«О роли Преподобного Сергия Радонежского в становлении российской государственности, национального единства, патриотизма и духовности российского народа»



жүктеу 0.71 Mb.
бет1/3
Дата17.04.2016
өлшемі0.71 Mb.
  1   2   3
Министерство образования Рязанской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


«Рязанский институт развития образования»

Рязанская митрополия Русской Православной Церкви





К 700-летию со дня рождения
С. Радонежского

Составители:

Г. Н. Девятова А. А. Леваков

Методические рекомендации


по проведению в общеобразовательных организациях
открытого урока на тему:
«О роли Преподобного Сергия Радонежского
в становлении российской государственности, национального единства, патриотизма и духовности российского народа»

Р

язань 2014



Издается в рамках мероприятий,
посвященных 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского
и запланированных к проведению в 2014 году на территории Рязанской области.


ББК 74.26

М54
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях открытого урока на тему: «О роли Преподобного Сергия Радонежского в становлении российской государственности, национального единства, патриотизма и духовности российского народа»
/ сост. Г. Н. Девятова, А. А. Леваков ; Мин-во образования Ряз. обл. ; Обл. гос. бюдж. образов. учр-е доп. проф. образования «Ряз. ин-т развития
образования» ; Ряз. митрополия Русской Православной Церкви. – Рязань,
2014. – 43 с. – экз.
Настоящие методические рекомендации, разработанные сотрудниками Рязанского института развития образования совместно с Рязанской митрополией Русской Православной Церкви, окажут помощь педагогам общеобразовательных организаций Рязанской области при проведении 8 октября 2014 года открытого урока на тему: «О роли Преподобного Сергия Радонежского в становлении российской государственности, национального единства, патриотизма и духовности российского народа», посвященного 700-летию со дня рождения С. Радонежского – символа единства и духовного возрождения России.

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Рязанского института развития образования.


ББК 74.26

М54
 Г. Н. Девятова, А. А, Леваков, составление, 2014

 Министерство образования Рязанской области, 2014


 Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования», 2014
 Рязанская митрополия Русской Православной Церкви, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения Святого Преподобного Сергия Радонежского, вошедшего в историю России как «игумен земли русской». Слово «игумен» означает «настоятель православного монастыря». Имя «игумен земли русской» символично отражает то, как современники и потомки воспринимали Сергия Радонежского, основателя Троицкого монастыря под Москвой (ныне - Троице-Сергиевой Лавры - духовного сердца России), духовным учителем всего народа Руси. «Еще при своей жизни Радонежский игумен становится игуменом всей Русской земли, общенациональным духовным лидером, великим старцем, к ногам которого припадают и князья, и бояре, и священнослужители, и купцы, и простые крестьяне. Обладая подлинной духовной свободой, Преподобный Сергий самим своим поведением, самим внешним обликом воспитывал людей, и это не могло не сказаться на внутреннем духе всего народа, нашедшего в себе силы противостать иноземному игу». (Из Послания Святейшего Патриарха Кирилла к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.)

Огромен вклад Преподобного Сергия в укрепление российской государственности. Именно благодаря Сергию на Руси произошло духовное перерождение после долгого и тяжелого ига Золотой Орды. От Сергия было дано Дмитрию Донскому, великому князю Московскому, благословение на начало Куликовской битвы. Духовная смелость Преподобного Сергия помогла Руси одержать победу в двухсотлетнем противостоянии с Ордой. «Как духовное завещание Святого звучат ныне его слова, донесенные до нас благочестивым преданием: “Любовью и единением спасемся”. Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую историю и культуру, мы должны делом и самой жизнью являть “единство духа в союзе мира” (Еф. 4:3), противостоя розни века сего». (Из Послания Святейшего Патриарха Кирилла к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.)

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.09.2011 № 1197
«О праздновании 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского» в школах России проводятся разнообразные памятные мероприятия.

Предлагаемые методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам в планировании и подготовке мероприятий, посвященных 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, прежде всего, в выборе содержания и форм организации деятельности.


Цель мероприятийприобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, воспитание духовно-нравственных качеств взрослеющей личности на примере жизни, деятельности и нравственных идеалов Сергия Радонежского.
Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью, деятельностью, нравственным подвигом Сергия Радонежского.

  2. Способствовать развитию коммуникативности и активизации творческой, художественной, интеллектуальной деятельности участников мероприятий.

  3. Воспитывать бережное и уважительное отношение детей и молодежи к культурным и нравственным традициям русского народа, пробуждать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями Святого; укреплять духовно-нравственные ценности у подрастающего поколения на примерах лучших образцов православной культуры.

При подготовке и проведении мероприятий рекомендуется учитывать возрастные и коммуникативные особенности участников, направленность их познавательных интересов, а при выборе содержания необходимо учитывать сюжетную привлекательность отдельных тем, связанных с жизнью и нравственным подвигом Сергия Радонежского. Например, для дошкольников наибольший интерес вызовут сведения о троицкой деревянной игрушке, первые образцы которой, по преданию, резал сам Сергий. Для младших школьников особую ценность представит сюжет о Варфоломее-ученике. Учащимся основной школы будут интересны аспекты, связанные с Куликовской битвой. Старшеклассникам и студенческой молодежи рекомендуются темы, раскрывающие философские воззрения Сергия Радонежского, требующие установления межпредметных связей, стимулирующие их к творческой активности. При выборе форм мероприятий для этой возрастной группы необходимо шире использовать те из них, которые способствуют достижению учащимися метапредметных результатов (развитию способности мыслить самостоятельно, вдумчиво относиться к изучаемому материалу; формулированию и аргументации своего мнения; свободному владению устной и письменной речью; использованию интернет-ресурсов, применению своих знаний и умений в моделируемых условиях).
Рекомендуемые формы проведения мероприятий для различных

возрастных групп участников
Для младших школьников: чтение вслух, беседы, викторины, настольные игры, литературные игры (путешествие по станциям, литературное лото), проведение виртуальных экскурсий, игровых программ, конкурсов рисунков, конкурсов чтецов, конкурсов детских работ декоративно-прикладного творчества, просмотр мультфильмов и видеофильмов, постановка спектаклей и сказок, организация православных праздников, посещение выставок декоративно-прикладного творчества (например, «Деревянные игрушки от Святого Сергия»).
Для учащихся основной школы: тематические православные беседы с участием духовенства, литературно-музыкальные композиции, заочные экскурсии по Троице-Сергиевой Лавре, олимпиады по основам православной культуры, конкурсы сочинений, стенгазет, конкурсы на знание жизни Преподобного Сергия Радонежского, интеллектуальные исторические и литературные игры (викторина, брейн-ринг, аукцион), просмотр видеофильмов и презентаций, посещение книжных выставок, выставок декоративно-прикладного творчества, проведение акций «Чистое слово», направленных на пропаганду чистоты русского языка, с рассказом о Преподобном Сергии Радонежском, мастер-классы по изготовлению деревянной игрушки, организация и проведение поездок, полевых лагерей, походов по православной тематике.
Для старшеклассников: конкурс сочинений и эссе, конкурс плакатов, фотоконкурс «Духовная красота мира», вечер православной поэзии, вечер-размышление «Что значит Сергий Радонежский для нас?», дискуссионные часы, просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением, подготовка электронных презентаций, разработка индивидуальных и коллективных проектов, подготовка рефератов, исследовательская деятельность, научно-практические конференции.

Общими требованиями при подготовке и проведении мероприятий являются: четкая формулировка цели и задач, конкретная и достоверная информация, значимая для участников, наглядное оформление, эмоциональность, искренность, доверительный характер общения.

Остановимся на краткой характеристике отдельных форм работы, преимущественно для юношества и молодежи, как традиционных, так и появившихся в последнее время.


Связующим звеном всех проводимых мероприятий может стать коллективная творческая работа. Обучающиеся могут выполнять ее в течение длительного времени. Педагог комплектует несколько групп учащихся. У каждой группы свое задание, рассчитанное на длительный срок.
За установленное время учащиеся выполняют творческие работы, которые представляют собой микроисследования или отдельные мероприятия по одной большой теме. В дальнейшем каждая из работ будет частью общего коллективного дела.

По материалам о Сергии Радонежском педагог совместно с обучающимися может составлять тесты, викторины и кроссворды, готовить презентации для заочных (виртуальных) экскурсий.

При разработке тестов могут быть использованы следующие виды заданий:

- тесты с ограниченным числом ответов (например, вопросы о дате, месте рождения, родных и учениках старца);

- задания в виде незавершенных предложений. Дается несколько фраз,
в которые нужно вписать либо имя, либо дату и место событий;

- определение автора и названия произведения по фрагменту текста (изображения);

- работа с картой (отметить на карте места, связанные с жизнью
и деятельностью Святого).
Заочные (виртуальные) экскурсии являются перспективным видом деятельности. Они помогают учащимся развивать воображение, воспитывают интерес к истории России, к жизни и деятельности Сергия Радонежского. Подготовка такой экскурсии требует больших усилий педагога: нужно хорошо изучить литературу по теме, подобрать богатый иллюстративный материал
и систематизировать его.
Дискуссию рассматривают как эффективную форму работы со старшеклассниками, потому что она учит думать, размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и устно излагать свое мнение по тому или иному вопросу.

При использовании дискуссий в системе работы возможно постепенное усложнение ролей участников. Первые дискуссии полностью организует


и проводит педагог. На последующих учащиеся могут сами формулировать дискуссионную тему, вести фрагменты дискуссии, подбирать видеоматериалы, записывать на диктофон итоги опросов и предварительных обсуждений.
На выставках представляют литературу о Сергии Радонежском, его учениках и основанной им Троице-Сергиевой Лавре. Это могут быть монографии, посвященные Сергию Радонежскому, жития Сергия Радонежского, художественная литература, статьи из периодических изданий. На выставках может быть представлена не только светская литература, но и литература из фондов православных библиотек.

Цель выставок – познакомить молодежь с литературой о Сергии Радонежском, раскрывающей значение, которое он оказал на становление русской культуры и истории, на развитие монашества на Руси.

На выставках рекомендуется поместить репродукции картин и икон
с изображением Сергия Радонежского.
Квест-игры. Игра повышает познавательный интерес, стимулирует рост познавательной активности участников. Это позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает межличностные отношения, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение участников и позволяет раскрыть им лучшие личностные качества. Она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность проявить себя.

Квест-игры педагогическая инновация последних десятилетий. На сегодняшний день это довольно распространенная практика: музеи, библиотеки, неформальные молодежные сообщества создают программы познавательного и игрового характера для детей и молодежи.

Для проведения квеста необходима образовательная среда, насыщенная информацией. Идея и общая логика квеста заключается в преодолении участниками квестового маршрута и одновременном получении новых знаний. Путь маршрута изначально неизвестен и участникам необходимо постепенно открывать его. Для этого надо отгадать загадки и находить в образовательном пространстве необходимые объекты. Найденный объект содержит новую загадку для решения и т. д. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения не позволяют участникам двигаться дальше до появления правильного ответа. Справившимся будет выдаваться слово из ключевой фразы. На финише группа должна составить из полученных слов фразу, определить ее автора. Все задания квеста являются тематическими. Квест является межпредметным, привлекает знания из различных предметных областей. Осваивая игровое пространство и пребывая в свободном поиске, участники находят источники информации, осмысливают и перерабатывают ее, накапливают знания, учатся применять их в нестандартных ситуациях.

Квест можно проводить не только в помещении в рамках специально организованной встречи, но и в городском (сельском) пространстве, тогда используются элементы ориентирования.

Как было сказано выше, обязательным условием проведения квеста является наличие информационно насыщенной образовательной среды. Интернет как образовательная среда отвечает этому условию. Дистанционный характер предметного общения, характерный для Интернета, позволяет рассматривать его как один из экономичных ресурсов при организации квестов.

Web-квест (web-quest) как технология обучения проблемное задание


c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Впервые web-квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Web-квест является проектом, в котором все материалы, предъявляемые участникам, исходят из Интернета.

Материалы, помещенные в приложении, помогут педагогам, работающим с детьми и юношеством, составить собственные сценарии мероприятий, знакомящих подрастающее поколение с жизнью и духовным подвигом одного из великих русских святых – Сергия Радонежского.



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Указ

Президента Российской Федерации

о праздновании 700-летия со дня рождения

Преподобного Сергия Радонежского
В целях сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа и в связи с исполняющимся
в 2014 году 700-летием со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского постановляю:

1. Провести в 2014 году праздничные мероприятия, посвященные


700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.

2. Правительству Российской Федерации совместно с рабочей группой при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского в 2-месячный срок обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении празднования 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


Президент

Российской Федерации

Д. Медведев

Москва, Кремль

14 сентября 2011 года

№ 1197


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Мысли о Сергии Радонежском
«… При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... <…> Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». В. О. Ключевский, русский историк.

«Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, вдохнув в него веру “в свое будущее”...». В. О. Ключевский, русский историк.

«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская наука – все линии русской культуры сходятся к Преподобному».
Павел Флоренский, русский религиозный философ.

«Он признанный облик благочестия и простоты, отшельник и учитель, заслуживший высший свет». Борис Зайцев, русский писатель.

«Полюби святого Сергiя: онъ былъ Русскiй въ душъ; полюби его искренно, и он тебя полюбитъ!…» Архиепископ Никон (Рождественский).

«Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов». Н. К. Рерих, писатель, художник, философ.

«Облик Сергия Радонежского вошел в сознание народа русского как Всенародный Учитель, Заступник и Ободритель». Е. И. Рерих, писатель, художник, философ.

«…в нем – Свет, в нем – Вера, в нем и из него – моя Родина!»


Д. Балашов, писатель.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Игумен земли русской

(материалы для беседы о Сергии Радонежском)
Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился
в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Когда мальчик подрос, семейство перебралось из Ростова Великого в принадлежащее им село Радонеж, где мальчик Варфоломей рос, воспитываясь, как и все тогдашние дети, в сельской простоте.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.


В отличие от своих успешных в учебе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Сколько ни бились его наставники, книжная наука не давалась Варфоломею. Так продолжалось до тех пор, пока однажды под вечер его не послали собирать разбежавшихся телят. Бродя вокруг усадьбы родителей, он повстречал старика в монашеской одежде. Благовоспитанный мальчик пригласил старца-чернеца переночевать в отчем доме, а старик стал расспрашивать о том, как он живет. Мальчик с горечью сказал, что никак не может одолеть грамоту. Старик с молитвой достал из-за пазухи ящичек, вынул оттуда кусочек просфоры, благословил ею Варфоломея и приказал съесть.

С этого дня все изменилось: Варфоломей легко и быстро всему учился. Вскоре он перегнал в школе всех товарищей. Мальчик все больше и больше любил молиться Богу, стал поститься, всегда был послушным и ласковым. Никогда не сердился на братьев, даже когда они его обижали, сам никого не обижал, не жаловался на других, все кротко терпел и не плакал. При виде бедных и несчастных раздавал им милостыню.

Братья Варфоломея женились, а сам он стремился к иноческой жизни. После смерти родителей он отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Варфоломей убедил своего старшего брата, овдовевшего Стефана, ставшего монахом, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец (холм возвышался над соседней местностью в виде маковки) посреди глухого Радонежского бора. В 1330-х годах на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей принял постриг под именем Сергия. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыне. Было ему в ту пору 23 года.

Сергий жил в лесу один среди диких зверей, ведя аскетический образ жизни и молясь за Русь. Один медведь взял в обычай приходить к Преподобному. Каждый день оставлял Сергий кусок хлеба для него на пне или колоде. Иногда отдавал последний кусок и сам предпочитал голодать, нежели не накормить зверя.

Не более двух-трех лет прошло со времени поселения Сергия в глухих лесах радонежских, как в Радонеже и соседних селах заговорили о молодом пустыннике. Один за другим стали приходить к нему иноки, сначала ради душеполезной беседы и совета духовного, а потом и поселились рядом.

Игуменом образующегося монастыря стал Митрофан. Он был игуменом всего около года. По настоянию братии и благословлению епископа Афанасия Сергий стал игуменом созданного им же монастыря. Он управлял монастырем посредством своего примера: строил келии, рубил и колол дрова, носил их к келиям, молол в ручных жерновах, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил на гору воду в двух водоносах, переписывал церковные книги.

До Сергия все монастыри жили по так называемому особножитию. Богатые монахи жили припеваючи, могли иметь слуг, а бедные пробавлялись нищенскими подаяниями. Все это вносило разлад в атмосферу монастырей. Необходимо было ликвидировать такое неравенство, и Сергий решается на подлинную революцию в церковном деле Руси — введение общинножития, или общежития, когда монахи не владеют никакой индивидуальной собственностью, а вся их мирская собственность, с которой они приходят в монастырь, идет в так называемый общий котел, или общемонастырскую собственность.

Сергий запретил принимать подаяние и установил правило, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Он посылал своих братьев помогать селившимся поблизости крестьянам по хозяйству, что имело большую воспитательную пользу.

Перестроенные на новых принципах монастыри — общины Сергия и его учеников - явились островками жизни и просвещения; они развивали земледелие, строительство, ремесла и закладывали основу государственности на духовных основах. С этих духовных обителей началось строительство новой Святой Руси. Сергий Радонежский явился первым духовным общинником Земли Русской.

Постепенно слава церкви росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь.

Слава святых и великих подвигов Сергия дошла до Константинополя. Патриарх Филофей прислал ему в благословение дары - крест, параманд, схиму и грамоту.

По словам современников, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского, нижегородского, рязанского и других князей). Благодаря Сергиевым «уговорам» ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство московского князя Дмитрия. Князь Дмитрий, отправляясь на эту битву, в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Все время, пока шла битва, в Троицкой обители Сергий и братья молились за русское войско. Русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождения Руси от монголо-татарского владычества.

После Куликовской битвы князь Дмитрий Донской стал относиться с еще большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Венцом всех благочестивых подвигов Сергия Радонежского было чудесное видение Богородицы. Однажды ночью Сергий молился в келье. Ослепительный свет залил комнату. Богоматерь, коснувшись Сергия, упавшего на колени, сказала, что его молитва услышана, и отныне его обитель будет изобильна и будет находиться под ее покровом и защитой.

Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергий основал еще несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и другие.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода предвидя свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании своего ученика, Преподобного Никона.

25 сентября (3 октября – по новому стилю) 1392 года Сергий скончался в Свято-Троицком монастыре. Накануне кончины Преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» По традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Через 30 лет, 18 июля 1422 года, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского. 8 октября и 18 июля являются днями памяти Святого.

Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому можно сказать, что учение Преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь. Наиболее известным источником сведений о нем, замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых. Он «сделался общерусским Святым сам собою, по причине своей великой славы». В ряде энциклопедий указано, что Сергий причислен официально к лику святых в 1452 году. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточно-католическими церквями.

Борис Зайцев, русский писатель, справедливо заметил, что «как Святой Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен». Через века дошли до нас его заветы: любовь к людям, нестяжание, единение народа, святость которых он проповедовал всей своей жизнью. Нравственное учение Сергия Радонежского – один из истоков русской духовной культуры.


  1   2   3


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет