Н. В. Расова (Горно-Алтайск) Православие в Горном Алтае: проблемы освещения учёными региона



жүктеу 127.73 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі127.73 Kb.
Н.В. Расова

(Горно-Алтайск)
Православие в Горном Алтае: проблемы освещения учёными региона

Разработка и освещение истории православия в Горном Алтае началась практически сразу же после начала деятельности Алтайской Духовной Миссии. И первыми её исследователями были сами миссионеры. Их сочинения исторического и историко-философского характера печатались не только в различных православных изданиях, но и светских: в обществе периода XIX – начала XX столетия наблюдался интерес к подвижнической деятельности миссионеров на далёких окраинах России.

Определённый интерес в этом плане представляют дневники и записки миссионеров. Наиболее характерные и интересные из них печатались в различных православных и чисто миссионерских изданиях: журналах «Православный благовестник» и «Томские епархиальные ведомости», а также как материал, дополняющий ежегодные отчёты Алтайской Духовной Миссии; в виде отдельных книг, в специальных сборниках - «Душеполезное чтение».1 Перечень опубликованных в 50-70 гг. XIX в. дневников, записок миссионеров Алтая составлен известным русским библиографом В.И. Межовым. К примеру, он включает 19 подобных публикаций В.И. Вербицкого, 9 – С. Ландышева, а также иеромонаха Дометиана, С. Ивановского и других деятелей Миссии, помещённых в журналах «Миссионер», сборниках «Душеполезное чтение», «Христианское чтение» и т.д. Серьёзному, скрупулёзному исследованию духовного наследия алтайских миссионеров посвятил свою диссертацию кандидат (магистр) богословия Б.И. Пивоваров (Новосибирск). В изданной им книге имеется «Список опубликованных трудов алтайских миссионеров и их трудов на русском языке» (он включает 443 наименования 51 автора), а также перечень их переводов и трудов на алтайском, шорском и других языках народов Сибири.2

В трудах миссионеров имелась лишь хроника событий и сопутствующие ей эмоциональные переживания самих миссионеров. К пятидесятилетию Алтайской Миссии была сделана попытка не просто описать историю Миссии за достаточно большой период её существования, но и проанализировать её с точки зрения влияния на жизнь региона.

В досоветское время были изданы труды, посвящённые известным деятелям Алтайской Миссии, такие как книг Д.Д. Филонова «Материалы для биографии основателя Алтайской Миссии архимандрита Макария.3 Крупной работой, освещающей период истории Миссии, когда ей руководил Владимир (Петров), является биографический труд И. Ястребова «Миссионер, Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский». Она дополняет интересными сведениями многие моменты истории и деятельности Алтайской Миссии: даёт характеристику религиозных воззрений алтайцев, системы школьного образования.4

Историки советского времени свели деятельность миссионеров лишь к выполнению политических задач государства. Известные историки-этнографы Л.П. Потапов и А.М. Сагалаев связывают воедино понятия христианизации и русификации.5 Ф.А. Сатлаев (Горно-Алтайск, 1931-1995 гг.) видит в миссионерстве «правительственную форму колонизации Алтая».6

Ряд учёных нашего времени придаёт вопросу о христианизации коренных жителей Алтая также ярко выраженную политическую окраску. Так, Н.Ю. Храпова (Барнаул) в основателе Миссии – архимандрите Макарии видит «убеждённого русификатора».7 Если следовать такого рода заключениям, то получается, что М. Глухарев и его сослуживцы, большинство из которых были людьми образованными, деятельными, высокоморальными, ехали в далёкий Горный Алтай, чтобы быть лишь только «слепым орудием» в руках светской власти? Безусловно, вопрос о соотношении веры и политики в миссионерстве является небесспорным, но с такой точкой зрения вряд ли можно согласиться. В ней чересчур смещены акценты в сторону «огосударствления» миссионерства.

В таком понимании миссионерства коренным образом искажается его сущность, т.к. с философско-религиоведческой точки зрения оно предполагает работу по «духовному деланию» - несению веры. Также это понятие изначально несёт в себе смысл подвижничества – ведь сами миссионеры – это «посланники» Иисуса Христа. Куда их посылают? Туда, где не знают Божественного учения, где их ждут препятствия и лишения. Пренебрежение к духовной части деятельности неоправданно: ведь без неё миссионерство или христианизация, как действие, не состоялось бы вообще. Нам представляется, что между понятиями «миссионерство» и «христианизация» существует, несмотря на их синонимичность, - хотя и тонкая, но всё же грань. Христианизация означает, в первую очередь, политическое действие, как закрепление власти государства на присоединяемых к нему территориях с помощью распространения государственной религии. Миссионерство означает, в первую очередь, приобщение к вере тех, кто её не знает, и не просто к вере, а к своему государству и «белому царю».

Поскольку деятельность Миссии распространялась не только на территорию Бийского уезда, куда входил Горный Алтай, но и Кузнецкого, эта тема разрабатывается учёными Кемеровской области. Достоинством монографии доктора педагогических наук Д.В. Кацюбы «Алтайская духовная миссия. Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности» является то, что она написана в спокойном тоне, без навешивания каких-либо пропагандистских ярлыков. В работе хорошо аргументированы и достаточно глубоко раскрыты вопросы просвещения и благотворительности, однако она не даёт полной картины деятельности Миссии.8 Освещению роли Миссии в истории своего региона посвятили книгу «Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае» В.В. Ерошов и В.М. Кимеев. Они изложили историю каждого миссионерского отделения Кузнецкого уезда, отвели немало места характеристике служителям Миссии, но общемиссионерские проблемы ими освещены явно недостаточно.9

Надо отдать должное историком Кемеровской области: несмотря на то, что на их территории находились 6 миссионерских отделений из 28 (данные на 1917 г.) и деятельность Алтайской Миссии распространялась не на весь край, они ей посвящают достаточно глубокие монографические исследования и продолжают работать в этом направлении дальше.

Обстоятельные статьи доктора исторических наук М.Н. Колоткина (Новосибирск) помогли в реконструкции исторических моментов христианизации алтайцев в XVIII в. и истории Миссии на начальном этапе её становления.10

Миссионерский отдел Барнаульской и Алтайской епархии во главе с его заведующим Ю.А. Крейдуном проводит серьёзную исследовательскую работу, включающую поиск архивных источников и научные экспедиции по истории отделений и монастырей Алтайской Миссии, персоналиям. Ю.А. Крейдуном детально изучены вопросы строительства и архитектуры зданий Миссии; он активно участвует в научной жизни Республики Алтай и Алтайского края.11

Вопросы истории и влияния Алтайской Духовной Миссии на жизнь региона разработаны учёными Горного Алтая. Месту и роли Миссии в системе официальной политики государства, её влиянию на культурную жизнь региона – образование, вклад в науку и искусство, – уделил доктор исторических наук Н.С. Модоров в монографии «Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.)» Им же опубликован ряд статей о культурно-просветительском значении деятельности Алтайской Миссии для нашего региона, личности основателя Миссии М. Глухарева. Для Н.С. Модорова характерен критический подход, который всё же позволил ему сделать вывод о прогрессивном влиянии Алтайской Миссии на развитие Горного Алтая в целом.12

Философ-религиовед С.К. Носов находит во многих аспектах миссионерства глубокий философский смысл; показывает в своих работах просветительскую сущность деятельности православной Миссии в Горном Алтае. В поле зрения его научных интересов личности миссионеров.13

Историк О.А. Гончарова в своих работах раскрыла роль Алтайской Миссии в оказании медицинской помощи местному населению.14 А.П. Адлыкова (Горно-Алтайский государственный университет) работает над историей монастырей Алтайской Духовной Миссии. Она издала монографию, в которой подробно описала образование и становление, роль и влияние монастырей, как на культурно-просветительную, так и хозяйственно-экономическую жизнь региона в досоветское время.15

О том, какое влияние оказала Миссия на распространение оседлости, как новой формы жизнеустройства, изменившей быт и хозяйственные традиции аборигенов, писали в своих работах Ф.А. Сатлаев, Д.И. Табаев, Н.В. Екеев. Но православной Миссии они касались настолько, насколько требовали того цели и задачи их исследований.16 Специалист по истории Горного Алтая начала XX века – Н.А. Майдурова (Институт алтаистики им. С.С. Суразакова) справедливо считает деятельность Алтайской Миссии немаловажным фактором в жизни Горного Алтая в этот период, влиявшим не только на духовные, но и экономические, социальные, политические события и процессы, происходившие в регионе.17

Благотворное влияние миссионеров на культурную жизнь Горного Алтая описано в работах специалистов - филологов Е.М. Тощаковой, З.С. Казагачевой, педагогов А.П. Беликовой, В.Г. Бабиным. Подчеркнув роль Миссии в деле создания системы образовательных учреждений, они отметили как положительные моменты, так и недостатки в организации и содержании обучения; по достоинству оценили труд тех, кто нёс просвещение алтайскому народу.18 В ракурсе своих научных исследований по истории школы России в XIX – начале XX веков историк В.Г. Бабин (Горно-Алтайский государственный университет) уделяет немало места роли миссионерских школ в распространении грамотности и образования в Горном Алтае. Учёный считает, что культурно-образовательная работа Миссии дала серьёзный импульс развитию национальной культуры.19 Действительно, деятели Алтайской Духовной Миссии заложили основы и современного алтайского языкознания, на что обращают внимание специалисты-филологи. В частности, доктор филологических наук А.Т. Тыбыкова показала роль основателя православной Миссии в Горном Алтае – М. Глухарева, - в создании алтайской письменности. Особое место в лингвистике алтайского языка по праву занимает сегодня «Грамматика алтайского языка», «главным» автором которой был деятель Миссии В. Вербицкий. Филологи В.Н. Тадыкин и Э.Р. Тенишев считают, что она и «сегодня не утратила своей научной значимости».20

Алтайская Миссия, без преувеличения, «породила» первый слой алтайской интеллигенции – писателей и художников. Монографии З.С. Казагачевой «Зарождение алтайской литературы» и Э.П. Чининой – «Русская литература XIX в. и становление молодой алтайской литературы» показывают её значения в становлении алтайской литературы.21 Известный в Горном Алтае искусствовед В.И. Эдоков (годы жизни 1936-1995) неоднократно отмечал положительную роль иконописного класса, ставшего позже мастерской, созданного при Улалинском миссионерском училище, в зарождении изобразительного искусства в Горном Алтае.22

Интерес к месту Алтайской Миссии в истории региона проявляет историк и этнограф В.А. Муйтуева. Любопытной представляется сравнительная характеристика бурханистов и православных миссионеров (в вопросах религиозной обрядности и методах ведения проповеди), данная учёным в работе «Традиционная религиозно-мифологическая картина алтайцев». Следует согласиться с мнением автора монографии о том, что православие оказало влияние на бурханизм23 и предположить, что за 70 лет существования православной Миссии в Горном Алтае (имеется ввиду до распространения бурханизма), эта религия стала в определённой степени духовной традицией для алтайцев. Однако работа В.А. Муйтуевой с общим названием «Алтай Духовный миссия ла алтайлар» (в переводе с алтайского языка «Алтайская Духовная миссия и алтайцы»)24 с научно-исторической точки зрения трудноприменима ввиду своей явной тенденциозности.

Ведущий учёный Института алтаистики - историк Г.П. Самаев, - специалист по политической истории Горного Алтая, - в последнее время он опубликовал ряд статей, посвящённых первым учителям-алтайцам, получившим в своё время образование в Бийском миссионерском катехизаторском училище и Казанской учительской семинарии.25

О вкладе деятелей Миссии в развитие культуры региона имеются публикации в региональных журналах «Наука, культура, образование» и «Кан-Алтай».26

Таким образом, на сегодняшний день истории Русской Православной Церкви в Горном Алтае посвящено немало работ, тем не менее, она, как нам представляется, всё же является недостаточно изученной. Основанием для такого вывода может служить то, что в них рассматриваются лишь отдельные стороны её деятельности, комплексно же история православия никем не изучалась.

Так, учёные в освещении истории православной церкви в Горном Алтае практически «упустили» целый период – советского времени.

В имеющихся публикациях об Алтайской Духовной Миссии раскрыта деятельность лишь некоторых её служителей, не показана система миссионерского труда в его многогранности, в котором нашли отражение черты характера миссионеров. Недостаточная изученность проблемных вопросов, как известно, приводит к неверным трактовкам, начиная с научной литературы и заканчивая периодической печатью и бытовым мнением, роли православной церкви в процессах и событиях, происходивших в Горном Алтае (например, в связи с движением бурханизма). Таким образом, безусловной задачей историков является заполнение информационного пространства востребованными сегодня монографическими трудами, справочной литературой по истории Алтайской Духовной Миссии.

__________________________________________



1 Душеполезное чтение. 1860-1866гг.; Извлечения из записок сотрудника Алтайской миссии священника Василия Вербицкого за 1857г. М., 1859; Записки Улалинского отделения Алтайской Духовной Миссии миссионера Иоанна Смольянникова за 1858гг. М., 1860; Выписки из дневника миссионера Алтайской Духовной Миссии протоиерея Стефана Ландышева за 1-ю треть 1859г. М., 1861; Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской Духовной Миссии священника Василия Вербицкого за 1861г. М., 1862; Записки Алтайского миссионера Чёрно-Ануйского отделения священника Филарета Синьковского за 1876-1881гг. М., 1883. и т.д.

2 Из духовного наследия алтайских миссионеров. Сост. Б.И.Пивоваров. Новосибирск, 1998.

3 Филонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской Миссии архимандрита Макария. М., 1888.

4 Ястребов И. Миссионер, Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1898.

5 Потапов Л.П. Очерк истории Ойротии. Новосибирск, 1933; Он же. Очерки по истории алтайцев. М.-Л., 1953.

6 Сатлаев Ф.А. История Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1995.

7 Храпова Н. Православное миссионерство на Алтае. // Русская идея. Барнаул, 1992.

8 Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия. Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998.

9 Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово, 1995.

10 Колоткин М.Н. Христианизация алтайцев в XVIII веке. // Макарьевские чтения: мат-лы второй междунар. конф. (21-22 ноября 2003 года). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004; Пономарёва Ю.А., Колоткин М.Н. Миссионерская деятельность Алтайской духовной миссии в первой половине XIX века. // Макарьевские чтения: мат-лы второй междунар. конф. (21-22 ноября 2003 года). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004.

11 Крейдун Г. Афонские святыни на Алтае. // Алтайская миссия (газета). 2001. №4; Крейдун Ю.А. Бийский Архиерейский дом и Катехизаторское училище (1880-1931 гг.). Барнаул: Изд-во Азбука, 2001; Крейдун Ю.А. Деятельность М.Глухарева по обустройству первых миссионерских станов на Алтае. // Макарьевские чтения: Сб. научных статей/ Отв.ред. В.Г.Бабин, С.К.Носов. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002; Крейдун Ю.А. Монастыри Алтайской Духовной Миссии во второй половине XIX – первой трети XX в. // История Алтайского края XVIII – XX вв.: Научные и документальные материалы. Барнаул: БГПУ, 2005.

12 Модоров Н.С. История и культура Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1991; Он же. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII - XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996; Он же. Культурно просветительская деятельность Макария Глухарева (1792-1847) на Алтае. // Горно-Алтайск. 70 лет. Мат-лы науч.-практ. конф. Горно-Алтайск, 1998; Он же. Алтайская Духовная Миссия и просвещение алтайцев (конец XIX – начало XX в.). // Просвещение на Руси, в России. Исторический опыт. СПб., 2000; Он же. Архимандрит Макарий Глухарев – учёный, миссионер и просветитель. // Макарьевские чтения: мат-лы второй междунар. конф. (21-22 ноября 2003 года). Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004.

13 Носов С.К. Религиозная и культурно-просветительская деятельность Алтайской Духовной Миссии в 30-40-е гг. XIXв. // Горный Алтай и Россия. 240 лет. Горно-Алтайск, 1996; Он же. Проблема личного и социального зла в творчестве митрополита Макария (Парвицкого-Невского). // Горно-Алтайск. 70 лет. Материалы науч.-практ. конф. Горно-Алтайск, 1998; Он же. Философия аскетизма в словах, беседах и поучениях митрополита Макария (М.А.Невского). // Макарьевские чтения: Сб. научных статей. Горно-Алтайск, 2002.

14 Гончарова О.А. История становления и развития здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920-1941гг. Томск, 1995; Она же. Культура, здоровье, здравоохранение. История народной медицины в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1999.

15 Богомолова А. (фамилия Адлыковой А.П. до замужества) Улалинский Николаевский женский монастырь. // К свету. Альманах. Вып.20: Православный Алтай. М., 2002.; Адлыкова А.П. Монастыри Алтайской Духовной Миссии во второй половине XIX начале XX века. / Дисс. канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2003.; Адлыкова А.П. Из истории Чемальской женской общины во имя иконы «Всех скорбящих радость». // Горный Алтай: Исторический сборник. Горно-Алтайск-Бийск, 2005.

16 Табаев Д.И. К вопросу о переходе алтайцев к оседлости в дореволюционный период. // Вопросы истории Горного Алтая. Вып.1. Горно-Алтайск, 1980; Он же. Архивные материалы о переходе алтайцев на оседлость. // Гуляевские чтения. Барнаул, 1998; Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в составе России. Горно-Алтайск, 1991; Екеев Н.В., Самаев Г.Н. Горный Алтай в конце XIX – начале XX веков. Горно-Алтайск, 1994.

17 Майдурова Н.А. Материалы алтайской духовной миссии как источник по истории бурханизма. // Гуляевские чтения. Барнаул, 1998; Она же. Материалы Алтайской духовной миссии о правительственной политике на Алтае в конце XIX-начале XX в. // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность. Горно-Алтайск, 1999; Она же. Горный Алтай в конце XIX-начале XXв. Горно-Алтайск, 2000.

18 Тощакова Е.М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом. // Учёные записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ. Вып.2. Горно-Алтайск, 1958; Беликова А.П., Бабин В.Г. К вопросу о просвещении в дореволюционном Горном Алтае. // Проблемы истории педагогики и современность. Горно-Алтайск, 1991; Беликова А.П. Горный Алтай: истоки просвещения. // Педагогика. 1995. №2.; Казагачева З.С. К истории народного образования. // Кан-Алтай. 1994. Январь-март.

19 Бабин В.Г. Религиозно-просветительская система Н.И.Ильминского и её роль в становлении национальных школ Поволжья, Приуралья и Сибири. // Макарьевские чтения: Сб. научных статей. Горно-Алтайск, 2002; Он же. Школьная политика в национальных районах Западно-Сибирского учебного округа во второй половине XIX -начале XX вв. // История и культура коренных народов Южной Сибири с древнейших времён до 1917г.: Мат-лы междунар. научной конференции. Горно-Алтайск, 2002.

20 Тыбыкова А.Т. Происхождение алтайской письменности и современный этнокультурный процесс. // Язык и культура алтайцев. Горно-Алтайск, 1993; Тадыкин В.Н. К 100-летию «Грамматики алтайского языка». // Учёные записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ, Вып.9. Горно-Алтайск, 1970; Тенишев Э.Р. Теоретические основы грамматики алтайского языка. // Язык и культура алтайцев. Горно-Алтайск, 1993.

21 Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1972; Чинина Э.П. Русская литература XIX в. и становление молодой алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1998.

22 Эдоков В.И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1981; Он же. Возрождение мастера. Горно-Алтайск, 1994.

23 Муйтуева В.А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск, 2004.

24 Муйтуева В.А. Алтай Духовный миссия ла алтайлар. Горно-Алтайск, 2002.

25 Самаев Г.П. Присоединение Алтая к России (исторический обзор и документы). Горно-Алтайск, 1996; Самаев Г.П. Преподаватели-алтайцы Бийского миссионерского катехизаторского училища. // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы научной конференции 11-13 сентября 2003 г. Горно-Алтайск, 2005. Самаев Г.П. Выпускники Казанской учительской семинарии. // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы научной конференции 11-13 сентября 2003 г. Горно-Алтайск, 2005.

26 Башкатов С. Православие в социально-культурной жизни народов Горного Алтая. // Кан-Алтай. 1996. №2.; Еркинова Р.М. Я сын Алтая. // Наука, культура, образование. 2000. №6-7 и др.
: konf -> mak -> arhiv -> 2007
konf -> И русская культура
konf -> Влияние личностных качеств профсоюзного лидера на результативность деятельности первичной профсоюзной организации
konf -> Программа Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в области женского и детского здоровья»
konf -> Урок второй История до Авраама
arhiv -> Православные миссионеры и этноконфессиональные процессы среди крещеных татар Волго-Камского края во второй половине XIX в
2007 -> С. Е. Андриенко (Семипалатинск, Республика Казахстан) История Преображенского стана Киргизской Духовной миссии
arhiv -> Из новейшей истории русского православия в Казахстанском Прииртышье. Возвращение Троицкого храма города Усть-Каменогорска в 1989 – 1991 гг
arhiv -> В. И. Косик (Москва) Русская церковная живопись на Балканах




©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет