Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов



Дата17.05.2020
өлшемі458.03 Kb.
түріАнализ

Министерство образования и науки РФ

Ульяновский государственный университет



Форма



Ф-Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов









1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Анализ музыкальных произведений является одним из основных теоретических курсов в специальной подготовке дирижера - хоровика. Курс способствует формированию чувства музыкальной формы, художественного стиля эпохи, развивает понимание логики музыкального развития.

Цель курса – дальнейшее обогащение представлений студентов о закономерностях развития музыкального мышления и формообразования, практическое их освоение на конкретном музыкальном материале, выработка навыков стилевого анализа.

Задачи курса:

- сформировать навыки анализа музыкального произведения в единстве формы и содержания;

- научить понимать выразительную роль элементов музыкальной речи в их смысловом взаимодействии;

- научить оценивать особенности композиции произведения в его исторической и стилистической определенности и тем самым вникать в замысел композитора;

- способствовать художественному воспитанию молодых музыкантов.

Основная часть занятий посвящена изучению типовых форм, сложившихся в музыкальном искусстве европейской традиции последних трёх столетий в рамках стилей барокко, классицизма, романтизма, а также в рамках стилей музыки XX века.

Структура курса включает занятия практического типа. На занятиях рассматриваются теоретические аспекты становления музыкальных форм, их эволюция в соответствии с общими стилистически характерными особенностями того или иного исторического периода, композиционные схемы, а также анализируются преподавателем и студентами (устно, письменно, на слух) конкретные музыкальные произведения, практически закрепляются полученные теоретические знания. Кроме того, на занятиях студенты представляют целостный анализ произведений, выполненный дома или в классе «с листа».


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Курс является дисциплиной по выбору учебного цикла истории и теории музыкального искусства (Б2. ДВ.1) Основной образовательной программы по направлению подготовки 073500.62 «Дирижирование». Профиль «Дирижирование академическим хором».

Курс анализа музыкальных произведений связан с музыкально-историческими и музыкально-теоретическими дисциплинами: музыкальной формой, историей зарубежной музыки, историей отечественной музыки, музыкой второй половины XX – начала XXI веков, гармонией, полифонией, специальными дисциплинами соответствующего профиля направления «Дирижирование».

Дисциплина «Анализ музыкальных произведений» изучается в 5 семестре. Для ее изучения нужны следующие компетенции:

- способность ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);

- способность осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

- умение работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);

- способность анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5).

Полученные в ходе освоения дисциплины «Анализ музыкальных произведений» профессиональные компетенции будут использоваться в профессиональной деятельности, приобретенные теоретические и практические знания и навыки далее используются при изучении следующих дисциплин:

- Музыка второй половины XX – начала XXI . вв.,

- Дирижирование,

- Хоровой класс,

- История хоровой музыки,

- Дипломный реферат.


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- умением работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК - 4);

- способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций, выстраивать концепцию и драматургию музыкального произведения (ПК-8).

В процессе освоения дисциплины студент должен:

- знать: основные жанровые и стилевые признаки музыкальных форм, типичные (нормативные) композиционные приемы построения музыкальной формы, драматургические функции разделов; закономерности развития музыкального мышления и формообразования; пути эволюции музыкальной формы и средств выразительности в разные эпохи



- уметь: анализировать и определять музыкальные формы в нормативных и ненормативных ее проявлениях, выявлять типичные и нетипичные особенности форм разных стилевых направлений, национальных школ, исторических эпох, составлять композиционные схемы

- владеть: навыками определения исторической и стилевой принадлежности сочинения, целостного письменного и устного анализа произведения, навыками анализа крупных концертных вокальных и инструментальных форм, оперы; опытом анализа музыкального произведения с листа, анализа музыкального произведения на слух, стилевого анализа.




  1. ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1 Объем самостоятельной работы по семестрам

Вид учебной работы

Количество часов (форма обучения очная)

Всего по плану

В т.ч. по семестрам

5







1

2

3

4

5

Самостоятельная работа

36

36

-

-


4.2. Распределение часов самостоятельной работы по темам:

Нумерация тем самостоятельной работы соответствует рабочей программе данной дисциплины

Форма обучения _очная_

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Теоретические положения анализа хоровых произведений

3. Вопросы анализа музыкальных произведений

2

Раздел 2. Формы и жанры хоровой музыки от древних времен до XVII века

4. Музыкальное искусство Древнего мира

2

5. Музыкальное искусство Византии

2

6. Музыкальное искусство Средневековья и Возрождения

4

7. Музыкальное искусство композиторов франко-фламандской, венецианской и римской школ

6

Раздел 3. Формы и жанры хоровой музыки XVII - XIX веков

8. Музыкальное искусство XVII - XVIII веков

6

9. Музыкальное искусство XIX века

6

Раздел 4. Формы и жанры хоровой музыки ХХ – начала ХХI веков

10.Хоровые жанры в музыке ХХ века

4

11. Хоровая музыка в творчестве современных отечественных композиторов

4

Итого

36


  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа предполагает анализ фортепианных произведений по теме (на слух и по нотам), словарную работу (термины, персоналии), работу с литературой.

Введение, темы 1, 2 не предполагают самостоятельной работы, они излагаются преподавателем и представляют собой вводные занятия в курс «Анализа музыкальных произведений», в рамках которых рассматриваются цели и задачи дисциплины, дается ее общая характеристика

Анализ музыкальных произведений. Основные категории анализа музыкальных сочинений. Жанр и стиль в хоровой музыке. Историко-стилистические и жанровые предпосылки и связи хоровых произведений.

Общеэстетическое понятие формы и содержания. Содержание и музыкальные образы хоровых произведений. Форма – структура, форма – процесс в хоровой музыке. Соотношение структуры и процесса.

Методы и виды анализа хоровых произведений: общие положения, учебный анализ, анализ структуры, анализ процесса развития, исполнительский анализ, историко-стилевой и целостный анализ.

Основные вопросы тем анализа музыкальной формы

Формы и жанры музыки Древней Индии: традиции народно-обрядовой и профессионально-культовой хоровой музыки. Участие хора в религиозных действах Вавилона, Палестины. Театрализованные действа инков и ацтеков с участием громадных хоров.

Жанры гимна и псалма в древнееврейской музыке. Антифонный и респонсорный способы исполнения.

Музыка Древнего Египта: распространение хейрономии, жанры хоровых песен и гимнов.

Музыкальные жанры и формы Древней Греции: гимны, оды, дифирамбы. Установление высотной дифференциации голосов на: высокие - netoide, средние - mesoide, низкие - tratoide. Использование хора в древнегреческой трагедии. Традиции греческого хорового пения в искусстве Древнего Рима. Первые записи хорового пения во 2 веке до н.э.

Светские и духовные жанры музыки Византии. Истоки византийского хорового пения. Агапа как основа формирования культовых жанров. Формирование основных гимнических жанров к IX веку. Выдающиеся византийские гимнотворцы: Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Майюмский, Федор студит. Состав византийского хора – певчие, доместики, протопсалты, ламподарии. Ранние формы записи песнопений в экфонетической нотации – конец IV века.

Упорядочивание принципов церковного пения в IV- VI веках. Одноголосное и многоголосное пение. Составление папой Григорием I антифонария, который лег в основу григорианского пения. Установление канонической последовательности главных хоровых разделов жанра мессы.

Возникновение жанра литургической драмы. Роль хоров в светской жизни, основные жанры светской хоровой музыки – мотеты, песни.

Эпоха Возрождения – расцвет хоровых многоголосных жанров. Широкое распространение получают различные формы светской хоровой музыки, появляются новые хоровые жанры, утверждаются принципы целостной хоровой композиции.

Роль жанров мотета, баллады, лауды, мадригала, шансона в формировании хорового многоголосия. Формы жанров. Творцы светских и духовных многоголосных жанров: Якопо из Болоньи, Ландини, Николо из Перуджи, Солаж, Кордье и другие. Г. де Машо – создатель первой в истории музыки авторской мессы. Мессы и магнификаты как основные хоровые жанры. Структура и формы мессы и магнификата.

Франко-фламандская, венецианская и римская школы.

Творчество композиторов франко-фламандской или нидерландской школы. Центральное место в сочинениях композиторов первого поколения (Г. Дюфаи, А. Бюнуа, И. Брассара, Ф. Карона) принадлежит хоровой мессе a cappella, написанной в технике фобурдона. Традиционным стало включение в состав исполнителей хора мальчиков в мессе и мотете. Композиторы второго поколения (Й. Окегем, Ж. Барбиро, П. де ла Рю, Я. Обрехт) вводят многоголосие во все основные жанры духовной музыки, утверждается 4-голосный стиль. Мастера третьего поколения (Ж. Депре, А. Вилларт, ван де Орто, Ж. Мутон) увеличивают количество голосов, совершенствуют технику сквозной имитации.

Творчество О. Лассо – кульминация в развитии полифонии строгого письма.

Важный этап в развитии полифонических форм и жанров - творчество итальянских композиторов венецианской и римской школ.

Венецианская полифоническая школа (Фр. д’Ана, А. Вилларт, Андреа и Джованни Габриэли). Создание нового концертного стиля многохорного вокального письма с инструментальным сопровождением. Выдвижение на первый план вокальных и вокально-инструментальных жанров хорового духовного концерта, «священной симфонии», «ариозного ричеркара».

Римская полифоническая школа (Дж. Анимучча, Ф. Анерио, Дж. Нанино, Г. Аллегри) и творчество Дж. Палестрины. Компромисс между полифоническим и аккордовым складом письма. Мессы Палестрины – классический образец строгого стиля. Палестрина – вершина полифонического искусства периода.

Формирование собственной эстетической функции музыки благодаря выходу за пределы церковного ритуала. Взаимосвязи с другими музыкальными жанрами, прежде всего, оперой. Сходство оперных хоров с мадригалами. Формирование жанров хоровой кантаты и хоровой оратории под влиянием оперы: история создания, структура, форма частей, принципы развития тематизма. Особенности и разновидности жанров в Италии и Германии. Развитие традиционных жанров: мессы, мотета, мадригала, псалма (К. Монтеверди, Д. Букстехуде, Г. Шютца, У. Берда, Т. Морли), энсземы, кэтчи (Г. Перселл).

Развитие форм и жанров в музыке XVIII века. Использование жанров пассиона, оратории, мессы, магнификата, духовной и светской кантаты, хорала, мотета, канона в творчестве И.С. Баха. Оратории Г.Ф. Генделя – вершина жанра.

Мессы, кантаты, градуалы, каноны духовные и светские оратории Й. Гайдна. Хоровые жанры в творчестве В.А. Моцарта. Эволюция основных жанров, их формы, композиционные особенности.

Форма духовного концерта в русской музыке XVIII века. Особенности композиции, форма частей. Значение хорового творчества Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, А.Л. Веделя.

Роль романтизма в развитии музыки XIX в. Интерес композиторов-романтиков к народной песне, использованию программности. Ослабление конструктивно-архитектонического начала за счёт усиления колористичности. Возникновение новых форм хоровой миниатюры и романтического хорового цикла. Стилистические сближение духовной и светской хоровой музыки. Усиление тенденции к жанровому синтезу.

Музыкальное искусство в Германии: кантатно-ораториальные жанры – «Немецкий реквием» И. Брамса, оратории и кантаты Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, И. Брамса, мессы К. М. Вебера, Ф. Листа; жанр хоровой песни; роль хора в операх К. М. Вебера и Р. Вагнера.

Музыкальное искусство в Австрии: жанр хоровой песни в творчестве Ф. Шуберта, Г. Малера; церковные хоровые жанры А. Брукнера, X. Вольфа; бетховенская идея использования хора в симфонии у Г. Малера.

Музыкальное искусство в Италии: роль оперы в развитии светских и духовных хоровых жанров - мессы, кантаты, градуалы Россини, духовные песнопения и реквием Верди.

Музыкальное искусство во Франции: романтическая тенденция синтеза жанров - смешанные жанры Г.Берлиоза. Роль хоров в романтических больших операх Ф. Обера, Дж. Мейербера, в лирических операх Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, Ж. Массне, Л. Делиба.

Музыкальное искусство в творчестве композиторов национальных школ: норвежской (Э. Грига, Р. Нурдрока, Ю. Свенсена), польской (С. Монюшки, К. Курпиньского, П. Машинского), чешской (Б. Сметаны, А. Дворжака, Б. Мартину, А. Дворжака и Б. Мартину).

Отечественная музыка. Роль М.И. Глинки в развитии хоровых жанров. Значение хоровых сцен в операх русских композиторов.

Кантатный жанр в творчестве А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна, А.Н. Серова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, М.М. Ипполитова-Иванова, А.С. Аренского.

Небольшие хоровые произведения (иногда миниатюры) с сопровождением или a cappella в качестве самостоятельных опусов или объединенные в хоровые циклы.

Значение творчества С.И. Танеева в развитии отечественной хоровой музыки.

Общая характеристика форм в музыке XX века. Новое содержание - новый музыкальный материал - новые (обновленные) формы. Духовно-эстетические основы обновления музыкального языка и как следствие - музыкальных форм. Сосуществование в формообразовании разных тенденций. Жанры хоровой музыки XX века.

Зарубежная хоровая музыка. Разнообразие хоровых жанров, форм. Творчество К. Орфа: сценические кантаты, концерт, мистерии, гимны, обработки народных песен. Церковные жанры в творчестве О. Мессиана. Жанр реквиема в хоровой музыке XX века: особенности заупокойной мессы в зарубежной музыке. Вершина жанра - «Военный реквием» Б. Бриттена.

Многообразие стилей, методов сочинения. Влияние экспрессионизма в сочинениях А. Шенберга, Р. Штрауса, фольклора – в произведениях Б. Бартока, З. Кодаи, Л. Яначека, Я. Сибелиуса, Дж. Энеску, неоклассицизма – в хорах И. Стравинского, А. Онеггера, П. Хиндемита.

Отечественная хоровая музыка. Основные хоровые жанры в творчестве отечественных композиторов: народная и массовая песня, отдельные сочинения и циклы, оперные хоры, кантаты, оратории, хоровой концерт.

Хоровое творчество С.С. Прокофьева: жанры, образы, стилистика. Особое место жанра кантаты («А. Невский», «Здравица»).

Творчество Г.В. Свиридова. Жанр маленьких кантат. «Курские песни»- хоровая поэма. Традиционное и новаторское в музыке Г. Свиридова. Особенности хоровых составов, значение оркестра, высокая духовность музыкальных и поэтических образов. Новаторство в кантатно-ораториальном жанре. «Поэма памяти С. Есенина» – выдающееся сочинение в отечественной музыке XX века. Синтез жанров: кантата, оратория, вокальный цикл. «Песнопения и молитвы» - идея, музыкальный язык, драматургическая цельность.

Хоровое творчество Ю.А. Фалика. Жанровое, стилистическое разнообразие. Особенности форм, специфика вокально-хоровых средств выразительности. Циклические сочинения. Хоровой концерт «Поэзы И. Северянина».

Творчество В.А. Гаврилина. Хоровая симфония - действо «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина): идея цикла, образность, многожанровость, народные истоки. Драматургический замысел, вокально - хоровые средства выразительности, новаторство в хоровой технике, театрализация хорового жанра.

Хоровое исполнительство XX века. Ведущие профессиональные коллективы.

Хоровая музыка в творчестве композиторов начала XXI в. Разнообразие жанров и форм. Основные тенденции: обращение к традиционным формам, использование старых форм, создание новых, авангардных форм.

Жанры, особенности музыкального языка, трактовка формы, хоровая техника хоровых сочинений В.И. Мартынова, С.А. Губайдулиной, Э.Н. Артемьева, А.Г. Шнитке, А. Пярта.

Хоровое исполнительство XXI века. Ведущие профессиональные коллективы.



Общие рекомендации

При изучении теоретической и освоении практической части анализа хоровых произведений, в ходе самостоятельной работы по дисциплине студентам следует обратить внимание на формирование понимания музыкальной формы как живого и гибкого процесса образно-структурного развития, раскрывающегося в ряде логически связанных этапов.

Чтобы правильно понять замысел композитора необходимо учитывать не только внешние атрибуты структуры (общей схемы, пропорций и масштабов разделов и т.д.). Прежде всего, необходимо сосредоточиться на определении содержания произведения, выявлении процесса становления образов, раскрытии характера этого процесса; на оценке факторов, активизирующих или тормозящих его; на динамическом тонусе и «ритме дыхания» формы; на результатах общего процесса.

Следует тщательно проанализировать музыкально-выразительные средства как выражение художественного языка конкретного произведения, учитывая при этом их эволюцию в рамках рассматриваемого жанра и творчества композитора в целом.

Наконец, очень важным моментом в анализе является знание закономерностей стиля эпохи, к которой принадлежит анализируемое произведение, основных эстетических воззрений времени, а также знание фактов жизни и творчества композитора. Ибо только с учетом всех этих моментов можно говорить о содержании музыкального произведения, не рискуя впасть в его вульгаризацию или произвольную субъективную трактовку.

Выявляя содержание музыкального произведения, следует исходить из того, что форма, структура не внешне оформляют его, а внутренне формируют, что определяет многообразие применения композитором одних и тех же форм. При этом необходимо ясно представлять, что сама схема является откристаллизовавшимся результатом процесса развития, выражением эстетически совершенного вида музыкальной организации, а форма – выразительным средством музыки, обладающим большим диапазоном экспрессивных возможностей и динамического развития.

Самостоятельная работа помимо выполнения анализа произведений включает изучение теоретического материала по соответствующей теме курса. При этом следует использовать лекционный материал, материал учебников, учебных пособий по анализу музыкальных произведений, а также научные статьи, рассматривающие поставленные вопросы. В ходе подготовки теоретических вопросов очень полезно систематизировать свои знания в виде заметок, в которых обобщаются исторические, эстетические, стилевые аспекты, в которых находят отражение этапы эволюция музыкальной формы.

Самостоятельная домашняя работа по анализу состоит из нескольких этапов:



  1. Предварительное прослушивание и проигрывание произведения целиком. Следует в обязательном порядке проигрывать и прослушивать произведение целиком, чтобы сформировать слуховое впечатление и предварительно определить общий план развертывания музыкальной формы, ее ключевые моменты. Умение определять форму сочинения на слух – сложный профессиональный навык, который складывается постепенно в результате внимательной и кропотливой работы.

  2. Технический анализ. На этом этапе анализируется звуковысотная организация (ладовая сторона, общий мелодический рисунок, кульминации, тональный план, гармонические обороты), метроритм (крупные пропорции, ритмо-синтаксические структуры), интонационно-тематическая сторона (тематический план, интонационное строение тем, общий интонационный строй), фактура.

  3. Определение содержания и характера его музыкального воплощения. Анализируется композиционная структура и драматургия сочинения.

  4. Обобщение. Определяется конкретная жанровая разновидность произведения, его стилевая направленность, художественная самобытность и выразительность.

При самостоятельном анализе можно пользоваться научной, учебной литературой, прежде всего для уточнения господствующих тенденций и стилевых особенностей эпохи и творчества конкретного композитора, эстетических взглядов художника, становления и развития жанра анализируемого произведения. Проверка правильности определения формы сочинения по учебно-научным трудам допустима только после самостоятельно сделанного анализа для выяснения иных трактовок формы.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Анализ музыкальных произведений [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс для студентов дневной формы обучения факультета музыкального искусства по направлению 070100 «Музыкальное искусство»/ — Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.

2. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму / Холопов Юрий Николаевич ; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - 2-е изд., испр. - М. : Моск. консерватория, 2006. – 432 с.

3. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений : учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / Холопова Валентина Николаевна ; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - 4-е изд., испр. - СПб. : Лань : Планета музыки, 2013. – 496 с.



Дополнительная литература

1. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. - М.: Музыка, 1991. – 320 с.

2. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. – М.: Музыка, 1989. – 266 с.

3. Кюрегян Т. К систематизации форм в музыке XX века// Музыка XX века. Московский форум. - М.: Изд-во Московская консерватория, 1999. – 204 с.

4. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. - М.: «ТЦ Сфера», 1998. – 344 с.

5. Мазель Л. О природе и средствах музыки. - М.: Музыка, 1991. – 79 с.

6. Медушевский В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993. – 268 с.

7. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. – 319 с.

8. Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX века. - М. Музыка, 1979. – 328 с.

9. К. Пэрриш, Дж. Оул. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха – Л.: Музыка, 1975. – 177 с.

10. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. – М.:Музыка,1989. – 158 с.

11. Холопов Ю. Три рондо. К исторической типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. – С.113-125.

12. Холопова В. Типология музыкальных форм второй половины XX века// Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных, РГК им. С.В.Рахманинова. - М, 1994. Вып.132. – С. 46-69.

в) программное обеспечение

не предполагается

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- Электронный каталог библиотеки УлГУ

- Электронно-библиотечная система IPRbooks

- Электронная библиотека диссертаций РГБ

- ЭБ издательства Springer (мультидисциплинарная)



- Oxford Russian Fund (гуманитарные и социальные науки)

- Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) (гуманитарные науки)

- Электронный каталог Дворца книги - Ульяновской областной научной библиотеки

им. В.И. Ленина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uonb.ru/index.php?option=com_marcweb&view=marcweb&Itemid=118 Фонды библиотеки – отечественные и иностранные книги, журналы, газеты, нормативно-техническая документация, ноты, грамзаписи, издания на микроносителях и др. – составляют ок. 2,5 млн. ед. хранения.

- Научная электронная библиотека Elibrary.ru – информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ)
7.Материально-техническое или информационное обеспечение дисциплины

Для проведения занятий по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» требуются следующие технические средства и музыкальные инструменты:



  • музыкальный центр,

  • CD с записями произведений зарубежных и отечественных композиторов XVIII – XX вв.,

  • фортепиано.


Форма А Страница из



Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет