Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 4 курса специальности 050720 «Физическая культура»



жүктеу 0.71 Mb.
бет1/6
Дата17.04.2016
өлшемі0.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

СД.2, СД.Ф.2 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Методические рекомендации

по изучению дисциплины для студентов 4 курса

специальности 050720 «Физическая культура»

Мурманск


2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины «ТиМФКиС» студентов 4 курса (8 семестр) - обеспечить осмысление основ теории и методики спорта и привить умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.

Задачи:

  • изучить теоретические положения физкультурно-спортивной деятельности;

  • изучить понятийный аппарат теории и методики спорта;

  • освоить средства и методы спорта;

  • изучить организационные формы спорта;

  • научить применять на практике теорию и методику обучения двигательным действиям и развития физических качеств, формирования знаний у спортсменов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент должен знать:

  • основные этапы развития спорта своего народа;

  • этические, нравственные и духовные ценности спорта;

  • дидактические закономерности спорта;

  • методику спортивных занятий с различными группами населения;

  • методику подготовки спортсменов;

  • методы и организацию комплексного контроля в спортивной подготовке;

  • методы организации и проведения научно-исследовательской и методической работы.

Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации;

  • применять технологию обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий;

  • планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровительных занятий с различными группами населения с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий;

  • оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;

  • применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности.

Курс «ТиМФКиС» входит в число дисциплин блока предметной подготовки студентов 4 курса по специальности 050720 «Физическая культура». Он представлен следующими видами учебных занятий: лекция, семинарские занятия, самостоятельная подготовка студентов.

Материал данных методических рекомендаций содержит подробные планы лекционных и практических занятий. Задачей настоящих методических рекомендаций является оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении раздела «Теория и методика спорта».

Форма отчетности по курсу – аттестация, которая определяется результатами выполнения заданий при подготовке к семинарским занятиям, степенью активности студентов на занятиях.
I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы:




Шифр и наименование специальности


Курс

С-тр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо –

емкость


Всего

ауд.


лк

пр

Сам.

раб


1

050720 «Физическая культура

4

8

52

30

16

14

22

аттестация











1.2. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах):




Наименование

раздела, темы



Количество часов

Всего ауд

лк

пр/см

сам. раб

 

IV курс – 8 семестр

30

16

14

22




Теория и методика спорта













14.4.

Методы и принципы спортивной тренировки

 2

2

-

2

14.5.

Основные стороны спортивной тренировки

 2

-

2

2

14.6.

Виды нагрузки и отдыха в тренировочном и соревновательном процессе

 

2


2

-

2

14.7.

Основы построения процесса спортивной подготовки.

 

4


2

-

2

14.8.

Построение тренировки в микроциклах

2

2

14.9.

Построение тренировки в мезоциклах

 4

2

2

2

14.10.

Построение тренировки в макроциклах

 4

2

2

2

14.11.

Технология планирования в спорте

 4

2

2

2

14.12.

Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена

 4

2

2

2

14.13.

Спортивная ориентация и отбор в процессе многолетней подготовки

 4

2

2

4


1.3. Содержание раздела «Теория и методика спорта».

Спорт как исторически сложившаяся специфическая челове­ческая деятельность. Спорт в структуре современного общества, спортивные объединения в мировой социально-политической системе. Функции современного спорта. Роль спорта в решении задач физического воспитания населе­ния в широком возрастном диапазоне.

Типы спорта, сложившиеся в мире. Спорт высших достиже­ний. Установка на победу, рекорд, призовое место. Критерии эф­фективности — по итогам крупнейших соревнований. Наличие специального отбора лиц для занятий и участия в соревнованиях.

Массовый спорт (спорт для всех). Критерии эффективности по факту регулярных занятий и участия в соревнованиях, личных достижений. Главная черта — доступность для всех желающих, отсутствие специального отбора.

Детско-юношеский спорт. Два направления: первое — подго­товка спортивных резервов, связь со спортом высших достиже­ний; второе — использование средств и методов из спорта для эффективного решения задач физического воспитания подраста­ющего поколения, связь с массовым спортом. Профессиональный спорт. В его основе лежит стремление спорт­сменов победить и получить вознаграждение. Источники суще­ствования — самоокупаемость, прибыль, реклама и пр. Характери­стика спортсменов-профессионалов и профессиональных клубов.

Виды спорта. Отличительный их признак — предметная осно­ва соревновательной деятельности (бег, плавание, игры и т.п.). Разнообразие видов спорта в мире, в нашей стране. Требования к спортсмену в современном спорте и необходи­мость совершенствования подготовки спортсменов на основе системного подхода. Понятие «спортивная подготовка».

Многолетний характер подготовки спортсменов от начала спе­циализированных занятий спортом в детском возрасте до прекра­щения активных выступлений в спорте высших достижений. Эта­пы многолетней спортивной подготовки.

Структура системы подготовки спортсменов: подсистема целей и модельных показателей на весь многолетний период; подсистема обеспечения (отбор спортсменов, тренерские и др. кадры, матери­ально-техническая оснащенность, формы организации, управление); подсистема реализации целей и достижения модельных уровней (тренировка, соревнования, профилактическо-восстановительные ме­роприятия, формирование личности спортсмена). Понятие «спортивная ориентация». Выбор для каждого человека вида спорта, который соответствует его индивидуальным особенностям. Связь ориентации с детско-юношеским и массовым спортом.

Понятие «спортивный отбор». Выбор лиц, обладающих высоким уровнем способностей к определенному виду спорта. Место отбора в многолетней системе подготовки спортсменов. Связь со спортом высших достижений, массовым и детско-юношеским спортом. Уровни отбора: первый — для занятий конкретным видом спорта; второй — для определения вида специализации в избран­ном виде спорта; третий — для зачисления молодых спортсменов в коллективы квалифицированных спортсменов в сфере спорта высших достижений; четвертый — для включения спортсменов в состав сборных команд (страны, региона и др.) и для участия в соревнованиях. Организация отбора на всех уровнях. Методика отбора на всех уровнях.

Тренировка как составная часть подготовки спортсменов. Роль тренировки в подготовке спортсменов. Факторы, определяющие эффективность тренировки: качество программирования много­летнего процесса тренировки по всем его компонентам; соответ­ствие применяемых средств и методов возрасту и подготовленно­сти спортсменов; точность параметров тренировочных и соревно­вательных нагрузок в больших, средних, малых циклах и тренировочных занятиях; информационное обеспечение посред­ством комплексного контроля.

Принципы тренировки. Основные стороны (составные части) тренировки. Тренировочные нагрузки. Соревновательные нагруз­ки. Характер отдыха, сочетание с нагрузками.

Роль управления и его основных функций — планирования и контроля в достижении цели системы подготовки спортсменов. Комплексный и перспективный аспекты планирования. Содержание планирования (программирования): определение целей и задач подготовки; прогнозирование и моделирование; учет специфики вида спорта, структуры соревновательной деятельности; программирование тренировочной деятельности; продолжительность подготовки для достижения наивысших результатов; оптимальный возраст для достижения наивысших результатов (зоны); оптимальный возраст для начала специализированных занятий видом спорта. Комплекс показателей, на основе которых разрабатываются планы. Перспективные, годичные планы и в пределах годичного цикла (средние и малые циклы, тренировоч­ные занятия).

Комплексный контроль как служба периодического или непрерывного сравнения фактически полученных результатов с на­меченными планами и последующей корректировкой процесса подготовки спортсменов и самих планов. Основные виды контроля — этапный, текущий и оперативный. Основные формы конт­роля — педагогический, медико-биологический, психологический. Методы контроля.
1.4. Темы для самостоятельного изучения




Наименование

раздела


дисциплины, темы

Форма

самостоятельной

работы


Кол-во

часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

XIV

Теория и методика спорта




20




14.2.

Система тренировочно-соревновательной подготовки

1) выполнить задания для самостоятельной работы по теме (стр. 94 Практикума по ТиМКФиС);

2) закрепление пройденного материала



2

сообщение

на занятии, таблицы



14.3.

Цель, задачи, средства спортивной тренировки

контрольная работа по теме

2

защита К/Р


14.6.

Виды нагрузки и отдыха в тренировочном и соревновательном процессе

1) выполнить задания для самостоятельной работы №11,12,13 по теме (стр. 102-103 Практикума по ТиМВФиС);

2) закрепление пройденного материала



2

сообщение на занятии, таблицы

14.7.

Основы построения процесса спортивной подготовки

Подготовить реферат, Составить план-конспект тренировочного занятия

2

защита

реферата, плана-

конспекта


14.9.

Построение тренировки в мезоциклах

1) заполнить таблицы №7,8 Практикума по ТиМВФиС;

2) составить план мезоцикла любого типа для вашего вида спорта



2

защита плана

14.10.

Построение тренировки в макроциклах

1) построить 3 годичных плана тренировки для вашего вида спорта:

А) на основе 1 макроцикла (одноцикловое);

Б) на основе 2 макроциклов (двухцикловое);

В) на основе 3 макроциклов (одноцикловое);



2

защита планов

14.11.

Технология планирования в спорте

1) выполнить задания для самостоятельной работы по теме (стр. 112-116 Практикума по ТиМВФиС);

2) закрепление пройденного материала



2

1) защита индивидуальных планов (годичного, месячного, плана-конспекта тренировки)

14.12.

Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена

1) выполнить контрольные тесты и задания для самостоятельной работы по теме (стр. 117-119 Практикума по ТиМВФиС);

2) разработать программу этапного контроля (в своем виде спорта:

А) соревновательной деятельности (СД);

Б) тренировочной деятельности (ТД)



2

1) защита программ

14.13.

Спортивная ориентация и отбор в процессе многолетней подготовки

1) выполнить контрольные тесты и задания для самостоятельной работы по теме (стр. 119-121 Практикума по ТиМВФиС)

2

проверка заданий для самостоятельной работы


II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Планы занятий

Раздел: Теория и методика спорта

Тема: Спорт в современном обществе, тенденции его развития - лк

План:


  1. Основные понятия, относящиеся к спорту.

  2. Классификация видов спорта.

  3. Социальные функции спорта.

  4. Основные направления в развитии спортивного движения.

  5. Спортивные достижения и тенденции их развития.

Основные положения (по Ж.К.Холодову, В.С.Кузнецову):

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.

В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей (Л.П.Матвеев, 1977).

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Матвеев, 1977):

1-я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;

2-я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;

3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5-я группа — виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа — многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Структура социальной практики спорта.

  2. Классификация видов спорта по особенностям предмета состязаний.

Задания для самостоятельной работы:

    1. Закрепление пройденного материала.

    2. Выполнить задания для самостоятельной работы по теме (стр. 94-95 Практикум по ТиМВФиС);

Литература: 1. Основная: 1, 3, 6, 10, 11, 12.

2. Дополнительная: Физическая культура студента: Учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. – 448 с.


Тема: Общая характеристика спорта - лк

План:

1. Спорт как исторически сложившаяся специфическая человеческая деятельность.

2. Основные специфические понятия теории спорта.

3. Спорт, как фактор разностороннего развитии, воспитания, подготовки человека к жизненной практике.

4. Социальные функции спорта

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Классификация видов спорта.

  2. Возникновение и состояние современного спорта.

  3. Основные направления в развитии спортивного движения, его характеристики.

  4. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки.

  5. Характеристика массового спорта и спорта высших достижений.

  6. Спортивные достижения и тенденция их развития.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Заполните таблицу «Специфические функции спорта и их характеристика».

Специфические функции спорта

Характеристика функций спорта









  1. Заполните таблицу «Общие функции спорта и их характеристика».

Общие функции спорта

Характеристика функций спорта








  1. Перечислите факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений:

1)----------------------------------

2)------------------------------------

3)-------------------------------------

Литература:

1. основная: 1,3,6,10,12

2. дополнительная: 10
Тема: Система тренировочно-соревновательной подготовки - см

План:


  1. Система отбора и спортивной ориентации.

  2. Система соревнований.

  3. Система спортивной тренировки.

  4. Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки.

  5. Спортивные достижения и тенденции их развития.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Система тренировочно-соревновательной подготовки.

  2. Спортивные достижения и тенденции их развития.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Закрепление пройденного материала.

  2. Выполнить задания для самостоятельной работы по теме (стр. 96-97 Практикума по ТиМВФиС).

Литература: Основная: 1, 3, 12.

Дополнительная: Физическая культура студента: Учебник / Под. ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2001. – 448 с.


Тема: Подготовка спортсмена как многолетний процесс (основные стадии и этапы) - см

План:


  1. Требования к спортсмену в современном спорте.

  2. Многолетний характер подготовки спортсменов.

  3. Этапы многолетней спортивной подготовки.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Необходимость совершенствования подготовки спортсменов на основе системного подхода; требования к спортсмену в современном обществе.

  2. Этап предварительной спортивной подготовки как фундаментальная предпосылка будущих спортивных достижений.

  3. Этап начальной спортивной специализации и его характеристика.

  4. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта.

  5. Этап спортивного совершенствования и его характеристика.

  6. Этап высших достижений и его характеристика.

  7. Стадия спортивного долголетия и её характеристика.

Задания для самостоятельной работы:

1. Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета ряда факторов. Перечислите эти факторы:

1)-----------------------------------

2)----------------------------------

3)---------------------------------

4)_______________________

5)_______________________

2. Перечислите методические положения, на которых строиться многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена:

1)______________________

2)______________________

3)______________________

3. Заполните таблицу (Этапы многолетней подготовки спортсмена и их основные задачи).




Этапы многолетней подготовки (название)

Основные задачи отдельных этапов (направленность)






4. Запишите в таблицу названия периодов и этапов годичного цикла спортивной тренировки, укажите их основные задачи (направленность) и продолжительность.




Период годичного цикла (название)

Этапы периода

(название)



Продолжительность периода (этапа)

Задачи каждого периода и его этапов.














Литература:

1. основная: 1,3,6,1

2. дополнительная: 10
Тема: Основы спортивной тренировки - см

План:


1. Роль тренировки в подготовке спортсменов.

2. Средства спортивной тренировки.

3. Общедидактические методы и их использование в спортивной тренировке.

4. Методы строго регламентированного упражнения в спортивной тренировке и их характеристика.

5. Принципы спортивной тренировки и их характеристика.

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Тренировка как составная часть подготовки спортсменов.

  2. Факторы, определяющие эффективность тренировки.

  3. Цель спортивной тренировки и основные задачи.

  4. Виды тренированности.

  5. Средства и методы подготовки спортсмена.

  6. Игровой и соревновательный методы в спортивной тренировке.

  7. Характеристика принципов спортивной тренировки.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Перечислите основные задачи, решаемые в процессе спортивной тренировки:

1)------------------------

2)-----------------------------

3)----------------------------

2. Раскройте основные стороны (разделы) спортивной тренировки и укажите их задачи.



№ п/п

Основные стороны (разделы) спортивной тренировки

Основные задачи

1







2







3







4






3. Заполните таблицу «Общепедагогические методы в спортивной тренировке».



Словесные методы

Наглядные методы
















  1. Перечислите методы, применяемые в процессе тренировки при освоении спортивной техники, и методы, применяемые при воспитании физических качеств, и оформите их в таблицу.

Методы, направленные на освоение

техники


Методы, направленные на воспитание

физических качеств










Литература: 1. основная: 1,3,6,10,12

2. дополнительная: 10


Тема: Методы и принципы спортивной тренировки - лк

План:


  1. Методы спортивной тренировки.

  2. Принципы спортивной тренировки.

Основные положения (по Ж.К.Холодову, В.С.Кузнецову):

Методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов — непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном — варьирующей.

Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью.

Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий — свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий — с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий — на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта.

Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.

Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные).

Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х400; 10 х 1000 м — в беге и беге на коньках, в гребле.

Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3х60 м с максимальной скоростью, отдых — 3—5 мин, 30 м — с ходу с максимальной скоростью, медленный бег — 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м), либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами — 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты. Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива.

В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

— соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);

— соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

— проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;

— соревнования в играх и единоборствах с «неудобными»

противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

— планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах;

— уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах;

— упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах;

— использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;

— уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;

— применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество — он стартует несколько впереди (или раньше) других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.п.

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

Принципы спортивной тренировки

Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.


  1   2   3   4   5   6


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет