Пояснительная записка Курс «Наблюдение и эксперимент в биологии»



жүктеу 170.76 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі170.76 Kb.
түріПояснительная записка
: attest
attest -> 38. Аттестация рабочего места водителя погрузчика (автокара дв-1778) по условиям труда
attest -> Примерный перечень вопросов для подготовки к квалификационному экзамену на присвоение квалификационной категории для врачей-детских хирургов
attest -> Қазақстан Республикасының Ішкі істер министрлігі
attest -> График заседания территориальной аттестационной комиссии центрального управления ростехнадзора дата и время аттестации: 30. 04. 2015 Место проведения: Центральное управление Ростехнадзора, г. Калининград, пр-т Победы, 61 Области аттестации: А
attest -> Тематическое планирование спецкурса по информатике «Информационные технологии» Устройство компьютера. 3 часа
attest -> Фио организация
Пояснительная записка
Курс «Наблюдение и эксперимент в биологии» призван показать учащимся практическую значимость приобретенных знаний, умений и навыков, повысить познавательный интерес к предмету. В современных условиях роста социальной и экономической конкуренции новому поколению необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Курс ориентирован на одарённых учащихся. Курс изучается в течение 2-х лет и представлен двумя модулями для обучающихся разного возраста: первый модуль для учащихся 13-15 лет и второй модуль для учащихся 15–17 лет. Это связано с тем, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов и возрастными особенностям развития учащихся. Программа курса включает материал, не содержащийся в базовых программах, и, содержит знания, вызывающие познавательный интерес. Таким образом, её содержание способствует интеллектуальному творческому развитию одарённых учащихся.

Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (частично-поисковых, проектных, исследовательских, интерактивных, проблемного изложения, дискуссионных, игровых и т.д.). Все виды учебной деятельности носят практико-ориентированный характер.

Для реализации данной программы приглашаются преподаватели вузов города - для проведения лекционных и практических занятий, создаются экскурсии в научные лаборатории высшей школы, на предприятия города.



Цель курса: формирование у учащихся ключевых компетенций по отношению к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности посредством освоения ими методов научного познания и развития активной учебно-познавательной деятельности.
Задачи:

– способствовать развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей, инициативы и самостоятельности в учебной деятельности, способности проявлять свои теоретические знания на практике; развитию представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

– изучить этапы становления и развития зарубежной и отечественной биологической науки, основными областями применения биологических знаний;

– приобретение школьниками навыка проведения и планирования эксперимента, опыта общения и сотрудничества с преподавателями Высшей школы;

– приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;

– формирование условий для профессиональной самоориентации учащихся и разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

– пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;

– создать условия для воспитания этической и экологической культуры труда, формирования научно-материалистического мировоззрения учащихся, естественно-научной картины мира.



Основные принципы формирования данной программы:

  • соответствие методологическим принципам современного биологического познания, как системность (иерархичность в живой природе), историзм (эволюционный порядок построения курса), интегратизм (взаимосвязь биологических знаний с фундаментальными данными наук естественно-научного цикла) и др., на основе которых у школьников развивается системное биологическое и экологическое мышление и формируется целостная научная картина мира;

  • научность ( использование материала о научных достижениях зарубежных и отечественных биологов, их гениальных наблюдений и экспериментов);

  • ориентация на особо одарённых учащихся;

  • практическая направленность при проведении экспериментов и наблюдений, выполнении творческих задач;

  • интегративный характер, с углубленным изучением с использованием сведений из естественнонаучных дисциплин (физики, химии, географии, математики), т. к. изучение природы должно проводиться с единой точки зрения, обусловленной существованием естественно – научной картины мира;

  • индивидуальный характер образовательных траекторий, развитие интересов и профориентационных устремлений учащегося;

  • развивающий характер (способствует развитию познавательной самостоятельности, творчества, исследовательских умений и навыков);

  • учёт возрастных особенностей школьников (соответствуют интересам учащихся данного возраста, уровня развития личности);

  • учёт региональных особенностей (опора на знание природных особенностей и природоохранных объектов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры);

  • профессиональная направленность (облегчает процесс выбора учащимися будущей профессии и начальную подготовку к ней);

  • здоровьесберегающий характер, т.е. программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие или необязательность домашних заданий), предполагает широкое использование активных методов обучения.

Основной метод реализации содержания курса - организация самостоятельной активной учебной работы на занятиях: как индивидуальной, так и групповой. Данный курс призван повысить познавательный интерес к предмету, показать школьникам практическую значимость приобретенных знаний, умений и навыков.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

- знание основных принципов построения биологических методов: наблюдения и эксперимента в практической деятельности;

- реализация личностных установок учебной и профессионально- предопределённой деятельности;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

- эстетического и экологически отношения к живым объектам.



Метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, выявлять причинно-следственные связи, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

- умение использовать современные средства для научного наблюдения и эксперимента; наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями; описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты; проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты; проводить измерения с помощью различных приборов; выполнять инструкции по технике безопасности; оформлять результаты учебной задачи.

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные результаты: Познавательная (интеллектуальная) сфера:

- выделение признаков, свойств биологических объектов живых организмов и их процессов жизнедеятельности при выполнении биологической задачи;

- приведение фактических примеров для доказательства эволюционного родства в царствах живой природы; взаимосвязи организма и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний организмов, вызываемых растениями, животными, грибами, бактериям и вирусами и условиями окружающей среды.

- определение принадлежности организма к определённой систематической группе;

- объяснение места и роли организма в природе; родства, общности происхождения и эволюции живых существ;

- овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы

- освоение научных знаний о строении клеток, тканей, органов, систем органов; о единстве строения организма на основе всех систем.

- различение на таблицах и рисунках частей и органоидов клетки, органов и систем органов организма;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

- выявление приспособления организма к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- воспитание положительного отношения к природе, к своему организму; здоровьесберегающей культуры;

- развитие интереса к изучению строения и функций живых систем, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач;

Ценностно-ориентационная сфера:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

- сформированность способности видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений,

- прогнозирование направления научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.

- осознание факторов выбора профессий, связанных с биологией.

Сфера трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил безопасности при работе с биологическими приборами и инструментами.

Сфера физической деятельности:

- применение приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма в учебной проблемной ситуации;

- влияние внешней среды на процессы движения организмов.

Эстетическая сфера:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;

- воспитание положительного отношения к каждому живому организму, как неотъемлемой части живой природы, соблюдение правил экологической культуры в природе.

Учащиеся должны овладеть понятиями: наблюдение, наука, обобщение, анализ, объект исследования, принцип, концепция, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент, моделирование, библиография, биохимия, биофизика, бионика, нанотехнология.

Проверка достижимости результатов обучения:

1.Динамика познавательного интереса, мотивации к предмету фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях, собеседований, при выполнении учебной задачи на каждом занятии и после выполнения каждого вида контролирующих работ

2.Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах продуктивного характера и отслеживании хода работы на элективных занятиях.

3. В качестве внешней экспертизы служат результаты выполнения городских, региональных конкурсных работ, участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее», результаты олимпиады по биологии и экологии.


Список литературы:

  1. Биология. Полный курс. (в 3-х томах) Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский.- М.: ОНИКС 21 век, 2004

  2. Биология: Пособие для подготовительных. отд. мед. институтов / Под общей ред. Н.Е. Ковалева. М.: Высшая школа, 1986.

  3. Зоология позвоночных. В.М Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. М.: Академия, 2000

  4. Пособие по биологии для поступающих в вузы: 2-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др.; Под ред. Н.А. Лемезы. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1997.

  5. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.

  6. Биология. Учебное пособие. И.Э. Алькамо.- М.: «Астрель», 2002

  7. 1600 задач, тестов, проверочных работ по биологии для школьников и поступающих в ВУЗы/ Т.А. Дмитриева и др.- М.: Дрофа, 1999

  8. Ресурсы интернета:

  • WWW.cambridge-hitachi.com

  • http://nrc.edu.ru/est/r4/

  • http://scholar.urc.ac.ru:8002/B_Friend/biology/index.html

  • http://www.darwin.museum.ru/_exposition/

  • http://biology.ru/index.php

  1. Электронные пособия

  • Биология. Закономерности наследования, взаимодействия генов. Интерактивное пособие, 000 «Дрофа», М., 2011

  • Общая биология. Эволюция систем органов. Интерактивное пособие, 000 «Дрофа», М., 2011

  • Энциклопедия живой природы Ханты-Мансийского округа- Югра, Суругут., 2006

  • Электронный атлас для школьника. «Интерактивная линия» 2004

Ботаника 6-7 классы

Зоология 7-8 классы

Анатомия 8-9 классы


  • Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии, М., «Физикон», 2004

  • Биология. Интерактивные творческие задания 7-9 классы. «Новый диск», 2004

  1. Видеоресурсы по темам.


Учебно-тематический план

Модуль 1

№ п\п

Тема

Форма проведения

Количество часов

По плану

По факту

Раздел 1. Зарождение методов научного исследования в области ботаники.

(8 ч.)


1

История открытий в ботанике

Демонстрация опыта, беседа

1




2

Опыты Гука

Демонстрация опыта, беседа, решение биологических задач

1




3

Транспорт веществ у растений

Демонстрация сюжета фильма об открытии клетки. Л. Р. №1 «Микроскопирование растительной клетки»

1




4

Транспорт веществ у растений

Демонстрация опыта, беседа, решение биологических задач

1




5

Опыт Пристли


Демонстрация опыта, беседа, решение биологических задач

1




6

Гелиотропизм у растений

Демонстрация опыта, беседа,

1




7.

Фотосинтез. Доказательство фотосинтеза

эксперимент, решение биологических задач

2




Раздел 2. Наблюдения и эксперименты в ботанике (14 ч.)

8

Цитология растений

эксперимент, решение биологических задач

1




9

Морфология растений

эксперимент, решение биологических задач

2




10

Физиология растений

эксперимент, решение биологических задач

2




11

Определение принадлежности растений к систематическим группам растений

решение биологических задач

1




12

Растения Красной книги России, ХМАО

Работа с текстом

2




Раздел 3. Наблюдения и эксперименты в зоологии (18 ч.)

13

История развития научных представлений о животных

Работа с текстом, беседа

1




14

Наблюдения и эксперименты отечественных учёных

Демонстрация опыта, беседа

2




15

Цитология животных

эксперимент, решение биологических задач

1




16

Морфология животных

эксперимент, решение биологических задач

2




17

Физиология животных,

Опыты И.П. Павлова



эксперимент, решение биологических задач

3




18

Эволюция животных

Наблюдение, решение биологических задач,

2




19

Систематика животных

Наблюдение, решение биологических задач,

3




20

Определение принадлежности животного к систематическим группам животных

Наблюдение, работа с атласом определителем

2




21

Животные Красной книги России, ХМАО

Работа с текстом, иллюстрациями, просмотр видеосюжета,

2




Раздел 4. Наблюдения и эксперименты в биологии человека (15 ч.)

22

Из истории развития анатомии, физиологии и медицины от Гиппократа до Пастера

Демонстрация опытов, беседа

2




23

Из истории развития анатомии, физиологии и медицины XX- XXI века

Демонстрация опытов, беседа

3




24

Наблюдения и эксперименты в цитологии человека,

эксперимент, решение биологических задач

2




25

Морфология человека, опыты при изучении систем органов

эксперимент, решение биологических задач

2




26

Эксперимент как основной метод изучения физиологии человека

эксперимент, решение биологических задач

3




27

Эволюция и систематика человека

Наблюдение, работа с таблицей, решение биологических задач,

3




Раздел 1. Методы научного исследования при изучении процессов жизнедеятельности живых систем

28

П. Ж. Пельтье и Ж. Кавенту 1818 (открытие хлорофилла)

М. С. Цвет 1930 (хроматографический метод)

К. А. Тимирязев 1903

(Спектры поглощения хлорофилла)



Демонстрация опыта, беседа

1




29

Корнелис ван Ниль 1935 (Окислительно-восстановительную сущность фотосинтеза)

А. П. Виноградов 1941 (кислород в фотосинтезе образуется полностью из воды)



Демонстрация опыта, беседа

1




30

Мельвин Кальвин 1947 (цикл ассимилиции СО2)

Ю. С. Карпилов 1960 и М. Д. Хэтч и К. Р. Слэк 1966.



(С4 фотосинтез)

Демонстрация опыта, беседа, решение биологических задач

2




31

Артур Корнберг 1967 (синтез молекулы ДНК)

беседа, решение биологических задач

2




32

Франсуа Жакоб, Андре Мишель Львов, Жак Люсьен Моно 1961 (синтез белка у бактерий)

беседа, решение биологических задач

3




33

П. Медавар, Д.И. Ивановский, Г. Тёмин, Д.Балтимор (наблюдения морфологии и физиологии вирусов)

беседа, решение биологических задач

1




34

Эксперименты в генетике и селекции

Решение задач на кодоминирование, сцепленное наследование, анализ родословных неаллельные взаимодействия, факты популяционной генетики

4




35

Экспериментальное изучение эволюционного процесса

решение биологических задач

2




36

Эксперименты в теории возникновения жизни

решение биологических задач

1




37

Наблюдение и эксперимент в экологии

решение биологических задач

4




Итого:

70 часов







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет