Православная аскетика (по Зарину)



жүктеу 1.62 Mb.
бет1/21
Дата02.05.2016
өлшемі1.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
: books
books -> -
books -> Білместікпен жасалған көпқұдайшылық (ширк) кешіріледі ме?
books -> Сайтының кітапханасынан иманның алты тірегі
books -> «ТӨрт қАҒида» түсіндірмесі Шейх Солих әл-Фәузан
books -> 8 зертханалық жұмыс Желілік хаттамаларды оқу №1 бөлім Жұмыстың мақсаты
books -> Европа Америка Австралия Литературно-библиографический справочник
books -> 100 великих спортсменов

ПРАВОСЛАВНАЯ АСКЕТИКА (по Зарину).


Оглавление

  • ПОНЯТИЕ ОБ АСКЕТИКЕ

  • АСКЕТИКА, КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ

  • ИСТОЧНИКИ И ИХ ЦЕННОСТЬ

  • ОТНОШЕНИЕ АСКЕТИКИ К ДРУГИМ БОГОСЛОВСКИМ НАУКАМ И СУЩНОСТЬ АСКЕТИЗМА

  • ВОЗРАЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ ПРОТИВ ПРЕДМЕТА АСКЕТИКИ

  • ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

  • 1. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ СПАСЕНИЯ.

  • СЛЕДСТВИЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ

  • 2. СУЩНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ИСКУПИТЕЛЬНОГО ПОДВИГА СПАСИТЕЛЯ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

  • 3. ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

  • 4. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИЧНОГО ПОДВИГА ДЛЯ ХРИСТИАНИНА.

  • 5. ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ СВЯТОСТИ

  • 6. ВЕРА И ДОБРЫЕ ДЕЛА

  • 7. ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • 8. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ «ВОЗДАЯНИЯ

  • 9. «СТРАХ» И «НАДЕЖДА»

  • 10. О ГНЕВЕ БОЖИЕМ

  • 11. О ПРАВДЕ БОЖИЕЙ

  • “ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК”

  • ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

  • “ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ”

  • ПОНЯТИЕ “СТРАСТЕЙ”, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА, РАЗДЕЛЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТРАСТЕЙ

  • РАЗВИТИЕ СТРАСТЕЙ

  • ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

  • СТЕПЕНИ ПОЗНАНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ СОВЕРШЕНСТВ И МОЛИТВА

  • СМИРЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОБРОДЕТЕЛИ

  • СЛОВА БОЖИЕ И МОЛИТВА

  • ДВА ТИПА ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

  • О “НЕНАВИСТИ” К БЛИЖНИМ

  • О “НЕНАВИСТИ” К  МIРУ

  • ПОНИМАНИЕ ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТИ

  • ПОКАЯНИЕ

  • НАЧАЛА АСКЕТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

  • ЗНАЧЕНИЕ УМЕРЕННОСТИ

  • ЗНАЧЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ СТРАДАНИЙ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА



ПРАВОСЛАВНАЯ АСКЕТИКА (по Зарину). 1

Глава: ПОНЯТИЕ ОБ АСКЕТИКЕ 3

Глава: АСКЕТИКА, КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ 4

Глава: ИСТОЧНИКИ И ИХ ЦЕННОСТЬ 5

Глава: ОТНОШЕНИЕ АСКЕТИКИ К ДРУГИМ БОГОСЛОВСКИМ НАУКАМ И СУЩНОСТЬ АСКЕТИЗМА 6

Глава: ВОЗРАЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ ПРОТИВ ПРЕДМЕТА АСКЕТИКИ 6

Глава: ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 8

Глава: 1. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ СПАСЕНИЯ. 8

Глава: СЛЕДСТВИЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ 10

Глава: 2. СУЩНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ИСКУПИТЕЛЬНОГО ПОДВИГА СПАСИТЕЛЯ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА 11

Глава: 3. ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 12

Глава: 4. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИЧНОГО ПОДВИГА ДЛЯ ХРИСТИАНИНА. 14

Глава: 5. ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ СВЯТОСТИ 16

Глава: 6. ВЕРА И ДОБРЫЕ ДЕЛА 18

Глава: 7. ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ 20

Глава: 8. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ «ВОЗДАЯНИЯ 22

Глава: 9. «СТРАХ» И «НАДЕЖДА» 23

Глава: 10. О ГНЕВЕ БОЖИЕМ 24

Глава: 11. О ПРАВДЕ БОЖИЕЙ 25

Глава: “ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК” 27

Глава: ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 28

Глава: “ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ” 29

Глава: ПОНЯТИЕ “СТРАСТЕЙ”, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА, РАЗДЕЛЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТРАСТЕЙ 31

Глава: РАЗВИТИЕ СТРАСТЕЙ 32

Глава: ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 38

Глава: СТЕПЕНИ ПОЗНАНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ СОВЕРШЕНСТВ И МОЛИТВА 39

Глава: СМИРЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОБРОДЕТЕЛИ 40

Глава: СЛОВА БОЖИЕ И МОЛИТВА 41

Глава: ДВА ТИПА ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ 41

Глава: О “НЕНАВИСТИ” К БЛИЖНИМ 42

Глава: О “НЕНАВИСТИ” К  МIРУ 43

Глава: ПОНИМАНИЕ ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТИ 43

Глава: ПОКАЯНИЕ 44

Глава: НАЧАЛА АСКЕТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 44

Глава: ЗНАЧЕНИЕ УМЕРЕННОСТИ 45

Глава: ЗНАЧЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ СТРАДАНИЙ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА 47


Глава: ПОНЯТИЕ ОБ АСКЕТИКЕ


Православная аскетика является богословским предметом, задачей которого состоит раскрытие смысла и содержание христианского подвига. Само слово “аскетика”, “аскетизм” происходит от греческого глагола “аскео”, означающего искусно и со старанием обрабатывать грубый материал, а также заниматься разными упражнениями с целью достижения более совершенного уровня. В древней Греции это слово применяли и при занятиях атлетов физическими упражнениями, когда те готовились к соревнованиям. Весь этот комплекс подготовки атлетов и связанные с этим упражнения греки называли “аскетизмом”.

В философии стоиков (3 в. до Р.Х. – 6 в. Р.Х.) слово “аскезис” приобрело нравственный смысл и употреблялось для выражения занятий в доброделании и нравственных упражнениях с целью освобождения от страстей. В философии Зенона и других стоических философов этот термин занимает важное место, т.к. они в своих произведениях уделяют существенное значение нравственной жизни человека. В их философии упражнение (аскезис) в искусстве в первую очередь подразумевает упражнение в искусстве добродетели. Философия — учительница добродетели. Филон различает добродетель природную и аскетическую, первая дается без всяких трудов, как дар Божий, а аскетическая добродетель приобретается большими усилиями (аскезой), а поэтому аскет временами колеблется в добре, возвращаясь ко злу, и его нельзя считать совершенным, а только совершенствующимся.

В Священном Писании жизнь христианина определяется как борьба, с привлечением всех сил и усилий человека для достижения Царства Божьего. Христос учит: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф.11,12), а так же говорит: “подвизайтесь войти сквозь тесные врата...” (Лк.13,24). Он, говоря о несении креста христианином, прямо указывает на необходимость подвига для верующего на пути ко спасению. И хотя в Священном Писании только раз употребляется слово “аскетизм”, тем не менее жизнь христианина подразумевает деятельное осуществление религиозно-нравственного совершенства путем участия всех телесных и душевных сил человека, через постоянную борьбу человека с различными проявлениями греха, через аскетическую, подвижническую жизнь. В писаниях святых Отцов большее употребление термина получило, как упражнение в добродетели, и под аскетизмом они понимали пути приобретения праведности, благочестия и достижение святости в жизни.

В I-III веках аскетами назывались христиане, которые упражнялись в строгой и воздержанной жизни, оставаясь в обществе. Кто же для этой же цели уединялся в пустынные места, того называли анахоретом. С распространением и развитием монашества аскетизм стал характеризовать монашеский образ жизни, воплотивший в себе начала строгого и последовательно проводимого подвижничества. Таким образом слова "аскетизм", "подвижничество", "монашество" стали синонимами в результате исторически сложившегося положения вещей. Евсевий Кессарийский первый стал употреблять слова “монах” и “аскет” как равнозначные. 15 правило Гангрского собора запрещает оставлять детей под предлогом отшельничества, здесь использовано слово “аскезис”. По сущности же своей слово "аскетизм" имеет более широкий смысл.

Понятие "аскетизм" включает в себя планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства. Аскетизм, не приспособленный и не приводящий к названной цели, в сущности не настоящий, а видимый, кажущийся. Аскетизм, в православном понимании, означает совокупность всех усилий человека, как бы только "техническую" сторону христианского совершенствования, главным же деятелем этого совершенствования является благодать Святого Духа. Аскетизм имеет своею прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию божественной благодати, сделать их послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности спасения и достижения "вечной жизни". По учению святых Отцов Церкви, аскетизм сам по себе, даже взятый во всей совокупности своих проявлений, еще далеко не обнимает и не выражает собою христианского совершенства. По мысли, например, преподобного Иоанна Кассиана, "посты, бдения, нищета, отшельничество, упражнение в Священном Писании, расточение всего имущества не составляют совершенства, но суть только средства к совершенству; не в них состоит цель искусства, но посредством их достигается цель. Напрасно будет упражняться в них тот, кто довольствуется ими, как высшим благом; это значит — иметь орудие для искусства и не знать его цели".

По отношению к термину "аскетизм" важнейшие христианские конфессии — католичество, протестантизм и православие, имеют различия. По католическому учению аскетизм является выполнением, так называемых, "евангельских советов" — нищеты, безбрачия и послушания, но не требуется христианскими заповедями, т.е. аскетизм отождествляется с монашеством, означая выполнение не должного, а сверхдолжного. Протестантизм, отрицая само существование "евангельских советов" в отличие от заповедей, не признает законности монашества, считая его, а равно и аскетизм, явлением, противным самому духу Евангелия.

Православие, признавая духовное совершенство общехристианским требованием, считает аскетизм обязательным для всех, и формы его могут быть различны — в монашестве и в общественно-деятельной жизни, монашество же лишь наиболее приспособлено для занятий человека аскетическими упражнениями. Сергей Зарин, характеризуя аскетические взгляды свят. Феофана, говорит: “по общему смыслу учения преосвященного Феофана, аскетизм, “подвижничество”, имеет смысл очень широкий: он обнимает собой собственно всю сознательно-свободную, напряженную деятельность человека, направленную к усвоению спасения Христова, к достижению богоподобного совершенства, под всегдашним водительством Божественной благодати. Только моментами, отдельными сторонами и необходимыми проявлениями этого ‘подвига’ целой жизни христианина является ‘вера’ и ‘добрые дела’ в их православном понимании и истолковании”



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет