Определение и цели



жүктеу 244.88 Kb.
Дата30.04.2016
өлшемі244.88 Kb.
: dloads
dloads -> Постмодернизм А. Определение
dloads -> Богословие процесса
dloads -> Сатана и бесы д-р Томас Веспетал
dloads -> Древнее, но все же очень распространенное сегодня мировоззрение
dloads -> Бог – это личность
dloads -> Разбор синтаксиса
dloads -> Апологетика и евангелизация д-р Томас Веспетал
dloads -> А. Определения ключевых терминов и концепций
Апологетика

Д-р Томас Веспетал


  1. Определение и цели

  2. Стадии в познании истины

  3. Обращение к агностикам и атеистам

  4. Обращение к приверженцам других религий




  1. Определение и цели

Всем известно, что в мире существует разнообразие отличающихся друг от друга взглядов на природы реальности и смысла жизни. Христианская апологетика – это попытка со стороны верующих во Христа защищать свою веру в противовес отличающимся точкам зрения, и отвечать на возражения, выдвигаемые против нее.

В связи с защитой христианской веры, апологеты часто выдвигают логичные аргументы в ее пользу, и тем самым закладывают рациональное основание для веры. Логичность христианской веры зиждется на том, что в отличие от многих других она ни мистическая религия, ни мифологическая религия, а историческая религия. Ее постулаты основаны не на человеческом мышлении или воображении, а не объективных фактах истории.1

Но, к сожалению, в сегодняшнем мире, пропитанном влиянием постмодернизма, многие люди уже не принимают всерьез рациональной аргументации в защиту христианской веры, в том числе и верующие люди. Апологет Дан Стори рисует следующую печальную картину:




  • В течение лет я обнаружил, что подавляющее большинство христиан, даже те, которые хорошо знают богословие, практически невежественно по поводу осмысления и применения доказательств в пользу исторического христианства. Обычный христианин сегодня очень легко преодолен аргументами скептиков, критиков и культов. Это – опасная ситуация!2

Но христианство, лишено своего рационально-исторического основания, сводится к еще одному субъективному мировоззрению, наряду со всеми другими религиями и философами нынешнего века. Поэтому, в нашем поколении возникла особо острая нужда в серьезном обращении в апологетику.

Богослов Бернард Рамм определяет апологетику следующим образом: апологетика – это «сознательная и преднамеренная защита и оправдание христианства, как истины».3

В своей книге «Ведение в апологетику» Джон Карнелл так написал: Апологетика – это «христианская дисциплина, которая отвечает на вопрос: может ли христианство быть логично доказанным?».4 Р. С. Спроул так понимает апологетику: это -- «почему христиане являются христианами, и почему не христиане должны стать христианами».5 Мы веруем, что христианство – это верный путь к Богу. Но как это доказать другим? На чем наша вера основана? Апологетика старается ответить на такие вопросы.

Само слово «апологетика» происходит от греческого слова «апология». Вкратце взглянем на историю употребления этого слова. Греки использовали слово «апология» для описания защиты на суде.6 Особенным случаем является то, как Сократ защищал себя на суде, который осудил его. Платон описал это событие в книге под названием «Апология».7

В Новом Завете слово «апология» встречается несколько раз (см. Деян. 22:1; 25:16; 1 Кор. 9:3; 2 Кор. 7:11; Фил. 1:7 и 17; 2 Тим. 4:16; 1 Пет. 3:15). В этих новозаветных ссылках слово «апология» несет в себе несколько значений, в том числе (1) защиту на суде, (2) ответ на обвинение и (3) объяснение или оправдание христианства. Ключевое место для нас находится в 1Пет. 3:15, где слово «апология» употребляется в том смысле, как оно употребляется в дисциплине апологетики: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Другие места в Новом Завете также подчеркивают актуальную нужду в защите истинной христианской веры:




  • Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуды 3).8

  • Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10:3-5).9

Почему надо заниматься апологетикой? Какую пользу она приносит? Каковы ее цели? Можно выделить следующие. Во-первых, в апологетике предлагаются аргументы, подтверждающие истинность христианской веры. Во-вторых, в апологетике закладывается рациональное основание для христианской веры. Другими словами, апологетика определяет, по каким причинам верующие люди могут верить в христианство. В-третьих, в апологетике определяется христианское мировоззрение в отличие от других нехристианских взглядов на реальность. В-четвертых, изучение других нехристианских мировоззрений способствует верующим лучше распознавать лжеучение. Тем самым предотвращается отступление от веры. Следующий момент спорный: полезна ли апологетика в деле евангелизации? Убеждают ли неверующих аргументы, предлагаемые в дисциплине апологетики? Обращают ли они неверующих в веру? Будем подробнее рассматривать последний вопрос позже.

Почему важно заложить рациональное основание для христианской веры? Дело в том, что по словам одного писателя: «Мы -- разумные создания, которых Бог наделил разумом».10 Значит, что многим людям интересно проникать и углубляться в существенные вопросы жизни и веры. Поскольку христианство предлагает объяснение нашего существования и всего, в чем оно состоит, оно может удовлетворить нужду человека в знании и понимании и себя и нашего мира.

Нужно заложить рациональное основание для христианства и благодаря тому, что оно дает верующему человеку стабильность и уверенность в своей духовной жизни. Чем крепче это основание, т.е. чем глубже верующий понимает свою веру и на чем она основана, тем сильнее его вера. Также, труднее дьяволу разрушать веру тех, кто знает, во что они верят, и на чем их вера основана. Паул Литтл, описывая основание для своей веры, ссылается не только на свое субъективное переживание с Богом, но и на объективное доказательство истинности христианской веры. Он пишет: «Я всегда возвращаюсь к двум основным факторам: к объективным, внешним историческим фактам воскресения, и к субъективному, внутреннему, личному опыту общения с Христом».11

Как было сказано выше, апологетика обеспечивает человека мировоззрением. Что имеется в виду под словом «мировоззрение»: Можно определить его так: мировоззрение, -- это система мышления, по которой каждый предмет, каждая концепция, каждое переживание и каждые отношения, с которыми мы сталкиваемся в жизни, имеют свое место в определенной, всеобъемлющей и взаимосвязанной смысловой структуре. Или, по словам Клауса Бирона, «Мировоззрение – это сеть переплетающихся восприятий, которые управляют каждой жизненной сферой».12 Мировоззрение обеспечивает человека тем, каков смысл жизни, и что важно в ней. Без сознательного мировоззренческого взгляда на жизнь человек не имеет представления, зачем он существует, или какое место он занимает в подряде вещей. Выходит, что его жизни всегда будет поверхностна. Христианское мировоззрение, которое основано на Писании, верно описывает реальность, и приводит человека к полноценной жизни.


  1. Стадии в познании истины

Чтобы изучать апологетику, поможет нам устроит какую-то организующую структуру для материала, входящий в нее. Взяв пример из современного общества, можно сравнить главные вопросы апологетики с станциями на метро. На каждой станции стоят люди, ждущие следующего поезда. Допустим, что станции представляют разные существенные вопросы, касающиеся природы реальности и обнаружения истины. Назовем первую станцию станция «Знание». На этой станции обсуждается вопрос, может ли человек знать истину или нет. Те, кто отрицает, что человеку возможно знать истину, -- это агностики и постмодернисты. Стоит исследовать эти мировоззрения, и оценить, насколько они состоятельны.

Те, кто прошел первую станцию, т.е. кто принимает, что человек может знать истину, переходит на станцию «Существование». На этой станции обсуждается вопрос, есть ли Бог или нет. Отрицающие существование Бога -- это атеисты. Стоит исследовать и это мировоззрение, и оценить, насколько оно убедительно.

Те, кто прошел вторую станцию, т.е. кто верит в Бога, переходит на станцию «Природа». На этой станции обсуждается вопрос, какова Божья природа? На этой станции стоят привержены разных мировоззрений, в том числе деисты, индусы, буддисты, и сторонники нового философского движения под названием «богословие процесса».

Но среди тех, кто понимает Бога согласно теории теизма, есть расхождение по поводу количества богов. Сколько их? Древние религии «анимизм» и «политеизм» предполагают, что их много. Такое убеждение также встречается в религии «мормонизм». Таковы остаются на станции «Число».

Приверженцы монотеистической веры тоже делятся на разные взгляды по поводу того, кто является Божьим главным посланником или пророком. Выдвигают своего кандидата, ислам, бахаизм, иудаизм, христианство. Плюрализм считает, что одного особенного Божьего посланника нет, но что все великие религиозные лидеры свидетельствуют о том же Боге.




  1. Обращение к агностикам и атеистам

Давайте изложим главные аргументы, поддерживающие христианскую веру, согласно структуре, предложенной выше.

Каждый человек рождается в этом мире, в поисках счастья и удовлетворения в жизни. Но как их найти? В чем они заключаются? Мудрецы из древности посоветовали нам, что путь к счастью не открывается через удовлетворение всех наших желаний, но счастье обнаруживается тогда, когда человек правильно определяет смысл и значение его жизни.

Наши поиски -- это в основном поиски истины. Мы хотим узнать подлинный характер реальности, что есть на самом деле, и как найти наше место в порядке вещей. Иногда обнаружение характера реальности не представляет для нас большой проблемы, когда вопрос касается ежедневных вещей. Мы редко сомневаемся в существовании того, что можно видеть своими глазами или воспринимать другими органами чувств. Но когда вопрос касается невидимых вещей, наши поиски осложняются. Кто знает все, что существует в нашей вселенной, или находится за ее пределами?

Хотя не доступна нашим органам чувств невидимая сфера реальности, есть в видимом мире намеки и на ее существование, и на ее природу. Наша задача – это собирать доступную нам информацию о самых существенных вопросах, касающихся наших поисков смысла жизни, оценивать ее, и приходить к выводам относительно истинной природы реальности.

Первый, и самый важный вопрос, который нам необходимо рассмотреть в поисках окончательной реальности – это вопрос о существовании какой-нибудь Сверхъестественной Силы или Высшего Существа или Существ. Если такая сила или такое существо реально, то его существование будет сильно влиять на каждый аспект нашей жизни. Такое существо может делать в нашу пользу (или в наш вред) больше, чем любое другое. Писатели Морланд и Нилсен в их труде «Существует ли Бог?» хорошо выражают эту мысль. «Ничто другое, кроме идеи Бога, не направляло к истине и не уводило от нее стольких людей; ничто другое не изменило так разительно ход истории; ничто другое – реальное или воображаемое – не вдохновило стольких музыкантов, поэтов и философов; ничто другое не оказало такого воздействия на жизнь на этой планете – жизнь как одного человека, так и всего человечества». Поэтому рассмотрим вопрос, «Есть ли Бог?».

Поскольку вопрос существования Бога касается невидимой сферы реальности, нам приходится искать в видимом мире намеки, указывающие либо на Его существование, либо на Его несуществование. Хотя мы в данный момент используем слово «Бог», это не означает, что мы уже можем определить кое-что о нем (или о ней). Возможно, что окажется вернее использовать термин «Сила» или «Боги». Но ради удобства будем пока говорить об этой великой силе или существе, как о Боге. Позже обсудим, если он вообще существует, каким может быть Его характер.

Начинаем с того, что может указать на Божье существование. Во-первых, утверждается, что существование Бога лучше всего объясняет существование всего другого. На самом деле есть только три возможных объяснения того, откуда появилась вселенная. Либо она всегда существовала, либо она спонтанно появилась из ничего, либо она создана каким-нибудь сверхъестественным существом или является проявлением Его бытия. Предположение, что вселенная существует вечно, неправдоподобно. Все, за чем мы наблюдаем в природе, не имеет способности вечно поддерживать свое существование. Все вещи на нашей планете, например, разлагаются и тлеют. Ничто на земле не имеет характера вечно существующего. Даже в космосе все подвергается изменению. Например, звезды проходят определенный жизненный цикл, и в конце концов, угасают и исчезают. По нашему наблюдению нет никакого постоянства в нашей вселенной. Также по последним научным данным вселенная образовалась в результате большого взрыва, что может указывать на то, что не только все составляющие вселенной имеют начало и конец, а сама вселенная также имела начало. Следовательно, вселенная не существовала вечно.

Согласно второй точке зрения вселенная спонтанно появилась сама по себе. А это также сомнительно. Трудно представить, что каким-то образом спонтанно появилась из ничего сверхсложная система галактик, планет и разнообразных жизненных форм на нашей планете. Ничто не может стать чем-то, т.к. ничто не имеет никакой способности, в том числе способности что-нибудь породить. Ничто всегда остается ничем. Из этого следует лишь один логичный вывод для объяснения происхождения вселенной и всего, что наполняет ее – это существование высшей силы или высшего существа, которое либо способно творить вселенную, либо проявляет Себя посредством ее.

Другой довод в защиту утверждения о Божьем существовании заключается в том, что наличие порядка во вселенной лучше всего объясняется существованием Великого Конструктора, который согласно определенному плану все образовал. Примеров этого явления много. Например, кажется, что наша планета Земля была создана для определенной цели – чтобы обеспечивать жизнь. Несколько факторов касательно состояния планеты Земля и ее расположения в солнечной системе подтверждает это предположение, такие, как расстояние Земли от Солнца, сила тяжести, частота вращения Земли и атмосферный состав. Даже малейшие изменения в этих факторах привели бы к тому, что жизнь на Земле была бы не возможна.

Мир растений и животных изобилует примерами того, как организмы совершенно адаптированы к своей среде, и приспособлены не только выживать, а также процветать. Растение способно использовать энергию прямо из солнца для разработки своей пищи, и при этом выпускают в атмосферу кислород, который нужен для выживания животных и людей. Удивительные способности животных продемонстрированы летучей мышью, которая при помощи выдаваемого из себя ультразвукового сигнала успешно проводит свою ночную охоту. Эта система работает так точно, что даже во время быстрого полета летучая мышь может различать по эху насекомого от падающего листа.13 Кажется, что практически все, что мы видим в нашем мире выполняет какую-то функцию, то практическую, то эстетическую. Думается, что даже самая простая вещь является шедевром и чудом дизайна.

Есть два возможных объяснения таких явлений. Либо эти приспосабливающиеся свойства развивались случайно, либо есть какой-то великий Конструктор, который все так устроил. В опровержение умозаключения, что все развивалось случайно, можно аргументировать, что почти все, что мы видим в природе, точно подходит к своим условиям. Если эти формы спонтанно эволюционировали, то следует ожидать, что наряду с уже существующими полезными чертами существовало бы и много вещей, существ, или черт, которые никому не приносят пользы, которые однажды появились, но еще не успели исчезнуть. Но такие черты редко встречаются, если вообще они присутствуют.

Также в науке «таксономия» все живые организмы классифицируются по конкретным родам и видам. Если бы все организмы спонтанно и прогрессивно эволюционировали, то мы наблюдали бы много промежуточных форм в природе в результате того, что один вид или род постепенно превращается в другой. Но такие переходные формы редко бывают в природе, если вообще они присутствуют, даже в ископаемых окаменелостях.

Также нужно учитывать вопрос вероятности. Считается, что в свете того, насколько сложна наша вселенная, невероятно, что все эти сложные процессы и взаимодействия, которые ведутся в совершенном балансе и гармонии, спонтанно эволюционировали даже в течение миллиардов лет. Статистическая вероятность того, что даже одна вещь, такая как человеческий глаз, сформировалась в результате произвольных, случайных процессов, потрясает ум. Кажется более логично заключить, что порядок в нашей вселенной -- это не результат бесчисленных случайных явлений, а замысел высшего и сверхмудрого существа, которое все сотворило по определенному плану и для конкретной цели.

Последнее доказательство Божьего существования, которого будем касаться -- это внутреннее осознание всеобщего морального стандарта правильного поведения. Присущая всем людям удивительная способность -- умение интуитивно различать добро от зла. Бесспорно, что все люди испытывают в себе чувства обязанности, и им стыдно когда они не выполняют этих обязанностей. Возникает вопрос, откуда эта внутренняя мерка правильного поведения?

Часто дается объяснение, что внутреннее чувство нравственности – это просто результат нашего воспитания и образования в некой культуре. Но если это так, то у нас нет никакого права ожидать от людей других культур соблюдения норм нашей культуры. Но всё же мы ожидаем, что все культуры должны соблюдать определенные нормы, и осуждаем культуры, нарушающие их. Кажется, что в наше сознание вложен смысл, что внутренний моральный стандарт не зависит от культуры, но он всеобщий и относится ко всем и обязателен для всех.14

Существование всеобщего стандарта может привести к убеждению, что есть существо высокого нравственного качества, которое стоит над всеми и судит всех, и которое вложило человеку в сердце знание этого стандарта. В дополнение к этому, тот факт, что все признают неудачу в совершенном выполнении этого стандарта, может говорить о том, что его источник не от человека, а от высшей нравственной силы.

Теперь переходим к рассмотрению аргументов, отрицающих существование Бога. Главное возражение на убеждение о Божьем существовании – это наличие зла и страдания в нашем мире, так называемая «проблема зла». Она состоит из следующих предпосылок. Во-первых, если Бог всемогущий, то Он может разрушить зло. Во-вторых, если Бог и всемогущий и добрый, то Он действительно разрушит зло. В-третьих, зло и страдание на самом деле существуют. Заключаем – такой Бог, т.е. добрый и всемогущий, не существует.

Но верующие в Бога могут предположить следующие объяснения наличия зла и страдания в мире. Во-первых, Бог может допускать зло из-за уважения к свободе человека, т.е. он дает человеку свободу принимать свои решения, несмотря на порой негативные последствия этих решений. Во-вторых, страдание иногда может объясняться тем, что человечество в целом нарушает Божий моральный стандарт, что приводит к наказанию от Него. В-третьих, несколько желательных человеческих качеств, таких как смелость, сострадание и терпение, невозможно развивать без столкновения с какими-либо трудностями. Наконец, возможно, что наличие зла и страдания – это просто временное явление, и что в будущем Бог устранит их из нашего мира.

Приверженцы атеизма также обращаются к теории эволюции в защиту своей позиции. Мы здесь упомянем лишь несколько моментов в этой связи. Во-первых, выдвигаются доказательства, взятые из расположения ископаемых окаменелостей. Когда мы смотрим на земную кору, мы видим, что она состоит из слоев. В более глубоких слоях находятся окаменелости очень простых организмов. Чем выше расположен слой, тем сложнее организмы, находящиеся в нем. Предполагается, что это указывает на то, что в течение времени формы жизни постепенно развивались, из самых простых до самых сложных. В связи с доказательством об ископаемых окаменелостях также предполагается, что последний этап в развитии живых организмов – это эволюция обезьян в человека. Остатки тех, кто частично уподобляется обезьянам, а частично человеку, т.е. пещерный человек, якобы поддерживают это утверждение.

В дополнение к вышесказанному, методы датирования также употребляются в защиту теории эволюции. Утверждается, что такие методы, как уран – свинец, калий – аргон, радиоактивный углерод, констатируют, что Земле миллиарды лет. Такой огромный отрезок времени позволил постепенному развитию разных форм жизни. Также выдвигается довод, что живые организмы обладают чертами, которые не функционируют и не приносят никакой пользы. Такие черты, названы рудиментами, являются остатками процесса развития высших организмов от нижних, и указывают на эволюционный процесс.

Научные доказательства Божьего существования известны под рубрикой «криациноизм», который противопоставляется теории эволюции. Рекомендуется исследовать теорию, что мир является творением Божьим, при помощи разных книг, написанных специалистами по этому вопросу. Посмотрите на следующие:




  • Сотворение мира - научный подход, Генри Моррис

  • Книга ответов, Кен Хэм, и др.

  • Камни и кости, Карл Виланд

  • Творение или эволюция, Томас Хайнц

Рассмотрение содержание таких и подобных книг достаточно для того, чтобы убедиться в несостоятельности теории эволюции. Но даже если допустим, что эволюция на самом деле произошла, то Божье существование все еще не исключается. Возможно, что Бог использовал именно этот процесс, чтобы образовать мир.

Рассмотрев и оценив выше представленные данные, многие приходят к выводу, что доказательство в защиту Божьего существования достаточно сильно и убедительно, чтобы придерживаться веры в Него.


  1. Обращение к приверженцам других религий

Если принимаем, что Бог существует, то нам следует задать себе следующий вопрос: «Кто Он»? На протяжении человеческой истории люди предлагают разные, часто противоречивые ответы на этот вопрос. Такое разногласие выражено в наличии разных религий в сегодняшнем мире. Поэтому нам приходится подробно рассматривать вопрос: кто такой Бог?

Для того, чтобы упростить наше обсуждение, разделим его на три части. Во-первых, мы обсудим вопрос Божьей трансцендентности, т.е. способ его существования в отношении вселенной. Во-вторых, есть ли лишь один Бог или многие? В-третьих, какой из великих религиозных лидеров, претендующих быть Божьим посланником, истинно таков?

Начинаем с обсуждения Божьей трансцендентности. Термин «Божья трансцендентность» относится к способу его существования по отношению ко вселенной. Есть четыре возможных варианта, какие отношения могут иметься между Богом и вселенной. Первая теория называется деизмом. Деизм учит, что Бог отличается по сути от вселенной, и что Он настолько удален от нее, что человеку невозможно идти на контакт с Ним. Вторая теория, теизм, также учит, что Бог отличается по сути от вселенной, но в отличие от деизма предполагает, что Бог близок к Своему творению, и вмешивается в наш мир. Третий взгляд -- это панэнтеизм. Здесь выдвигается тезис, что вселенная --- это только одна часть Бога, т.е. Его видимая часть. Есть еще невидимая, нематериальная часть Бога, находящаяся за пределами вселенной. Четвертая теория называется пантеизм. Здесь считается, что Бог не отличается от вселенной. Вселенная – это выражение Божьего бытия. Вселенная – это Бог. Деизм и панэнтеизм не очень распространенные теории, поэтому мы будем сосредоточиваться на сравнении теизма и пантеизма, которые представляют собой ведущие мировоззрения как в истории человека, так и в мире сегодня.

По учению пантеизма Бог -- это все, и все – это Бог. Бог и вселенная -- одно. Бог не существует за пределами материальной вселенной. Все предметы во вселенной, в том числе и человек, являются по сути богом. Поскольку Бог является всем, и всё является богом, есть присущее единство во вселенной. Кажущееся разнообразие во вселенной, т.е. различия между отдельными предметами во вселенной, – это лишь иллюзия, через которую человек должен пробиться для того, чтобы воспринять истинный характер реальности, что всё на самом деле единое целое. Согласно этой системе, Бог, в Своей сущности, безличен, т.е. Он не думает, не говорит или не имеет чувств. Он просто существует в качестве проникающей во всё и всё объединяющей силы. Но тем не менее Бог управляет всеми процессами и событиями во вселенной. Следовательно, у человека нет свободы, а все определяется Богом. Бог не только лишен личностных характеристик, но у Него нет и моральных качеств. Бог ни добр, ни зол. Он выше всех понятий, и не подвергается описанию. Он просто есть. Следовательно, невозможно описать Бога человеческими словами или понятиями. Согласно учению пантеизма цель жизни -- это стремление к объединению с Богом, т.е. стать единым целым со всей вселенной, как бы «поглотиться» в нее, и тем самым потерять свою индивидуальность.15 Несколько выдающихся мировых религий опираются на пантеистичекое мировоззрение, такие, как индуизм, буддизм и движение нью-эйдж.

Учение теизма, в отличие от пантеизма, состоит в том, что Бог по сути отличается от Своего творения, т.е. Бог и вселенная – это различные существующие. Вселенная – это Божье творение, не Бог Сам. Но в то же время, в отличие от деизма, Бог близок ко Своему творению, и человек может с Ним общаться. По учению теизма Бог – это не просто всё проникающая и всё объединяющая сила, Он личность. Он думает, говорит, чувствует, и имеет все личностные характеристики. Теизм также учит, что хотя Бог великий, но людям возможно познать Бога. Правда в том, что человек не может полностью постигать Божью природу, но все же он может кое-что конкретно узнать о Боге, и хоть частично описать Его своими человеческими словами.

Давайте сравним выдающиеся мировоззрения, теизм и пантеизм, с целью определения, какое из них более правдоподобно, соответствует истине. В пользу пантеизма можно говорить о растущей популярности этого мировоззрения, особенно заметно это в новом пантеистическом движении «нью-эйдж», которое распространяется во всем мире. Далее, упор на единство, присущее этому мировоззрению, особенно полезно в сегодняшнем мире, где есть много воин, притеснений, предрассудков и подобных явлений. Также, учение о том, что мы все, в том числе наша планета, часть одной реальности, может продвигать экологическую деятельность. Приверженцы такого понимания скорее не будут загрязнять нашу планету, или злоупотреблять ею.16

С другой стороны, сторонники теизма могут пользоваться теми же самыми аргументами в свою пользу. Теизм даже более распространен, чем пантеизм, и также имеет акцент на единство, поскольку мы все Божье творение. Теизм также влечет за собой заботу о нашей планете, т.к. она – Божье творение и Его дар любви всем нам. К тому же система теизма лучше соответствует человеческому сознанию. Как правило, человек, глядя на окружающий мир, считает, что он отличается по сути от других вещей. В человеческом сознании нет никакой тенденции думать о себе, как о некоем проявлении одной всеобъемлющей, всё объединяющей силы.17

Далее, из нашего опыта мы знаем, что люди предпочитают разнообразие статичному единообразию. Единообразие быстро становится скучным и неинтересным. Согласно учению теизма, Бог сотворил мир разнообразным для наслаждений человека, а в пантеизме все сводится к статичному единообразию. Также, разумно считать, что личные существа более развиты и прекраснее безличных. Получается, что если Всевысшее безлично, как предлагается в пантеизме, то человек находится на более высоком уровне развития и способности, чем сам Бог. К тому же с другой личностью можно общаться, проводить время, делиться любовью, что невозможно делать с неодушевленным. Кажется, что потеря своей индивидуальности, как предполагается в пантеизме -- это большой ущерб.18

Также важно отметить, что и теизм и пантеизм признают, что человек отделен от Бога. Но объяснить это явление приверженцам пантеизма труднее. Если люди являются Богом, то как они стали отделенными от Него и снова испытывают потребность с Ним соединиться? Наконец, в отличие от теизма, пантеисты полагают, что концепции добра и зла не относятся к окончательной реальности – Бог выше таких концепций. Но такое предположение приводит к некоторому противоречию. Если добро и зло на самом деле не существуют, то значит, что понятия «лучше» и «хуже» тоже не относятся к действительности. А если понятие «лучше» не относится к действительности, то что побуждает человека стремиться к соединению с Богом? На каком основании пантеизм может утверждать, что единство с Богом «лучше», чем отделение от Него?

Кажется, что система теизма лучше соответствует обычному человеческому осознанию, мышлению и стремлению, и избегает логичной несовместимости, связанной с учением пантеизма. Следовательно, теизм -- более разумная и правдоподобная система для понимания Божьей природы в отношении Его трансцендентности.

Если верным пониманием Божьей природы является теизм, то следующий вопрос, который возникает, касается количества богов. Сколько их? Несколько взглядов выдвигается по этому поводу, и древних и современных. Нам известны и политеистические религии античности, и анимистические религии, характерные более примитивным племенам. Также есть элементы в религии мормонизма, которые намекают на существование многих богов. Но подавляющее большинство философов и богословов считает, что более развитой формой религии является монотеизм.

Монотеизм избегает некоторых логичных трудностей, которые возникают в связи с верой во многих богов. Продемонстрируем. Концепция «Бог» подразумевает под собой понимание всевысшего существа, выше которого нет. Значит, такое существо обладает большей силой, большим знанием и большей добротой, чем любое другое. Поскольку превосходящего Его нет, стандартом совершенства является Он Сам. Но может ли больше одного совершенного существа сосуществовать? Если есть два бога, то они должны чем-нибудь отличаться друг от друга, иначе, если они полностью идентичны во всех отношениях, то это не два существа, а лишь одно. Два отдельных существа должны чем-нибудь отличаться друга от друга. Но если одно обладать чем-то, чего у другого нет, то получается, что только одно из них на самом деле совершено, и Богом считается только оно.

Даже политеистические религии обычно предполагают, что множество богов, существующих сейчас, все произошли или от одного бога-отца, или из какой-то безличной материальной субстанции. Получается так, что политеистические религии, утверждающие вышеупомянутое, на самом деле либо монотеистические, т.к. все началось с одного бога, либо материалистические, предполагая, что все произошло из безличной материи.

Мы уже далеко ушли в наших поисках окончательной истины. Обнаружив истину о Божьем существовании и Его природе, мы приходим к последнему моменту в ответ на вопрос: «кто Он»? Среди главных монотеистических религий, какая из них хвастается Божьим истинным посланником? Согласно исламу, например, – это Мухаммед, согласно христианству -- это Иисус Христос, согласно иудаизму -- это Моисей, согласно Бахаизму -- это Бахаулла. Движение «плюрализм» считает, что одного особенного Божьего посланника нет. Все великие религиозные лидеры приносили истину от Бога. Давайте начнем наше рассуждение с последней теории, плюрализма.

Слово «плюрализм» в обществе сегодня используется в разных значениях. Здесь мы обсудим «религиозный плюрализм», что означает, что все религии от Бога и приводят человека к Нему. Согласно учению плюрализма Бог стоит за каждой религией, и каждая приносит нам Его истину. Поэтому, всем мировым религиям приходится, во-первых, признать, что они все говорят об одном и том же Существе и, во-вторых, найти общий язык между собой, устраняя все противоречивые между ними доктрины. В учении плюрализма аргументируется, что Бог настолько велик и непостижим, что ни одна религия не может достаточно хорошо описать Его природу. Поэтому, лучше объединить все религии вместе для того, чтобы сформировать более полное понимание Бога. Также считается, что разница между мировыми религиями объясняется влиянием культуры на человека. В различных культурах Бог воспринимается с отличающихся друг от друга точек зрения, и, поэтому, люди расходятся между собой относительно понимания Его природы.

Но плюрализму предъявляются некоторые претензии. Во-первых, плюрализм утверждает, что ни одна религия не может говорить всю истину о Боге. Но если все религии в своем восприятии Бога ограничены, то на каком основании приверженцы плюрализма могут утверждать, что их понимание Бога верно и всеобъемлющее? Не ограничены ли они тоже? Если в своем понимании Бога они тоже ограничены, то почему мы должны считать их понимание Бога более верным, чем взгляды других?

Также в опровержение плюрализма говорится, что данное учение недооценивает Божью способность открывать Себя. Познание Бога зависит не столько от нашей способности правильно воспринимать Его, а от Его способности открывать Себя. Если мы правильно оцениваем Божью способность открывать Себя, то было бы лучше не объединять мировые религии, как предлагается в плюрализме, а найти ту религию, через которую Бог уже открыл Себя. Другой момент в опровержение плюрализма – это то, что вероучения различных религий резко отличаются друг от друга. Трудно представить, что они все говорят об одном и том же Боге.

Наконец, из-за существенных различий между религиями, попытка соединить все религии неизбежно приводит к компромиссу. Вследствие этого, все религии потеряют свою уникальность и практически перестанут существовать, хотя бы в своей традиционной форме. Та религия, которая составлена объединением всех существующих религий, на самом деле является новой религией, которая отличается от всех предыдущих, и заменяет их. Поэтому, плюрализм не объединяет религий, а заменяет их другой религией – плюрализмом.

Другая великая мировая религия – ислам -- гордится миллиардом последователей. Она возникла в 7-м веке н.э., когда Мухаммед утвердил, что в видении увидел ангела Гавриила, который принес ему откровение от Бога. Согласно исламскому учению Бог, которого зовут Аллах, один. Хотя ислам признает других пророков, служения которых записаны в Библии, Божий последний и самый великий пророк – это Мухаммед. Божье откровение находится в книге «Коран». Ислам учит, что для достижения спасения человек должен подчиняться учению ислама и соблюдать заповеди Аллаха.

Но замечаются следующие слабые стороны учения ислама. Во-первых, Мухаммед получил свое откровение один. Ангела Гавриила никто другой не видел. Никто не мог подтвердить его свидетельство, что его посетил ангел с неба. Далее, есть много различий между исламским вероучением и вероучением библейских религий иудаизма и христианства, пророков которых ислам признает, что является противоречием. Другое возражение в адрес ислама заключается в том, что жизнь Мухаммеда трудно считать примерной. В отличие от некоторых, других лидеров монотеистических вер, Мухаммед не творил никакого чуда и даже не утверждал, что сотворил чудо. Далее, Мухаммед в подлинности своего откровения сам сомневался. Он был готов принять его, как от Бога, только при одобрении со стороны его жены. Также, Мухаммед проводил свою жизнь как воин и грабитель.

Здесь мы быстро коснемся одного вероучения, которое взяло свое начало из ислама – Бахаизм. Бахаизм хвастается 5-ю миллионами последователей. Основатель этой религии – это Мирза Хусаейн-Али, который звал cебя Бахаулла и считал, что он является исполнением ожиданий всех религий о великом грядущем духовном лидере. Его писания считаются авторитетными, и спасение дается тем, кто соблюдает его учение.

Следующая древняя и великая мировая религия – это иудаизм, который восходит к Аврааму, с которым Бог заключил соглашение 4000 лет тому назад. Являясь потомками Авраама, евреи считают себя особенным Божьим избранным народом и хранителями Его откровения. Это откровение содержится в еврейских писаниях, состоящих из книг Моисея, т.е. Торы, книг пророков и других богодухновенных книг, как псалтири. В дополнение к этому, приверженцы иудаизма высоко уважают комментарии раввинов на еврейские писания, содержащиеся в книгах «Мишна» и «Талмуд». Другой центральный момент – это приход Мессии, которого некоторые считают великим грядущим царем Израиля и правителем мира. Другие же полагают, что термин «Мессия» просто указывает на будущий «золотой век» процветания для Израиля.

Иудейская вера хвалится многими преимуществами. Можно говорить о сверхъестественном характере еврейской истории. В еврейских писаниях записано много случаев чудесных Божьих вмешательств в историю Израиля и содержат много пророчеств, которые уже исполнились. Еврейские писания также выдвигают очень высокий моральный стандарт. Десять заповедей, например, уже стали почти всемирным стандартом нравственности. Еще отмечается постоянство израильского народа. Несмотря на то, сколько раз тираны пытались истребить его, и сколько раз израильский народ был рассеян, он продолжает существовать как народ уже 4000 лет. Также кажется чудесным восстановление израильского народа в Палестине в 20-м веке.

Придерживается ветхозаветной веры не только иудаизм, но и христианство. Главное различие между этими великими и влиятельными религиями – это вопрос мессианства Иисуса из Назарета. Поэтому, обращаемся к обсуждению личности Иисуса и соответствующей этому религии христианства. Христианство – это великая монотеистическая религия, которая насчитывает больше приверженцев, чем любая другая. Эта религия берет свое начало из жизни и служения Иисуса из Назарета, о котором говорится не только в христианских писаниях, но и в трудах светских историков того времени. В Евангелиях Нового Завета, Иисус представлен человеком очень высокого нравственного характера. В Евангелиях также описано множество чудес, сотворенных Иисусом. Его мудрость и учение привлекали толпы людей, чтобы слушать Его. До сегодняшнего дня ссылаются на Его слова и христиане, и нехристиане.

В Евангелиях также описано, кем Иисус считал себя. Многие люди сегодня просто думают о Нем, как о великом учителе и пророке, но Иисус думал о Себе по другому. Он говорил о Себе, как о Мессии Израиля. Также Он считал Себя спасителем мира. Он даже утверждал, что Он – Сам Бог во плоти.

Как всем известно, жизнь Иисуса окончилась смертной казнью. Его арестовали, обвинили в богохульстве и в восстании против римской империи, осудили и распяли. Смерть Иисуса является историческим фактом, зафиксированным в писаниях светских историков. Но христиане не считают Его смерть трагической. Еще до своей смерти Иисус объявил, что Он умрет, и что его смерть обеспечит верующих в него спасением.

В поддержку утверждения Иисуса, что Он – спаситель мира и Сам Бог, Евангелия утверждают, что Иисус воскрес из мертвых и был вознесен на небеса. Доказательство Его воскресения заключается преимущественно в ответе на один вопрос – где тело Иисуса? Среди доказательств, существующих по этому поводу, самый разумный и убедительный ответ заключается в том, что Он на самом деле воскрес. В силу Его воскресения из мертвых следует считать, что Иисус – это Божий особенный посланник. Итак, мы сделали большой шаг вперед в наших поисках окончательной реальности, определив «Кто Бог?». Бог проявил Себя в личности Иисуса Христа.



1Story D. Defending your faith. -- Grand Rapids, MI: Kregel Publications, 1997. – С. 16–17.

2Story, с. xii.

3Ramm L. B. A Christian Appeal to Reason. – Brussels, Belgium: International Correspondence Institute, 1972. – С. 16.

4Carnell E. J. An Introduction to Christian Apologetics. -- Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1952. – C. 7. Цитата взята из Story, с. 2.

5Sproul R. C., Gerstner J., Lindsley А. Classical Apologetics. -- Grand Rapids, MI: Zondervan, 1984. – C. 16. Цитата взята из Story, с. 7.

6Story, с. 2.

7Ramm, с. 13.

8Story, с. xii.

9Kreeft P., Tacelli R. K. Handbook of Christian apologetics. -- Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1994. – С. 22.

10Апологетика / BEE International. -- Луцьк: Християнське життя, 1999. – С. 9.

11Литтл П. Э. Знать, почему веришь. – Вена: BEE International, 1991.

12Бирон К. Миссия церкви // Систематическое богословие / Под. ред. Стэнли Хортона. – Спригфилд, Миссури: Life, 1999. – С. 783

13 http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu/hbase/sound/usound.html



14Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство

15Gaisler N. L. Christian Apologetics. -- Grand Rapids, Michigan: Baker, 1976.

16Там же.

17Там же.

18Там же.




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет