Программа дисциплины ит-инфраструктура для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра



Дата17.05.2020
өлшемі213.61 Kb.
түріПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет бизнес-информатики


Программа дисциплины

ИТ-инфраструктура

для направления 080700.62 «Бизнес-информатика»

подготовки бакалавра

(отделение Программная инженерия)

Авторы: Олейник А.И. (aoleynik@hse.ru),

Сизов А.В. (alexey.sizov@gmail.com)




Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


бизнес-информатики корпоративных информационных
систем

Председатель Зав. кафедрой

________________Ю.В.Таратухина ________________В.И. Грекул
«_____» __________________ 2010 г. «____»___________________2010 г.
Утверждена УС факультета

бизнес-информатики

Ученый секретарь

________________В.А. Фомичев

« ____» ___________________2010 г.

Москва, 2010

Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары, практ.заня

тия




Тема 1. Архитектура информационных технологий. Понятие ИТ -инфраструктуры предприятия.

10

2




8



Тема 2. Информационные технологии и архитектура предприятия. Процесс разработки архитектуры предприятия.

16

4

2

10



Тема 3. Концепции управления ИТ-инфраструктурой предприятия: ITIL, СOBIT. Основы процессного управления ИТ.

18

4

4

10



Тема 4. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия: MOF (Maйкрософт), ITSM (HP).

18

6

2

10



Тема 5. Построение оптимальной ИТ -инфраструктуры предприятия на основе бизнес-стратегии предприятия.

30

2

8

20



Тема 6. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем.

16

2

4

10

Итого

108

20

20

68



Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на практических занятиях (подготовка презентации по домашнему заданию,

доклад, обсуждение).

Реферат (15-20 стр.).



Зачет в письменной форме (40 минут).

Структура итоговой оценки по учебной дисциплине:





Формы работы

Вклад в итоговую оценку (%)

Работа на практических занятиях


40

Реферат


20

Зачет


40


Базовый учебник


  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.



Основная литература


  1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  2. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.



Дополнительная литература


    1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

    2. Олифер Н.А. и Олифером В.Г., Храмцовым П.Б., Артемьев В.И., Кузнецов С.Д. Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия. http://citforum.univ.kiev.ua/nets/spsmp/index.shtml

    3. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

    4. Безкоровайный М.М., Костогрызов А.И., Львов В.М. Инструментально-моделирующий комплекс для оценки качества функционирования информационных систем “КОК”. - М.:СИНТЕГ, 2003.

    5. Орлов И.А., Корнюшко В.Ф., Бурляев В.В., Авдеев В.Н. Основы эксплуатации и ремонта ЭВМ. - М.:Энергоиздат, 1981.

    6. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. – М.:ДМК Пресс, 2002.

    7. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

    8. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

    9. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

    10. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

    11. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

    12. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. – М.: Изд-во стандартов, 1995 г.

    13. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г.

    14. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

    15. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями.

    16. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.

    17. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

    18. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

    19. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Интернет-ресурсы:

Bitpipe.com, CIO Decisions Magazine, Information Security Magazine, Storage Magazine, KnowledgeStorm, TheServerSide.com, TheServerSide.NET, SearchDataCenter.com




Содержание программы


Тема 1. Архитектура информационных технологий. Понятие ИТ-инфраструктуры предприятия.

Компоненты архитектуры информационных технологий. Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Архитектура приложений. Архитектура интеграции. Архитектура общих сервисов. Архитектура информации. Архитектура инфраструктуры. Архитектура как руководство по выбору технологических решений. Планирование корпоративной архитектуры. Понятие ИТ – инфраструктуры предприятия. Задачи и значение ИТ – инфраструктуры. Факторы, определяющие ИТ-инфраструктуру предприятия. Зависимость бизнеса от организации ИТ -инфраструктуры. Современные подходы к совершенствованию ИТ-процессов. Процессный подход.



Базовый учебник

  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.


Основная литература

  1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  2. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.


Дополнительная литература

  1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

  2. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

  3. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  4. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

  5. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

  6. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. – М.: Изд-во стандартов, 1995 г.

  7. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г.

  8. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

  9. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.

  10. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

  11. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  12. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Контрольные вопросы

  1. Назовите и охарактеризуйте основные элементы архитектуры ИТ.

  2. Что является основой бизнес-архитектуры?

  3. Назовите основные типы бизнес-процессов и соответствующие им приложения?

  4. Назовите наиболее широко используемые технологии интеграции систем?

  5. Перечислите основные стандарты интеграции?

  6. Приведите примеры общих сервисов.

  7. Какие инструменты используются для описания моделей информации?

  8. Приведите примеры стандартов метаданных.

  9. Какое место занимает архитектура инфраструктуры в ИТ-архитектуре?

  10. Перечислите составляющие ИТ – инфраструктуры предприятия и объясните их назначение.

  11. Назовите факторы, определяющие ИТ-инфраструктуру предприятия.



Тема 2. Информационные технологии и архитектура предприятия. Процесс

разработки архитектуры предприятия.

Проблемы выбора аппаратно-программной платформы, соответствующей потребностям прикладной области. Классификация компьютеров по областям применения. Методы оценки производительности. Технические характеристики аппаратных платформ. Планирование сети. Тенденции развития локальных сетей. Тенденции развития глобальных сетей. Проектирование сетей. Системное прикладное программное обеспечение. Стратегические проблемы выбора сетевой операционной системы и СУБД. Стратегические проблемы создания корпоративных приложений. Защита корпоративной информации при использовании публичных глобальных сетей. Создание интегрированной системы управления. Планирование этапов и способов внедрения новых технологий. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы.


Основная литература

  1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.


Дополнительная литература

  1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

  2. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

  3. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  4. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

  5. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

  6. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. – М.: Изд-во стандартов, 1995 г.

  7. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г.

  8. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

  9. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.

  10. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

  11. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  12. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture

Контрольные вопросы

  1. Что такое архитектура предприятия (Enterprise Architecture)?

    • Зачем нужна архитектура предприятия?

    • Основные слои архитектуры?

  2. Enterprise Business Architecture (EBA). Основные объекты, их описание и связи.

  3. Enterprise Information Architecture (EIA). Основные объекты, их описание и связи.

  4. Enterprise Solution Architecture (ESA). Основные объекты, их описание и связи.

  5. Enterprise Technical Architecture (ETA). Основные объекты, их описание и связи.

  6. Модель Захмана. Назначение, сущность.

  7. Архитектурная модель META Group. Назначение, сущность.

  8. Архитектурная модель Gartner (Evaluation 2005). Назначение, сущность.

  9. The Open Group Architecture Framework (TOGAF). Назначение, сущность.

Тема 3. Концепции управления ИТ-инфраструктурой предприятия: ITIL, СOBIT. Основы процессного управления ИТ.

Передовые методы организации работы ИТ-служб. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Основные понятия и философия библиотеки ITIL.

Сервисный подход при организации работ. Основные характеристики процессов, входящих в разделы Поддержка и Предоставление услуг. Ключевые понятия процесса.

Поддержка услуг (Service Support). Служба Service Desk: цели, задачи, способы организации. Help Desk – организация диспетчерской службы, единая точка приема всех входящих событий.

Управление проблемами: этапы процесса, организация деятельности по процессу.

Значение процессов управления инцидентами и проблемами. Процесс Incident Management. Процесс Problem Management. Процесс Configuration Management.Процесс Change Management. Процесс Release Management.

Предоставление услуг (Service Delivery).Вопросы качества. Процесс Service Level Management. Процесс Financial Management for IT Services. Процесс Availability Management. Процесс Capacity Management. Процесс IT Service Continuity Management.

Стандарт CobiT. Описание четырех доменов. Модель зрелости.
Базовый учебник


  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.


Основная литература

1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.



  1. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.


Дополнительная литература

  1. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

  3. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  4. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями.

  5. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  6. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Интернет-ресурсы:

Bitpipe.com, CIO Decisions Magazine, Information Security Magazine, Storage Magazine, KnowledgeStorm, TheServerSide.com, TheServerSide.NET, SearchDataCenter.com




Контрольные вопросы по теме:

  1. ITIL/ITSM. Охарактеризуйте ITIL как типовую модель бизнес - процессов ИТ.

  2. Структура и состав Библиотеки ITIL.

  3. В чем заключается работа ИТ-служб.

  4. Что представляет собой ITIL.

  5. Что значит - Управление ИТ-услугами.

  6. Назовите цели службы Service Desk.

  7. Укажите особенности сервисного подхода.

  8. Как осуществляется управление проблемами.

  9. Назовите цель и задачи службы Help Desk.

  10. Объясните понятие Предоставление услуг.

  11. Назовите достоинства и недостатки библиотеки ITIL.

  12. В чем заключается основная идея внедрения ITSM.

  13. CobiT. Опишите четыре домена.

  14. CobiT. Модель зрелости.

  15. CobiT.

    1. Critical Success Factor.

    2. Key Goal Indicator.

    3. Key Performance Indicator (KPI).


Тема 4. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия: MOF (Maйкрософт), ITSM (HP).
Целесообразность создания системы управления ИТ-инфраструктурой. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия. Обеспечение прозрачности инвестиций в ИТ-инфраструктуру. Примеры систем управления.

MOF - Microsoft Operations Framework. Интерпретация сервисного подхода к управлению ИТ от Микрософт - составные части, отличия от ITIL, преимущества и недостатки.

Введение в MOF. Подход MOF к сервис-менеджменту. MOF — миссия, цели и структура подхода. Модели MOF. Использование библиотеки ITIL. Взаимоотношения между подходом MOF и библиотекой ITIL. MOF — Модель процессов. Функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMFs). MOF — Модель команды. Модель команды и коммуникации. MOF — Модель управления рисками. Значение управления рисками для оперативной работы ИТ.

Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM). Преимущества модели. Группы процессов: Гарантированное предоставления услуг; Координация бизнеса и ИТ; Проектирование услуг и управление ими; Разработка и развертывание услуг; Контроль деятельности. Координация бизнеса и ИТ.



Базовый учебник

  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.


Основная литература

  1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  2. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.


Дополнительная литература

  1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

  2. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  3. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

  4. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями.

  5. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  6. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Интернет-ресурсы:

Bitpipe.com, CIO Decisions Magazine, Information Security Magazine, Storage Magazine, KnowledgeStorm, TheServerSide.com, TheServerSide.NET, SearchDataCenter.com



Контрольные вопросы по теме:


  1. В чем заключается управление ИТ-инфраструктурой.

  2. Укажите особенности подхода MOF к сервис-менеджменту.

  3. Назовите модели MOF.

  4. Перечислите функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMFs).

  5. Как используется библиотека ITIL в системе MOF.

  6. Назовите достоинства и недостатки эталонной модели управления ИТ-услугами Hewlett-Packard.

  7. Перечислите Группы процессов IT Service Management Reference Model.


Тема 5. Построение оптимальной ИТ - инфраструктуры предприятия на основе

бизнес-стратегии предприятия.
Цели и задачи упорядочения процессов управления ИТ-ресурсами. Роль управления ИТ-ресурсами в ИТ-стратегии предприятия. Внутренние и внешние факторы, влияющие на процессы управления ИТ-ресурсами. Практика организации процессов управления ИТ-ресурами в российских компаниях. Организация проекта по внедрению процессов управления ИТ-ресурсами в соответствии с требованиями ITSM: определение этапов проекта, результатов, ресурсов, рисков. Обсуждение проектов, разработанных слушателями. Цели и задачи стратегического планирования ИС. Понятие ИТ-стратегии предприятия. Связь ИТ-стратегии с бизнес-стратегией. ИТ-стратегия в отсутствие бизнес-стратегии. Внутренние и внешние факторы, влияющие на ИТ-стратегию. Внутренний и внешний заказ на ИТ-стратегию. Ожидания от ИТ-стратегии. Обязательные элементы ИТ-стратегии. Структура проекта по разработке ИТ-стратегии, возможные исполнители проекта. Типичные ошибки при постановке задачи и выполнении проекта. Интерпретация и использование результатов проекта. Практические примеры проектов по разработке ИТ-стратегии.

Базовый учебник


  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.



Основная литература


1. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  1. Олейник А.И. Методологические основы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Раздел в кн.: Техника и технология в XXI веке: современное состояние и перспективы развития: монография/ И.П. Болодурина, А.С. Дулесов, Р.А. Загидуллин, А.В. Зарипов, Н.Ф. Локтев, Ю.П. Луговскова, С.В. Лукашенко, Н.И. Москаленко, Л. Найзабаева, А.И. Олейник, В.И. Рассоха, М.С. Садыкова, Я.С. Сафиуллина, Е.Н. Ткачева, С.С. Чернов , 2009. C. 228—245.



Дополнительная литература


    1. А. Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

    2. Олифер Н.А. и Олифером В.Г., Храмцовым П.Б., Артемьев В.И., Кузнецов С.Д. Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия. http://citforum.univ.kiev.ua/nets/spsmp/index.shtml

    3. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

    4. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

    5. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

    6. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

    7. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

    8. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями.

    9. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.

    10. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

    11. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

    12. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.


Интернет-ресурсы:

Bitpipe.com, CIO Decisions Magazine, Information Security Magazine, Storage Magazine, KnowledgeStorm, TheServerSide.com, TheServerSide.NET, SearchDataCenter.com


Контрольные вопросы по теме:

  1. Цели и задачи управления ИТ-ресурсами.

  2. Основные процессы ITSM и их взаимосвязь.

  3. Структура и результаты проекта по организации процессов ITSM.

  4. Перечислить основные этапы проекта по организации процессов в соответствии с требованиями ITSM и их результаты.

  5. Привести основные показатели эффективности процессов управления инцидентами и проблемами.

  6. Цели и задачи стратегического планирования ИС.

  7. Структура ИТ-стратегии предприятия и связь ее с бизнес-стратегией.

  8. Основные этапы проекта по стратегическому планированию ИС и их результаты.

  9. Реализация плана перехода, риски переходного периода.



Тема 6. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем.
Назначение и задачи технического обслуживания. Время простоя информационной системы. Расчет стоимости простоя. Оптимизация ресурсов информационной системы.

Техническое обслуживание на этапе эксплуатации информационной системы. Ошибки обслуживания. Гарантийное и техническое обслуживание.

Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Решение задач интеграционного характера. Регламентные мероприятия. Документирование систем и оптимизация конфигураций оборудования и программного обеспечения серверного комплекса. Выполнение рутинных административных работ. Разовые мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы.

Персонифицированное обслуживание. Централизованная схема обслуживания. Удаленный мониторинг и диагностика. Восстановление работоспособности. Контроль технического состояния и конфигураций поддерживаемого оборудования.

Аутсорсинг. Этапы реализации проекта по аутсорсингу. Сервисные центры компаний - производителей оборудования. Сервис-интеграторы. Компании, специализирующиеся в области сервис-консалтинга

Взаимосвязь эффективности и эксплуатации информационных систем. Системы эксплуатации и сопровождения ИС. Разработка и утверждение внутрикорпоративных или отраслевых стандартов. Стандартные рабочие места. Стандарт хранения данных. Стандарт электронной почты. Стандарт обмена документами. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk). Определение необходимого числа сотрудников Help Desk.



Базовый учебник


  1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.



Дополнительная литература


  1. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

  2. Безкоровайный М.М., Костогрызов А.И., Львов В.М. Инструментально-моделирующий комплекс для оценки качества функционирования информационных систем “КОК”. - М.:СИНТЕГ, 2003.

  3. Орлов И.А., Корнюшко В.Ф., Бурляев В.В., Авдеев В.Н. Основы эксплуатации и ремонта ЭВМ. - М.:Энергоиздат, 1981.

  4. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. – М.:ДМК Пресс, 2002.

  5. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

  6. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

  7. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  8. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml.

  9. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

  10. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. – М.: Изд-во стандартов, 1995 г.

  11. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г.

  12. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.



Контрольные вопросы по теме:


  1. Назовите задачи технического обслуживания.

  2. В чем особенности гарантийного обслуживания.

  3. Значение регламентных мероприятий.

  4. Какие существуют схемы обслуживания.

  5. В чем значение внутрикорпоративных стандартов.

  6. Раскройте сущность и необходимость аутсорсинга.

  7. Какие разновидности сервисных центров.

  8. Назовите задачи службы Help Desk.

  9. Расскажите о задачах эксплуатации информационных систем и методах ее организации.



Примерные темы рефератов

    1. Архитектура информационных технологий.

    2. Понятие и значение ИТ – инфраструктуры предприятия.

    3. Стратегические проблемы выбора сетевой операционной системы и СУБД.

    4. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы.

    5. Тенденции развития глобальных сетей.

    6. Основные понятия и философия библиотеки ITIL.

    7. Основные бизнес-процессы ITIL.

    8. Назначение и структура стандарта COBIT.

    9. Особенности сервисного подхода к управлению ИТ.

    10. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия.

    11. Системы эксплуатации и сопровождения ИС.

    12. Взаимосвязь эффективности и эксплуатации информационных систем.

    13. Организация работы службы Service Desk.

    14. Сущность и необходимость аутсорсинга.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Аудит ИТ. Основные цели и задачи.

    • Технический аудит.

    • Аудит ПО.

    • Аудит процессов управления ИТ службой.

  1. Что такое инфраструктура предприятия?

    1. Основные требования к ИТ инфраструктуре.

    2. Системы хранения данных (DAS, SAN, NAS).

  2. Воздействие ИТ на формирование облика современного предприятия? Роль ИС на предприятии: Стратегическая ИС. Сдвигающая ИС (высоко потенциальная). Поддерживающая ИС (обеспечивающая). Заводская ИС (ключевая операционная).

  3. Что такое архитектура предприятия (Enterprise Architecture)?

    1. Зачем нужна архитектура предприятия?

    2. Основные слои архитектуры?

  4. Enterprise Business Architecture (EBA). Основные объекты, их описание и связи.

  5. Enterprise Information Architecture (EIA). Основные объекты, их описание и связи.

  6. Enterprise Solution Architecture (ESA). Основные объекты, их описание и связи.

  7. Enterprise Technical Architecture (ETA). Основные объекты, их описание и связи.

  8. Модель Захмана.

  9. Архитектурная модель META Group.

  10. Архитектурная модель Gartner (Evaluation 2005).

  11. The Open Group Architecture Framework (TOGAF).

  12. Схема архитектурного процесса.

  13. Что такое NGOSS (eTOM, SID, TAM)

  14. ITIL/ITSM. Основные проблемы управления ИТ в современном бизнесе. Почему необходим переход к управлению сервисами?

  15. ITIL/ITSM. Охарактеризуйте ITIL как типовую модель бизнес - процессов ИТ. Перечислите коммерческие реализации ITIL.

  16. ITIL/ITSM. Управление уровнем сервисов (Service Level Management)

  17. ITIL/ITSM. Управление инцидентами (Incident Management)

  18. ITIL/ITSM. Управление возможностями (Capacity Management)

  19. ITIL/ITSM. Управление проблемами (Problem Management)

  20. ITIL/ITSM. Управление непрерывностью (Continuity Management)

  21. ITIL/ITSM. Управление конфигурациями (Configuration Management)

  22. ITIL/ITSM. Управление затратами (Cost Management)

  23. ITIL/ITSM. Управление релизами (Software Control & Distribution)

  24. ITIL/ITSM. Управление доступностью (Availability Management)

  25. ITIL/ITSM. Управление изменениями (Change Management)

  26. CobiT. Описание четырех доменов.

  27. CobiT. Модель зрелости.

  28. CobiT.

    1. Critical Success Factor.

    2. Key Goal Indicator.

    3. Key Performance Indicator (KPI).

  29. Взаимосвязь CobiT с другими стандартами.

  30. Взаимосвязи между MSF, MOF и требованиями бизнеса.

  31. MOF. Модель процессов.

  32. MOF. Модель команды.

  33. MOF. Модель рисков.

Авторы программы:



А.И. Олейник

А.В. Сизов
Каталог: data -> 2010
2010 -> Влияние стратегий развития компаний на динамику рынков металлопродукции
2010 -> Смысловое отчуждение в сфере образования: перспективы исследования Осин Евгений Николаевич
2010 -> Отчет по проекту, «Тенденции в учебных структурах высшего образования»
2010 -> Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей
2010 -> Перспективы использования метода биологической обратной связи в нейротерапии хронических заболеваний
2010 -> Взаимная аккультурация москвичей и мигрантов из республик Северного Кавказа и Закавказья: социально-психологический анализ
2010 -> Рефлексивно-акмеологические проблемы развития творческого потенциала человека


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет