Мастерская по творчеству А. А. Фета



жүктеу 60.99 Kb.
Дата03.05.2016
өлшемі60.99 Kb.
Мастерская по творчеству А. А. Фета
Доска (створки закрыты): Афанасий Афанасьевич Фет

(1820-1892)

29.10 21.11

Эпиграф: Если хочешь ты душу мою разгадать,

То прочти со вниманием эту тетрадь.

А. А. Фет

-Речь пойдет о поэзии.

Учитель читает стихотворения Фета «Жизнь пронеслась без явного следа…» и «Я пришел к тебе с приветом…»

-Напишите на листочках слова, которые помогут воссоздать образ поэта (напоминаю: не те слова, которые запомнились, а только те, которые помогут воссоздать образ поэта).

Учащиеся читают, учитель записывает на доске.

- Из этих слов выберите два самых точных и подберите смысловые и, если можно, звуковые ассоциации.



Задание: Написать миниатюру: каким вы представляете автора этих строк. Какой человек мог бы написать эти строки (используя данные слова и ассоциации).

Вывод: Одно стихотворение написано в минорных тонах, другое выдержано в мажорном тоне. Такова была и жизнь поэта, о котором пойдет речь. В этой долгой жизни были и горе, и радости, и слезы и песни, признание и непонимание. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет.

Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет и его творчество. (Учитель читает эпиграф.)

Мы попытаемся сегодня, внимательно прочитав стихи Фета, разгадать его душу.

Учитель читает стихотворение «Смерть», раздает тексты, просит прослушать 3 музыкальных отрывка.

Задание: Попытайтесь определить, какой музыкальный отрывок соответствует ритму данного стихотворения и какова судьба героя в этом ритме?


  1. С. Рахманинов. Концерт № 3. Финал

  2. Бетховен. Симфония № 5

  3. Григ. «Пер Гюнт». Мотив судьбы «Смерть Озе».

Звучит мотив судьбы, рока, от которого никуда не денешься.

Вывод: Не все безоблачно было в судьбе Фета. Жизнь поэта прошла под знаком невзгод и злоключений. Уже само рождение Фета вызвало массу кривотолков. Сын Шарлотты – Елизаветы Фет, жены немецкого чиновника из Дармштадта появился на свет не в Германии, а в России, в доме орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, с которым решила связать свою судьбу молодая чиновница, убежавшая от своего мужа.

Ученые – исследователи творчества Фета до сих пор не пришли к единому мнению: законный ли сын Шеншина Фет или Шарлотта вышла замуж за Шеншина, будучи беременной от первого брака. До 14 лет Фет носил фамилию Шеншин. Но злые языки донесли начальству, что обвенчался Шеншин с Шарлоттой Фет через два года после рождения Фета. Орловское губернское правление отказалось считать его сыном помещика Шеншина, лишив тем самым Фета не только наследства и дворянских привилегий, но и права называть себя русским. С тех пор под любым документом он должен был подписываться: «К сему иностранец Афанасий Фет руку приложил.» Не оскорбительно? Эта боль унижений осталась у Фета на всю жизнь, несмотря на то, что через несколько лет и дворянские привилегии вернули и фамилию Шеншин. Отсюда и трагические ноты в некоторых его стихах. И все же жизни в стихах Фета больше. Живой жизнью дышит даже это стихотворение о смерти. Примером может послужить следующее стихотворении:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.


Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно – человечно. (1886)

Большинство стихотворений Фета посвящено любви и природе. И сам Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только вечные темы любви и природы.

Учитель раздает стихи о любви:

«Светил нам день, будя огонь в крови…»

«Я тебе ничего не скажу…»



Задание: Как воспринимает любовь лирический герой этого стихотворения?

Вывод: В первом стихотворении поэт боится потревожить любимую женщину, признаться ей в своих чувствах, раскрыться. А во втором стихотворении сожалеет, что вовремя не сделал этого. Поэтому поэт предупреждает: если большое чувство пришло к человеку, не надо скрывать его, тем более от себя, иначе может быть поздно.
Музыкальность лирики Фета была отмечена Чайковским, Римским-Корсаковым, Варламовым, Рахманиновым. Послушайте романс на слова Фета.

Задание: Попытайтесь создать словесную зарисовку. Какие у вас рождаются строки, когда вы слышите этот романс.

Это тоже о любви, о которой говорит Фет высокими, прекрасными и удивительными стихами.

Не все признали Фета. Одни считали его прекрасным поэтом, другие е воспринимали ни Фета, ни его стихи.

Задание: Прочитайте записанные на доске высказывания о Фете. С каким из них вы НЕ согласны?

« В семье русских поэтов Фету принадлежит одно из видных мест»

(М. Е. Салтыков –Щедрин)

«Произведения Фета ни на что не годны, кроме как для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и копченой рыбы.»

(Д. И. Писарев)
Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, возвышает и уводит в большой человеческий мир. Последние годы жизни Фета отмечены новым, неожиданным и самым высоким взлетом его творчества. Стихи поражают глубиной и мудростью.

Доказательством того, что Фет современен и в начале 21 века, служит эстрадная песня на слова Фета. (Звучит песня «Ночь» в исполнении Ф. Киркорова)


В конце урока учитель предлагает ученикам написать творческую работу «Слово о Фете».

* * *


Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.


Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цвете.


И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной…я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу. (1885)

* * *

На заре ты ее не буди,



На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.


А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит,

Не буди ты ее, не буди.

На заре она сладко так спит.


* * *

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря… (1845)


* * *

Теплый ветер тихо веет,

Жизнью свежей дышит степь.

И курганов зеленеет

Убегающая цепь.
И далеко меж курганов

Темно-серою змеей

До белеющих туманов

Пролегает путь родной.


К безотчетному веселью

Подымаясь в небеса,

Сыплют с неба трель за трелью

Вешних птичек голоса. (1850)


* * *

Светил нам день, будя огонь в крови…

Прекрасная, восторгов ты искала

И о своей несбыточной любви

Младенчески мне тайны поверяла.
Как мог, слепец, я не видать тогда,

Что, жизни ночь над нами лишь сгустится,

Твоя душа, красы твоей звезда,

Передо мной, умчавшись, загорится.


И, разлучась навеки, мы поймем,

Что счастья взрыв мы промолчали оба

И что вздыхать обоим нам по нем,

Хоть будем врознь стоять у двери гроба. (1887)


СМЕРТЬ

«Я жить хочу! – кричит он, дерзновенный. –

Пускай обман! О, дайте мне обман!»

И в мыслях нет, что это лед мгновенный,

А там, под ним – бездонный океан.
Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?

Опора где, чтоб руки к ней простерть?

Что ни расцвет живой, что ни улыбка, -

Уже под ними торжествует сметь.


Слепцы напрасно ищут, где дорога,

Доверяясь чувств слепым поводырям;



Но если жизнь – базар крикливый бога,

То только смерть – его бессмертный храм. (1878)


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет