Привитие норм здорового активного образа жизни в подростковой среде путем участия в туристических походах



жүктеу 78.86 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі78.86 Kb.
: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
Привитие норм здорового активного образа жизни

в подростковой среде путем участия в туристических походах.

Конюхов Игорь Николаевич

педагог доп. образования

МОБУ ДОД СЮН ЭЦ МР Уфимский район
Суть, смысл работы педагога в любые времена состояла в привитии ребенку, как развивающейся личности, неких нравственных принципов, образцов поведения, ориентированных на самореализацию, адаптацию к условиям последующей самостоятельной взрослой жизни. Однако сложившиеся в нашей стране реалии зачастую ведут к тому, что дети наблюдают с экранов телевизоров, в интернете образы так называемой «красивой жизни» с соответствующими ей атрибутами, которые порой далеки от норм нравственности, морали, здорового образа жизни. Ввиду того, что информация, присутствующая в средствах массовой информации, является одним из источников формирования моделей поведения человека, дети, в силу недостатка или отсутствия жизненного опыта, не могут оценить последствия внедрения их в свою жизнь и пробуют применять их на практике в своей среде общения. В силу возрастных особенностей подросткового возраста, когда происходит самоутверждение человека в среде социального окружения, в подростковых группах идет процесс поиска каждым из участников методов и приемов самоутверждения, самореализации как личности. Вся сумма вышеописанных факторов приводит к тому, что в среде подростков в качестве эталонов поведения нередко возникают и утверждаются образцы циничного, безнравственного поведения по отношению к окружающим, будь то сверстники или взрослые люди, нездорового образа жизни (употребление алкоголя, табакокурение и .т.д), во многом продиктованные как образами средств массовой информации, так и средой их окружения – семейных традиций. Противопоставить такой направленности среды более гуманные, здоровые образы поведения, поведенческие принципы на одних только «нравоучениях» практически невозможно, поэтому одним из путей решения педагогом задачи по воспитанию детей школьного возраста и в особенности относящихся к так называемой группе неблагополучных семей, может быть такое направление, как привлечение их к занятиям самодеятельным туризмом.

По моему личному опыту и опыту моих коллег из средней школы нашего поселка, такой метод является действительно эффективным в долгосрочной перспективе. Приведу характерный пример из своей практики. В 2006 году я работал педагогом доп. образования в Уфимском районном клубе детей, подростков и молодежи «Ласточка» (ГУ КДПМ «Ласточка»). Совместно с классным руководителем 8 класса Подымаловской средней школы Каримовой Ф.Р., был организован и проведен туристический поход выходного дня к водопаду Атыш, что на реке Лемеза Белорецкого района РБ. В первый же день похода на стоянке близ реки Инзер, на которой мы разбили базовый лагерь, проявились те особенности поведения подростков, которые указаны выше, а именно: выяснилось, что некоторые вещи, необходимые для похода и указанные в списке, выданном детям для подготовке к нему, они просто забыли дома (кто-то не взял одеяло, кто-то – вторую обувь и .д.). При этом выяснилось также, что мальчики «не забыли» взять с собой пиво и сигареты, то есть, при сборе в поход они думали не о том, как успешно пройти его, а о том, как же «не упасть в грязь лицом» перед сверстниками (тем более, что поход –то ведь проходил без участия родителей), и продемонстрировать им свою «крутость» употребляя пиво и занимаясь табакокурением. Поэтому в предчувствии «свободы», дети в качестве главной во время подготовки к походу ставили перед собой задачу - проявить себя в среде сверстников, показать, кто на что способен, заработать себе авторитет на тех образцах поведения, что высоко оценивались в их среде, в т.ч. под влиянием вышеуказанных факторов и бытовых стереотипов в семьях. Хотя, сказать объективно, практически все они относились педагогами в школе к разряду «благополучных». Соответственно этим установкам, дети и построили линию своего поведения как при подготовке похода, так и в первое время в нем.



Изначально план похода был следующим:

  1. Прибытие к отправной точке похода на электричке, разбивка базового лагеря на левом берегу реки Инзер.

  2. Приготовление ужина, ночевка.

  3. Приготовление завтрака, сбор для похода к водопаду Атыш.

  4. Переход реки Инзер вброд, поход через перевал, переход реки Лемеза вброд, подход к водопаду Атыш, фотографирование около него, прием пищи.

  5. Поход в пещеру вблизи водопада.

  6. Переход через реку Лемеза вброд, переход через перевал, переход через реку Инзер вброд, организация базового лагеря.

  7. Приготовление ужина.

  8. Знакомство с элементами туристической техники: свободное лазание по склонам с верхней страховкой, натяжение веревочной переправы через условный овраг, или реку, переправа по ней.

  9. Сбор вещей, снятие базового лагеря, посадка в электричку, отправка домой.

Но, с учетом указанных выше поведенческих особенностей детей, в первый же день возникли нештатные ситуации: пока основная группа детей была занята разбивкой базового лагеря, установкой палаток, заготовкой дров для костра, двое мальчиков-подростков, занятых заготовкой дров, попытались пойти через реку Инзер вброд. Узнав об этом, я немедленно отправился к этому месту и принудительно привел этих ребят в базовый лагерь. Быстро собрав других детей-участников похода, я объяснил, что такое поведение граничит с безрассудством, так как переход реки вброд опасен из-за возможного падения в реку и сноса течением вниз по реке в более глубокое место. Предупредив, что в случае продолжения такого поведения группа никуда не пойдет, а ближайшей электричкой отправится домой. Тем не менее, после этого нештатные ситуации не прекратились (т.к. я для них еще не являлся авторитетным взрослым, мнение которого было бы для них значимо - тогда я еще только начал свою деятельность в качестве педагога доп.обрзования). Выяснилось, что мальчики тайком ходят в кусты, якобы за дровами, на самом же деле чтобы выпить пива и покурить. Конечно, запасы пива были у них скорее символическими, т.к. их сбор в поход контролировали родители. При этом такого рода поведение они воспринимали как вполне естественное, и через два-три часа на хождения в лагере предложили мне: «Зачем мы будем ходить в кусты, прятаться, если вы все-равно уже знаете, что мы там курим?» На это предложение я ответил отказом: «Вы хотите, чтобы я разрешил вам здесь в лагере курить в открытую, как будто это – нормальное поведение? Нет уж, раз вы и сами подсознательно понимаете, что это противоречит нормальному поведению, то давайте мучайтесь дальше, может быть, скоро вы поймете, почему такое поведение не вписывается в нормы похода: ведь оно приносит вред вашему здоровью, которое очень необходимо в условиях преодоления реальных опасностей и препятствий». На том и порешили. Но сложности не закончились: началась ночевка, и после отбоя мальчишки из своих палаток тайком забирались в палатки к девчонкам для игры в карты, поэтому мне, и классному руководителю практически всю ночь пришлось дежурить, периодически проверяя содержимое палаток. Причем такое поведение поддерживали и девочки, стараясь вести себя во время игры в карты тихо, чтобы мы с классным руководителем не услышали. На утро, перед завтраком я объявил группе, что мы возвращаемся домой и дал задание собирать рюкзаки в обратный путь, т.к. такое их поведение не допустимо в походе. После завтрака дети устроили свое совещание, на которое пригласили классного руководителя Каримову Ф.Р. и попросили ее уговорить меня не уезжать домой, а все-таки сходить в поход с обещанием слушать мои распоряжения. Причем вступила в действие «народная демократия» - дети, которые действительно спали ночью и не стремились «почувствовать свободу по полной программе», возмутились поведение смутьянов и «общественным мнением» убедили тех, кто вел через чур активную «свободную жизнь» больше не делать этого, аргументируя так: «Мы-то почему должны страдать из-за вас? Не хотите в поход – не ходите, уезжайте домой, а мы хотим увидеть водопад и пройти к нему». Затем они обратились ко мне уже от имени всей группы с предложением продолжить поход, простив тех, кто вел себя неразумно. Несмотря на то, что я был сердит на них и не выспался, все-таки решил их простить, и дать им возможность сходить в поход. Узнав о моем согласии, они очень оперативно собрал все необходимое для последующего похода, и мы отправились в путь. Проходя вброд через реку Инзер, дети на себе убедились в обоснованности тех требований, которые я им предъявлял: переходили мы «стенкой» держась друг за друга, по три человека. Двое было – дети и третьим был я, идя со стороны течения, разбивая поток для того, чтобы им было легче и безопаснее переходить по скользкому каменному дну. Уровень воды доходил местами до пояса детей (в зависимости от роста у некоторых он был еще выше). Почувствовав, что вода действительно холодная и то, что они могли быть реально сбиты с ног течением, дети уже стали более осознанно слушать мои советы и подсказки о том, как лучше всего себя вести во время похода и при последующем переходе через перевал. После его преодоления, который также был наполнен реальными опасностями, как во время подъема на достаточно крутые склоны, так и при спуске с них, мы подошли к реке Лемезе. Уровень воды в ней был несколько ниже, но течение ощутимо сильнее. Также перейдя ее вброд без нештатных ситуаций (т.к. я так же последовательно переводил всех по очереди), мы направились к водопаду. Подойдя к нему, дети были поражены его видом, мощью и красотой, но литературное описание похода не входит в задачу этой статьи, поэтому продолжим по существу. Сфотографировавшись, сняв группу и водопад на видео, мы устроили небольшой обед. После него собрались и отправились в обратный путь. Посещать пещеру уже не стали, так как погода была не самая подходящая – собирались тучи. Во всем пути я шел замыкающим, чтобы в случае возникновения проблем предпринять меры для их преодоления. На обратном пути, дойдя до места брода через р. Лемеза, возникла нештатная ситуация: дети, уверившись в своих силах, решили самостоятельно, не дождавшись меня, пойти вброд аналогично тому, как делали это со мной: выстроившись по три человека наиболее нетерпеливые группами отправились переходить. Уровень воды был по бедра. Однако в одной из групп ребенка, разбивающего поток, течение сбило с ног. Но двое ребят, идущие с ним, смогли удержать его и помогли восстановить равновесие, встать на ноги с другой стороны «стенки». Остальные группы, увидев этот случай, немедленно остановились и продолжили идти очень осторожно только после того, как я вставал к ним в стенку со стороны набегающего потока. Переведя на другой берег последовательно всю группу, я объяснил, что способ перехода вброд стенкой допустим только при уровне воды, не превышающем пояс самого низкорослого из переходящих, в противном случае требуются другие способы преодоления реки, в чем они смогли убедиться на собственном примере. После преодоления перевала и при подходе к месту брода через реку Инзер, дети уже ждали меня, и не стали самостоятельно идти вброд. Преодолев водную преграду, мы пришли в базовый лагерь, где очень согласованно собрали дрова для костра, развели костер и приготовили еду. После обеда, были проведены занятия по свободному лазанию по горным склонам с верхней страховкой и натягиванию веревочной переправы через овраг. При этом дети с большим интересом знакомились с этими новыми для себя способами провождения досуга. Завершился поход с большим душевным подъемом как у детей, так и у меня, и Каримовой Ф.Р.

Хочу привести небольшую справку: этот поход проходил в 2005 г. Проработав один год педагогом доп. образования, я, в силу различных обстоятельств, перешел на другую работу. Не так давно при встрече с Каримовой Ф.Р., мы вспомнили о том походе, и она рассказала, что в этом, 2014 году она также ходила с нынешним 8 классом Подымаловской СОШ, в котором она ныне является классным руководителем, на водопад Атыш. Пригласили ее и организовали поход… бывшие ученики, которые тогда были в этом походе, только теперь уже они были с женами, мужьями. И конечно же, не брали с собой пиво, хотя некоторые все-таки курили (из ставших уже взрослыми). Кстати, этот эпизод стал решающим в принятии мной решения о возвращении в сферу дополнительного образования в настоящее время.



Подытоживая, можно сделать вывод: если в процессе обучения и становления у учащихся моделей поведения, основанных на здоровом образе жизни, социально ориентированном поведении в обществе, подкрепить процесс делами, требующими реального сосредоточения сил для преодоления потенциальных сложностей, и при этом показать примеры безопасного поведения в них, их преодоления, то такого рода модели поведения способны воспитать в школьниках внутреннюю мотивацию для реализации социально ориентированного, нравственного поведения в их последующей жизни, ориентации их на здоровый образ жизни.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет