Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)



жүктеу 35.07 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі35.07 Kb.

Пластов Аркадий Александрович
(1893-1972)


 

Еще при жизни А. А. Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в.



Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Родился в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). Пластов в своем творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца XIX– начала XX вв. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость теплых красок.

Дед художника был местным иконописцем. Пластов, окончив духовное училище и семинарию, в 1912 идет учится в московское Строгановское художественно-промышленное училище, которое в 1914 г. успешно заканчивает и в этом же году поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). В 1920-х–начале 1930-х гг. Пластов работает главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. Испытывает большое влияние «русского импрессионизма» мастеров «Союза русских художников» и передвижников.

Пожар в мастерской в Прислонихе (1931) уничтожил практически все его ранние работы. Вышел на авансцену в те трудные годы, когда установилась строгая выставочная цензура, а в деревне как раз завершился период «великого перелома».

С 1935 Пластов пишет преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и ее людей. С большой проникновенностью художник прославляет благородный труд и духовную красоту советского крестьянина.

Уйти в «подпольный авангард» молодой художник не мог, будучи принципиальным традиционалистом и противником авангарда. Он мог высказываться лишь отдельными «кусочками жизни»; правда, в принесшем ему известность.

Со временем темпераментный талант колориста и великолепное чутье натуры драматически-сильных исторических обобщений употребляется им для того, чтобы рассказать о трагической судьбе русской живописи, не только в годы войны (хотя вроде бы внешне-сюжетно в картинах «Фашист пролетел» (1942), «Жатва» (1945), либо о тех надеждах на социальное обновление, что испытывала страна с победным завершением войны и в начале «оттепели» («Сенокос», 1945; «Весна», 1954).

Пейзажи и жанры Прислонихи с окрестностями, а также портреты односельчан, составившие огромный живописный цикл, за который художнику была присуждена Ленинская премия в1966, в последующие десятилетия перерастали в большие образы естественно и непринужденно. Пластов был удостоен Государственной премии 1972.

Умер художник в Прислонихе.


Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем.
В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.
 В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.

В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан.

По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь уходящая" П. Д. Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина.



Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд . На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет