Примерная программа дисциплины «История театра» федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности



жүктеу 0.74 Mb.
бет1/4
Дата24.04.2016
өлшемі0.74 Mb.
  1   2   3   4

Министерство образования Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

___________________

___________________


РЕКОМЕНДОВАНО РУКОВОДИТЕЛЬ

Учебно-методическим объединением Департамента содержания

по образованию в области театрального искусства. высшего профессионального

Председатель образования

О.П.Табаков Л.В.Попов

« 11 » декабря 2003 г. « 10 » февраля 2004 г.



Примерная программа дисциплины



«История театра»
федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО

второго поколения по специальности

050400 «Театроведение»

Москва


2003

Примерная программа дисциплины "История театра" федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 050400 «Театроведение»

© Министерство образования Российской Федерации, 2003.

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области театрального искусства, 2003.



I.Организационно-методический раздел

1.Цель курса
Основной целью курса является приобщение студентов-театроведов к истории театрального искусства, как важной области творческой деятельности человека. Освоение этого предмета способствует подготовке специалистов высокого класса, осознающих своё служение театру как участие в создании нового этапа истории сцены.
2.Задача курса

Дать будущему специалисту-театроведу историко-театральные знания, которые послужат исторической и теоретической базой для осмысления мирового театрального процесса. Для формирования общей театральной культуры, выработки личной позиции в отношении к современным театральным поискам и более четкого понимания меры своей ответственности за влияние сценического искусства на духовное развитие общества.



3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Для студентов-театроведов дисциплина «История театра» занимает преимущественное положение в системе освоения ими специальных знаний и является одним из основополагающих профилирующих предметов в процессе овладения профессией.

В цикле общепрофессиональных дисциплин «История театра» находится в прямой взаимосвязи с «Историей литературы».

Лекционный курс «Истории театра» для студентов, осваивающих квалификацию «Театровед», дополняется специальной дисциплиной «Семинар по истории театра».

В рамках национально-регионального (вузовского) компонента целесообразно ввести спецкурсы, раскрывающие отдельные стороны и компоненты историко-театрального процесса (например, «Восточный театр», «История театральной критики», «Источниковедение истории театра» и др.).



4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса «История театра» студент должен:

  • освоить понятийно-категориальный аппарат театроведческой науки, знать историю театра и его современные проблемы, художественные методы, направления, театральные школы в разные периоды;

  • знать классическую и современную драматургию, литературную основу музыкальной драматургии;

  • понимать закономерности развития театрального искусства, его связь с исторической действительностью, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода.

II. Содержание курса1
1.Разделы курса

Введение

Раздел I. Восточный театр.

Раздел II. Античный театр.

Раздел III. Театр эпохи Средневековья.

Раздел IV. Театр эпохи Возрождения.

Раздел V. Театр ХVII в.

Раздел VI. Театр ХVIII в. Эпоха Просвещения.

Раздел VII. Театр ХIХ в.

Раздел VIII. Театр рубежа ХIХ-ХХ вв.

Раздел IX. Театр ХХ в.
2. Темы и краткое содержание
Введение

Объект, предмет и метод театроведческой науки. Театральная жизнь на разных этапах исторического развития, её влияние на духовную сферу человеческой деятельности.

История и теория театра. Отечественные и зарубежные источники по изучению истории театрального искусства. Театроведческие школы: московская и петербургская, их становление, развитие, особенности. Их основные представители: А.К.Дживелегов, Вс.Н.Всеволодский-Гернгросс, А.А.Бахрушин, А.А.Гвоздев, С.С.Мокульский, П.А.Марков, Б.В.Алперс, Б.Н.Асеев, С.С.Данилов, Г.Н.Бояджиев, В.Н.Прокофьев, В.Я.Виленкин, А.З.Юфит и др.

Неравномерность исторического театрального развития. Приоритетное влияние драматургии на театральный процесс в одни эпохи и сценического искусства – в другие. Древнегреческий театр, театр испанского, английского Возрождения, французский театр ХVII века — преимущественно драматургические эпохи. Римский театр, русский и западноевропейский театр Средневековья, итальянский театр Возрождения, ряд национальных театров ХVIII-ХХ веков, Восточный театр и др. — театры, где приоритетным началом часто является сценическое искусство.

Взаимодействие национальных театральных культур. Национальное и интернациональное в театральной культуре каждой страны.

Методология изучения истории мирового театра. Взаимосвязь и взаимовлияние истории и теории театра. Место и значение театральной критики в осмыслении исторического и современного процесса театрального развития



Раздел I. Восточный театр
Тема 1.Своеобразие театра Востока

Традиция как механизм передачи культуры на Востоке. Механизмы передачи культуры: 1.Система ученичества. 2.Передача священных текстов. 3.Канонические сочинения. 4.Ритуалы.


Тема 2. Происхождение театра на Востоке

Мифы о происхождении театра Индии, Китая, Японии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Ритуально-мифологические корни театра. Гипотеза о происхождении драматического театра из кукольного театра. Гипотезы Пишеля и Людерса. Связь кукольного театра с культом предков и шаманскими ритуалами. Традиционное представление в странах Азии об актерах как о подражателях куклам.


Тема 3. Религиозно-философские направления в Индии и театр

Цивилизация Мохенджо Даро и Харрапы. Ведизм. Брахманизм. Буддизм Хинаяны и Михаяны. Индуизм. Древнеиндийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». Ритуальные и фольклорно-зрелищные представления, связанные с религиозно-философскими течениями Индии и оказавшие влияние на становление и развитие её театра.



Тема 4. Религиозно-идеологические системы Китая и театр

Конфуцианство. Даосизм. Буддизм Махаяны. Чань-буддизм. Их влияние на происхождение и развитие театра Китая.


Тема 5. Синтез искусств в традиционной культуре

Миф и ритуал как истоки художественного творчества. Восточный театр как совокупность различных видов художественного творчества — слова, музыки, пения, танца, жеста, пантомимы, скульптурных и графических изображений.


Тема 6. Театр как модель мира в восточной культуре

Космологическая символика восточного театра. Сцена как модель мира. Протосцена в древних цивилизациях. Скиния (иврит), скене (Древняя Греция), мандапа (санскрит, хинди, бирманский). Сохранившиеся элементы протосцены в современных традиционных театрах Азии (Индия, Китай, Тибет, Бирма, некоторые страны юго-восточной Азии).


Тема 7. Театр Индии

Древнеиндийский театральный трактат «Натьяшастра». Санскритская драма. Многообразие форм народного театра. Музыка, изобразительные искусства. Фрески Аджанты. Храмовая живопись и скульптура. Художественный язык индийского танца. Язык жестов — Мудра и язык поз — Карана. Индийский танец и храмовая скульптура (взаимодействие и взаимовлияние). Костюм, маска и грим в индийском театре (взаимосвязь с иконографией). Условность и символ в театре Индии.


Тема 8. Театр Юго-Восточной Азии

Влияние индийской культуры и театра на художественные традиции Юго-Восточной Азии. Театры Таиланда, Камбоджи, Бирмы. Теневые театры Индонезии.


Тема 9. Театр Китая

Воздействие индийской религиозно-философской традиции на культуру и, в частности, на театр Китая. Традиционный театр Сицюй. Пекинская музыкальная драма. Региональные театральные жанры. Оформление театральной сцены. Роль графических изображений на театральной сцене. Древнекитайский философский трактат «Лицзи» — космос, музыка, ритуал. Китайская народная картина — лубок. Театральные мотивы в китайском лубке.


Тема 10. Театр Японии

Придворные и храмовые музыкально-хореографические представления Гагаку. Театр Но. Фарсы Кёгэн. Кукольный театр Дзёрури. Влияние сценической техники и музыкального оформления кукольного театра на формирование театра Кабуки. Китайское культурное воздействие на театр, изобразительное искусство и музыка Японии.



Тема 11. Театр стран Юго-Восточной Азии

Влияние великих цивилизаций Индии и Китая на культуру и театр стран Юго-Восточной Азии. Древнеиндийский эпос («Махабхарата» и «Рамаяна») в художественной культуре стран Юго-Восточной Азии. Живопись, архитектура, скульптура, музыка и их влияние на театр в странах Юго-Восточной Азии.



Бирма: Театр живых актеров и театр марионеток. Деревянное зодчество Бирмы и театр.

Камбоджа и Таиланд: Многообразие театральных форм. Кхон и Лакон. Теневые театры Явы и Бали. Ваянг Кулит и Ваянг Пурво. Театр масок: актер в маске и актер в гриме. Связь современного театра с ритуалом.

Общность художественно-театральных культур стран Юго-Восточной Азии.


Тема 12. «Восток на Западе». Влияние художественно-театральной культуры Востока на современный западный театр и культуру

Традиции восточного театра в эстетике и театральной практике Вс. Мейерхольда. С.Эйзенштейн и художественно-театральная культура Японии и Китая. Влияние восточного театра и восточной культуры на эстетику и театральную практику Г.Крэга. М.Рейнхардт и театр Востока. Театр Востока и А.Арто. Влияние философии дзэн-буддизма на современный театр, живопись, музыку и литературу Запада.



Раздел II. Античный театр
Тема 1. Введение

Общая характеристика античного мира. Основные периоды истории театра Древней Греции: 1) театр эпохи Классики (V-первая половина IV вв. до н.э.), 2) театр эпохи Эллинизма (вторая пол. IV- III вв. до н.э.). Основные периоды истории театра Древнего Рима: 1/театр эпохи Республики (середина III - конец I вв. до н.э.), 2/ театр эпохи Империи (I-V вв. н.э.).

Происхождение театра Древней Греции (рубеж VI-V вв. до н.э.) — итог процессов, идущих, с одной стороны, от охотничьих игр, культа умельцев к религиозно-ритуальным обрядам в честь богини Деметры (элевсинские мистерии) и бога Диониса (Большие или Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линеи Анфестерий), а с другой — в древнегреческой литературе (фольклор, френос, эпос Гомера, Гесиода, лирика — хорическая и монодическая мелика Архилоха, Алкея, Сапфо и др., драматургия).
Тема 2. Театр классической Греции. Драматургия

Драматургия до Эсхила (525-456). Выделение из хора одного исполнителя — актера (Феспид). Эволюция творчества Эсхила — основоположника греческой трагедии в её установившихся формах. Введение Эсхилом второго актера. Мифологические сюжеты и характер их осмысления в трагедиях Эсхила. Трилогии Эсхила — драматургическая форма театральных представлений в древнегреческом театре. Анализ пьес Эсхила.



Софокл (496-406) и его творчество. Введение Софоклом третьего актера. Религиозно-нравственные воззрения Софокла. Его отношение к философии софистов. Защита традиционной полисной религии и морали в творчестве Софокла. Анализ его пьес.

Еврипид (ок. 480-406) и современная ему философия. Критика мифологического сознания в трагедиях Еврипида. Анализ пьес Еврипида.

Аристофан (ок.446-385). Эволюция и яркая тенденциозность его творчества, отражающего мысли и чаяния мелких аттических землевладельцев. Анализ комедий Аристофана.

Тема 3. «Поэтика» Аристотеля и сценическое искусство древнегреческого театра

Аристотель (384-322) — автор первого дошедшего до нас трактата о теории поэтического искусства. Учение Аристотеля о трагедии и о её составных элементах. Теория катарсиса.

Формы организации и проведения древнегреческого театрального представления —состязания. Древнегреческая театральная архитектура, оформление, музыка, актерское искусство.


Тема 4. Театр эпохи эллинизма

Вступление Македонии на историческую арену и потеря Грецией политической самостоятельности (338 г. до н.э.). Создание империи Александра Македонского и распад её. Образование эллинистических монархий.

Новая аттическая комедия Менандра (ок.343- ок.291 до н.э.). Темы и проблематика новой аттической комедии. Роль музыки в новой аттической комедии. Анализ пьес Менандра.

Сценическое искусство, сценическая техника эллинистического театра.


Тема 5 Римский театр эпохи Республики (середина III — конец I веков до н.э.)

Римское общество и его отличие от греческого. Краткий обзор исторического состояния римского общества эпохи Республики. Истоки римского театра. Сатуры. Ателлана и её маски. Первые римские драматурги: Ливий Андроник (ум. ок. 204 г. до н.э.),Гней Невий (ок. 280-201 гг. до н.э.), Квинт Энний (239-169 гг. до н.э.).Драматургические жанры: трагедия на мифологический сюжет, трагедия на исторический сюжет (претекста); комедия — на римский сюжет (тогата), на греческий сюжет (паллиата). Прием контаминации.



Драматургия Тита Маккция Плавта (ок.254-184 до н. э.). Отражение римской действительности. Введение черт римской жизни в греческую комедию. Анализ основных комедий.

Драматургия Публия Теренция Афра (ок. 185-159). Проблематика пьес Теренция. Анализ его комедий.

Театр и актеры эпохи Римской Республики.
Тема 6. Театр эпохи Римской Империи

Общая характеристика эпохи и театра императорского Рима. Постепенное исчезновение из репертуара серьезной драмы-трагедии, паллиаты и тогаты. «Наука о поэзии» Горация. Трагедии Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.). Основные жанры театра эпохи Римской Империи — пантомима, перриха и др.



Раздел III. Театр эпохи Средневековья
Тема 1. Введение

Этапы становления феодального общества: раннее (V-ХI вв.) и зрелое (XII-ХVI вв.) средневековье. Проблема средневековой культуры в современной исторической науке и искусствознании.


Тема 2. Театр эпохи Средневековья

Народные истоки средневекового театра. Гистрионы. Становление и развитие светского театра — фарса, соти, моралите. Эволюция религиозной драмы и театра от литургической драмы (IХ-ХII вв.) к мистерии (ХIIIв.). Развитие миракля, мистерии, моралите.


Тема 3. Театральные элементы в русской народной культуре

Древнеславянский обряд, его смысл и функции. Трансформация обряда в игрище, игру-представление. “Проводы Масленицы”, “Кострома”, “Игумен”  сочетание обрядовых и театральных элементов. Скоморохи. Гипотезы о происхождении скоморохов. Отношение светской и церковной властей к скоморошеству. Участие скоморохов в литургической драме. Указ царя Алексея Михайловича о запрещении скоморошества (1648 г.). Устная народная драма. Ее сюжеты, жанры и художественные особенности. “Барин”, “Лодка”, “Царь Максимилиан”, “Комедия о Петрушке” - характер и специфика исполнения.



Раздел IV. Театр эпохи Возрождения
Тема 1. Введение

Формирование светской гуманистической культуры на основе нового ренессансного мировоззрения. Литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка эпохи Возрождения. Гармоническая концепция мира и человека в искусстве и литературе Высокого Возрождения.


Тема 2. Итальянский театр

Ренессансный театр Италии. Его особенность. Анджело Полициано (1454-—1494), Ученый театр (Commedia erudita). Драматургия Лодовико Ариосто (1474-1533), Никколо Макьявелли 1469-1527), Пьетро Аретино (1492-1556). Джан Джорджо Триссино (1478-1550), Торквато Тассо (1544-1595) .Театральное здание и сцена. Становление и развитие во Флоренции новой музыкальной драмы.



Комедия дель арте (Commedia dellarte) и развитие актерского искусства.
Тема 3. Испанский театр

Реконкиста и её роль в формировании духовной жизни Испании. Некоторые другие исторические предпосылки, оказавшие влияние на становление и развитие испанского театра. Периодизация испанского театра эпохи Возрождения. Драматурги Хуан дель Энсина (1469-1534), Лопе де Руэда (1510-1565), Мигель Сервантес Сааведра (1547-1616), Лопе де Вега (1562-1632), Тирсо де Молина (1583-1648), Педро Кальдерон де ля Барка (1600-1681). Театр и актерское искусство.


Тема 4. Английский театр

Исторические условия развития. Философия. Литература. Искусство. Музыка. Расцвет английской культуры XVI в. Драматургия. Джон Лили (ок.1554-1606). Роберт Грин (1558-1592). Томас Кид (1552-1592). Кристофер Марло (1564-1593). Периодизация и характеристика творчества Уильяма Шекспира (1564-1616). Исторические хроники, комедии, трагедии У.Шекспира. Драматургия Бен Джонсона (1573-1637), Фрэнсиса Бомонта (1584-1616) и Джона Флетчера (1579-1625). Театр и актерское искусство. Творчество Р.Бёрбеджа.



Раздел V. Театр XVII в.
Тема 1. Театр Франции ХVII века

Становление абсолютной централизованной монархии во Франции и её влияние на возникновение и развитие французского классицизма. Формирование французского профессионального театра. Драматургия Пьера Корнеля (1606-1884), Жана Расина (1639-!699), Мольера (Жан-Батист Поклен,1623-1673). Анализ драматургических форм, жанрового построения, структуры, особенностей классицистического художественного метода, идейно-художественного содержания. Связь французской классицистической трагедии с итальянской музыкальной драмой ХVII века: единство интонационности как основного средства сценической выразительности. Влияние классицистической трагедии на формирование французской национальной оперы — лирической трагедии. Жан-Батист Люлли (1632-1687). Основание в Париже оперного театра “Королевская академия музыки”(1669). С 1671 года — “Королевская академия музыки и танца”. Театр и актерское искусство. Создание в Париже в 1680 году драматического театра “Театр Франсе” (Комеди Франсез).


Тема 2. Немецкий театр ХVI-ХVII вв.

Историческая обстановка в Германии в ХVI-ХVII веках. Реформация. Драматургия Ганса Сакса (1494-1576). Деятельность Иоганна Фельтена (1640-1692). Театр и актерское искусство.


Тема 3. Создание театра при дворе Алексея Михайловича

Исторические предпосылки возникновения придворного театра. Развлечения и зрелища при дворе. Потешные палаты. Знакомство с западноевропейской театральной культурой по донесениям русских посланников. Неудачные попытки приглашения иностранных трупп. Роль Посольского приказа и его главы  А.С.Матвеева в создании придворного театра. Строительство “Комедийной хоромины” в селе Преображенском. Деятельность И.-Г. Грегори  автора и постановщика “Артаксерксова действа” (1672 г.). Сведения о первом представлении “Артаксерксова действа”. Репертуар придворного театра. Библейские, “исторические” и мифологические сюжеты. Жанры. Деятельность С.Чижинского. Указ об обучении русских актеров.


Тема 4. Школьный театр в России

Западноевропейский школьный театр и пути его проникновения в Россию. Школьный театр при Киево-могилянской духовной академии. Драматургия Симеона Полоцкого (1629-1680). Театр Славяно-греко-латинской академии и Хирургической школы. Светские сюжеты драматургии, их актуальность. Система аллегорий. Интермедии. Постановочные приемы. Трагедо-комедия “Владимир” (1705) Феофана Прокоповича (1681-1736) и его теория школьного театра. Распространение школьного театра в России. Его значение.




Раздел VI. Театр XVIII в. Эпоха Просвещения
Тема 1. Введение в историю театра эпохи Просвещения

Особенности исторического процесса в ХVIII в. Основные идеи Просвещения и их развитие в разных странах. Этапы эволюции просветительского искусства. Просветительский классицизм. Просветительский реализм. Сентиментализм как выражение интереса к душевной жизни человека.



Тема 2. Английский театр

Исторические особенности. Период Реставрации. Драматургия: Уильям Уичерли (1640-1716), Уильям Конгрив (1670-1729), Джон Ванбру (1664-1726), Джордж Фаркер (1678-1707). Создание английской национальной оперы. Генри Пёрселл (1659-1695). «Славная» революция 1688 года. Развитие сентиментальной дидактической комедии (Ричард Стил,1672-1729) и буржуазной драмы (Джордж Лилло) и Эдвард Мур (1712-1757). Демократическое движение в театре. Драматургия: Джон Гей (1685-1732), Генри Филдинг (1707-1754), Оливер Голдсмит (1728-1816), Ричард Шеридан (1751-1816). Театр и актерское искусство: Томас Беттертон (1635-1710), Джемс Куин (1693-1766), Чарлз Маклин (1699-1797). Великий актер эпохи Просвещения Дэвид Гаррик (1717-1779).


Тема 3. Французский театр

Исторические условия. Ранний этап французского Просвещения (Лесаж, Вольтер, Монтескьё). Зрелый период французского Просвещения (Дидро, Руссо, Бомарше). Драматургия. Просветительская трагедия: Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ, 1694-1778). Влияние Вольтера на развитие французского жанра оперы — лирической трагедии в ХVIII веке (творчество Жана Филиппа Рамо,1683-1764). Эволюция французской комедии: Жан Франсуа Реньяр (1655-1709), Ален Рене Лесаж (1668-1747), Филипп Нерико Детуш (1680-1754),Пьер де Мариво (1688-1763). «Слезные комедии» Нивеля де Лашоссе (1691-1754). Дени Дидро (1713-1784) — теоретик и практик театра. «Мещанская драма» Мишеля Жана Седена (1719-1797). Роль Седена в развитии «опера-комик». Луи Себастьян Мерсье (1740-1814) — теоретик и практик театра. Французская «опера комик». Творчество Бомарше (Пьер Огюстен Карон, 1732-1799). Театр и актерское искусство Франции ХVIII века. Великие актеры эпохи Адриенна Лекуврёр (1692-1730), Мари Дюмениль (1713-1803), Ипполита Клерон (Клэр Жозеф Ипполит Лерис де Латюд,1723-1803), Анри Луи Лекен (1729-1778).


Тема 4. Итальянский театр

Исторические условия развития. Пьетро Метастазио (1698-1782) — реформатор музыкального театра, создатель «оперы-сериа». Его роль в развитии трагического театра в Италии. Реформа комедии. Карло Гольдони (1707-1793). Реформа Гольдони и итальянская «опера буффа» (комическая опера). Реформы и драматургия Карло Гоцци (1720-1806). Трагедии Витторио Альфьери (1749-1803). Неаполитанская оперная школа ХVIII века. Театр и актерское искусство.


Тема 5. Немецкий театр

Реформы Йоганна Готшеда (1700-1766) и Каролины Нейбер (1692-1760). Теория и практика Готгольда-Эфраима Лессинга (1729-1781). Движение «Бури и натиска». Драматургия и театральная деятельность Иоганна-Вольфганга Гёте (1749-1832) и Фридриха Шиллера (1759-1805). Театр и актерское искусство. Крупнейшие актеры эпохи: Конрад Экгоф (1720-1778), Конрад Аккерман (1710-1771), Фридрих-Людвиг Шрёдер (1744-1816).


Тема 6. Датский театр

Исторические условия развития. Драматургия Людвига Хольберга (1684-1754). Театр и актерское искусство.


Тема 7. Театр Северо-Американских соединенных штатов

Исторические условия развития. Первые опыты создания национального американского театра.



Тема 8. Театр городского населения в России на рубеже XVII- XVIII вв.

Организация театральных представлений людьми разных чинов и званий. Сочетание элементов школьного театра и фольклора. Репертуар, преобладание в нем авантюрных сюжетов, заимствованных из лубочной литературы. Композиционные особенности драматургии. Постановочные приемы и характер исполнения пьес в театре “охочих комедиантов”. Его значение для развития театральной культуры в России.


Тема 9. Развитие театральной культуры в России в первой половине XVIII в.

Знакомство с западноевропейскими театральными традициями. Деятельность немецкой труппы И.-Х. Кунста – О. Фюрста в Москве (1702-1706). Представления компании И. Эккенберга (1719, 1723-1724), французской ярмарочной труппы (1727) в Петербурге. Итальянская опера, балет (с 1731 г.), комедия дель арте (1733-1735) при дворе Анны Иоанновны. Гастроли труппы К. Нейбер (1741 г.). Открытие танцевальной и музыкальной школ. Материалы о театре в “Санкт-Петербургских ведомостях”.


Тема 10. Формирование драматургии классицизма

Западноевропейский и русский классицизм. Влияние просветительского классицизма на А.П. Сумарокова (1717-1777). “Эпистола о стихотворстве” (1747). Драматургия Сумарокова, ее жанровые доминанты. Ранние трагедии: “Хорев” (1747), “Гамлет” (1748), “Синав и Трувор” (1750) – идейная проблематика, художественные особенности, отзывы современников. Усиление политической аллюзионности, усложнение структуры, использование новых выразительных средств в поздних трагедиях: “Вышеслав” (1768), “Димитрий Самозванец” (1770), “Мстислав” (1774). А.П. Сумароков и трагедии В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Комедии Сумарокова. Эволюция художественных приемов. Представления пьес Сумарокова кадетами Сухопутного шляхетного корпуса. Значение деятельности Сумарокова для возникновения национального театра.


Тема 11. Создание русского национального театра

Предпосылки создания профессионального национального театра. Биографические сведения о Ф.Г. Волкове. Организация труппы “охочих комедиантов” в Ярославле (1750). Сведения о репертуаре, строительстве театрального помещения. Указ о доставке ярославской труппы в Петербург (1752). Формирование в Сухопутном шляхетном корпусе ядра будущей профессиональной труппы. Указ об учреждении российского публичного театра под дирекцией А.П.Сумарокова (1756). Ф.Г. Волков – театральный деятель, актер, постановщик. Положение театра в первые годы существования.


Тема 12.Основные тенденции развития российского театра

                последней трети XVIII в.

Создание публичного театра при Московском университете. Появление частных театров в Москве и Петербурге. Строительство театральных помещений для придворных спектаклей. Крепостные театры. Становление и развитие музыкального театра в России в XVIII веке.

Тема 13. Русская комедия XVIII в.

Теоретические взгляды и драматургия В.И. Лукина (1737-1794). Переложение “на русские нравы” иностранных пьес. Творчество Екатерины II (1729-1796). Сатирическая комедия в «улыбательном» тоне. Сочетание патетических и комических элементов, создание “фона” второстепенных персонажей. Драматургия Д.И. Фонвизина (1745-1792). Начало творческого пути: перевод трагедии Вольтера “Альзира, или Американцы” (1762). Комедия “Корион” (1764). Влияние театральных идей В.И. Лукина. “Ранний “Недоросль” и просветительская тема воспитания. Приемы создания бытовой атмосферы. “Бригадир” (1769) и “Недоросль” (1781). Замысел и воплощение. Образы комедий, их типажность. Особенности конфликта. Постановки “Недоросля” в Петербурге (1782) и Москве (1783).


Тема 14. Русская политическая трагедия XVIII в.

Усиление политической проблематики в драматургии конца XVIII в. Антитираническая направленность трагедий “Сорена и Замир” (1784) Н.П. Николева (1758-1815), “Владимир и Ярополк” (1772), “Росслав” (1783) Я.Б. Княжнина (1740-1791). Драматургическая полемика Княжнина с Екатериной II в трагедии “Вадим Новгородский” (1789). Сатирическое изображение института государственного судопроизводства в комедии В.В. Капниста (1757-1823) “Ябеда” (1796).


Тема 15. Русская комическая опера XVIII в.

Художественные средства комической оперы как сценического жанра. Обращение к фольклору и народной песне как основе драматургического произведения, сочетающего “острое от эпиграммы” и “нечто от оды”. “Анюта” (1772) М.И. Попова (1741-1790). Руссоистские мотивы. Особенности конфликта. Новые темы и герои. Комические оперы А.О. Аблесимова (1742-1783), Н.П. Николева, М.А. Матинского (1750 - ок. 1820), Я.Б.Княжнина. Екатерины II. Значение комической оперы для развития актерского искусства.


Тема 16. Сентиментальная драма рубежа XVIII-XIX вв.

Сентиментализм как литературное направление. “Бедная Лиза” (1795) Н.М. Карамзина. Отражение сентименталистских тенденций в драматургии П.А. Плавильщикова (1760-1812) и Н.И. Ильина (1777-1823). Драматургия А. Коцебу в репертуаре русского театра. Драматургические приемы и средства сценической выразительности.


Тема 17. Театральное искусство конца XVIII - начала XIX вв.

Основные направления развития национального актерского искусства. Каноны классицизма и требование новых подходов, предъявляемое развитием драматургии. Творчество И.А. Дмитревского (1734-1821), Я.Д. Шумского (?-1812), П.А. Плавильщикова (1760-1812), Я.Е. Шушерина (1753-1813). Тип спектакля. Решение сценического пространства и создание сценической атмосферы в декорационном оформлении П.Г. Гонзаго (1751-1831). Архитектура театральных зданий.



Раздел VII. Театр XIX в.
Тема 1. Введение

Общая характеристика исторического периода 1789-1870 годов. Художественные направления. Становление и развитие романтизма в драматургии и сценическом искусстве. Элементы реализма в театре этого времени. Новые художественные тенденции в драматургии и театре 50-60-х годов ХIХ века.


Тема 2. Французский театр

Исторические условия развития Драматургия и театр эпохи Французской революции 1789-1794 годов. Драматургия Мари-Жозефа Шенье (1764-1811). Возникновение водевиля. Деятельность Комеди Франсез в годы Революции. Творчество Франсуа Жозефа Тальма (1763-1826). Драматургия, театр и сценическое искусство 1820-1860-ых годов. Анализ пьес ниже перечисленных авторов в соответствии с теми художественными направлениями и жанровыми особенностями, к которым они относятся: Проспера Мериме (1803-1870), Виктора Дюканжа (1783-1833), Виктора Гюго (1802-1885), Александра Дюма-отца (1802-1870), Альфреда де Виньи (1797-1863), Альфреда де Мюссе (1810-1857), Эжена Скриба (1791-1861), Феликса Пиа (1810-1889), Оноре де Бальзака (1799-1850), Эмиля Ожье (1820-1889), Викторьена Сарду (1831-1908), Александра Дюма-сына (1824-1895), Эжена Лабиша (1815-1888).

Театр и актерское искусство. Крупнейшие актеры эпохи: Марс (Анна Франсуаз Ипполит Буте, 1770-1847), Жорж (Маргерит Жозефин Веймер, 1787-1867),Пьер Бокаж (1799-1862), Мари Дорваль (1798-1849), Фредерик-Леметр (Антуан Луи Проспер Леметр,1800-1870), Рашель (Элиза Рашель Феликс, 1821-1858).

Музыкальный театр Франции этого периода. Оперные драматурги и композиторы: Даниель Франсуа Обер (1782-1871), Джакомо Мейербер (1791-1862), Фроманталь Жак Галеви (1799-1862). Становление (в середине ХIХ в.) и развитие жанра опера-лирик (лирической оперы). Творчество Шарля Гуно (1818-1893), Амбруаза Тома (1811-1896), Лео Делиба (1836-1891). Вершина оперного жанра этого времени — Жорж Бизе (1838-1875). Возникновение и развитие французской оперетты (творчество Жака Оффенбаха, 1819-1880).


Тема 3. Английский театр

Исторические обстановка. Возникновение и развитие романтизма в Англии. Драматургия: Джордж Гордон Байрон (1788-1824), Перси Биши Шелли (1792-1822). Утверждение мелодрамы как ведущего жанра в репертуаре английских театров. Драматургия середины ХIХ века: Томас Робертсон (1829-1871). Его пьеса «Каста» (1867).

Театр и актерское искусство. Театры «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден». Малые театры Лондона. Крупнейшие актеры и театральные деятели этого периода: Сара Сиддонс (1755-1831), Джон Кембл (1757-1823), Эдмунд Кин (1789-1833), Уильям Гарольд Макриди (1793-1873), Элиза Вестрис (1797-1856), Сэмюэл Фелпс (1804-1878), Сквайр Бенкрофт (1841-1926) и Мери Уилтон-Бенкрофт (1839-1921).
Тема 4. Немецкий театр

Исторические обстановка. Три этапа развития немецкого романтизма: первый этап —1790-е годы, второй — 1800-1806 годы, третий — 1806-1815 годы. После 1820-х годов в немецком театре начинает преобладать реалистический элемент. Крупнейшие драматурги и теоретики театра периода 1790-1870-х годов: Иоганн Людвик Тик (1773-1853), Цахариас Вернер (1768-1823), Генрих фон Клейст (1777-1811), Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822), Герг Бюхнер (1813-1837), Карл Гуцков (1811-1878), Фридрих Геббель (1813-1863).

Театр и актерское искусство. Крупнейшие актеры немецкого романтизма: Иоганн Фридрих Флекк (1757-1801), Людвик Девриент (1784-1832). Развитие немецкой режиссуры и утверждение реалистических элементов в актерском творчестве: Иоганн Людвик Тик (1773-1753), Карл Иммерман (1796-1840), Франц Дингельштедт (1814-1881), Эдуард Девриент (1801-1877), Карл Зейдельман (1793-1843), Эмиль Девриент (1803-1872), Фридрих Гаазе (1825-1911). Немецкий музыкальный театр. Общая характеристика. Романтизм в музыкальном театре. Гофман и его роль в создании немецкой романтической оперы. Оперная деятельность Карла Мариа фон Вебера (1786-1826). Оперная реформа и оперные создания Рихарда Вагнера (1813-1883).
Тема 5. Австрийский театр

Исторические условия развития. Драматургия: Франц Грильпарцер (1791-1872) — представитель австрийского романтизма. Народные традиции в венских театрах предместий: Фердинанд Раймунд (1790-1836), Иоганн Нестрой (1801- 1862).

Театр и актерское искусство. Ведущие актеры этого периода: Софи Шрёдер (1781-1868), Шарлотта Вольтер (1833-1897), Адольф фон Зонненталь (1834-1909), Иосиф Левинский (1835-1907). Режиссура Генриха Лаубе (1806-1884).

Музыкальный театр Австрии.


Тема 6. Итальянский театр

Исторические условия развития. Эпоха Рисорджименто. Драматурги: Сильвио Пеллико (1789-1854), Алессандро Мандзони (1785-1873), Джованни Баттиста Никколини (1782-1861), Паоло Джакометти (1816-1882), Паолло Феррари (1822-1889).

Театр и актерское искусство. Театральные деятели и актеры «большого стиля»: Густаво Модена (1803-1861), Аделаида Ристори (1822-1906), Эрнесто Росси (1827-1896), Томмазо Сальвини (1829-1915).

Музыкальный театр Италии эпохи Рисорджименто. Деятельность Джоаккино Россини (1792-1868), Винченцо Беллини (1801-1835), Гаэтано Доницетти (1797-1848), Джузеппе Верди (1813-1901.)


Тема 7. Испанский театр

Исторические условия развития. Драматургия:Франсиско Мартинес де ла Рос (1787-1862), Мариано Хосе де Ларра (1809-1837), Анхель де Сааведра (герцог де Ривас, 1791-1865), Антонио Гарсиа Гутьеррес (1813-1884), Хосе Соррилья-и-Мораль (1817-1893).

Театр и актерское искусство.
Тема.8. Русский театр первой четверти XIX в.

Основные тенденции развития драматургии. Русская трагедия. Драматургия В.А.Озерова (1769-1816). Трагедии П.А. Катенина (1792-1853), В.К. Кюхельбекера (1797-1846). М.В. Крюковского (1781-1811), А.Н. Грузинцова (1779-1819), С.Н. Глинки (1776-1847). Трагедия в театральном репертуаре первой четверти XIX в.

Русская комедия первой четверти XIX века. Творчество И.А. Крылова (1769-1844), А.А. Шаховского (1777-1846), Н.И. Хмельницкого (1791-1845).

А.С. Грибоедов (1795-1829) и театр. Театральные взгляды и практика. “Горе от ума” (1824). История создания, своеобразие и сценическая судьба.

Актерское искусство первой четверти XIX века. Творчество А.С. Яковлева (1773-1817) и Е.С. Семеновой (1786-1849).

Русский музыкальный театр первой четверти XIX века. Выдающиеся певцы и танцовщики. В.М. Самойлов (1782-1839), А.И. Истомина ( 1799-1848), Деятельность К.А. Кавоса (1775-1840) . Балеты Ш. Дидло (1767-1837).
Тема 9. А.С. Пушкин (1799-1837) и театр

Театрально-эстетические взгляды Пушкина. “Борис Годунов” (1825). “Маленькие трагедии” (1830). “Русалка” (1829-1832), “Сцены из рыцарских времен” (1835). Поиск новых форм развития драмы. Сценическая история драматургии А.С. Пушкина. Сюжеты пушкинских произведений в репертуаре второй четверти XIX в.


Тема 10. Русский театр второй четверти XIX в.

Политическая ситуация в России, идеологические основы российской государственности и художественная практика. Репертуар. Постановки пьес Н.В. Кукольника (1809-1868) и Н.А. Полевого (1796-1846). Западноевропейская трагедия и мелодрама на сцене. Трагические актеры второй четверти XIX века. Творчество П.С. Мочалова (1800-1848) и В.А. Каратыгина (1802-1853) в контексте театрально-эстетической полемики.

Русский водевиль. Специфика жанра. Характерные особенности русского водевиля 1810-х - 1820-х гг. Водевили А.А. Шаховского (1777-1846) и А.И. Писарева (1803-1828). Расцвет водевиля в 1830-х - 1840-х гг. Водевили Д.Т. Ленского (1805-1860), П.А. Каратыгина (1805-1879), Ф.А. Кони (1809-1879). Движение жанра и общее направление литературы. Водевиль и цензура. Размывание жанровых границ в конце 1840-х - начале 1850-х гг. Значение жанра водевиля для актерского искусства. Актеры водевиля. Творчество Н.О. Дюра (1807-1839), В.Н. Асенковой (1817-1841) и В.И. Живокини (1805-1874).

Музыкальный театр в России во второй четверти XIX века. М.И. Глинка (1804-1857) и создание русской национальной оперы. Эволюция балетного спектакля. Русские певцы и танцовщики. О.А. Петров (1807-1878), А.Я. Воробьева (1817-1901), Е.И. Андреянова (1819-1857).


Тема 11. Драматургия М.Ю. Лермонтова (1814-1841)

Влияние Д.-Г. Байрона и Ф. Шиллера. Основные мотивы лермонтовской драматургии: “Испанцы” (1830), “Люди и страсти” (1830), “Странный человек” (1831), “Два брата” (1836). Эволюция романтического героя. Мелодраматические черты. “Маскарад” (1835-1836). Идейно-философская проблематика. Место в контексте поэтического творчества. Театральные возможности драматургии и её цензурная судьба. Постановка сцен из “Маскарада” (1852).


Тема 12. Н.В. Гоголь (1809-1852) и театр

Театрально-эстетические взгляды Н.В. Гоголя. Театральность его прозы. “Владимир третьей степени” (1833). Связь замысла с петербургскими повестями. История создания Ревизора” (1836). Особенности композиции и образной системы. “Женитьба” (1842). “Игроки” (1842). Воплощение комедий на сцене. Обращение театра к сюжетам прозаических произведений Гоголя.



Тема 13. Драматургия И.С. Тургенева (1818-1883) и театр


Эволюция театрально-эстетических взглядов. Формы тургеневской драматургии: сцены “Безденежье” (1845), комедии “Нахлебник” (1848) и “Холостяк” (1849). Поэтика “мариводажа” в комедиях “Где тонко там и рвется” (1847), “Провинциалка” (1850). “Месяц в деревне” (1850). Методы создания атмосферы действия. Сценическая судьба тургеневской драматургии.
Тема 14. Актерское искусство в России в середине XIX в.

Развитие реалистических тенденций в актерском искусстве. Творчество М.С. Щепкина (1788-1863). Значение реформы Щепкина. Творчество П.М. Садовского (1818-1872) и А.Е. Мартынова (1816-1860). Формирование психологической манеры игры.


Тема 15. А.Н. Островский (1823-1886) и театр

Основные тенденции развития русского театра в середине XIX века. Создание русского национального репертуара. Роль А.Н. Островского в развитии жанров русской сцены. Сатирические комедии, драмы, сцены, бытовые, исторические пьесы. Периодизация творчества. Театрально-эстетическая и идеологическая полемика вокруг пьес А.Н. Островского (вгляды Н.А. Добролюбова, А. А. Григорьева). Эволюция творчества А.Н. Островского. Система образности, конфликты, характеры, театральность. Обстановка действия и социально-бытовая среда. “Авторская режиссура” А.Н. Островского. Театрально-эстетические взгляды. Значение репертуара А.Н. Островского для русского театра.


Тема 16. Драматургия А.К. Толстого (1817-1875) и развитие

        исторической драмы в России

Драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868), “Царь Борис” (1870). Природа конфликта и образы русских монархов. Взгляды А.К. Толстого на историческую драму в его постановочных “Проектах” первой (1866) и второй (1868) частей трилогии. Постановка “Смерти Иоанна Грозного” в Александринском театре (1867, “боярский спектакль”). Создание историко-археологического постановочного стиля. Неоконченная драма “Посадник” (1870-1875).

А.К. Толстой и развитие исторической драмы 1860-х: Л.А. Мей (1822-1862), Н.А. Чаев (1824-1914), И.В. Шпажинский (1848-1917). Популярность и место исторических спектаклей в репертуаре русской сцены.


Тема 17. М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) и театр

Театрально-эстетические взгляды М.Е. Салтыкова-Щедрина. Инсценировки прозы М.Е. Салтыкова-Щедрина. Комедия “Смерть Пазухина” (1857) и драматическая сатира “Тени” (1862-1865). Своеобразие драматургической структуры пьес М.Е. Салтыкова-Щедрина. Значение внесценических персонажей. Театральная судьба его драматургии.


Тема 18. Драматургия А.В. Сухово-Кобылина (1817-1903) и театр

Философские взгляды А.В. Сухово-Кобылина и его представление о театре. Драматическая трилогия: “Свадьба Кречинского” (1854), “Дело” (1861) и “Смерть Тарелкина” (1868). История создания. Своеобразие структуры действия, эволюция образов, конфликта и стиля. Театральность и сценическая судьба драматургии А.В. Сухово-Кобылина.


Тема 19. Л.Н. Толстой (1828-1910) и театр

Идея создания театра для народа. Пьесы “Первый винокур” (1886), “Петр Хлебник” (1884-1894), “От ней все качества” (1910). Дидактика содержания и стиля. “Власть тьмы” (1886). Нравственная проповедь и особенности строения действия. “Плоды просвещения” (1890). Сатирические тенденции и особенности стиля. Драма “И свет во тьме светит” (1910). Сочетание обличительных тенденций с проповедью нравственного самосовершенствования. “Живой труп” (1900). Отказ от традиционных драматургических и сценических приемов, глубина и острота психологической драмы. Сценическая судьба драматургии Л.Н. Толстого.


Тема 20. Актерское искусство в России второй половины XIX в.

Основные тенденции развития русского актерского искусства во второй половине XIX века. Углубление психологизма и роль актерской индивидуальности. Своеобразие «московской» и «петербургской» школ. Деятельность актеров в провинции. Режиссёрская, педагогическая и организационно-общественная деятельность русских актеров. Творчество Г.Н. Федотовой (1846-1925), М.Н. Ермоловой (1853-1928), М.П. Садовского (1847-1910), О.О. Садовской (1850-1919), А.П. Ленского (1847-1908), А.И. Южина-Сумбатова (1857-1927), В.Н. Давыдова (1849-1925), К.А. Варламова (1849-1915), М.Г. Савиной (1854-1915). Русские актеры и «ходовой репертуар», русские актеры и «новая драма». Возникновение «новых тонов» и тяготение к «принципам ансамблевости», Предпосылки возникновения режиссуры.

Русский музыкальный театр второй половины XIX века. Оперный и балетный спектакль. «Могучая кучка» и репертуар русской оперы. Выдающиеся певцы и танцовщики. И.А. Мельников (1832-1906). Ф.П. Комиссаржевский (1838-1905), Е.К. Мравина (1864-1914), М.И. Фигнер(1859-1952) и Н.Н. Фигнер (1857-1918). Н.Г. Легат (1869-1937). М.Ф. Кшесинская (1872-1971). О.И. Преображенская (1871-1962). Деятельность М.И. Петипа (1818-1910). Деятельность частных оперных театров С.И. Мамонтова и С.И. Зимина. Становление оперной режиссуры.
Раздел VIII. Театр рубежа ХIХ-ХХ вв.
Тема.1. Введение

Историческая обстановка рубежа ХIХ-ХХ веков. Художественные направления и их краткая характеристика. Утверждение режиссуры, как важнейшего фактора театрального развития.


Тема 2. Французский театр

Натурализм во французском театре: теория и практика Эмиля Золя (1840-1902). Драматургия Гюстава Флобера (1821-1880), Альфонса Доде (1840-1897), Анри Бека (1837-1899). Неоромантические тенденции в творчестве Эдмона Ростана (1868-1918). Символистская теория и драматургическая практика Мориса Метерлинка (1852-1949). Драматургия Альфреда Жарри (1873-1907). Драматургия Ромена Роллана (1866-1944).

Театр и актерское искусство. Деятельность Комеди Франсез. Коммерческие театры Франции. Крупнейшие актеры: Жан Муне-Сюлли (1844-1916), Сара Бернар (1844-1823), Коклен-старший (Констан-Бенуа Коклен, 1841-1909). Режиссерская деятельность и актерское искусство Андре Антуана (1858-1943). Режиссерские поиски Поля Фора(1872-1960), Люнье-По (Орельен-Мари Люнье,1869-1940), Жак Копо (1879-1949).

Музыкальный театр Франции рубежа ХIХ-ХХ веков. Оперное творчество Жюля Массне (1842-1912), Камилла Сен-Санса (1835-1921), Клода Дебюсси (1862-1918), Мориса Равеля (1875-1935),Поля Дюка (1865-1935).


Тема 3. Бельгийский театр

Исторические условия. Театр и драматургия Эмиля Верхарна (1855-1916).


Тема 4. Скандинавский театр

Исторические условия развития. Крупнейшие драматурги: Хенрик Ибсен (1828-1906), Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832-1910), Август Стриндберг (1849-1912). Театр и актерское искусство.


Тема 5. Немецкий театр

Исторические условия развития. Натуралистическая теория и пьесы Арно Гольца (1863-1929) и Иоганнеса Шлафа (1862-1941). Драматургия: Герхарт Гауптман (1862-1946), Герман Зудерман (1857-1928), Франц Ведекинд(1864-1918). Экспрессионизм в драматургии: Вальтер Газенклевер (1890-1940), Карл Штернхейм (1878-1942).

Театр и актерское искусство. Деятельность Саксен-Мейнингенского театра. Режиссер Людвиг Кронек (1837-1891). Режиссерская, театрально-критическая и организаторская деятельность Отто Брама (1856-1912). Актеры-реалисты: Эммануэль Райхер (1849-1924), Эльза Леман (1866-1940), Рудольф Риттер (1869-1943). Крупнейшие актеры: Иосиф Кайнц (1858-1910), Людвиг Барнай (1842-1924), Альберт Бассерман (1867-1952), Александр Моисси (1880-1935). Деятельность и режиссерское творчество Макса Рейнхардта (1873-1943).

Музыкальный театр Германии. Открытие в 1876 г. Байрейтского театра.


Тема 6. Австрийский театр

Исторические условия развития. Драматургия: Людвиг Анценгрубер (1839-1889), Гуго фон Гофмансталь (1874-1929), Артур Шницлер (1862-1931).

Театр и актерское искусство.

Музыкальный театр Австрии. Деятельность Иоганна Штрауса (1825-1899). Реформаторская деятельность Густава Малера(1860-1911).



Тема 7. Английский театр

Исторические условия развития. Драматургия: Артур Пинеро (1855-1932), Оскар Уайльд (1856-1900), Бернард Шоу (1856-1950), Джон Голсуорси (1867-1933).

Театр и актерское искусство. Крупнейшие актеры, режиссеры и театральные деятели: Генри Ирвинг (1838-1905), Эллен Терри (1848-1928), Гербет Бирбом Три (1853-1917), Эдвард Гордон Крэг (1872-1966), Харли Гренвилл-Баркер (1877-1945).
Тема 8. Испанский театр

Исторические условия развития. Драматурги: Хосе Эчегарай (1832-1916), Бенито Перес Гальдос (1843-1920), Хасинто Бенавенто (1866-1954).

Театр и актерское искусство. Актеры-реформаторы Эмилио Марио (1838-1899), Мария Герреро (1868-1928).
Тема 9. Итальянский театр

Исторические условия развития. Драматурги: Джованни Верга (1840-1922), Габриэле Д’Аннунцио (1863-1938).

Театр и актерское искусство. Крупнейшие актеры: Эрмете Новелли (1851-1919), Эрмете Цаккони (1857-1948), Элеоноре Дузе (1858-1924).

Музыкальный театр Италии. Пьетро Масканьи 91863-1945),Руджеро Леонкавалло (1858-1919), Джакомо Пуччини 91858-1924)


Тема 10. Ирландский театр

Исторические условия развития. Драматурги: Уильям Батлер Йетс (1865-1939), Изабелла Августа Грегори (1852-1932), Джон Милингтон Синг (1871-1909).

Театр и актерское искусство.
Тема 11. Становление искусства режиссуры и организация

               Московского Художественного театра

Основные тенденции развития русского театра в конце XIX века и исторические предпосылки создания МХТ. Искусство режиссуры — театральная доминанта периода. Слагаемые режиссерской целостности спектакля. Деятельность и театральные принципы К.С. Станиславского (1863-1938) и Вл.И. Немировича-Данченко (1858-1943). Открытие, первые сезоны, труппа, основные направления и линии репертуара МХТ. Постановочные принципы.

Тема 12. А.П. Чехов (1860-1904) и сценическая методология МХТ


А.П. Чехов и театр домхатовского периода. Чехов и западноевропейская новая драма. Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского. Трактовка сценического пространства. Двойной смысл принципа “четвертой стены”. Световая и звуковая партитура. Проблема чеховского актерского ансамбля. Постановки в МХТ пьес «Чайка» (1898), “Дядя Ваня” (1899), “Три сестры”, “Вишневый сад” (1904). Проблема соотношения драматургического и сценического жанра.

Тема 13. М. Горький (1868-1936) и МХТ

Горький и расширение тематического диапазона в показе современной жизни. “Мещане” (1902). Режиссерский план К.С. Станиславского. “Чеховский” подход к поэтике М. Горького. “На дне” (1902). Режиссерская партитура К.С. Станиславского и роль Вл.И. Немировича-Данченко в подборе ключа к поэтике М. Горького. Начало расхождения между основателями МХТ. Актерский ансамбль. Общественный резонанс спектакля.
Тема 14. Малый театр на рубеже XIX-XX вв.

Состав труппы. Репертуар. Проблема режиссуры. Реформа А.П. Ленского. Ленский и МХТ. Новый театр. Шекспировские спектакли Ленского в Малом и Новом театрах. “Сон в летнюю ночь” (Новый театр, 1899) — опыт драматического спектакля на музыке.


Тема 15. Александринский театр на рубеже XIX-XX вв.

Эволюция постановочной системы. Становление режиссуры. Деятельность Е.П. Карпова и П.П. Гнедича. Неосуществленная реформа С.М. Волконского. Состав труппы. Репертуар. Античные трагедии в постановке Ю.Э. Озаровского (1869-1924). Мхатовская режиссура на сцене Александринского театра. Деятельность А.А. Санина (1869-1956) и М.Е. Дарского (1865-1930), 1902.



Тема 16. В.Ф. Комиссаржевская и проблема актерского театра


               на рубеже XIX-XX вв.

Актерская индивидуальность и театральная система: конфликты и взаимодействия. Творческий путь В.Ф. Комиссаржевской. Репертуар. Комиссаржевская и «новая драма». Комиссаржевская и режиссерский театр. Комиссаржевская и актерское искусство МХТ. Комиссаржевская и символизм. Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской в Пассаже (1904-1906).



  1   2   3   4


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет