Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Общая нозология



жүктеу 2.21 Mb.
бет1/12
Дата03.05.2016
өлшемі2.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Приложение к части а1
2012 -> Рабочий проект
2012 -> Абиотрофические
2012 -> М. Ж. СҮлейменова күЛӘш байсейітова – танымал опера әншісі, драма актрисасы
2012 -> Сборник 4 Караганда 2014 (574) ббк 26. 89 (5 Каз) к 70 Под редакцией академика нан рк а. М. Газалиева
2012 -> БАҒдарламасы кіру тегін 10 қазан 18. 30
2012 -> С. Д. Шаймұханова сұлтанмахмұт торайғыров
2012 -> Е. Г. Огольцова қҰрманғазы сағырбайұлы – халық музыканты, сазгер, домбырашы
2012 -> ҚР ҰҒА академигі А. М. Ғазалиевтың редакциясымен

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ-1




I.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ.

Цели занятия:

  • Формирование знаний по основным вопросам темы

  • Обучение основным приемам проведения эксперимента, работы с животными, проведения функциональных исследований

  • Формирование навыков работы в группе

  • Изучение нормативных документов по этике доклинических научных исследований

Задачи обучения:

  • Овладеть знаниями по содержанию, структуре, задачам патофизиологии как учебной дисциплины, основным понятиям общей нозологии

  • Самостоятельно воспроизвести модель кинетоза у мышей, наблюдать за проявлением кинетоза, сделать выводы

  • овладеть методикой проведения функционального исследования дыхательной и сердечно-сосудистой систем в пробах с физической нагрузкой Мартине, Генче, Штанге

  • проанализировать и оценить результаты эксперимента по выявлению состояния предболезни

  • научиться использовать основные термины нозологии при решении кроссворда

  • научиться работать в группе (отстаивать свою точку зрения, проявлять качества лидера)

  • ознакомиться с основными положениями Приказа МЗ РК № 442 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.



Основные вопросы темы:

  1. Предмет патологической физиологии. Место и значение патофизиологии в системе высшего медицинского образования, ее связь с другими науками. Основные задачи патологической физиологии.

  2. Методы патологической физиологии. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов. Значение и возможности моделирования патологических процессов и экспериментальной терапии на животных в изучении болезней человека. Ограничения экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления.

  3. Морально-этические аспекты работы с лабораторными животными. Приказ МЗ РК № 442 ««Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.

  4. Основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, предболезнь, типовой патологический процесс, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

  5. Критерии болезни. Основные принципы классификации болезней.

  6. Стадии болезни, их характеристика.

  7. Смерть как исход заболевания. Виды смерти. Стадии умирания, характеристика. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, основные механизмы развития.


Методы обучения:

Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, демонстрация мультимедийной презентации «Этика доклинических исследований», работа в малых группах - блиц-игра, выполнение экспериментов, решение кроссворда



Методы контроля:

Устный опрос, проверка выводов по результатам эксперимента, блиц-игры, решения кроссворда, тестирование



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1. Блиц – игра «Определение правильной последовательности основных этапов патофизиологического эксперимента».

Методика: каждый студент самостоятельно определяет правильную последовательность этапов патофизиологического эксперимента в виде цифр в графе «индивидуальная оценка». После выполнения этого задания студенты включаются в группы по три человека и коллективно обсуждают результаты, приходя к единому мнению, и обозначают правильную последовательность этапов эксперимента в графе «групповая оценка». Затем преподаватель озвучивает правильный ответ. После этого начинается работа над ошибками. Подсчитываются индивидуальные и групповые ошибки.

Этап эксперимента

Индивидуаль-ная оценка

Индивидуаль-ная ошибка

Правильный ответ

Групповая оценка

Групповая ошибка

Определение цели и задач эксперимента
















Составление плана эксперимента
















Статистическая обработка полученных данных
















Выбор адекватной модели и методик исследования
















Анализ результатов исследования и формулировка выводов
















Исследование патологического процесса
















Моделирование патологического процесса
















Экспериментальная терапия
















Создание идеи эксперимента
















Теоретическая подготовка исследователя
















Задание № 2. Получить модель кинетоза у мышей действием ускорения.

Методика: двух белых мышей помещают раздельно в мешочки, которые фиксируются к кольцам центрифуги диаметрально противоположно. Вращают кольцо центрифуги со скоростью 4 оборота в минуту (полный оборот ручки за 2 секунды), время действия ускорения 16 –20 секунд. По окончании вращения животных извлекают из мешочков. Обращают внимание на активность животных, координацию движений. Отмечают скорость исчезновения у животных признаков кинетозов. Делают выводы.
Задание № 3. Изучить реакцию сердечнососудистой системы испытуемого на физическую нагрузку (проба Мартине) с целью выявления состояния предболезни.
Методика: для выполнения практической работы студенты делятся на несколько рабочих групп. В каждой группе должно быть не менее четырех человек:

1 – испытуемый (студент - доброволец),

2 - студент, измеряющий уровень артериального давления,

3 - студент, подсчитывающий пульс у испытуемого,

4 - студент, регистрирующий полученные данные в тетради,

У испытуемого в положении сидя измеряется артериальное давление (АД), на другой руке подсчитывается средняя величина частоты сердечных сокращений за 10 секунд. Для этого сосчитывается частота сердечных сокращений за 10 секунд шесть раз, полученные данные суммируются и делятся на шесть, получая среднюю арифметическую величину.

Далее испытуемый, не снимая манжетки с плеча, делает 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд. Сразу же после нагрузки регистрируют АД и число сердечных сокращений за 10 секунд. Дальнейший подсчет пульса и измерение АД производят каждую минуту после нагрузки (неоднократно) до восстановления показателей к исходным величинам. Полученные данные заносят в таблицу:

Исследуемые показатели


До нагрузки


Сразу после нагрузки



Через каждую минуту после нагрузки

1

2

3

4

5

ЧСС






















АД систолическое






















АД диастолическое






















АД пульсовое





















Критерии оценки пробы:



Анализ частоты сердечных сокращений:

1. Время восстановления пульса после нагрузки составляет 3 – 4 минуты.

2. Прирост частоты пульса после нагрузки составляет 50 – 70%, высчитывается по формуле:

(пульс после нагрузки – исходный пульс) х 100

исходный пульс

Анализ изменения АД

1. Сразу после физической нагрузки обычно систолическое давление повышается на 10-20 мм рт.ст., диастолическое давление снижается на 10-20 мм рт.ст., пульсовое давление увеличивается на 20-40 мм рт.ст.

2. АД восстанавливается после нагрузки через 4-5 минут.

Указанные нормативы имеют место при НОРМОТОНИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ответной реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку, и свойственны здоровым нетренированным людям с нормальным состоянием сердца и сосудов, и достаточными адаптационными возможностями.

Существуют патологические (неадекватные) типы ответной реакции:

1. ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

При этом систолическое давление значительно возрастает – до 180-200 мм рт.ст., диастолическое – не меняется или повышается. Прирост частоты пульса повышен, возврат частоты пульса и АД к исходному происходит через более длительный срок после нагрузки, чем в норме.

Наблюдается у лиц с повышенным АД, атеросклеротическими изменениями сосудов, у спортсменов в период высоких тренировочных нагрузок.

2. ДИСТОНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Систолическое давление после нагрузки резко повышается иногда до 225 мм рт.ст. и выше, а диастолическое давление определяется на нуле – феномен «бесконечного» тона.

3. АСТЕНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Наблюдается при ухудшении функционального состояния сердца. При этом систолическое давление после нагрузки понижается. Прирост частоты пульса в процентах повышен. Возврат частоты сердечных сокращений и уровня АД к исходному состоянию происходит с запаздыванием.



Задание № 4. Изучить реакцию дыхательной системы испытуемых и адаптационные возможности организма на физическую нагрузку.
Методика: испытуемый в положении стоя делает вдох, выдох, снова глубокий вдох, на высоте которого задерживает дыхание (нос зажимается пальцами). По секундомеру отмечается время задержки дыхания (проба Штанге). После минутного отдыха в положении сидя испытуемый делает глубокий вдох, максимальный выдох и задерживает дыхание. Время задержки дыхания на выдохе отмечается по секундомеру (проба Генче).

Далее аналогичные пробы проводятся сразу после физической нагрузки в виде 20 глубоких приседаний за 30 секунд. Полученные данные заносятся в таблицу:




Исследуемые показатели

До нагрузки

Сразу после нагрузки

Проба Штанге







Проба Генче






Оценка проведенных проб производится путем сравнения полученных данных с нормативами:

У здоровых нетренированных людей:

Проба Штанге - 30-40 сек.

Проба Генче - 20-30 сек.

После физической нагрузки продолжительность обеих проб укорачивается на 10-15 сек.

РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА

По вертикали:

2 - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов»

4 - стадия умирания

6 - критерий болезни

8 - наиболее чувствительный к гипоксии отдел головного мозга

10 - ученый, внесший значительный вклад в развитие реаниматологии

12 - один из устойчивых механизмов выздоровления

15 - повторение клинических проявлений болезни

16 - увеличение концентрации ионов водорода

18 – ученый, ожививший изолированное сердце умершего от пневмонии ребенка через 19 часов 30 минут после смерти (1902), ранее проживал в г. Верном

19 – «качественно новое в отличие от здоровья состояние организма, возникающее в ответ на повреждающие воздействия внешней среды и характеризующиеся ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и понижением трудоспособности»

21 – способ введения жидкостей в артерии по направлению к сердцу, предложен Ф.А. Андреевым (1913) с целью оживления организма

23 – мера здоровья

26 – пограничное состояние между здоровьем и болезнью



По горизонтали:

1 – общее учение о болезни

3 - вид смерти

5 – наука об оживлении умирающего организма

7 – вид смерти

9 – исход болезни

11 – один из основателей Казахстанской школы патофизиологов

13 – основной патологический процесс, развивающийся при умирании

14 – исход болезни

17 – первый период инфекционного заболевания

20 – немецкий патологоанатом, создатель клеточной теории патологии

22 – временное исчезновение клинических проявлений болезни

24 – наиболее чувствительная к дефициту кислорода клетка

25 – восстановление кровотока


ЛИТЕРАТУРА:



Основная

  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с.63-89

  2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 4-30.

  3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 1-34.

  4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 3-10, 12-17.

  5. Приказ МЗ РК № 442 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.

  6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 5-22

  7. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 5-24

Дополнительная

7. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 10-31

8. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 11-19.

9. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 9-37.

10. Крыжановкий Г.Н. Патофизиология на рубеже нового столетия // Второй Российский конгресс по патофизиологии. Патофизиология органов и систем. Типовые патологические процессы. Тезисы докладов. М.: 2000, с.6 – 10.

11. Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. - М.: Медицина, 1982 . - 240 с.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

(в скобках дано количество правильных ответов)



1. Патологическая физиология изучает (1)

A) структурные изменения в организме при болезни

B) функции органов и систем здорового человека

C) метаболические процессы в организме человека и животных

D) симптомы болезней

Е) лечение отдельных заболеваний

F) общие закономерности возникновения, развития, течения и исходов болезней

2. Задачи патологической физиологии (4)

A) изучение вопросов общей этиологии и патогенеза

B) формирование врачебного мышления

С) создание теорий и концепций общей патологии

D) разработка методов экспериментальной терапии

Е) изучение особенностей течения болезни у конкретного больного



3. Основной метод исследования в патофизиологии (1)

A) эксперимент на лабораторных животных

B) данные социологических опросов населения

C) клиническое обследование больных

D) статистический анализ заболеваемости и смертности

E) биохимическое исследование крови здоровых людей



4. Укажите принципы работы с лабораторными животными (4)

A) умерщвление животных без наркоза

B) использование специальных методов фиксации животных

C) использование определенного вида лабораторных животных в зависимости от целей исследования

D) эвтаназия (умерщвление гуманным путем)

E) обезболивание при болезненных манипуляциях



5. Обязательным в патофизиологическом эксперименте является (1)

A) моделирование болезней человека у животных

B) изучение функциональных показателей

C) изучение морфологических показателей

D) изучение биохимических показателей

E) изучение клинических проявлений болезни



6. Преимущества эксперимента на животных по сравнению с клиническим наблюдением (5)

  1. изучение начального периода болезни

  2. изучение нелеченных форм болезни

  3. изучение морфологических изменений внутренних органов на любом этапе эксперимента

  4. проведение экспериментальной терапии

  5. изучение роли социальных факторов в происхождении болезни

  6. подбор адекватной группы контроля

7. В эксперименте на животных невозможно изучить (1)

A) начальный период болезни

B) влияние на организм новых лекарственных средств

C) нелеченные формы болезни

D) субъективные признаки болезни

E) влияние условий среды на развитие болезни



8. Факторы, ограничивающие применение экспериментального метода в медицине (4)

A) различия в строении организма животных и человека

B) различия в обменных процессах у животных и человека

C) разная продолжительность жизни человека и животных

D) трудности определения исходного уровня здоровья у экспериментальных животных

E) социальная природа человека



9. Причиной кинетозов является влияние на организм (1)

  1. продолжительного изменяющегося ускорения

  2. невесомости

  3. ионизирующей радиации

  4. низкой температуры

  5. отрицательных эмоций

10. В патогенезе кинетозов имеют значение (4)

A) влияние ускорения на вестибулярный аппарат

B) повышение тонуса парасимпатической нервной системы

C) беспорядочная афферентная импульсация в мозжечок

D) направление вектора перегрузки по отношению к туловищу

E) нарушение взаимодействия анализаторов



11. Болезнь характеризуется (4)

  1. диалектическим единством повреждения и защитно-приспособительных явлений

  2. стадийностью развития

  3. изменением гомеостаза

  4. наличием повреждения при отсутствии защитно-приспособительных явлений

  5. комбинацией нескольких патологических процессов

12. Найти соответствие:

1. Критерии здоровья (4)

2. Критерии болезни (4)


  1. наличие симптомов болезни

  2. действие причины

  3. нарушение адаптации к внешней среде

  4. снижение трудоспособности

  5. способность сохранять гомеостаз

  6. высокая трудоспособность

  7. духовное благополучие

  8. социальное благополучие

13. Найти соответствие:

  1. патологический процесс (3)

  2. патологическая реакция (1)

  3. патологическое состояние (3)

  1. лихорадка

  2. гипоксия

  3. отек

  4. бронхит

  5. глухота

  6. послеоперационный рубец

  7. невус

  8. рефлекс Бейнбриджа

  9. рефлекс Бабинского у взрослых

14. Для предболезни характерно (4)

  1. ограничение адаптационных механизмов при нагрузке

  2. ограничение адаптационных механизмов в покое

  3. неизбежность перехода в болезнь

  4. возможность перехода в состояние здоровья

  5. выявление нагрузочными пробами

  6. отсутствие клинических проявлений

  7. наличие клинических проявлений

15. Найти соответствие

  1. Специфические признаки болезни (2)

  2. Неспецифические признаки болезни (5)

  1. повышение температуры тела

  2. боль

  3. недомогание

  4. потеря аппетита

  5. пятна Бельского – Филатова при кори

  6. твердый шанкр при сифилисе

  7. нарушение сна

16. К устойчивым механизмам выздоровления относятся (3)

  1. лейкоцитоз

  2. гипертрофия органа

  3. нейтрализация ядов белками крови

  4. репаративная регенерация

  5. развитие иммунитета

17. Последовательность этапов умирания:

  1. терминальная пауза

  2. преагония

  3. клиническая смерть

  4. агония

  5. биологическая смерть

18. Продолжительность клинической смерти у взрослого человека в обычных условиях (1)

А) 1 - 2 минуты

В) 3 – 4 минуты, максимум 5 – 6 минут

С) 7 – 8 минут



D) около 10 минут

19. Жизнедеятельность клеток при клинической смерти сохраняется за счет (1)

  1. внешнего дыхания

  2. кровообращения

  3. окислительного фосфорилирования

  4. анаэробного гликолиза

  5. тканевого дыхания

20. В патогенезе постреанимационной болезни имеют значение (5)

  1. гипоксия

  2. негазовый ацидоз

  3. активация пероксидного окисления липидов при реперфузии крови

  4. интоксикация продуктами нарушенного обмена веществ

  5. нарушения электролитного баланса и микроциркуляции

  6. активация антиоксидантных систем


Тестовые задания по оценке правовых компетенций (Приказ МЗ РК № 442 ««Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения)
1. Доклиническое исследование –

  1. комплекс биологических, токсикологических, химических, физических и других экспериментальных научных исследований, проводимых перед внедрением в клиническую практику

  2. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом

  3. новые средства и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний, новые медицинские технологии, кроме лекарственных средств

  4. исследование с участием человека в качестве испытуемого

2. Медико-биологический эксперимент – это

  1. установление закономерностей возникновения различных болезней механизмов их развития, разработка и проверка эффективности новых методов профилактики и лечения;

  2. проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных договором между заказчиком и исследователем

  3. исследование с участием человека в качестве испытуемого,

  4. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом;
    3. Медико-биологический эксперимент выполняет следующие основные функции (4)

  1. выступает средством получения новых научных данных;

  2. является способом выделения общего в серии сходных явлений, обоснования закономерностей, формирования гипотез;

  3. выступает средством проверки гипотез и теорий, критерием их истинности, основой для выдвижения новых гипотез;

  4. является относительным гарантом перед применением новых методов диагностики и лечения болезней в клинической практике.

  5. является абсолютным гарантом применения новых методов диагностики и лечения болезней в клинической практике

  1. Требования, предъявляемые к модели: (4)

  1. аналогия причин и условий, вызывающих болезнь и примененных при ее моделировании;

  2. сходство функциональных и морфологических изменений болезни и ее модели на системном, органном, клеточном и молекулярном уровнях;

  3. сходство в развитии типичных осложнений;

  4. эффективность лечения одними и теми же воздействиями

  5. использование только одного вида животных   

5. Качество проведения доклинических исследований и медико-биологических экспериментов обеспечивают:

  1. ресурсы;

  2. соответствующее управление (ведение протокола, отражающего цели и задачи работы; материалы и методы, используемые для достижения этих целей и др.)

  3. соответствующее планирование параметров исследования;

  4. соответствующая система оформления документации (рабочих журналов с первичными данными, заключительного отчета, архивов);

  5. соответствующая система гарантий качества для обеспечения надежности исследования и обоснованности экспериментальных результатов

6. Медико-биологические эксперименты и доклинические исследования на животных проводятся в соответствии с Госстандартом Республики Казахстан … (вставить название)
   7. Отдел для манипуляций и содержания лабораторных животных может иметь следующие подразделения:

A)… E)…


B)… F)…

C)… G)…


D)…. H)…

8. Главным планом называют систему распределения и планирования ресурсов. Он включает в себя (выбрать правильные ответы):


A) все протоколы исследований;
B) график проведения работ по датам и нагрузку на персонал;
C) сроки завершения работ, включая проверку протоколов и отчетов;
D) описание условий эксплуатации оборудования и корректирующие мероприятия;
E) распределение и четкое обозначение ответственности персонала;
F) утверждение руководителем исследования всех документов, входящих в главный план

9. Валидация - это



  1. Документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

  2. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом

  3. новые средства и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний, новые медицинские технологии, кроме лекарственных средств

  4. исследование с участием человека в качестве испытуемого

  5. установление закономерностей возникновения различных болезней механизмов их развития

10. Информированное согласие – это

  1. Документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

  2. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом

  3. исследование с участием человека в качестве испытуемого

  4. установление закономерностей возникновения различных болезней и механизмов их развития

11. Калибровка - это

  1. Совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученной используемым прибором и соответствующим значением величины, определяемой с помощью эталона.

  2. Документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

  3. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом

  4. исследование с участием человека в качестве испытуемого

  5. установление закономерностей возникновения различных болезней и механизмов их развития

12. Надлежащая лабораторная практика - это :

  1. Стандарт планирования, проведения, мониторинга, аудита, документирования, анализа и представления результатов доклинических (неклинических) исследований, являющийся гарантией достоверности и точности полученных данных.

  2. Совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученной используемым прибором и соответствующим значением величины, определяемой с помощью эталона.

  3. Документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

  4. документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом

13. Рандомизация - это:

  1. Процесс отбора тест-систем методом случайной выборки, позволяющий свести к минимуму систематические ошибки.

  2. Токсическое действие исследуемого материала на органы воспроизводства

  3. Подробные письменные инструкции, обеспечивающие единообразие выполнения определенных функций.

  4. Способность исследуемого материала вызывать пороки развития и отклонения от нормы у плода.

  5. Способность исследуемого материала вызывать гибель плода.
    14. Стандартные операционные процедуры; (СОП) - это:

  1. Процесс отбора тест-систем методом случайной выборки, позволяющий свести к минимуму систематические ошибки.

  2. Токсическое действие исследуемого материала на органы воспроизводства

  3. Подробные письменные инструкции, обеспечивающие единообразие выполнения определенных функций.

  4. Способность исследуемого материала вызывать пороки развития и отклонения от нормы у плода.

  5. Способность исследуемого материала вызывать гибель плода.

15. Тератогенность - это:

  1. Способность исследуемого материала вызывать пороки развития и отклонения от нормы у плода.

  2. Повреждающее действие исследуемого материала на кожные покровы

  3. Мера вредного воздействия на организм подопытного животного при многократном (до 6 месяцев) введении исследуемого материала в терапевтическом диапазоне доз

  4. Мера вредного воздействия на организм плода или новорожденного при однократном или многократном введении исследуемого материала

  5. Способность исследуемого материала вызывать гибель плода.

16. Токсичность подострая – это

  1. Мера вредного воздействия на организм подопытного животного при многократном (до 6 месяцев) введении исследуемого материала в терапевтическом диапазоне доз.

  2. Мера вредного воздействия на организм подопытного животного при многократном (до 12 месяцев) введении исследуемого материала в терапевтическом диапазоне доз.

  3. Мера вредного воздействия на организм подопытного животного при многократном (до 10 месяцев) введении исследуемого материала в терапевтическом диапазоне доз.

17. Токсичность хроническая:

  1. Мера вредного воздействия на организм подопытного животного при многократном (до 6 месяцев) введении исследуемого материала в терапевтическом диапазоне доз.

  2. Мера вредного воздействия на организм подопытного животного при многократном (до 12 месяцев) введении исследуемого материала в терапевтическом диапазоне доз.

  3. Мера вредного воздействия на организм подопытного животного при многократном (до 10 месяцев) введении исследуемого материала в терапевтическом диапазоне доз.

18. Фетотоксичность - это:

  1. Повреждающее действие исследуемого материала на кожные покровы

  2. Мера вредного воздействия на организм подопытного животного при многократном (до 6 месяцев) введении исследуемого материала в терапевтическом диапазоне доз

  3. Способность исследуемого материала вызывать гибель плода

  4. Повреждающее действие исследуемого материала на плод в период становления и развития функций, которые обусловливают адаптацию организма к условиям внешней среды в поздние сроки беременности



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет