Мбоу «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани Купечество и меценатство Казани 19 века (на примере династии Акчуриных) Ученица 10А класса мбоу «Гимназия №3»



жүктеу 194.59 Kb.
Дата26.04.2016
өлшемі194.59 Kb.
:
МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани


Купечество и меценатство Казани 19 века

(на примере династии Акчуриных)

Выполнила:

Ученица 10А класса

МБОУ «Гимназия №3»

Кадырова Камилла Маратовна

Руководитель:

Хабибуллина Ф.К.


Казань 2015

  1. Введение

Цель работы – раскрытие благотворительной стороны деятельности казанского купечества 19 века на примере династии Акчуриных, представленной основателем династии - Сафой Акчуриным и его потомками.

Основная задача – наиболее полно представить деятельность династии, показать значение ее вклада в развитие культуры и благосостояния города.

С давних пор Казань играла важную роль как экономический и культурный центр Среднего Поволжья, а также форпост торговых связей Запада с Востоком, России со Средней Азией и Сибирью. Еще во времена Волжской Булгарии наш край обладал огромным экономическим потенциалом; большую роль в повседневной жизни булгар играла торговля. Примечательно, что в прошлом Волжскую Булгарию рассматривали как страну, сплошь населенную купцами. Булгарское государство, расположенное на стыке Волги и Камы – магистральных водных путей Восточной Европы – еще в 10 веке превращается в крупнейший центр международной торговли. Местные купцы контролировали и регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, арабского Востока, а также Ираном, Индией и Китаем.

В 19 веке развитие торговли достигло своего апогея, и в то же время значительно повысился культурный уровень населения, в особенности купцов и промышленников, чему немало способствовала специфика их профессии, позволявшей посетить различные европейские страны и многое почерпнуть в этих путешествиях для своего образования. Так как в Европе в то время царил дух гуманизма, то и в купеческих семьях детям по инициативе отцов прививались такие качества, как доброта, сострадание, милосердие. Эти прекрасные черты характера в сочетании с наличием довольно значительных средств сыграли свою роль в становление 19 века как века меценатов и филантропов, имевших своей целью облагораживание города, облегчение и улучшение жизни его жителей. Именно в это время было построено большое число больниц, школ, различных культурно-просветительных учреждений.

Создавая объективную картину прошлого, нельзя оставить без внимания общественно значимую деятельность купцов и промышленников. Без них невозможен был прогресс в экономической жизни. Но не только. Лучшие представители купечества внесли ощутимый вклад в развитие общественной и культурной жизни России.

Чаще всего они проявляли себя в области местного самоуправления или в сфере благотворительности, которую следует отнести к наиболее ярким явлениям прошлой российской действительности. Деятельность казанских предпринимателей на благо родного города и его жителей заслуживает самой глубокой благодарности и пристального внимания.

Накопив капиталы, купцы и промышленники имели возможность тратить их не только на расширение производства, развитие предпринимательской деятельности, но и на различные общественные нужды и филантропические цели. Первые благотворительные акции казанских купцов относятся к 17-18 вв. но лишь в начале 19 столетия, благотворительность казанских купцов получила широкое развитие, а во второй половине века достигла невиданного доселе размаха, приняв новые виды и формы.

Экономически сильное купечество, сконцентрировав в своих руках практически все выборные общественные должности, являлось, по-существу, хозяином города. Именно тогда город покрыла сеть детских приютов богаделен, общедоступных школ, училищ, больниц, бесплатных столовых, чайных, ночлежных домов и домов трудолюбия, содержавшихся на купеческие капиталы.

Ко второй половине 18 столетия относится зарождение большинства купеческих династий Казани, составлявших цвет ее делового мира и сохранивших свое место в экономической и общественной жизни до 1917 года. Именно из их среды выдвинулись наиболее уважаемые общественные деятели, активные коммерсанты, крупные меценаты и филантропы.

Татарские купцы и промышленники России Акчурины были известны не только как крупнейшие фабриканты сукна, но и как благотворители и меценаты. На свой счет они открывали и содержали мектебы, медресе, русско-татарские учебные заведения. Известен их вклад и в издание книг и периодических изданий на татарском языке.


2. Купцы, фабриканты, меценаты и благодетели Акчурины

Без частных пожертвований купцов и промышленников благотворительность не могла существовать вообще.

Несмотря на отдельные издержки, благотворительность была и остается одной из самых светлых страниц в истории России. Купцы, умеющие считать и ценить каждую копейку, творили благо добровольно и от души.

Акчурины были известными купцами и фабрикантами из татар Симбирской губернии и Поволжья во второй половине XIX-начале XX веков, считали себя потомками князя Адаша (XV в.) – родоначальника мурз и дворян Акчуриных.

Родоначальником купеческой династии Акчуриных является Сафа Акчурин выходец из государственных крестьян, он занимался скупкой шерсти и поставкой ее на суконные мануфактуры. Дело Сафы продолжил его сын Абдулла. Он занимался торговлей шерстью и галантерейными товарами. Курамша (Хурамша) Абдуллович Акчурин стал первенцем в семье Абдуллы Акчурина, он родился 1796 году. Позднее в семье появились еще трое сыновей – Сулейман, Ильяс и Яхъя. Первым к отцовскому делу приобщился Курамша. Вслед за ним в это трудное дело втянулись и остальные братья. Сыновья придали торговле большой размах и существенно расширили его географические рамки – зоной их деятельности стали обширные территории Заволжья и Приуралья.

Торговля приносила значительную прибыль. Акчуриным необходимо было узаконить свою деятельность. В 1839 году удельный крестьянин ведомства Старотимошкинского приказа д.Алексеевка Курамша Акчурин вошел со своим семейством в симбирское мещанство, заплатив Департаменту уделов за себя и за свою семью 8 тыс. 200 рублей.


В середине XIX в. Курамша Акчурин становится симбирским купцом первой гильдии. У К.Акчурина было семеро детей: три сына и две дочери от первого брака, два сына – Ибрагим и Исмаил – от второй жены Биби-Айше Исхаковой, на которой Курамша женился после смерти первой жены Хабибы.
2.1)Тимербулат Акчурин – признанный авторитет Акчуринского рода

Курамша скончался 17 июля 1868 года. Разделив свое имущество (пахотные и лесные земли, дома, поместья, движимое имущество и т.д.) между женой, сыновьями и дочерьми, он оставил приобретенную в 1962 году суконную фабрику старшему сыну Тимербулату. На Гурьевской фабрике, расположенной на реке Сар-Барыш Карсунского уезда Симбирской губернии было 40 станков и 350 рабочих. В год приобретения фабрика выработала продукции на 40 тыс. 900 рублей, что превысило доходы предыдущего года на 3 тыс. 100 рублей. Став законным владельцем фабрики, Тимербулат развернул там кипучую деятельность. Он решил детально ознакомиться с состоянием нового приобретения, изучить коллектив служащих и рабочих фабрики. За короткое время новому хозяину удалось перестроить производство. При решении этой задачи Акчурину приходилось практически круглосуточно бывать на фабрике, тщательно изучать опыт других предпринимателей. Так раскрывался редкостный могучий талант организатора.

Развитие предприятия Т.Акчурина шло по восходящей линии: увеличилось производство, улучшилось качество продукции. На Казанской научно-промышленной выставке 1890 г. продукция предприятий Т.К.Акчурина была удостоена золотой медали. К моменту выставки фабрика была оснащена новейшими чесальными аппаратами системы Мартена, Де-ла Рока и др. и прядильными машинами. Здесь работало без малого 300 станков, в их числе 1 – механический. Большую часть 1200 рабочих составляли крестьяне: русские и татары.

Разнообразной и внушительной по размерам была и выпускаемая продукция главного предприятия Тимербулата Курамшевича: сукно, трико, бобрик, байка, попонное сукно, войлок и одеало. Серое шинельное сукно гурьевской фабрики поставлялось для военного ведомства России. Продукцию предприятий Т.Акчурина знали и за пределами Российского государства. Акчуринские сукна поставлялись в турецкую и болгарскую армии.

15 июля 1894 года эти две фабрики были объединены в “Торгово-промышленное товарищество Тимербулата Акчурина”. Количество занятых рабочих на фабрике достигло 3000 человек. Продукция товарищества была удостоена бронзовой медали на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде.
Кроме производства сукна, Акчурины занимались литейным производством и владели лесопильным заводом. Об этих предприятиях знали не только деловые всей страны. Современники оценивали деятельность Акчуриных как “почин и намек перехода мусульман к интенсивному производству и согласованию своей деятельности с социально-экономическими требованиями нашего времени”. А татарская газета “Таржеман” писала: “Фабрики эти поставлены широко и на современную ногу. Работают по подрядам казны, а также для частного торга, делая в общем миллионные обороты. Руководят фабриками сами мусульмане, часть рабочих также мусульмане”.

Тимербулат Акчурин вел и общественную работу. В 1871-1875 годах XIX в. он избирался гласным Симбирской думы по первому разряду, также назначался очередным присяжным заседателем по г.Симбирску и Симбирскому уезду. Т.Акчурин стал единственным из рода Акчуриных, удостоенным правительственных наград. Легендарный фабрикант стал кавалером серебряной медали “За усердие” для ношения на Станиславской ленте. Так была оценена его благотворительная деятельность во время страшного голода зимой 1880-81гг. 30 января 1881 года Тимербулат Акчурин в д.Старое Тимошкино Сенгилеевского уезда открыл бесплатную столовую для малоимущих, которая проработала до нового урожая. Каждый день в столовой питались от 150 до 320 человек. Посетители питались два раза в день – обедали и ужинали.

Бесплатная столовая Акчурина работала и в голодную зиму 1891 года, ее посещали мусульмане и православные. За широкую благотворительную деятельность Тимербулат Акчурин в 1895 году был удостоен золотой медали с надписью “За усердие”. В годы русско-японской войны при Гурьевской фабрике он открыл больницу для лечения больных и раненых воинов. А в 1905 году Т.Акчурин оказал значительную материальную и финансовую помощь жителям д.Старое Тимошкино после пожара, уничтожившего 240 домов. 80-летний Тимай бай (так его называли в народе) лично руководил работами по оказанию помощи. Он обеспечил погорельцев (около 1000 человек) едой, одеждой, дровами, семенами, помог деньгами.
О фабриканте Тимербулате Акчурине до наших дней дошли воспоминания окружающих, близких. Все они характеризуют Тимай бая только с положительной стороны. Он никогда не оставлял в беде тех, кто пострадал от несчастных случаев: пожара, затопления весной и т.д. Узнав суть несчастья, Тимай бай первым делом давал просителям денег на покупку лошади, затем лесоматериалы для строительства дома и другую помощь.
Но и крестьяне отвечали ему добром. Часто они возили лес и дрова для фабрики за меньшую плату, чем для других суконных предприятий. Во время революционных митингов 1905-1907гг., проходивших в предприятиях Акчурина, хоть и звучали различные призывы, но никогда ораторы не выступали конкретно против Т.К.Акчурина. Более того, на этих мероприятиях звучали призывы не в коем случае “не трогать бабая”, т.е. Тимербулата Курамшевича.

2.2)Ибрагим Акчурин

Среди выдающихся представителей рода Акчуриных особо выделяется Ибрагим Курамшевич Акчурин. Одним из образованнейших людей тюркского и исламского мира России. Он родился в 1859 году. Ибрагим получил образование в Симбирском кадетском корпусе. С учебой он справлялся хорошо. Свидетельство тому – высокая оценка, данная его знаниям не только учителями, но и самим военным министром России. В начале сентября 1875 года известный организатор и реформатор в правительстве Александра II Д.А.Милютин побывал в Симбирске. По желанию высокого гостя была организована его встреча с воспитанниками и служащими военной гимназии. В ее ходе Милютин пожелал услышать ответы учеников по математике и истории. Министра удивил ученик Ибрагим Акчурин. Его поразило, что, будучи татарином, Ибрагим хорошо владел русским языком. В числе 11 выпускников в 1877 г. И.Акчурин успешно окончил курс кадетского корпуса.

В годы I русской революции потомственный почетный гражданин И.К.Акчурин был избран главой “Симбирского общества фабрикантов сукна”. А осенью 1913 года Ибрагима Акчурина избирают гласным Симбирской городской думы.

И.Акчурин принимал активное участие в национально-освободительном движении татар. Он участвовал в работе нескольких съездов партии “Иттифак аль-муслимин”. Ибрагим играл значительную роль и в жизни татар Симбирска и губернии. Он стал одним из учредителей мусульманского общества в Симбирске. Общество было создано с целью просвещения мусульман путем распространения образования, всестороннего и точного ознакомления их с их политическими и экономическими правами, а также в целях материальной поддержки единоверцев. Всю жизнь И. Акчурин занимался самообразованием, владел несколькими языками


Кроме русского, он знал немецкий, чагатайский и уйгурский языки. Известно, что его дети владели французским, и у фабрикантов работали специалисты из далекой Франции. Ибрагим Акчурин часто бывал за границей, особенно в Германии, где обучался его сын. Интересен круг людей, с которыми общался И.Акчурин. Это Ш.Марджани, И.Гаспринский, С.Джантюрин и т.д. Заки Валиди отзывался о И.Акчурине как об одном из самых близких ему людей.

Как и многие представители династии фабрикантов и купцов И. Акчурин имел богатую библиотеку. О ней были весьма хорошо осведомлены современники. Библиотека занимала половину большого одноэтажного жилого дома в г. Симбирске (предположительно на ул. Мартыновой). В ней была представлена художественная литература, книги по медицине, истории России, литературоведению, мировым религиям (в первую очередь, исламу); общественно-политические и научно-популярные издания на французском, немецком, арабском, турецком, персидском, уйгурском, а также на татарском и русском языках.

Будучи всесторонне образованным человеком, Ибрагим Акчурин проявлял интерес к истории и современному состоянию всех мировых религий. Об этом ярко свидетельствуют книги А. Баязитова "Отношение ислама к науке и к иноверцам" (она сохранила дарственную надпись автора И. Акчурину), В. Владимирова "очерки современных казыев", К. Казанского "Мистицизм в исламе", А. Синайского "Магометанство в его истории и отношениях к христианству. Культурно-исторический очерк", Л. Н. Толстого "Соединение, перевод и исследование 4-х Евангелией" (том 1), Ш. Женьо "Мусульмане".

За последние годы в фондах Ульяновской областной библиотеки выявлены книги И. Акчурина на татарском и турецком языках. До сих пор исследователи считали, что книги и периодические издания на названных языках не сохранились, предполагая, что они были уничтожены в 20-30-е гг. XX в. Как известно, тогда книги, изданные на основе арабской графики, отождествлялись с религией и подлежали уничтожению.

Большинство книг коллекции несут на себе явные владельческие признаки. Это непременный атрибут многих личных библиотек - экслибрис. У И. Акчурина он двух видов. На титульных листках или шмуцтитулах можно обнаружить шрифтовой экслибрис "Ибрагимъ Курамшевичъ Акчуринъ", который представляет собой оттиск с каучукового штемпеля чернилами. На книгах в полукожаных переплетах встречается суперэкслибрис "Акчурина" и "И. Акчурина" в виде тиснения в нижней части корешков.

Формирование библиотеки И. Акчурина происходило, скорее всего, на личные средства путем приобретения книг. Издания на иностранных языках приобретались в Москве, Санкт-Петербурге или во время путешествий за границу. Об этом, в частности, говорят  торговые ярлыки на отдельных экземплярах, а также экслибрис библиотеки некоего юрисконсульта Жозефа Пергамента на трех томах "Истории крестовых походов" Мишо. Наблюдениями о книжном собрании И. Акчурина поделился известный политический деятель Заки Валиди. В книге " Воспоминания" он пишет об Акчурине и его близких как об интеллигентной семье, "оставившей глубокий след в моей душе". "Воспоминания" свидетельствуют. Что З. Валиди из рук Акчурина получил тогда запрещенную книгу Н. Г. Чернышевского "Что делать?", а также стихотворную повесть чагатайского поэта Мир Хайдара "Железо и Муравей".

Судьба книжного собрания Акчурина оказалась схожей с судьбами многих других личных библиотек, реквизированных из дворянских и купеческих усадеб в первые годы Советской власти. Вначале 1920-х гг. на страницах местных газет появилась информация о том, что за годы революции губернское книгохранилище  пополнилось ценными библиотеками симбирских помещиков Ознобишишых, П. В. Аннекова, Родионовых, Акчуриных и  др. Можно предположить, что речь идет и о книгах И. Акчурина, так как других поступлений книг из  собрания рода Акчуриных не прослеживается. Позднее книги оказались в Ульяновской областной научной библиотеке, где хранятся по сегодняшний день.

2.3) Юсуф Акчура

Юсуф Акчура - известный татарский общественно-политический деятель, ученый, один из основоположников политического тюркизма, чей вклад в формирование татарской и турецкой наций был огромен.

Ю. Акчура - выходец из известного татарского рода, предки которого когда-то переселились из Крыма в Казань. По устному преданию известно, что один из предков Ю. Акчуры, князь Адаш, был близким другом русского царя Ивана IV.

Акчурины владели множеством текстильных фабрик в Казани, Симбирске и других местах. Достаточно сказать, что львиная доля тканей для царской армии производилась именно на фабриках Акчуриных. После смерти деда Сулеймана отец Юсуфа Хасан получил в наследство 3 ткацкие фабрики: в Симбирске, в Лаховке и в деревне Зюя. Хасан женился на Бибикамарбану, дочери известного казанского фабриканта Абдурашида Юнусова. У этих семей были неплохие отношения с русскими властями. Известно, что когда царь Николай I приехал в Казань, он остановился в доме Юнусовых.

Ю. Акчура родился в 1876 году, предположительно в г. Симбирске. Через два года, в 1878, году неожиданно умирает его отец. А в 1882 году во время поездки в Казань сани, в которых ехала мать, опрокинулись, и она получила нервное потрясение. С тех пор она часто болела, дела по управлению фабриками ослабли, появились долги, кредиторы угрожали судом. Врачи советовали матери жить в теплом климате. Все это привело к тому, что Ю. Акчура и его мать (остальные дети умерли в детском возрасте) в 1883 году уехали сначала в Ставрополь, а оттуда в Стамбул.

В Стамбуле Бибикамарбану, с согласия своего сына и при посредничестве тещи знаменитого шейха Шамиля, вождя горских народов в освободительной войне с Россией, выходит замуж за Осман бея, выходца из дагестанских тюрок (вероятнее всего, из кумыков. – Р.М.) Отчим относился к мальчику как к родному сыну. Он дал ему первое домашнее воспитание. Устроил его сначала в среднюю школу, а потом и в военное училище. О роли отчима говорит даже тот факт, что в годы учебы юношу прозвали «дагестанцем Юсуфом». Лишь когда Ю. Акчура стал самостоятельным, его стали звать «казанцем Юсуфом Акчурой»

В 1883-1886 годах мальчик учился в начальной школе, а с 1886 по 1892 год – в средней школе.

Большим событием в жизни Юсуфа в 1889-1990 годах стало путешествие вместе с матерью на родину, в г. Симбирск. Там они пробыли более года. 14-летний Ю. Акчура провел одну зиму в Казани, летом и весной они с матерью съездили в Уфу, в деревню Девлекен на реке Деме, в г. Касимово, Нижний Новгород.

В этом путешествии юноша вел дневник, наблюдал жизнь разных тюркских народов, отмечая их зависимое положение в России. Эти впечатления, несомненно, расширили его представление о тюркском мире и его судьбе. Во время учебы в военном училище (1892-1896) Юсуф еще несколько раз посещал родные края, где познакомился с Каюмом Насыри, Галимджаном Баруди, генералом Шамилем – сыном вождя горцев шейха Шамиля. В первое свое посещение Казани Юсуф, кроме прогулок и посещения театра, брал уроки французского, османской истории и каллиграфии у Захида Шамиль бея, внука знаменитого шейха Шамиля, и уроки русского языка.

Во время своих путешествий Ю. Акчура часто останавливался в Крыму, в Бахчисарае у И. Гаспринского, который был женат на одной из родственниц Юсуфа.

Наблюдения о жизни тюркских народов, полученные Ю. Акчурой во время его путешествий, участие в многочисленных дискуссиях в Школе политических наук помогли формированию четкой и ясной политической позиции. Ю. Акчура, благодаря знаниям, получаемым в этой школе, уже начинал задумываться о месте национализма и тюркизма в политической сфере.

В 1903 году Ю. Акчура заканчивает учебу и получает 3-ю премию выпускного курса. Его дипломная диссертация называлась «Исследование по истории государственных институтов Османской империи».

Помимо учебы Ю. Акчуру интересовала и общественно-политическая жизнь того времени. Он установил тесную связь с движением младотурок, представители которого жили в эмиграции в Париже.

В эти же годы Ю. Акчура печатается в газете «Мешверет» («Совет»), издававшейся на французском языке в Париже, и газете «Шураи Умме» («Совет общины»), издававшейся на османском (тюркском) языке с 1902 года в Каире. Обе газеты издавались Ахмедом Риза. В его статьях чувствуется, с одной стороны, интеллектуальное влияние Сорбонны, а с другой стороны - связь автора с идеями младотурецкого движения. Ю. Акчура пишет с рационалистических позиций, верит в силу прогресса и просвещения и открыто выражает свою ненависть к деспотическому режиму султана.

Говоря о парижском периоде жизни Ю. Акчуры, следует рассказать об одном важном событии. Дело в том, что в 1902 году в Париж из Казани приезжает Садри Максуди (1879-1957). Он поступает на юридический факультет Сорбонского университета, знакомится с Ю. Акчурой, и с тех пор они становятся друзьями и единомышленниками на всю жизнь.

После окончания учебы в Париже Ю. Акчура приезжает в Россию, и с 1904 года начинается казанский период жизни, который длился до октября 1908 года.

В 1904 году, живя в родовой деревне Зиябашы под Симбирском, Ю. Акчура пишет свою знаменитую работу «Три вида политики», которая в том же году выходит на страницах каирской газеты «Тюрок». Эта работа носила теоретический и программный характер и нашла большой резонанс в тюркском мире.

Затем он приезжает в Казань и начинает преподавать историю и географию в медресе «Мухаммадия». Он активно способствовал становлению реформаторского движения среди шакирдов. На базе прочитанных в этом медресе лекций он издал несколько книг. С осени 1905 года в Казани начинает выходить первая татарская газета «Казан мухбире» («Казанский вестник»), издателем которой был присяжный повереныый Саид-Гирей Алкин, а редактором Юсуф Акчура (вместе с Б.Шарафом).

Кроме этого, он играет огромную роль в зарождении и организации татарского национального движения, в формировании Всероссийской мусульманской партии «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман»), костяк которой составляла татарская буржуазия и интеллигенция.

Но в России Ю. Акчура не сумел развернуть свою политическую деятельность. Пытаясь помешать его избранию в I Государственную думу, под надуманным предлогом царские власти его арестовали. В 1908 году, стараясь избежать преследования со стороны царских властей и пользуясь тем, что в Турции в том же году была провозглашена конституция, несколько ограничивающая власть султана, и объявлены определенные свободы, Ю. Акчура уезжает в Стамбул.

В 1915-1916 годах он в составе государственной делегации для выполнения правительственных поручений, связанных с защитой прав тюркских народов, побывал в Австро-Венгрии, Германии, Швейцарии.

Ч 1917 по 1919 год Ю. Акчура ездил в Западную Европу и Россию от «Общества Красного Полумесяца» для решения проблем турецких солдат и офицеров, попавших в российский плен.

Последний период жизни Ю. Акчуры (1919-1935 год) относится к годам Кемалистской революции, освободительной войны и республиканского правления в Турции.

После провозглашения Турции республикой он избирается депутатом Милли меджлиса (Национального собрания) Турции, затем работает в качестве профессора Стамбульского университета и советника президента Турции Кемаля Ататюрка по вопросам культуры и политики.

В 1931 году под руководством Ататюрка он учавствует в создании Турецкого Исторического Общества, избирается его председателем. А в 1932 году по поручению президента он руководит работой I-го Турецкого Исторического Конгресса.

Его женой была Сельма-ханым. У них в 1924 году родилась дочь Улькен, которая сейчас живет в Стамбуле, а сын Тугрул, родившийся в 1927 году, умер в 1984 году. Ю. Акчура умер 11 марта 1935 года в Стамбуле. Его имя носит одна из центральных улиц Анкары, столицы Турции.


Заключение

Многовековую историю татарского народа невозможно представить без таких легендарных деловых людей, как Акчурины, Рамиевы, Хусаиновы и др. Акчурины были известными купцами и фабрикантами из татар Симбирской губернии и Поволжья во второй половине XIX-начале XX веков, считали себя потомками князя Адаша (XV в.) – родоначальника мурз и дворян Акчуриных. Они в основном владели суконными фабриками, создали несколько торгово-промышленных товариществ. Продукцию их предприятий отмечали медалями на именитых всероссийских и региональных выставках. Татарские купцы и промышленники России Акчурины были известны не только как крупнейшие фабриканты сукна, но и как благотворители и меценаты. Они строили прекрасные мечети, открывали и содержали медресе и мектебы. На их средства обучались учащиеся и студенты, учреждались библиотеки и рабочие клубы. Акчурины открывали бесплатные столовые для голодающих, протягивали руку помощи жертвам стихийных бедствий, неимущим, престарелым и сиротам. На деньги симбирских купцов и фабрикантов издавались книги и выпускались газеты. Они поддерживали молодые таланты из числа татар в области литературы и культуры. На этом бескорыстном поприще наиболее активно проявили себя Курамша, Тимербулат, Ибрагим, Якуб Сулейманович, Хасан Тимербулатович Акчурины. Так, Х. Акчуриным был создан богатейший исторический музей, уникальностью которого восхищался ученый, религиозный деятель Ризаэтдин Фахрутдинов. У Хасана в гостях бывали великий татарский поэт Габдулла Тукай и известный писатель Фатих Амирхан.


Из Акчуриных наиболее крупными предпринимателями были потомственные почетные граждане, симбирские купцы первой гильдии Курамша и Сулейман Абдулловичи, их дети Хасан, Юсуп и Якуб Сулеймановичи, Тимербулат и Асфандияр Курамшевичи. Из внуков Курамши можно отметить Хасана, Якуба и Абдуллу Тимербулатовичей.

Из рода купцов и фабрикантов Акчуриных вышли видные государственные и общественные деятели, ученые, литераторы, журналисты, художники, археологи, специалисты промышленности, экономики и культуры. Зухра Акчурина была спутницей жизни и соратницей крупного общественного и политического деятеля, педагога, издателя Исмаила Гаспринского. Она сыграла важную роль в издании общетюркской газеты “Тарджеман” (“Переводчик”) (1883-1918), тем самым став одной из первых журналисток-татарок. Имя Юсуфа Акчуры (внука Сулеймана) широко известно читателям. Он общественный деятель, ученый, публицист. Ибрагим Акчурин – общественный деятель, один из образованнейших людей из татар рубежа XIX-XX веков, владевший несколькими иностранными языками. Хадича Акчурина – одна из первых художников-графиков из татарок. Зулейха Акчурина стала известным археологом и библиографом Татарстана.


По масштабам торгово-промышленной деятельности Акчурины занимали одно из первых мест среди промышленников из татар страны. Одновременно они прочно входили в группу наиболее крупных и влиятельных владельцев суконными фабриками Поволжья.

Именно благодаря таким, как Акчурины, Россия во второй половине ХIХ–начале ХХ века сделала значительный шаг в социально-экономическом развитии, в первую очередь, в индустриальной сфере. Известные симбирские купцы и фабриканты внесли свою лепту в укрепление промышленного могущества страны, ее безопасности.

Акчурины не ограничивались торгово-промышленной деятельностью. Их представители активно вторгались в другие сферы жизни общества: политическую и духовную (создание политической партии “Иттифак аль-муслимин”, развитие просвещения и науки).

Весьма внушителен вклад Акчуриных в просвещение своего народа. Они строили и содержали мектебы, медресе, финансировали учебу талантливой молодежи в Симбирске, Троицке, Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму и за границей. Купцы и фабриканты были последовательными сторонниками прогрессивного звукового метода обучения. Как известно, у истоков названного движения стоял известный просветитель, зять Акчуриных, И.Гаспринский.

Акчурины не только финансировали передовые школы, но и сами становились активными проводниками и пропагандистами нового метода. Сыновья, дочери и невестки промышленников влились в отряд учителей новометодной ориентации, возглавляли педагогические коллективы и попечительские советы. Они использовали разные пути распространения нового метода обучения в школах Поволжья. В результате подобных усилий Акчуриных, Рамиевых, Хусаиновых, Дебердиевых и других деловых людей татары оказались в числе наиболее грамотных народов России. Известен материальный и интеллектуальный вклад Акчуриных в издание газет и книг. Яркий пример тому газета “Тарджеман” (“Переводчик”).

Симбирские фабриканты всячески поддерживали татарских писателей, журналистов и артистическую молодежь. Известные литераторы Габдулла Тукай и Фатих Амирхан гостили у Акчуриных по их приглашению.


Акчурины построили немало прекрасных мечетей в Симбирской, Самарской губерниях. Вместе с другими состоятельными людьми они финансировали сооружение мечетей в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде и т.д. Возрождение зданий мечетей, построенных на средства Акчуриных, представляет историко-культурную ценность. В современных условиях общая задача мусульманских общин, местных властей, общественности, ученых, краеведов – сохранить уникальные памятники для будущих поколений.


Список литературы

  1. Акчурины // Культура народов Татарстана / Автор-составитель Л.А. Харисова.-Казань: Магариф, 2005. – С. 277-279

  2. Таиров Н., Ивашкина Л. Библиотека Ибрагима Курамшевича Акчурина // Гасырлар авазы - Эхо веков. - №2 , 2005. – с94-97

  3. Юсуф Акчура //Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты/ Автор-составитель Мухаметшин Р.М.- Казань: Магариф, 2000. – С. 130-136

  4. Свердлова Л.М. Купечество Казани: дела и люди. – Казань, 1998. – 168 с.




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет