Понятие тектоники



Дата01.05.2016
өлшемі105.49 Kb.

Понятие тектоники

Архитектурная форма - это не только совершенное конструктивное решение, но и такая его модификация, которая создаёт художественную выразительность. "Архитектурные формы становятся тектоническими, когда они входят в единую систему, формирующую художественный образ на основе выявления структурных особенностей работы материала. Сооружение не только должно быть прочным, лёгким или массивным, распластанным или взметнувшимся, статичным или динамичным, но и должно выглядеть именно таковым".

Тектоника архитектуры - это художественная логика, ясно читаемая структура, где на основе композиционных средств - ритма, гармоничных пропорций, контрастов пластики и цвета, богатстве нюансов - создаются выразительные архитектурные формы.

Происхождение термина и его суть

Термин "тектоника" введён историком античного зодчества Карлом Беттихером в 1844 году. Он определил его следующим образом: "Под тектоникой в более узком смысле понимаем деятельность в области архитектуры и ремёсел, этически вытекающую из потребностей духовной и физической жизни".

С точки зрения А.В.Иконникова, "можно определить тектонику как организацию целесообразной и, вместе с тем, выразительной конструктивной структуры, входящей в число средств формирования образа. Предмет тектоники - морфология конструкции, превращаемая в средство выразительности. Тектоничность архитектурной формы определяется использованием свойств конструкции, как средств выразительности, но не выражением самой конструктивной структуры".

Тектонические формы, строго обусловленные конструкцией, в последующем развитии могут получить известную самостоятельность. Изменение материала конструкции и принципов строительного производства, в конце концов, неизбежно лишает художественную форму первоначального смысла. Из тектонической она превращается в декоративную. Это положение иллюстрирует большинство сооружений неоготики. Конструктивная структура эклектической архитектуры 19 века не служила дисциплинирующим фактором формообразования. Источник заимствования декоративных форм ассоциативно связывался с назначением здания. Связь эта имела, в большинстве случаев, чисто знаковый, символический характер. Обращение к прообразам поздней Готики было обусловлено стремлением сохранить связь с образцами, культурная ценность которых выдержала испытание временем.



Тектоника в современном мире

Каркасная конструкция с применением металла стала ведущей в 20 веке. Здесь важным шагом было использование железобетона. Мис ван дер Роэ в начале 50-х годов разработал вариант наружного ограждения как непрерывной стеклянной оболочки со стальным или алюминиевым каркасом. Он работает как единая пространственная система. "В современных сооружениях сложились два основных композиционно-конструктивных типа: каркас скрыт за стенками-ограждениями и каркас выявлен системой элементов, или, как иногда принято говорить, "решётка" выведена наружу и совместно с ограждающими панелями формирует видимую структуру стены". Эти два направления в развитии сооружения определяют развитие тектонических архитектурных форм.

Прочность новых конструкций позволяет возводить всё более высокие здания. Громадные плоскости стен современных каркасных зданий членятся на ячейки. Соразмерные человеческому масштабу, эти ячейки образуются горизонтальными линиями перекрытий и вертикальными опорами, рёбрами жёсткости или швами. Ритм и метр этой системы создают своеобразный модуль членений, помогают выявить тектоническую основу архитектуры. Распространение стеклянных стен в большой мере определялось увлечением именно их тектонической символикой. Но надо заметить, что она ограничивает возможности композиции жёсткими, однообразными ритмами, да и ассоциации, которые с ней связаны, слишком бедны.

Архитектоника – художественное осмысление работы конструкций

Сначала эстетика архитектуры обратила свое внимание на пластические формы - благо история их изучения ведет свое начало от Витрувия, а точнее, от его греческих предшественников, и таким образом действенность методики подтверждена тысячелетним опытом. На этом пути архитектуроведы пришли к понятию тектоники.

Тектоника определяется как художественное осмысление работы конструкции здания. Здесь важны два момента: первый - определение тектоники как специфически эстетической категории (через акцент на понятии "художественное"), и второй - включение в этот эстетический контекст одной из категорий Триады - "прочности", которая, будучи переосмысленной как "конструкция", казалось бы навсегда была причислена к области точных наук типа строительной механики. С введением же так понятой категории тектоники сугубо архитектурное понятие приобрело изначально эстетический смысл, что и требовалось доказать. На каких же правах понятие архитектурной конструкции было встроено в эстетическую систему?

Рассмотрим подробнее структуру понятия "тектоника". Приведенное выше определение есть определение генетическое ("для достижения тектоничности следует художественно осмыслить работу конструкции"), а потому в данном случае не вполне раскрывает суть дела. Попробуем проследить за теми преобразованиями смыслов, которые происходят в процессе выполнения этого "рецепта", и по возможности добиться таким образом классической формы определения.

Итак, конструкция - часть материальной (точнее, вещественной) структуры здания, предназначенная для сопротивления внешним механическим воздействиям - в основном земному тяготению, но в ряде случаев и другим, например, ветровым нагрузкам. Работа конструкции - механические же процессы, которые происходят в процессе сопротивления конструкции этим воздействиям и между прочим (для нас сейчас важен именно этот аспект) приводят к изменениям в её форме - изменениям чаще невидимым, но в ряде случаев более чем заметным. Современные методы инженерных рассчетов позволяют представить себе эти изменения формы более наглядно. С другой стороны, многое тут понятно и на уровне здравого смысла: например, вполне очевидно, что вертикально стоящий элемент конструкции, нагруженый прямо сверху (например, колонна), будет "сплющиваться", а горизонтально помещенный на две опоры (балка) - прогибаться. Так вот, в архитектурной тектонике предметом художественного осмысления и выступает именно этот аспект "работы конструкции" - изменение формы под действием внешних механических нагрузок. Важным здесь представляется появление в рассуждениях понятия о форме, а точнее - о том, что некие "внешние воздействия" влияют на форму сооружения. Именно в такой постановке вопроса и содержатся основания для эстетической интерпретации ("художественного осмысления").

Проследим, каким образом возможна такая интерпретация. Итак, мы имеем, с одной стороны, некоторые внешние силы, по своей сути непреодолимые, поскольку речь идет о силах природы - тяготение, ветер и прочее, а с другой - произведение рук человеческих, оказывающее этим силам сопротивление. Налицо основополагающий жизненный конфликт, конфликт между природой и культурой, который, как и любой ему подобный, может быть представлен в художественной форме, причем множеством способов. Даже пример только античной греческой архитектуры показывает многообразие применимых здесь художественных приемов, а точнее - механизмов художественного преобразования информации. В арсенале древних греков были и метафоры (атланты - мужские фигуры, поддерживающие портики подобно тому, как мифический Атлант поддерживает Небо), и поучительные аллегории (кариатиды - фигуры женщин-пленниц, поставленные, как сообщает Витрувий, нести тяжесть крыши, чтобы мужьям было неповадно воевать), и символы (любая колонна, по утверждению все того же Витрувия, есть символическое изображение человека, причем со многими подробностями - пол, возраст, одежда, прическа и так далее).

Говоря вообще, в основе художественной интерпретации архитектурной конструкции лежит соотнесение (алегорическое, метафорическое, символическое и так далее) одной или обеих дейстующих сил конфликта (силы природы и плоды культуры) с человеком или человекоподобной сущностью (например, мифическим персонажем). Для классической архитектуры это либо очевидно, либо легко доказуемо, для других художественных систем подобная интерпретация обычно становится "многоуровневой" (стоит принимать во внимание возможную ограниченность области употребления категории "тектоника"). Например, в древнем Египте колонны символически соотносились не с человеческими фигурами, а с растениями - а растения, в свою очередь, с определенными качествами или состояниями человека. Романтики XIX века разрабатывали концепцию "архитектурного организма" - произведение архитектуры должно быть так же естественно, как, к примеру, дерево; но ведь "дерево" в европейской культуре - вполне определенный, богатый смыслами знак, символ, метафора.


Живописная Архитектоника (худ. Попова Л.)






В Древней Греции внешний облик храма подчеркивал его внутреннее строение.



Теоритическая наука делит тектонику:




  1. Конструктивная – демонстрирует конструктивную структуру здания.

  2. Художественная – пластическая форма отражает принцип работы конструкций.

  3. Атектоника – искажение с помощью декоративных форм несущей способности и напряжения конструктивных элементов.



Русский рубленый дом несет в себе приемы тектонической выразительности


Особое место тектоники в архитектуре положило начало образованию новых тендеций и стилей, взявших за основу конструктивную тектоническую, и даже атектоническую составляющую.

КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и «конструктивизм философский» (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего — в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме.

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ, тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти 20 в., пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах «нового реализма», имитация элементов руин, катастрофических повреждений в некоторых образцах архитектуры постмодернизма, археологизма и стиля «новых диких» могут служить характерными его примерами.


Villa Vision, Дания, деконструктивизм





Башенка, барокко


Петропавловский собор, Санкт-Петербург, барокко.


Элементы барокко своей вычурностью демонстративно искажали истинную пластику форм, делая их атектоническими.






Небоскребы – типичные представители современной архитектоники

Ле Корбюзье, проект монастыря (конструктивизм)




Этот последний грандиозный проект великого мастера стекла и бетона во Франции был построен в 1954-1961 годах, когда братья-доминиканцы решили обосноваться неподалеку от Лиона, исторически сложившегося университетского центра Франции.  

Огромное здание монастыря, поставленное на сваи, кажется подвешенным между небом и землей

 




 

Здание выглядит несколько заброшенным, может быть, потому что на крышах -террасах растет трава, а может - из-за отдаленности жилых мест.




Внутри - тихо и спокойно.
Отделка сдержанная, почти суровая. Разнообразие вносят окрашенные в разные цвета коммуникационные трубы и тяжелые портьеры.

 




 

Помещения просторные и пустынные, лучи света и тени открывают заполненные и пустые, спрятанные или выставленные напоказ простые геометрические формы во всей их красе

 








 




 

Лишь сердце монастря - крипта и алтарь оживлены цветом. Но даже красно-синие цветовые пятна крипты, придающие особую торжественность, не нарушают общего духа сдержанности и аскетизма.

Монастырь состоит из трех уровней.




 




 

Нижний, подвальный, предназначен для жизни коммуны. На этом этаже расположены хозяйственные помещения, столовые, кладовые.






Второй уровень -для интеллектуальной и духовной жизни братьев. Здесь сосредоточены библиотеки, аудитории с выходами во внутренние дворы, залы для занятий.

 




 

Третий этаж, куда доступ посетителям закрыт, отведен под личные кельи монахов.
















Вантовый мост, Красноярск





Театр оперы в Сиднее




Московский Государственный Строительный Университет
Реферат на тему:
“Тектоника в архитектуре”

Студент гр. ПГС III-16

Макаров А. Е.
Преподаватель

Мельникова И. Б.



Москва, 2005 г.





Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет