Методическая разработка для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию



жүктеу 485.79 Kb.
бет1/3
Дата02.05.2016
өлшемі485.79 Kb.
түріМетодическая разработка
  1   2   3
: downloads -> obstetrics1
downloads -> Правила соревнований международная Ассоциация Бокса [Преамбула]
downloads -> Бехаалотха Когда будешь зажигать Числа 8,1 12,16
downloads -> Жастарды еңбекке тәрбиелеудегі қазақ халқының Ұлттық салт-дәСТҮрлері. Шалғынбаева Қадиша Қадырқызы
downloads -> График проведения аттестации педагогических работников №
downloads -> Ғылыми кеңесшісі: тарих ғылымдарының докторы, профессор, Қр білім және ғылым министрлігінің Р
downloads -> Қазақстан Республикасының юнеско және исеско істері жөніндегі Ұлттық комиссиясы
downloads -> Жүйесінде пайдалану ТҰжырымдамасы алматы, 2004 ббк 74. 200. 52 Ш 21
downloads -> Қазақстан республикасы Білім және ғылым министрлігі
obstetrics1 -> Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Министерство здравоохранения Украины

Винницкий национальный медицинский университет им.Н.И.Пирогова

 
 

 


             

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для самостоятельной подготовки студентов

к практическому занятию

 

 

 



 

 


Учебная дисциплина

Акушерство и гинекология

Модуль №

4

Содержательный

 Модуль №



10 Перинатальная патология

 


Тема занятия

«Плацентарная дисфункция, задержка развития плода. Патология периода новорожденности. Методы интенсивной терапии и реанимации новорожденных »


Курс

6

Факультет

Медицинский № 1

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 
Винница, 2013
 

 

 



1. Научно-методическое обоснование темы.

В период беременности и родов плод, плацента и околоплодные воды составляют единую функциональную систему - фетоплацентарного комплекса (ФПК). Состояние ФПК в значительной степени отражает течение беременности, свидетельствует об отклонении от физиологического развития плода, и дает возможность прогнозировать завершения родов для новорожденного. Различные осложнения беременности и экстрагенитальная патология матери зачастую приводит к различным изменениям в плаценте, существенно нарушая ее функцию, в свою очередь негативно отражается на состоянии плода, обусловливая развитие кислородной недостаточности и задержку его развития.

В связи с этим изучение патогенеза гипоксии и гипотрофии плода, а также вопросов, связанных с прогнозированием, первичной профилактикой и лечением недостаточности фетоплацентарной системы, относят к числу актуальных вопросов перинатальной медицины.

2. Учебная цель.

Студент должен:

знать:

1) е тиология, патогенез плацентарной дисфункции, фетального дистресса, задержки развития плода и асфиксии новорожденного

2) с участниками перинатальные диагностические технологии плацентарной дисфункции, фетального дистресса, задержки развития плода и асфиксии новорожденного

3) с участниками методы неблагоприятных состояний плода;

4) м етод интенсивной терапии и реанимации новорожденного, родившегося в асфиксии;

5) е тиология, клиника, диагностика, профилактика токсико-септических заболеваний новорожденного.



уметь: 1) ставить предварительный диагноз плацентарной дисфункции;

2) планировать тактику ведения беременности и при плацентарной дисфункции;

3) интерпретировать заключение УЗИ плода, биопрофиля плода, КТГ плода;

4) ставить предварительный диагноз дистресса плода;

5) поставить диагноз токси-септического захвоювання новорожденного

овладеть: 1) расшифровать кардиотокограму плода;

2) оценить состояние новорожденного по шкале Апгар;

3) провести выбор оборудования и лекарственных средств для проведения реанимации новорожденных.

3.Виховна цель.

Формирование у студентов умение клинически мыслить в процессе общения с беременной, осознание профессиональной ответственности за жизнь матери и ребенка.



4.Мижпредметна интеграция:

Дисциплина

Полученные навыки

Гистология

Знать оплодотворения и развитие плодного яйца

Пропедевтика детских болезней

Знать методы обследования детей

Детские болезни

Методы токсико-септических заболеваний новорожденных

 

 

5.План и организационная структура учебного занятия.



п / п

Основные этапы занятия их содержание

Распределение времени и уровне усвоения

Виды контроля

Учебно-методическое обеспечение

1.

Подготовительный этап

15%

 

 

1.1

Организационные вопросы

1-3мин

 

Учебная цель

1.2

Формирование мотивации

 

 

Актуальность темы

 

Контроль изначально ­ го уровня подготовки

1) этиология, патогенез плацентарной дисфункции, фетального дистресса, задержки развития плода и асфиксии новорожденного

2) современные перинатальные диагностические технологии плацентарной дисфункции, фетального дистресса, задержки развития плода и асфиксии новорожденного

3) современные методы лечения неблагоприятных состояний плода;

4) методы интенсивной терапии и реанимации новорожденного, родившегося в асфиксии;

5) этиология, клиника, диагностика, профилактика токсико-септических заболеваний новорожденного.

 


 

 

 



 

1.Индивидуальне устный опрос

2.Виришення типовых задач

3.Тестовий контроль II уровня


Таблицы, инструменты для проведения родов и обследования рожениц, обработки новорожденного. Муляжи, куклы, фантом, пленки КТГ, истории родов.

2.

Основной этап

 

 

 

 

Формирование прфесийних умений и навыков:

уметь: 1) ставить предварительный диагноз плацентарной дисфункции;

2) планировать тактику ведения беременности при плацентарной дисфункции;

3) интерпретировать заключение УЗИ плода, биопрофиля плода, КТГ плода;

4) ставить предварительный диагноз дистресса плода;

5) поставить диагноз токси-септического захвоювання новорожденного

овладеть: 1) расшифровать кардиотокограму плода;

2) оценить состояние новорожденного по шкале Апгар;

3) провести выбор оборудования и лекарственных средств для проведения реанимации новорожденных.

 


65%

Практический тренинг

Оснащение и инструментарий родильного блока, отделение реанимации новорожденных

III.

Заключительный этап

III

Практический тренинг

Оснащение и инструментарий ВПВ родильного блока, отделение реанимации новорожденных

3.1

 


Контроль конечного уровня подготовки.

20%

 

 

3.2

 

 



Мотивирована общая оценка учебной деятельности студента.

3 .3

Информирование студентов о теме следующего занятия

 

5.1.Пидготовчий этап

В начале занняття преподаватель знакомит студентов с основными задачами зан я ття, планом. Для контроля выходного ров ния знаний проводится опрос, тестовый контроль



5.2. Основной этап (содержание темы)

Плацентарная дисфункций или фетоплацентарная недостаточность - это клинический синдром, при котором происходит комплекс нарушений транспортной, трофической, эндокринной и метаболической функций плаценты, лежащих в основе патологии плода и новорожденного (это неспособность плаценты поддерживать адекватный обмен между организмами матери и плода).

Плацентарную недостаточность классифицируют по различным показателям:

I. По морфофункциональными признакам

1.Плацентарно-мембранная недостаточность (при уменьшении способности плацентарной мембраны к транспорту метаболитов и пищеварительных веществ).

2.Клитинно-паренхиматозная (из-за нарушения функции трофобласта нарушается в основном эндокринная и метаболическая функции).

3.Гемодинамична.

II. По времени возникновения

Первичная недостаточность возникает при формировании плаценты в период раннего эмбриогенеза и плацентации, оказывается анатомическими нарушениями строения, расположение, прикрепление плаценты, а также дефектами васкуляризации и нарушениями созревания хориона. Клинически она виявляетьсяи картиной угрозы прерывания беременности или спонтанным абортом в ранние сроки.

Вторичная плацентарная недостаточность возникает на фоне уже сформированной плаценты под влиянием экзогенных по отношению к плоду факторов организма матери и наблюдается, как правило, во второй половине беременности.

III. По скорости развития

В возникновении острой недостаточности иплаценты главную роль играет острое нарушение маточно-плацентарного кровообращения. Чаще всего основанием для острой недостаточности есть большие инфаркты и преждевременная отслойка плаценты с возникновением ретроплацентарной гематомы.

Хроническая плацентарная недостаточностью сравнению частой патологией, проявляется нарушением трофической функции, а затем гормональными расстройствами. В патогенезе этого состояния основное значение имеют хронические расстройства маточно-плацентарной гемоперфузии в сочетании с нарушением плодово-плацентарной гемоциркуляции. В возникновении хронической плацентарной недостаточности значительное место занимают такие патологические состояния беременности, как поздние гестозы, угроза преждевременного прерывания и перенашивание беременности, изосерологична несовместимость, экстрагенитальные заболевания матери.

IV. З а степенью компенсации

Некоторые авторы выделяют также относительную и абсолютную плацентарную недостаточность. При относительной плацентарной недостаточности все функции плаценты нарушены, но компенсоторно-приспособительные изменения и резервные возможности плаценты позволяют поддерживать жизнедеятельность и развитие плода. При абсолютной недостаточности наступает гибель плода внутриутробно еще до начала родов. В родах декомпенсация всех адаптационных возможностей плаценты и плода может наступить при относительной плацентарной недостаточности.

Относительная плацентарная недостаточность делится на компенсированную, субкомпенсированной и некомпенсированную.

При компенсированной плацентарной недостаточности состояние плода не нарушен. На кардиотокограми признаки гипоксии не выделяются даже при проведении функциональных тестов с различными видами нагрузок. Только специальные методы исследований позволяют выявить нарушения отдельных функций плаценты (определение в крови матери гормонов плаценты, специфических гормонов плаценты, радиоизотопная плацентосинтиграфия и т.д.).

При субкомпенсированным плацентарной недостаточности состояние плода не нарушен при отсутствии различных нагрузок на фетоплацентарный комплекс. Во время проведения стрессового теста, а также с началом родов регистрируются признаки внутриутробной гипоксии плода.

При декомпенсоавний плацентарной недостаточности нарушен состояние плода определяется даже без проведения функциональных проб до начала родовой деятельности. В таких случаях вопрос о целесообразности пологорозришення через естественные родовые пути решается сугубо индивидуально с учетом всех факторов перинатального риска. Наиболее часто пологорозришення происходит оперативным путем.

Выделено три основных группы факторов, которые приводят к развитию нарушений маточно-плацентарной перфузии и оксигенации крови в мижворсинковому пространстве:

1.Група патологических состояний, что приводит к нарушениям транспорта кислорода к матке: нарушение оксигенации материнской крови (сердечно-сосудистая и легочная патология матери); немощная гипоксия матери - Анемия беременных циркуляторные нарушения генерализованного характера (гипотония беременных, гипертоническая болезнь, поздние гестозы с преимущественным гипертензивным синдромом).

2.Циркуляторни расстройства исключительно в маточно-плацентарного комплекса: патологические изменения спиральных артериол в зоне плацентарной площадки как последствия перенесенных воспалительных заболеваний эндометрия и абортов; окклюзионные васкулярные повреждения спиральных артериол в зоне плацентарной площадки (микро тромбы с форменных элементов крови, трофобластический эмболы) и периферийное вазоспазм характерны для гестозов и перенашивание беременности.

3.Власно плацентарные факторы: первичная плацентарная недостаточность вследствие нарушений развития и созревания плаценты (малая плацента, позахориальний, двудольный помет, ангиомы и др.).; Инфекционно-токсические повреждения плаценты в поздние сроки.

Все указанные факторы приводят к нарушению оксигенации или скорости материнского кровотока в мижворсинчатому пространстве, к гемоциркуляторних расстройств в плодовом кровообращения плаценты, а затем - к нарушению газобмину, к изменениям активности дыхательных ферментов, снижение биосинтетических и трофических процессов, что в конечном итоге отражается на состоянии внутриутробного плода или приводит к задержке его развития.



Диагностика плацентарной недостаточности

Исследование гемоциркуляторних нарушений

1.Дослидження кровотока в системе мать-плацента-плод с помощью допплерометрии.

2.Радиоизотопна плацентосинтиграфия позволяет отраты наиболее точные данные о маточно-плацентарный кровоток на основе динамики поступления и распределения введенных в периферийную кровь альбумина человеческой сыворотки, меченного индием, или технецием.

3.Тетраполярна реографии позволяет составить ориентировочное представление о кровенаполнение матки и плаценты и ее изменения при различных состояниях во время беременности.

4.Контактна микроскопия влагалищной части шейки матки позволяет косвенно судить о микрогемоциркуляторного нарушения в маточно-плацентарного комплекса.

Диагностика трофических нарушений

1.Ультразвукова фетометрия

2.Утразвукова плацентография.

во время обследования в первому триместре беременности у женщин подтверждают наличие беременности, определяют состояние размеров плодного яйца сроку беременности, место имплантации плодного яйца, расположение плаценты, признаки угрозы прерывания беременности.

- В сроке 16-24 недели, определяют соответствие размеров плода сроку беременности, обнаруживают различные формы задержки развитку плода, возможные пороки развития плода, расположение плаценты, признаки угрозы прерывания беременности.

- В сроке 32-36 недель, определяют соответствие размеров плода сроку беременности, положение плода, локализациию, расположение, структуру и степень зрелости плаценте, соответствие плаценты срока беременности. УЗИ позволяет выявить наличие кальциноза, инфарктов (нарушение питания плаценты), кист плаценты (новообразований плаценты). При ультразвуковом обследовании различают четыре степени зрелости плаценты. При нормально перебегая беременности до 30 недель беременности должна определяться нулевая степень зрелости плаценты. Первая ступень считается допустимой с 27-недельной по 34-ю неделю. Вторая - с 34-й по 37-у. Начиная с 37-й недели может определять третья степень зрелости плаценты. В конце беременности наступает физиологическое старення плаценты сопровождается уменьшением площади ее обменной поверхности, появлением участков отложения солей.



Диагностика нарушений эндокринной функции плаценты

1.Вмист хорионического гонадотропина в сыворотке крови и моче имеет диагностическое значение только в первом триместре беременности.

2.В третьем триместре беременности существенную информацию о состоянии плода и фетоплацентарного комплекса в целом можно получить путем определения содержания эстрогенов в крови и моче. Снижение содержания эстриола более чем на 30% относится к вероятных признаков развития плацентарной недостаточности.

3.Вмист плацентарного лактогена в крови непосредственно отражает функцию плаценты. При физиологическом течении беременности содержание плацентарного лактогена в сыворотке крови матери равно 7-12мкг/мл. При развитии плацентарной недостаточности отмечено снижение его уровня в 2-3 раза.

4. Менее диагностическое значение имеет содержание в крови прогестерона и тест экскреции его метаболита прегнандиола с мочой.

5. Кольпоцитограмма косвенно судить о степени эстрогенного насыщения. При плацентарной недостаточности наблюдается тип мазка с преобладанием клеток глубоких слоев эпителия.



Диагностика нарушений метаболической функции плаценты

1.При нарушении метаболической функции плаценты снижается активность ферментов, продуцируемый плацентой: окситоциназы, термостабильной щелочной фосфатазы, гестаминазы.

2.В диагностике нарушений состояния плода при плацентарной недостаточности большую ценность имеет определение в крови беременных специфических белков, продуцируемый плацентой и плодом: трофобластический β-гликопротеин, α-фетопротеин и α 1-глобулин.

С целью оценки состояния плода определяют:

1.Биофизичний профиль плода.

Считается, что наиболее полное представление об условиях жизнедеятельности плода можно получить путем определения фетального биофизического профиля на основе оценки данных нестрессовый антенатальной кардиотокографии, результатов эхографического определения тонуса, дыхательной и двигательной активности организма, развивающегося объема амниотической жидкости. Наибольшее распространение балльная оценка биофизического профиля плода (табл. 1).

Таблица 1

Комплексная оценка основных параметров

биофизического профиля плода (Mannig F. и соавт., 1987)

Параметры

Баллы

2

0

Количество околоплодных вод

Околоплодные воды визуализируются в большей части полости матки.Наибольший вертикальный размер свободного участка вод превышает 1 см или индекс амниотической жидкости превышает 5 см

Околоплодные воды не визуализируются в большей части полости матки. Наибольший вертикальный размер свободного участка вод не превышает 1 см или индекс амниотической жидкости не превышает 5 см

Двигательная активность плода

Наличие не менее трех отдельных движений туловища плода в течение 30 мин наблюдения

Наличие двух или меньше отдельных движений туловища плода в течение 30 мин наблюдения

Дыхательные движения плода

Регистрация за 30 мин не менее одного эпизода дыхательных движений плода продолжительностью 30 с и более

Отсутствие дыхательных движений плода при регистрации эпизода дыхательных движений продолжительностью менее 30 с в течение 30 мин

Мышечный тонус

Конечности плода находятся в состоянии флексии; туловище несколько изогнутый, головка прижата к груди. После выполнения движений плод возвращается в восходящее положение

Конечности и туловище плода частично или полностью разогнуты, кисть раскрыта.После выполнения движений плод возвращается к состоянию флексии

Нестрессовый тест

Наличие двух и более акцелераций с амплитудой не менее 15 ударов и длительностью не менее 15 с в течение 20 мин исследования

Наличие менее двух акцелераций с амплитудой менее 15 ударов и продолжительностью менее 15 с в течение 20 мин исследования

 

Оценка БПП - 7-10 баллов - удовлетворительное состояние плода; 5-6 баллов - сомнительный тест (повторить через 2-3 дня); 4 балла и ниже - патологическая оценка БПП (решить вопрос о срочном пологорозришення).

2.Кардиотокографичне исследования плода.

Регистрация изменений числа сердечных сокращений плода одновременно с изменениями сократительной активности матки и шевеления плода на бумаге с помощью электронной аппаратуры получила название кардиотокографии (КТГ).

По современным представлениям, кардиотокограма состоит из трех элементов:

1.       кардиограмма (кардиотахограма) плода - регистрация сердечной деятельности плода с помощью кардиодатчика (cardio transducer)

2. токограма - регистрация сократительной активности матки с помощью токодатчика (toco transducer)

3. актограма - регистрация шевелений плода с помощью токодатчика. В дальнейшем, если явно не указано иное, под кардиотокограмою (КТГ) подразумевается совокупность всех трех элементов.

3.Ехокардиография плода.

Основные направления лечения плацентарной недостаточности

1.Ликування основной патологии беременности или экстрагенитальной патологии.

2.Покращення маточно-плацентарной гемоперфузии, в том числе и уровне микро гемоциркуляции: средства, улучшающие общий маточно-плацентарный кровоток, спазмолитическое и судинорозширючи; регуляция микро сосудистого кровотока (теоникол, компламин) дезагреганты (курантил, трен тал), стабилизаторы капиллярной проницаемости (аскорутин).

3.Нормализация метаболических процессов в организмах матери и плода: витаминные препараты (аскорбиновая кислота, витамины группы В, кокарбоксилаза, фолиевая кислота); антигипоксанты (цитохром С), для нормализации функций плацентарной мембраны - эссенциале.



  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет