Основные направления в буддизме. (2 ч.)



Дата03.05.2016
өлшемі139.47 Kb.
Модуль: Основы буддийской культуры
Халимулина Римма Сабитовна
Тема: Основные направления в буддизме. (2 ч.)
План:

1. Раскол в буддийской общине.



2. Упадок буддизма в Индии и его распространение в других странах.

3. Буддизм «малой колесницы» - тхеравада (хинаяна)

4. Буддизм «большой колесницы» (махаяна).

  • учение о бодхисаттве.

  • учение о «космическом теле» Будды.

  • учение о нирване.

  • учение об аде и рае.

  • учение о Будде Майтрейе.

  • учение об идеальном правителе.

5. Школы китайского буддизма.

6. Буддизм «алмазной колесницы» (ваджраяна).

  • «Колесница тайного знания».

  • Учение о калачакре и Шамбале.

7. Буддизм в Тибете.
Ключевые слова: Тхеравада, хинаяна, махаяна, ваджраяна, санскрит, сангха, бодхисатва, нирвана, Будда Майртрейя, мантра, дзен-буддизм, чань-буддизм, тантризм, калачакра, дхарма.


  1. Раскол в буддийской общине.

Золотым веком в истории буд­дизма считается время правления императора Ашоки (268-232 гг. до н. э.), при котором буддизм стал идейной осно­вой проведения политики централизации в многонациональ­ной империи. С одобрения Ашоки в городе Паталипутра было проведено собрание монахов, большинство участников которо­го представляли школу тхеравады – «учения старейших». Они убедили императора в правоте своего толкования учения Будды и добились изгнания из сангхи последователей другого философского направления – махаяны, которых считали ере­тиками. В начале нашей эры последователи махаяны созвали отдельный собор в районе Кашмира и записали текст буддий­ского канона на медных листах, но на другом древнеиндий­ском языке – санскрите (на санскрите название канона зву­чит «Трипитака»).

К началу I тысячелетия н. э. споры между двумя направ­лениями буддизма завершились их окончательным разры­вом.
2. Упадок буддизма в Индии и его распространение в других странах.
В первые века нашей эры буддизм и буддийская куль­тура достигают в Индии своего наивысшего расцвета. Но с на­чала VII в. индуизм реформирует свой культ и обрядность и де­лает их более доступными и привлекательными для широких масс. Индийские цари тоже постепенно перестали поддержи­вать буддизм и возвратились в лоно индуизма. В итоге буддизм был почти полностью поглощен религиозно-культурным ком­плексом индуизма и стал его составной частью. В XII-ХШ вв. в Северной Индии утверждается ислам. Крупнейшие буддий­ские духовные центры были полностью разрушены, а богатст­во и власть их покровителей перешли к мусульманским прави­телям. С гибелью и рассеянием монахов буддизм в Индии уже не мог выстоять. В Южной Индии, где ислам не получил такого широкого распространения, как на севере, буддизм существо­вал еще некоторое время, но около 1500 г. он и там окончатель­но сошел с религиозной сцены. Однако в сопредельных с Инди­ей странах буддизм прочно утвердился и получил свое дальней­шее развитие. В результате его взаимодействия с местными традициями сложились многочисленные и своеобразные ре­гиональные формы буддизма.

Общую численность последователей буддизма определить достаточно сложно, поскольку в странах, где сосредоточена основная масса буддистов, религиозная принадлежность в пе­реписях населения не учитывается. Подсчет численности буддистов осложняется и тем, что в некоторых странах (глав­ным образом в Китае и Японии) один и тот же человек, как правило, исповедует одновременно две, а иногда и три рели­гии. По современным оценкам, в настоящее время буддизм исповедуют около 500 млн человек, из них подавляющее большинство в странах Азии. Традиционными районами Рос­сии, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва и Калмыкия.


3. Буддизм «малой колесницы» - тхеравада (хинаяна) – «учение старейших». Самой ранней в буддиз­ме является школа тхеравада («учение старейших»), которая была создана сразу после смерти Будды его ближайшими уче­никами. Долгое время последователи махаяны называли эту традицию хинаяной («малой колесницей»).

Согласно учению тхеравады, принц Сиддхартха Гаутама Шакьямуни был земным существом, родившимся как че­ловек, но жившим и умершим как Будда. Он последова­тельно совершенствовал свою карму благими деяниями на протяжении 550 перерождений, после чего, благодаря обретенным способностям, и достиг наивысшего просвет­ления.

После смерти Будды его ученики пытались с точностью пе­редать каждое слово и сохранить в памяти каждый эпизод из жизни своего Учителя. Поэтому последователи тхеравады при­дают большое значение собраниям (соборам), на которых по­стоянно восстанавливается и уточняется учение Будды. Исто­рия тхеравады насчитывает 6 таких соборов. Особенно важ­ным для тхеравады считается третий собор в Паталипутре (ок. 244 г. до н. э.), на котором властитель империи Маурьев Ашока признал истинным учение тхеравады и объявил себя покро­вителем буддизма.

Школа тхеравады представляет собой замкнутую монаше­скую общину — сангху, которая материально целиком зависит от мирян и существует на их средства, но независима от них в учении и в духовной практике.

Достижение просветления рассматривается последователями тхеравады как буквальное следование образу жизни Гаутамы Шакь­ямуни и его практике созерцания. Отличительным положе­нием в учении тхеравады является убеждение, что достиже­ние нирваны доступно лишь тем, кто полностью отказался от мирской жизни, и обязательным условием на пути к ос­вобождению тхеравада ставит вступление в монашескую общину. Миряне не могут достичь просветления и нирва­ны. Даже тот мирянин, который почитает «три драгоцен­ности» - Будду, его учение (дхарму) и монашескую общи­ну (сангху), ведет добродетельную жизнь и накапливает тем самым духовные заслуги, все равно должен вновь родить­ся в мире людей, чтобы вступить на путь монашеской жизни.

Последователи тхеравады также считали, что состояние Будды является исключительно привилегией Гаутамы Шакья­муни, который обрел совершенное знание, чтобы наставлять других на путь, ведущий к нирване.

Буддизм тхеравады получил распространение на Шри-Лан­ке (Цейлоне), в Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже и частично в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии и Непале.
4. Буддизм «большой колесницы» (махаяна).
После смерти Будды его последователи образовали множество школ и направлений, которые по-разному истолковывали доктрину Учителя. Спо­ры развернулись вокруг темы, которую сам Будда обсуждать отказывался, - что представляет собой этот мир на самом деле и как он устроен. Различные философские подходы, разработанные для ответа на этот вопрос, во многом опре­делили и разницу в практических подходах и рекомендаци­ях, которые ученые монахи давали желавшим как можно быстрее покинуть мир перерождений и достичь нирва­ны. В итоге это привело к появлению в буддизме нового на­правления, получившего название махаяна («большая ко­лесница»).

Учение махаяны возникло в Индии в первые века нашей эры и к середине I тысячелетия достигло своего наивысшего расцвета. В это же время оно распространилось из Индии в се­верные страны и постепенно утвердилось в Китае, Тибете, Не­пале, Корее, Японии и Монголии. Поэтому махаяну нередко называют «северным буддизмом».

Основные положения учения махаяны излагают три глав­ных трактата: «Сутра Лотоса Благого Закона», «Сутра виде­ния Чистой Земли» и «Сутра Совершенной Мудрости».

В распространении учения махаяны, в его толковании и пе­редаче большую роль играли отдельные наставники. Наиболее выдающимися из ранних учителей махаяны были Нагарджуна (III в.), братья Асанга (IV в.) и Васубандху (V в.).

Учение, культ и обряды буддизма махаяны со временем все более усложнялись. В итоге это привело к созданию многоступен­чатого и обширного пантеона божеств, в который входят будды, бодхисаттвы, духи и божества местных религий разных народов.

Учение о бодхисаттве. Приверженцы махаяны выдвинули качественно иную цель монашеской жизни, достижимую в равной степени и для мирян, - обретение состояния Будды. Они утверждали, что полное освобождение от страданий воз­можно только при обретении качеств бодхисаттвы (существо, стремящееся к просветлению).

Согласно махаяне бодхисаттвы предаются подвижничеству и на монашеском пути, и на пути мирянина, но не для самих се­бя, а ради спасения других. Они отрицают стремление к лич­ной выгоде и отказываются от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради освобождения всех живых существ от страданий. Махаяна развивает концепцию о «множественно­сти бодхисаттв», согласно которой бодхисаттвой может стать любой человек, поставивший цель выявить в себе Будду. Для этого требуются упорный труд и прохождение необходимых ступеней подготовки: изучение буддийских догматов, разви­тие способности к созерцанию и контролю над собственным со­знанием и совершение добрых деяний в пользу других.

По традиции сам Будда Шакьямуни в процессе своих много­численных перерождений шел путем бодхисаттвы, борясь за спасение всех людей. Приверженцы махаяны утверждали, что уход Будды в нирвану после смерти был не подлинным выхо­дом из всех форм существования, а всего лишь видимостью, призванной вдохновлять других.

Учение о «космическом теле» Будды. Махаяна, которая виде­ла в Будде прежде всего его божественную природу, развивала идею о «космическом теле», или «теле Закона» Будды – боже­ственной созидательной субстанции, способной принимать раз­нообразные земные формы ради спасения людей. В итоге сфор­мировалась важнейшая для буддизма махаяны концепция сна­чала о двух, а потом о трех телах Будды (Трикая). Согласно этому учению, Будда имеет «приобретенное тело» - видимое физическое тело (например, Гаутама Шакьямуни), в котором Будда является в мир для его спасения; «тело блаженства» - от­ражение «космического тела» Будды в мире форм, в котором он проповедует Закон бодхисаттвам и божествам; и «тело Закона» - это универсум, вечный Закон, нирва и подлинно реальный Будда, идентич­ный Абсолюту и единый со всеми суще­ствами.

Учение о нирване. В махаяне меняется и представление о нирване. Нирвана представляется не просто как прекращение земного существования и уход в вечное блаженное сверхбытие, а как постижение иллюзорности материального мира и обретение вследствие этого независимости от «дел и вещей» как от источников страдания. В этом смысле нирвану следует понимать как некое особое состояние духа и сознания, которое дает освобождение уже в этом мире.

Название «махаяна» - «большая колесница» - как раз и подчеркивало, с одной стороны, величие идеала этого пути (до­стижение состояния Будды), а с другой – его доступность для каждого человека, а не только для монаха.



Учение об аде и рае. Следующим важнейшим нововведени­ем махаяны было развитие учения об аде и рае. В древнеин­дийской традиции владыкой ада считался первочеловек Яма, который после своей смерти получил во владение подземное царство. Однако в Индии вплоть до появления буддизма маха­яны детально разработанного учения об аде так и не возникло. Согласно учению махаяны, все умершие сначала предстают на суд Ямы, который решает, какого перерождения они заслу­живают: те, кто вел добродетельную жизнь и поэтому имеют хорошую карму, перерождаются в мире людей или небожите­лей, а те, кто в силу дурных поступков приобрел плохую кар­му, перерождаются в мире животных, голодных духов или остаются в аду (нарака), но только до тех пор, пока страдани­ями не очистят свою карму. А Яма почитается не только как владыка ада, но и как хранитель и защитник буддийского учения.

Одновременно с учением об аде в махаяне развивалось и представление о рае – счастливой Чистой Земле (Сукхавати), которую создал Будда Амитабха («Будда беспредельного све­та»). Рай рисовался в западной части космической сферы на расстоянии мириадов миров. В Сукхавати прекрасный климат и дворцы из золота, серебра и драгоценных камней, в которых обитают небожители, бодхисаттвы и люди, накопившие во вре­мя земной жизни должные заслуги.



Учение о Будде Майтрейе. Наконец, еще одним сущест­венным нововведением махаяны было учение о Будде гряду­щего – Майтрейе. Майтрейя обитает на небесах среди бод­хисаттв и ожидает, когда он сможет переродиться в мире лю­дей, чтобы принести им новое учение о спасении. А время это наступит тогда, когда продолжительность жизни людей до­стигнет 84 тыс. лет и миром будет править только один спра­ведливый правитель-буддист. Культ Майтрейи получил не­обычайно широкое распространение во всех странах буддиз­ма махаяны.

Учение об идеальном правителе. В махаяне получило раз­витие учение об идеальном правителе чакравартине – по­кровителе и защитнике сангхи и народов, исповедующих буддизм. Власть и богатство такого правителя свидетельство­вали о большом объеме заслуг, накопленных им в предыду­щих жизнях, и это позволяло причислять его к рангу бо­жеств. Так, к божествам буддийского пантеона у монголов был причислен Чингисхан, а русская императрица Екатери­на II была провозглашена воплощением богини Тары после того, как она признала буддизм официальной религией бурят и калмыков.
5. Школы китайского буддизма.
В IV-VI вв. махаяна утверж­дается в Китае, где под влиянием традиционных философско-религиозных систем (конфуцианства и даосизма) буддизм пре­терпевает существенные изменения. Китайский монах Даошэн выдвинул чрезвычайно влиятельное в дальневосточном буд­дизме учение о присутствии природы Будды во всех живых су­ществах и о возможности спасения для каждого путем «вне­запного просветления». За довольно короткий срок в Китае сформировались самостоятельные школы, определившие свое­образие буддийской традиции на Дальнем Востоке. Учение трех ведущих школ китайского буддизма – Тянътай, Чанъ (в Японии она получила название Дзэн) и Цзин-ту – сниска­ло самую широкую известность и сыграло ведущую роль в ста­новлении буддизма в Корее, Японии и Вьетнаме.
6. Буддизм «алмазной колесницы» (ваджраяна).
В I в. н. э. в Северо-Вос­точной Индии формируется особое направление махаяны — ваджраяна («алмазная колесница»). В основных вопросах вероучения ваджраяна полностью согласуется с махаяной. Особенность ваджраяны состоит в том, что она ввела в буд­дизм очень древние ритуалы и разработала собственные ори­гинальные методы йоги. Характерной чертой традиции ваджраяны является и то, что высшее знание передается только от учителя к тщательно подготовленному ученику. В V-VI вв. ваджраяна становится ведущим направлением индийского буддизма и вплоть до его упадка (XI-XII вв.) за­нимала в нем господствующее положение.

Для ваджраяны характерна вера в мгновенное просветле­ние, подобное «удару молнии», что отличало ее от общей докт­рины махаяны о постепенном накоплении духовных совер­шенств. Именно в учении ваджраяны впервые была выражена идея о том, что просветления и нирваны каждый человек мо­жет достичь уже в настоящей жизни.



«Колесница тайного знания». Наиболее действенным спо­собом достижения просветления ваджраяна считает «путь тайной мантры» - многократного повторения особой маги­ческой формулы (мантры), которое позволяет достичь состоя­ния Будды не за множество мировых периодов, как учит маха­яна, а всего за одну жизнь.

Ваджраяна получила еще одно название – тантраяна («колесница тайного знания»). Тантризм утверждает, что ни­какие идеи о просветлении, изложенные в священных текстах, не могут быть реализованы без особых психофизических тре­нировок.



Учение о калачакре и Шамбале. Важнейшим элементом ваджраяны является учение о калачакре (колесо вре­мени). Это учение получило такое название потому, что воспри­нимает ход времени как непрерывно повторяющийся цикл. Календарь калачакры охватывает малые 12-летние циклы, каждый год в которых соответствует символу знаменитого ки­тайского зодиака животных (мышь, корова, тигр, заяц, дра­кон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья). Эти циклы объединяются в более крупные временные единицы — 60-летние циклы. Календарная система калачакры и сейчас имеет широкое распространение во многих странах Азии.

Ваджраяной было разработано учение о стране всеобщего благоденствия Шамбале. Это страна сильных, красивых и доб­родетельных людей, которая управляется праведными царя­ми – последователями буддизма. Шамбала находится в осо­бом, невидимом мире, который открывается только достиг­шим просветления.

Важное значение в учении, обрядности и духовных упраж­нениях ваджраяны имеет созерцание мандалы – магической диаграммы, или «карты космоса». Графически мандала пред­ставляет собой круг, вписанный в квадрат, который, в свою оче­редь, тоже вписан в круг. Внешний круг символизирует Все­ленную, внутренний круг – божество (или его обрядовый сим­вол), которому посвящена мандала. Созерцающий мандалу сначала должен по очереди «воспроизвести» в себе все, что на ней изображается, и «слить» себя с божеством, расположенным в центре. После этого наступает высшая стадия созерцания – слияние с космическим Абсолютом (состояние самадхи).

Теоретиками ваджраяны был создан обширнейший свод ли­тературы, в который входят 2606 тантр – трактатов по тант­рической йоге и комментариев к ним.


7. Буддизм в Тибете.
В VII в. учение ваджраяны утверждает­ся в Тибете, и на его основе была создана особая форма тибет­ского буддизма, получившая распространение не только в самом Тибете, но и в прилегающих к нему районах Гимала­ев (Бутане, Непале), а также в Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии.

Тибетский буддизм трансформировал образ обычного буд­дийского монаха, следующего «путем Будды» ради личного спасения, в ламу (тибет. – высший) — авторитарного учите­ля, ведущего мирян по пути освобождения.

Своего наивысшего развития идея об особой роли ламы достигла в учении выдающегося реформатора тибетского буддизма Цзонхавы (1357-1419) — основателя школы гелугпа (путь добродетели), занявшей вскоре господствующее положение среди всех других школ. Цзонхавой было разра­ботано учение о «ламрим» (ступенях небесного пути) – ие­рархии лам по степеням их посвящения, а также регламен­тированы правила почитания будд, бодхисаттв и иных бо­жеств.

Отличительной чертой тибетского буддизма является ин­ститут хубилганов — «перевоплощенных» будд, бодхисаттв и выдающихся подвижников вероучения. Характерно, что хубилганами могут быть как духовные лица, так и миряне – светские правители. С институтом хубилганов связано проис­хождение высшего духовного авторитета тибетского буддиз­ма – Далай-ламы (тибет. — океан учения), считающегося во­площением бодхисаттвы Авалокитешвары.

В отличие от других школ, гелугпа поощряла активное уча­стие лам в светских делах, в том числе и в политической жизни. Школой гелугпа даже была разработана концепция о при­оритете духовной власти над светской, что привело впослед­ствии к установлению в Тибете теократической (греч. Теократия – власть Бога) формы правления.

Главным духовным и административным центром в органи­зационной структуре школы гелугпа является монастырь – дацан. Он представляет собой обширный храмово-монастырский комплекс, в котором проживают члены монашеской об­щины и размещается духовная школа.

Начиная с XIII в. тибетский буддизм стал распространяться в Монголии. В 1650 г. Далай-лама V объявил сына одного из самых влиятельных князей Монголии перерождением извест­ного тибетского проповедника Таранатхи и сделал его духов­ным главой буддистов Монголии. Последний из них, Богдо-гэгэн (1870-1924 гг.), с 1912 г. был также и светским правите­лем Монголии.

К XIV в. был создан свод текстов (канон) тибетского буддиз­ма. В нем 333 тома, и он представляет собой энциклопедию буддизма, разделы которой посвящены этике, философии и ме­дитативной практике. Огромное значение тибетского канона заключается еще и в том, что только в нем сохранились многие важнейшие индийские трактаты традиции махаяны, утрачен­ные другими школами.


Литература:


  1. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987

  2. Буддизм в Японии. М., 1993

  3. Далай-лама. Буддизм Тибета. СПб., 1991

  4. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. СПб., 1996

  5. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. М., 1994

  6. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб, 1994

  7. Островская-мл. Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002

  8. Тинлей Джампа. Живая философия и медитация тибетского буддизма. М., 1995

  9. Религии Китая. Хрестоматия. Редактор-составитель Е.А. Торчинов. СПб., 2001

  10. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002.

  11. Философия китайского буддизма. Перевод с китайского Е.А. Торчинова. СПб., 2001

Электронные ресурсы:
1. http://www.yogalib.ru/chaterdji-datta/239-vvedenie-v-ind-phil-buddizm?start=3

2. http://buddhism.org.ru/buddhism_03.html

3.http://dazan.spb.ru/library/
Задания для слушателей курсов.
1.Какую роль в развитии буддизма сыграл император Ашока?

а) был отцом Будды

б) в годы его правления зародился буддизм

в) он сделал буддизм государственной религией

г) создал первый буддийский храм

д) нет правильного ответа.

2.Сколько раз по преданиям перерождался Будда?

а) 1050


б) 550

в) 400


г) 350

д) 200


3.Какое из учений называется « широким путем спасения»?

а) хинаяна

б) махаяна

в) тантризм

г) ваджраяна

д) Бодхисаттва

4.Что такое ламаизм?

а) самостоятельная религия бурят и тувинцев

б) одна из поздних форм буддизма

в) самая ранняя форма буддизма

г) самостоятельная религия тибетцев

д) нет верного ответа

5. Когда и почему возникло направление буддизма махаяна?

6. В чем состоят основные отличия между школами тхеравады и махаяны?

7. Каковы наиболее существенные положения ваджраяны, отличающие её от других направлений буддизма?

8. Кто такой бодхисаттва и в чем его отличие от Будды?


Ключевые слова.

Тхеравада, хинаяна, махаяна, ваджраяна, санскрит, сангха, бодхисатва, нирвана, Будда Майртрейя, мантра, дзен-буддизм, чань-буддизм, тантризм, калачакра, дхарма.


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет