Орфей и Эвридика



жүктеу 66.83 Kb.
Дата25.04.2016
өлшемі66.83 Kb.
: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Сабақтың тақырыбы: Спорттық ойын волейбол ойынға қосылған допты жоғарыдан немесе төменнен қабылдау
2014 -> Эй бир боорум! Менден бир нече насыйкат сурадың. Сен бир жоокер болгонуң үчүн, аскердик мисалдар менен айтылган сегиз чакан аңгеме аркылуу бир нече акыйкатты напсим менен бирге уккун
2014 -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі
2014 -> ЖҰмыс бағдарламасы пән: «Қоғамтану» Мамандығы: : 0301000
2014 -> Ұлт тарихы толқынындағЫ Ұлы тұЛҒалар
2014 -> Конкурс ережесі «Астана Опера»
2014 -> «Қостанай таңының» кітапханасы Сәлім меңдібаев


Нина Беленицкая

Орфей и Эвридика



Орфей, певец

Аид, подземный царь

Персефона, царица

Харон, перевозчик мертвых душ

Эвридика, жена Орфея

Тени мертвых, они же продавцы в палатках, прохожие и попрошайки


Подземный переход – это подземное царство мертвых. Просто это нельзя увидеть неподготовленным глазом. Каждому суждено убедиться в этом в свое время. Но некоторые торопят события, например, оставляя в переходе тротил, или же, как Орфей, спускаясь туда за потерянной любимой. Посреди перехода течет священная река Стикс, перебраться через которую можно только в ладье Харона, мрачного неумолимого старика. А там уже недалеко и до местного владыки – Аида. Он восседает на троне, рядом с ним устроилась его любимая жена Персефона.
Появляется Орфей. У него за спиной, оттуда, откуда он спустился, остается яркая полоса света. Его глаза привыкают к полумраку, и он различает окружающие его предметы. Орфей крадется по переходу, вглядываясь в лица людей. Но лиц не видно – это всего лишь тени мертвых. Едва слышны их стоны, подобные шороху листьев, падающих в лесу поздней осенью. Они притягивают к нему свои руки и молят забрать их отсюда. На минуту может показаться, что это обыкновенные люди в обыкновенном переходе. Орфей проходит мимо них, избегая их тенистых прикосновений.
Первый (с хрипом). Спаси нас, брат! (Несколько раз).

Второй (со стоном). Забери меня отсюда! (Несколько раз).

Третий. Компактные затычки для ушей. Покупаем две, получаем третью в подарок.

Четвертый. Люди добрые. Не сердитесь, что я такой молодой к вам обращаюсь. Поможите, кто чем может. У меня сперли кошелек на вокзале…

Первый. Я к тебе призываю, брат, спаси меня! Я хочу наверх!

Третий. Также предлагаются ручки с химическими чернилами под названием «Олигарх». Оставляете свою подпись, а назавтра она исчезает.
Орфей идет дальше. Наконец он у вод Стикса. Харон не обращает на него никакого внимания.
Орфей. Извините, это вы отвозите на тот берег? Можно арендовать у вас лодку? (Молчание). Сколько у вас стоит дорога туда и обратно? (Молчание). Неудобно так вас беспокоить, но мне очень нужно… У вас перерыв что ли? Вы сегодня вообще работаете? (Молчание). Вы меня слышите? (Повышая голос). Будьте столь добры, обратите на меня внимание! Эй! Алло! Послушайте! Ну? (Пауза). Я вас очень прошу, пожалуйста. Мне обязательно нужно попасть на тот берег. Это вопрос жизни и сме… Т.е. я хотел сказать… Скажите мне хоть что-нибудь!!!!!!

Харон. Посторонним проход воспрещен.

Орфей. Но мне очень нужно! Прошу вас! Я не посторонний! Я близкий родственник! Вот, посмотрите мои документы! (Кидает Харону паспорт, свидетельство о браке, о смерти и многое другое. Документы летят над водами Стикса и в них исчезают).

Харон. Молодой человек, приемные часы только с 10-ти до 11-ти. По спецразрешению. До свидания.

Орфей (опускается на колени). Умоляю. Я должен вернуть ее.
Тогда Орфей ударяет по струнам кифары и начинает петь. Все притихло, тени перестали шелестеть. Черты лица Харона постепенно смягчаются. Он слушает музыку, опершись на весло. Это пение настолько прекрасно и неожиданно в этом мире, что мрачный гребец забывает о своей охранной миссии, подплывает к берегу и приглашает Орфея на борт. Под звуки музыки Орфей входит в ладью, и они начинают плыть.
Орфей. Спасибо, старик, моя благодарность не знает границ.
Как только он прекращает петь, Харон вздрагивает, будто очнулся от сна. Орфей кидает Харону кошелек. Тот машинально ловит, потом крутит в руках, рассматривает и выбрасывает как ненужную игрушку. Орфей тем временем решительно подходит к трону Аида. Рядом с Аидом сидит Персефона.
Орфей. О, владыка подземного царства! Позволь просить твоей милости.

Аид. У меня? Это бессмысленно. Я неумолим.

Орфей. Я все же рискну. И предлагаю тебе выгодную сделку. Поверь, ты не пожалеешь. Только отдай мне мою Эвридику.

Аид. Это невозможно. Она останется тут.

Орфей. Я готов на многое. Даже на все. Посмотри на меня. Твое подземное царство, твой переход к вечности станет самым благодатным краем нашей страны. Я привлеку сюда инвесторов и рекламодателей. Даже иностранный капитал, если ты хочешь. Сюда проникнут яркие лучи света, берега Стикса покроют яркие цветы, а твои подданные будут получать самую высокую пенсию в мире. Поверь мне. Только отдай Эвридику.

Аид. Она моя. И останется здесь.

Персефона. В смысле – твоя?

Аид. Не мешай, жена.

Персефона. Ты снова повысил на меня голос.

Аид. Успокойся, прошу тебя, мы не одни.

Персефона. И этому чудовищу я отдала свою молодость! Правильно мать говорит, что если бы ты любил меня, не держал бы тут, а построил дом на Олимпе.

Аид. Персефона, любимая, не сейчас…

Персефона. Хочу назад к маме!

Аид. Потерпи немного. Лето уже кончается. И отправишься наверх, к своей драгоценной мамаше.
Появляется слуга.
Слуга. Владыка! Тени волнуются, сегодня не было поставок.

Аид. Передай им, чтоб успокоились. Я договорился с оптовиками, товар будет завтра утром.
Слуга исчезает.
Персефона. Что ж ты за любимой не досмотрел?

Орфей. Я миллион раз себя клял за это! Это вышло случайно! О, если бы я был тогда с ней!
Появляются девушки в томных одеждах. Одна из них, Эвридика, наиболее прекрасна. Начинается воздушный нежный танец.
Орфей. Вскоре после свадьбы Эвридика отправилась в лес со своими подругами нимфами. Они танцевали и рвали цветы. Не заметила моя возлюбленная в густой траве змею, и та ужалила ее. Громко вскрикнула Эвридика и упала на землю. Сомкнулись ее чудные глаза. Нимфы подняли крик, но когда я на него прибежал, было уже поздно. С тех пор прошло 3 дня и 3 года, а я не могу забыть мою юную жену. Верните мне ее.

Аид. У меня дела. Уходи отсюда. Все, хватит, хорош.
Орфей перебирает пальцами струны кифары и начинает петь. На этот раз номер не проходит.
Аид. Кончай этот кошачий концерт. Проваливай.

Орфей. Аид. Я не шучу с тобой. Ты должен ее вернуть. Иначе, иначе я уничтожу твое царство. Посмотри на меня внимательно. Присмотрись. Не послушаешься меня, не будет ни этого перехода, ни тебя, ни жены твоей, ни слуг твоих, ни теней. Понял?
На Орфее пояс шахида. В руке – пульт. Он не шутит.
Персефона. Дорогой, умоляю тебя, отдай уже ему эту девушку!

Аид. На меня угрозы не действуют.

Орфей. Я считаю до трех.

Персефона. Пожалуйста.

Аид. Она не может уйти. Она торгует цветами асфодела – дикими тюльпанами. У нас контракт с голландцами.

Орфей. Один.

Персефона. Ну же…

Аид. И вообще, я не торгуюсь.

Орфей. Два…

Аид. Хорошо, хорошо. Забирай. Вот ее тень. (От группы нимф, с которыми она танцевала, отделяется Эвридика. Даже в качестве тени она необыкновенно хороша). Перед тем, как вы выйдете наверх, она из тени превратится обратно в женщину. Но только с одним условием. Ты не должен оглядываться и на нее смотреть. Нарушишь – все пропало. Это мое последнее слово.

Орфей. Спасибо тебе, Аид. И до встречи. Эвридика!!!
Хочет кинуться к ней, но слуги Аида не дают ему даже взглянуть на нее. Держат голову, заставляют повернуться назад. Он пытается сопротивляться, потом смиряется. Они начинают выбираться из царства Аида. Подходят к ладье Харона.
Харон. Безобразие. Совсем распустились. Аид спятил, должно быть. Как он мог отпустить тень?

Орфей. Греби давай, старая перечница.

Харон. Что?
Орфей делает вид, что начинает петь. Харон умолкает и покорно гребет. Они пристают к берегу, Орфей сходит, за ним неслышно идет Эвридика. Он заметно нервничает. Пытается руками ее нащупать, но трогает только воздух.
Вокруг них – те же тени, что и в самом начале.
Первый. Простите, не подскажите, как пройти на Страстной бульвар? Мне нужен дом 10.

Второй. Купи ананасы. Не пожалеешь. Наши, грузинские, не Китай какой-нибудь.
Орфей отмахивается от них, как от мух.
Орфей. Солнышко мое. Моя девочка. Я не верю. Просто не верю, что сейчас увижу тебя. Если бы ты знала, как мне было плохо без тебя. Мне стало противно есть, спать, ходить, открывать утром глаза, надевать одежду… Я возненавидел свое тело – за то, что это единственное, что разлучало меня с тобой. Мне везде слышался запах твоей кожи. Твои песни… Я сжег наш дом, ты не знала? Ну да, откуда тебе было знать. Эвридика, мне страшно. Вдруг тебя сзади нет? Вдруг ты потерялась, или тебя не пустил Харон? Я должен знать, что все в порядке. Пожалуйста, дотронься до меня. Я не буду оборачиваться. Любимая!
Эвридика, замерев в шаге он него, пытается знаками показать, что не надо оборачиваться, не надо останавливаться. Выход из перехода уже совсем близко. Она только языком тела показывает, как в ней отзываются слова Орфея, но не может произнести ни звука.
Орфей. Я не слышу твоих шагов. Где же ты, Эвридика? Эвридика, я так долго не видел тебя… Смотри, уже светло, мы уже почти вышли. Это солнце. Ну, и где же ты? Тебя нет. Нет! Эв-ри-ди-ка!!! Ну, надо же, надул меня старик.
Он не выдерживает и оборачивается. Она хотела спрятаться, но не успела. Они замирают друг напротив друга. Он медленно тянет к ней руки, она к нему.
Эвридика. Какой же ты идиот, Орфей. Зачем все испортил? Я так надеялась, что ты меня вытащишь из этой дыры. Ну, что ты так разнюнился? Я шла за тобой всю дорогу. Вот мужик нынче нервный пошел, ужас!
Растворяется в воздухе. Орфей застывает на месте. Потом кидается обратно. Орфей у берегов Стикса. Харон смотрит на него с сожалением.
Харон. Пошел вон. Я не повезу тебя.

Орфей. И не надо.
Выбрасывает старика из ладьи, гребет сам. Снова оказывается у трона Аида. Тот занят.
Орфей. Я вернулся.

Аид. Ты не видишь, я ужинаю.

Орфей. Отдай мне ее.

Аид. Поздно. Ты нарушил договор.

Орфей. Я предупреждал, со мной шутки плохи. Я сейчас дерну, и все, понял?

Аид. Отвяжись, слушай, а? Охрана, выведите его.

Орфей. Стоп. Все замерли. Все слушают меня. Значит, так. Бомба у меня? У меня. А у кого сейчас бомба, тот в этом переходе, в подземном царстве, и хозяин. Не выпустишь ее, значит?

Аид. Она не может уйти. Ее тень засветилась на солнце. Ты обернулся и открыл ее свету.

Орфей. Великолепно, значит, мы остаемся тут.
Пульт от бомбы оказывается пультом от управлением подземным царством. Нажимая его, он заставляет двигаться всех: слуг, царей, тени. По его мановению, Аид с Персефоной медленно сходят с трона. Слуги вытирают с него пыль. Орфей усаживается туда сам, поддерживая рукой свой объемный пояс. К нему поднимается его Эвридика.





©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет