От коляды до коляды



Дата02.05.2016
өлшемі45.29 Kb.
ОТ КОЛЯДЫ ДО КОЛЯДЫ

Славянские праздники лета
Перунов день, Перунье
В народном искусстве сохранилось много древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище древний человек как бы отгонял духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растений, цветов. Главными богами славян были: Даждьбог, Сварог (Стрибог), Макошь - Земля, Огонь - Cварожич, Ярила, Волос (Велес), он же Цмог и бог плодородия Симаргл (лунный цикл), пришедший к нам из Восточной культуры.

Даждьбог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ". По одной версии наши предки представляли себе, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями, по-другой, что дважды в сутки он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Легенда рассказывает, что Даждьбог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, кроме того, Даждьбог установил самые первые законы для людской общины. У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Сын Неба возил с собою чудесный щит, от которого и исходил солнечный свет, озаряющий Землю.


Постановка рук древнего изображения славянского бога означает «Русь»


Культ небесного божества Перуна, бога грозы, войны и оружия возник у славян сравнительно позже в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Языковые данные позволяют предполагать, что истоки культа Перуна относятся ещё к общеиндоевропейской эпохе, этимология слова Перун связано со значением «разящий, гром». У литовцев это Перкунас, у латышей-Перконс, у древних индийцев –Парджанья. Вокняжившись в Киеве в 980г., Великий князь Владимир произвёл своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии, - рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Огня-Сварожича, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Культ Перуна, главного бога дружинной знати, был введен родным дядей Владимира, князем Новгородским Добрыней и на северной окраине Руси, в Новгороде. Вокруг идола Перуна там горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранялась у местного населения вплоть до 17 в. Будто бы Владимир установил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер. "И осквернилась кровью земля Русская и холм тот", - говорит летопись. Попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали даже самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.


Даждьбог Перун Род
Перуна стали считать учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды. Люди верили что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык стал священным животным Перуна, а голубой ирис (шесть лилово - голубых лепестков обозначали громовой знак) – цветком Перуна. Святилища Перуна, устраивавшиеся под открытым небом, как раз и имели форму цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, “лепестков” обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. “Лепестки” представляли собой ямы, в которых горел неугасимые священные костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Перуна. Согласно древним источникам стан идола был вырезан из дерева, голова вылита из серебра, уши и усы изваяны из золота, ноги выкованы из железа, а молния в руке составлена из рубинов и карбункулов. Перед идолом горел неугасимый огонь, но если по небрежению он гас, то жрец наказывался смертью как враг бога. Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складывались приношения и проливали жертвенную кровь, чаще всего животную.

Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной белыми и черными крылатыми жеребцами. Раскаты грома люди принимали за грохот его колесницы. Сорока была одной из птиц, посвященных Перуну, именно из-за своей окраски, а топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. На "глиняном календаре" древних славян, найденном на Киевщине, день Перуна - 20 июля - отмечен огромным "громовым знаком": колесом с шестью спицами. Такие громовые знаки ещё в XIX в. часто вырезали на причелинах изб, для того чтобы предохранить их от удара молнии. Громовой знак широко использовался как оберег и на множестве других бытовых предметах. Изображение "Громового знака" часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников.

Для почитания Перуна, который отожествлялся с дубом, эти деревья высаживали и берегли как Боголесье – Священные рощи. Перунов день отмечали общинной трапезой, варили обрядовое пиво, добывали живой огонь и запаливали краду из дубовых поленьев. Воины устраивали поединки.

В Киеве давно уже было хорошо известно христианство и его основные догмы. Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860 - 870-м годам. В Х веке в Киеве была возведена церковь святого Ильи, христианского двойника Перуна. Ко времени Владимира уже существовала значительная христианская литература в соседней Болгарии, написанная на старославянском языке, вполне понятном для всех русских. Но киевские князья медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.



Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и отсюда уже диктовал свои условия императорам. Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне и принять христианство. Ни о каком вассалитете в таких условиях не могло быть и речи. Около 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и Огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Язычество слилось с христианством. После крещения славяне многие свойства Перуна "передали" Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.



Грин И.В.

Клуб «Светёлка» ГДК г. Жуков
Каталог: files zh
files zh -> Жамбыл облысының қалалық және аудандық әкімдіктері
files zh -> Жоба сайлау учаскелерін құру туралы «Қазақстан Республикасындағы сайлау туралы»
files zh -> ДСҰ Санитарлық және фитосанитарлық шаралар жөніндегі Комитетімен 2015 ж. 1 31 мамыр аралығында жарияланған хабарламалар тізімі
files zh -> Ив Жамиак Азалия Лирическая комедия в двух актах
files zh -> Жамбыл облыстық сотында, Жамбыл облыстық соты Кеңсесінде жеке тұлғаларды, заңды тұлғалардың өкілдерін жеке қабылдауды ұйымдастыру және өткізу қағидасы
files zh -> 2016 жылы Қызылорда облысы спортшыларының әлеуметтік қорғалуы мәселелері туралы
files zh -> Жамбыл облысы бойынша мемлекет кепілдік берген заң КӨмегі бойынша қызмет көрсететін адвокаттардың тізімі 2016 жыл
files zh -> Жамбыл облысы адвокаттарының 2016 жылғы жалпы тізімі
files zh -> Жергілікті маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерінің мемлекеттік тізімін бекіту туралы «Тарихи-мәдени мұра обьектілерін қорғау және пайдалану туралы»
files zh -> Жойқынбектегі, Қ. Айнымас серік / Қ. Жойқынбектегі // Орталық Қазақстан. 2014. 5 шілде


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет