Методические рекомендации по дисциплине «История мировой литературы: древний период 18 век» для студентов специальности



жүктеу 0.68 Mb.
бет1/3
Дата30.04.2016
өлшемі0.68 Mb.
түріМетодические рекомендации
  1   2   3
: arm -> upload -> umk
umk -> Әдістемелік нұсқаудың титулдық парағы
umk -> Дәрістердің тірек конспектісі
umk -> Ф со пгу 18. 2/05 Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
umk -> Пән бойынша оқыту бағдарламасының (Syllabus) титулдық парағы
umk -> БАҒдарламасы (Syllabus) pkya 2204 «Кәсіби қазақ тілі»
umk -> Бейнелеу өнерін оқыту әдістемесі» пәні бойынша 5В107000– «Бейнелеу өнері және сызу мамандығының студенттеріне арналған пәнді зерттеу әдістемесі арналған тапсырма
umk -> Лекционный комплекс
umk -> 1 Пәннің мақсаты мен міндеттері, және оқу үрдісінде алатын орны Пәннің мақсаты
umk -> ЖҰмыс бағдарламасы қазақ журналистикасының тарихы 5В050400 «Журналистика» мамандығының студенттеріне арналған Павлодар
umk -> Әдістемелік ұсыныстар мен нұсқаулардың; әдістемелік ұсыныстардың; әдістемелік нұсқаулардың титул парағы
Методические рекомендации Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/40





Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра русской филологии


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к изучению дисциплины

История мировой литературы: древний период – 18 век

для студентов специальности: 5В 020524 – Филология: русский язык

Павлодар

Лист утверждения методических Форма

рекомендаций и указаний ФСО ПГУ 7.18.3/41




У

Утверждаю

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

__________Пфейфер Н. Э.

«___»_________20___г.
Составитель: ___________ к.ф.н., доцент Цветкова А.Д.
Кафедра русской филологии
Методические рекомендации

по дисциплине «История мировой литературы: древний период – 18 век»

для студентов специальности: 5В 020524 – Филология: русский язык
Рабочая программа разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта образования специальности 6.08.074 - 2010 и утверждена на заседании Ученого совета ПГУ им. С.Торайгырова

«____»______20____г., протокол №______

Рекомендована на заседании кафедры от «___»____20___г. Протокол №__

Заведующий кафедрой _________Кенжебалина Г.Н. «____»_____20____г.


Одобрена учебно-методическим советом гуманитарно-педагогического факультета «___»______________20__г. Протокол №_____

Председатель УМС_________ Жуманкулова Е. Н. «____»______20___г.



СОГЛАСОВАНО

Декан гуманитарно-педагогического факультета_________Сарбалаев Ж.Т. «____»____________20___г.


ОДОБРЕНО:

Начальник УМО______________ Варакута А. А. «____»_______20___г.

Одобрена учебно-методическим советом университета

«____» ____________ 20___г. Протокол № _____




Тема: Литература Древнего Востока
План

  1. Средневековая китайская литература.

  2. Японская литература.

  3. Древнеиндийская драматургия.

  4. Арабоязычная литература.

  5. Иранская литература.

Огромную роль в этот период играет литературное оформление религиозного сознания восточных народов. В V в. евреи завершили составление Талмуда, а создатель армянского алфавита Месроп Маштоц перевел Библию на армянский язык. В 504 г. китайцы объявили буддизм государственной религией, что оказало значи­тельное влияние на всю китайскую культуру. Пророк Мухаммад между 622 и 632 г. (год смерти) кодифицирует Коран. В VIII в. происходит формирование буддистского канона в Тибете. В Ин­дии к этому времени относится становление религиозно-фило­софского учения Веданта. В X в. появляются манихейские тексты на тюркском языке.

Крупнейшее достижение литературы Востока этого периода — развитие поэзии. В Китае появляются такие прославленные по­эты, как Ли Бо (701 — 762), Ду Фу (712—770). В Японии поэт Яка-моти (718 — 775) составляет знаменитую антологию «Манъёсю» («Мириад листьев»), ставшую канонической. Начинает развиваться жанр танка, сыгравший огромную роль в японской поэзии. К бо­лее позднему времени относится поэзия персидско-таджикского поэта Рудаки (ок. 860 — 941); персидского поэта Фирдоуси (ок. 935 — ок. 1020) — автора поэмы «Шахнаме» (первая редакция — 994, вторая редакция — 1010); арабо-испанского поэта Ибн Хазма (994— 1064), автора «Ожерелья голубки»; персидского поэта Омара Хай­яма (1048 —1131), который в своих коротких афористичных стихах (жанр рубай) воспевал вино, радости жизни, хотя за этим вне­шним планом стояла эзотерическая (скрытая) религиозная кон­цепция; азербайджанского поэта Низами (ок. 1141 — ок. 1203), снис­кавшего мировую славу своими поэмами «Хамсе» («Пятерица») («Сокровищница тайн», между 1173 и 1180; «Хосров и Ширин», 1181 г.; «Лейли и Меджнун», 1188 г.; «Семь красавиц», 1197 г.; «Искандер-наме», ок. 1203 г.); персидских поэтов Саади (между 1203-1210 - 1292) и Хафиза (ок. 1325-1389 или 1390) - круп­нейших представителей жанра газели1; узбекского поэта Навои (1441 — 1501) — автора поэм «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин» (1484); и др.

Проза Востока от японского сборника «Исе моногатари», трудов Авиценны (Ибн Сины), Бируни до сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь» — также неоценимый вклад этого региона в сокровищницу мировой культуры.

Литература


  1. Ду Фу. Стихотворения. – М.-Л., 1962. Ли Бо. Избранная лирика. – М., 1957. Мураскаки Сикибу. Гэнди-моногатари. – М., 1981. Лирики Востока. – М., 1986.

  2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2009 – С. 18 – 33.

  3. Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. – М., 2008. – С 7-17.

  4. Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. – М., 2009. – С. 15-24.



Тема: Литература Древней Греции. Гомеровский эпос

План


  1. Мифотворчество.

  2. Гомеровский эпос.

Античная литература опиралась на развивавшееся на протяже­нии веков устное народное творчество и переняла от него как не­которые внешние черты (например, формульность фольклора), так и определявшую его содержание мифологичность.



Основа греческой мифологии.

Олимпийские боги. Греко-римские соответствия богов. Боги третьего и четвертого поколений составили группу главных ан­тичных богов, так называемых двенадцати олимпийских богов: Зевс (у римлян ему соответствует Юпитер), его жена и сестра Гера (лат. Юнона), его братья Аид (лат. Плутон) и Посейдон (лат. Нептун), его сестры Гестия (лат. Веста) и Деметра (лат. Церера), его сыно­вья Аполлон (лат. Аполлон), Арес (лат. Марс), Гермес (лат. Мер­курий), Гефест (лат. Вулкан), его дочери Афина (лат. Минерва) и Артемида (лат. Диана). Чтобы ввести в дюжину богов еще двух де­тей Зевса — Диониса (лат. Бахус, Вакх) и Афродиту (лат. Венера), был сложен миф о том, что Гестия, которой наскучили ссоры богов, покинула Олимп, уступив место Дионису, а Афродита за­нимает место обычно пребывающего в подземном царстве Аида. Олимпийские боги воплощают упорядоченный космос в проти­воположность хаосу. Однако они сохранили и некоторые черты хтонических божеств (произошедших от земли), подобно чудови­щам и зверообразным существам первых поколений.

Перечислим также некоторые другие соответствия греческих и римских богов: Эрос — Амур, Крон — Сатурн, Ника — Викто­рия, Пан — Фавн, Тихе — Фортуна, Эос — Аврора, мойры — парки, музы — камены, хариты — грации; героев: Геракл — Гер­кулес, Одиссей — Улисс.

Процесс формирования античной мифологии как системы. Мифология составляет основу античной культуры, в том числе литературы, на всем протяжении ее развития даже с учетом изме­нения подхода к мифу как к предмету безусловной веры, появле­ния на определенном этапе скептического к нему отношения. Ан­тичные мифы о богах и героях — неиссякаемый источник «вечных образов» и «вечных сюжетов» мировой литературы.

Гомеровский эпос

Гомеровский вопрос. Величайшие памятники древнегреческой культуры — эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» — связыва­лись в сознании древних греков и последующих поколений с именем слепого поэта Гомера, которого легенда изображает стран­ствующим певцом. Семь городов — Смирна, Хиос, Колофон, Са-ламин, Родос, Аргос, Афины — спорили за честь называться его родиной. Поэмы были записаны в VI в. до н. э. по распоряжению афинского тирана Писистрата. Время жизни Гомера определялось по-разному, от XII до VII в. до н. э.

«Илиада». Тема (предмет повествования) поэмы — Троянская война, идея (авторская мысль в отношении темы) — закономер­ность победы в этой войне греков, поддержанных олимпийскими богами, несмотря на временные неудачи. Параллельный сюжет разворачивается на Олимпе.

Обе сюжетные линии — земная и небесная, две связанные с ними системы образов — людей и богов тесно сплетаются и не­мыслимы друг без друга.



«Одиссея». Вторая гомеровская поэма, также позднее разделен­ная на 24 песни, несколько меньше по объему, но обширнее по сюжету.

Одиссей после победы греков над троянцами возвращается на род­ной остров Итаку к жене Пенелопе и сыну Телемаку. Возвращение затя­гивается на десять лет. Одиссею препятствует бог морей Посейдон, но помогает Афина. Поэма заканчивается местью героя дерзким женихам Пенелопы.


Литература

1. Легенды и мифы Древней Греции, «Иллиада», «Одиссея», - любое издание.

2. Лосев А.Ф. Античная литература. Учебник для вузов / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 2008. – С 8 – 17.

3. Тронский И.М. История античной литературы. – М., 2009. – С 12 – 25.

4. Античная литература. Греция. Антология. Ч. 1. Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. – М., 2009.- С. 7 – 37.

Тема: Древнегреческая лирика
План

1. Древнегреческая лирика VII—V вв. до н.э.

2. Ямбическая поэзия.

3. Мелика.

4. Дорийский мелос.

5. Эолийский мелос.

6. Хоровая лирика.

Древ­негреческая лирика — это не песни, сопровождаемые игрой на лире (могли использоваться другие инструменты, например флейта или музыкальный аккомпанемент мог отсутствовать вообще), и это не род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому, как лирика понимается в наше время, а поэзия, имеющая метрическую фор­му, отличную от гекзаметра.

По используемому метру древнегре­ческая лирика делилась на элегию, ямб и мелос. Однако совокуп­ности этих форм (в дальнейшем — жанров) соответствовало об­щее содержание, противопоставлявшее лирику эпосу. Элегия. Произведения, написанные элегейоном — элегиче­ским дистихом (первая строка — гекзаметр, вторая — пентаметр), назывались элегиями.

Каллин. Первым элегиком, имя которого дошло до нас, был Каллин (ок. VII в. до н.э.), уроженец г. Эфеса (Иония, в Малой Азии). От него остались лишь 23 стихотворных строки.

Развитие жанровых разновидностей элегии связано с именами таких поэтов VII—VI вв. до н.э., как Солон (политическая эле­гия), Ксенофан (философская элегия), Тиртей (воинственная элегия), Мимнерм (эротическая элегия), Феогнид (дидактиче­ская элегия) и др. В наставлении Феогнида своему любимцу Кир-ну, где, в частности, говорится о бессмертии в памяти людей, которое дает поэзия, ученые видят один из источников той оды Горация, подражанием и развитием которой стал «Памятник» А. С. Пушкина.



Ямбическая поэзия. Ямбы — стихи обычно шу­точного или сатирического содержания, написанные ямбом.

Архилох. Архилох (середина VII в. до н. э.) — древнейший пред­ставитель ямбической поэзии. Аристотель отмечал многообразие созданных им ямбических форм, хотя, вслед за Платоном, осуж­дал за грубость нападок в его стихах.

Гиппонакт. Гиппонакт (вторая половина VI в. до н. э.) изобрел разновидность ямба — холиямб («хромой ямб», с хореическим окончанием строки), еще больше приближающий поэзию к раз­говорной речи. Обращение к обыденности отмечается и в содер­жании его стихов.

М е л и к а. Вокальная лирика, в которой поэзия соединялась с пением и танцем, называлась меликой (мелосом). Виды мелики различались по типу мелодии.



Дорийский мелос. Дорийский мелос, основанный на дорийской гармонии (величественного, мужественного характера) и связанный с религиозными церемониями, представлен прежде всего поэзией его основателя Терпандра, который, по свидетельству Плутарха, четыре раза побеждал на поэтических состязаниях в Дельфах — Пифийских играх (произведения его не сохранились).

Эолийский мелос. Эолийский мелос, развившийся на острове Лесбос и основанный на эолийской гармонии (веселого, уверен­ного, гордого, а также чувственного, нежного характера), был связан с политической жизнью и выражением личных чувств по­этов. Он представлен именами Алкея и Сапфо.

Алкей. Алкей (конец VII — начало VI в. до н.э.) — основатель эолийского мелоса, писал «песни борьбы» о политических рас­прях и негодном, по его мнению, правителе Питтаке, гимны Аполлону, Гермесу, Афине, Гефесту, Эроту, застольные (воспе­вающие вино) и эротические песни.

Сапфо. Сапфо (начало VI в. до н.э.) — одна из величайших поэтесс в мировой литературе, принадлежала к кругам лесбосской аристократии, после изгнания Питтаком с Лесбоса жила на Сицилии, вернувшись по разрешению Питтака на Лесбос, основа­ла там «дом, посвященный музам» — школу для обучения девушек наукам, пению и музыке, куда приезжали девушки из многих го­родов. Любовь к своим ученицам — одна из основных тем поэзии Сапфо.

Анакреонт. Анакреонт (вторая половина VI в. до н. э.) — грече­ский мелик, вызвавший еще в античности, а затем и в европей­ской поэзии Возрождения и Нового времени множество подра­жаний. Из­любленные мотивы поэзии Анакреонта — любовь, вино, сожале­ние о старости

Хоровая лирика. Параллельно личной поэзии, исполняв­шейся одним автором-певцом, развивалась хоровая лирика. Ее крупнейшие представители — Симонид, Пиндар, Вакхилид. Ее основателем считается Арион (VII в. до н.э.), ни одно произведе­ние которого не сохранилось, хотя древние знали около 2000 его стихов. Он создал жанр дифирамба — хоровой песни, исполняв­шейся в честь бога Диониса. Дифирамб строился как песня запе­валы, которой вторил хор (до 50 человек), и сопровождался танцем, доводившим исполнителей до экстаза, что вытекает из оргиастического характера поклонения Дионису.

Пиндар. Пиндар (ок. 522 или 518 до н.э. — 446 до н.э.) — вели­чайший представитель античной хоровой лирики. Он написал около 4000 произведений, из которых наибольшее значение имеют со­хранившиеся 45 эпиникиев (торжественных од о победе).

Еще в древности александрийские ученые выделили девять вы­дающихся поэтов: Пиндара, Симонида, Вакхилида, Алкея, Сап­фо, Алкмана, Стесихора, Ивика и Анакреонта. Римский ритор Квинтилиан подтвердил этот выбор, подобно александрийцам назвав Пиндара «первым из девяти лириков».

Литература

1. Легенды и мифы Древней Греции, «Иллиада», «Одиссея», - любое издание.

2. Лирика Древней Эллады и Рима.. – М., 1990.

3. Лосев А.Ф. Античная литература. Учебник для вузов / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 2008 – С. 35 – 48.

4. Тронский И.М. История античной литературы. – М., 2008. – С. 28 – 41.

5. Античная литература. Греция. Антология. Ч. 1. Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. – М., 1989. – С. 13 – 45.



Тема: Древнегреческая трагедия и комедия
План

  1. Драма, ее происхождение, основные виды.

  2. Эсхил – «отец трагедии».

  3. Трагедии Софокла.

  4. Трагедии Еврипида.

  5. Древнегреческая комедия.

  6. Аристофан: три периода творчества.

В конце VI—V вв. до н.э. в Афинах, на чашеобразном склоне Акрополя, возводится театр Диониса (сначала из дерева, в IV в. до н.э. из камня) на 17 тысяч зрителей, т.е. для всего населения города. Здесь начинается проведение ежегодных театральных со­стязаний в честь Диониса. Эсхил. Эсхил (525 — 456 до н.э.) — «отец трагедии». Эсхил ввел в представление второго актера и тем самым определил специ­фику трагедии как драматического произведения и ведущую роль в ней действия (позже, по примеру Софокла, стал вводить и третьего актера). С 500 г. до н.э. Эсхил принимал участие в состязаниях траги­ков и одержал в них 13 побед. До нас дошло полностью 7 его трагедий: «Персы» (о победе афинян над персами при Салами­не), «Семеро против Фив» (о походе Полиника против родного города, из трилогии об Эдипе), «Просительницы, или Молящие» (из трилогии о Данаидах), представленная в 458 г. до н. э. трилогия ««Орестея» (трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» — об убийстве Орестом своей матери Клитемнестры как мести за со­вершенное ею убийство своего мужа Агамемнона, суде над Орес­том, преследуемым эриниями — богинями мести, и его очище­нии от содеянного), «Прометей Прикованный» — самая знаме­нитая из трагедий, сделавшая образ Прометея, восставшего про­тив тирании Зевса, вечным образом мировой литературы (произ­ведения Гёте, Шелли и др.). Концепция трагического у Эсхила основана на вере в закон мировой справедливости, нарушение которого приводит к несчастьям и гибели. Его герои поразительно цельны, монументальны.



Софокл. Софокл (496 — 406 до н.э.) — второй великий грече­ский трагик, в 486 г. до н.э. победивший в состязании Эсхила, 24 раза занимавший первое и ни разу не занимавший последнего третьего места. Софокл был соратником Перикла, при котором Афины достигли небывалого расцвета, участвовал в военных дей­ствиях в качестве стратега (военачальника). До нас дошли 7 его трагедий («Аякс», «Трахинянки», «Эдип-царь», «Эдип в Коло­не», «Антигона», «Электра», «Филоктет»), 400 стихов из его са-тировских драм «Следопыты» и «Похищение коров мальчиком Гермесом», некоторые другие отрывки. Софокл ввел третьего ак­тера, декорации, уменьшил роль хора, пренебрегая трилогиче-ской композицией, увеличил законченность каждой трагедии. Глав­ный персонаж Софокла не бог, а сильный человек. Характер глав­ного героя определяет действие в значительно большей мере, чем у Эсхила. Софокл уделяет пристальное внимание мотивировке поступков героев. На первый план выходит не проблема рока, а проблема нравственного выбора.

Самая знаменитая трагедия Софокла — «Эдип-царь» (429 г. до н.э.). Аристотель считал эту трагедию наиболее совершенным примером использования трагических перипетий — переходов от счастья к несчастью и наоборот.



Еврипид. Еврипид (480 или 485/4—406 до н.э.) — младший из трех великих греческих трагиков, получивший наибольшее при­знание в последующие эпохи. До нас до­шли его сатировская драма «Киклоп» и 17 трагедий, из которых наиболее знамениты «Медея» (431 г. до н.э.), «Ипполит увенчан­ный» (428 г. до н.э.), а также «Гекуба», «Андромаха», «Троянки», «Электра», «Орест», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Таври­де». Если Софокл показывал людей, какими они должны быть, то Еврипид — такими, какие они есть. Он значительно усилил раз­работку психологических мотивов, основное внимание уделив пси­хологическим противоречиям, которые заставляют героев совер­шать неправильные поступки, приводящие их к трагической вине и — как следствие — к несчастьям и гибели.

Древнегреческая комедия. Термин «комедия» происходит от гр. «комос» — веселое ше­ствие, шумное гулянье, толпа, рой и т.д. и «оде» — песнь. Жанр комедии зародился из форм прославления бога Диониса. Аристотель связывал его истоки с за­певами фаллических песен, прославлявших плодородие и позво­лявших делать острые выпады (инвективы) в адрес каких-либо известных лиц.

Аристофан. Аристофан (ок. 446 — ок. 385 до н.э.) — античный комедиограф, признанный «отцом» комедии. Из примерно 40 его комедий сохранилось 11. В них Аристофан поднимает актуальные общественные проблемы.

Аристофан сыграл решающую роль в развитии жанра комедии в античную эпоху. Его влияние на этот жанр продолжает ощу­щаться вплоть до наших дней.


Литература

1.Трагедии Эсхила: «Прометей прикаванный», трилогия «Орестея». Софокла: «Антигона», «Эдип-царь». Еврипида: «Ифигения в Авлиде», «Эдип-царь». Комедии - любое издание.

2. Аристофан. Комедии. – М., 1954.

3. Лосев А.Ф. Античная литература. Учебник для вузов / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 2008. – С. 49 – 60.

4. Тронский И.М. История античной литературы. – М., 2009. – С. 42 – 55.

5. Античная литература. Греция. Антология. Ч. 1. Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. – М., 1989. – С. 46 – 63.




Тема: Литература Древнего Рима. «Золотой век» древнеримской литературы
План

  1. Ранний период. Комедии Плавта.

  2. Комедии Теренция.

  3. Литература последнего века республики.

  4. Жизнь и основные периоды деятельности Цицерона.

  5. Творчество Лукреция.

  6. Творчество Катулла.

  7. Творчество Вергилия.

  8. Творчество Горация.

  9. Творчество Овидия.

Древнеримская литература — это литература на латинском языке, первые дошедшие до нас памятники которой относятся к III в. до н. э. (более ранние известны лишь по косвенным свиде­тельствам). На начальном этапе определяющим для становления культуры Древнего Рима было влияние греческой культуры, хотя и в этот период некоторые римляне (например, Катон Старший) в противовес свойственному грекам гедонизму выдвигали требо­вание верности «нравам предков», суровым и героическим.

Развитие жанра комедии. Первое крупное достижение литературы Древнего Рима свя­зано с деятельностью комедиографов Плавта и Теренция.

Плавт. Тит Макций Плавт (ок. 250—184 до н.э.) был, возмож­но, плясуном-мимом в ателлане — народной италийской коме­дии (Плавт — в переводе «шюсконогий», т. е. танцующий в плос­кой обуви). Из 21 комедии, которые еще в древности были при­знаны бесспорно принадлежащими Плавту, сохранилось 20 и одна в отрывках. Жанр, который разрабатывал Плавт, — паллиата (ко­медия из греческой жизни), выросшая из подражания средне- и новоаттической комедии, прежде всего Менандру, в соединении с италийской народной комедией — ателланой. В комедиях Плавта множество смешных эпизодов, связанных с переодевани­ями, подсматриванием, потасовками и т.д.

Теренций. Публий Теренций Афр (ок. 195 —159 до н.э.) был рабом, затем вольноотпущенником. Ему принадлежит 6 комедий в жанре паллиаты. В четырех из них первоисточниками бьши пьесы Менандра. Теренций отошел от площадного смеха Плавта, его комедии мягче по тону, психологичнее. Его излюбленный мотив — случайное узна­вание («Свекровь»). Комедии Теренция написаны простым и пра­вильным языком, поэтому по ним в Средние века изучали латынь.

«Золотой век» древнеримской литературы. «Золотым веком» древнеримской литературы принято называть -I в. до н. э. К этому времени относятся высшие достижения в обла­сти поэзии (Катулл, Вергилий, Овидий, Гораций) и прозы (Ци­церон, Юлий Цезарь), формирование «золотой латыни».

Поэзия. Неотерики (от лат. юношеский, молодой) — наибо­лее заметная поэтическая группа во главе с Гаем Валерием Катуллом. Неотерики, с подозрением относясь к установлению едино­личной власти Юлия Цезаря, ушли в сферу интимных чувств. От больших эпических жанров они перешли к малым формам по­эзии — эпиллиям (малым эпическим поэмам), элегиям, эпиг­раммам.

Катулл (ок. 87 — 54 до н.э). Сохранился сборник Катулла из 116 стихотворений, где он предстает прежде всего как лирик, воспевающий свою возлюбленную Клодию под именем Лесбия, напоминающим о Сапфо.

Лукреций. К этому же периоду относится философская поэма Тита Лукреция Кара (ок. 94 — 55 до н.э.) «О природе вещей», в которой излагается материалистическая философия греческого мыслителя Эпикура (IV—III вв. до н.э.). Лукреций уверен, что знание природы вещей избавляет человека от суеверий и страха смерти.

Вергилий. Высшим достижением в области поэзии в «век Авгу­ста» (вторая половина I в. до н.э.) стало творчество Публия Вер­гилия Марона (70—19 до н.э.). Сборник «Буколики» включает эклоги — пастушеские стихотворения, состоящие из диалогов пас­тухов, изложенных гекзаметром. «Георгики» — дидактическая поэма о труде земледельца, написанная в ЗО-е годы до н. э.

«Э н е и д а» — величайшее произведение Вергилия и, в извест­ном смысле, всей римской литературы. Она писалась в течение ряда лет и была закончена поэтом в год его смерти. Взяв за обра­зец «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, Вергилий в качестве героя выбирает не одного из греков, а их противника — троянца Энея. После разгрома Трои он, подобно Одиссею, совершает путеше­ствие и находит приют в Италии. Использование этого мифа име­ло политический характер: император Август выводил свой род от сына Энея Иула.



Гораций. В кружок, покровительствуемый Меценатом, входил и другой великий поэт Древнего Рима — Квинт Гораций Флакк (65 — 8 до н.э.). В 23 —13 гг. до н. э. выходят четыре книги «Од» Горация. В одах использовано 12 разме­ров, заимствованных поэтом у Алкея, Сапфо, Анакреонта и дру­гих древнегреческих лириков. Оды построены как обращение — к человеку, Музе, какому-либо предмету. Они принесли Гора­цию наибольшую славу в веках, особенно 30-я ода из 3-й книги — «К Мельпомене».

Овидий. Публий Овидий Назон (ок. 43 до н.э. — 18 н.э.) про­славился своим сборником «Любовные элегии», где подражал рим­ским поэтам Катуллу, Тибуллу, Проперцию и др. Героиня эле­гий, названная Коринной по имени древнегреческой поэтессы, побеждавшей на поэтических состязаниях самого Пиндара, чьей наставницей она была, отличается от Лесбии Катулла полным отсутствием индивидуальных черт. С присущим ему поэтическим блеском, но холодно и подчас иронично Овидий описывает «на­уку страсти нежной».

Римская литература III вв. н. э. Из произведений этого периода особое значение имеют траге­дии Луция Аннея Сенеки Младшего (4 до н. э. — 65 н. э.) «Медея», «Эдип», «Федра» и др., в которых реализовано новое понимание катарсиса (разделение страха и сострадания, закрепление источ­ника этих чувств не за одним персонажем, а за злодеями, с одной стороны, и за невинными жертвами — с другой); его же «Нрав­ственные письма к Луцилию», где изложена программа стоичес­кого приятия жизни, актуальная и поныне; остроумные и злые «Эпиграммы» Марка Валерия Марциала (ок. 40 — между 101 и 104) в 12 книгах; 16 сатир в гекзаметрах Децима Юния Ювенала (ок. 60 — ок. 140), где отразилось критическое отношение к поро­кам знати, один из наиболее совершенных по форме образцов жанра; роман Гая Петрония Арбитра (ум. 66) «Сатирикон», до­шедший в отрывках; «История» и «Анналы» Корнелия Тацита (ок. 55 — ок. 120) — одного из величайших историков древности; ро­ман Луция Апулея (род. ок. 124) «Метаморфозы» («Золотой осел»), в котором обнаруживается сочетание развлекательной формы и эзотерического (скрытого) религиозно-философского содержания.

Литература



  1. Дератани Н.Ф., Тимофеев Н.А. Хрестоматия по античной литературе: В 2-х т. - М., 2008. – С. 75 – 90.

  2. Лирика Древней Эллады и Рима. – М., 1990.

  3. Лосев А.Ф. Античная литература. Учебник для вузов / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 2008. – С. 61 – 82.

  4. Тронский И.М. История античной литературы. – М., 2007. – С. 56 – 79.

  5. Поэтика римской литературы. – М., 1985. – С. 33 – 42.





  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет