Правовая культура означает многое



Дата28.04.2016
өлшемі117.7 Kb.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОЗНАЧАЕТ МНОГОЕ
Интервью с заведующей кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета КазНУ, доктором юридических наук Алуой Ибраевой.
- Алуа Саламатовна, как Вы пришли в юриспруденцию? Был ли Ваш выбор случайностью или взвешенным решением?

- Я закончила среднюю школу Турар Рыскуловского района Джамбулской области в 1979 году с золотой медалью. Там участвовала во всех общественных мероприятиях, выступала на научных конференциях с докладами на исторические и политические темы. По рекомендации школы была делегирована во Всесоюзный детский лагерь “Артек”. Как активист школьного движения и отличник учебы удостоилась фотографирования возле Красного знамени в Кремле в Москве в 1975 году.

Мой выбор был осознанным, еще в юности для себя решила, что обязательно стану юристом. В то время такая профессия была для многих молодых людей практически недоступна. Юридическое образование в Казахстане можно было получить только в государственных университетах Алма-Аты или Караганды. Конкурс на юридический факультет был очень большой. Принимались в основном молодые люди, имеющие практический стаж работы, либо после армии или члены КПСС.

Мне повезло, благодаря отличной учебе в школе и золотой медали поступила на юридический факультет Казахского государственного университета им. С.М. Кирова в 1979 году, сдав лишь один экзамен. Окончила его также с отличием, затем поступила в аспирантуру. Завершила курс обучения, защитив кандидатскую диссертацию в 1990 году. Научным руководителем кандидатской и докторской диссертаций является академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор Султан Сартаевич Сартаев. Я благодарна судьбе за это.



- Какой теме была посвящена Ваша докторская диссертация? Актуальны ли затрагиваемые в ней вопросы в наше время?

- Я защитила докторскую диссертацию в 2005 году. Тема: “Правовая культура: проблемы теории и практики”. Следует сказать, что этой темой я занималась более десяти лет. Вопрос о том, что в период выхода из кризиса необходима развитая правовая культура, вовсе не является праздным. Современное казахстанское общество испытывает на себе все проблемы, свойственные переходным обществам, в том числе проблемы формирования новой правовой культуры. Не случайно вопрос о повышении правовой культуры активно обсуждается во всех странах постсоветского пространства. Так, например, на Украине, в России, Узбекистане проводились научные конференции, посвященные развитию правовой культуры, приняты специальные нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных органов в этом направлении.

В своем исследовании я рассматриваю проблемы развития правовой культуры общества и личности на современном этапе. В каждой правовой культуре имеются центральные принципы ее организации. В западной организации таковым является право, индивидуализм, в восточной – это нравственность, мораль, и затем только право, преобладание коллективного начала над индивидуальным. Эти принципы сформировались объективно исторически. Основу правовой культуры нашего казахстанского общества должны составлять идеи гуманизма, духовности, нравственности, то, что сегодня в условиях рыночной экономики стало дефицитом. Нелишне вспомнить слова Цицерона: «Право бессильно, если порочны нравы”.

Особенность правовой культуры в том, что она представляет собой не только совокупность духовных правовых ценностей, сложившихся в особых, специфических формах. Это культура поведения в обществе, область взаимоотношения общества, личности и государства. В отличие от правосознания правовая культура не только включает в себя духовные ценности, (правовые взгляды, принципы и т.д.), но и содержит в себе материальную сторону, представленную системой правоохранительных органов и учреждений.

Характерно, что ответ на вопрос о мерах, направленных на повышение правовой культуры обычно связывают с проблемами воспитательного, организационного, образовательного характера. В своем исследовании вопросы правовой культуры я рассматривала не только в традиционном направлении, через призму организаторских действий общества и государства, но и через призму психологических особенностей индивидов, через такие понятия, как менталитет, ментальность, духовность.

В диссертации было раскрыто историческое развитие правовой культуры казахского народа. В традиционном обществе правовая культура была на высоком уровне, а особенностью ее являлась правовая защищенность каждого члена социума посредством института биев. Правовая культура традиционного казахского общества проявлялась в уважительном отношении к личности и отсутствии раболепного поклонения власти, в незакабаленности деспотическими устоями, в свободолюбивом образе жизни. Особое место в традиционной правовой культуре казахов занимали нормы высочайшего уровня гуманизма, в которых проявлялись и большое милосердие, и завидное великодушие. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о возрождении лучших правовых достижений и традиций прошлого в современных правовых реалиях, в том числе возрождение судов биев на местах, обеспечение равной судебной защиты для всех, гуманизация уголовно-правовой политики, обеспечение свободы слова.

В диссертации также рассматривался вопрос о необходимости правовой идеологии. Таковой, по моему мнению, является идея приоритета прав человека в неотрывной связи с его обязанностями, возрождение национальной духовности во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями, осознание неразрывности права и нравственности.

К сожалению, несмотря на проводимые реформы авторитет закона в обществе довольно низок. Налицо пренебрежение к закону, когда обмануть государство считается не зазорным. Такое отношение усиливается произволом со стороны местных исполнительных органов и правоохранительных органов. Сегодня распространено крайне негативное мнение о том, будто умный человек всегда найдет способ обойти закон, если он ему мешает; многие считают, что выжить в современных условиях, не нарушая закон, практически невозможно. В обществе распространены мнения, что закон не соответствует сложившимся потребностям общества, поэтому и незачем ему следовать; законы не имеют большого значения в современном обществе, где действуют другие, неписаные правила поведения; без нарушения закона невозможно добиться реализации своих прав и законных интересов. И как апофеоз в обществе сложилась терпимость к коррупционным проявлениям, в частности взяткам. В диссертации предлагаются пути искоренения правового нигилизма, повышения правовой культуры государственных органов.

- В последние время появилось большое количество кандидатов и докторов “новой волны”. Ваше отношение к уровню их подготовки? Вообще, на что государство должно обратить внимание, чтобы наша наука действительно достигла должного уровня?

- Как известно, процветание нации определяется, главным образом, тремя решающими факторами: освоением новых научных открытий, уровнем образования и науки и овладение персоналом специализированных профессиональных знаний. Образование и наука являются одними из важнейших, культурных институтов сохранения и трансляции накопленного человечеством знания, духовных и нравственных ценностей. Образование населения стало ныне одним из важнейших показателей уровня развития и цивилизации любой страны. По утверждению крупнейшего социолога Питера Дракера, образование - единственный реальный капитал и его развитие есть важное средство создания капитала, а число образованных людей, качество их знаний и их использование самый важный показатель способности страны производить богатство.

Сегодня становится все более очевидным, что именно образованные люди создают и развивают духовные и моральные ценности, так необходимые в любом обществе. За счет образования экономически развитые страны мира (США, Германия, Япония и др.) получают до 40–60 процентов прироста валового национального продукта (ВНП). По подсчетам американских ученых, расходы на подготовку высококвалифицированного специалиста составляют $50-55 тыс., а в потенциальная прибыль от его трудовой деятельности составляет $237 тыс.

За последние 15 лет количество студентов, обучающихся в вузах мира, увеличилось в 1,6 раза. Подобный интерес в образовательном процессе в большей степени характерен для высокоразвитых стран, где около половины молодежи в возрасте от 18 до 23 лет является студентами университетов. Эта тенденция охватывает и многие развивающиеся страны.

По моему мнению, государство должно вкладывать значительные финансовые средства в образование и науку, всемерно поощрять и поддерживать деятельность людей, занимающихся научной и образовательной работой.



- Алуа Саламатовна, как ученый-правовед, как Вы оцениваете ход судебно-правовой реформы, происходящей в нашей стране?

- В этой области сделано немало. Во-первых, создана законодательная база. Основой этой базы являются нормы Конституции 1995 года, нормы конституционного закона 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», конституционно закрепленные принципы независимости, неприкосновенности судей, назначаемость на бессрочной основе, принятие закона о введении суда присяжных заседателей, эффективно реализуемые принципы гуманизации уголовной политики, подлинная состязательность судебного процесса.

Во-вторых, создана стабильная судебно-правовая система, а таже иеются механизмы обеспечения гарантий судейской независимости, внедрены эффективные механизмы отбора судейских кадров, расширены сферы судебной защиты прав и свобод граждан. Суды сегодня более доступны, открыты для граждан, люди стали чаще обращаться в суды.

В-третьих, решены вопросы финансового, материально-технического обеспечения судов, существенно выросла заработная плата судей. Создается эффективная система информатизации деятельности судов, включающая в себя полную автоматизацию и компьютеризацию. Открыта Академия правосудия, в которой действующие судьи повышают свою квалификацию, а выпускники вузов проходят углубленную специализацию для дальнейшей работы в судах.

И все же остаются и немало проблем. Так, например, я придерживаюсь мнения многих казахстанских ученых, предлагающих повысить возрастной и профессиональный ценз для судей. Учитывая, что судья является носителем власти, к нему должны предъявляться особые повышенные требования: наличие не только достаточных теоретических знаний и нравственной безупречности, но и достаточного практического опыта, гражданской зрелости, жизненного опыта, которые обычно приходят с годами. В этой связи обоснованно предложение казахстанских ученых о том, что требования к профессиональному цензу кандидату в судьи должны быть повышены и соответствовать пяти годам для кандидатов в судьи районного суда и семи годам - для кандидатов в судьи вышестоящего суда. При этом для кандидатов в судьи вышестоящих судов возрастной ценз следует увеличить до 35-40 лет.

Также считаю, что следует обращать особое внимание на личностные, нравственные качества кандидатов в судьи. Об этом говорится в многочисленных публикациях в печати. К ним относятся такие качества, как судейская философия, репутация, предшествующие места работы, идеологические взгляды, личные знакомства и привязанности и другие обстоятельства, которые существенным образом могут влиять на его судейскую работу.

Как теоретик права, считаю, что судьи должны широко руководствоваться в своей деятельности такими этическими категориями, как “справедливость”, “гуманизм”, “милосердие”, “целесообразность”, “добросовестность” и т.д. Тем более, что конституционные нормы дают такую возможность судам. При решении дел судьи не просто опираются на закон, а концептуально решают вопросы взаимодействия правовых и этических норм, соотношения “духа” и “буквы” закона. Проблема справедливости закона, одна из самых принципиальных в философии права реально решается через деятельность судей.

Выдающийся казахский ученый прошлого века Чокан Валиханов, рассматривая российскую судебную реформу 1864 года, затронувшую и Казахстан, писал в работе “Записка о судебной реформе”: “...Реформы бывают только тогда удачны, когда они правильны, то есть тогда, когда они основаны на тех неизбежных законах прогресса, при которых только и возможно здоровое развитие общественного организма”.



- Сейчас в нашей республике работают специализированные суды. Специалисты и сами судьи считают, что эти суды нам просто необходимы как для правового государства и отвечают интересам граждан, живущих в нем. А какова Ваша оценка?

- Новые социальные отношения, порожденные условиями рыночной экономики, обусловили развитие специализации судов. Сегодня в Казахстане существуют экономические суды, разрешающие споры в сфере предпринимательской деятельности, суды административной юрисдикции.

Специализированные суды ближе и доступнее гражданам, дела рассматриваются профессиональнее и быстрее, качество разрешения споров на хорошем профессиональном уровне.

Считаю, что сегодня необходимо скорейшее создание ювенальных судов.



- Вы никогда не представляли себя в роли судьи? Каким, на Ваш взгляд, он должен быть, чтобы действительно заслужить уважение и доверие народа?

- Моя жизнь с самого начала была связана с юридической наукой и юридическим образованием. Профессия судьи меня интересовала и интересует только с научной точки зрения.

Показателем правовой культуры народа являются его суды. Судьями везде и во все времена были элитарные люди с высокой культурой, профессионалы с непререкаемым авторитетом, сопряженным с безупречным знанием законов и норм, регулирующих различные правоотношения в жизни.

Во всем цивилизованном мире суды представляют собой воплощение справедливости и милости. Такое представление было и в традиционном казахском обществе. Потому считаю, что такое представление должно быть сформировано и в современном казахстанском обществе.

Сегодня открыты новые страницы нашей бывшей степной истории, где суд биев был на высочайшем уровне. Некоторые решения биев и поныне служат эталоном разрешения споров. Они постоянно обращались к совести тяжущихся лиц. И поэтому дух примирения и поиск компромисса господствовал почти в каждом бийском решении.

Считаю, что современные суды также должны главной целью ставить себе достижение согласия, мира, компромисса и спокойствия в обществе, они должны постоянно изучать общественное мнение относительно выносимых решений.

Говоря, о требованиях к судьям хочу привести слова Ч. Валиханова. “Чтобы приобрести имя бия, нужно было не раз показать пе­ред народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всему и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику”. “Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер”.

Современные судьи должны быть неангажированными, беспристрастными, справедливыми, чтобы их решения не вызывали никаких сомнений и кривотолков. Суды есть показатель зрелости государства, их значение выходит далеко за рамки правовой деятельности. Судьи являются и ораторами, и правоведами, и политиками, и дипломатами, и философами, и педагогами, и психологами. Поэтому прежде чем стать судьями юристы должны знать, что общество к ним предъявляет повышенные требования, и они всегда на виду.

- По некоторым оценкам, в настоящее время среди претендентов на занятие должности судьи преобладают женщины. По-Вашему, это положительная тенденция?

- Сегодня роль женщин значима везде и в среде судей также много женщин. Это положительная тенденция. Именно женщинам, да не обидятся на меня мужчины, в большей мере присущи высокие моральные качества, обостренное чувство справедливости, голос совести и разума.



- В чем заключается женское счастье?

- Женское счастье - это семья, дети, любимая работа.



- Верите ли Вы в приметы?

- Я человек несуеверный. Считаю, что надо надеяться только на себя, работать ежедневно над собой. Если дорогу перейдет черная кошка, в этом ничего страшного нет.

- Ваше отношение к религии?

- Религия необходима, она проводит воспитательную работу с каждой личностью отдельно, формирует у человека нравственные установки, терпимость, доброту, милосердие. Тем самым создает основу для формирования правовой культуры личности. Религия - одна из важнейших форм общественного сознания. Поэтому ее роль переоценить трудно. Относительно отдельной личности религия является его внутренним убеждением.



  • Алуа Саламатовна, спасибо за интервью. Желаем Вам счастья и успехов!


1 Цит. по Жакенова К.А. Негосударственный сектор образования: проблемы и перспективы // Казахстан - 10 лет независимости: итоги, проблемы и перспективы. Алматы: КазАТИСО, 2001. С. 82.

 2 См.: Сулейменова Г., Сейдалина Ж. Судьи как особый класс государственных служащих // Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана. Астана, 2003. С. 229-230.

 3 См.: Воронов В. Компромисс и независимость судебной власти // Правовая реформа в Казахстане. 2000. N15. С. 8-9; Нарикбаев М.С. Суд под каблуком? Пока это так … // Казахстанская правда. 1999, 3 августа.

 4 См.: Валиханов Ч.Ч. Записка о судебной реформе. Алматы: ВПШ “°дiлет”, 1999. С.43, 46.
Ибраева Алуа Саламатовна
Родилась в 1962 году в селе Аккуль Таласского района Жамбылской области.

В 1984 году окончила юридический факультет КазГУ им. аль-Фараби.

В 1990 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: “Правовая культура социалистического общества”.

В 2005 году защитила докторскую диссертацию на тему: “Правовая культура: проблемы теории и практики”.

С 1984 года по настоящее время работает в КазНУ им. аль-Фараби.

С 1997 года является заведующей кафедрой теории и истории государства и права.

Автор более 60 научных трудов, из них две монографии (одна выполнена единолично, другая в составе коллектива авторов), семь учебных пособий на русском и казахском языках, четыре юридических терминологических словаря на русском и казахском языках, более 10 статей в зарубежных изданиях. Научные труды и разработки А.С. Ибраевой постоянно публикуются в ведущих научных журналах России.

В 2005 году А.С. Ибраева удостоена государственного гранта МОН РК “Лучший преподаватель вуза”.
Каталог: site -> supcourt.nsf -> 36b782079737d452c6256d89002456d9 -> c2644d135498e770462571af0012e5b9 -> $FILE
36b782079737d452c6256d89002456d9 -> Құрметтi «Заңгер» журналы! Менiң қолыма кездейсоқ «Қазақстан юстициясына – 80 жыл»
36b782079737d452c6256d89002456d9 -> Мүліктік емес өзіндік құқықтарды және іскерлік беделді қорғау туралы азаматтық істер бойынша сот практикасына шолу
36b782079737d452c6256d89002456d9 -> Қазақстан Республикасының заңдары Азаматтық және саяси құқықтар туралы халықаралық пактіні ратификациялау туралы
36b782079737d452c6256d89002456d9 -> Автокөлік құралдары иелерінің азаматтық-құқықтық жауапкершілігін міндетті сақтандыру шарттарынан туындайтын даулар бойынша сот тәжірибесіне шолу
36b782079737d452c6256d89002456d9 -> Мен мәдениетiне де үлкен залал келтiредi
36b782079737d452c6256d89002456d9 -> Конституции рк – 10 лет
36b782079737d452c6256d89002456d9 -> Ювенальная юстиция
36b782079737d452c6256d89002456d9 -> Қазақстан республикасының 3АҢЫ Қазақстан Республикасының Тәуелсіздік күнін мерекелеуге байланысты рақымшылық жасау туралы
$FILE -> Шетелдiк тәжiрибе


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет