Методическая разработка использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста



жүктеу 104.58 Kb.
Дата30.04.2016
өлшемі104.58 Kb.
түріМетодическая разработка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-

детский сад №353 первой категории г.Челябинска




Методическая разработка


использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста

Составила: Яковлева И.В.


Челябинск, 2008

Аппликация - очень популярный вид детского творчества. Занятия аппликацией имеют большое значение для всестороннего развития дошкольников. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Очень велики потенциальные возможности одного из распространенных видов изобразительного искусства — аппликации — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

Аппликация является разновидностью художественной деятельности дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.

На занятиях аппликацией у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

В коллективной аппликации большое место занимают совместные действия детей, то есть выполнение таких элементов, которые направлены на решение достаточно простых текущих задач. Например, подготовка одним ребёнком основы для совместной аппликации (выбор фона, тонирование поверхности…), вырезание другим ребёнком крупных деталей сюжета или композиции и расположение их на подготовленной основе, третий ребёнок работает с мелкими декоративными украшениями. Для целесообразного распределения совместных действий необходимо умение владеть речевым диалогом со сверстниками, согласовывать свои действия, умения, доброжелательно договариваться о совместном решении предложенной задачи.

Выбор темы позволяет детям самим определить количество персонажей, их позы, взаимосвязь друг с другом, место действия, композиционный и цветовой строй аппликации. Постановку и решение задач на занятиях воспитатель должен тесно связывать с уровнем развития изобразительных и технических умений каждого ребенка, кругом его интересов, общими задачами воспитания и развития детей данного возраста. Исходя из этого, определяется объем аппликации, ее техническое и художественное совершенство.

Перед занятием коллективной аппликацией, воспитателю нужно знать, нравится ли детям заниматься вместе, как они оценивают друг друга в процессе совместной работы, готовы ли следовать определённым правилам и способам взаимодействия. Для этого нужно проводить беседы с детьми, задавая следующие вопросы:

- С кем из детей ты чаще всего выполняешь задания на занятиях? Почему?

- Если тебе хочется сделать большую красивую работу, ты будешь делать её один или позовёшь друзей? Почему? Кого из детей ты пригласишь?

- Лучше или хуже у тебя получится, если ты выполнишь работу со своим другом?

- Если вы будете делать работу вместе, вы будете помогать или мешать друг другу?

- Как вы будете договариваться, распределять работу между собой?

- С кем бы ты хотел выполнить работу? Почему?

Ответы детей помогут оценить отношение детей к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, а также позволят определить с кем предпочитает заниматься ребёнок.

Правила сотрудничества:

- Когда мы занимаемся вместе, нужно уметь слушать друг друга.

- Умей договариваться с партнером.

- Другому трудно - помогай.

- Спрашивай, не робей, и помощь к тебе придёт быстрее.

- Знаешь больше, не гордись, чем умеешь – поделись.

На занятиях по аппликации дошкольники усваивают навыки совместной деятельности. Они учатся договариваться о содержании коллективной работы, обсуждать приемы и композиционные решения, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

До начала занятия педагог должен четко спланировать этапы работы, продумать, как разместить материалы и оборудование. При распределении заданий учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, уровень умений и навыков.

Экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций на подготовительном этапе расширят знания детей по теме, сформируют у них яркие образы и желание воплотить их в рисунке или аппликации. При обсуждении будущей работы важно подчеркнуть необходимость совместных усилий для достижения наилучшего результата и невозможность воплотить масштабный замысел без помощи других детей.

Во время занятия основной задачей педагога является создание условий для творческого взаимодействия детей, для формирования умений совместно решать художественные и технические задачи. Доверительная атмосфера в процессе работы (при обсуждении деталей оформления, выборе места их размещения), желание помочь товарищу и умение принять эту помощь - все это сближает детей и сказывается на качестве работы.

На заключительном этапе занятия воспитатель должен не только обсудить результаты деятельности детей, но и отметить, что никто из них в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет дошкольникам ощутить преимущество совместной деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой для выполнения подобных работ в дальнейшем.

В подготовительной к школе группе коллективные аппликации занимают еще большее место. В них усложняется характер выполнения заданий по содержанию и по техническим приемам передачи изображения, а также предоставляется детям большая самостоятельность в выборе материала, в трактовке темы.

Старшие дошкольники способны творчески решить задание, проявить инициативу, выдумку, оказать помощь своим товарищам, сообща решить поставленные задачи. Поэтому формулировка задания должна давать простор развитию детской фантазии, способствовать применению объема знаний и умений для отражения явлений окружающей природы, общественной жизни, содержания литературных произведений. Этим особенностям отвечают темы: «На стройке», «Сказочный город», «На экране цветного телевизора», «Дно морское», «Лебединое озеро», «Пингвины на льдине», «Карусель», «Цирк зверей».

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.

Дети подготовительной к школе группы должны широко отражать в коллективных аппликациях картины природы, ее изменения по сезонам. Обычно такие задания выполняются в итоге проведения определенной работы — это целенаправленные наблюдения в течение сезона, труд детей в природе, игры, занятия по различным разделам программы, в том числе и по изобразительной деятельности. Поэтому тематика коллективных заданий по аппликации должна звучать примерно так: «Золотая осень», «Урожай», «Зимние картинки», «Зимние забавы», «Весна», «Лето».

Каждая из этих тем может быть по-разному интерпретирована: дети сами отбирают фон и предметы, сочетая их по форме, окраске. Так, в теме «Осень» можно показать изменение окраски деревьев, отлет птиц в теплые края, уборку богатого урожая овощей, фруктов. «Зимние картинки» дети могут изобразить в виде снежных лесных сугробов, между которыми выделяют силуэты елочек, деревьев, зайцев, резвящихся на полянке. «Весной» прилетают птицы, они вьют гнезда на деревьях, цветут сады, зеленеют парки, леса, начинаются сельскохозяйственные работы в поле.

Интересны варианты изображения в аппликации летних наблюдений в природе. Это может быть небольшая лесная поляна, где растут грибы, ягоды, цветы, или берег пруда, где растут лилии, камыши, прыгает лягушка, на травинке сидит стрекоза и т. д.

В каждом случае воспитатель учит детей видеть красоту природы, воспринимать ее многообразные формы, цвета, оттенки, любовно передавать в аппликации наиболее интересное, яркое, применяя разные приемы вырезания или обрывания бумаги.

Кроме сюжетно-тематических заданий, коллективно создаются декоративные аппликации: орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов со свободным объединением элементов. Например, на черном фоне подноса ярко смотрятся красные декоративные цветы, которые сочетаются в круговом расположении с желтыми бутонами и зелеными листьями. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения подноса, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребёнка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности. Следует учить детей осознавать моральную суть происходящих событий, развивать сотрудничество со сверстниками, способность к проявлению доброжелательности, внимание друг к другу, получать радость от общих успехов деятельности.

Только сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребёнка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что и составит бесценный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.



Конспект занятия по коллективной аппликации

в подготовительной группе.

Тема: Тридцать три богатыря (коллективная композиция).

Задачи: учить детей создавать коллективную аппликативную композицию по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать богатыря по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое, дополнять другими элементами, вырезанными из фольги (шлем, щит, меч). Развивать способности композиции. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.

Предварительная работа: подготовка основы для коллективной композиции. Чтение «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.

Материалы, инструменты, оборудование: бумага цветная, фольга на бумажной основе, ножницы, простые карандаши для прорисовки образа, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для прорисовки кольчуги и черт лица, салфетки бумажные и матерчатые, клей. Композиционная основа «Море вздуется бурливо», варианты шлемов и мечей, вырезанные из фольги и фактурной бумаги.

Содержание занятия: воспитатель читает детям отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.

Воспитатель предлагает детям составить коллективную композицию «тридцать три богатыря». Показывает рациональный способ создания образа богатыря:

- беру прямоугольный лист бумаги, складываю пополам по длине и рисую простым карандашом половинку богатыря (сгиб бумаги – это середина туловища). Половинка головы, шея, плечо, рука опущена вниз и чуть отставлена под углом, туловище, нога тоже чуть отставлена под углом, т.к. богатырь будет выходить из воды. Аккуратно вырезаю по нарисованному контуру, раскрываю – получился богатырь. Только он пока не в доспехах. Из чего можно вырезать шлем, щит и меч? Лучше всего из фольги! Прикладываю фигурку богатыря к фольге, чтобы видеть размер, рисую шлем – как луковку или башенку. Осталось вырезать шлем – он может иметь разную форму – посмотрите варианты (педагог показывает заранее вырезанные из фольги варианты щитов) и меч – его можно вырезать симметрично: вот ручка, а вот длинный клинок (показывает варианты). У меня получился дядька Черномор, приклею его вот здесь (помещает фигурку на композиционную основу), а за ним будут выходить из моря богатыри.

Выберите цвет бумаги для своего богатыря, но постарайтесь выдержать один размер – рисуйте фигурку от верха (макушка головы) до самого низа (стопы ног), ведь наши богатыри «все равны как на подбор» и выходят из моря парами, поэтому договоритесь кто с кем в паре будет работать.

Дети выбирают бумагу, фольгу и начинают работать. Педагог уточняет творческую задачу, помогает детям наводящими вопросами и оформляет дядьку Черномора – приклеивает на композиционную основу, добавляет бороду, дорисовывает морщинки («старый дядька Черномор»).

По мере изготовления фигурок дети переносят своих богатырей на общую основу, распределяют парами, чтобы все поместились и наклеивают. Воспитатель советует частично накладывать фигурки богатырей друг на друга.



После занятия. Завершение оформления коллективной композиции «Тридцать три богатыря»

Список литературы:




  1. Безруких М.М.Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов.- М.: Академия, 2001.

  2. Коллективное творчество дошкольников (Под ред. А.А. Грибовской. – М.: 2004.

  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития, 1996.

  4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

  5. Комарова Т. С. , Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  6. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. – М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997.

  7. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться (я-ты-мы). Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: Сфера 2004.

  8. Настольная книга воспитателя детского сада. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

  9. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: в 4 т. – М.: Генезис, 1998.

  11. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М.: Сфера, 2002.




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет