Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека методика преподавания истории в школе учебно методическое пособие



жүктеу 2.43 Mb.
бет1/14
Дата15.04.2016
өлшемі2.43 Mb.
түріМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
: uploads -> books -> 251467
251467 -> Ўзбекистон республикаси олий ва ўрта махсус таълим вазирлиги гулистон давлат университети ўзбек тилшунослиги кафедраси
251467 -> Ўзбекистон республикаси олий ва ўрта махсус таълим вазирлиги
251467 -> Фалсафа кафедраси
251467 -> Аудиовизуал журналистика ва оммавий коммуникация кафедраси
251467 -> Мумтоз филология кафедраси битирув малакавий иши
251467 -> Қосимжон содиқов тарихий лексикография
251467 -> Э. К. Умурзақов, Ф. Ю. Полвонов Қурилиш ишлаб чиқариш технологияси


Министерство Высшего и Среднего специального образования Республики Узбекистан.

Национальный Университет Узбекистана.

Исторический факультет




Посвящается 85-летию образования

Национального Университета Узбекистана

имени Мирзо Улугбека


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
(учебно - методическое пособие)


Ташкент- 2003г.

Данное учебно - методическое пособие предназначено для студентов старших курсов исторических факультетов ВУЗов. Оно содержит обширный материал по методике преподавания истории в школе, педагогике, истории педагогической мысли.

Автор составитель: к.и.н. Кобзева О.П.
Ответственный редактор: к.и.н. доц. Гаффаров Я.Г.

Рецензенты: д.и.н.проф. Фармонов Р;

ст. пр. Иофе В.Г;

учитель высшей категории школы №83

г. Ташкента Ибрагимова С.Ф.

Учебно - методическое пособие рекомендовано к публикации на заседании учебно - методического совета исторического факультетеа НУУз им. Мирзо Улугбека (Протокол № 2 от 8.01.2003 г.)


Оглавление.



Тема №1. Сущность процесса обучения истории в школе. с.-4

Тема №2. Содержание образования. с.-15

Тема №3. Принципы обучения истории. с.-22

Тема№4. Методы обучения истории в школе. с.-31

Тема №5. Понятие о формах организации учебной

работы на уроках истории. с.-40



Тема №6. Проверка и оценка знаний, умений

и навыков учащихся по истории. с.-51



Тема №7. Организация уроков истории в школе

и пути повышения их эффективности. с.-60



Приложение. Словарь терминов. с.-70

ТЕМА №1: Сущность процесса обучения истории

в школе.


ПЛАН:

  1. Введение в предмет. Цели и задачи предмета. Методика преподавания истории в школе и Национальная программа по подготовке кадров.

  2. Понятие об обучении и дидактике.

  3. Методологическая основа обучения.

  4. Характеристика процесса усвоения знаний учащихся.

  5. Формирование у учащихся навыков и умений.

  6. Внутренние противоречие - источник процесса обучения.

  7. О взаимосвязи обучения и умственного развития.


ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.
С обретением независимости в Республике Узбекистан придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию культуры и духовности народа, совершенствованию системы национального образования, укреплению его основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени.

В одном из своих интервью наш Президент И.А. Каримов сказал: "Я много раздумываю над высказыванием Абдуллы Авлони: "Воспитание для нас - вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья или беды".

Насколько в начале века для нашей нации были важны и актуальны эти слова великого просветителя, насколько же, а может быть, даже и больше они важны и актуальны для нас сегодня.

Образование и воспитание, являясь продуктом сознания, одновременно являются фактором, определяющим уровень сознания и его развития. Не изменив систему образования и воспитания нельзя изменить сознание. А не изменив сознания и, соответственно, разум, невозможно достичь нашей высшей цели - построить свободное и процветающее общество".1

Под образованием принято понимать обладание системой знаний, выработанных человечеством, формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, демократического сознания и поведения.

Термин образование принято употреблять в значении целенаправленной деятельности, связанной с приобщением человека к культуре, к знаниям.

Важным путем получения знаний является обучение.

Обучение - педагогический процесс вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, воздействия на их сознание и поведение, процесс активной познавательной деятельности учащихся, их разностороннего развития.

Воспитание целенаправленная работа воспитателей по формированию мировоззрения, нравственного облика, эстетического и физического развития. Воспитание включает в себя влияние на человека всего уклада жизни, а также образования и обучения.

Воспитание, образование, обучение неразрывно связанны, а педагогический процесс единый и неразрывный.

В настоящее время образование, воспитание самосознание человека невозможно без восстановления исторической памяти нашего поколения.

Для духовного возрождения, для самоуважения человеку, несомненно необходима историческая память. Человек с исторической памятью - это человек имеющий достоинство, волю. Народ, знающий свою историю, опирающийся на духовное наследие предков, нельзя победить, поставить на колени, поэтому мы должны, обязаны восстановить нашу подлинную историю, вооружить ею наш народ, нацию.

Огромную роль в этом играет преподавание истории в школах, лицеях, колледжах, ВУЗах.

Теоретически и практически преподавание истории изучает методика преподавании истории.

Методика преподавания истории имеет свой предмет исследования. Ее предметом является исследование процесса преподавания истории в общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных колледжах, ВУЗах.

Основной целью методики преподавания истории в школе как научно- педагогического предмета является вооружение студентов (будущих педагогов)новейшими научными методами преподавания истории. Задачами методики преподавания истории в школе являются:



  • понятие о содержании образования, учебном плане, учебных программах, учебниках;

  • раскрытие принципов обучения;

  • изучение истории развития форм обучения;

  • определение роли проверки и оценки знаний в системе обучения и воспитания учащихся;

  • рассмотрение режима учебных занятий, организации уроков истории в школе и путей повышения их эффективности;

Методика преподавания истории в школе тесно связана с другими науками: педагогикой, историей, географией, экономикой, психологией.

Принятие в Республике Узбекистан "Закона об образовании" (1997) и Национальной программы по подготовке кадров (1997) внесло свои коррективы и в методику преподавания. Образование должно стать более демократичным, гуманистическим и непрерывным, т.к. высшей целью системы национального образования в нашей стране является воспитание всесторонне развитой, высокообразованной гармоничной личности.



2. ПОНЯТИЕ ОБ ОБУЧЕНИИ И ДИДАКТИКЕ.

Обучение – искусство. Искусство сложное, тонкое, многогранное и своеобразное, так как в нем участвуют двое – учитель и ученик. Результаты обучения находят свое отражение в качестве знаний, уровне развития ученика.

Признавая обучение искусством, не следует думать, что не все могут им овладеть. Крылатое выражение Учителем надо родиться следует понимать и в том смысле, что педагогическая деятельность требует от учителя разносторонних знаний, упорного труда для достижения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Обучение включает в себя деятельность учителя – преподавание и деятельность ученика – учение. Под руководством учителя дети включаются в работу: изучают, сопоставляют различные варианты решения задачи, доказывают правильность выбранного варианта. Некоторые ошибаются, их исправляют товарищи, дает пояснение учитель. Главное, чтобы никто не отвлекался.

Процесс обучения будет продуктивным в том случае, когда и учитель и ученики целеустремленно работают. Таким образом, обучение – это процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков.

Овладение вершинами науки начинается с обучения человека чтению, письму, счету, измерению в первых классах школы. Каждое новое поколение, включаясь в жизнь, изучает опыт предшествующих поколений и только на этой основе ищет новые пути в науке, технике, общественной жизни. Вооружить знаниями подрастающее поколение – важнейшая задача обучения.

Теоретические вопросы содержания образования и обучения, его формы и методы изучает дидактика, являющаяся частью педагогики.

Дидактика рассматривает обучение и воспитание в их единстве и уделяет большое внимание исследованию сущности всестороннего воспитания учащихся в процессе обучения. По каждому учебному предмету существует методика, исследующая задачи, содержание и методы обучения учащихся данному учебному предмету в соответствии с общей целью воспитания.

Каждая методика отражает особенности определенной науки, но вместе с тем она является наукой педагогической и, учитывая данные дидактики, опирается на них.

Дидактика, как и педагогика в целом , постоянно развивается. Большой вклад в ее развитие внес Ян Амос Коменский. Его труд «Великая дидактика» оказывает огромное влияние на развитие обучения и является настольной книгой учителей.

Основы дидактики начального образования были глубоко разработаны в трудах швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827). Под влиянием его трудов и практической деятельности было значительно расширено содержание начального образования. Песталоцци заложил основы методики преподавания важнейших учебных предметов в начальной школе, сделал первую попытку соединения обучения в начальной школе с трудом учащихся.

Самым крупным представителем русской дидактики был Константин Дмитриевич Ушинский. Он дал глубокое психологическое обоснование многих вопросов обучения, основательно разработал дидактику русской народной школы, воплотил свои дидактические взгляды в учебных книгах для начальной школы. Можно без преувеличения сказать, что вся дидактика второй половины XIX и начала XX столетия развивалась под влиянием К.Д. Ушинского. Велико было значение его взглядов для школьной практики. Большой вклад в развитие дидактики внесли представители джадидисткого движения в Средней Азии. Так, например, А. Фитрат способствовал развитию школьного дела в Узбекистане; М. Бехбуди специально для новометодных школ написал ряд учебников и пособия, методические руководства ("Первый учитель", "Второй учитель"); М.К. Абдурашидханов - основатель первого университета в Средней Азии написал несколько школьных учебников ("Учитель читает вслух" и др). Необходимо отметить также деятельность А. Шакури, Х. Ниязи, Саида Ризо Ализаде, Ш. Рахими и др.





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет