«Образ Асклепия в христианской нарративной традиции I-III вв н. э.»



жүктеу 34.44 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі34.44 Kb.
: archive -> Lomonosov 2015 -> data -> 7076
data -> Корреляции между второй и высшими гармониками анизотропного потока частиц в соударениях ионов свинца на Большом адронном коллайдере
data -> Адсорбционные и каталитические свойства γ-Al 2 o 3, модифицированного наночастицами золота и оксида церия
data -> Синтез и функционализация 10-((5-(перфторфенил)-1,3,4-оксадиазол-2-ил)метилl)акридин-9(10H)-онов
data -> Акрилатоуранилаты двухвалентных металлов Сергеева Ольга Александровна
data -> Изменчивость морфометрических признаков Saxifraga hirculus L. в сообществах южной гипоарктической тундры долины реки Анабар
data -> Исследование купратов рзэ с анион-дефицитной перовскитной структурой
data -> Изучение процесса формирования титансодержащих износостойких глазурных покрытий плиток для полов
data -> Когнитивно-семантический анализ прилагательных, характеризующих человека по его отношению к собственности
data -> Особенности распространения и биологии Xanthium albinum в Брянской области Коростелева Татьяна Павловна
7076 -> Социальная структура минойского общества Яцына Ангелина Игоревна
«Образ Асклепия в христианской нарративной традиции I-III вв. н.э.»

Щукина К.О.

Студент

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики Пермь», социально-гуманитарный факультет, Российская Федерация, город Пермь

schukinako@yandex.ru

Первые века новой эры интересны тем, что в этот период не только появляются новые культы, например, культ Иисуса Христа, но и претерпевают изменения старые [Свенцицкая, 1989, с. 15, 18]. В частности, С.И. Межерицкая [Межерицкая, 2004] пишет о ренессансе культа Асклепия. На мой взгляд, сложно утверждать о ренессансе, однако, факт, что культ Асклепия впервые за несколько столетий претерпевает такие сильные изменения, несомненно, заслуживает более глубокого анализа. В этот период начинает развиваться ранняя христианская апологетика, отношение к античным богам в которой было основано на предшествующей традиции. Если говорить о культе Асклепия, то для I-III вв. н.э. его образ стал сравниваться с образом Иисуса Христа как языческими (Цельс. Правдивое слово, III), так и христианскими авторами (Ориген. Против Цельса. III, XXIII) [Cotter, 2003, p. 16; Perkins, 1992; Братухин, 2002; Доддс, 2003, с. 171].

Целью данного исследования является выявление специфических черт образа Асклепия, которые он приобретает в христианской нарративной традиции I-III вв. н.э.

В ходе исследования были рассмотрены труды христианских авторов I-III вв. н.э.: Иустина, Феофила Антиохийского, Аристида, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса, Клемента Александрийского, Тертуллиана, Ипполита Римского, Оригена и Коммодиануса.

Сами христианские авторы I-III вв. и некоторые современные исследователи видят причиной увеличения популярности Асклепия в первых веках новой эры его человеческую природу, которую Асклепий смог превзойти, и его воскресение после смерти (Ориген. Против Цельса. III, XXIII) [Донини, 1989, с. 23-24]. Однако при всей схожести образов Асклепия и Иисуса христианские авторы I-III вв. н.э. указывают на бессилие Асклепия в спасении собственной жизни, а также его «глухость» к человеческим душам (Св. Аристид. Апология святого Аристида. 10, 5-6; Св. Феофил Антиохийский. К Автолику. I, 9; Тертуллиан. Апологетик. XIV, 5; Ориген. Против Цельса. III, XXII, XXV) [Perkins, 1992]. Тем не менее вопрос о степени изменения образа Асклепия остается открытым в силу того, что еще с IV в. до н.э. был известен культ Асклепия-Спасителя (Peek, Neue Inschriften 33), который получил широкое распространение в первых веках новой эры, о чем свидетельствует огромное количество надписей, посвященных Асклепию-Спасителю в Пергаме и Эпидавре, а также «Священные речи» Элия Аристида (IvP III 26, 34, 36, 37-41, 47-49, 51, 55, 63-66, 69-87; Peek, Neue Inschriften 39, 48, 49, 62; Элий Аристид. Священные речи. I, 1; II, 7, 37, 40; III, 7; IV, 4, 9, 38).
Литература

Athenagoras. A plea for the Christians // Ante-Nicene Fathers. Vol. II / tr. by B.P. Pratten. Buffalo: Christian literature publishing Co., 1885.

Clement of Alexandria. Exhortation to the heathen // Ante-Nicene Fathers. Vol. II // tr. by W. Wilson. Buffalo: Christian literature publishing Co., 1885.

Commodianus. On Christian discipline // Ante-Nicene Fathers. Vol. IV / tr. by R.E. Wallis. Buffalo: Christian literature publishing Co., 1885.

Cotter W. Miracles in Greco-Roman Antiquity. N.-Y.: Taylor & Francis e-Library, 2003.

Habicht C. Die inschriften. Altertümer von Pergamon. Vol. VIII. Part 3. Berlin: De Gruyter, 1969. viii, 202 s.

Hinz E.J., Tennissen J.J., Savior and cock: allusion and icon in Lawrence’s “The man who died” // Journal of modern literature. Bloomington: Indiana university press, 1976. Vol. 5. № 2. P. 279-296.

Hippolytus. Refutation of all heresies // Ante-Nicene Fathers. Vol. V / tr. by J.H. MacMahon. Buffalo: Christian literature publishing Co., 1886.

Justin Martyr. Dialogue with Trypho // Ante-Nicene Fathers. Vol. I / tr. by M. Dods, G. Reith. Buffalo: Christian literature publishing Co., 1885.

Peek W. Neue unschriften aus Epidauros // Philologisch-historische klass. Berlin: Akademie der Wissenschaften, 1972. Bd. 63. H. 5. URL: http://epigraphy.packhum.org.

Perkins J. The “Self” as sufferer // The Harvard theological review. Cambridge: Cambridge university press, 1992. Vol. 85. № 3. P. 245-272.

Братухин А.Ю. Языческая мифология у христианских авторов II – начала III вв. // Античная мифология в историческом контексте. СПб.: История Древнего Рима, 2002. URL: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1337314284

Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина / пер. с англ. А.Д. Пантелеева. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003.

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) / пер. с итал. И.И. Кравченко. М.: Политиздат, 1989.

Казаков М.М. Проблема христианизации Римской Империи // Исследования по зарубежной истории. Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 2000. С. 196-204.

Межерицкая С.И. Культ Асклепия и психология античного общества II в. н.э. // Мнепон / под ред. Э.Д. Фролова. СПб.: СПбГУ, 2004. № 3. С. 373-394.

Минуций Феликс. Октавий // Сочинения древних христианских апологетов / под ред. И.А. Савкина. СПб.: Алетейя, 1999. С. 226-274.

Ориген. О началах. Против Цельса / пер. Л. Писарева. СПб.: Библиополис, 2008.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1989.

Святой Аристид. Апология святого Аристида // Сочинения древних христианских апологетов / под ред. И.А. Савкина. СПб.: Алетейя, 1999. С. 290-337.

Святой Феофил Антиохийский. К Автолику // Сочинения древних христианских апологетов / пер. П. Преображенского. СПб.: Алетейя, 1999. С. 128-194.

Татиан. Речь против эллинов // Сочинения древних христианских апологетов / пер. П. Преображенского. СПб.: Алетейя, 1999. С. 10-45.

Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Апологетик. К Скапуле / пер. с лат. А.Ю. Братухина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.

Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения / пер. М. Маханьковой. М.: Прогресс, 1994.

Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. О плаще / пер. с лат. А.Я. Тыжова. СПб.: Алетейя, 2000.

Цельс. Правдивое слово // Ранович А.Б. Первоисточники по истории ранеего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. С. 284-331.



Элий Аристид. Священные речи. Похвала Риму / под ред. С.М. Межерицкой, М.А. Гаспарова. М.: Ладомир, Наука, 2006.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет