Объект и задачи исследования тюркологии как науки Ученые тюркологи



жүктеу 55.5 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі55.5 Kb.
: sites -> default -> files -> publications
publications -> ТӘуелсіздік жылдарынан кейінгі сыр өҢірі мерзімді басылымдар: бағыт-бағдары мен бет-бейнесі
publications -> Қазақстан халқы Ассамблеясы” кафедрасының аға оқытушы ф.ғ. к. Есқараева Айгүл Дүйсенғалиқызы “абай жолы” эпопеясындағЫ Әйелдер бейнесі
publications -> О. Сүлейменов және қазақ кино өнері
publications -> Абай мен Пушкин шығармалары
publications -> Темірбек жүргеновтің Өмірі мен қызметі (Қазақстан мұрағат құжаттары негізінде) Оразбақов Айтжан Жұмабайұлы
publications -> «Мәңгілік ел – ұлттық идеясының қазақ әдебиетінде көркемдік көрініс табу дәстүрі мен инновациялық жаңашылдық мәселелері» атты Қазақ хандығының 550 жылдығына арналған халықаралық ғылыми-теориялық конференция материалдары
publications -> Қазақ стиль типологиясының Қалыптасуы қорқыт ата атындағы Қму доценті А. Е. Айтбаева
publications -> Ш.Құдайбердіұлы және М.Әуезов шығармашылығындағы тұтастық Нұрланова Әсем Нұрланқызы
publications -> Абай танымындағы сопылық
publications -> Қазақ әдебиетінің халықаралық байланыстары
Объект и задачи исследования тюркологии как науки

Ученые - тюркологи


КГУ имени Коркыт ата, доцент кафедры казахского языка, литературы и журналистики, кандидат филологических наук Г. Баялиева

Тюркология - комплексная наука, исследующая историю, литературу, язык и культуру тюркских народов.

Тюркология как наука сформировалась на территории Евразии, что вполне закономерно.

На евразийском пространстве расположен ряд независимых государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза, и на территории большинства этих государств проживают тюркские народы.

Эти земли –родина тюрков.

Тюркские народы – это выходцы из Средней Азии.

Народ, традиционно ведущий кочевой образ жизни, довольно быстро заселил евразийскую степь. Известный тюрколог С.Е. Малов считает, что « тюркские народы еще в 5 веке до н.э. занимали не только те территории, на которых проживают сейчас, но и даже ещё большие территории. В древние времена тюрксие народы занимали территории от Китая до Дуная» (1,76)

Хотя некоторые ученые подвергают сомнению данную точку зрения, её поддерживает видный русский ученый, исследователь фольклора, академик В.М. Жирмунский. Он считает, что сходство сюжетов тюркского эпоса «Алпамыс» и греческого эпоса « Одиссея» объясняется древними связями этих народов, и, следовательно, требуется глубокое исследование этой проблемы (2,45).

Развитие тюркологии как науки связано с исследованиями Орхон- Енисейских , древних уйгурских памятников письменности.

Дальнейшее развитие наука получила в результате изучения исторических летописей, географичеких трудов, написанных на арабском и персидском языках.

Исследованием истории, языка и литературы тюркских народов активно занимаются как европейские, так и отечественные ученые – тюркологи. Например: В. Григорьев, Н. Березин, В. Илминский, В. Катаринский, С. Малов, В. Радлов и др.

Первым ученым, кратко описавшим грамматический строй казахского языка и составившим казахско-русский словарь, является русский ученый Н. Ильминский. Он создал научный труд « Материалы к изучению киргизского языка» ( 1861), который навсегда вошел в золотую сокровищницу казахской филологической науки.

Конечно, необходимо особо отметить труд П. Мелиоранского « Краткая грамматика казахского- киргизского языка», который с точки зрения научности и объективности объяснения языковых фактов заслуживает высокой оценки.

Из казахских ученых можно назвать профессора А. Коныратбаева, внесшего значительный вклад в развитие тюркологии.

Особое внимание в своих работах он уделяет вопросам этимологии. В исследованиях ученого содержатся материалы, касающиеся этногенезиса кочевых племен. Ученый- тюрколог глубоко вникает в суть исследуемой проблемы, старается осветить её всесторонне. Он занимался изучением ономастики, этнонимии, топонимии, антропонимии. Заслуживает внимания точка зрения А. Коныратбаева относительно этимологии слова « тюрок». Происхождение этого слова рассматривали и другие ученые: М.Кашгари, В. Бартольд, Г. Вамбери, Ю. Немет, А. Бернштам, А. Зайончковский, А. Кононов, Н. Баскаков, Р. Фрай, Ф. Гордеев, В. Махпиров и др.

Кашгари считал, что это имя конкретного человека, Бартольд придерживается мнения, что это наименование кочевого народа, проживавшего в 6 веке. Г. Вамбери отождествляет его со словом « человек», «естество», а Ю. Немет – со словами «сила», «могущество».

Относительно рассматриваемого этнонима А. Коныратбаев высказал интересную точку зрения. Он считал, что данный этноним встречается в ряде языков ( конечно, в разной форме): в монгольском – туркот, китайском – тукюс, греческом – тойркот, санскрите – туруска, пракритском – турукка, согдийском-турк.

По мнению ученого, данное наименование ( турк – туруг) начало формироваться в эпоху хуннов. В своих исследованиях ученый останавливается не только на внутреннем содержании этнонима, касающегося только тюркских народов, но и на вопросе, как называли эти племена соседствующие с ними другие народы. Для определения этого явления в науке используется термин « аллоэтноним».

Происхождение слова «тюрок» А. Коныратбаев связывает со словом « тархан», которое обозначало титул тюркских беков. Он высказывает предположение, что корнем слова тархан является слово туруг (3,67).

Связывая происхождение этнонима «тюрок» со словом «тархан», А Коныратбаев опирается на исследования А.Н. Кононова, Б.Н. Заходера, Дж. Логашовой, А. Гафурова.

Б.Н. Заходер, сопоставив материалы письменностей Ибн-Русте, Гардизи «Худуд ал-алем» , заметил, что руководителей государства Хазарт иногда называют хазар – хакан ( Ибн-Русте), иногда – хакан-хазар ( Истахри, Ибн- Хаукал), а иногда и вовсе тархан- хакан (« Худуд ал-алем»).

На данное нименование обратил внимание и С.Г. Кляшторный: его использовали в качестве наименования военоначальников Тюркского каганата.

Таджикский ученый А. Гафуров считает, что это слово имеет значение «бек», «господин», а также его можно читать как слово «туркан». Он говорит: « Слово «таркан» вообще не знакомо иранцу, а вот слово «туркан», от которого происходит слово «тюрок», знакомо ему с детства».

Таким образом, можно сказать, что вместо нименования «таркан» в тюркских языках сформировалось нименование « туркан» наряду с такими словами как бек, хан.

Например, тюрколог Бесим Аталай считает, что данное наименование необходимо произносить со звуком «у».

Следовательно, если придерживаться точки зрения А. Коныратбаева, слова тархан –туркан- тюрок являются близкими, тождественными.

Ещё одно замечание заслуживает нашего внимания. А Гафуров в один ряд со словами «тархан», «туркан» ставит слово «торе», которое применялось для называния ханских потомков.

А.Н. Кононов выдвигает разные предположения относительно происхождения этнонима « тюрок». Во-первых, он считает,что это политический термин, происходящий от слова «торкин» (родственники со стороны жены), в дальнейшем оно стало записываться как « турк» или «тур!к». Во-вторых, слово «тур!к» состоит из двух слогов, первый из которых (tur) – түр является фонетическим вариантом слова тус . Согласно этому положению, слово «Тур!к» являлось наименованием войск древних кочевых племен (4,89). Если в трудах А Коныратбаева прослеживается точка зрения, согласно которой этнонимы «тархан» и «турк», называвшие тюркских беков, являются равнозначными, то А. Кононов и Н. Баскаков объясняют значение слова слова «турк» через семантику слова «торк!н».

Поддерживая данную точку зрения, Дж. Логашова считает, что « слово «турк» имеет значение множественного числа, и тогда оно близко по значению иранскому слову « туран», в котором «ан» также имеет значение множества.В таком случае можно предположить, что топоним Атрек (А-тур-к) имеет корень «тур!к».

Исторические документы свидетельствуют, что в 6-7 веках часть тюркских племен населяла территорию вдоль реки Атрек. Ибн-фадлан пишет, что у огузов был военоначальник по имени Атрек.

Исходя из вышеназванного, А. Коныратбаев предполагает, что слово «Тур!к» называет государство, занимавшее центральное положение, население которого вело оседлый образ жизни.

Конечно, этимология слов төр-түр-түс-түре-түран-түркүн-тархан-түрік схожа, но необходимо отметить, что их семантическая система разнородна.

Одно из них является этнонимом, другое- бытовым наименованием, третье обозначает титул, четвертое –название государства (Туран).

Мы согласны с мнением А.Коныратбаева, что наименование «тур!к» объединяет широкий круг понятий.

Итак, отметим, что изучение богатого наследия нашего народа, знакомство с ним молодого поколения имеет важное значение

Использованная литература


1.С.Е. Малов. «Памятники древнетюрской письменности.»М,-Л.,1951г,76-c.

2.В.М.Жирмунский.Тюркский героический эпос.Л:Наука»,1974,45-c



3.А.Коныратбаев,Т.Коныратбаев. Письменности древней культуры.

А,1991г.67-с.



4.А.Н.Кононов.Грамматика языка тюркских руниче



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет