Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования прикладного профиля «Растительный гобелен»



жүктеу 75.83 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі75.83 Kb.
түріМетодические рекомендации
: Home
Home -> Тарханского сельского поселения батыревского района чувашской республики
Home -> Администрации Тарханского сельского поселения об исполнения законодательства о пожарной безопасности
Home -> Казалось бы, чего проще…
Home -> Епископ константин преславски

МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Чебоксары

Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования прикладного профиля

«Растительный гобелен»

Подготовила:

ПДО высшей квалификационной категории

Кириллова Р. С.

г.Чебоксары 2011

Содержание

1.Гобелен. Ткачество…………………………………………..1

2.Необходимые инструменты и материалы………………….4

3.Декоративные элементы…………………………………….6

4.Флористический гобелен…………………………………….7


5. Список рекомендуемой литратуры………………………..12

1

Гобелен. Ткачество


Слово «гобелен»  имеет французское происхождение (от фамилии семейства Гобеленов, XVII в.). Так назывались фабрика и местность, где фабрика была устроена, а потом и ее изделия. В классическом представлении гобелены — это декоративные ткани, вырабатываемые ручным способом, с сюжетными и орнаментальными композициями.

Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян, греков, персов, скифов. Когда-то гобелен функциональной частью интерьера, например служил навесом и утеплителем помещений, а заодно и декоративным украшением — настенным ковром, панно.





2

В отдельных случаях гобелен заменял стены. Шатры кочевников — хороший тому пример. В Средние века широкое распространение получило искусство тканых шпалер, неотъемлемого элемента рыцарских замков.

Самые ранние шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранять в них тепло. Средние века в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель. Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные мастерские.


Техника создания гобелена


Настоящие гобелены и по сей день ткутся вручную на специальных станках, и для создания готового изделия требуется несколько месяцев. С тех давних пор, как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились. Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основой, а горизонтальные жерди — утком.

Ручное ткачество основано на технике так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка может быть использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 х 250 мм, то рама должна быть примерно 750 х 500 мм, то есть ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Составляющие основу нити должны быть льняными — достаточно прочными и не тянуться.



Все операции на станке выполняются вручную и требуют мастерства от ткача, использующего небольшой челнок с заправленной

3

нитью утка для создания сложных элементов рисунка и «гребень» для уплотнения сплетенного полотна.



Жаккардовые гобелены ручной работы состоят из 80% шерсти, 15% хлопка и 5% искусственного шелка, создающего «блики света» на различных участках полотна, например на цветах или облаках. Этот метод позволяет получить намного больше различных оттенков цвета, чем при использовании современных станков.

Законченное изделие обладает уникальными характеристиками, свойственными старинным гобеленам, и является результатом мастерства, терпения и внимания к деталям мастера, возрождающего старинные традиции ткачества.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами — во всю стену — и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип.


4

Необходимые инструменты и материалы

Технологии изготовления гобеленов достаточно слож­ны и требуют использова­ния целого ряда специ­альных инструментов. О технике создания этих аксессуаров мы погово­рим несколько позже, а сейчас постараемся оп­ределить те инструменты, которые с большой долей вероятности вам понадо­бятся. Во-первых, как и для изготовления рам и каркасов, необходимы ножовка по дереву или металлу (в зависимости от материала, который вы планируете использовать), дрель, плоскогубцы, ку­сачки. Впрочем, начинать реко­мендуется с более про­стых вариантов, напри­мер с деревянного каркаса. Здесь может пригодиться целый ряд материалов для фикса­ции — это гвозди и разные ­виды клея.

Теперь поговорим о том, что необходимо при деко­рировании го­белена. Все детали, укра­шающие эти изысканные элементы интерьера, должны быть тщательно закреплены.









5

Вам понадо­бится специальный клей, который не оставляет сле­дов на бумаге, сухих листь­ях и прочих материалах. В некоторых случаях очень хорош двойной скотч (лента, имеющая клеевую поверхность с двух сторон). Флористи­ческая проволока различ­ного диаметра поможет зафиксировать крупные объемные элементы. Если место фиксации остается видимым, то желательно использовать декоратив­ную проволоку (она существует в нескольких цветовых вариантах). Кро­ме того, при изготовлении гобеленов хороши всевозможные шнуры и ленты.

Все перечисленные ин­струменты и материалы вы можете приобрести в строительном магазине или специальном магази­не для флористов. Также вам понадобятся деревян­ные бруски или металли­ческие прутья для изго­товления конструкций и всевозможные декора­тивные материалы.

В завершение этого раз­дела хочется напомнить одну известную истину, которой, однако, нередко пренебрегают. Качество и удобство инструмента имеет огромное, а иногда даже решающее значение. Процесс творчества мо­жет быть легким и прият­ным лишь при условии, что вы имеете под рукой все необходимое.

6

Декоративные элементы

Художественная ценность флористического гобелена определяется ее декором. В украшении этого пред­мета интерьера использу­ются самые различные флористические материа­лы и техники. Очень инте­ресны гобелены, выполнен­ные с применением плетения. Для этой цели годятся любые пластичные материалы – гибкие вет­ки, травы, листья и стебли растений, кора, шпон, декоративные ленты. Плетение порой занимает всю площадь , в любом случае этот прием придает гобелену особый шарм.

Гобелены, затянутые бумагой или тканью и распи­санные вручную краска­ми, классический, но очень привлекатель­ный вариант. К росписи можно добавить различ­ные флористические эле­менты, закрепив их при помощи клея. Оформле­ние флористического гобелена иногда полностью вы­полняется в одной из коллажных техник.

Разнообразные аксессу­ары помогут в поддержа­нии определенного стиля, сделают ваше творение особенно ярким, выразительными интересным.— В качестве элементов де­кора можно использовать практически все, что под­сказывает вам воображе­ние. Посредством сочета­ния различных деталей достаточно легко создать оригинальный фантазий­ный рисунок.



7

Флористический гобелен

Флористический гобелен интересен тем, что в нем возможно использование самых и натуральных, и синтетических материалов.

Природные материалы открывают широкий простор для творчества, и благодаря им получаются особенно интересные, объемные рисунки. В этом гобелене, выполненном на основе из кокосового шнура, создающего эффектную рустикальную фактуру, расположены разнообразные контрастные элементы.

8

Панно со шкурой


Чтобы создать выразительный образ, мастера иногда используют самые неожиданные материалы, редко применяющиеся во флористике. Здесь фоном для флористического гобелена служит шкура животного.

Объем композиции придают причудливые изгибы веток корилуса, обрамляющих рисунок из природных материалов, напоминающий этнический орнамент. Натуральные элементы закреплены на окрашенной в яркий цвет сетчатой ткани.



9

Гобелен из подручных материалов


Для создания флористических произведений не обязательно пользоваться дорогими материалами и готовыми сухоцветами.

Не менее прекрасными и впечатляющими могут стать природные материалы, собранные в лесу или в поле (мох, ветки, кора и пр.), а также сухоцветы, выращенные в собственном саду. Гобелены, оформленные рисунком из натуральных материалов, не подвергавшихся специальной обработке и окраске, наиболее экологичны.




10

Природный травяной гобелен


Природа безмерно щедра и бескорыстна. Человек может найти в ней все, что ему необходимо не только для жизни, но и для творчества.

Гобелены, выполненные из высушенных трав,— великолепный пример творческого союза человека и природы. Мастер, пользуясь уникальными естественными материалами, создает великолепные произведения искусства, способные привнести в дом гармонию, теплоту и комфорт. А также - аромат природы.


11

Цветущий гобелен


Человек благоговеет перед созданиями природы. Даже если цветы искусственные, они напоминают естественные формы совершенной красоты.

Флористический гобелен, украшающий стены, должен соответствовать эстетической атмосфере заведения. Переплетение всевозможных линий композиции вызывает ассоциации. А цветы — они уместны практически везде.



12

Список рекомендуемой литратуры


Мамонтова Ю. Гобелены и ширмы – М.: 2009г.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет