Пояснительная записка Составители: Крупко А. И., учитель русского языка и литературы мбоу гимназия №6, методист гимц ро по русскому языку



бет1/3
Дата17.04.2016
өлшемі0.65 Mb.
түріПояснительная записка
  1   2   3
Сборник материалов для подготовки сочинения на лингвистическую тему ГИА 2013 С2
Пояснительная записка
Составители:
Крупко А.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 6, методист ГИМЦ РО по русскому языку

Евсеева С.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 42

Лоскутова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5

Насадюк Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5

Полевая Г.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 43

Проничева Т. Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 17

Чевелий И. И., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 41

Шакиртова Т.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 44


Сборник составлен на основе действующих УМК по русскому языку: УМК под ред. С.И. Львовой (Мнемозина, 2010), УМК под ред. М. М. Разумовской (Дрофа, 2007), УМК под ред. Т.А. Ладыженской (Просвещение, 2008), УМК под ред. В.В. Бабайцевой (Дрофа, 2008). В сборнике представлены материалы для подготовки к сочинению на лингвистическую тему ГИА 2013 С2.
Сборник материалов содержит высказывания на лингвистические темы, использованные авторами действующих УМК. В виде таблицы систематизирована информация по разделам языкознания, при изучении которых автор УМК предлагает обратиться к цитате, указано место высказывания в учебном комплекте (раздел, упражнение и т.п.), приведены сами высказывания и данные об их авторах.
В пояснительной записке указаны следующие цели и задачи:

  1. Систематизировать материалы высказываний на лингвистические темы, содержащиеся в УМК под редакцией под ред. С.И. Львовой, М. М. Разумовской, Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой.

  2. Показать пути организации систематической работы над сочинением на лингвистическую тему средствами действующих УМК при изучении русского языка в школе второй ступени.

  3. Создать условия для привлечения широкого круга материалов для подготовки к ГИА части С2.

Представленный сборник может быть использован для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Оглавление:

Материалы для подготовки сочинения на лингвистическую тему ГИА 2013 С2 по УМК под ред. С.И. Львовой


  • Львова С.И.Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010

  • Львова С.И.Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010

  • Львова С.И.Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012

  • Львова С.И.Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2011

  • Львова С.И.Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012

  • Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс: Справочные материалы. Приложение к учебнику. – М.: Мнемозина, 2012

Материалы для подготовки сочинения на лингвистическую тему ГИА 2013 С2 по УМК под ред. Т.А. Ладыженской

  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 5 класс. – М., Просвещение, 2008.

  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 6 класс. – М., Просвещение, 2008.

  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 7 класс. – М., Просвещение, 2008.

  • Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 8 класс. – М., Просвещение, 2008.


Материалы для подготовки сочинения на лингвистическую тему ГИА 2013 С2 по УМК под ред. М.М. Разумовской

  • Русский язык: учебник для 7 класса. Под ред. М. М. Разумовской и др. - М., Дрофа, 2007.

  • Русский язык: учебник для 9 класса. Под ред. М. М. Разумовской и др. - М., Дрофа, 2007.

Материалы для подготовки сочинения на лингвистическую тему ГИА 2013 С2 по УМК под ред. В.В. Бабайцевой

  • Русский язык. Теория /5-9 классы/. Русский язык. Практика. Русская речь./9 класс/. УМК под ред. В.В. Бабайцевой. М., 2008

Материалы для подготовки сочинения на лингвистическую тему ГИА 2013 С2 по УМК под ред. С.И. Львовой
Львова С.И.Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010

№ пп

Раздел языкознания

упражнения, страница

Высказывание

Автор

1

Фонетика

Часть 1

эпиграф стр.6



Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.

Н. В. Гоголь

2

Орфоэпия

Часть 1

эпиграф стр.19



Неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехи в языковом общении.

Р. И. Аванесов

3

Графика

Часть 1

Упр. 78


стр. 30

Письмо придает прочность летучему слову, пробуждает пространство и время.

Я. К. Грот

4

эпиграф стр.25

Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания…

Я. К. Грот

5

Морфемика

Часть 1

эпиграф стр.32



Разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как слово построено, но также помогает правильно написать его, чётче и точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда даже проникнуть в святая святых происхождения слова.

Н. М. Шанский

6

Часть 1

Упр.111


стр.40

Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонарь огонёк.

М. А.

Рыбникова



7

Словообразование

Часть 2

Эпиграф


Стр.3

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

М. Горький

8

Лексикология

Часть 1

эпиграф стр.50



Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.

М.В. Ломоносов

9

Часть 2

Эпиграф


Стр.29

Упр.722


Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом.

К.Г. Паустовский

10

Лексикология. Богатство и выразительность речи

Часть 2

Упр.1004


Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь языка отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и сопутствует жизни, развитию техники, науки и искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Более того, в нем таится чудесная возможность обращаться к нашей памяти, воображению, самым разным ощущениям и чувствам, вызывая в нашем представлении живую реальность. Это и делает его драгоценным материалом для поэта.

Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!


С.Я. Маршак

11

Богатство и выразительность речи

Часть 1

эпиграф стр.3



Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н. В. Гоголь

12

Выразительность речи

Часть 1

упр.31


стр.16

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем создании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру снега, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Г.

Паустовский



13

Орфография

Часть 1

эпиграф


стр.66


Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.

Л. В. Щерба

14

Морфология

Часть 1

эпиграф


стр.100


Что бы ни говорили, но грамматика именно учит не чему другому, как правильному употреблению языка, то есть правильно говорить, читать и писать…

В. Г. Белинский

15

Часть 2

Эпиграф


Стр.59

Тот, кто не изучал грамматики, тот не знает законов языка.

С.Я. Маршак

16

Культура речи

Часть 1

эпиграф


стр.113


Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А. Н.Толстой

17

Синтаксис

Часть 1

эпиграф Стр.121



Язык выполняет функцию общения только потому, что в нём формируется и выражается мысль.

Л. Ю. Максимов

18

Пунктуация

Часть 1

эпиграф стр.176



Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский

19

Текстоведение

Часть 1

эпиграф стр.187



Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать её смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течёт, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно.

И. И. Давыдов

Львова С.И.Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010



Название раздела

Эпиграф, № упр., стр.

Высказывание

Автор

1



Грамматика


Ч. 1

Эпиграф, стр. 43



Тот, кто не знает грамматики, не знает законов языка.

С.Я. Маршак

2

Ч. 1

Эпиграф, стр. 123



Грамматика не только учит нас тому, как можно связать слова… но и позволяет нам связывать между собой любые русские слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.


Л.В. Успенский

3

Лексика

Ч. 1

Упр.2, стр.3-4



Слово - великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н. Толстой

4


Грамматика и лексика


Ч. 1

Эпиграф, стр. 3



Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.


А.Н. Толстой

5

Ч. 1

Эпиграф, стр. 79



Человек не создает язык, но открывает его, как открывает новый материк.


Э. Аветян

6

Орфография

Ч. 1

Эпиграф, стр. 11

Упр. 15, стр. 11


Как пишет человек – с ошибками или без них, - характеризует его как личность: правильное письмо – показатель общего развития и общей культуры человека.


М.М. Разумовская


Львова С.И.Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012



Название раздела

Эпиграф, № упр., стр.

Высказывание

Автор

1

Грамматика

Ч. 2

Эпиграф, стр. 73



Грамматика занимается не только тем, что связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде всего для выражения смысла.

И.Г. Милославский

2

Лексика

Лексика

Ч. 1

Эпиграф, стр. 36



Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке.


А. Франс

3


Ч. 1

Эпиграф, стр. 136



Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности.


Г.Я. Солганик

4

Ч. 1

Упр. 2, стр. 3



Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…

К.Д. Ушинский

5

Ч. 1

Упр. 7, стр. 5



Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.

И. Срезневский

6

Ч. 1

Упр. 7, стр. 5



Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове.

К. Ушинский

7

Ч. 1

Упр. 7, стр. 5



Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.

С. Маршак

8

Ч. 1

Упр. 7, стр. 5



Язык все время развивается. Изменения происходят незаметно, но непрерывно.

В. Одинцов

9

Ч. 2

Упр. 566, стр. 40



Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.

М. Горький

10

Ч. 2

Упр. 566, стр. 40



Язык хранит немало элементов, которые современному человеку кажутся непонятными, непривычными, неестественными.

В. Мокиенко

11

Ч. 1

Эпиграф, стр. 2

Упр. 12, стр. 7


На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку.




С.Я. Маршак

12

Ч. 1

Эпиграф, стр. 113



Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь.



Л.И. Скворцов

13

Ч. 2

Эпиграф, стр. 3



Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.

Л.В. Успенский

14

Фонетика, орфоэпия


Ч. 1

Эпиграф, стр. 8



При изучении языков необходимо иметь в виду, что звук и буква далеко не одно и то же.


Я.К. Грот

15

Фонетика,

лексика

Ч. 1

Упр. 32, стр. 13



Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Паустовский

16


Фонетика


Ч. 1

Упр. 32, стр. 13



Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и незаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

К. Паустовский

17

Ч. 1

Упр. 32, стр. 13



Особенности звукового облика русского языка сообщают нашей речи общие черты благозвучности, музыкальности, мягкой тональности, высокой ритмичности – все то, что создает впечатление красоты языка.

С. Обнорский

Львова С.И.Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2011


№ пп

Раздел языкознания

№ упражнения, страница

Высказывание

Автор

1



Лексика

7-8, теория

Не только идеи, понятия, но и картины самые сложные, тончайших оттенков я могу передать словами. Получается так, будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония.

А.Н. Толстой



2

9, упр.14


Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Слово может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слёзы, подарить веру в человека и заронить недоверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души.


По

В.А.


Сухомлинскому

3

11,упр.17


Писатель – это словарь! Словарь народа – это ведь и мышление народа, это его история, его быт и труд. Ибо мысль неотрывна от слова.


А.К. Югов

4

146, упр.313


Самая изменчивая часть языка – словарь. Как хороший барометр откликается он на все изменения жизни.


А. Супрун

5



Пунктуация

34, упр.79


Но что же такое правильная расстановка знаков препинания, как не свидетельство о том, что писавший правильно разобрался в том, что писал?

А. Пешковский



6

34, упр.79


Знаки препинания служат нотами при чтении.


А. Чехов

7

34, упр.79

Изымите всё произведение, если в том произведении вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл.


А. Блок

8



Синтаксис

81, эпиграф

Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств.

Р.А. Будагов


9

83, упр.166



Слова достались нам в наследство от многих поколений предков. Предложения мы придумываем всякий раз заново. В них воплощаются мысли конкретного человека, который по-своему видит мир. Предложение – это индивидуальное достижение человека.


С. Евграфова

10

119, упр.254

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.


В. Белинский

11

Морфология

146, упр.313



Глагол – основа языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.

А. Толстой.


12

146, упр.313

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие.

А. Югов

13

Грамматика

35, эпиграф


Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её.

А.А. Потебня



14

Текстове-

дение

35, вопросы

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

М. Горький


15

Эстетика языка,

связь языка с историей народа,

язык как духовное наследие

3, эпиграф

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое.

К.Д. Ушинский

16

7, эпиграф


В слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа.


Ф. Абрамов

17

6, упр.5


И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. Всё доступно нашему языку… И потому он властен всё выразить, изобразить и передать. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык…


И.А. Ильин

18

36, упр.82

Язык – ко всем знаниям ключ.


Пословица

19

144, упр.307

Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.


Д.Д. Минаев

20

229, упр.459


В сокровищницу родного слова складывают поколения плоды сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, словом, весь след своей духовной жизни.


К. Ушинский

21

229, упр.459


В языке одухотворяется весь народ и вся его родина.


К. Ушинский

22

6, упр.6


Пока жив язык – жива и нация.


В. Распутин

23

6, упр.6


Каждый язык отражает культуру того народа, который на нём говорит.

Л. Щерба

Каталог: www -> to teacher
www -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
www -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
www -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
www -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
www -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
www -> «бекітемін» Курчатов қаласы әкімінің орынбасары Е. Старенкова
www -> Стандартные требования на бесшовные трубы из среднеуглеродистой стали для котлов и пароперегревателей 1
www -> Образец автобиграфия я, Алиева Дилдора Курбановна
to teacher -> Тема: «Тип Кишечнополостные». Выберите один правильный ответ
to teacher -> «Тип Круглые черви»


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет