Методические рекомендации по изучению дисциплины «История тюркских народов»



жүктеу 148.57 Kb.
Дата06.04.2016
өлшемі148.57 Kb.


Титульный лист Форма

методических рекомендаций Ф СО ПГУ 7.18.3/40

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Кафедра «История»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины «История тюркских народов»

для студентов специальности 050203 «История»



Павлодар




Лист утверждения методических рекомендаций





Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/41







УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

___________ Пфейфер Н.Э.

«___»_____________20__г.


Составитель: доцент, к.и.н. ____________ Кузембаев Н.Е.

Кафедра «История»

Методические рекомендации
по изучению дисциплины «История тюркских народов»

для студентов специальности 050203 «История»


Рекомендовано на заседании кафедры

«_____»______________201__г., протокол №__


Заведующий кафедрой _____________ Мамытова С.Н. «____» ________201__г
Одобрено УМС факультета Истории и права

«____»______________201__г., протокол №____


Председатель УМС _______________ Батталов К.К. «____» ________201__г
Одобрено:

Начальник УМО ______________ Варакута А.А. «____» ________201__г

Одобрена учебно-методическим советом университета

«_____»______________20__г. Протокол №____

Семинарские занятия являются формой учебной работы, призванной развить навыки самостоятельного обучения. В процессе подготовки и проведения семинаров решаются следующие задачи:

- закрепление материала, полученного на лекциях,

- расширение объема знаний путем проработки дополнительной литературы, рекомендованной для подготовки к семинару,

- усвоение методики, приобретение навыков изучения исторического материала, поиска литературы, информации, работы с источниками, выступления перед аудиторией.

Работу по подготовке к семинарскому занятию следует начинать с чтения лекции на соответствующую тему для понимания сущности, направления дальнейшего самостоятельного изучения проблемы. Далее осуществляется подбор и ознакомление с рекомендованной дополнительной литературой. Цель данного этапа работы – определить, где находится материал по тому или иному вопросу плана семинарского занятия.

Следующий этап работы – изучить весь найденный материал по первому вопросу семинара, определить логику построения ответа на этот вопрос (план конспекта). Наконец, в соответствии с определившимся планом нужно составить конспект выступления по первому вопросу. Принципиально важным является то, чтобы конспект не был бездумным механическим переписыванием материала или даже текста из используемой литературы.

Очень полезно и удобно для использования конспектов на семинарских занятиях, при подготовке к экзамену, зачету вести их не сплошным текстом, а записывать на полях пункты плана, тезис или раздел рассматриваемого пункта, обозначать места, требующие особого внимания или доработки и пр.

Подобную работу необходимо провести по всем вопросам плана семинарского занятия. Материал конспекта должен быть таким по объему и содержанию, чтобы в течение 15 минут изложить основное содержание вопроса семинарского занятия. В то же время, в нем должен содержаться также материал дополнительный по тому или иному аспекту рассматриваемого вопроса, позволяющий выйти за рамки основного материала, раскрыть какие – то детали, любопытные, необычные моменты, углубить рассмотрение вопроса.

Самостоятельная подготовка студента к семинарскому занятию обязательно проверяется преподавателем путем опроса на семинарском занятии или проверки конспекта к семинару. Работа учащегося может быть оценена как за выступление, так и за конспект. В течение семинара студент должен дополнять конспект записью на полях или в конце его прозвучавшим на занятии основным или дополнительным материалом, следить за тем, что сказано, а что можно и нужно дополнить. Такая работа также оценивается преподавателем.

Выступление на семинаре должно быть логичным, изложение точным, ясным, рассчитанным на присутствующих слушателей. Не допускается монотонное «оглашение» текста, сплошное его чтение, так как это свидетельствует о не усвоении материала, механическом его воспроизведении, мешает слушателям воспринять и усвоить, осмыслить представленный материал. Текст используется для того, чтобы следить за последовательностью изложения, полнотой излагаемого материала. Он нужен для воспроизведения крайне необходимых цитат, цифрового материала, трудно запоминающихся или новых понятий, терминов, названий и т. п. Это еще одно обстоятельство, требующее, чтобы конспект был не «глухим», а «говорящим».

При подготовке к семинару нужно вести правильно оформленную библиографию темы, что содействует развитию общего кругозора, накоплению сопутствующих данных, позволяет сопоставить литературу по количеству, разнообразию, полноте освещения различных тем, глубине их проработки. Такая работа в свою очередь способствует развитию аналитических навыков, способностей, в конечном итоге - развитию мышления, приобретению необходимых профессиональных навыков, каковыми являются, например, усвоение навыков библиографического описания.



Тема 1 Этно-политическая картина в Туркестане в сако-сарматский период.

1. Основные очаги культуры палеолита на территории Туркестана.

2. Памятники эпохи бронзы в Туркестане.

3. Этно-политическая картина в Туркестане в сако-сарматский период.

4. Сакские курганы: «Пазарыкский» (Алтай), Иссыкский и Бесшатыр (Южный Казахстан), Алатау (Восточный Туркестан), Аржан (Тыва). Звериный стиль.

Рекомендуемая литература: [1], стр. 3-7; [2], стр. 3-9; [3], стр. 4-8.


Тема 2 Государство Усунь и Канглы. Гунны.

1. Место усуней в этногенезе казахов и киргизов. Памятники культуры усуней.

2. Роль канглы в этногенезе тюркских народов. Аланские племена Западного Казахстана и их этногенез.

4. Гунны - древние предки тюрков. Великое переселение народов в I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э. проблема возникновения кочевых этносов.

5. Исторические личности гуннского периода: Чжи-чжи, Модэ, Танрикут, Едил (Атилла). Историко-культурные памятники гуннов.

Рекомендуемая литература: [4], стр. 34-87; [6], стр. 182-193; [7], стр. 5-86; [11], стр. 3-67; [15], стр. 3-69; [24], стр. 34-78; [25], стр. 78-99, [26], стр. 87-91.


Тема 3. Тюркский, Зап.Тюркский, Тюргешский, Аварский каганаты.

1. Происхождение древних тюрок. Генеалогические предания и письменные источники о происхождении древних тюрков.

2. Политическое положение в Центральной Азии в VI в и тюрки. Аваро-тюркские столкновения. Бумын - основатель Тюркского каганата.

3. Усиление Западнотюркского каганата. Политика каганов Шегуя (610— 618) и Тун Ябгу (618-630 гг.).

4. Тургешский каганат, как результат союза каганов Елик, Сакал и Сулу. Борьба тюргешей против арабов.

Рекомендуемая литература: [11], стр. 3-67; [15], стр. 3-69; [24], стр. 34-78; [25], стр. 78-99, [26], стр. 87-91.


Тема 4. Уйгурские и Карлукские каганаты. Великий Шелковый путь, степная и городская культура.

1. Завоевание уйгурами Восточнотюркского каганата. Образовали Уйгурского каганата. Распад уйгурского каганата.

2. Карлукский каганат (766-840гг). Карлукские племена в исторических письменных источниках и исследованиях.

3. Рунические памятники. Великий Шелковый путь и городская культура древних тюрков. Торговля и деньги. Культурные связи.



4. Устная литература, религия, традиции. Военное искусство. Дипломатия. Образ «волка» в мировоззрении тюрков.

Рекомендуемая литература: [11], стр. 3-67; [15], стр. 3-69; [24], стр. 34-78; [25], стр. 78-99, [26], стр. 87-91.


Тема 5. Государства Караханидов. Государства волжских булгар. Кимакский каганат.

1. Образование государства Караханидов. Этнический состав и политическая структура. Ислам и Караханиды



2. Образование государства волжских булгар в X в. Политика Алмас хана. Принятие ислама волжскими булгарами. Внутренняя и внешняя политика государства волжских булгар.

3. Кимакский каганат (ІХ-ХІ вв.) и объединение кипчаков. (ХІІ-ХІІІ вв.) Этнический состав, государственный строй и политическая история Кимакского каганата. Проблема взаимосвязи кипчаков и кимаков.

Рекомендуемая литература: [1], стр. 34-87; [2], стр. 78-99; [3], стр. 5-86; [5], стр. 3-67; [8], стр. 3-69; [9], 2 том, раздел III; [11], стр. 182-193, [16], стр. 87-91.
Тема 6. Государство Хорезмшахов. Огузы. Образование племенного союза печенегов.

1. Государство Хорезмшаха. Политическое Положение Хорезмшахского государства в конце XI в. Хорезмшахи. Атсыз, Мухаммед и их политика. Разгром государства Хорезмшахов монголами.

2. Огузы (ІХ-ХІ вв.) и империя сельджуков в (ХІ-ХІІІ вв.) Этимология слова «огуз». Конфедерация огузов: его состав и место расселения. Империя огузов в окрестностях Арала и Каспия, его социально-политический состав. Внутренняя и внешняя политика Огузов.

3. Движение печенегов в Причерноморье. Северный Кавказ. Политическая история печенегов.

Рекомендуемая литература: [3], стр. 5-86; [5], стр. 3-67; [8], стр. 3-69; [9], 2 том, раздел III.


Тема 7. Казанское, Астраханское ханства. Ханства Касыма.

1. Геополитическое состояние Центральной Азии в нач. ХІІІ в.

2. Объединение Чингизханом тюрко-монгольских племен. Завоевательная политика Чингизхана и тюркские народы. Образование улусов.

3. Основание Казанского ханства Улуг Мухаммедом. Внутренняя и внешняя политика Улуг Мухаммеда и его сына Махмуда.

4. Ханство Хаджи Тархана (Астраханское ханство). Основание Хаджи Тарханского ханства Махмуд ханом.

Рекомендуемая литература: [3], стр. 5-86; [5], стр. 3-67; [8], стр. 3-69; [9], 2 том, раздел III; [11], стр. 182-193, [16], стр. 87-91.
Тема 8. Государства Амур Тимура, Моголистана и Кочевых узбеков.

1. Образование государства Амира Тимура и Моголистана в связи с падением государства шагатаидов.

2. Империя Амира Тимура. Внутренняя и внешняя политика Амира Тимура.

3. Правители Моголистана и их политика. Приход в Моголистан Джанибека и Керея. Сведения о тюркских народах Моголистана у Мухаммеда Хайдара Дулати.

4. Государство кочевых узбеков (ханство Абулхайра). Усиление шайбанидов. Абулхайр хан (1428-1468).Этнический состав. Территория ханства.

Рекомендуемая литература: [27], главы 1-3; [1], стр. 5-120; [23], стр. 66–71; [8], стр. 5-150; [11], стр. 149-250; [12], стр. 3-130; [16], стр. 3-150.


Тема 9. Держава Мухаммеда Шайбани. Великие Моголы в Индии.

1. Этнополитические, этнокультурные процессы в Центральной Азии в XV-конце XVII вв. Понятие о «92-х коленах (подразделениях) кыпчаков».

2. Держава Мухаммеда Шайбани. Падение династии Тимуридов.

3.Основание Бабуром династии Великих Моголов в Индии. Борьба Бабура за земли на территории прежних предков.

4. Тюркские правители, элита в империи Великие Моголов. Дипломатические и торговые связи с государствами Центральной Азии. «Бабур-наме».

Рекомендуемая литература: [27], главы 1-3; [1], стр. 5-120; [11], стр. 149-250; [12], стр. 3-130; [16], стр. 3-150.


Тема 10. Казахское ханство XVI- в первой половине XVII вв. Джунгарское нашествие.

1. Казахское ханство в период правления Касым хана. Укрепление Казахского ханства.

2. Внутренняя и внешняя политика Казахских ханств во второй половине XVI- в первой половине XVII вв.

3. Джунгарское нашествие. Борьба казахского, киргизского и других тюркских народов против джунгарской экспансии в XVІІ-XVIII вв.

Рекомендуемая литература: [27], главы 1-3; [1], стр. 5-120; [23], стр. 66–71; [8], стр. 5-150.
Тема 11. Бухарское ханство. Хивинское ханство. Сефевидское государства.

1. Бухарское ханство. Шайбани хан. Абдолла хан II. Казахско-бухарское взаимосвязи. Ташкент.

2. Хивинское ханства. Образование в 1551 г. государство узбекского хана Ильбарса. Территория и народы. Государственная структура. Разделе государства в XVI-XVIII в. Правление Надир шаха в 1740-1747 гг.

3. Сефевидское государство (1502-1736). Поражение государства. Борьба между Сефевидским Ираном и Османской империей азербайджанские земли.

Рекомендуемая литература: [23], стр. 66–96; [8], стр. 58-150; [11], стр. 149-250; [12], стр. 105-130; [16], стр. 136-150.
Тема 12. Бухарское и Хивинское ханства в ХІХ в.

1. Социально-экономическое и экономическое положение в Центральной Азии. Политико-экономическое взаимоотношение казахов с узбекскими ханствами.

2. Бухарское ханство при Хайдар хане (1800-1826 г.). Политика Насрулла хана.

3. Хивинское ханство при Мухамед Рахим хане (1805-1825 г.): Централизация государства. Казахско-хивинское взаимоотношение. Каракалпаки.

Рекомендуемая литература: [27], главы 4-5; [1], стр. 68-96; [8], стр. 5-150; [15], стр. 149-176; [24], стр. 78-98; [25], стр. 99-102.
Тема 13. Образование Туркестанского генерал-губернаторства. Тюркские народы в годы первой мировой войны.

1. Усиление колониальной политики России. Соединение Сыр-Дарьинской и Западносибирской линий. Образование Туркестанского генерал-губернаторства.

2. Развитие национального самосознания тюрко-мусульманских народов. Джадидизм. И. Гаспринский и его газета «Тарджиман».

3. Всероссийские мусульманские съезды (1905-1906гг.). Партия «Союз Российских мусульман».

4. Тюрко-мусульманские народы в годы Первой мировой войны. Восстание 1916 года.

Рекомендуемая литература: [27], главы 4-5; [9], стр. 56-95; [8], стр. 5-150; [11], стр. 149-250; [23], стр. 3-130; [26], стр. 3-150.



Тема 14. Февральская революция 1917 г. и тюрко-мусульманская политическая элита России.

1. Национальные политические организации тюрко-мусульманских народов («Шуро-и- ислам», «Шуро-и- улема», «Курултай», Всероссийский мусульманский совет, «Муссават», «Алаш», «Турон», «Милли фирка» идр.).

2. Деятельность тюрко-мусульманской политической элиты (А.Топчибашев, А.Цаликов, А. Букейханов, М. Тынышпаев, С. Максудов, С. Алкин, М. Джафаров) в органах Временного правительства.

3. Национально-территориальное размежевание Средней Азии. Образование Узбекской, Киргизской, Таджикской, Туркменской и Казахской советской республики.

4. Тюрко-мусульманские народы Кавказа, Крыма и Урало-Поволжского региона в 1921-1924 годах. Образование Азербайджанской ССР. Татарская ССР. Башкирская ССР. Борьба крымских татар за национальное самоопределение.

Рекомендуемая литература: [27], глава 4; [6], стр. 65-68; [15], стр. 56-96; [12], стр. 63-69; [16], стр. 48-56.


Тема 15. Депортация крымско-татарского, карачаевского, балкарского, турецко-мескетинского народов.

1. Сталинизм и репрессии против тюркских народов, депортация крымско-татарского, карачаевского, балкарского, турецко-мескетинского народов.

2. Участие тюрко-мусульманских народов в борьбе с фашизмом. Культура тюрко-мусульманских народов и Советское государство. Тюрко-мусульманские народы СССР от «хрущевской эпохи» до распада СССР.

3. Взаимоотношение тюркских народов на современном этапе. Тюркский - объединенный комитет по вопросам тюркской культуры и искусства тюркских народов.



Рекомендуемая литература: [27], глава 4; [6], стр. 65-68; [15], стр. 56-96; [12], стр. 63-69; [16], стр. 48-56.
Рекомендуемая литература

Основная:

  1. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т. 2 -Алматы, 2010.

  2. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть / Турсун Икрамович Султанов. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007.

  3. Хартог, Лео Чингисхан. Завоеватель мира / Лео де Хартог. – М.: Олимп: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.


Дополнительная:

  1. Аманжолов К., Рахметов Қ. Түркі халықтары тарихы. Алматы, 1995, 1996, 1997. 1-3 кітап.

  2. Антонов К.К. Лекции по тюркологии /среднетюркская эпоха/. Якутск, 1981

  3. История Средней Азии. М.,2003.

  4. История Центральной Азии с древнейших времен. А., 2001.

  5. Әбілғазы. Түрік шежіресі. А., 1996.

  6. Айдаров F. Орхон ескерткіштерінің тексі. А., 1990.

  7. Бабыр Захир ад-дин Мүхаммед. Бабырнама. А., 1990.

  8. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1-2. Алматы, 1998.

  9. История Узбекистана в источниках. Ташкент, 1990.

  10. Қадырғали Жалайыр. Шежірелер жинағы. А., 1997.

  11. Құдайбердіұлы Ш. Түрік, қырғыз-қазақ һәм хандар шежіресі. А., 1991.

  12. Құрбанғали Халид. Тауарих Хамса. А., 1992.

  13. Материалы по истории Казахских ханств. А-А., 1969.

  14. Материалы по истории каракалпаков. М-Л., 1935.

  15. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. 1. М., 1973.

  16. Материалы по истории, истории науки и культуры народов Средней Азии. Ташкент, 1991.

  17. Материалы по истории Средней и Центральной Азии Х-ХІХ вв. Ташкент, 1988.

  18. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т.І-И. М.-Л., 1938, 1939.

  19. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и-Рашиди. Алматы, 2003.

  20. Агаджанов С.Г. Государство сельдижукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. М., 1991.

  21. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце ХҮШ-ХІХ вв. Уфа, 1996.

  22. Байпаков К., Оразов М. Ұлы Жібек Жолы және ортағасырлық Қазақстан. Алматы.

  23. Баһаеддин Өгел. Ұлы хұн империясының тарихы. 1-2 т. Алматы, 1998.

  24. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: этнос, языки, религии. М., 1992.

  25. Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века 30-е годы. Исторический очерк. Қазань. 1997.

  26. Гилязов И.А. На другой стороне (коллабарционисты из поволжско-приуральских татар в годы второй мировой войны). Қазань. 1998.

  27. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.

  28. Қоңыратбаев О. Тұрар Рысқұлов: қоғамдық-саяси және мемлекеттік қызметі. А., 1994.



©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет