского вероубеждения. Мы со всей ясностью и уверенностью можем заявить, что основные и второстепенные вопросы Ислама приобретают законную форму в монотеизме. Везде можно вести речь о Единственности Аллаха, о единственности Его Священной Сущности, единственности атрибутов и деяний Бога, единственности призыва Божественных Пророков, единственности веры и религии Аллаха, единственности Киблы и нашего Небесного Писания, единственности предписаний Ислама и Божественных законов для всего человечества Земли, и наконец, единства всех мусульман, а также единственности Судного дня. Именно по этой причине Преславный Коран считает самое малое отклонение от Единобожия и устремление в сторону язычества великим грехом, который никогда не будет прощён Аллахом: «Воистину, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам кроме Него, а все [иные грехи], помимо этого, прощает, кому пожелает. Тот же, кто признаёт наряду с Аллахом других богов, совершает великий грех».16 В другой суре Священного Корана говорится: «Тебя и тем, кто жил до тебя было внушено через откровения: “Если ты будешь поклоняться другим богам помимо Аллаха, то тщетны будут твои деяния [в этом мире] и ты окажешься [в Судный день] среди потерпевших убыток ».17



6. Ветви монотеизма.

Мы убеждены в том, что Единобожие имеет множество различных ветвей. Наиболее важные из всех них - четыре ветви монотеизма.

А) Единобожие Божественной сущности, то есть Чистейшая Сущность Аллаха – единственна, и не имеет никого и ничего подобного себе.

Б) Единобожие атрибутов Бога, то есть атрибуты знания, силы, могущества, вечности, и т. д. Все они собраны в Сущности Создателя и являются частью этой сути. То есть, всё это не подобно другим созданиям, где все их качества разделены друг от друга, а также отделены от сущности этих сотворённых созданий. Конечно же тождественность Сущности Аллаха с Его атрибутами, нуждается во внимании, в смышлености и догадливости ума.

В) Единобожие деяний – то есть любое действие, движение, каждое воздействие, которое имеется в этом мире – всё это проистекает по Божьей воле и Его желанию: «Аллах – Творец всего сущего, Он – Покровитель всему».18 В другой суре Преславного Корана говорится: «Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает. Воистину, Он ведает обо всём сущем».19

Да, никто в этом мире не оказывает воздействия, кроме Пречистой Сущности Аллаха. Однако это не означает, что мы принуждены совершать свои деяния. Нет, мы свободны в принятии решений и выборе действий: «Воистину, Мы наставили его на путь [истины], будь он благодарным или неблагодарным».20 Или ещё говорит нам так: «Человеку уготовано только лишь то, что он [заслужил своим] усердием».21 Эти аяты Преславного Корана чётко объясняют нам, что человек обладает свободой воли и правом выбора, но так, как эту свободу и право, а также силу для выполнения дел, нам дал Всевышний Аллах, то наши деяния имеют отношение к Нему, и поэтому мы несём ответственность за все свои действия. Да, Бог пожелал, чтобы мы выполняли свободно все свои деяния, дабы таким путём испытать нас и повести по дороге усовершенствования. Ведь только обладая свободой воли можно идти по пути поклонения Всевышнему, и только тогда, совершенствование человека приобретает своё подлинное лицо. Так как совершение дел по принуждению, помимо собственной воли и желанию, не может быть доказательством собственной воли и желания, не может быть доказательством хорошего или же плохого в человеке. Не обладай мы свободой воли и правом выбора, то тогда была бы бессмысленна пророческая деятельность и ниспослание Священных Небесных Писаний, религиозные обязанности, обучение и воспитание, а так же Небесное вознаграждение или кара. Это как раз и есть то, чему мы научились у непорочных имамов дома пророческого (Мир им!). Наши имамы говорили нам, что не существует ни полного принуждения, ни полного предоставления (свободы). Эта свобода занимает промежуточную позицию между этими двумя положениями.22

Г) Единобожие поклонения, то есть наше поклонение предназначено только лишь Всемогущему Аллаху. Никто другой, кроме Пречистой Сущности Бога, не может быть объектом нашего поклонения. Это считается наиболее важной и главной ветвью единобожия, среди других его ветвей. Все Божественные пророки в своей деятельности более всего делали упор именно на Единобожие поклонения. Священный Коран говорит нам следующее: «Им было вверено лишь одно – поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами, совершать обязательную молитву, раздавать закат. Это и есть истинная вера».23 Для того, чтобы следовать по ступеням усовершенствования нравственности, познания Аллаха, необходимо углублять своё единобожие и наконец оно достигнет такого положения, когда сердце человека будет привязано только лишь к Создателю миров. Человек будет просить лишь у Аллаха, думать только лишь о Нём. Ничто не сможет отвлечь человека от Бога. Как сказано «Каждая вещь, которая привлечёт тебя так, что этим отдалит от Всевышнего - идол». Мы так же убеждены в том, что Единобожие не ограничивается только лишь этими четырьмя выше перечисленными положениями. Существует также единобожие владения, обладания, то есть каждая вещь принадлежит Богу: «Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле».24 Помимо этого имеется единобожие власти и господства, то есть законодателем является только лишь Единый Аллах, Милостивый и Милосердный: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллаха – они и есть неверные».25

7. Наше убеждение.

Мы убеждены в том, что основа Единобожия деяний, подтверждает эту истину, что все сверхъестественные деяния и чудеса, исходящие от Божественных Пророков, происходили по воле Всемогущего Аллаха. Точно также Священный Коран говорит нам о Пророке Исе (Иисус) (ДБМ): «[Вспомни, как] по Моему соизволению ты делал зрячим слепого, и исцелял прокажённого, как по Моей воле ты оживлял мертвецов».26 В другом месте, ведётся рассказ об одном из министров Пророка Сулеймана (Соломона) (ДБМ), Преславный Коран говорит нам: «А тот, у кого было знание из Писания, сказал: “Я принесу тебе его в мгновение ока”. Когда [Сулейман] увидел установленный перед ним [трон царицы] он подумал: “Это – милость [и воля] Господа моего …”».27 Поэтому исцеление безнадёжно больных и оживление мертвецов, совершённых Пророком Исой (ДБМ) происходило по воле и повелению Всевышнего Аллаха. Об этом открыто и ясно приведено в Священной Книге, и это тоже является сутью монотеизма.



  1. Божественные ангелы.

Мы убеждены в существовании Божественных ангелов, а также в то, что каждый из них выполняет специальные поручения и задания. Некоторые из них доводили Божественные откровения до сведения Пророков Аллаха: «Скажи: “Кто бы ни был врагом Джибриилу” - а ведь он с изволения Аллаха низвёл Коран в твоё сердце, в подтверждение истинности прежних Писаний, в качестве истинного пути и радостной вести верующим».28 Другая группа Божественных ангелов наблюдает и ведёт учёт всех человеческих деяний: «Воистину, к вам приставлены наблюдатели, достойные писцы, которые знают обо всех ваших деяниях».29 Некоторые из ангелов завладевают душой умершего: «Когда же к ним придут Наши посланцы, чтобы успокоить их, …».30 На других ангелов возложена задача помогать правоверным в стойкости: «Воистину, к тем, которые признали: “Господь наш – Аллах, ” – а потом были стойки, нисходят ангелы [и говорят]: “Не бойтесь и не печальтесь, возрадуйтесь раю, обещанному вам”».31

Есть ангелы, которые помогают правоверным на полях сражений: «О, вы, которые уверовали! Вспомните оказанную вам Аллахом милость, когда против вас выступили войска. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели».32 Часть Божественных ангелов выполняли поручения Аллаха к племенам впавшим в безбожие, а также другие важные задания в системе нашего созданного мира: «Когда Наши посланцы пришли к Луту, он огорчился из-за них, силы покинули его и он сказал: “Вот и настал тяжкий день”».33

Вне всякого сомнения, что все эти задания и поручения выполнялись по распоряжению Создателя, Его силой и могуществом. Ибо всё это не имеет ни малейшего противоречия с единобожием деяний и единобожием владычества и господства, а наоборот только лишь подтверждает их. Итак становится очевидно, что заступничество и посредничество Божественных Пророков, непогрешимых имамов рода пророческого (ДБМ) и ангелов происходит по воле и распоряжению Всемогущего Аллаха, и является сутью единобожия. «Нет заступника [у людей], кроме как по Его дозволению».34 Более подробное объяснение о просьбе в помощи кого-то (тавассуль), мы приведём в главе о пророческой деятельности Посланников Божьих.


  1. Поклонение предназначено только лишь Богу.

Мы убеждены в том, что поклонение предназначено только лишь Чистейшей Сущности Бога (так как мы уже указывали в диспуте, посвящённом единобожию и поклонению), следовательно тот, кто поклоняется не Аллаху, а кому-то другому, является язычником. Призыв всех Божественных Пророков был сконцентрирован именно на этом вопросе. Они говорили, что необходимо поклоняться только лишь Единому Богу, и не должно быть другого объекта поклонения. Эти слова неоднократно повторяют Божественные Пророки в Священном Коране. Интересно здесь то, что мы мусульмане постоянно повторяем эти слова во время совершения ритуальной молитвы, при чтении суры «Фатиха» (Открывающая): «Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи». Несомненно, что аяты о заступничестве Божественных Пророков и ангелов по воле и желанию Всевышнего Аллаха, неоднократно приводимые в Священном Писании, не приведены в смысле поклонения. Точно также, как и просьба в помощи Божественных Пророков (Мир им!) (тавассуль) в том смысле, что пророки, обращаясь за помощью к Всевышнему решали трудности и проблемы людей. А не так, чтобы это считалось поклонением самим Пророкам. Всё это не имеет никакого противоречия с единобожием деяний и единобожием поклонения. Подробное изложение данной темы, будет приведено в главе о пророчестве.



  1   2   3   4   5   6   7   8


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет