Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В. Всё о вегетарианстве



жүктеу 3.66 Mb.
бет1/23
Дата03.05.2016
өлшемі3.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
: books -> med
books -> Білместікпен жасалған көпқұдайшылық (ширк) кешіріледі ме?
books -> Сайтының кітапханасынан иманның алты тірегі
books -> «ТӨрт қАҒида» түсіндірмесі Шейх Солих әл-Фәузан
books -> 8 зертханалық жұмыс Желілік хаттамаларды оқу №1 бөлім Жұмыстың мақсаты
books -> Европа Америка Австралия Литературно-библиографический справочник
books -> 100 великих спортсменов
Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В.

Всё о вегетарианстве



Медкова И. Л., Павлова Т. Н., Брамбург Б. В. Всё о вегетарианстве. — М.: Международные отношения, 1992. — 200 с: ил. ISBN 5-7133-0595-3

Вегетарианство — это не только особый способ питания, но и образ жизни, основанный на определенных этических принципах. Используя отечественные и зарубежные исследования, авторы показывают роль вегетарианства в избавлении от «болезней века», укреплении здоровья, продлении активной жизни, а также в нравственном совершенствовании. Книга содержит большое количество рецептов разнообразных блюд на каждый день и к праздничному столу.



Для широкого круга читателей.

Часть гонорара от публикации этой книги авторы перечисляют в качестве благотворительного взноса на счет Вегетарианского общества при Союзе общественных экологических фондов России. Вегетарианское общество при Союзе общественных экологических фондов России приглашает к сотрудничеству всех, кого интересуют вопросы, рассмотренные в этой книге. Наш адрес: Москва, 117313, Ленинский проспект, 87. Контактный телефон: 172-86-33. [учтите, что книга от 1992 года!]

Введение

Понятие этического вегетарианства

Взгляд на историю отношения к животным

Религии и животные

Индуизм, буддизм, джайнизм

Иудаизм

Ислам

Христианство

Великие вегетарианцы

Вегетарианское движение сегодня

Вегетарианство и здоровье

Влияние вегетарианского питания на организм человека

Вегетарианство и «болезни века»

Оздоровительное действие вегетарианских рационов

Медицинские проблемы вегетарианского питания

Вегетарианство и снижение веса

Рецепты для снижения веса

БЛЮДА ИЗ СЫРЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

Различные системы вегетарианского питания

Восточные системы оздоровительного питания

Сыроедение — особый вид вегетарианства

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ НАТУРИЗМА

Главный прием пищи

Как есть

Как перейти на сыроедческую диету

ИЗ ОПЫТА НАТУРИСТОВ

Крапива

Подорожник

Одуванчик

РЕЦЕПТЫ ДЛЯ СЫРОЕДОВ

Овощные салаты

Способ приготовления блюд из зерновых и бобовых

Что нам дает вегетарианство

Вегетарианство и здоровье

Вегетарианство и долголетие

Вегетарианство и выносливость

Вегетарианство, красота и доброта

Что и как есть

Почему становятся вегетарианцами

Рецепты для начинающих

Закуски

Салаты

Супы

Вторые блюда

Десерты

Рецепты здоровья

Соки

Салаты

Супы

Вторые блюда

Лакомства

Рецепты для веганов

Салаты

Закуски

Супы

Вторые блюда

ЛАКОМСТВА ДЛЯ ВЕГАНОВ

Праздничные и экзотические рецепты

Закуски

Салаты

Супы

Вторые блюда

Соусы

ДЕСЕРТЫ И ВЫПЕЧКА

Фруктовые десерты

Тесто для выпечки

Пироги, пудинги, пирожные, торты

Напитки

АНГЛИЙСКИЕ БЛЮДА

РЕЦЕПТЫ АНГЛИЙСКИХ ВЕГАНОВ

НЕКОТОРЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕЦЕПТЫ

Салаты

Супы

Вторые блюда

Пища и религия

Вегетарианство и будущее планеты [ВАЖНО!!! Очень важно!!!]

Чем прокормить население

Как сохранить планету

Вегетарианство и проблема выращивания продуктов питания


Введение

Вегетарианство — это способ питания, исключающий потребление мясных и рыбных продуктов; это также учение о том, что естественной пищей человека являются продукты растительного происхождения.

Вегетарианство существовало всегда. Люди, как и приматы, в самом начале своего существования питались лишь растительной пищей. О генетической приспособленности человека к растительной пище свидетельствуют его жевательный аппарат, наличие червеобразного отростка — аппендикса (участвующего в усвоении клетчатки), более низкая температура тела, чем у хищников. Нужно заметить, что появление и развитие скотоводства как стабильного источника мясной пищи для человека относятся к определенным эпохам: в Передней Азии оно возникло в VII—VI тысячелетиях до н. э., а молочное хозяйство еще позднее — в IV—III тысячелетиях до н. э.

Предки человека обитали в регионах с жарким и влажным климатом, в окружении богатой растительности и питались листьями, фруктами, орехами. Лишь экстремальные условия заставили человека обратиться к неестественной для него пище — мясной. В ледниковый период человек перешел на питание мясом, чтобы выжить. Привыкнув к мясной пище, человек продолжал употреблять ее и далее, когда крайняя необходимость в этом отпала. Поэтому факты возникновения вегетарианства в различных регионах мира правильнее назвать возвратом человека к исконному способу питания, запрограммированному генетически. До сих пор существуют племена и народы, не испытавшие влияния оледенения и питающиеся растительной пищей. Это относится, в частности, к некоторым племенам на Филиппинских островах, до XX в. не знавшим огня и обработки металла (и поразившим европейцев своим здоровьем и моложавым видом).

Несмотря на то что большая часть человечества перешла на смешанное питание (мясное, молочное, растительное), вегетарианство стало вновь возрождаться в различных точках земного шара при достижении человечеством определенного уровня цивилизации. Обращение людей к вегетарианству свидетельствовало о поисках ими более здоровой жизни, нравственной силы, стойкости, о более гуманном мироощущении. Вегетарианство считалось обязательным во многих религиозных и философских учениях, так как опыт человечества показывал, что отказ от мяса способствовал духовному развитию. Вегетарианский способ питания отвечал требованиям умеренности и самодисциплины, которые всегда считались основой самосовершенствования человека; вегетарианство противопоставлялось распущенности, невоздержанности, культу физических удовольствий, ослабляющих и принижающих человека. Особый смысл придавался вегетарианству на Востоке, в частности в Индии, где религия объясняла необходимость вегетарианства и отказ от убийства животных переселением душ; это верование заключается в том, что после смерти человека его душа не исчезает, а переселяется в другое существо — человека, зверя, птицу, насекомое — и продолжает жить, обретая разные оболочки. При этом убийство животного становится таким же грехом, как и убийство человека.

Вегетарианство существовало в Древнем Египте и Древней Греции, где носило религиозную форму. Известно, что атлеты Древнего Рима получали вегетарианскую пищу, для того чтобы иметь больше силы и энергии.

Многие религии помимо индуизма также указывают на растительную пищу как естественную для человека. Знание о том, что человечество питалось растительной пищей с начала своего существования, достигло древних иудеев и отразилось в Библии в описании жизни пер-вочеловека в раю, где царила гармония между человеком и природой и человек был счастлив. В христианской религии нигде нет прямых запретов употреблять мясо, однако мясная пища считается противопоказанной, если человек стремится к духовному совершенствованию. Не только монашество дает обет воздерживаться от мясной пищи, но и все верующие не должны употреблять мясных и даже молочных продуктов в дни поста (эти ограничения имеют также глубокий медицинский смысл). В христианских религиозных источниках нигде нет указаний на то, что Христос ел мясо. Более того, некоторые исследователи считают, что он, как и члены секты ессеев, был вегетарианцем. Строгими вегетарианцами были и остаются члены религиозных сект, живущие на территории нашей страны и за рубежом — адвентисты, мормоны, зороастрийцы.

Попытки обосновать целесообразность вегетарианства с позиций науки делались еще во времена античности, например Пифагором. Проблема естественного питания привлекла внимание естествоиспытателей в XVIII—XIX вв.; ею интересовались Гумбольдт, Кювье. Кювье писал: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». Термин «вегетарианство» возник в Англии в 1842 г. В Англии же, в Манчестере, в 1847 г. появилось первое и самое известное Вегетарианское общество. Через год, когда общество проводило свое заседание в Манчестере, оно насчитывало 478 членов. Первое собрание лондонских вегетарианцев состоялось в 1849 г.; в этом же году вышел первый журнал Вегетарианского общества «Вегетарианский курьер». Позднее, в 1953 г., этот журнал был переименован и стал называться «Вегетарианец».

В 1887 г. был основан вегетарианский спортивный клуб (велосипедный спорт и легкая атлетика). Члены клуба поставили 68 национальных рекордов и 77 рекордов на местных состязаниях, двое из них показали рекордные результаты на Олимпийских играх и получили две золотые медали в состязаниях по бегу и борьбе. Особенно примечателен рекорд Джорджа Аллена, который, участвуя в 1908 г. в состязаниях по спортивной ходьбе, прошел за день 60 миль.

В 1889 г. был создан Вегетарианский федеративный союз, на основе которого в 1908 г. возник Международный вегетарианский союз. Начиная с этого времени международные встречи вегетарианцев стали проходить регулярно во многих странах, а в 1985 г. был организован Европейский вегетарианский союз, который также стал проводить свои встречи в разных городах Европы.

На протяжении XX в. в Великобритании успешно работали два вегетарианских общества: Лондонское общество и Вегетарианское общество. В 1969 г. обе организации объединились в Вегетарианское общество Соединенного Королевства, при этом у них осталось два прежних центра — в Лондоне и Алтринчэме (в Чешире).

В 1871 г. 41 человек — члены одной из английских вегетарианских организаций переселились из Англии в Америку и обосновались в Филадельфии, где вскоре их число значительно увеличилось. Их позиции были усилены влиянием таких людей, как доктор В. Д. Мюссе, четвертый президент американской медицинской ассоциации, и преподобный Сильвестр Грэхэм, крупный специалист в области мукомольной технологии и выпекания хлебопродуктов. В Германии и Швейцарии также появляются вегетарианские общества; в южных странах — в Италии, Испании, где мясная пища гораздо меньше употребляется, чем в Северной Европе, — они менее популярны. Во Франции вегетарианство распространилось позднее, так как и там мясная пища не пользуется таким спросом, как в более северных районах.

Сейчас в США имеются две основные организации, которые поддерживают вегетарианство с двух позиций — медицинской и этической, — Американский вегетарианский союз и Американское вегетарианское общество. Полагают, что общее число вегетарианцев в США достигает 8—10 млн.

В Англии, Германии, Австрии и Швейцарии существуют специальные гостиницы и рестораны для вегетарианцев. Усилия европейской вегетарианской кухни направлены на то, чтобы придать растительной пище возможно большую питательность и удобоваримость, не забывая при этом о разнообразии и вкусовых ощущениях. В вегетарианских гостиницах пытаются удовлетворить и другие гигиенические требования вегетарианцев: обилие чистого воздуха, условия для занятий физическими упражнениями. К настоящему времени создана весьма обширная литература по вегетарианству: монографии, журналы, брошюры, листовки, издаваемые вегетарианскими обществами.

В России вегетарианство начинает становиться заметным явлением во второй половине XIX в., главным образом среди религиозных сектантов — духоборов, белоризцев, свободников и др., а также среди некоторых групп интеллигенции. Распространению вегетарианства в России способствовали опубликование профессором А. Н. Бекетовым в 1878 г. статьи «Питание человека в его настоящем и будущем», а также популяризация вегетарианства Л. Н. Толстым, написавшим по этому вопросу в 1.892 г. статью «Первая ступень».

Бекетов писал:

«Мне бы хотелось возбудить интерес к вопросу о питании человека, как одной из основных причин, определяющих ход физического и интеллектуального развития всего людского рода...

Огромное большинство людей питается не мясною и не смешанною животно-растительной пищей, а чисто растительною...

Предрассудок о безусловной необходимости смешанной животно-растительной пищи зародился исторически, вследствие долговременной привычки зажиточных классов европейского населения, а также вследствие удобств, представляемых этой пищей.

Указанный предрассудок исчезнет, однако же, сам собою...»

В конце XIX в. число сторонников вегетарианства в Росии достигает нескольких десятков тысяч, в Москве и Петербурге организуются вегетарианские общества, открываются вегетарианские столовые.

Во второй половине XX в. стало утверждаться более широкое понимание задач вегетарианства его сторонниками, поскольку вегетарианство всегда имело гуманистический аспект — отрицательное отношение к страданиям и гибели животных, используемых человеком. Движение за более гуманное отношение к животным, начавшееся сначала в Англии, а затем поддержанное в других европейских странах и добившееся принятия первых законов по защите животных от жестокости (в Великобритании— в 1926 г., во Франции — в 1934 г.), не было связано с вегетарианским движением. Защитники животных игнорировали тот факт, что жизнь животных, мясо которых используется как продукт питания, также нуждается в защите. В свою очередь, вегетарианские журналы занимались в основном рецептами и не касались проблем отношения к животным. Со временем ситуация изменилась: проблемы отношения к любым животным, в том числе и сельскохозяйственным, обсуждаются на страницах изданий обществ по защите животных; вегетарианские журналы, в свою очередь, рекламируют литературу о правах животных. И те, и другие выработали единый подход к решению этических проблем: пропаганда жизни без жестокости, без насилия в отношении всех живых существ.

Как обстояло дело с вегетарианством в Советском Союзе? Вегетарианские общества перестали существовать после Октябрьской революции. Идеологизация всех сторон бытия, начавшаяся в нашей стране в 20-е гг., монополизация научной мысли, особенно в общественных науках и биологии, привели к полному вытеснению из науки специалистов, поддерживающих вегетарианство.

В 20-е и начале 30-х гг. по инерции еще велись работы в этом направлении. В первую очередь следует вспомнить о трудах специалиста в области лечебного питания М. И. Певзнера. Он писал: «Растительная пища менее токсична, при ней мы вводим меньше пуриновых оснований; кроме того, она совершенно не содержит кровяного пигмента, усиливающего гнилостные процессы в кишках».

В заключение данного раздела небезынтересно сравнить фрагменты статей из разных изданий Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) о вегетарианстве, чтобы увидеть эволюцию официальной позиции.

В первом издании БСЭ (1928 г.) приводится достаточно полная концепция вегетарианства с более или менее подробной классификацией направлений.

Во втором издании БСЭ (1951 г.) о вегетарианстве говорится коротко, с позиций философии того времени. Приводимый ниже фрагмент статьи не нуждается в комментариях: «Идеологи эксплуататорских классов в своем стремлении скрыть от трудящихся масс истинные причины экономического неравенства усиленно поддерживают всевозможные антинаучные доктрины, маскирующие моральными принципами «личного усовершенствования» классовую сущность угнетения. Этим и объясняется популяризация вегетарианства в капиталистических странах. Все доводы, приводимые вегетарианцами в пользу питания исключительно растительной пищей, антинаучны».

Статья о вегетарианстве в третьем издании БСЭ (1971 г.) при всей ее лаконичности носит уже более объективный характер. В ней отмечается, что «физиологическая потребность в углеводах, минеральных солях и витаминах может быть обеспечена и растительной пищей даже при повышенной мышечной нагрузке».

Несмотря на то что вегетарианство в нашей стране не получало поддержки в течение десятилетий, оно сохранялось; этические и религиозные мотивы отказа от мясной пищи не могли быть устранены и продолжали действовать. Мощнейшим стимулом к распространению гигиенического вегетарианства в нашей стране в последние несколько десятилетий послужило проникновение зарубежной литературы по йоге и другим оздоровительным системам Востока, а также работ западных натуропатов: А. Чейз, Г. Шелтона, К. Джеффри, Н. Уокера, П. Брэгга (этот интерес мог быть связан с повышением жизненного уровня послевоенных лет и нарастанием «болезней века» в результате неумеренного питания и злоупотребления мясной пищей). В стране образуются многочисленные группы здоровья, члены которых уже знают о негативных сторонах питания мясом и пытаются от него отказаться. Способствовал популяризации вегетарианства и метод разгрузочно-диетической терапии (лечебного голодания), который включает последующее вегетарианское питание как обязательный элемент оздоровления. Это метод внедрял многие годы в отечественную медицину профессор Ю. С. Николаев, потомственный вегетарианец, автор книг о лечебном голодании.

К концу 80-х гг. поулярность вегетарианства в нашей стране возросла. Все более разносторонней становится деятельность Вегетарианского общества при Союзе общественных экологических фондов России.




Понятие этического вегетарианства

х, кому дороги счастье и правда, я умоляю посвятить свое внимание изучению вегетарианства.

П. Б. ШЕЛЛИ

Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно их не имеют нравственного значения или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство. А. ШОПЕНГАУЭР

Этика вегетарианства рассматривает вопрос морального права человека на лишение животных жизни для удовлетворения своих потребностей. В первую очередь это касается вопроса, совместимо ли с нравственностью высокоцивилизованного человека употребление мясной пищи. Однако этическое вегетарианство затрагивает не только вопрос боен, использования животных в пищу. Человек отнимает жизнь у животных и для того, чтобы использовать их кожу и мех. Убивает животных в экспериментальных лабораториях. Современное вегетарианское движение считает отношение человека к убийству животных единой проблемой, о каких бы животных ни шла речь.

Формирование этических воззрений у человека отражает определенный уровень сознания последнего: способности анализировать свои поступки, делать выводы о своем поведении. На протяжении веков этика была призвана научить человека правильной, нравственной жизни, предлагая ему систему норм нравственного поведения.

Насилие остается частью жизни современного человеческого общества — это разрешение через войны конфликтов между государствами, преступная деятельность уголовных и террористических элементов, насилие со стороны государственного аппарата по отношению к обществу в странах с недемократическим режимом и многое другое.

Казалось бы, это не связано с отношением человека к животным. Но это не так: жестокость к животным — отражение низкого нравственного уровня общества, неразвитой способности к сопереживанию, отсутствия альтруизма у членов общества. Еще в античной Греции философ и ученый Пифагор считал, что тому, кто спокойно убивает животное, нетрудно убить и человека. Другие мыслители были еще более категоричны и указывали, что жестокость в отношении к животным ведет к войнам (см. раздел «Великие вегетарианцы»). Представляется все-таки, что плохое отношение к животным — не причина жестокости человечества, а показатель, индикатор его этического уровня. Если сейчас все больше людей озабочены страданиями и гибелью животных, причиной которых оказывается человек, то это можно рассматривать как признак роста нравственного уровня общества.

Этичность поведения — результат длительной биологической и социальной эволюции человека; этические принципы получали признание, в частности, потому, что они были социально полезны, укрепляли общественные взаимоотношения человека. В коллективе, где каждый действует на пользу общества, каждый вправе рассчитывать на защиту от негативных социальных явлений.

История позволяет проследить динамику развития этических взглядов человечества. Этот процесс показывает тенденцию к расширению круга лиц, перед которыми у человека предполагался моральный долг; сначала человек защищал только свою семью, свое потомство, позднее у него появился долг перед обществом, государством. Но и внутри государства этические взаимоотношения были неоднородны. В отношении каких-то категорий людей нравственный долг был слабее или отсутствовал, иначе говоря, проводилась дискриминация по половому признаку, классовому, имущественному, национальному и расовому. И хотя современное мировое сообщество провозглашает равенство прав всех людей и, таким образом, предписывает обязательность этических норм поведения по отношению к любому человеку, эти этические принципы в значительной степени еще только декларируются.

Хотя моральные принципы получали все большее признание в силу их полезности для общества, т. е. по прагматическим мотивам, эволюция этики имела и другие корни, например психологические, духовные. Она во многом связана с развитием способности человека к сопереживанию, которая, на наш взгляд, лежит в основе нравственного поведения человека, его доброты.

По мере развития духовности многие люди стали ощущать себя неуютно оттого, что их деятельность была связана с причинением страдания другим существам и их умерщвлением. Уже в древние времена некоторые философы пришли к выводу, что человеку, как существу Нравственному, не подобает осквернять себя, убийством.

Сострадание к животным имеет во многом эмоциональную основу, и поэтому никакие официальные — религиозные, правовые — указания на правомерность умерщвления животных на пользу человеку не могли примирить некоторых людей с такого рода жестокостью.

Приведем некоторые высказывания американских ученых на одном из симпозиумов по проблеме использования животных в экспериментальных целях (Вашингтон, 1977).

«Нет сомнения, что одна из наиболее важных моральных обязанностей человека касается животных, с которыми мы делим нашу планету. Нам надо учиться лучше понимать и уважать эти существа».

«Поскольку человеку присуще мыслить и рассуждать, он не может не задавать себе вопрос о том, на чем основано и как далеко может распространяться право распоряжаться жизнью животного и, в особенности, причинять ему страдания».

«Разве не может человек, с его изобретательностью, снизить свою потребность использовать своих собратьев, не причиняя ущерба здоровью и благополучию человечества?»

«Чем больше мы узнаем о животных... тем больше стремится научная общественность найти альтернативу использованию животных в эксперименте».

Альтернатива жить более нравственной, более гуманной жизнью, не убивая животных, существует. Человечество при этом станет выше в духовном отношении, и оно почувствует благотворность влияния на нравы общества милосердия к слабейшему; в обществе, где действует право сильного, — а оно не может действовать ограниченно, только применительно к животным, — сами люди ежеминутно испытывают на себе жестокость и безнравственность других людей.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет