Проблематика и художественный метод «путешествия из петербурга в москву» александра николаевича радищева



жүктеу 81.48 Kb.
Дата27.04.2016
өлшемі81.48 Kb.
: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Келісілді бекітемін
2016 -> «Үштілде білім беру – көпмәдениетті тұлғаны қалыптастырудың негізі»
2016 -> «Ұлттық аграрлық ғылыми-білім беру орталығы» коммерциялық емес акционерлік қоғамы еншілес ұйымдарының тізімі
2016 -> Ислам тарихи вә он дөрд мәсумларын (Ә) ҺӘЈаты тәҺгигат групу бисмиллаһир-рәһманир-рәһим
2016 -> «точка опоры»
2016 -> Қожа Ахмет Ясауидің ата-бабасы, анасы және ұрпақтары туралы
2016 -> Жекешелендірудің 2016 – 2020 жылдарға арналған кешенді жоспарын іске асырудың нысаналы индикаторлары
2016 -> Перспективный план работы Общественной палаты Ногинского муниципального района Московской области на 2016 год


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №44»

ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

«ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»

АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА РАДИЩЕВА

Автор: Василец Галина Николаевна,

преподаватель русского языка и

литературы

Территориальная принадлежность:

Волгоградская область, Николаевский район,

город Николаевск.

Наименование организации:

ГБПОУ «Профессиональное училище № 44».

2016 г.
Проблематика и художественный метод

«Путешествия из Петербурга в Москву»

Александра Николаевича Радищева
План


  1. А.Н.Радищев – первый русский революционер.

  2. Могущество Российской империи во II половине XVIII века и внутренние противоречия.

    1. Мастерство Радищева – обличителя:

а) картины угнетения и крепостничества;

б) превращение дворян в «зверей алчных»;

в) аллегорический сон путешественника.


    1. Взгляды Радищева – революционера:

а) мысль о народном восстании - главная идея книги;

б) вера в светлое будущее своего народа.



  1. Общественная проблематика страны в книге А.Н.Радищева.

    1. Черты сентиментализма:

а) жанр произведения и художественное открытие Радищева.

    1. Традиции классицизма.

    2. Радищев – один из зачинателей русского критического реализма.

  1. Переходный характер художественных принципов А.Н.Радищева.

  2. Пафос художественных произведений А.Н.Радищева.

Александра Николаевича Радищева называют первым русским революционером. Ведь именно он, дворянский революционер и великий просветитель – гуманист, заложил в России основы революционного мировоззрения. Он, сумевший стать выше интересов своего класса, отстаивал передовые идеалы эпохи, выступал против отдельных сторон самодержавного строя и впервые сделал революционные выводы из наблюдений над действительностью.

Восемнадцатый век вошел в историю как эпоха величайших социальных преобразований и классовых битв. Противоречия феодальной эпохи, накапливающиеся столетиями, вырвались наружу. Народные движения в ряде стран стали важным фактором общественной жизни. Во II половине XVIII века в России крепостнический гнет приобрел особо жестокий характер. Русские помещики, поддерживаемые правительством, превращали крепостное право в «рабство дикое». Ответом на эту политику самодержавия явились крестьянские восстания. Российская империя уже стала одной из самых могучих мировых держав. В стране происходило бурное развитие промышленности, расцветала наука, литература. Но с развитием производительных сил, с развитием новых капиталистических отношений еще более обострялись социальные противоречия в стране.

В это время была написана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Заслугой Радищева – революционера является то, что он не только реально показал в этом произведении бесправное положение крепостного крестьянства в стране, не только наглядно вскрыл всё зло самодержавия и крепостничества, но и указал пути борьбы с этим злом, сделав революционные выводы.

В начале своего произведения Радищев в обращении к Кутузову объясняет причину и цель написания книги. Основная цель, которую ставил перед собой автор, состояла в том, чтобы показать вопиющее бесправие закрепощенного крестьянства, невыносимую тяжесть крепостного гнета, открыть тщательно скрывавшееся положение вещей в стране. «…Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала,» - писал Радищев. Путешественник отправляется в дорогу по стране, где царит зло и насилие, произвол и беззаконие, где люди, наделенные властью, без зазрения совести злоупотребляют ею, вельможи грубо попирают закон, купцы плутуют и обкрадывают.

С первой же главы автор, глазами путешественника, без прикрас, изображает действительность. В главе «София» создается образ бурлака, который после своей тяжелой работы идет в кабак. Автор еще не раз будет возвращаться к этой теме, рисуя отрицательные образы крестьян, показывая тем самым главного виновника этого – крепостное право. Так, в главе, «Медное» Радищев изобразил молодого крестьянина: «..детина лет двадцати пяти», «спутник мерзостей своего господина». Готовый угождать, он отдает свою молодую жену на поругание барину, а через год вся молодая семья была продана с аукциона. Теперь он раскаивается в своих угождениях, «в кармане его нож», «мысль его угадать нетрудно», но это мщение уже не может ничего изменить. Угождение и страх сделали его рабом, убили душу. Таким образом, автор показал, как искажало крепостничество человеческую душу и крестьянина, и дворянина.

Радищев показал и нравственное падение крестьян (главы «Медное», «Валдай» и др.), и превращение дворян в «алчных зверей».

В главе «Пешки» автор дает описание крестьянского быта. Перед читателем открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты: задымленная изба, жалкая крестьянская одежда, пища – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеянной муки». «Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитной нищеты состояние…»

Безбрежное море состраданий закрепощенного крестьянства разлито по всем страницам книги Радищева. В «Любани» путешественник встретился с пахарем, который очень удивил его тем, что работал в воскресенье. Разговорившись с крестьянином, герой книги узнает, что пахарь обрабатывает свою землю. Вот что сказал пахарь: «В неделю-то, барин, мы шесть раз ходим на барщину..» Поэтому обрабатывать свою землю ему приходится в выходные, праздники да лунные ночи. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк.

С потрясающей силой скорби, негодования рисуются картины угнетения в главе «Зайцово». Автор рассказывает о зверском обращении с крестьянами отставного чиновника, начавшего службу в должности истопника и дослужившегося до дворянского чина. «Он себя почёл высшего чина. Крестьян почитал скотами, данными ему (едва не думал ли он, что власть его над ними от бога проистекает), да употребляет их в работу по позволению. Он был корыстолюбив, копил деньги, жесток от природы, вспыльчив, подл, а потому над слабейшими его надменен…»

«Вышний Волочок» - рассказ о помещике, который добился «цветущего состояния» своего имения. Какой же ценой? Для достижения этой цели он отнял у крестьян их землю и заставлял их работать на себя « во все дни года», а чтобы они не умерли с голода, выдавал им «определенное количество хлеба, под именем месячины известное». Так, нещадно эксплуатируя крепостных крестьян, помещик не только получает огромные доходы, но и приобретает славу «знаменитого земледельца». На что горестно восклицает автор: « Варвар! не достоин ты носить имя гражданина. Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определенным тяжкую вздирати борозду?»

Въезжая в деревню «Городня» путешественник услышал пронзающий сердце вопль. Здесь он становится свидетелем одного из варварских рекрутских наборов, которые разлучали молодых людей с их семьями на двадцать пять лет. Путешественник приходит к ужасающему выводу: «Крестьянин в законе мертв». Описывая эти частные проявления неправды, зла, насилия и жестокости, автор указывает на их источники – крепостное право и самодержавие.

В главе «Спасская Полесть» Радищев помещает аллегорический сон путешественника. Этот сон является очень смелой и очень сильной сатирой на Екатерину II и ее ближайших пособников. Автор изобразил встречу царя с «неизвестной странницей Истинной», которая снимает царю бельма с глаз, и он начинает видеть всё в истинном виде. Радищев особенно подчеркивает это несоответствие между словом и делом Екатерины II, когда за внешней пышностью и декоративностью фасада империи скрыты ужасные картины угнетения народа. А.Н.Радищев очень смело, открыто заявляет, что именно царь является первейшим разбойником и нарушителем, первейшим предателем, лютейшим врагом, «устремляющим злость свою на внутренность слабого».

Итак: Радищев-обличитель правдиво изобразил истинное положение в стране, наглядно вскрыл всё зло самодержавия и крепостничества. Но главная сила книги не только в обличении пороков общества, а в том, что автор указал пути борьбы с этим злом. Писатель показал, что русский крестьянин не стал рабом по натуре. Крестьяне умны, глубоко человечны, мужественны, отзывчивы. Например, в главе «Чудово», когда автор рассказывал о том, что двадцать человек терпят кораблекрушение на море, им грозит гибель, и когда один из них, чудом спасшийся, бежит к начальнику и просит о помощи, начальник хладнокровно заявляет: «Не моя то должность». В этом небольшом эпизоде мужество и отзывчивость простых людей еще ярче выступает на контрастном фоне эгоизма начальника. Тот же принцип контраста использует автор для того, чтобы ещё художественнее нарисовать светлый образ крестьянской девушки Анюты (автор перед повествованием о ней рассказывает о развратных нравах валдайских разрумяненных красавиц). Но главная мысль, которую провел Радищев- революционер,- мысль о народном восстании. Он понимал, что народ, доведенный до отчаяния «тяжестью порабощения», может восстать против своих угнетателей, но для полной победы ещё не наступило время. И всё же. Исследуя современные социально-политические проблемы, глубоко изучая жизнь русского народа, понимая его национальный характер, Радищев горячо верил в будущее, в эту победу и восторженно приветствовал её: «О если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ и кровию нашею обагрили нивы свои!»

Итак: книга А.Н.Радищева – страстный призыв к ниспровержению существующего строя.

С литературоведческой точки зрения очень интересным является художественный метод, каким написана эта книга. Дело в том, что А.Н.Радищев писал свою книгу в то время, когда ведущим литературным направлением является сентиментализм. Но Радищева нельзя назвать писателем – сентименталистом, хотя бы потому, что в отличие от сентиментализма, представители которого, хотя часто неосознанно, были выразителями взглядов дворянства, они пытались сочувствовать всем людям и считали, что одного царя-тирана можно заменить другим – добрым. Радищев же делает революционные выводы. Он выступает за полное уничтожение монархии. Однако сентиментализм наложил определенный отпечаток на книгу Радищева. В этом отношении очень интересна композиция книги. Автор строит свое произведение в форме путевых записок. Такая композиция очень часто встречается у писателей – сентименталистов, у Радищева она имела несколько иное значение. Во-первых, путешествуя, он смог показать социальное зло, царящее во всей Российской империи, кроме того, взяв героем – путешественником своего современника, автор стремился сделать из него своего единомышленника, открыть истину, обнажить его заблуждения, то есть воспитать жизнью. Жанр путешествия способствует такому воспитанию жизнью. Главная идея «Путешествия из Петербурга в Москву» - идея протеста. Художественным открытием Радищева – реалиста было создание образа человека, который в своем протесте осуществляет себя как личность.

Итак, можно видеть переходный характер художественных принципов Радищева: черты сентиментализма, высокий стиль, каким была написана эта книга, говорит о том, что еще сильны были традиции классицизма, в то же время в его книге встречаются совершенно новые черты – это позволяет назвать А.Н.Радищева зачинателем русского критического реализма.

Пафосом художественных произведений А.Н.Радищева и, в частности, «Путешествия из Петербурга в Москву» является идея протеста. Этой идее Радищев был верен всю свою жизнь. Оригинальна в этом отношении концовка книги, где автор обещает новую встречу с читателем, и хотя эта новая встреча не была описана им, это ещё раз подтверждает постоянство интересов, склонность к продолжению начатой темы.



«Я тот же, что и был и буду весь мой век…»

Литература:

  1. А.Н.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. М., Изд-во «Советская Россия», 1987.

  2. Г.П. Макогоненко. Радищев., Л., Изд-во «Просвещение», 1964.

  3. http://www.nmosk-lib.ru/news/virtualnye-vystavki/detail.php?ID=1197

  4. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00030801184864187603





©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет