Методические рекомендации для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм обучения



жүктеу 0.64 Mb.
бет1/4
Дата17.04.2016
өлшемі0.64 Mb.
  1   2   3   4


АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ


ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО СПЕЦКУРСУ «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»
Методические рекомендации для курсантов,

студентов и слушателей очной и заочной форм обучения

специальность 24 01 02 «Правоведение» специализация

24 01 02 03 «Судебно-прокурорско-следственная деятельность»



МИНСК 2006


УДК 343.9

БКК 67.52

В.М. Логвин, заместитель начальника кафедры криминалистики, кандидат юридических наук;

И.В. Капустина, старший преподаватель кафедры криминалистики.


Рецензент: Мухин Г.Н. начальник кафедры криминалистики, доктор юридических наук, профессор

Рекомендованы кафедрой криминалистики Академии МВД Республики Беларусь. Протокол № 1 от 24 января 2006 года.

Логвин В.М., Капустина И.В. Подготовка и защита курсовой работы по спецкурсу «Криминалистическое обеспечение предварительного следствия». Методические рекомендации для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм обучения (специальность 24 01 02 «Правоведение» специализация 24 01 02 03 «Судебно-прокурорско-следственная деятельность»). - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2006. – 40 с.
Изложены основные требования, рекомендации, по подготовке и защите курсовой работы по спецкурсу «Криминалистическое обеспечение предварительного следствия».

Предназначены для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм обучения (следственный профиль).


ББК 67.52

 В.М. Логвин, И.В.Капустина, 2006.



Введение

Подготовка курсовой работы является составной частью учебного процесса и одной из основных форм самостоятельной работы курсантов и студентов.

Подготовка курсовой работы способствует:

- развитию способности слушателя к углубленному анализу учебной и научной литературы, законодательства и следственной практики;

- выработке умения систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать;

- формированию и укреплению навыков овладения системой понятий криминалистики, аргументированного, логичного, грамотного изложения ее выводов с использованием положений других наук;

- развитию у слушателей умения применять теоретические положения для анализа и оценки юридической практики, выявления и использования положительного опыта деятельности органов уголовного преследования.

Выполнение курсовой работы способствует привитию курсантам, студентам и слушателям навыков творческой и исследовательской работы.

Курсовая работа представляет собой достаточно полное и оригинальное изложение соответствующей темы на основе определенных источников (литературных, нормативных, документальных и иных). Вопрос, который служит темой курсовой работы, должен быть изучен и освещен шире и обстоятельнее, чем в обязательной литературе.

При написании работы всячески поощряется самостоятельность, изложение обучаемым собственных суждений, использование личного профессионального опыта и положительного опыта работы органов уголовного преследования, других правоохранительных органов, общественных организаций.


Методические рекомендации

Курсовая работа по спецкурсу состоит из двух частей: а) теоретическая часть (исследование той или иной проблемы согласно списку тем курсовых работ, изложенных в приложении 1); б) практическая часть (письменное выполнение практического задания, изложенного в приложении 4).

Подготовка курсовой работы включает: выбор темы и практического задания (номер практического задания должен соответствовать последней цифре зачетной книжки); подбор литературы, нормативного и иного материала; предварительное изучение источников, составление плана, согласование его с научным руководителем; написание чернового варианта курсовой работы и его отработку; оформление курсовой работы и представление на кафедру; защиту курсовой работы на кафедре.

Выбор темы курсовой работы. Слушатель знакомится с тематикой курсовых работ, утвержденной кафедрой, и выбирает заинтересовавшую его тему. При выборе темы курсовой работы рекомендуется исходить из интереса к той или иной проблеме, учитывать накопленный жизненный и профессиональный опыт. Тема курсовой работы может вырасти в тему доклада на научном кружке слушателей. Во всех случаях слушателю необходимо консультироваться с преподавателями кафедры. С разрешения руководства кафедры слушатель может выбрать тему, которая не значится в перечне утвержденных кафедрой.

Темы курсовых работ в учебной группе не должны повторяться.

Номер практического задания (вторая часть работы) должен соответствовать порядковому номеру курсанта, студента, слушателя в журнале учебных занятий.

Сведения об избранной теме курсовой работы подаются в установленные сроки. Если за это время слушатель не выбрал тему, кафедра вправе определить ее сама. Тема курсовой работы утверждается слушателю решением кафедры, каждому назначается научный руководитель.



Подбор литературы и иных источников, их изучение. Составление плана курсовой работы. Общее представление о теме, ее основных вопросах слушатель может составить, прочитав соответствующий раздел учебника, конспекты лекций и другие, доступные для слушателя материалы. При необходимости можно бегло просмотреть справочную и некоторую монографическую литературу. Этого достаточно для того, чтобы квалифицированно составить план курсовой работы.

Одновременно слушатель подбирает специальную литературу, нормативные и другие источники. Иными словами, составляется библиография по теме курсовой работы. В этом могут помочь программа курса и учебно-методические материалы. Следует также обратиться к библиографическим каталогам и указателям, которые имеются в учебно-методических кабинетах кафедр, в учебных библиотеках.

Название работ и других источников лучше всего записывать на карточках с соблюдением всех требований, предъявляемых к научному аппарату.

Если возникнут какие-либо трудности, следует обращаться за помощью, консультацией к научному руководителю по курсовой работе.

Предварительное изучение литературы и других материалов по теме курсовой работы дает возможность, как уже отмечалось, составить план (в том числе и развернутый) курсовой работы и основную библиографию. Их целесообразно согласовать с научным руководителем. В результате такого согласования может быть уточнен план курсовой работы, список обязательной для изучения специальной литературы, нормативного и иного материала.

Развернутый план курсовой работы позволяет избежать пробелов, повторений, освещения не относящихся к теме вопросов и обеспечить последовательность, логичность изложения материала.



Подготовка ответов на вопросы темы. Этап разработки темы курсовой работы состоит в изучении литературы и других материалов, в написании черновых вариантов отдельных параграфов либо курсовой работы в целом.

Подготовка курсовой работы - это в основном самостоятельное изучение литературных и иных источников слушателем. При прочтении книги следует делать выписки из нее, лучше на отдельных карточках, либо отмечать закладками нужные страницы. В процессе изучения литературы следует постепенно, группировать материал по отдельным вопросам. Лучше всего составлять развернутый план написания отдельных вопросов темы. Закончив обобщение материала по конкретному вопросу, следует попытаться его изложить в развернутом виде, а затем уже написать весь текст курсовой работы.

Схема ответов на вопросы определяется их содержанием. Главное, к чему должен стремиться слушатель, состоит в том, чтобы, учитывая специфику предмета научной дисциплины, особое внимание было уделено формированию соответствующих понятий, раскрытию и обоснованию существенных свойств, черт, закономерностей, принципов изучаемых явлений, тенденции развития. Изложение вопросов темы следует вести в «юридическом ключе», анализ проблем должен сочетаться с необходимым освещением общеполитических, социологических, социально-психологических, исторических и других положений юридических, общественных наук.

В процессе подготовки курсовой работы слушателю рекомендуется чаще консультироваться у научного руководителя, представлять ему в черновом виде отдельные параграфы (разделы) или работу в целом.

Его замечания помогут доработать материал, внести соответствующие исправления и добавления, в случае необходимости перекомпоновать текст. При этом необходимо еще раз продумать вопрос о полноте освещения темы, о логичности изложения материала. В этих целях важно сформулировать основную идею курсовой работы, которой должно быть подчинено изложение всех частных вопросов и которая должна диктовать внутреннюю логику содержания, строения работы, компоновки всего письменного материала.

В целом курсовая работа должна представлять собой достаточно полное, систематизированное освещение темы и свидетельствовать об основательном понимании и о самостоятельном изложении слушателем предмета. Курсовая работа должна носить аналитический, а не описательный характер.

Перед написанием окончательного варианта надо внимательно прочитать черновик, проверить и уточнить последовательность изложения, место абзацев и цитат по каждому вопросу.

Структура курсовой работы. 1. Теоретическая часть: план курсовой работы должен включать введение, основную часть и заключение.

Во введении обосновывается актуальность темы или отдельных вопросов, их теоретическая и практическая значимость, ставятся задачи, определяются объем и пределы излагаемых в работе проблем.

В основной части необходимо раскрыть теоретические положения, относящиеся к исследуемым вопросам, дать их правовую характеристику, обобщить и изложить передовой опыт, оценить применяемые формы и методы правоохранительных органов, дать анализ имеющихся недостатков, описать предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности подразделений. Основную часть работы, в которой раскрывается тема, рекомендуется разбивать на параграфы или пункты.

В заключение излагаются краткие выводы по рассматриваемой проблеме и предложения теоретического характера.



2. Практическая часть: суть этого раздела курсовой работы сводится к письменному выполнению заданий на основе содержащихся в приложении 4 задач. Слушателям предлагается кратко, вместе с тем, полно и всесторонне дать ответы на предложенные им задания. При этом их точка зрения должна содержать веские аргументы, подкрепленные ссылками на законодательство, передовую следственно-оперативную практику.

Задание, связанное с составлением плана расследования, составляется в письменной форме в соответствии с приложением 6 курсовой работы.



Оформление курсовой работы. Объем курсовой работы - 40 - 50 страниц рукописного текста в формате ученической тетради.

Работа может быть набрана на компьютере и распечатана на бумаге формата А4 с помощью принтера на одной стороне листа. Листы должны быть сброшюрованы и пронумерованы. При этом текст набирается через 1,5 интервала, гарнитура Times New Roman, кегль 14, поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 10 мм. Объем работы должен составлять – 25 – 27 страниц.

Титульный лист оформляется по прилагаемому образцу (см. приложение 1).

План помещается в начале курсовой работы. В тексте целесообразно повторять названия параграфов или пунктов. Схемы, диаграммы, графики выполняются аккуратно и разборчиво и помещаются в тексте либо в приложении к работе с соответствующей нумерацией (номер приложения указывается и в основном тексте работы).

В тексте недопустимы сокращения слов, выражений, терминологических оборотов, названий работ, фамилий авторов, наименований органов и организаций, если такие сокращения не являются общепринятыми. Поэтому недопустимо, например, писать «СМ РБ» (Совет Министров Республики Беларусь), «Генпрокурор» (Генеральный прокурор Республики Беларусь), «гос-во» (государство).

При оформлении курсовой работы следует обратить самое пристальное внимание на правильное научно-техническое оформление текста: на правильность цитирования, на наличие сносок, на подстрочный материал и т. п., на грамотное составление списка использованной литературы.

Курсовая работа должна иметь образцовый внешний вид.

Полезно в процессе оформления работы познакомиться с лучшими курсовыми работами прошлых лет, хранящимися на кафедре.



Основные правила цитирования. Приведение чужих текстов без кавычек и ссылок недопустимо. Цитаты не должны превышать 25 процентов объема работы. Нельзя начинать абзац с цитаты, равно как нельзя помещать одну цитату за другой.

Все цитаты должны быть выверены по первоисточникам. Обязательны сноски на использованную литературу, нормативные акты, другие материалы. Они делаются, как правило, в конце страницы под чертой. Ссылки в подстрочнике имеют цифровую нумерацию, соответствующую нумерации цитат в тексте работы.

Сокращения в цитатах следует показывать многоточием, напечатанное жирным шрифтом в цитате - подчеркивать сплошной линией, курсивом - волнистой, в разрядку - пунктирной.

Составление списка использованной литературы. В конце работы помещается список использованной литературы. При этом рекомендуется придерживаться следующей очередности:


  • законодательные акты;

  • подзаконные акты;

  • учебники и учебные пособия;

  • монографии и статьи;

  • материалы отчетов, справок, оперативных сводок и других рабочих документов ОВД;

  • документы судебной практики;

- отчеты о НИР и др. (см. приложения 3, 4).

Если все источники предварительно заносились на карточки, то составить список использованной литературы не представит большой трудности. Достаточно их поставить в требуемой последовательности и затем переписать сплошным текстом.

Неправильно, плохо оформленные курсовые работы к регистрации и проверке не принимаются и возвращаются на доработку.

Курсовая работа в законченном виде представляется в установленные сроки на кафедру.

После регистрации курсовая работа передается научному руководителю для проверки и оценки.

Научный руководитель пишет отзыв на курсовую работу.

В случае признания курсовой работы неудовлетворительной надо написать новую курсовую работу по данной теме с учетом всех замечаний научного руководителя. При выполнении работы повторно следует приложить рецензию на первую работу.

Подготовка к защите курсовой работы. Слушатель обязан внимательно ознакомиться с письменным отзывом научного руководителя, с пометками в тексте и на полях работы. В отзыве указываются как положительные стороны работы, так и ее недостатки, могут содержаться рекомендации слушателю для подготовки к защите.

Путем дополнительного изучения необходимых источников и материалов нужно следующим образом учесть замечания научного руководителя (или рецензента) по содержанию работы:

- на вопросы, которые были освещены неправильно, - сформулировать правильные ответы;

- на неосвещенные вопросы дать ответы;

- на вопросы, освещенные неполно, подготовить дополнения к ответам.

Следует выправить все ошибки, допущенные в работе, исправить недостатки научно-технического аппарата (правильно, к примеру, составить список использованной литературы, оформить сноски).

Необходимо подготовиться к ответам на любые вопросы по теме, которые могут последовать во время защиты.

Защита курсовой работы. Курсанты и студенты получают допущенные к защите курсовые работы под роспись у методиста кафедры.

Защита курсовой работы происходит в назначенные сроки, по графику, на комиссии из членов кафедры.

Слушатель излагает основные положения курсовой работы и те моменты, на которые он хочет обратить внимание членов, комиссии. Научный руководитель сообщает свой отзыв о курсовой работе, и слушатель дает пояснения с учетом сделанных ему замечаний, привлекая изученные перед защитой дополнительные материалы и документы. Члены комиссии могут высказать свои замечания по работе, задать вопросы, на которые нужно ответить по существу, кратко и сжато.

По результатам защиты курсовых работ слушателям выставляется дифференцированная оценка (по четырехбалльной системе). Оценка заносится в экзаменационную ведомость, а положительная – в зачетную книжку. Оценка, таким образом, зависит в первую очередь от качества курсовой работы - полноты и правильности освещения вопросов темы, степени использования литературных и нормативных источников, обобщения практики, соблюдения требований к научно-техническому аппарату, а также от активности слушателя на самой защите.

Кафедра может рекомендовать слушателю продолжить исследование по теме курсовой работы в научных целях.

Защищенная курсовая работа преподавателем сдается методисту кафедры на хранение.

В период подготовки курсовых работ кафедра организует выставку лучших курсовых работ слушателей за прошлые годы.

Последствия невыполнения курсовой работы. Дата защиты курсовой работы, представленной с нарушением установленных сроков, а также курсовой работы, доработанной слушателем, устанавливается кафедрой.

Курсанты и студенты, не выполнившие или не защитившие курсовую работу, к экзаменационной сессии не допускаются.



Приложение 1.

Тематика курсовых работ


  1. Криминалистика в системе научных знаний.

  2. Теоретические основы криминалистики.

  3. История развития криминалистики.

  4. Предмет науки криминалистики.

  5. Современные тенденции развития криминалистики.

  6. Криминалистическое учение о следах.

  7. Учение о криминалистических версиях.

  8. Теоретические основы планирования расследования.

  9. Научные основы криминалистической идентификации.

  10. Криминалистические аспекты изучения личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе расследования.

  11. Криминалистическая фотография и видеозапись.

  12. Способ совершения преступления и возможности прогнозирования психологических свойств неустановленного преступника.

  13. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений.

  14. Использование материалов и данных оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

  15. Непроцессуальная информация в уголовном процессе и криминалистике.

  16. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании преступлений.

  17. Способы фиксации доказательственной информации.

  18. Научные основы криминалистической техники.

  19. Использование криминалистической техники в раскрытии и расследовании преступления.

  20. Идентификация как метод криминалистики.

  21. Объекты криминалистических исследований и их идентификационные признаки.

  22. Использование криминалистической фотографии в процессе осмотра места происшествия.

  23. Использование в расследовании данных оперативно-розыскной деятельности, полученных с помощью технических средств.

  24. Трасология и ее прикладное значение.

  25. Следы рук, как объект криминалистического исследования.

  26. Способы обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов рук.

  27. Работа со следами на месте происшествия.

  28. Возможности использования микрообъектов при расследовании преступлений.

  29. Следы биологического происхождения и их значение для раскрытия и расследования преступления.

  30. Криминалистическая баллистика и ее значение для следственной практики.

  31. Судебно-баллистическая экспертиза.

  32. Письмо как объект криминалистического исследования.

  33. Подготовка и назначение почерковедческой экспертизы.

  34. Современное состояние и тенденции развития экспертизы почерка.

  35. Возможности автороведческой экспертизы.

  36. Технико-криминалистическое исследование документов.

  37. Возможности идентификации человека по признакам внешности.

  38. Применение метода «словесного портрета» в следственной и оперативно-розыскной работе.

  39. Криминалистическая портретная экспертиза.

  40. Криминалистические учеты и их возможности в раскрытии и расследовании преступлений.

  41. История развития криминалистической регистрации.

  42. Нетрадиционные средства получения значимой для расследования преступления информации.

  43. Возможности криминалистической одорологии.

  44. Генотипоскопическая экспертиза и иные новейшие методы исследования доказательств.

  45. Тактика получения образцов для сравнительного исследования.

  46. Основы организации расследования преступления.

  47. Научная организация работы следователя.

  48. Планирование при производстве предварительного следствия.

  49. Тактические операции и комбинации в раскрытии и расследовании преступлений.

  50. Приемы криминалистической тактики, основанные на данных психологии.

  51. Тактика осмотра места происшествия при обнаружении трупа.

  52. Тактика освидетельствования и его значение в процессе доказывания.

  53. Сущность и тактические приемы допроса.

  54. Психологические аспекты допроса.

  55. Ложь на предварительном следствии и возможности борьбы с ней.

  56. Тактика допроса несовершеннолетних.

  57. Процессуально-тактические аспекты обыска.

  58. Тактика опознания в ходе предварительного расследования преступлений.

  59. Тактика следственного эксперимента.

  60. Тактика проверки показаний на месте.

  61. Криминалистическая экспертиза: понятие, предмет и возможности.

  62. Возможности судебно-медицинской экспертизы.

  63. Возможности психолого-психиатрической экспертизы.

  64. Использование результатов ОРД в расследовании преступлений.

  65. Особенности расследования преступлений, совершенных организованной группой.

  66. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет.

  67. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних.

  68. Расследование преступлений по «горячим следам».

  69. Расследование убийств, совершенных «по заказу».

  70. Расследование серийных убийств.

  71. Методика расследование изнасилований.

  72. Расследование похищений людей.

  73. Методика расследования краж, совершенных группой несовершеннолетних.

  74. Расследование мошенничества.

  75. Расследование вымогательства.

  76. Расследование легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем.

  77. Расследование фальшивомонетничества.

  78. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

  79. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий.

  80. Расследование экологических преступлений.

  81. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации.

  82. Расследование преступлений, совершенных с использованием средств компьютерной техники.

Приложение 2
АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ



КУРСОВАЯ РАБОТА

по спецкурсу «Криминалистическое

обеспечение предварительного следствия»
Тема: Наименование темы

Выполнил: курсант (студент) 3 курса,

38 учебной группы следственно-экспертного

факультета Академии МВД Республики Беларусь

Иванов Иван Иванович




Научный руководитель: должность, специальное звание, ученая степень и

звание, фамилия, имя и отчество



  1   2   3   4


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет