Модель Свейби «The intangible assets monitor»



Дата01.12.2019
өлшемі80.62 Kb.
Модель Свейби «The intangible assets monitor»

Из известных методик анализа интеллектуально капитала выделяют технологию мониторинга IAM, разработанную К.-Е. Свейби, и методику Skandia Navigator, разработанную Л. Эдвинссоном. Система измерения интеллектуального капитала К.-Э. Свейби основана на утверждении, что общая сумма нематериальных или интеллектуальных активов равна разнице между рыночной и балансовой стоимостью компании. Концепция интеллектуального капитала К.-Э. Свейби состоит из трех блоков: внешняя структура (брэнды, отношения с клиентами); внутренняя структура (организация: менеджмент, юридическая структура, межличностные отношения, процессы R&D, программное обеспечение и др.); индивидуальные компетенции (образование, опыт). По мнению К.-Э. Свейби, сложность в разработке подходов к измерению неосязаемых активов заключается не в самом процессе разработки, а в том, что сложно найти взаимосвязь между их значениями и изменениями в эффективности бизнеса . В модели «The intangible assets monitor» Свейби предпочитает употреблять заимствованное у бухгалтерского учета название «нематериальные активы», хотя в общепринятом смысле речь идет об интеллектуальном капитале. Модель представлена в таблице 1, в которой отражены инвестиции как в материальные активы (оборудование, здания), так и в нематериальные.



Таблица 1 – Анализ интеллектуального капитала согласно К.-Э. Свейби

Нематериальные активы Свейби делит на компетенцию сотрудников, внутреннюю и внешнюю структуру компании. К компетенции относятся мысленные знания, способности, накопленный опыт, образование. Внешняя структура ориентирована на отношения с клиентами и поставщиками; это имидж компании, торговые марки, признание продукции. Внутренняя структура ориентирована на поддержание организации и включает патенты, авторские права, базы данных, административные системы, научные исследования и разработки. Каждый из трех нефинансовых показателей оценивается с точки зрения роста и инноваций, эффективности и стабильности. В данной модели многие показатели трудно интерпретируемы без дополнительных разъяснений, например, «клиенты, улучшающие компетенцию (внутреннюю/внешнюю структуру», «ценности/отношение персонала». Некоторые компании, использующие данную модель, используют цветовой код для обозначения высокого, среднего и низкого уровня показателей, оценка которых может быть не понятной инвесторам. Поэтому записывают хорошие показатели зеленым цветом, плохие — красным. Вместе с тем, оценку показателям должны давать инвесторы, а не менеджеры. Для этого инвесторы должны знать методологию расчета каждого показателя в отчетности компании.Каждый из показателей в модели Свейби имеет свою единицу измерения (проценты, коэффициенты, стоимость в денежных единицах, удельные показатели и т.д.). Очевидно, что представленная система показателей дает не прямую, а косвенную оценку интеллектуального капитала компании, в виде результатов (например, добавленная стоимость, удовлетворенность клиентов) или внешних проявлений деятельности менеджеров по увеличению стоимости компании (например, затраты на обучение и образование сотрудников). В отчетах об интеллектуальном капитале не разъясняется порядок расчета показателей, даже таких, которые не имеют общепринятых подходов к расчету (индекс удовлетворенности клиентов и др.). Кроме того, сравнение отчетов одной компании за несколько лет приводит к выводу, что состав показателей достаточно произвольно и без объяснений изменяется, в связи с этим информация становится мало сопоставимой и плохо пригодной для принятия инвестиционных решений. Несмотря на широкую известность и распространенность методики Свейби, нельзя не отметить ряд существенных недостатков, усложняющих ее применение на практике:



  • во-первых, многие показатели (индекс удовлетворенности клиентов и др.) в данной модели довольно трудно интерпретируемы без дополнительных разъяснений; в результате инвесторам для оценки тех или иных показателей модели необходимо полностью изучать все ее нюансы;

  • во-вторых, представленная система показателей дает не прямую, а косвенную оценку интеллектуального капитала компании, в виде результатов или внешних проявлений деятельности менеджеров по увеличению стоимости компании;



  • в-третьих, состав показателей в отчетах за разные годы значительно изменяется, в связи с этим информация становится мало сопоставимой и плохо пригодной для принятия инвестиционных решений.


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет