Оқу жылының күзгі семестрі «Практический русский язык» c 1



Дата02.12.2019
өлшемі109.29 Kb.
Қожа Ахмет Ясауи атындағы Халықаралық қазақ-түрік университеті

Филология факультеті

Әлем тілдері кафедрасы

«БЕКІТЕМІН»

Факультет деканы___________

______________ Н.Қ.Айтбаева

«_____» _________ 2019 ж


2019-2020 оқу жылының күзгі семестрі

«Практический русский язык» C 1

пәні бойынша (10 кредит)

емтихан сұрақтары

Вопросы (20баллов)

I.


1. Язык и его основные функции.

2. Русский язык как один из мировых языков и его роль в жизни общества.

3. Текст как основная единица коммуникации.

4. Письменная и устная форма речи.

5. Функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

6. Описание как функционально - смысловой тип речи.

7. Повествование как функционально- смысловой тип речи.

8. Рассуждение как функционально – смысловой тип речи.

9. Функциональные стили речи.

10. Художественный стиль речи.

11. Разговорный стиль речи. Языковые особенности разговорного стиля.

12. Публицистический стиль речи. Языковые особенности публицистического стиля.

13. Официально – деловой стиль. Языковые признаки официально – делового стиля речи.

14.Служебная документация для внутреннего пользования.

15. Научный стиль речи. Характерные черты научного стиля.

16. Научное повествование как источник информации. Текстовая модель научного повествования.

17. Типы научной информации. Сущность предмета и его функции.

18. Структурно – смысловой анализ научного текста.

19. Монологическая и диалогическая речь. Формы проведения научной дискуссии.

20. Виды диалога и способы его языкового оформления.



II. Вопросы (30баллов)

1. Определите стиль текста. Проведите стилистический анализ текста.

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой бархатистым налётом.



2. Определите стиль текста. Проведите стилистический анализ текста.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах  между облаками и земной поверхностью. Эти разряды – молнии  сопровождаются сильными осадками.

 

3. Определите стиль текста. Проведите стилистический анализ текста.

-  Миш,  а  ты  уже  ел  в  нашей  столовой?

-  Спрашиваешь!  Он  вчера  умял  пять  порций  запеканки.

-  Вот  это  аппетит!

-  Слушай  его.  Он  тебе  лапши  на  уши  навешает.  Я  съел  всего  две  порции.  Вкусная!

-   А  чья  это  затея  соорудить  новую  столовую?

-   Директора  нашего.

4. Определите стиль текста. Проведите стилистический анализ текста.

Грибы – тип низших растений, которые питаются органическими веществами. Около 70 тысяч грибов объединены в 5 классов. Грибы имеют большое значение в природе. Они совместно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в органические соединения.



5. Определите стиль текста. Проведите стилистический анализ текста.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.

 

6. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте ответ.

Яблоня – ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3см. Вес плода 17-23г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.




7. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте ответ.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно посвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.


8. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте ответ.

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку – меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.


9.Определите тип и стиль текста. Обоснуйте ответ.

Развитие значения слова идет обычно от частного(конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает

Вскармливание, отвращение- отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий – идущий впереди. Слова- термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка» произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть). Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

10. Определите тип текста. Обоснуйте ответ.

Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. Я увидел его издали. Он шел пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый номер достался ему, вечному любимцу счастья. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну теньбеспокойства...


11. Определите стиль речи, охарактеризуйте языковые средства, назовите сферу употребления.

 «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.)
12. Определите стиль речи, охарактеризуйте языковые средства, назовите сферу употребления.

 «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения». (Г. Фетисов.)


13. Определите стиль речи, охарактеризуйте языковые средства, назовите сферу употребления.
Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном  затоплении. (Росгидрометцентр.)
14. Определите стиль речи, охарактеризуйте языковые средства, назовите сферу употребления.

 «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.)


15. Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ.
Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня,четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.

Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавал только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он вырастал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы.

Другие трепетные мерцания вызывали из бездны противостоящий храму на западном холме дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму. Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожимна пушечный, как трость переломило кипарис. Вместе с водяною пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок, ураган терзал сад. Прошло некоторое время, и пелена воды перед глазами прокуратора стала редеть. Как ни был яростен ураган, он ослабевал. Сучья больше не трещали и не падали. Удары грома и блистания становились реже. Над Ершалаимом плыло уже не фиолетовое с белой опушкой покрывало, а обыкновенная серая арьергардная туча. Грозу сносило к мертвому морю.

(По М. Булгакову)



16. Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ.
Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему; но мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя: все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскивалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра.

Сначала, принявши косое направление, хлестал он в одну сторону кибитки, потом в другую, потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо вверх его кузова; брызги наконец стали долетать ему в лицо.

(Н.В. Гоголь)

17. Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ.

Разразился ливень с оглушительными громовыми ударами и ослепительно быстрыми, огненными змеями молний, когда мы под вечер подъезжали к Суходолу. Черно-лиловая туча тяжко свалилась к северо-западу, величаво заступила полнеба напротив. Плоско, четко и мертвенно бледно зеленела равнина хлебов под ее огромным фоном, ярка и необыкновенно свежа была мелкая мокрая трава на большой дороге. Мокрые, точно сразу похудевшие лошади шлепали, блестя подковами, по синей грязи, тарантас влажно шуршал…

(И.А. Бунин)
18. Определите, к каким стилям относятся эти тексты. Расскажите об отличительных чертах каждого стиля.

1. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками (молнии и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.



2.- Ну и гроза! Страшно к окну подходить.

  • Да, такой грозы давно не было.

  • Представляешь, в такую грозу очутиться в поле...

3. Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревьев,забушевали, крупные капли дождя резко застукали, сверкнула молния, и гроза разразилась. (И.Тургенев).
19.Определите стиль речи. Укажите языковые приметы данного стиля.

  • Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли, где дорога?

  • Дорога то здесь; я стою на твердой полосе, – отвечал дорожный, – да что толку?

  • Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?


20. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к научному стилю.

1. Италия – государство на юге Европы,  на Средиземном море. Площадь – 301 тыс.кв.км. Наиболее крупные города: Рим (столица), Милан, Неаполь, Турин, Генуя, Венеция.

Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Главные реки – По, Тибр. В Альпах много озер. Растительность преимущественно культивируемая (поля, сады, виноградники). Леса занимают около 18,6% площади (главным образом, в горах).

2. Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, геофизика, биофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.



III. Вопросы (50 баллов)

1. Приведите пример текста- повествования.

2. Приведите пример текста научного стиля речи (по специальности)

3. Приведите пример текста-описания.

4. Напишите заявление о принятии на работу.

5. Напишите доверенность.

6. Создайте текст, рекламирующий физкультурно- оздоровительный центр.

7. Создайте текст, рекламирующий открытие салона красоты.

8. Составьте текст резюме.

9. Составьте текст автобиографии.

10. Приведите пример текста- рассуждения.

11. Приведите пример разговорного стиля речи.

12. Приведите пример текста публицистического стиля речи.

13. Создайте текст объявления о начале подготовительных занятий по русскому языку.

14. Напишите заявление, с просьбой разрешить вам досрочную сдачу сессии,

используя форму и необходимые языковые клише.
15. Напишите заявление, с просьбой разрешить вам академический отпуск,

используя форму и необходимые языковые клише.
16. Приведите пример художественного текста.

17. Приведите пример текста официально- делового стиля речи.

18. Создайте текст объявления о собрании студенческого совета.

19. Создайте текст, рекламирующий открытие нового ресторана.

20. Создайте текст, рекламирующий открытие торгового центра.

Құрастырған пән оқытушысы А.Н.Байтуова

Әлем тілдері кафедрасының меңгерушісі C.Б.Бейсембаева

Факультеттің АК кеңес мәжілісінде мақұлданды.



№_______ хаттамасы «_____» _________ 2019 ж

Факультеттің АК кеңесінің төрайымы П.М. Адиева

Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет