О реализации права на свободу вероисповедания в Кыргызстане Дмитрий Кабак, Гульшайыр Абдирасулова, оф «Открытая позиция»



жүктеу 0.51 Mb.
бет1/5
Дата03.05.2016
өлшемі0.51 Mb.
  1   2   3   4   5
: 127 -> .storage -> analytics -> files
127 -> ПӘнді оқытуға арналған әдістемелік ұсыныстар мен нұСҚаулар
.storage -> Выборы пройдут в следующих айылных кенешах: Баткенская область Баткенский район
files -> Аалиева гүлзат Карыбековна
.storage -> Приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 13 мая 2014 года №249 о руководстве по проведению вербальной аутопсии случаев материнской смертности на уровне сообществ
.storage -> По городу Бишкек
О реализации права на свободу вероисповедания в Кыргызстане

Дмитрий Кабак, Гульшайыр Абдирасулова, ОФ «Открытая позиция»

Введение


Конституция Кыргызской Республики будучи участником международных договоров по правам человека признает за каждым человеком право на свободу мысли, совести и религии. В соответствии с международными стандартами государство гарантирует уважение и защиту свободы вероисповедания или убеждений:

1. свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору;

2. свободу открыто исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими;

3. осуществлять свободу публичным или частным порядком;

4. выбирать способ исповедания религии или убеждений.

В 2013 году Общественный фонд «Открытая позиция» провел исследование ситуации в сфере обеспечения прав верующих. В рамках исследования были собраны материалы по ситуации в религиозной сфере: проведены встречи с сотрудниками государственных учреждений и религиозных организаций, собраны материалы по нарушениям, связанных со свободой вероисповедания, подвержены анализу статистические материалы и проведены экспертные интервью. Сбор материала охватил разные регионы страны, различные религиозные организации, находящихся в Баткенской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской, Ошской и Чуйской областях, г.Ош и г.Бишкек. Были посланы запросы в государственные учреждения по проблемам в религиозной сфере. Проведенные летом 2013 г. обучающие семинары о международных стандартах и положении национального законодательства по свободе вероисповедания для представителей религиозных организаций и государственных структур дали дополнительные материалы, которые легли в основу данной статьи.

Кыргызстан является поликонфессиональным по своему составу и включает ряд религиозных организаций разных вероисповеданий: ислам, христианство, буддизм, иудаизм и другие. Среди организаций исламского направления кроме Духовного управления мусульман Кыргызстана (большинство – сунниты ханафитского мазхаба) в стране были зарегистрированы 68 других исламских организаций и объединений1. Среди них: шиитская мечеть2 (джафаритского мазхаба), Таблигий Джамаат3 и Ахмадийская община. Кроме того, присутствуют сторонники Хизб ут-Тахрир, салафиты, ваххабиты, которые не проходили процедуру регистрации. Христианство представлено православием, католицизмом, протестантизмом, а также новыми религиозными движениями христианского толка (Свидетелей Иеговы, мормоны). К христианским организациям, отделившимся от Русской православной церкви, относятся старообрядческая община и община древле-православных христиан-поморцев. Среди протестантских организаций выделяется группа независимых протестантских церквей. В статистике Госкомиссии по делам религий КР данная категория обозначена как «неденоминированные организации», происхождение данного термина неизвестно, т.к. у многих перечисленных организаций можно определить деноминационную принадлежность. Приверженцы буддизма состоят в единственной зарегистрированной буддийской общине «Чамсен», находящейся в Бишкеке. Иудаизм представлен Еврейской религиозной общиной (ортодоксального направления). К новым религиозным движениям (НРД) относят общину бахаи и Саентологическую церковь. В классификации государства существует еще один вид религиозных организаций – миссии зарубежных конфессий.

Обзор национального законодательства

Конституция Кыргызской Республики определила государство как светское, правовое, унитарное4, а права и свободы человека высшей ценностью. Конституция КР устанавливает, что никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной. Конституция КР гарантирует, что религиозные институты отделены от государства. В тоже время принцип светскости государства не означает изоляции религии от общества. Религия тесно вплетена в общественную структуру, взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества, Главным документом, регулирующим отношения в религиозной сфере, является Конституция КР, которая прямо запрещает дискриминацию по какому-либо признаку, в том числе по вероисповедной принадлежности или убеждениям. Каждому человеку независимо от отношения к Религии Конституция КР гарантирует все права и свободы человека, в том числе не допускает ограничения права на свободный выбор и права придерживаться религиозных и иных убеждений, а также принуждения к их выражению.

Следуя положениям международных договоров, Конституция КР предусматривает запрет на действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой, межнациональной, межэтнической и религиозной вражды. Также запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов. В связи с этим, в Кыргызстане запрещается создание политических партий на религиозной основе. Международные договоры, в которых участвует Кыргызская Республика, устанавливают основания, по которым некоторые права и свободы человека могут ограничиваться в определенных целях и быть соразмерны указанным целям. Вводимые ограничения должны устанавливаться Конституцией КР и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности, защиты прав и свобода других лиц.


Конституция Кыргызской Республики 2010 года установила новые стандарты в отношении ряда гарантий по правам и свободам человека, включая свободу вероисповедания. Общие конституционные гарантии прав человека, в том числе права на свободу вероисповедания отражены в ряде норм национального законодательства. Так, в Кыргызстане действует Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания», принятый в 2008 г. При этом Закон КР «О свободе вероисповедания», несмотря на внесение поправок в 2012 году, так и не был приведен в соответствие с новой Конституцией КР и международными стандартами. Данный закон имеет ряд противоречий, на которые обращают внимание национальные и международные эксперты5. В 2010-2011 гг. рабочая группа, созданная при Министерстве юстиции КР разработала проект Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР», однако он не был внесен Правительством КР в Жогорку Кенеш КР.
Закон КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» гарантирует право на свободу вероисповедания и право на атеистические убеждения6, что соответствует Конституции КР, принятой на референдуме 2010 года, а также положениям международных договоров ООН по правам человека. Закон запрещает всякое принуждение при определении своего отношения к религии. На государство возлагается обязанность по установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами (надо понимать – гражданами, иностранцами и лицами без гражданства), исповедующими религию и не исповедующими ее7. Закон определяет принципы государственной политики в сфере свободы вероисповедания, повторяя положения Конституции КР, согласно которым Кыргызская Республика – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религии и религиозные организации равны перед законом, взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом.В действующем законе сохраняется термин «секта»8, который не является правовым, носит теологическую окраску и негативно воспринимается в обществе. Кроме того, термин в тексте закона больше не используется.

В ответах органов власти на обращения религиозных организаций нередко используется оценочная терминология («нетрадиционные организации»9, «иноверующие лица»10, «нетрадиционные религии»11). На качество экспертных заключений органов власти влияет состав привлекаемых экспертов и уважение ими религиозного разнообразия, присущего современному обществу Кыргызстана.



Обзор положений национального законодательства об ответственности
Кодекс КР «Об административной ответственности» (КоАО) содержит две статьи 12, использующие термины «свобода совести», «свобода вероисповедания» и «религиозные объединения». В одном случае, предусматривается наказание за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания со стороны граждан и должностных лиц. В другом – ответственность за нарушение законодательства о религиозных объединениях, предусматривающая наказание служителей культа и членов религиозных объединений. Протоколы об административных правонарушениях по статье 61 данного Кодекса уполномочены составлять должностные лица органов прокуратуры и Государственной Комиссии КР по делам религий (ГКДР), а о правонарушениях по статье 395 КоАО – ГКДР13. Уклонение руководителей религиозных объединений от регистрации в органах государственного управления, а также непредставление сведений об изменениях данных юридического лица предусматривают административное наказание. В то же время законодательство предусматривает наказание в отношении должностных лиц и ответственных за регистрацию в случае незаконного отказа в регистрации или задержки регистрации свыше установленного срока.
В Уголовном Кодексе КР предусмотрена ответственность за преступления, связанные со свободой вероисповедания14: прямое или косвенное нарушение или ограничение прав и свобод человека в зависимости от религиозных или иных убеждений, воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов, организацию объединения, посягающего на личность и права граждан, а также возбуждение религиозной вражды. Также предусмотрена ответственность за посягательство на личность и права под видом исполнения религиозных обрядов. Уголовный кодекс КР предусматривает наказание за совершение ряда деяний, имеющих организованный характер и связанных с религиозной сферой: за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан, за возбуждение религиозной вражды группой лиц, а также организованную деятельность, направленную на возбуждение религиозной вражды.
Обзор положений международных договоров по правам человека. Положения, связанные с гарантиями свободы вероисповедания, закреплены в ряде основных договоров по правам человека ООН, среди которых:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах15.

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах16.

  • Конвенция о правах ребенка17.

Международный пакт о гражданских и политических правах (далее МПГПП) устанавливает перечень прав и свобод человека, а также дает их определения. Религия и убеждения упоминаются в положениях, запрещающих дискриминацию18, не допускающих отступление государств от своих обязательств по свободе вероисповедания во время чрезвычайного положения (по статье 18 МПГПП)19. Пакт не рассматривает в качестве принудительного или обязательного труда работу, назначаемую в случае отказа от военной службы по религиозно-этническим мотивам20.


МПГПП гарантирует каждому человеку право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения, как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений21. МПГПП предусматривает возможность ограничения свободы исповедовать религию или убеждения в случаях, установленных законом и необходимых для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, прав и свобод других лиц. Необходимо отметить, что защита национальной безопасности не предусмотрена в числе оснований, допускающих ограничение свободы вероисповедования или убеждений.
Определение свободы религии и убеждений, данное в МПГПП, дополняют положения Конвенции ООН о правах ребенка. За каждым ребенком признается право на свободу мысли, совести и религии. Государства уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в пользовании его правом на свободу мысли, совести и религии. При этом метод осуществления руководства должен соответствовать развивающимся способностям ребенка22. Реализация свободы религии и убеждений23 затрагивает ряд других прав и свобод человека: право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободное выражение своего мнения свобода искать, получать и распространять информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору); право на мирные собрания, право на свободу ассоциации.
В МПГПП отдельно упоминается права ребенка, которые защищают от дискриминации по мотивам религии. Также МПГПП гарантирует религиозным меньшинствам право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряд, а также накладывает на государство обязательство запретить законом выступление в пользу религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (далее – МПЭСКП) также гарантирует защиту от дискриминации по признаку религии или иных убеждений и затрагивает вопросы религии и убеждений в контексте права на образование24. Государства-участники данного договора должны способствовать, чтобы образование содействовало взаимопониманию, терпимости и дружбе между религиозными группами. МПЭСКП накладывает на государство обязательства уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только государственные, но и другие школы, отвечающие минимальным требованиям к образованию, установленным государством, и обеспечивать религиозное и нравственное образование своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Создание и регистрация религиозных организаций (объединений)
Согласно закону верующие могут объединиться в целях совместного исповедания веры, совершения богослужения, обрядов и ритуалов, религиозного просвещения и воспитания своих последователей и т.д.25. В данном случае затрагиваются как право на свободу объединения (ассоциацию), так и право на свободу совести и вероисповедания, гарантированные Конституцией КР26 и международными договорами27. В то же время Закон КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» запрещает деятельность и функционирование религиозных объединений28 без учетной регистрации в Государственной Комиссии КР по делам религий29. Религиозным учебным заведениям в КР также предписано прохождение учетной регистрации.
Под «религиозным объединением» в законе фактически понимается «ассоциация юридических лиц», т.е. религиозных организаций. Кроме того, закон ограничивает возможности религиозных организаций объединяться в ассоциации при различии вероисповедной принадлежности. Создание ассоциаций допускается только для организаций единой вероисповедной принадлежности при наличии не менее 10 членов, при этом, по крайней мере, одна из них должна иметь 15-летний стаж своей деятельности на территории Кыргызской Республики.
В отличие от гражданского законодательства, регулирующего создание и деятельность юридических лиц, вышеупомянутый закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях создает иные правила и вводит понятие «центральных органов управления» религиозных организаций, устанавливая для них требования представительства в девяти регионах (области, г.Бишкек и г.Ош) и прохождение учетной регистрации. Кроме того, создание религиозной организации требует наличия двухсот граждан постоянно проживающих на территории страны. Таким образом, иностранцы и лица без гражданства фактически лишены возможности в создании религиозной организации, хотя право на ассоциацию и право на свободу вероисповедания гарантированы каждому человеку, независимо от гражданства30.
Условием для регистрации в органах юстиции является прохождение учетной регистрации религиозными организациями и миссиями в Государственной комиссии КР по делам религий. Для прохождения учетной регистрации закон требует представления устава, а также согласование с местными кенешами списка инициаторов создания религиозной организации и миссии31. Фактически данная процедура представляет собой получение согласия местных кенешей на создание верующими своих объединений. Соответственно к миссиям также предъявляется требование о согласовании с местными кенешами и наличие 200 инициаторов. Поскольку нотариальное заверение списка инициаторов требует личного присутствия всех двухсот человек, что существенно осложняет процедуру учетной регистрации, а также накладывает финансовую нагрузку за нотариальные услуги. Требования к процедуре регистрации и перерегистрации отразились также на крупных религиозных организациях – Духовном управлении мусульман Кыргызстана и Бишкекской и Кыргызстанской Епархиии Русской Православной церкви. Решение о внесении изменений в устав ДУМК, ввиду требований закона, повлекло необходимость прохождения перерегистрации. Процесс перерегистрации сопряжен с соблюдением соответствующих формальностей, которые вызвали осложнения. Русская православная церковь столкнулась с трудностями перерегистрации вследствие изменения наименования епархии в связи с возражением принципом территориального деления метрополий, использовавшегося в России в дореволюционное время.

Установленное в 2008 году требование о согласовании с местными кенешами списков инициаторов религиозной организации характеризуется разной практикой его применения. К примеру, в одном случае местный кенеш проводит процедуру согласования списков граждан Бишкекской и Кыргызстанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)32. В другом случае Бишкекский городской кенеш отказывает в согласовании девяти религиозным организациям, отнесенным к так называемым «нетрадиционным религиозным организациям»33. В документе перечислены: Евангелическо-лютеранская церковь, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, Религиозный центр «Свидетели Иеговы в Кыргызской Республике», Еврейская община города Бишкек, Евангельско-Христианский Миссионерский Центр «Благодать», Религиозная организация «Обновление», Римско-католическая Миссия собственников для католиков Кыргызской Республики, Христианская Евангельско-пресвитерианская Церковь «Истина», Пресвитерианская Церковь «Еммануил».


Процедура учетной регистрации религиозных организаций определена, как во Временном положении об учетной регистрации религиозных организаций в КР34, Временном положении об учетной регистрации миссий зарубежных религиозных организаций и иностранных граждан, прибывающих в КР с целью религиозной деятельности35, а также в Законе КР «О свободе вероисповедования и религиозных организациях в КР». Перечисленные подзаконные нормативные акты не были приведены в соответствие с данным законом, а положение о Государственной комиссии КР по делам религий содержит нормы, не предусмотренные данным законом.
Смена религиозной организацией духовного лидера влечет прохождение процедуры учетной регистрации. Допущенные по вине органов власти неточности в наименовании объектов (например, наименование мечети) во время их учетной регистрации ложатся бременем в виде необходимости исправления неточностей, что сопряжено с повторным сбором документов, необходимых для прохождения учетной регистрации36. Сложности с получением справки от Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) главным образом связывают со стоимостью, которая зависит от размера объекта. Стоимость такой процедуры является препятствием для согласования объектов, необходимого для их последующей регистрации37. Эти трудности являются препятствием регистрации объектов. Предоставление верующими своего имущества (части или целого жилого помещения) под функционирование в качестве религиозного объекта, где проводятся богослужебные практики, сталкивается с противоречивой практикой рассмотрения правового статуса подобных объектов. При этом к таким объектам также предъявляется требование о прохождении учетной регистрации38.
В Законе КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» сохраняются рудименты, когда среди религиозных организаций выделяют «миссии». Согласно закона миссионерская деятельность местных религиозных организаций называется «миссией»39. Кроме того, существует понятие «миссия зарубежной религиозной организации в Кыргызской Республике», деятельность которой разрешена только при условии прохождения процедуры учетной регистрации в Госкомиссии КР по делам религий. То есть, миссии выделены в качестве отдельной организационно-правовой формы юридического лица. Данное положение противоречит нормам Гражданского Кодекса КР, который не оперирует такой категорией как «миссия», различая понятия «юридическое лицо», «филиал» или «представительство» юридического лица. Для юридического лица, представляющего объединение верующих, в гражданском законодательстве определена только организационно-правовая форма – «религиозная организация». Отдельно от «миссий» в законе фигурируют физические лица – иностранные миссионеры.
Кыргызская Республика является унитарным государством, следовательно, регистрация в качестве юридического лица дает религиозным организациям легитимный статус для деятельности на территории всего государства. Сама организация может действовать на территории всего государства или, если считает необходимым, создавать филиалы и представительства, самостоятельно определяя их полномочия и территорию деятельности (в том числе без привязки к административно-территориальному устройству, предусмотренному для целей управления государством и на местах).
При внесении изменений и дополнений в устав религиозной организации, зарегистрированной государственным органам по делам религий в порядке учетной регистрации, требуется учетная перерегистрация, которая осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и учетная регистрация40.

Отказ в учетной регистрации, приостановление деятельности или ликвидация религиозной организации

Закон предусматривает возможность отказа в учетной регистрации (перерегистрации) миссии41, миссионерам (иностранным гражданам), прибывающим в Кыргызскую Республику с целью религиозной деятельности. В указанных случаях бремя доказывания отсутствия вины и обжалования в судебном порядке возлагается не на государственный орган, а на миссию и миссионера. Закон установил отчетность религиозных организаций о своей деятельности перед Государственной Комиссией по делам религий. Систематическое непредставление религиозной организацией отчетов в установленные сроки и согласно принятым госкомиссией формам, может быть основанием для обращения государственной комиссии по делам религий в суд с целью ликвидации религиозной организации. Государственный орган по делам религий вправе приостановить деятельность религиозной организации до вынесения судебного решения о ликвидации религиозной организации в связи не устранением нарушений, указанных в предупреждении, или повторении нарушений. В Законе КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» приведен перечень оснований для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации, миссии и религиозных учебных заведений в судебном порядке. Перечисленные в законе основания требуют разграничения ответственности членов организации за свои действия и должностных лиц. Статья 14 данного Закона предусматривает запреты как принуждение к разрушению семьи, отказ в оказании медицинской помощи по религиозным мотивам, воспрепятствование получению обязательного образования, побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, установленных законом и т.д. Предусмотренные запреты должны быть приведены в соответствие с составами преступлений, содержащимися в Уголовном Кодексе КР, а также действиями, признанными противоправными в соответствии с Кодексом КР об административной ответственности.



К компетенции Государственной Комиссии по делам религий наряду с учетной регистрацией религиозных организаций (субъектов) также отнесена регистрация объектов религиозного назначения42. Данная норма Закона смешивает субъекты (организации) и объекты. Реализуя это положение, госкомиссия по делам религий требует регистрации любых объектов, находящихся в собственности или в пользовании религиозных организаций.
В 2012 г. Государственная комиссии по делам религий отказала в перерегистрации представительству миссии Ахмадийской мусульманской общины, а также представила экспертное заключение, ставшее основанием для признания четырех организаций экстремистскими и террористическими43. Практика работы Государственной комиссии по делам религий КР ставит вопрос о порядке проведения экспертизы, оценки ее документов судебными органами и прокуратуры с позиции равенства сторон обвинения и защиты, гарантий справедливого разбирательства,уважения презумпции невиновности и защиты от противоправных действий в виде превышения или злоупотребления служебными полномочиями.

Религиозная литература и иные материалы, как неотъемлемая часть свободы вероисповедания
Публикация, приобретение, хранение, вывоз и ввоз религиозной литературы, аудио-видеоматериалов, а также других предметов религиозного назначения, рассматриваются как право религиозных организаций44. При этом вся продукция должна иметь обязательную маркировку с указанием полного наименования и конфессиональной принадлежности. Распространение материалов религиозного содержания допускается только в местах, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности, выделяемых местными государственными администрациями, а также в местах богослужений и специализированных магазинах. Закон запрещает распространение материалов в общественных местах (на улицах, бульварах), обход квартир, частных домов, детских учреждений, школ и высших учебных заведений. Данная норма вызывает сложность для реализации свободы вероисповедания верующими в повседневной жизни. Государственная Комиссия КР по делам религий может назначить религиоведческую экспертизу распространяемых материалов. Религиозные организации обязаны давать разъяснения на обращения органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с наличием элементов религиозного экстремизма в материалах религиозного значения. При рассмотрении разъяснений религиозных организаций и результатов религиоведческой экспертизы государство должно учитывать присущее обществу разнообразие, как религиозных взглядов, так и иных убеждений, не связанных с религией.

Трудовые отношения и связанная с ними отчетность в органы власти
Трудовые отношения между религиозными организациями и работниками регулируются трудовым законодательством. Религиозные организации самостоятельно решают вопросы найма работников и, в соответствии с законодательством, отчисляют налоги и обязательные платежи (страховые взносы) на своих сотрудников. Учет и налогообложение религиозных организаций осуществляется в соответствии с законодательством. Религиозные организации обязаны представлять отчеты в органы государственной статистики, налоговые органы45, Социальный фонд КР.

Пожертвования, гуманитарная помощь и другие финансовые средства, поступающие в религиозные организации
В Законе КР «О свободе вероисповедания и религиозных организаций в КР» перечислены некоторые виды поступлений, к которым могут быть причастны религиозные организации: финансовые пожертвования, гуманитарная помощь, иные доходы, в том числе поступления от хозяйственной деятельности. В налоговом законодательстве используются иные термины: «активы» 46, к которым относятся «денежные средства» и «имущество», «гуманитарная помощь», «членские взносы». Законодательство предусматривает поддержку благотворительной деятельности в целом, позволяя безвозмездно передавать до 10% от налогооблагаемого дохода в год. При этом Налоговый кодекс КР не уточняет, как соотносятся понятия «благотворительная организация» и «благотворительная деятельность», применительно к религиозной организации. Терминологию, используемую в Законе КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» необходимо привести в соответствие с терминами и определениями Налогового Кодекса КР и Гражданским кодексом КР.



  1   2   3   4   5


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет