Методические указания для студентов Все факультеты Занятие №1



Дата17.05.2020
өлшемі406.08 Kb.
түріМетодические указания
Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва

Методические указания для студентов


Все факультеты
Занятие № 1 (2 – 6 сентября 2013 г.)
Тема: Введение в дисциплину (понятия, терминология). Лекарствоведение. Фармакопея. Аптека. Общая рецептура: твердые лекарственные формы; лекарственные формы для инъекций.

Домашнее задание

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Определение фармакологии; её задачи как науки и учебной дисциплины; роль и место в системе медицинского образования и здравоохранения.



    1. Понятия (определение): лекарственное средство, лекарственное сырьё, лекарственный препарат, лекарственное вещество, лекарственная форма (лекарства).

    2. Названия лекарственных средств: международное непатентованное название (МНН) и термин «генерик» («дженерик») – синоним МНН; патентованное (коммерческое, торговое, фирменное) название.

    3. Источники получения лекарственных средств. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

    4. Понятие о лекарствоведении и фармации (их структура и задачи).

    5. Фармакопея (определение, предназначение) государственная и международная.

    6. Аптека (определение, задачи, типы и разновидности).

    7. Рецепт (определение, структура). Формы рецептурных бланков. Правила выписывания рецептов.

    8. Твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, драже, капсулы), их дополнительное подразделение, способы выписывания.

    9. Лекарственные формы для инъекций (заводского и аптечного изготовления), способы выписывания. Требования, предъявляемые к инъекционным лекарственным формам.


2. Выписать в форме врачебных рецептов (в тетрадях для лабораторных занятий), см. условия рецептов: “Руководство к практическим занятиям по фармакологии”. Под ред. Д.А. Харкевича. Изд. 3–е. М.:1988; стр. 12 (табл., рецепты № 1, 8, 10; драже, рец. №1); стр.13 (порошки, рецепты № 3, 5, 7); стр. 14 (лек. формы для инъекций, рецепты № 3, 7, 9, 12, 15).
Литература:

1.Д.А. Харкевич. Фармакология. Изд. 10-е. М.: Медицина. 2008. С. 14 – 38; 686 – 687; 716 – 727.




ПРИМЕЧАНИЕ. При изучении материала по “Общей рецептуре” и оформлении рецептов можно руководствоваться стендовым материалом по рецептуре, который имеется (см. 5 стендов в коридоре, 1 этаж)

На данное занятие студенты приходят с тетрадями для лабораторных занятий по фармакологии, в которых конспектируют материал, излагаемый преподавателем, а также составляют (оформляют) рецепты по условиям задания.

Составил: П.Б. Станкевич

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва



Методические указания для студентов

Все факультеты



Занятие № 2 (9– 13 сентября 2013 г.)

ТЕМА: «Жидкие лекарственные формы (растворы, вытяжки из лекарственного сырья, дисперсные системы, микстуры). Мягкие и другие в т.ч. специальные лекарственные формы

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Классификация жидких лекарственных форм по различным признакам (определение каждой подгруппы и каждой лекарственной формы).

1.2. Правила и способы выписывания растворов (выбор способа с учетом дозирования, пути введения, предназначения).

1.3. Извлечения (вытяжки) из растительного лекарственного сырья, классификация. Галеновые и новогаленовые препараты. Правила выписывания, дозирование.

1.4. Вытяжки из органов и тканей животных (органопрепараты) или человека (примеры, правила выписывания).

1.5. Дисперстные системы (суспензии, эмульсии, слизи, аэрозоли), предназначение и способы выписывания.

1.6. Микстуры (определение, разновидность, предназначение, способы выписывания).

1.7. Другие жидкие лекарственные формы (лосьоны, аппликации, бальзамы, коллодии, лимонады), сущность, предназначение.

1.8. Мягкие лекарственные формы (классификация, особенности каждой лекарственной формы, способы выписывания).

1.9. Разные другие (в т.ч. специальные – пленки, пластинки, ТТС и др.) лекарственные формы. Лекарственные формы для детей (сиропы, карамели, пастилки и др.).



2. Выписать в форме врачебных рецептов (в тетрадях для лабораторных занятий). “Руководство к практическим занятиям по фармакологии” Под ред. Д.А. Харкевича. 3-е издание. -М.: Медицина. 1988; стр. 7 (растворы, рецепты № 1, 7, 8); стр. 8 – 9 (эмульсии, рец. № 2; суспензию; настои и отвары, рец. № 1,3; настойки, рец. № 1,4; экстракты, рец. № 1; новогаленовые пр-ты, рец. № 2; микстуры, рец. № 1), стр. 10 (линименты № 2,3) стр.10 – 11 (мази, пасты №1,4,6,7,10; свечи № 2,5,8)

примечание. При изучении теоретического материала и оформлении рецептов по указанной теме необходимо учесть следующее:

а). Настои и отвары выписываются сокращенным способом с указанием массы лекарственного сырья в граммах, а общего количества настоя или отвара - в миллилитрах (например: Inf. herbae Thermopsidis 0,6 - 180 ml).

б). При прописывании настоек и жидких экстрактов указывается только их название и объем в миллилитрах. Часть растения, из которой приготавливается настойка или экстракт, не указывается (например: T-rae Valerianae 25 ml; Extr. Grataegi fluidi 25 ml. Это стандартизированные вытяжки, которые изготавливаются не в аптеках, а на фармацевтических заводах

в). Густые экстракты прописываются, как правило, в капсулах, а сухие - в порошках и таблетках, дозируются в граммах. Extr. Valerianae 0,02 …далее рецепт по правилам. Указывать их консистенцию (spissium или siccum) не обязательно.

г). Эмульсии прописываются преимущественно сокращенным способом с указанием количества масла и общего количества эмульсии в миллилитрах или граммах (Emulsi olei Ricini 20 ml - 150 ml (или 20,0-150,0).

д). Суспензии выписываются только сокращенным способом в %,% (Suspensionis Hydrocortisoni acetatis 0,5 % -10 ml).


Литература:

1. Д.А. Харкевич. Фармакология. - Изд. 10-е. М.: Медицина. 2008 С. 697 – 716; 727 - 729. Аналогичный материал изложен и в предыдущих изданиях. П.Б. Станкевич, В.И. Козловский, Н.К. Соколов. Основы врачебной рецептуры (Пособие для студентов…) Гродно: ГрГМУ, 2012 С. 52.


Составил: П.Б. Станкевич

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва



Методические указания для студентов

Лечебный факультет, отделение иностранных студентов.


Занятие № 3 (16 – 20 сентября 2013 года)
Тема: ФАРМАКОЛОГИЯ: общие принципы. Фармакокинетика.


  1. Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины, ее роль и место в системе здравоохранения и медицинского образования.

  2. Понятие о лекарственных (фармакологических) средствах. Лекарственное сырье, лекарственный препарат, лекарственная форма (лекарство).

  3. Источники получения лекарственных средств. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

  4. Понятие о лекарствоведении и фармации, их структура и задачи.

  5. Определение и предназначение фармакопеи. Официнальные лекарственные формы. Международные (фармакопейные) и торговые (фирменные) названия препаратов.

  6. Основные методы (направления) современной лекарственной терапии (аллопатия и гомеопатия), их сущность и широта использования. Немедикаментозные методы лечения больных.

  7. Общая фармакология, определение раздела и его содержание. Фармакокинетика лекарственных средств, ее составные части.

  8. Пути введения лекарственных веществ в организм (классификация, сравнительная характеристика). Трансдермальный путь введения: ТТС и их использование.

  9. Особенности сублингвального, ректального, интраназального и ингаляционного путей введения лекарственных веществ, их преимущества и недостатки.

  10. Особенности инъекционных путей введения лекарственных веществ. Требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций.

  11. Преимущества и недостатки перорального пути введения лекарственных веществ. Основные механизмы всасывания лекарственных веществ.

  12. Понятие о биодоступности (биоусвояемости) лекарственных веществ. Транспорт и распределение лекарственных веществ в организме и факторы, на них влияющие. Одно- и двухкамерная модели распределения; объем распределения (сущность, значение).

  13. Элиминация лекарственных веществ, ее составные части. Константа скорости элиминации, период полужизни (t ½) и клиренс.

  14. Биотрансформация (виды и факторы, изменяющие ее). Характеристика путей выведения лекарственных веществ из организма. Количественные показатели скорости выведения лекарств, их характеристика.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 39 – 54.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 15 – 26.

3. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 11– 20.

4. Бушма М.И., Бушма К.М. Фармакология. Учебное пособие (в двух частях). Минск «Вышэйшая школа», 2013, часть 1, стр. 21-38.
Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва



Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся.


Занятие № 4 (23-27 сентября 2013 года)

Тема: Фармакодинамика.
Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:

  1. Фармакодинамика. Определение, содержание. Типы (механизмы) действия лекарственных средств, их краткая характеристика.

  2. Рецепторный механизм действия лекарственных средств, типы рецепторов. Лекарственные средства как агонисты (в т.ч. частичные) и антагонисты лигандов.

  3. Взаимодействие лекарственных средств со специфическими рецепторами биологически активных веществ. Роль цАМФ, фосфатидилинозитола и других вторичных медиаторов (мессенджеров) в механизмах действия лекарственных средств.

  4. Краткая характеристика конечных фармакологических эффектов, вызываемых лекарственными средствами.

  5. Характеристика местного, рефлекторного, резорбтивного, избирательного (элективного) и общеклеточного действия.

  6. Виды действия лекарственных средств. Характеристика прямого и косвенного, обратимого и необратимого, главного и побочного действия.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 55 – 62.

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 20– 29.

3. Бушма М.И., Бушма К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «лечебное дело», «Педиатрия». Минск «Вышэйшая школа», 2013, часть 1, стр.38 – 50.


Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва



Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся.


Занятие № 5 (30 cентября – 4 октября 2013 года)

Тема: Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику.

Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:


  1. Доза (определение, классификация). Широта терапевтического действия лекарственных средств; терапевтический индекс.

  2. Зависимость действия лекарственных средств от физико-химических свойств (растворимость, структура, кислотно-основные свойства, стереоизомерия). Понятие о фармацевтической несовместимости.

  3. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных средств, его разновидности. Виды синергизма и его использование в медицинской практике.

  4. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных средств, его разновидности. Виды антагонизма (фармакологической несовместимости), и его использование в медицинской практике.

  5. Зависимость действия лекарственных средств от внутренних факторов: возраста и пола; патологического состояния органов и систем, определяющих гомеостаз.

  6. Особенности назначения лекарственных средств пожилым людям и детям.

  7. Понятие о хронофармакологии. Влияние биологических ритмов на действие лекарственных средств.

  8. Клинические аспекты фармакологии (клиническая фармакология как основа фармакотерапии заболеваний).

  9. Понятие о фармакогенетике. Индивидуальная и видовая толерантность, идиосинкразия.

  10. Привыкание (приобретенная толерантность), тахифилаксия, сенсибилизация.

  11. Кумуляция лекарственных средств и ее виды.

  12. Явления, развивающиеся при внезапной отмене лекарственных средств. Синдром отмены и его профилактика.

  13. Виды лекарственной терапии, их характеристика, использование.

  14. Побочное действие лекарственных средств, его разновидности и основные пути профилактики.

  15. Лекарственная аллергия (лекарственная болезнь), определение, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

  16. Суперинфекции, вызываемые лекарственными средствами (причины, разновидности, лечение и профилактика).

  17. Отрицательное влияние лекарственных средств на эмбрион и плод, (виды, профилактика). Мутагенность и канцерогенность.

  18. Лекарственная зависимость (пристрастие) и токсикомания (определение); виды наркоманий. Медицинские и социальные аспекты борьбы и профилактики.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 62– 77.

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 22– 25, 27-28.

3. Бушма М.И., Бушма К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «лечебное дело», «Педиатрия». Минск «Вышэйшая школа», 2013, часть 1, стр. 50 - 70.


Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва



Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся

Занятие № 6 (7 – 11 октября 2013 г.)

Частная фармакология. Нейротропные средства.

ТЕМА: “Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию”.



Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

    1. Классификация средств, влияющих на афферентную иннервацию (с указанием групп препаратов).

    2. Местноанестезирующие средства: определение, классификация (по раз личным признакам) и ее практическое значение.

    1. Механизм развития местноанестезирующего эффекта (зависимость от факторов). Отличительные особенности препаратов.

    2. Резорбтивное действие местных анестетиков (эффекты и их использование в медицине). Побочные и токсические эффекты препаратов. Отравление кокаином.

1.5. Фармакологическая характеристика вяжущих, обволакивающих и адсорбирую- щих средств. Применение в мед. практике.

    1. Фармакологическая характеристика раздражающих средств («отвлекающий» и «трофический» эффекты), использование в медицине. Правила применения горчичников.

  1. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) прокаин (новокаин); 2) тетракаин (дикаин); 3) бензокаин (анестезин); 4) лидокаин; 5) бупивакаин; 6) артикаин; 7) танин; 8) отвар коры дуба (cortes Quercus); настои: 9) трава зверобоя (herba Hyperici); 10) цветков ромашки (flores Chamomillae); 11) плодов черники (fructus Myrtilli); 12) листьев шалфея (folia Salviae); 13) висмута нитрат основной; 14) таб. «Викалин»; 15) цинка сульфат; 16) серебра нитрат; 17) слизь крахмала и семян льна (seminum Lini); 18) уголь активированный; 19) полифепан; 20) ментол; 21) горчичники (Charta sinapis); 22) масло терпентинное (скипидар); 23) раствор аммиака (нашатырный спирт).

  2. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. Бензокаин (анестезин) в табл.

  2. Прокаин (для инфильтрационной анестезии, приготовленный в аптеке).

  3. Раствор лидокаина (2% по 10 мл) в ампулах (в/венно).

  4. Средство для удаления инородного тела с поверхности роговицы.

  5. Настой плодов черники.

  6. Таблетки «Викалин».

  7. Раствор цинка сульфата (0,5%) в глаз.

  8. Полифепан (Polyphepanum) 250,0.

  9. Масло терпентинное очищенное.

10) Спиртовой раствор ментола (для наружного применения).

Примечание. Кокаин, как лекарственный препарат, исключен из реестра лекарственных средств РБ, а так же из реестра лек. препаратов России. Значительная часть препаратов с вяжущим, обволакивающим и адсорбирующим действием (или в сочетании с антацидным) будет рассмотрена при изучении темы «Средства, влияющие на функции ЖКТ».
Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 82 – 95.



  1. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.) Т. 1. М., 2000. С. 307 – 321; 325 – 328; 331 – 336; 338 – 343.

  2. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 7 – 20.

4. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 29– 36.
Составил П.Б. Станкевич
Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва

Методические указания для студентов

Лечебный факультет и отделение иностранных студентов.

Занятие № 7 (14 – 18 октября 2013 г.)

ТЕМА: Холинергические агонисты.

Домашнее задание:


  1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика эфферентной иннервации.

1.2. Понятие о синапсах, медиаторах и рецепторах, их подразделение и локализация.

1.3. Биосинтез и распад ацетилхолина.

1.4. Агонисты мускарина: механизм действия, эффекты, применение.

1.5. Агонисты никотина: лекарственные средства и широта использования.

1.6. Медико-биологические проблемы табакокурения.

1.7. Агонисты мускарина и никотина: классификация, механизмы действия, основные эффекты, применение.

1.8. Клиника острого отравления мускарином и ингибиторами холинэстеразы. Меры помощи.

1.9. Реактиваторы холинэстеразы: лекарственные средства, применение.


  1. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) пилокарпин, 2) ацеклидин, 3) бетанехол, 4) ометоклопрамид, 5) таблетки «Табекс», 6) аминопиридин, 7) ацетилхолин, 8) карбахол, 9) физостигмин, 10) неостигмин, 11) галантамин, 12) такрин,13) амбеноний,14) эдрофоний,15) эхотиофат,16) изофлурофат,17) армин,18) изонитрозин,19) пралидоксим.




  1. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Пилокарпина гидрохлорид в форме мази.

2) Раствор ацеклидина в амп.

3) Таблетки «Табекс».

4) Физостигмина салицилат в растворе борной кислоты.

5) Раствор неостигмина метилсульфата в амп.

6) Неостигмина сульфат в табл.

7) Раствор галантамина гидробромида в амп.

8) Раствор армина.

9) Раствор изонитрозина в амп.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 95 – 115; 119 – 122.



  1. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 39 – 46; 67 – 78.

  2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 193 – 208; 222 – 224.

  3. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 21– 27.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 36– 43.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 89 – 104.

7. Бушма М.И., Бушма К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «лечебное дело», «Педиатрия». Минск «Вышэйшая школа», 2013, часть 1, стр.85 – 100.

Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва

Методические указания для студентов


Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся
Занятие № 8 (21 – 25 октября 2013 г.).

ТЕМА: Холинергические антагонисты.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:


    1. Блокатор выделения ацетилхолина (применение, побочное действие).

    2. Антагонисты мускарина: классификация, основные эффекты, сравнительная характеристика, применение.

    3. Клиника острого отравления и меры помощи.

    4. Ганглиоблокаторы (классификация, основные эффекты, сравнительная характеристика, применение).

    5. Клиника передозировки и меры помощи.

    6. Миорелаксанты (определение, классификация, отличия групп и отдельных лекарственных средств).

    7. Последовательность развития главного эффекта.

    8. Клиника передозировки и меры помощи




  1. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) ботулотоксин А, 2) атропин, 3) гиосцин, 4) платифиллин, 5) метацин, 6) фубромеган, 7) пирензепин, 8) ипратропиум, 9) травентол, 10) гексаметоний, 11) имехин, 12) трепирий, 13) пемпидин, 14) темехин, 15) тубокурарин, 16) атракурий, 17) мивакурий, 18) панкуроний, 19) рокуроний, 20) суксаметоний.

  2. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор атропина сульфата (капли в глаз).

2) Раствор атропина сульфата (капли внутрь).

3) Платифиллина гидротартрат в табл.

4) Пирензепин в табл.

5) Ипратропиум бромид (аэрозоль).

6) Раствор гексаметония бензосульфоната в амп.

7) Пемпидина тозилат в табл.

8) Раствор атракурия безилата в амп.

9) Средство для лечения отравлений недеполяризующими миорелаксантами.

10) Раствор суксаметония йодида в амп.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 115 – 119; 122 – 132.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 47 – 58; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 209 – 221; 226 – 238.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 27 – 37.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 43– 50.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 105-118

7. Бушма М.И., Бушма К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «лечебное дело», «Педиатрия». Минск «Вышэйшая школа», 2013, часть 1, стр.100 – 114.

Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва

Методические указания для студентов


Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся.
Занятие № 9 (28 октября – 1 ноября 2013 г.).

ТЕМА: Адренергические и дофаминергические агонисты.


Домашнее задание:

  1. Основные (контрольные) вопросы темы:

    1. Биосинтез (этапы) и инактивация медиаторов-катехоламинов.

    2. Адренорецепторы (определение, классификация, расположение в организме, физиологическая роль).

    3. Классификация средств, влияющих на активность адренорецепторов.

    4. Альфа-адренергические агонисты (основные эффекты, применение).

    5. Бета-адренергические агонисты (классификация, основные эффекты, применение).

    6. Бета-, альфа-адренергические агонисты (основные эффекты, сравнительная характеристика, применение).

    7. Побочные эффекты адренэргических агонистов.

    8. Дофаминергические агонисты (лекарственные средства и их применение).


2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) фенилэфрин, 2) метоксамин, 3) нафазолин, 4) клонидин, 5) изопреналин, 6) добутамин, 7) орципреналин, 8) сальбутамол, 9) салметерол, 10) тербуталин, 11) ритодрин, 12) фенотерол, 13) эпинефрин, 14) норэпинефрин, 15) амфетамин, 16) тирамин, 17) эфедрин, 18) метараминол, 19) допамин, 20) фенолдопам.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор фенилэфрина гидрохлорида, глазные капли.



  1. Раствор фенилэфрина гидрохлорида, п/кожно.

3) Раствор нафазолина нитрата во флаконах при ринитах.

4) Изопреналина гидрохлорид в табл.



  1. Сальбутамол в форме аэрозоля.

  2. Фенотерол в форме аэрозоля.

  3. Фенотерол в табл. (0,005).

  4. Раствор эпинефрина гидрохлорида в амп.

  5. Раствор эфедрина гидрохлорида в амп.

  6. Раствор допамина гидрохлорида в амп. (4% - 5 мл) в/венно.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 133 – 147; 276 – 279.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 58 – 67; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 239 – 253.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 37 – 40, 43 – 48; 51 – 52; 54 – 56.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 51– 58.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 119-131

7. Бушма М.И., Бушма К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «лечебное дело», «Педиатрия». Минск «Вышэйшая школа», 2013, часть 1, стр. 114 – 129.


Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва

Методические указания для студентов


Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся.
Занятие № 10 (4 – 8 ноября 2013 г.).

ТЕМА: Адренергические антагонисты (адреноблокаторы). Блокаторы адренергических нейронов (симпатолитики).


Домашнее задание:

  1. Основные (контрольные) вопросы темы:

    1. Альфа-адренергические антагонисты (классификация, основные эффекты, применение, побочные эффекты).

    2. Бета-адренергические антагонисты (классификация, основные эффекты, применение, побочные эффекты).

    3. Бета-, альфа-адренергические антагонисты (обоснование применения).

    4. Блокаторы адренэргических нейронов: механизм действия, основные эффекты, применение.

  2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) феноксибензамин, 2) фентоламин, 3) дигидроэрготамина, 4) ницерголин, 5) празозин, 6) теразозин, 7) доксазозин, 8) урапидил, 9) пропранолол, 10) тимолол, 11) надолол, 12) пиндолол, 13) ацебутолол, 14) атенолол,15) бисопролол, 16) эсмолол, 17) лабеталол, 18) карведилол, 19) резерпин.




  1. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. Фентоламина гидрохлорид в табл.

  2. Ницерголин в табл.

  3. Празозина гидрохлорид в табл.

  4. Пропранолола гидрохлорид в табл.

  5. Раствор тимолола малеата, глазные капли.

  6. Атенолола гидрохлорид в табл.

  7. Бисопролол в табл.

  8. Раствор лабеталола в амп.

  9. Резерпин в табл.



Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 147 – 159.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 59 – 65; 68, 67, 69, 72 – 75; 77, 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 254 – 275.



  1. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 40 – 43; 48 – 51; 52 – 54.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 59– 67.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 132-145

7. Бушма М.И., Бушма К.М. Фармакология. Учебное пособие для студентов учреждений высшеего образования по специальностям «лечебное дело», «Педиатрия». Минск «Вышэйшая школа», 2013, часть 1, стр. 129 – 142.
Составил М.И. Бушма


Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва


Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся


Занятие № 11 (11 - 15 ноября 2013 г.)

ТЕМА: Средства для общей анестезии. Снотворные средства.

Спирт этиловый. Средства для лечения алкоголизма.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:


    1. Премедикация: определения, сущность, все компоненты.

    2. Наркоз (клиническое и физиологическое определение). Средства для ингаляционного наркоза (указать преимущества и недостатки каждого препарата).

    3. Сравнительная характеристика препаратов для неингаляционного наркоза (с указанием преимуществ и недостатков каждого из них). Применение в медицинской практике.

    4. Сон: определение, структура сна, критерии оценки расстройств сна (бессонница). Классификация снотворных средств (с названием основных препаратов).

    5. Правила назначения и конечная цель применения снотворных средств. Осложнения при длительном применении снотворных.

    6. Острое отравление снотворными-барбитуратами (клиника и меры помощи).

    7. Спирт этиловый (виды действия и их использование в практической медицине). Острое отравление этанолом и метанолом (клиника и помощь).

    8. Алкоголизм: медико-биологические и социальные проблемы; направления в лечении и принципы медикаментозной терапии.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) закись азота, 2) галотан, 3) десфлуран, 4) севофлуран, 5) тиопентал, 6) кетамин, 7) этомидат, 8) пропофол, 9) акампросат, 10) налтрексон, 11) мелатонин, 12) рамелтеон, 13) залеплон, 14) дифенгидрамин, 15) фенобарбитал, 16) диазепам, 17) триазолам, 18) зольпидем, 19) фомепизол, 20) тетурам (дисульфирам).
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. Диазепам в амп.

  2. Фенобарбитал как снотворное.

  3. Диазепам в табл.

  4. Нитразепам в табл.

  5. Дифенгидрамин (димедрол) в табл.

  6. Зольпидем в табл.

  7. Мелатонин в табл.

  8. Спирт этиловый для компрессов.

  9. Акампросат в табл.

  10. Тетурам (дисульфирам) в табл.


Литература:
1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 157 - 185.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 15-34.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 771-779.

4. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 146-166


Составил В.П. Вдовиченко


Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва


Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся


Занятие № 12 (18 – 22 ноября 2013 г.)

ТЕМА: Анальгетические (болеутоляющие) средства. Опиоиды: агонисты и антагонисты.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Наркотические (опиоидные) анальгетики: определение, механизм действия, классификация (по влиянию на опиоидные рецепторы, химическому строению, и длительности действия), основные эффекты, применение.

1.2. Острое отравление опиоидными анальгетиками: клиника, лечение. Роль антагонистов опиоидных анальгетиков.

1.3. Опиоидная наркомания, характерные черты, клиника опиоидной абстиненции, лечение наркомании.

1.4. Ненаркотические анальгетики (анальгетики-антипиретики), определение, классификация, механизм действия, основные эффекты. Сравнительная фармакологическая характеристика веществ.

1.5.Отравление парацетамолом: клиника, лечение. Антидот при отравлении парацетамолом.



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) морфин, 2) кодеин, 3) фентанил, 4) тримеперидин (промедол), 5) трамадол, 6) пентазоцин, 7) бупренорфин, 8) метадон, 9) налоксон, 10) налтрексон, 11) парацетамол, 12) кеторолак, 13) метамизол (анальгин).
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Морфин в ампулах.

2) Кодеин в комбинированных официнальных таблетках (Solpadeine).

3) Фентанил в ампулах.

4) Тримеперидин (промедол) в ампулах для обезболивания родов.

5) Трамадол в таблетках.

6) Пентазоцин в ампулах.

7) Бупренорфин в таблетках.

8) Метадон в таблетках.

9) Налоксон.

10) Налтрексон.

11) Парацетамол в таблетках.

12) Кеторолак в ампулах.

13) Метамизол (анальгин) в таблетках.


Литература.

1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 192-212.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 147-163.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 534-548.


Составил В. П. Вдовиченко


Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва


Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся


Занятие № 13 (25 – 29 ноября 2013 г.)

Тема: “Противосудорожные средства (противоэпилептические и др.)

Противопаркинсонические средства”

Домашнее задание:



1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1.Эпилепсия – сущность патологии, основные формы, принципы лекарственной терапии.

1.2. Противоэпилептические препараты (классификация по признаку эффективности при различных формах болезни). Побочные эффекты при применении фенобарбитала, фенитоина, карбамазепина, этосуксимида и препаратов вальпроевой кислоты.

1.3. Эпилептический статус (сущность, тактика лекарственной помощи). Помощь при судорожных состояниях невыясненной природы. Фебрильные судороги у детей и помощь при них.

1.4. Болезнь Паркинсонизм, лекарственный паркинсонизм: сущность патологии и принципы лекарственной терапии.

1.5. Классификация противопаркинсонических средств по механизму действия. Особенности действия комбинированных противопаркинсонических средств («Синемет» и т. д.). Возможные побочные эффекты противопаркинсонических средств.

1.6. Синдром спастичности. Основные причины его возникновения. Средства для лечения спастичности (основные вещества и их краткая фармакологическая характеристика).
2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) фенитоин, 2) карбамазепин, 3) вальпроат натрия, 4) этосуксимид, 5) клоназепам, 6) фенобарбитал, 7) ламотригин,8) габапентин, 9) диазепам, 10) леводопа, 11) бромокриптин, 12) толкапон, 13) селегилин, 14) тригексифенидил (циклодол), 15) баклофен, 16) тизанидин, 17) толперизон (мидокалм), 18) циклобензаприн, 19) дантролен.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Фенитоин в таблетках.

2) Карбамазепин в таблетках.

3) Вальпроат натрия в таблетках.

4) Этосуксимид в таблетках.

5) Фенобарбитал в таблетках.

6) Габапентин в таблетках.

7) Диазепам в ампулах.

8) Комбинированный препарат леводопы (Синемет).

9) Бромокриптин в таблетках.

10) Селигилин в таблетках.

11) Тригексифенидил в таблетках.

12) Баклофен в таблетках.

13) Толперизон (мидокалм) в драже.

14) Дантролен в капсулах.

Литература.

1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 212-227.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 36-53, 137-147.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 771-779.


Составил В. П. Вдовиченко


Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва


Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся


Занятие № 14 (2 – 6 декабря 2013 г.)

Тема: “Психотропные средства (антипсихотические средства, анксиолитики и седативные средства)”.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Психотропные средства (определение, классификация). Основные группы психических расстройств, понятие о психозах и неврозах (пограничных состояниях).

1.2. Антипсихотические средства: определение, классификация. Сущность антипсихотического действия, современные взгляды на механизмы его развития.

1.3. Характеристика терапевтических и побочных эффектов антипсихотических средств (с указанием механизма их развития). Ранние и поздние экстрапирамидные расстройства, тактика при их развитии.

1.4. Сравнительная характеристика различных групп антипсихотических средств; особенности атипичных антипсихотических средств. Применение антипсихотических средств в медицине.

1.5. Анксиолитики - определение, классификация. Механизм действия анксиолитиков – производных бензодиазепина.

1.6. Характеристика фармакокинетики производных бензодиазепина, терапевтические и побочные эффекты, применение.

1.7. Основные особенности буспирона, анксиолитиков других групп.

Краткая характеристика растительных седативных средств и бромидов. Бромизм: симптомы, лечение.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) хлорпромазин (аминазин), 2) трифлуоперазин (трифтазин), 3) флуфеназина деканоат (модитен-депо), 4) тиопроперазин (мажептил), 5) перфеназин, 6) тиоридазин, 7) галоперидол, 8) дроперидол, 9) хлорпротиксен, 10) клозапин (азалептин), 11) рисперидон, 12) оланзапин, 13) диазепам, 14) хлордиазепоксид (элениум), 15) феназепам, 16) медазепам (мезапам), 17) лоразепам, 18) оксазепам, 19) триазолам, 20) алпразолам, 21) буспирон, 22) настойка валерианы.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:


  1. Раствор хлорпромазина (аминазина) в амп.

  2. Трифлуоперазин (трифтазин) в табл.

  3. Тиоридазин в драже.

  4. Галоперидол в табл.

  5. Клозапин (азалептин) в табл.

  6. Рисперидон в табл. по 2 мг; по 2 табл. в день.

  7. Оланзапин (в табл. по 5 мг; по 2 табл. 1 раз в день)

  8. Раствор диазепама в амп.

  9. Хлордиазепоксид (хлозепид, элениум) в табл.

  10. Алпразолам в табл. по 0,25 мг; по 1 табл. 3 раза в день.

  11. Буспирон в табл. по 5 мг; по 1 табл. 3 раза в день.

  12. Настойку валерианы.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А. Харкевич. (8-е, 9-е) 10-е изд. – М., 2008. – С. 228 – 237, 245 – 252.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т.1. М., 2000. – С. 49 – 90.

3. Материалы лекций.


Составил В.И. Козловский

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва


Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся


Занятие № 15 (9 - 13 декабря 2013 года).

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ № 1: контроль знаний, умений и навыков по всем пройденным разделам (общая рецептура, общая фармакология, нейротропные средства).

Планируется две формы контроля:

I. Письменная контрольная работа выполняется студентами согласно индивидуальным заданиям. Каждое задание состоит из 2-х частей.

1. Перечислить латинские названия, формы выпуска (без указания доз и концентраций) и спо­собы (пути) введения лекарственных препаратов (двух-трех фармакологических групп).

2. Выписать в форме врачебных рецептов и указать основное (одно конкретное) показание к применению выписанной лекарственной формы препарата (всего 7 условий). После каждого показания дать обоснование (т.е. показать роль препарата в данном конкретном случае).
II. Компьютерный тестовый контроль (всего 422 вопроса, включая введение в фармакологию). Каждый вариант содержит 40 вопросов (состоится на 16-й или 17-й неделе) после выполнения письменной контрольной работы.

Образец письменной работы.
Задание 1

1. Перечислить латинские названия, формы выпуска (без указания доз и концентраций) и спосо­бы (пути) введения:

а) М-холиноблокаторов.

б) Наркотических (опиоидных) анальгетиков.
2. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные (основные) показания к применению вы­писанной лекарственной формы препарата. После каждого показания дать обоснование (т.е. показать роль препарата в данном конкретном случае):

а). Раствор физостигмина салицилата, приготовленный на 2 % растворе борной кислоты.

б). Раствор гексаметония в ампулах.

в). Сальбутамол в форме аэрозоля.

г). Эпинефрин (адреналин) в амп.

д). Трамадол в капс. по 50 мг.

е). Карбамазепин в табл.

ж). Клозапин в табл.


Составил: Станкевич П.Б.

Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва


Методические указания для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся


Занятие № 15 (9 - 13 декабря 2013 года)

Тема: Психотропные средства (антидепрессанты, психостимулирующие, ноотропные, нормотимические средства). Аналептики.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Антидепрессанты: определение, классификация, механизмы действия, характеристика терапевтических и побочных эффектов.

1.2. Сравнительная характеристика различных антидепрессантов по особенностям психотропного действия, побочным эффектам и безопасности применения.

1.3. Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы): определение, характеристика фармакологических эффектов психостимуляторов группы амфетамина, краткая характеристика других психостимуляторов. Применение психостимуляторов.

1.4. Ноотропные средства (психометаболические стимуляторы): определение, характеристика фармакологических эффектов, отличия их от психостимуляторов, применение.

1.5. Нормотимические (антиманиакальные) средства: определение, характеристика фармакологических эффектов препаратов лития, краткая характеристика других нормотимических средств.

1.6. Краткая фармакологическая характеристика аналептиков.



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) имипрамин (имизин), 2) дезипрамин, 3) амитриптилин, 4) нортриптилин, 5) амоксапин, 6) мапротилин, 7) тразодон, 8) венлафаксин, 9) флуоксетин, 10) циталопрам, 11) моклобемид, 12) пиразидол, 13) ниаламид, 14) миртазапин, 15) бупропион, 16) амфетамин, 17) кофеина-натрия бензоат, 18) мезокарб (сиднокарб), 19) пирацетам (ноотропил), 20) гаммааминомасляная кислота (аминалон), 21) лития карбонат, 22) никетамид, 23) бемегрид, 24) камфора.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Имипрамин (имизин) в табл.

2) Раствор амитриптилина в амп.

3) Миртазапин в табл.

4) Тразодон в табл.

5) Флуоксетин в капс.

6) Моклобемид (аурорикс) в табл.

7) Мапротилин в табл.

8) Мезокарб (сиднокарб) в табл.

9) Пирацетам (ноотропил) в капс.

10) Кофеина-натрия бензоат в амп.

11) Лития карбонат в табл.

12) Никетамид (кордиамин) во флаконах.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 237 – 245, 252 – 261.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 108 – 112., 116 – 129.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 91 – 128.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 115 – 127.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 104– 120.


Составила: Коршак Т.А.

Кафедра фармакологии ГрГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет и отделение иностранных студентов

Занятие № 16 (16 - 20 декабря 2014 г.)

Тема: "Средства, влияющие на функции органов дыхания".

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Средства, применяемые для профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств (СДР) у новорожденных.

1.2. Противокашлевые средства: классификация по механизму действия (с названием основных препаратов).

1.3. Отхаркивающие средства: определение, классификация (по механизму действия), применение.

1.4. Направления фармакотерапии больных с синдромом бронхиальной обструкции (СБО): выбор препаратов для купирования и профилактики бронхиальной астмы.

1.5. Астматический статус (сущность, направления фармакотерапии).

1.6. Принципы фармакотерапии отека легких нетоксического генеза (дать обоснование эффективности используемых препаратов).

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) преноксдиазин (либексин), 2) кодеин, 3) декстрометорфан, 4) бромгексин, 5) амброксол, 6) гвайфенезин, 7) настой травы термопсиса, 8) сальбутамол, 9) фенотерол, 10) дитек, 11) сальметерол, 12) эфедрин, 13) теофиллин, 14) теофедрин; 15) аминофиллин (эуфиллин), 16) ипратропий (атровен), 17) кромолин - натрий, 18) беклометазон (бекломет), 19) зафирлукаст, 20) преднизолон, 21) омализумаб.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Преноксдиазин (либексин) в таблетках.

2) Декстрометорфан и гвайфенизин в сиропе (Туссин плюс).

3) Амброксол в таблетках.

4) Сальбутамол в аэрозоли.

5) Таблетки «Теофедрин».

6) Кромолин-натрий в капсулах.

7) Беклометазон в аэрозоли.

8) Зафирлукаст в таблетках.

9) Ипратропий в аэрозоли.

10) Аминофиллин (эуфиллин) в ампулах.

11) Преднизолон в таблетках.

12) Омализумаб в ампулах.

Литература.

1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 262-278.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 339 -347.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 369-401.


Составил В. П. Вдовиченко

Кафедра фармакологии ГрГМУ



Методические указания для студентов

Лечебный факультет и отделение иностранных студентов

Занятие № 17 (23 – 27 декабря 2013 года).

Тема: «Средства, применяемые при сердечной недостаточности».

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Понятие о сердечной недостаточности. Патогенетические механизмы застойной хронической сердечной недостаточности, роль симпатической нервной системы и ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Основные направления фармакотерапии хронической застойной сердечной недостаточности, фармакологические группы, используемые для их реализации.

1.2. Сердечные гликозиды: определение, источники получения; механизм действия, основные фармакологические эффекты. Особенности фармакокинетики строфантина, дигоксина и дигитоксина. Интоксикация сердечными гликозидами: предрасполагающие факторы, симптомы, лечение. Влияние сердечных гликозидов на смертность больных хронической сердечной недостаточностью.

1.3. Негликозидные инотропные средства: особенности действия, место в современной терапии сердечной недостаточности.

1.4. Ингибиторы АПФ: механизм действия при хронической сердечной недостаточности, побочные эффекты, влияние на смертность больных. Роль антагонистов рецепторов ангиотензина II в терапии хронической сердечной недостаточности.

1.5. Диуретики: механизм действия при хронической сердечной недостаточности, основные группы. Особенности действия антагонистов альдостерона.

1.6. β -Адреноблокаторы: основные препараты, эффективные при хронической сердечной недостаточности, предполагаемый механизм действия, влияние на смертность больных.

1.7. Вазодилататоры: препараты, механизм действия и роль в терапии хронической сердечной недостаточности. Предсердный натрийуретический пептид.



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, особенности и применение) темы: 1) дигоксин, 2) дигитоксин, 3) строфантин К, 4) амринон, 5) милринон; 6) допамин; 7) добутамин; 8) левосимендан; 9) каптоприл; 10) эналаприл; 11) трандолаприл; 12) лозартан; 13) спиронолактон; 14) эплеренон, 15) гидрохлортиазид; 16) фуросемид; 17) карведилол; 18) метопролол; 19) бисопролол; 20) нитроглицерин; 21) гидралазин, 22) несиритид.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Дигоксин в табл.

2) Дигитоксин в форме ректальных суппозиториев;

3) Раствор строфантина К в амп.

4) Амринон в амп. по 20 мл 0,5 % раствора (содержимое ампулы вводить внутривенно);

5) Ингибитор АПФ;

6) Антагонист рецепторов ангиотензина II;

7) Антагонист альдостерона;

8) Карведилол в табл. по 25 мг, по 1 табл. 2 раза в день.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А. Харкевич. (8-е, 9-е) 10-е изд. – М., 2008. – С. 279 – 292.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т.1. М., 2000. – С. 369 – 382.

3. Материалы лекций.

Кроме того, при подготовке к занятиям необходимо повторить пройденный ранее материал по ингибиторам АПФ, антагонистам рецепторов ангиотензина II, диуретикам, бета-адреноблокаторам.

Составил: Козловский В.И.



Кафедра фармакологии им. профессора М.В.Кораблёва


Методическое указание для студентов

Лечебный факультет и факультет иностранных учащихся

Занятие №18 (30-3 января 2014 года).

Тема: «Средства, применяемые при ишемической болезни сердца и других нарушениях локального кровотока. Гиполипидемические средства».



Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Ишемическая болезнь сердца (ИБС), сущность патологии, клинические аспекты.

1.2. Основные принципы терапии острых проявлений ИБС и их реализация (указать конкретные препараты и способ их введения).

1.3. Фармакодинамика антиангинального действия нитратов. Правила применения нитроглицерина. Препараты при непереносимости или неэффективности нитратов.

1.4. Направления и средства для профилактики острых проявлений ИБС: классификация (с указанием препаратов и их механизма действия); особенности метаболического направления.

1.5. Брадикардические средства (ивабрадин и др.); их выгодное отличие от других средств, понижающих потребность миокарда в кислороде.

1.6. Особенности метаболического направления (на примере триметазидина); кардиопротекторные и ангиопротекторные средства.

1.7. Основные патогенетические звенья приступа мигрени, клиника и фармакотерапия (назвать используемые группы лекарственных препаратов).

1.8. Направления терапии при хроническом нарушении мозгового и периферического кровообращения (основные лек. препараты для их реализации).

1.9. Классификация и применение гиполипидемических средств.



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, особенности и применение): 1) нитроглицерин, 2) тринитролонг, 3) изосорбид (нитросорбид), 4) сустак, 5) молсидомин, 6) верапамил, 7) никорандил, 8) дипиридамол (курантил), 9) ивабрадин, 10) триметазидин (предуктал), 11) инозин (рибоксин), 12) эмоксипин, 13) суматриптан (имигран), 14) «Синкаптон», 15) циннаризин, 16) винпоцетин (кавинтон), 17) пентоксифиллин (трентал), 18) билобил (экстаркт из листьев гинкго двудольного), 19) алпростадил (алпростан, вазапростан), 20) трибенозид (гливенол), 21) эсцин, 22) троксерутин (троксевазин), 23) ловастатин, 24) аторвастатин, 25) гемфиброзил.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Средство для устранения приступа стенокардии при непереносимости нитратов (молсидомин в табл.).

2) Препарат нитроглицерина для купирования приступов стенокардии (под язык).

3) Препарат нитроглицерина длительного действия в табл.

4) Селективный  - адреноблокатор в качестве антиангинального средства в табл.

5) Верапамил в табл.

6) Рибоксин в табл. по 0,2

7) Триметазидин (предуктал MR) в табл. по 0,035

8) Суматриптан в табл. по 0,1

9) Циннаризин в табл.

10) Кавинтон (винпоцетин) в амп.

11) Пентоксифиллин в табл. (драже).

12) Ницерголин в табл. (по 10 мг).

13) Билобил в капс. по 0,04

14) Трибенозид в капс. (табл.)

15) Троксерутин (троксевазин) в капс по 0,2.

16) Гиполипидемическое средство, уменьшающее синтез атерогенных веществ (аторвастатин или ловастатин) в табл.

17) Гемфиброзил в капс. (табл.).



Примечание. При ИБС и др. нарушениях локального кровотока наряду с другими антиагрегантами (тиклопидин, клопидогрел и др.) широко применяется ацетилсалициловая кислота в дозе, не превышающей 0,325 в сутки (по разным данным в среднем 0,1 – 0,15 однократно в день).

Литература

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 313 – 335; 358 – 367; 502 - 516.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 394 – 429; 457 – 475.

3. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 161 – 190; 192 - 195.

4. Станкевич, П.Б., Козловский, В.И., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть II. – Гродно: ГрГМУ, 2008. С. 23 - 33.

Составил: П.Б. Станкевич


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет