Oт поселения до станицы Владимир Проскурин



жүктеу 112.54 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі112.54 Kb.
: plan
plan -> Т. Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясының Ғылыми кеңесінде
plan -> Ғылыми кеңес жұмысының жоспары
plan -> Р. Каугабаева «21» января 2011 года План проведение проверок Управления предпринимательства и промышленности города Астаны на 2011 год
plan -> Учебная программа музыка 5-6 классы
plan -> Ғылыми іс-шараның мәртебесі және атауы
plan -> Қарағанды облысы мәдениет басқармасының 2010-2014 жылдарға арналған стратегиялық жоспары Мазмұны
plan -> Ұлы ғасырдың ұлы тұлғасы /Великий сын-великого века 1 бөлім: Өмірдің дана беттерінен / Страницы мудрой жизни
plan -> «Қызылорда облысы әкімдігінің 2012 жылғы «28» желтоқсандағы №722

поселения до станицы



Владимир Проскурин

14 марта 1921 года декретом ЦИКа Туркестанской АССР было закреплено решение Верненского уездно-городского комитета РКП(б) о переименовании Верного. Вопрос о правильном написании Алматы уже тогда неоднократно обсуждался и общественностью, и на государственном уровне. Однако городу суждено было долгие годы быть Алма-Атой, и это название прошло через судьбы не одного поколения горожан. В 1994 году город был официально переименован в Алматы.

Советские сатирики Ильф и Петров назвали старую Алма-Ату сохранившей "старорежимный вид полковничьего городка". Они пишут: "Это светлый широкий город, большинство населения которого первый раз в жизни увидело поезд... Здесь совсем не трудно найти человека, читавшего Щедрина и Фадеева, подписчика Большой Советской Энциклопедии и журнала "Жизнь искусства", но еще не привыкшего к железнодорожному пейзажу... И уже не "Сопки Манчжурии" долетают к вершинам Алатау, а гудящий звон "Юнкерса", улетающего в пассажирский рейс. Как удивились бы полковники, увидев в Алма-Ате, в бывшем Верном, вместо захудалой гимназии Казахский университет".

29 апреля 1927 года Совнарком РСФСР утвердил решение VI Всеказахстанского съезда Советов о переносе столицы автономии из Кзыл-Орды в Алма-Ату. Население города стало неуклонно возрастать. Не хватало жилья. Жилищный кризис был разрешен национализацией помещений, занимаемых потомками буржуазии, духовенства и казачества.

Правительство переехало в новый административный центр только к лету 1929 года, воспользовавшись пробным поездом строящегося Турксиба. Но в целом массовый переезд учреждений затянулся на долгое время. Некоторые организации оставались в первой столице — Оренбурге. Не успев переехать в Кзыл-Орду, ведомствам было предписано следовать в новую, третью столицу — Алма-Ату.

В 1927 году в городскую черту была включена Большая Алматинская станица, которая пополнила образованный девять лет спустя Фрунзенский (ныне Медеуский) район столицы. С образованием еще двух районов — Сталинского и Ленинского (ныне Алмалинского и Жетысуского), а с годами и Кагановического (ныне Турксибского), территория города в 1937 году стала составлять 45 км2, а плотность населения возросла до 270 человек на 1 км2 в центральной части и 90 человек — на окраине.

26 марта 1937 года X съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию, согласно которой автономия была преобразована в союзную республику. Административным центром Казахской Советской Социалистической Республики осталась Алма-Ата.

Столицу Советского Казахстана начали возводить лидеры самых передовых в ту пору направлений в архитектуре — М. Гинзбург, И. Леонидов, Д. Фридман. Город на окраине Страны Советов стал всесоюзной стройплощадкой для художественного поиска и эксперимента. Визитной карточкой "Большой Алма-Аты" остается и в наши дни здание Оперного театра, построенное по проекту репрессированного в 30-е годы зодчего Н. А. Круглова. Когда заезжие гости в Алма-Ате ищут свои "Красные" или "Дворцовые" площади, алматинские градостроители лукаво отвечают, что у города нет единого центра, но есть динамическое его развитие в широтном и меридиальном направлениях.

В тридцатые годы Алма-Ате суждено было стать местом политической ссылки для репрессированных граждан Советского Союза. По печально известной 58-й статье УК РСФСР в город прибыл Лев Троцкий — некогда второе лицо после Ленина в государстве. Под административным надзором жили и работали интернационалисты Юлиус Фучик и Матэ Залка, писатели Юрий Домбровский, Галина Серебрякова, Анна Никольская, художники Всеволод Теляковский и Сергей Калмыков, ученые Александр Чаянов и Евгений Тарле.

В эти же годы был опален цвет казахской интеллигенции. В небытие ушли Сакен Сейфуллин, Турар Рыскунов, Сейтгалий Мендышев, Узакбай Кулумбетов, Темирбек Жургенев. Репрессиям подверглись десятки общественных деятелей, творческих работников и технических специалистов, сотни простых горожан.

В годы Великой Отечественной войны городская территория претерпела большие изменения. Для организации всесоюзного тыла и концентрации производственных и материальных ресурсов было высвобождено 45 тысяч квадратных метров площадей, уплотнен жилой фонд для размещения более 26 тысяч эвакуированных. Однако поток переселенцев был значительно выше. Под жилье использовались террасы домов и классы учебных заведений, в летнее время — дворы и сады. Эвакуированные старались жить колониями по национально-географическому признаку — в Большой станице селились еврейские деятели культуры, на Клеверных участках - украинцы, в западной части на улицах-линиях - белорусы, в центральной части города — московская элита. Писатель-натуралист Максим Зверев как-то вспоминал, что группа ленинградских литераторов обжила даже помещения алма-атинского зоопарка, потеснив экзотических животных.

В Алма-Ату было переброшено из прифронтовой полосы более 30 промышленных объектов, развернуто 8 эвакогоспиталей, размещено 15 вузов и техникумов, около 20 научно-исследовательских институтов, свыше 20 культурно-просветительских учреждений. Все сферы городского хозяйства претерпели изменения и получили невиданное ускорение в своем развитии. Только промышленное производство за годы войны возросло на 184% и пополнилось новыми предприятиями тяжелой, легкой и пищевой индустрии. Многие предприятия после войны остались в Алма-Ате — Ворошиловградский завод "XX лет Октября", Луганский паровозостроительный, ставший АЗТМ, на базе Реутовской, Полтавской и Ивантеевской фабрик были созданы хлопкопрядильное и трикотажное производство; Московская и Харьковская кондитерские фабрики увеличили выпуск алма-атинской сладкой продукции.

Трудящиеся столицы Казахстана оказывали фронту огромную всестороннюю помощь, окружали вниманием и заботой семьи военнослужащих, инвалидов Отечественной войны. Здесь формировались 316-я (8-я гвардейская) стрелковая панфиловская дивизия, 73-я гвардейская сталинградская дивизия, другие воинские соединения, был создан фонд обороны для строительства танковой колонны и авиаэскадрильи " Алма-Атинец".

За самоотверженный труд в тылу свыше 52 тысяч алматинцев были удостоены высоких правительственных наград, 48 горожан получили высокое звание Героя Советского Союза. Стране известен подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, геройски защищавших Москву. Среди достойных сынов Отечества - П. Емцов, Н. Есбулатов, А. Косаев, В. Клочков, А. Крючков, Н. Максимов, Г. Митин, Д. Тимофеев, Н. Трофимов, И. Шепетков и другие алматинцы.

Творческое участие эвакуированных деятелей литературы и искусства, ученых, практиков способствовало расцвету и становлению культурной и научной жизни Казахстана. В 1946 году была создана национальная Академия наук. Ее возглавил известный ученый-геолог Каныш Имантаевич Сатпаев. С его именем связано открытие и разработка месторождений полезных ископаемых, необходимьж республике для нужд оборонной промышленности.

В Алма-Ате были объединены ведущие киностудии страны: Киева, Москвы, Ленинграда. На базе ЦОКСа снимались документальные и художественные кинофильмы "Иван Грозный", "Тебе, фронт", "Абай". В годы войны столицу Казахстана называли "советским Голливудом". Здесь работали композитор Сергей Прокофьев, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, балерина Галина Уланова, писатель Михаил Зощенко, актер Аркадий Райкин, академик Владимир Вернадский. Сотни других известных деятелей Страны Советов жили и работали в нашем городе.

Писатель Виктор Шкловский рассказывал об эвакуации деятелей культуры в тыловую Алма-Ату так: "...приезжий писатель-поляк, посмотревший на наш город, на снега над ним, вдруг сказал: "Тут могут присниться большеглазые тигры". Поэт Владимир Луговской в то же время назвал Алма-Ату "городом снов". Украинский писатель Юрий Смолич, глядя на местный "первобытный лес диких яблонь", заметил, что "...отсюда, из этого яблоневого пралеса, по земле, по всей Азии, затем в Европу и на другие континенты и пошло алма-атинское яблоко".

"Хранитель древностей" Алма-Аты, писатель Юрий Домбровский, включал в реестр достопримечательностей и городских старожилов. На памяти скульптор Исаак Иткинд — "чудаковатый патриарх" города; график Павел Зальцман — его "совершеннейший джентльмен"; художник-живописец, сочинитель "странных романов" и театральный декоратор Сергей Калмыков, бывший весьма колоритной и популярной личностью — своеобразным городским шутом.

В 40-60-е годы городская территория расширялась за счет присоединения пригородных хозяйств, поселков, железнодорожной станции Алма-Ата I, аэропорта, колхозов "Луч Востока" (бывшая Малая станица) и "Казахстан" (бывшая Татарская слобода), Тастака.

В 50-е годы начато массовое послевоенное жилищное строительство. В эти годы был создан ряд типовых проектов 2-3-этажных зданий для районов с высокой сейсмичной активностью, по которым строились дома на КИЗе, Геологострое, Выставке. В 1955 году на базе завода железобетонных изделий № 1 был образован Алматинский домостроительный комбинат. Восемь лет спустя, после освоения крупнопанельного домостроения, комбинатом было сдано 152,8 тысячи квадратных метров жилой площади. Началось возведение первых микрорайонов из 4-этажных зданий в западной части. Город благоустраивался, преображался и тянулся вверх, к горам.

Первый монументальный памятник в Верном был сооружен в честь Александра П. К открытию бюста самодержцу 17 сентября 1912 года Дума преподнесла венок "тому, под чьей державой возникло Семиречье". Судьба памятника после установления Советской власти неясна. Однако известно, что на его месте в 30-е годы предполагалось установить памятник Ленину (ныне здесь Аллея глав государств, посетивших Алматы). В советское время мемориальные сооружения воздвигались в основном в честь деятелей Коммунистической партии, героев революции и гражданской войны. Первым памятником, установленным в эпоху социализма, была конная статуя руководителю восстания 1916 года Амангельды Иманову (1950 г.). Долгие годы памятник на фоне Заилийских гор являлся символом старой Алма-Аты.

Новое время вызвало к жизни новые символы, цвета, ценности: старое снесено, переименовано, получило иное звучание. Сегодня Алматы украшают новые памятники — героиням Отечественной войны Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой, акыну Джамбулу и кобзарю Шевченко, ученому-геологу Канышу Сатпаеву и просветителю Ахмету Байтурсынову, репрессированному в советское время. К 200-летию со дня рождения гениального русского поэта Александра Пушкина поставлен бюст на улице, носящей его имя с 1899 года. На привокзальной площади Алматы возвысился монумент великому хану Степи Абылаю.

В 1978 году в городскую черту включили урочище Медеу, Каменское плато, земли хозяйств Коктюбе и Горного Гиганта. Городская территория возросла до 172,38 км2. На современном этапе наиболее активно осваиваются западная и северовосточная городские территории, где возводятся монолитные сейсмоустойчивые здания в 9, 12, 14 этажей в жилых массивах "Таугуль", "Мамыр", "Каменка", "Баганашыл", "Самал".

По статистическим данным, на конец 20-го столетия в Алматы проживало 1061,4 тысячи жителей: в Алмалинском районе — 202,8 тысячи, Ауэзовском — 256,0, Бостандыкском — 220,7, Жетысуском — 120,5, Медеуском — 137,9 и Турксибском районе — 114,5 тысячи жителей.

Минули десятилетия в жизни города, Большой станице суждено было стать столицей Советского Казахстана, позднее она превратилась в Южную столицу, город, откуда начат отсчет современной истории суверенного и независимого Казахстана. Алма-Ата оказалась в центре бурных политических и социально-экономических событий, в результате которых государство СССР и КазССР перестали существовать. 30 августа 1995 года была принята новая Конституция. Алматы стал первым свободным городом Отечества, особым административно-территориальным образованием республиканского значения, центром культурной, научной, финансово-экономической и политической жизни Казахстана.

Алматы с юга любовно окружен остроконечными отрогами Заилийского Алатау, которые в ясную солнечную погоду кажутся совсем рядом.

Горожане привыкли и порой не замечают великолепия горных вершин, что приносят свежесть во время зноя, гасят студеные зимние ветры, наполняют город чистотой и прохладой, снабжают водой, фруктами, грибами и ягодами, целебными травами и хорошим настроением.

Но горы таят в себе и опасность: землетрясения, сели, сходы лавин, оползни, камнепады способны приносить огромные разрушения и жертвы, если не знать сурового закона гор.

На высоте 1694 метров над уровнем моря в 16 километрах от города расположен всемирно известный высокогорный каток Медеу, помнящий все мировые рекорды, установленные на его быстром льду, с радушием принимающий не только выдающихся спринтеров, но и тех, кто впервые стал на коньки или просто хочет подышать чистым воздухом.

Чуть выше катка перегородила ущелье рукотворная плотина, созданная в 1966 году и оберегающая город от бурных селей и паводков. По ее откосам любит кататься детвора зимой, а летом — взбираться по ступенькам к смотровой площадке, откуда открывается великолепный вид на горы. Дорога уходит наверх к горнолыжной базе "Чимбулак", где лыжники по канатной дороге могут подниматься на высоту около 3000 метров над уровнем моря. За буйством альпийских лугов начинается белое безмолвие вечных льдов.

Алматы можно увидеть с высоты около 1500 метров из района обсерватории, расположенной на Каменском плато: взору предстает огромная чаша, на дне которой уютно разместился город.

По ночам отсвет от городской иллюминации так велик, что астрономам затруднительно вести наблюдения.

Город ночью великолепен, словно выложен ровными рядами искрящихся разноцветных бусинок — фонарей: золотистых, белесых, голубоватых, оранжевых. Над городом царят три коронованные особы: Старая и Новая телебашни в соседстве с гостиницей "Казахстан". Их красноватые короны изливают густой свет, разделяя одиночество с теми, кому не спится. Ночной город не похож на дневной. Именно ночная подсветка делает его неузнаваемым и полным волшебства.

Последнее десятилетие минувшего века значительно изменило архитектурный стиль Южной столицы. Восприимчивый ко всему новому Алматы демонстрирует удивительное сочетание необычных форм, красок и стилей.

Многие центральные улицы и проспекты скользят сверху вниз, с юга на север, беря пример с трех бурных речек - Большая и Малая Алматинка и Весновка, что устремляются вниз, питая арыки и фонтаны, поля и сады, образуя каскады, наполняя озеро Сайран...

В верхней части проспекта Достык и вдоль проспекта Аль-Фараби выстроились респектабельные многоэтажные дома, способные выстоять при землетрясении.

В районе Горного Гиганта отдано предпочтение индивидуальной застройке с буйством фантазии: балконы и башенки, зубчатые стены, ажур чугунных решеток, крыши черепичные и стальные, окна французские и готические, чего только нет!

Величественные и строгие здания на площади Республики: Государственный музей Казахстана, южная Резиденция Президента с парящими шатровидными куполами, здание городского акимата, аппаратно-студийный комплекс Казахского телевидения с карнизами в форме сталактитов — все подчеркнуто монументально. Величав Монумент Независимости, где в ажурных решетках запечатлена история Казахстана.

Золотым шатром горит кровля Дворца Республики. К небу устремлен стодвухметровыи корпус высотной гостиницы "Казахстан". Силуэт здания удивительно легок и полон изящества.

Почти отовсюду видна новая телебашня. Светлая и легкая днем, призрачная в багрянце прожекторов ночью, она будто парит над городом, готовясь взлететь.

Поднимаясь на канатной дороге на "Кок-Тюбе", хорошо видны старые районы города с кривыми улочками, имеющими "фруктовые" названия — Грушовая, Вишневая, Яблочный переулок, за что горожане ласково называют этот район "Компотом".

Алматы по-прежнему остается центром культурной и экономической жизни республики. Огромные исторические и культурные сокровища сосредоточены в Центральном государственном музее Казахстана и Музее искусств имени А. Кастеева. Множество частных галерей предложат знатокам живописи и скульптуры превосходные образцы творчества самых неожиданных стилей. Прогуливаясь по местному "Арбату", можно наблюдать процесс создания портретов, мгновенных зарисовок, остроумных шаржей.

Набирает темпы индустрия туризма. Своеобразное географическое положение города позволяет путешественникам за несколько часов побывать в различных климатических зонах и поясах. Такие уникальные памятники, как Чарынский каньон, "Поющий бархан" в заповеднике "Алтын-Эмель", Большое Алматинское озеро, Тургенское ущелье с водопадами и ельниками, наскальные рисунки в урочище Тамгалы, а также другие маршруты, будут всегда привлекать к себе внимание туристов и отдыхающих, а доходы от развития туризма будут пополнять городской бюджет.

Южная столица хранит в своем сердце историю и душу Казахстана. Подобно роднику, Алматы дает свежие силы стране и, молодея с каждым днем, не теряет мудрости великого прошлого.



 

 

 

Наверх | English




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет