Образовательная программа дополнительного образования детей



жүктеу 376.03 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі376.03 Kb.



Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области
Государственное автономное учреждение

дополнительного образования детей Тюменской области

«Областной детско-юношеский центр «Аванпост»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


дополнительного образования детей

«Организация оборонно-спортивного оздоровительного лагеря «Ратники» для молодежи Тюменской области»

г.Тюмень – 2010
«Утверждаю»

Директор ГАУ ДОД ТО

ОДЮЦ «Аванпост»

А.Н.Перов

«___»___________2010 г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей


«Организация оборонно-спортивного оздоровительного лагеря «Ратники» для молодежи Тюменской области »


по направлению: физкультурно-спортивное


Срок реализации программы: 18 дней






СОДЕРЖАНИЕ



Номер

раздела

Наименование

разделов

Номера

страниц


1.

Титульный лист


4

2.

Пояснительная записка


5-9

3.

Учебно-тематический план


9-12

4.

Содержание изучаемого курса


12-16

5.

Методическое обеспечение программы


17-20

6.

Список литературы


21


Раздел I. Титульный лист




п/п

Наименование

Сведения об Участнике

1.

Наименование образовательного

учреждения



Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Тюменской области «Областной детско-юношеский центр «Аванпост»


2.

Где, когда и кем утверждена образовательная программа

На педагогическом Совете

ГАУ ДОД ТО ОДЮЦ «Аванпост».

(Протокол № 7 от 17.09.2010 года)


3.

Название

образовательной программы



«Организация оборонно-спортивного оздоровительного лагеря «Ратники» для молодежи Тюменской области»


4.

Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа

14-17 лет

5.

Срок реализации

18 дней


6.

Ф.И.О., должность автора

Шевцов Владислав Вячеславович, профессор, преподаватель ТЮИ МВД РФ

Перов Александр Николаевич,

директор АУ ДОД ТО ОДЮЦ «Аванпост»


7.

Название города

г. Тюмень


8.

Год разработки

образовательной программы




2008 год

Раздел II. Пояснительная записка

В настоящее время в Тюменской области активно развивается патриотическое воспитание детей и молодежи. Наряду с этим существует проблема вовлечения детей и молодежи в мероприятия патриотической направленности, а также формирование здорового образа жизни. По данным научно-практического исследования, проведенного в 2009 году ГАУ ТО «Молодежный информационно-аналитический центр», лишь 6,2% молодежи принимают участие в областных мероприятиях любой формы, в том числе патриотической направленности.

Патриотическое воспитание молодежи в Тюменской области представлено достаточно разносторонними направлениями и способами вовлечения молодежи в мероприятия патриотической направленности, одним из которых является комплекс мероприятий по подготовке допризывной молодежи к военной службе, и как показывает опыт работы с молодежью, одной из наиболее эффективных форм подготовки их к защите своей Родины является оборонно-спортивный палаточный лагерь.

Во-первых, в таком лагере трудовая деятельность органически соединена с условиями жизни, которые существуют в современных Вооруженных Силах.

Во-вторых, почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, основой которых являются требования уставов Вооруженных Сил РФ (с учетом особенностей детской психики и физического состояния).

В-третьих, идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшей жизни.

Таким образом, оборонно-спортивный оздоровительный (палаточный) лагерь «Ратники» в Тюменской области (далее ОСОЛ «Ратники») определяет цели, задачи и направления молодежной политики Тюменской области в области интеграции физической, психической, социально-психологической, военно-профессиональной подготовки юношей на основе моделирования характера и условий военной службы..

Значимость реализации настоящей программы определяется:

осуществлением мероприятий органов государственной власти Тюменской области по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление;

установлением социальных гарантий государства на обеспечение отдыха и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

необходимостью организации летнего отдыха, укрепления здоровья детей;

эффективностью программы в плане комплексного решения задач оздоровления, обучения, воспитания и развития;

возможностью использования программы в различных типах образовательных учреждений при организации и проведении ОСОЛ;

необходимостью дальнейшего развития системы военно-профессиональной ориентации молодежи.

В период нахождения в ОСОЛ у учащихся: создается целостное представление о характере и условиях военной службы; формируется углубленное представление об основных характеристиках профессии военнослужащего.

Учащиеся приобретают опыт боевых стрельб из автомата Калашникова, навыки выполнения обязанностей дневального и часового, осваивают выполнение строевых приемов на месте и в движении; практически отрабатывают выполнение основных действий солдата в наступлении и обороне и т.д.

В целом, можно говорить о том, что пребывание в ОСОЛ способствует формированию у молодежи целого ряда военно-профессиональных навыков, развитию военно-прикладных качеств, заблаговременной адаптации подростков к неблагоприятным факторам военно-профессиональной деятельности.

Этапы и сроки реализации:

1 этап - Разработка концепции организации Февраль

профильных смен ОСОЛ «Ратники»

в текущем году.

Проведение семинаров с руководителями Март

ОСОЛ по вопросам организации,

содержания, методики работы.

Проведение семинаров с инструкторско- Апрель

преподавательским составом по организации,

содержанию и методике учебного процесса

в ОСОЛ, обучение вожатых ОСОЛ.

2 этап - Решение организационных вопросов, Май

улучшение материальной базы ОСОЛ.

Организация деятельности группы

мониторинга.

3 этап - Проведение профильных смен ОСОЛ. Июнь-июль

4 этап Анализ деятельности ОСОЛ.

- подготовка материалов мониторинга; Сентябрь

- проведение областного круглого стола Октябрь

«Проблемы организации, содержания

и методики учебно-воспитательного

процесса в ОСОЛ».

Основными принципами организации работы ОСОЛ являются: принцип прикладности, принцип комплексности, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип деятельностного подхода, принцип оздоровительной направленности.

1.   Принцип научного освещения исторического прошлого Родины. Реализация данного принципа подразумевает ознакомление детей и молодежи с историческим прошлым России и «малой Родины» с использованием достоверной научно-исторической информации, основанной на документах и свидетельствах очевидцев.



2.  Принцип практического (деятельностного) подхода к патриотическому воспитанию детей и молодежи. Патриотическое воспитание не должно ограничиваться только информированием. Воспитать настоящего патриота можно только включая молодого человека в различные патриотические мероприятия, приносящие реальную пользу Родине. Принцип заключается в организации этапа деятельности, обеспечивающего эффективное формирование и развитие наиболее важных для предстоящей военной службы личностных свойств, качеств и способностей.

3. Принцип опоры на эмоциональное восприятие получаемой в процессе воспитания информации. Только то воспитание дает результаты, которое опирается на эмоционально-личностные переживания молодого человека, затрагивает его душу. Любовь к Родине – это одновременно и эмоция, и сознательная жизненная установка.

4. Принцип сотрудничества и эффективного взаимодействия разных поколений. В процессе патриотического воспитания старшее поколение передает молодежи свой опыт и знания. С другой стороны - любовь к Родине начинается у молодежи с уважения к старшим.

5. Принцип учета возрастных и психологических особенностей. При реализации программы учитываются возрастные и психологической особенности детей и молодежи, физического состояния и индивидуализацию используемых средств, методов предпрофессиональной подготовки.

Реализация настоящего принципа предполагает:

выделение групп учащихся на основе оценки их физического состояния, других видов подготовленности;

создание соответствующих личностно-ориентированных программ;

реализацию дифференцированной программы с учетом индивидуальных особенностей учащихся на основе личностно-ориентированных, адаптированных педагогических технологий обучения, воспитания и развития.

Принцип индивидуализации и дифференциации требует комплектования групп учащихся с учетом возраста, физического состояния и индивидуализацию используемых средств, методов предпрофессиональной подготовки.

Реализация настоящего принципа предполагает:

выделение групп учащихся на основе оценки их физического состояния, других видов подготовленности;

создание соответствующих личностно-ориентированных программ;

реализацию дифференцированной программы с учетом индивидуальных особенностей учащихся на основе личностно-ориентированных, адаптированных педагогических технологий обучения, воспитания и развития.

6. Принцип отказа от формализма при реализации воспитательной мероприятий патриотической направленности. Ни одно патриотическое мероприятие не может быть запланировано и проведено «для галочки». Формализм не просто снижает эффективность воспитания, он дискредитирует саму идею патриотического воспитания детей и молодежи

Принцип оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления здоровья. Реализация настоящего принципа обеспечивается:

определением конкретного содержания всех видов деятельности, средств и методов различных видов подготовки исходя из их оздоровительной ценности;

планированием и регулированием тренировочных нагрузок в зависимости от возраста, уровня подготовленности занимающихся;

регулярным комплексным врачебным и педагогическим контролем в процессе занятий и соревнований;

систематическим использованием оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

Таким образом, основное назначение принципов системы военно-прикладной подготовки в ОСОЛ сводится к следующему:



во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач, стоящих перед оборонно-спортивным оздоровительным лагерем;

во-вторых, к обоснованию и обеспечению целенаправленности учебного процесса в ОСОЛ (всесторонности, прикладности, оздоровления);

в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов в обучении, воспитании и развитии.

Цели и задачи


Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь (ОСОЛ) «Ратники» является организационной формой обеспечения права детей на отдых и оздоровление, военно-патриотического воспитания молодежи, совершенствования прикладной физической и военно-профессиональной подготовки.

  • Цель: интеграция физической, психической, социально-психологической, военно-профессиональной подготовки юношей на основе моделирования характера и условий военной службы..

Задачи:

  • организация активного отдыха, формирование здорового образа жизни;

  • развитие способностей к применению приобретенных ранее специальных качеств и военно-профессиональных навыков в условиях значительных физических нагрузок и нервно-психических напряжений;

  • военно-патриотическое воспитание, воспитание психической устойчивости, уверенности в собственных силах, выдержки и самообладания;

  • формирование навыков коллективных действий при решении учебно-служебных задач;

  • мониторинг физического и психического состояния обучающихся.



Общая характеристика программы

Настоящая программа включает четыре раздела:



1 раздел – Общевойсковая подготовка.

Формы: учебные занятия по огневой, строевой, тактической подготовке, военной топографии, организация боевых стрельб из АКМ.


2 раздел – Физическая подготовка.


Формы физической подготовки: учебно-тренировочные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка по военно-прикладным видам спорта, спортивно-массовая работа.

3 раздел – Культурно-просветительная работа

Включает пропаганду здорового образа жизни, патриотические мероприятия, награждения отличившихся, экскурсии, викторины, встречи.



4 раздел – Военизированная тактическая игра на местности "Действие мотострелковой роты по уничтожению десантной группы противника".

Общее количество часов: 72 часа: теория – 22 часа, практика – 60 часов.

В период нахождения учащихся в ОСОЛ группой тестирования ОДЮЦ «Аванпост» проводится мониторинг физического и психического состояния учащихся за счет времени из раздела спортивно-массовой работы.
Содержание мониторинга:

Физическое состояние:

Физическое развитие (рост, вес, окружность грудной клетки, становая и кистевая динамометрия);

Функциональные возможности (проба генчи, ЧСС уд/мин, ЧД циклов/мин, АД мм.рт. ст., ЖЕЛ, проба Руффье);

Общая физическая подготовленность (100 м, 2 км, 3 км, челночный бег 10 х 10 м, подтягивание, прыжков в длину с места, наклон вперед, поднимание туловища за 1 мин);

Специальная физическая подготовленность (комплексное упражнение, выпрыгивание вверх, угол в упоре, отжимание на брусьях, поднимание гири 16 кг, 10 по 10 м, проба Яроцкого).



Психическое состояние (стрессоустойчивость, ситуативная и личностная тревожность, фрустированность, ригидность, агрессивность).

Результаты мониторинга заносятся в паспорт физического и психического состояния учащихся специализированных классов с соответствующими рекомендациями по оптимизации психо - физического состояния.




Раздел III. Учебно-тематический план




п/п

Наименование темы

Всего часов

в том числе

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Тактическая подготовка

16

2

14

2.1.

Основы общевойскового боя

4

-

4

2.2.

Обязанности солдата в бою

4

2

2

2.3.

Вы­полнению одиночных тактических приемов в основных видах об­щевойскового боя:

- при расположении на месте и сов охране и обороне важных объектов;



- совершение маршей, охране и обороне важных объектов.

8

-

8

3.

Огневая подготовка

12

2

10

3.1.

Основы и правила стрель­бы из стрелкового оружия, материальная часть оружия.

2

1

1

3.2.

Прие­мы и способы стрельбы из стрелкового оружия по неподвижным и появляющимся целям днем и ночью.

6

1

5

3.3.

Метание ручных гранат.

4

-

4

4.

Инженерная подготовка

8

2

6

4.1.

Способы и последо­вательность фортификационного оборудования окопа для стрель­бы из стрелкового оружия стоя (лежа).

4

2

2

4.2.

Сооружения для за­щиты личного состава.

2

-

2

4.3.

Оборудование и маскировка укрытий.

2

-

2

5.

Радиационная, химическая и биологическая защита

6

2

4

5.1.

Табельные средства индивидуальной защиты.

4

2

2

5.2.

Проведение частичной специальной и санитарной обработки.

2

-

2

6.

Общевоинские уставы

6

2

4

6.1.

Изучение положения общево­инских уставов.

2

2

-

6.2.

Несение службы в суточном наряде и в повседневной жизни.

4

-

4

7.

Строевая подготовка

10

-

10

7.1.

Выполнение строевых приемы и действия с оружием.

10

-

10

8.

Физическая подготовка

20

4

16

8.1.

Навыки в преодолении препят­ствий (перенесение дли­тельных физических и психологических нагрузок).

12

2

10

8.2.

Основы рукопашного дела

8

2

6

9.

Военная топография

8

2

6

9.1.


Порядок работы с ком­пасом на местности при определении сторон горизонта и при дви­жении по азимуту.

4

2

2

9.2.

Ориентирование на местности

4

-

4

10.

Военно-медицинская подготовка

8

2

6

10.1.

Правила личной и общественной гигиены.

4

2

2

10.2.

Практическое пользование средства­ми индивидуального медицинского оснащения.

4

-

4


ВСЕГО:


96


20


76


Тематическое планирование
Тактическая подготовка:

Тема 1. Основы общевойскового боя – 3 часов.

Занятие 1 – (теоретическое – 1 часа) Характеристика современного боя, цель и виды боя. Средства поражения противника. Их условное обозначение.

Занятие 2 – (теоретическое – 1 часа) Важнейшие условия для достижения успеха в бою: постоянная высокая боевая готовность; своевременность обнаружения противника и уничтожение его огнем; активность, решительность, непрерывность и внезапность действий.

Занятие 3 – (теоретическое – 1 часа) Обязанности солдата в бою.



Тема 2. Приемы и правила выполнения действий солдата в бою – 7 часов.

Занятие 1 – (практическое – 2 часа) Приемы и правила выполнения способов передвижения солдата на поле боя, действия в пешем порядке.

Занятие – 2 (практическое – 2 часа) Выполнение действия при подготовке к атаке. Порядок движения в атаку в сочетании с ведением огня на ходу.

Занятие 3 – (практическое – 2 часа) Приемы и правила выполнения способов уничтожения противника в ходе атаки (ручными осколочными гранатами, огнем в упор и у рукопашном бою).

Занятие 4 – (практическое – 1 часа) Требования к выбору места для ведения и наблюдения. Определение расположения целей по отношению к ориентирам и местным предметам. Правила доклада о результатах наблюдения.

Тема 3. Действие солдата в бою – 6 часов.

Занятие 1 – (тактико-строевое – 2 часа) Выбор места для наблюдения и маскировка его. Изучение местности, местных предметов противника, составление схемы местности. Обнаружение целей и доклад о результатах наблюдения. Занятие исходного положения для атаки и переход в атаку. Применение приемов уничтожения противника.

Занятие 2 – (тактико-строевое 2 часа) Продвижение в глубину обороны противника с применением различных способов передвижения. Уничтожение огневого средства противника, препятствующего движению. Преодоление участка местности, зараженного отравляющими и радиоактивными веществами.

Занятие 3 – (тактико-строевое – 2часа) Занятие огневой позиции в обороне (места для стрельбы) под огнем противника с использованием различных способов передвижения. Оборудование и маскировка места для стрельбы. Соревнование в занятии места для стрельбы и самоокапывания.


Огневая подготовка

Тема 1. Материальная часть автомата Калашникова – 4 часа.

Занятие 1 – (теоретическое – 2 часа) Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Последовательность неполной разборки и сборки автомата. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами.

Занятие 2 – (практическое – 2 часа) Подготовка автомата и патронов к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение автомата патронами и заряжание автомата.

Тема 2. малокалиберная винтовка – 1 часа. Теоретическое занятие – устройство винтовки. Порядок ее заряжания. Особенности изготовки, производства стрельбы, разряжение.

Тема 3. Ведение огня из автомата с места по неподвижным целям 5 часов.

Занятие 1 - (практическое – 1 часа) Меры безопасности на занятиях. Снаряжение магазина патронами и укладывание его в сумку. Подготовка упора. Изготовка к стрельбе лежа с упора (принятие положения для стрельбы и заряжание автомата). Производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прикладка, прицеливание, спуск и удерживание автомата при стрельбе).

Занятие 2 – (практическое – 1 часа) Прекращение стрельбы. Разряжение автомата после стрельбы. Выполнение приемов стрельбы из автомата лежа с упора.

Занятие 3 – (практическое – 1 часа) Выполнение упражнения стрельбы из малокалиберной винтовки. Совершенствование знаний по устройству автомата.

Занятие 4 – (практическое – 1 часа) Выполнение приемов и правил стрельбы из автомата лежа с упора на стрелковой тренировке. Совершенствование знаний по устройству автомата.

Занятие 5 – (практическое – 1 часов) Проверка готовности к выполнению упражнения стрельбы из автомата. Выполнение упражнения из автомата на войсковом стрельбище.

Строевая подготовка

Тема 1. Строевые приемы и движения без оружия – 2 часа.

Занятие 1,2 – практическое по 1 часу. Строй и их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головной убор снять», «головной убор надеть».



Тема 2. Строевые приемы и движение без оружия – 2 часа.

Занятия 3,4,5,6 – (практические – по 1 часу). Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Движение строевым шагом. Повороты в движении. «Головной убор надеть».



Тема 3. Строевые приемы и движение с оружием – 2 часа.

Занятия 7,8,9,10 – (практические – по 1 часу). Отдание воинской чести на месте и в движении в головном уборе и без него. Ответ на приветствие в движении. Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй.

Занятие 11,12 – (практические по 1 часу) Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Военная топография

Тема 1. Ориентирование на местности без карты и движение по азимуту – 6 часов.

Занятие 1 – (Теоретическое занятие – 2 часа, практическое – 2 часа) ориентирование на местности без карты. Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилам, местным предметам. Докладывать о своем местонахождении.

Занятие 2 – (практическое – 4 часа) Азимут его определение. Тренировка в определении сторон горизонта и направлений (азимутов) на местные предметы. Движение по азимуту.
Уставы

Тема 1. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе - 1 час. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и боевые возможности.

Военная присяга - клятва на верность Родине. Значение военной присяги в жизни, учебе и боевой деятельности воина. Порядок принятия военной присяги.



Тема 2 . Боевое знамя воинской части (военно-морской Флаг России) - 1 час. Боевое знамя воинской части (военно-морской Флаг России) - символ воинской чести, доблести, славы. История зарождения Знамени воинской части. Порядок вручения и хранения боевого Знамени части. История знамени 38 Тобольского пехотного полка

Тема 3 . Военнослужащие и взаимоотношения между ними - 1 часа.

Занятие 1 -(теоретическое - 1 час.) Общие обязанности военнослужащих. Воинское звание и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Соблюдение военнослужащими уставных взаимоотношений. Правила воинской вежливости. Ответственность за нарушение уставных взаимо­отношений между военнослужащими. Порядок отдачи и выполнения приказания. Отдание воинской чести. Обращение к начальникам и старшим. Обязанности солдата.



Тема 4. Воинская дисциплина - 1 час - теоретическое - воинская дисциплина, ее сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины.

Техническая подготовка

Может рассматриваться как вариативная часть учебной программы и определяется самостоятельно. Рекомендуется включение дисциплин, имеющих прикладной характер.

Как вариант: автомотовождение, горная подготовка, специальная система выживания и т.д. (теория – 2 часа, практика – 8 часов)


Физическая подготовка

Тема 1. Учебно-тренировочные занятия – 7 часов.

Занятие 1. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Кроссовый бег (бег на средние дистанции) – 2 часа.

Занятие 2. Гимнастика атлетическая. Гиревой спорт. Атлетическое двоеборье.

Занятие 3.4.5.6. Метание гранат на дальность, на точность. Плавание при­кладное. Преодоление полосы препятствий. Рукопашный бой. – 4 часа.



Тема 2. Спортивно-массовая работа. – 8 часов.

Спартакиада по военно-прикладным видам спорта:

Летний полиатлон. Атлетическое двоеборье. Гиревой спорт. Метание гра­нат на точность. Плавание прикладное и ныряние в длину.

Соревнования по отдельным видам спорта:

Армреслинг. Перетягивание каната. Военизированный кросс. Ускорен­ное передвижение. Корабельное пятиборье. Комплексное упражнение в мета­нии гранат. Стрелковый поединок. Военизированная эстафета. Туристическая эстафета.

Другие формы физической и военно-технической подготовки:

Утренняя физическая зарядка. Военизированная игра на местности.

Тема 3. Контроль и оценка физического состояния – 5 часов.

Занятие 1. Контроль и оценка специальной физической подготовленности. Стандарты физического развития и физической подготовленности. Нормативы спортивных разрядов.


Раздел IV. Содержание изучаемого курса
Тактическая подготовка:

Знать основы общевойскового боя и обязанности солдата в бою.

Уметь применять способы передвижения на боле боя, выполнять приемы уничтожения пехоты противника при движении в атаку и отражении атаки.

Развивать у молодежи мужество, чувства товарищества и коллективизм, готовность к взаимопомощи, выполнению задач и другие моральные и боевые качества.



Огневая подготовка

Знать боевые свойства и материальную часть автомата Калашникова.

Уметь выполнять приемы и правила стрельбы из автомата, характерные задержки при стрельбе.

Изучить правила сбережения автомата.

Выполнить подготовительное и начальное упражнение из автомата.

Строевая подготовка

Знать и уметь выполнять обязанности солдата перед построением и в строю.

Тренировать слушателей в правильном выполнении команд в трою и строевых приемов без оружия.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, подтянутость, опрятность, быстроту реакции, чувство коллективизма.



Военная топография

Уметь определять стороны горизонта. Азимут и его направление, свое местонахождение относительно местных предметов и докладывать о нем.

Воспитывать у слушателей инициативу. Находчивость, готовность к самостоятельным действиям.

Уставы

1. Знать основы и требования воинской дисциплины, обязанности солдата.

2. Ознакомиться с правилами обращения к старшим, правилами воинской вежливости и общими обязанностями военнослужащих.

3. Воспитывать у молодежи любовь к Вооруженным Силам России, готовность к выполнению приказов командиров, высокую дисциплини­рованность и исполнительность.



Техническая подготовка

Может рассматриваться как вариативная часть учебной программы и определяется самостоятельно. Рекомендуется включение дисциплин, имеющих прикладной характер.

Как вариант: автомотовождение, горная подготовка, специальная система выживания и т.д. (теория – 2 часа, практика – 8 часов)

Физическая подготовка

1. Совершенствовать физическую подготовленность (силу, ловкость, вы­носливость) при повышенной физической нагрузке.

2. Уметь выполнять упражнения, приемы и действия на спортивных сна­рядах, полосе препятствий, метать гранату и плавать.

3. Ознакомить с выполнением нормативов по физической подготовке, установленных для солдат первого года службы.

4. Установить уровень физической подготовки юношей по основным физическим качествам.
Механизм ресурсного обеспечения

Механизм реализации Программы определяется ее областным статусом и учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, опыт организации и проведения оборонно-спортивных лагерей для молодежи в Тюменской области.

Координацию деятельности по реализации настоящей программы и подготовку к проведению ОСОЛ осуществляет: Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области и ГАУ ДОД ТО ОДЮЦ «Аванпост».

Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области

- осуществляет отбор образовательных (оздоровительных) учреждений с целью установления категории «Организаторы профильных смен ОСОЛ «Ратники» на территории Тюменской области».

- утверждает приказом перечень образовательных (оздоровительных) учреждений с категорией «Организатор профильной смены ОСОЛ «Ратники»;

- выделяет денежные средства на подготовку к проведению профильных смен в ОСОЛ «Ратники»;

- обеспечивает контроль за целевым расходованием финансовых средств.

ГАУ ДОД ТО «ОДЮЦ «Аванпост»

- определяет конкретные работы (мероприятия) (подготовительный этап и сопровождение деятельности и несет необходимые затраты) в соответствии с договором возмездного оказания услуг о проведении профильных смен ОСОЛ «Ратники»;

- обеспечивает программно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ОСОЛ «Ратники»;

- проводит совещания и семинары с руководящим составом ОСОЛ;

- контролирует и оценивает результативность учебно-воспитательного процесса в ОСОЛ по зонам их проведения и в целом;

- обеспечивает направление участников в профильные смены из других муниципальных образований;

- организует подготовку вожатых для ОСОЛ.

Головным исполнителем программы ОСОЛ «Ратники» выступает Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей «Областной детско-юношеский центр "Аванпост" (ГАУ ДОД ТО «ОДЮЦ "Аванпост").

Организаторы площадок профильных смен ОСОЛ «Ратники» на территории Тюменской области

- «Ишимские ратники» г.Ишим, ДОЛ Дружба;

- «Юный спецназовец» Упоровский район с.Пятькова;

- «Тюменские ратники» оз.Сингуль, Ялуторовский район;

- «Тобольские ратники» Тобольский район д.Дурынина;

- «Нижнетавдинские ратники» Нижнетавдинский район с. Паченка.
Организация деятельности ОСОЛ

При выборе форм и методов работы во время проведения ОСОЛ, независимо от образовательной или спортивной направленности, приоритетными направление является оздоровительная и воспитательная деятельность, направленная на свободное развитие ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).

Управление программой включает: планирование, обеспечение, организацию, контроль и учет.

Планирование работы в ОСОЛ осуществляется: начальником лагеря, его заместителем по учебно-воспитательной работе, по физической подготовке и медицинскому обеспечению.

В день планируется 8 часов учебных занятий, из них 2 часа отводится на физическую подготовку.

В расписании занятий указывается: вариант и содержание утренней физической зарядки; тема и содержание занятий по различным видам подготовки; время и содержание спортивной работы; время, место и содержание культурно-массовых мероприятий и т.д.

Обеспечение реализации программы ОСОЛ включает: материально-техническое, финансовое, медицинское, методическое, информационное обеспечение и подготовку руководителей занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса включает в себя: распределение ответственности и полномочий должностных лиц, регулирование и распорядительство, стимулирование.

Контроль за учебно-воспитательным процессом осуществляется начальником лагеря и его заместителями. В ходе контроля проверяются, анализируются и оцениваются: качество управления учебными подразделениями, полнота и качество усвоения учащимися (курсантами) программ по различным видам подготовки, уровень физической подготовленности.

Учет отражает состояние учебно-воспитательного процесса в ОСОЛ, осуществляется заместителем начальника лагеря (начальником штаба), командиром роты, командиром взвода. Учету подлежат все мероприятия, проводимые в ОСОЛ и в подразделениях, количество курсантов выполнивших нормативы спортивных разрядов и представленных к награждению знаком "Отличник подготовки к военной службе" и т.д.

Комплектование штатного персонала в ОСОЛ осуществляется в соответствии с нормами предусмотренными положением об оборонно-спортивном оздоровительном лагере.

Преподаватели в ОСОЛ выступают в роли командиров взводов, рот и весь учебный процесс они обеспечивают, организуя учебные занятия в группах.
Кадры, условия труда работников

Руководитель лагеря назначается приказом руководителя учреждения, на базе которого организуются смена, на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчетности.

Подбор кадров для проведения лагеря осуществляет организаторы (оздоровительное или образовательное учреждение) совместно с руководителем смены лагеря, органами управления образованием, по делам молодежи, другими заинтересованными органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Штатное расписание устанавливается руководителем учреждения, на базе которого организуются профильные смены лагеря, исходя из целей и задач профильной смены, численностью смены от 101 до 200 человек и в пределах выделенных финансовых ресурсов согласно рекомендуемого руководящего и обслуживающего состава:






Руководитель профильной смены

1



Заместитель руководителя профильной смены

3



Инструктор по физической подготовке

1



Педагог – организатор (командир роты)

2



Педагог – воспитатель (командир взвода)

8



Сторож – пожарный

1



Бухгалтер – калькулятор

1



Врач (фельдшер)

1



Водитель, дежурный

1



Повар

1



Шеф – повар

1

Всего:

21

Руководитель лагеря:



  • обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, издает приказы и распоряжения по профильной смене (которые регистрируются в специальном журнале);

  • разрабатывает и утверждает должностные обязанности работников лагеря, знакомит их с условиями труда;

  • проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала лагеря (педагогов, обучающихся и воспитанников) по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев;

  • составляет план мероприятий лагеря;

  • создает безопасные условия для проведения образовательной, воспитательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности;

  • несет ответственность за организацию питания обучающихся и воспитанников и финансово-хозяйственную деятельность лагеря.

Заместитель руководителя лагеря (по воспитательной, образовательной, хозяйственной работе), педагог-организатор (командир роты), инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования (командир взвода), вожатый, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников.

Порядок, условия привлечения педагогических и других работников для работы во время проведения лагеря, а также оплата их труда устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Правительства Тюменской области.

К педагогической деятельности в лагере допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование для соответствующих должностей педагогических работников или прошедшие специальную подготовку на курсах и семинарах и имеющие соответствующий сертификат вожатого.

К работе в качестве поваров, кухонных рабочих на время производственной практики под руководством мастера производственного обучения могут привлекаться обучающиеся образовательных учреждений, готовящих работников общественного питания, не достигшие 18-летнего возраста.

В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы с обучающимися и воспитанниками, повышения их профессионального мастерства и творческого роста во время проведения профильной смены может создаваться педагогический (методический) совет.
Результативность программы

Участие молодежи в ОСОЛ содействует:

- Активному отдыху, укреплению здоровья учащихся.

- Созданию целостного представления о характере и условиях полевой военной службы.

- Заблаговременной адаптации к неблагоприятным факторам военно-профессиональной деятельности.

- Усвоению основных положений гарнизонной (внутренней) и караульной службы.

- Получению навыков выполнения обязанностей дневального и часового.

- Углублению представлений об основных характеристиках современного общевойскового боя, видах боевых действий, боевой технике воинских частей и подразделений.

- Практической отработке выполнения основных действий солдата в наступлении и обороне.

- Приобретению опыта боевых стрельб из автомата Калашникова.

- Приобретению навыков в выполнении строевых приемов на месте и в движении.

- Оптимизации физического и психического здоровья учащихся.

- Военно-профессиональной ориентации молодежи.

Прогнозируемая социальная и экономическая эффективность заключается:

- В сокращении сроков адаптации молодого пополнения армии и флота к характеру и условиям военной службы.

- В сокращении сроков овладения, боевой техникой и оружием, военной специальностью (а значит и затратах на овладения).

- В уменьшении количества "отказников" при призыве на военную службу.

- Поднятие престижа военной службы и исполнения воинского долга.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1.Сведения о материально-технической базе лагеря:


Площадки профильных смен ОСОЛ «Ратники»

«Ишимские ратники» г.Ишим, ДОЛ Дружба; «Юный спецназовец» Упоровский район с.Пятькова; «Тюменские ратники» оз.Сингуль, Ялуторовский район; «Тобольские ратники» Тобольский район д.Дурынина, «Нижнетавдинские ратники» Нижнетавдинский район с. Паченка.

Палатки

Проживание в армейской палатке с размещением на деревянном топчане и кровати с комплектом постельного белья. Каждая группа (взвод) в отдельной палатке.

Вместимость лагеря

Не менее 160 чел. в смену


Наличие кроватей и постельного белья

Спальные места оборудованы в палатках: Деревянные топчаны: 160 шт.

Матрацы 160 шт.

Постельное белье 320 комп.(не менее 2-х комплектов на человека)

Подушка 160 шт.

Одеяло 160 шт.

Полотенце 320 шт.

Смена постельного белья проводиться 1 раз в 7 дней


Сведения об источниках водоснабжения для технических и пищевых целей

Водоснабжение централизованное.

В столовой установлен фильтр для воды «Аквафор».

Питьевой режим бутылированная вода «Акватель»


Помещения бытового назначения (в соответствии с санитарными нормами)

Умывальники – на 10 мест;

Душевые комнаты - 5 мест;

Спортзал – 2 мест;

Общежитие – 2 мест;

Мед.пункт – 1 место;

Помещение для сушки белья: 1 место (отдельная палатка)

Туалеты (раздельные) – 3 шт. (для мальчиков 5 очков; для девочек – 3 очка; для офицеров – 2 очка)




2 Наличие помещений и сооружений для реализации учебных, досуговых, физкультурно-оздоровительных мероприятий и т.п. (количество, площадь, оборудование):


Летние открытые сооружения:


Футбольное поле

Баскетбольная площадка

Волейбольная площадка

Площадка для рукопашного боя

Сцена


Аудитории и площадки на местности

Учебный корпус – 353 м2, 2 класса (парты, стулья, доска, видеопроектор, лит-ра, пособия), комната хранения оружия.

Спортзал – 347,4 м2, (спорт.инвентарь, маты, спорт.тренажеры, маты, стенд для метания),



Площадь для оборудования строевого плаца и организации построения личного состава

Строевой плац - 1400 м2, асфальтирован, нанесена разметка по строевой подготовке, оборудован плакатами по уч.занятиям

Помещения для организации досуга

Культурный центр – 321,1 м2, Актовый зал на 200 чел., сцена, муз.аппаратура, экран, видеопроектор, костюмы. Два выхода, огнетушители.

Открытые игровые и спортивные площадки

Футбольное поле

Гимнастический городок



Войсковая или туристическая полоса препятствий

Военизированная полоса препятствий (не менее 12 элементов)


3 Сведения об организации питания:

Помещение и условия для приема пищи

Здание столовой (кирпичного исполнения благоустроенное с отоплением) 2002г Стационарная столовая, тамбур с умывальниками, туалеты -2; обеденный зал, раздаточная, подсобные производственные помещения. Кухня оборудована вытяжной вентиляцией, электроплитами, холодильное и морозильное оборудование, электропечь. Условия хранения продуктов и приготовления пищи соответствует нормативам. Завоз скоропортящихся продуктов производится ежедневно.

Количество мест

100 посадочных


Периодичность питания

5 раз в день


Организация витаминных столов

«Золотоя шар», сок, фрукты


Акт ввода в эксплуатацию и проверки технологического оборудования пищеблока

Акт проверки тех.оборудования столовой ОАО «Торгтехника»

Наличие 10-дневного сбалансированного меню,

10-дневное меню согласовано и утверждено Роспотребнадзором


4 Сведения об организации медицинского обслуживания и организации оздоровительных услуг:


Наличие медицинского и процедурного кабинета

Медицинский пункт с изолятором на два койко-места. Производится ежегодная обработка территории от клещевого энцефалита.

Наличие необходимого оборудования и инвентаря

Согласно нормативам оборудован на 100%

Наличие медикаментов

Укомплектован на 100% для оказания первой медицинской помощи

Наличие ингаляторов и бактерицидных ламп и д.

Бактерицидные лампы – 5 шт

Наличие оборудованного помещения для изолятора

Мед.изиолятор на 2 места

Наличие квалифицированного медицинского персонала

Мед.сестра в педиатрии


5 Сведения об организации охраны и обеспечения безопасности участников смены:


Вид охраны, количество человек

Отряд охраны – 8 человек, круглосуточное дежурство

Наличие ограждения территории

Территория учреждения огорожена железобетонным забором.

Порядок страхования детей и жизни детей

Добровольное страхование от несчастного случая

Наличие дежурного автотранспорта (экстренного реагирования)

Постоянно 1 ед.

Наличие связи


Городская, междугородняя

Соответствие территории лагеря пожарной безопасности

Соответствует нормативам пожарной безопасности (пожарный водоем – 50 м3, средства пожарного тушения: пожарный гидрант, пожарные щиты, огнетушители). Все нормы пожарной безопасности соблюдены

Освещенность территории палаточного лагеря


Светильники «кобра» на опорах

Организация контроля за заездом (отъездом) участников смены (доведение информации о месте сбора и отъезде групп детей, виде транспорте)

Дети прибывают на территорию лагеря централизованно к до 12.00 из муниципалитетов. Состояние удовлетворительное. Тип собственности: государственная.

Порядок финансирования


Источниками финансирования организаторов профильных смен могут быть средства из областного и местного бюджета.

Другими источниками финансирования смены лагеря могут быть:



  • внебюджетные средства;

  • средства родителей (законных представителей);

  • добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

  • иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Расходы, связанные с транспортировкой слушателей СПК ДПВС до места проведения ОСОЛ «Ратники» и обратно несут муниципальные образования и городские округа.

Оплата путевки на одного ребенка осуществляет в соответствии установленной стоимости утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области.



Раздел V. Список литературы


Строевой устав Вооруженных Сил РФ. – М.: 2000г.

Штыкало Ф.Е. Учебно-методическое пособие по НВП. – М.: 1986г.

Тихонов М.С. Военная топография. – М.: 1976г.

Шевцов В.В. Физическая подготовка в оборонно-спортивном оздоровительном лагере. – Тюмень:2000г.

Рейф И. Восстановительная статистическая гимнастика. – М.: 1994

Уставы Вооруженных Сил РФ. – М.: 2001г.

Справочник руководителя специализированных классов добровольной подготовки к военной службе. – Тюмень, 2004г.;

Организация и содержание работы оборонно-спортивного оздоровительного лагеря для молодежи. – Учебно-методическое пособие – Тюмень, 2000г.;

Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристические лагеря. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи (от 23.06.1997г. № 01/р1249);

Ендовицкий Н.К. Организация занятий по тактической подготовке. – М.: 1979г.

Приемы и способы действий солдата в бою. Учебное пособие.. – М.: Воениздат, 1988.

Основы защиты войск от оружия массового поражения. – М.: 1979г.;

Курс стрельб из стрелкового оружия. – М.: 2003г.



Наставление по стрелковому делу (сборник по устройству и правилам стрельбы из автоматов, пулеметов). – М.: 1978г.




©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет